Содержание
- 1 Страховой стаж и его юридическое значение. Виды деятельности, засчитываемые в страховой стаж
- 2 Страховой стаж и его юридическое значение. Виды деятельности, засчитываемые в страховой стаж.
- 3 Понятие и значение стажа в социальном обеспечении
- 4 5.3. Общая характеристика видов стажа в социальном обеспечении
- 5 20.3. Понятие и виды трудового стажа
- 6 Тема 4. Трудовой стаж в праве социального обеспечения.
- 7 1.2. Классификация трудового стажа
Страховой стаж и его юридическое значение. Виды деятельности, засчитываемые в страховой стаж
Страховой стаж и его юридическое значение
Право на многие виды социального обеспечения прямо зависит от участия гражданина в трудовой деятельности и уплаты ЕСН и страховых взносов, т.е. от страхового стажа.
Определение страхового стажа содержится в нескольких федеральных законах.
Так, в ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.
А в ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указывается, что страховой стаж — учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж .
Вторая формулировка является более точной, именно в ней сформулировано юридическое значение страхового стажа.
Данная формулировка не исключает возможности в качестве исключения из общего правила зачета в стаж периодов, в течение которых трудовая деятельность не осуществлялась, а взносы не уплачивались. Кроме того, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» допускает уплату взносов без занятия какой-либо трудовой деятельностью (ст. 29).
Страховой стаж имеет характеристики:
-
- количественную (продолжительность в годах);
- качественную (выражается в особенностях производственных условий — вредные, тяжелые и др.; климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность — районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним).
С учетом указанных характеристик различается и специальный (профессиональный) страховой стаж, который является частью общего страхового стажа.
Общий страховой стаж – это периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации .
Лица, имеющие право на страховую пенсию:
-
- граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- н етрудоспособные члены семей указанных выше граждан имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца (ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» );
- и ностранные граждане и лица без гражданства , постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Специальный (профессиональный) страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, в особых природно-климатических или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов.
Страховой стаж и его юридическое значение
Право на многие виды социального обеспечения прямо зависит от участия гражданина в трудовой деятельности и уплаты ЕСН и страховых взносов, т.е. от страхового стажа.
Определение страхового стажа содержится в нескольких федеральных законах. Так, в статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов. А в статье 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» указывается, что страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов.
Вторая формулировка является более точной, но и она не исключает возможности в качестве исключения из общего правила зачета в стаж периодов, в течение которых трудовая деятельность не осуществлялась, а взносы не уплачивались. Кроме того, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» допускает уплату взносов без занятия какой-либо трудовой деятельностью (ст. 29).
Страховой стаж имеет характеристики:
количественную (продолжительность в годах);
качественную (выражается в особенностях производственных условий — вредные, тяжелые и др.; климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность — районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним).
С учетом указанных характеристик различается и специальный (профессиональный) страховой стаж, который является частью общего страхового стажа.
Общий страховой стаж
– это общая суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности, при выполнении которой уплачивались страховые взносы или ЕСН, а также иных периодов, указанных в законе. Этот вид стажа имеет юридическое значение при определении права на трудовую пенсию и при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
В общий страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию, помимо периодов трудовой деятельности, включаются также периоды, когда гражданин не работал по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с военной службой по призыву, безработицей и др.). Они засчитываются в страховой, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.
Специальный (профессиональный) страховой стаж
– это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, в особых природно-климатических или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов.
Виды деятельности, засчитываемые в страховой стаж
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:
- на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР ;
- за пределами территории РФ, – в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР .
В страховой стаж наравне с вышеназванными периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются:
Данные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» .
Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных ст. 11 и 12 ФЗ «Остраховых пенсиях», при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
Другие особенности исчисления страхового стажа отдельных категорий работников установлены ст. 13 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» .
Страховой стаж и его юридическое значение. Виды деятельности, засчитываемые в страховой стаж.
