Защита прав субъектов в праве социального обеспечения

Ответы на вопросы по теме: "Защита прав субъектов в праве социального обеспечения". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Основы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Основа социальной защиты в области соцобеспечения пенсией

В ходе реализации гражданами собственных прав, касающихся отдельных видов социального обеспечения, проявляются различные разногласия (споры) между гражданами, муниципальными органами и государством, организациями, предприятиями, учреждениями, которые предоставляют обеспечение. Они могут возникнуть в правоотношениях, устанавливающих факты, которые имеют юридическое значение и касаются предоставления соответствующих видов социального обеспечения, включая материальные правоотношения по социальному обеспечению.

Правоотношения в области установления фактов, которые имеют юридическое значение, в качестве основы спора предусматривают отказ в установке инвалидности, неудовлетворенность граждан предоставленной группой инвалидности, причиной инвалидности, и т.д., отказ в установке факта иждивенства и др.

В случае обращения за назначением пенсии, спор часто касается задержки в оформлении документации по вине работодателей или задержки по вине территориальных органов пенсионного фонда, органа военного управления, правоохранительных органов. Помимо этого, спор возникает по поводу отказа в назначении пенсии, включая несогласие человека с ее суммой и сроком назначения.

Спор также может может возникнуть на этапе выплаты пенсий, где предмет спора состоит в задержках выплаты, выплаты в меньшем размере, чем было назначено.

Проявление спорных вопросов между гражданами, с одной стороны, территориальными органами ПФР или пенсионным подразделением органов военного управления, правоохранительным органом, с другой стороны, споры могут касаться нескольких вопросов:

  • назначения пенсий,
  • расчет стажа,
  • определение суммы и выплата пенсий,
  • перерасчет, индексация, перевод с одного вида пенсии на другой,
  • расчет сумм удержаний из пенсий,
  • приостановка и прекращение выплат пенсий и др.

Особенность правовых норм

Особенность правовых норм содержания социального обеспечения кроется в том, что их подавляющее большинство содержит в себе только правомочия граждан на получение обеспечения, а также подразумевает определенные обязанности соответствующих органов предоставить данное обеспечение. Число же норм, которые предусматривают обязанности граждан в каких-либо правоотношениях по социальному обеспечению, крайне ограничено. Это нормы о выплате различных видов обеспечения и нормы, которые включают в себя конкретные правила поведения лиц, находящихся в учреждениях соц. защиты населения.

Но сказанное не означает, что в праве соц. обеспечения нет норм, которые содержали бы какие-либо правомочия иной стороны органов, предоставляющих обеспечение. Активные правомочия такие органы имеют во время решения вопросов так называемого факультативного обеспечения (что означает определенную материальную помощь, какое-либо помещение в домах-интернатах, помощь за счет средств организаций).

По форме выражения содержащихся в них правил нормы права соц. обеспечения в большинстве своем являются категорическими. Гражданские права на отдельные виды обеспечения реализуются императивно, их ограничение волей участников правоотношений, как правило не допускается.

Определенные рекомендательные нормы содержатся в составе права социального обеспечения. Их назначение служебной направленности заключается в предложении субъектам, а также органам, которые предоставляют обеспечение, наиболее целесообразного с точки зрения государства варианта поведения (то есть каких-либо доплат, компенсаций).

Среди норм права управомочивающего характера соц. Обеспечения достаточно таких, чьи диспозиции содержат льготный режим обеспечения. Такие нормы об обеспечении инвалидов и участников ВОВ, лиц, которые пострадали от радиационных воздействий, реабилитированных, лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми трудовыми условиями. В роли льгот тут выступает определенное снижение пенсионного возраста, а также повышение размера самой пенсии.

В праве социального обеспечения регулирование имеет достаточно важное место, так как именно при помощи такого способа происходит своего рода воздействие на поведения людей, как позитивное обязывание. В нормах такой отрасли есть обязывания, которые в свое время адресованы именно органам, предоставляющим обеспечение. Из-за этого способ запрещения в данной ситуации применяется очень редко, а число норм запрещающего характера ограничено.

Опираясь на эту информацию, можно выделить следующие черты метода права обеспечения социальной направленности.

О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: 4 шага к их разрешению

Дата публикации: 17.02.2016 2016-02-17

Статья просмотрена: 4825 раз

Библиографическое описание:

Костюков А. А. О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: 4 шага к их разрешению // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 566-568. — URL https://moluch.ru/archive/108/26161/ (дата обращения: 12.03.2020).

Lex est tutissima cassis; sub clypeo legis nemo decipitur

(лат.: Право есть безопаснейший шлем; под защитой права никто не бывает обманут)

Государство, как гарант социальных прав граждан, играет решающую роль в жизни страны посредством последовательно проводимой им социальной политики. Формирование гражданского общества и эффективного социального пространства предполагает для граждан наличие гарантий в области социального обеспечения. Юридические гарантии занимают особое место в системе гарантий права на социальное обеспечение и включают в себя все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека, и гражданина. Как правило, потребность в защите права на социальное обеспечение возникает:

  1. в случае его нарушения;
  2. в случае создания препятствий на пути его реализации;
  3. в случае отказа в признании за лицом этого права;
  4. в случае неисполнения обязанности по предоставлению права.

Право соцобеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям, на данный момент имеет довольно сложную систему юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно отношения:

  1. по поводу денежных выплат;
  2. по поводу натуральных видов социального обеспечения;
  3. процедурного и процессуального характера.

Такое разнообразие источников права соцобеспечения предопределяет возможность охарактеризовать только в основополагающие акты, в которых закреплены права граждан на те или иные виды социального обеспечения, где отражаются требования и условия предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Конституция Российской Федерации, как база для развития всего федерального законодательства, формулирует конституционные положения по социальным вопросам были с учетом всех ратифицированных международно-правовых актов в этой сфере. Вместе с тем, вопросы их реализации и защиты пока не достигли