Виды деятельности, засчитываемые в страховой стаж
В страховой стаж включаются
периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:
· на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР;
· за пределами территории РФ, – в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР.
В страховой стаж наравне с вышеназванными периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются
:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 3 лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом, за инвалидом I группы, ребенком‑инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.
8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.
Данные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» .
Понятие и значение стажа в социальном обеспечении
Stage – период, стадия, ступень, фаза, этап
Где встречается термин?
Термин используется в Конституции – не для целей социального обеспечения, но используется понятие стажа в качестве синонима продолжительности трудовой деятельности. Статья 119: Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. ФЗ могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.
Институт стажа существует в трудовом праве: Статья 314. «Трудовой стаж, необходимый для получения гарантий и компенсаций».
Изданы специальные постановления Правительства:
Постановление Правительства РФ от 26.06.1999 N 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда»,
Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера».
Используется термин стаж или выслуга
— ФЗ от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О службе в таможенных органах РФ». Статья 14. Сроки выслуги в специальных званиях
— ФЗ от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Статья 38. Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел;
Социальное обеспечение как вид общественной деятельности и отрасль права социального обеспечения генетически связаны с трудовыми отношениями. В связи с этим возникла потребность учета трудового или иного «деятельного» вклада через специальный институт. Регулирующие его нормы составляют самостоятельный институт права социального обеспечения.
При этом следует иметь в виду, что страховой (трудовой) стаж тесно связан с другими отраслевыми институтами. Так, страховой (трудовой) стаж является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений, правоотношений по предоставлению отдельных видов пособий, а также социальных льгот (например, предусмотренных ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»).
Самое распространенное и фактически базовое понятие в этом институте – трудовой стаж это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности граждан, необходимый для получения определенных видов социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации, надбавки к какой либо выплате).
Трудовой стаж (в отличие от страхового) имеет как количественную, так и качественную характеристики. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность, качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.).
Как стаж влияет на правоотношения ПСО?
Стаж имеет крайне важное значение в праве социального обеспечения. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения, так как право на многие виды пенсий поставлено в зависимость от участия граждан в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое оформление через институт трудового (страхового) стажа.
В одних случаях от наличия или продолжительности трудового стажа зависит:
— само право на материальное обеспечение,
— в других — его размер,
— в третьих — и то и другое.
***При отсутствии необходимого стажа лицо не может претендовать на страховую пенсию, тогда надо обращаться за пенсиями по ГПО (социальные пенсии).***
5.3. Общая характеристика видов стажа в социальном обеспечении
• периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной деятельности, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горно-спасатель- ной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
• периоды творческой деятельности членов творческих союзов писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
• служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период Гражданской и Великой Отечественной войн;
• периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в течение работы, и период пребывания на инвалидности I и II групп, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
• период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
• периоды получения пособий по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Таким образом, содержание общего трудового стажа резко сужено по сравнению с ранее действовавшим пенсионным законодательством. В общий трудовой стаж не включены периоды обучения; проживания граждан в районах, временно оккупированных во время войны; проживания в г. Ленинграде в период его блокады; ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, престарелым; ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения; проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться; проживания за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций и др.
Отсутствие необходимой преемственности в правовом регулировании трудового стажа влечет за собой пересмотр размеров пенсий для самых разных категорий пенсионеров, в том числе весьма преклонного возраста. Из общего трудового стажа исключены периоды, связанные с историей нашей страны. Лица, пережившие репрессии, блокаду, оккупацию, крайне обостренно воспринимают данные нововведения.
Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производится конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан.
2. Специальный трудовой стаж:. Он дает возможность понизить пенсионный возраст при наличии установленного страхового стажа. Правила его исчисления регулируются различными нормативными актами, такими как Законы о трудовых пенсиях, о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.
Для удобства особые условия труда разделены на две группы в виде списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии. Эти списки утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». Это постановление действует в настоящее время с разъяснениями по его применению, утвержденными постановлением Минтруда России от 30.09.1997 № 51.
Мужчинам и женщинам, условия труда которых соответствует списку № 1 (подземные работы, работа во вредных условиях и горячих цехах), данная пенсия устанавливается по достижении ими соответственно 50 и 45 лет, если они проработали в этих условиях не менее соответственно 10 и 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет.
При соответствии условий труда списку № 2 (работа в тяжелых условиях) пенсионный возраст увеличивается на пять лет по сравнению с возрастом, предусмотренным в списке № 1, а продолжительность трудовой деятельности — на два с половиной года либо более. Страховой стаж должен составлять соответственно не менее 25 и 20 лет (ст. 27 Закона о трудовых пенсиях).
Условия назначения досрочной трудовой пенсии применяются в том случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 01.01.2003. А в случае назначения трудовой пенсии по старости в период с 01 по 31.12.2002 — на день, с которого назначается эта пенсия. Работникам, которые проработали на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для их выполнения после 01.01.2003, устанавливаются профессиональные пенсии, которые должны регулироваться соответствующим федеральным законом, однако к настоящему времени он еще не принят.
3. Выслуга лет. Она представляет собой установленную федеральными законами продолжительность военной службы, службы и работы в правоохранительных органах, а также иной общественно-полезной деятельности, приравниваемой к указанной службе (работе), дающая право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения со службы (работы), в связи с которой назначается пенсия.
В соответствии со ст. 7, 8 Закона о пенсионном обеспечении пенсии за выслугу лет назначаются федеральным государственным и военнослужащим.
До 01.01.2002 круг лиц, которым могла быть назначена пенсия за выслугу лет, был широк. К ним относились учителя, врачи, работники гражданской авиации и пр. Новое пенсионное законодательство до принятия закона о профессиональных пенсиях сохранило этим категориям работников право досрочного назначения пенсии (трудовой пенсии по старости), условия назначения которой изложены выше.
Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами местного самоуправления.
Помимо федеральных государственных служащих право на пенсию за выслугу лет в настоящее время имеют:
• военнослужащие, лица, проходившие службу в органах внутренних дел, противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (ст. 5 Закона о пенсионном обеспечении, ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу);
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
• прокуроры, следователи, научные и педагогические работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);
• сотрудники налоговой полиции (ст. 55 Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных.веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»);
• сотрудники федеральной фельдъегерской связи (ст. 10 Федерального закона от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»).
Следует отметить, что со дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (с 01.01.2002) утрачивают силу Закон РФ от 20.12.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 21.07.1997 № 113-Ф3 «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы и нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей названному Федеральному закону.
4. Непрерывный трудовой стаж:. Он представляет собой продолжительность последней непрерывной трудовой деятельности в одной организации (на предприятии, в учреждении) или нескольких при условии, что при переходе с одного места работы на другое перерыв не превышал установленных законодательством сроков.
Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию утверждены постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252.
Указанные Правила определяют непрерывный трудовой стаж как продолжительность последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации с зачетом в него времени предыдущей работы или иной деятельности в случаях, предусмотренных в этих Правилах.
Предыдущая работа на данном предприятии, в учреждении, организации или иная деятельность включается в непрерывный стаж в случаях, если:
1) при переходе с одной работы на другую перерыв в работе не превысил одного месяца. При увольнении после 01.09.1983 по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, если перерыв в работе не превысил трех недель;
2) перерыв в работе не превысил двух месяцев:
а) при поступлении на другую работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;
б) при поступлении на работу в РФ после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях РФ за границей или международных организациях и некоторых других случаях;
3) перерыв в работе не превысил трех месяцев:
а) при поступлении на работу лиц вследствие ликвидации предприятий, сокращения численности или штатов работников;
б) при поступлении на работу после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, и в некоторых других случаях;
4) непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе:
а) при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;
б) при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям.
Кроме того, в п. 7 указанных Правил содержится перечень оснований прекращения трудового договора, при наличии которых непрерывный трудовой стаж не сохраняется. В нем предусмотрены следующие случаи: прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин; появление на работе в нетрезвом состоянии; утрата доверия со стороны администрации к работнику, обслуживающему денежные или товарные ценности; требование профсоюзного органа и другие действия, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы; повторное увольнение (действует после 13.12.1979) в течение календарного года по собственному желанию без уважительных причин.
В непрерывный трудовой стаж включается только продолжительность фактической работы. В отличие от общего стажа в данном случае не применяется льготное исчисление и в непрерывный стаж засчитывается время перерыва в работе только в связи с вынужденным прогулом, вызванным незаконным увольнением.
Законодательство в непрерывный трудовой стаж включает также некоторые иные виды общественно полезной деятельности (время службы в рядах Вооруженных Сил РФ, бывшего СССР и др.).
Таким образом, следует сделать вывод о том, что непрерывный трудовой стаж имеет юридическое значение:
для определения размера пособия по временной нетрудоспособности;
установления надбавок к заработной плате; предоставления дополнительного отпуска; и т.д.
20.3. Понятие и виды трудового стажа
В области социального обеспечения огромное значение принадлежит трудовому стажу. Под трудовым стажем понимается время работы в качестве работающего по найму, а также время занятий некоторыми другими видами общественно полезной деятельности.
В законодательстве различаются общий, специальный и непрерывный трудовой стаж.
Общий трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в Законе.
Суммирование периодов работы не ставится в зависимость от причины перехода с одной работы на другую. Не имеет значения и длительность перерывов в работе или иной общественно полезной
деятельности работника. При исчислении общего трудового стажа периодом работы считается все время со дня зачисления на работу до дня увольнения, включая отпуска, выходные, праздничные и другие нерабочие дни.
В общий трудовой стаж включается также служба в составе Вооруженных Сил, в органах государственной безопасности и внутренних дел, учеба в специальных и высших образовательных учреждениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности и другие периоды, указанные в законе.
Общий трудовой стаж лежит в основе назначения пенсий по старости на общих основаниях.
Как общее правило, в стаж засчитывается 1 год работы за год. В случаях, установленных в законе, применяется льготное исчисление трудового стажа.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 23 июня 1997 года «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» с 1 февраля 1998 года исчисление общего трудового стажа изменяется в случае назначения и перерасчета пенсии с учетом индивидуального коэффициента пенсионера.
При определении индивидуального коэффициента пенсионера периоды работы, военной и приравненной к ней службы учитываются календарно (т.е. без льготного исчисления). При этом из стажа исключаются периоды, связанные с учебой, уходом за ребенком, нахождением жен офицеров и дипломатов по месту службы супругов.
Остаются в общем трудовом стаже периоды военной службы, безработицы, а также временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы и инвалидность I и II групп, наступившая вследствие увечья, связанного с производством, либо профессионального заболевания.
Специальный трудовой стаж — это время работы по определенной профессии, должности, а также в особых условиях труда или климатических районах. Он имеет значение для установления различного рода надбавок (например, за выслугу лет), назначения пенсий по старости на льготных условиях, пенсий за выслугу лет и т.д. Порядок исчисления данного вида трудового стажа регулируется в зависимости от вида трудовой деятельности.
Под непрерывным трудовым стажем понимается время работы в одном и том же предприятии, учреждении, организации или в разных предприятиях, учреждениях, организациях с перерывом определенной продолжительности. Включение того или иного периода работы в непрерывный трудовой стаж зависит от оснований прекращения трудового договора.
При увольнении с работы по основаниям, связанным с виновным поведением работника (прогул, систематическое неисполнение трудовых обязанностей и др.) стаж прерывается со дня увольнения независимо от длительности фактического перерыва в работе. Если увольне-
ние с работы не связано с виновным поведением работника, непрерывный трудовой стаж сохраняется, если поступление на работу последует в течение определенного срока. Сроки поступления различны, они зависят от основания увольнения с работы. Так, при увольнении с работы в связи с сокращением численности или штата работников стаж сохраняется в течение трех месяцев. При увольнении в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность, а также в связи с переходом на пенсию по старости непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе.
В непрерывный трудовой стаж помимо трудовой деятельности могут засчитываться и другие периоды, указанные в законодательстве. Например, в непрерывный трудовой стаж засчитывается служба в Вооруженных Силах, органах внутренних дел, время обучения в училищах и школах профобразования, если перерыв не превышал трех месяцев.
Тема 4. Трудовой стаж в праве социального обеспечения.
4.1. Понятие трудового стажа и его юридическое значение.
Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж.
Трудовой стаж – суммарная продолжительность трудовой деятельности и иной общественно-полезной деятельности, а также некоторых периодов, независимо от того где и когда они имели место и были ли в них перерывы.
Выделяют следующие виды трудового стажа:
1. Общий трудовой (суммарная продолжительность трудовой деятельности, независимо от количества и продолжительности перерывов, общественно-полезной деятельности, а также иных периодов времени, специально оговоренных законодательством) — до 01.01.2002г.
Юридическое значение общего трудового стажа состоит в том, что от его продолжительности зависит размер стажевого коэффициента, учитываемого при расчете размера трудовой пенсии.
Исчисление общего трудового стажа осуществляется календарно за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода.
С учетом общего трудового стажа устанавливается:
— трудовая пенсия по старости;
— трудовая пенсия по инвалидности;
— трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
2. Специальный трудовой стаж — продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных и т.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатических районах страны, с которыми связано льготное (или по особым правилам) обеспечение трудовыми пенсиями.
Юридическое значение специального трудового стажа состоит в том, что от его наличия зависит право на досрочные трудовые пенсии по старости. Условия досрочного пенсионного обеспечения определены ст.27 ФЗ №173 « О трудовых пенсиях в РФ».
3. Непрерывный трудовой стаж – это продолжительность последней непрерывной работы на одном предприятии, учреждении, организации или на нескольких предприятиях при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков.
В содержание непрерывного трудового стажа включается только трудовая деятельность. Исключением является включение в непрерывный трудовой стаж периодов военной службы, исполнения обязанностей депутата Государственной думы, периода ухода за ребенком до 3-х лет.
В настоящее время значение непрерывного стажа утратило свою силу и от его продолжительности может зависеть только социальное обеспечение в рамках локального типа правового регулирования, т.е. в рамках отдельных организаций.
4. Страховой стаж — это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Его юридическое значение состоит в том, что он необходим для определения права на отдельные виды социального обеспечения (например: определение права на трудовую пенсию, право на получение пособия по временной нетрудоспособности).
Для приобретения права на пенсию по старости требуется не менее 5 лет страхового стажа.
Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего кормильца не менее 1 дня страхового стажа. При отсутствии страхового стажа будет назначаться не трудовая, а социальная пенсия в соответствии с Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении».
Для включения в страховой стаж периодов работы требуется соблюдение двух обязательных условий:
— выполнение этой работы или иной деятельности на территории РФ;
— уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
Если работа или иная деятельность протекала за пределами РФ, то периоды этой работы включаются в страховой стаж только в случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
К иным периодам, засчитываемым в страховой стаж для определения права на пенсию, относятся следующие:
— период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
— период получения пособия по государственному социальному страхованию при временной нетрудоспособности;
— период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
— период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
— период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
— период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Вышеперечисленные периоды засчитываются в страховой стаж при обязательном условии – им должна предшествовать либо за ними следовать работа, независимо от ее продолжительности.
При подсчете и подтверждении страхового стажа необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. №555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»
Порядок включения иных периодов в страховой стаж определен ст.11 ФЗ №173 « О трудовых пенсиях в РФ».
1.2. Классификация трудового стажа
Содержание стажа в праве социального обеспечения позволяет создать его классификацию по следующим критериям:
♦ правовым актам, регулирующим вопросы исчисления трудового стажа;
♦ условиям, при соблюдении которых с трудовым стажем связывается возникновение права на какой-либо вид социального обеспечения;
♦ роли трудового стажа как юридического факта в сложном юридическом составе;
♦ времени принятия нормативного акта, регламентирующего вопросы служебного использования стажа и т. п.
По значимости трудовой стаж для возникновения права на социальное обеспечение бывает следующих видов: а) страховой стаж; б) стаж государственной службы; в) общий стаж; г) специальный трудовой стаж (выслуга лет); д) непрерывный трудовой стаж.
Первые четыре из названных видов стажа имеют значение при установлении пенсий. Причем по своему содержанию они различаются исходя из того, о какой пенсии идет речь – страховой (трудовой) пенсии (в порядке обязательного пенсионного страхования) или государственной пенсии (пенсии по государственному пенсионному обеспечению, т. е. за счет ассигнований из государственного бюджета).
Страховой стаж – это суммарная продолжительность работы (трудовой деятельности), самостоятельной занятости граждан, а также их общественно полезной деятельности и иных периодов, за которые вносились соответствующие страховые взносы, а также иные периоды времени, признаваемые государством социально значимыми и учитываемые в порядке, предусмотренном законодательством.
Общий стаж – это суммарная продолжительность работы (трудовой деятельности), общественно полезной деятельности и иных периодов времени, когда гражданин и не работал, и не был занят общественно полезной деятельностью, но они признаются социально значимыми и необходимыми. Пенсионное законодательство теперь уже не разделяет между собой два понятия – «общественно полезная деятельность» и «иные периоды времени». Их объединили в одно понятие – «иные периоды», хотя они различаются по своему содержанию. Для уяснения и большей четкости в дальнейшем эти термины используются раздельно.
Специальный трудовой стаж – это суммарная продолжительность работы (трудовой деятельности) на производствах, в определенных профессиях, должностях с особыми условиями труда, связанных с тяжестью, вредностью, опасностью, интенсивностью, напряженностью, а также проживанием в районах с особыми природно-климатическими условиями, с которыми связывается право на досрочную трудовую пенсию. До недавнего времени в пенсионном законодательстве существовало понятие «специальный трудовой стаж», этим самым подчеркивалась качественная характеристика самого труда. Этот стаж еще называют льготным. Начиная с 1 января 2002 г. в пенсионных законах такой правовой дефиниции нет. Вместе с тем с его учетом устанавливаются досрочные пенсии по старости, например в связи с особыми условиями труда.
Стаж государственной службы – суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и исчислении размера этой пенсии.
Непрерывный трудовой стаж – это продолжительность последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации перед наступлением у работника временной нетрудоспособности, суммированная с периодами предыдущей работы или общественно полезной деятельности, на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством. С 1 января 2007 г. этот вид стажа имеет значение при обеспечении граждан пособиями по временной нетрудоспособности, если его размер оказывается выше, чем продолжительность имеющегося у него страхового стажа [64] .
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Рассмотрим стаж применительно к основным видам социального обеспечения.
Источники
- http://jurkom74.ru/ucheba/strachovoy-stazh-i-ego-iuridicheskoe-znachenie-vidi-deyatelnosti-zaschitivaemie-v-strachovoy-stazh
- http://studfile.net/preview/7298885/page:23/
- http://all-sci.net/sotsialnogo-obespecheniya-pravo/obschaya-harakteristika-vidov-staja-sotsialnom-117152.html
- http://lawbook.online/prava-pravovedenie-osnovyi/203-ponyatie-vidyi-trudovogo-41183.html
- http://studfile.net/preview/5299448/page:5/
- http://all-sci.net/sotsialnogo-obespecheniya-pravo/klassifikatsiya-trudovogo-staja-116995.html
Профильное юридическое образование, стаж работы — 12 лет.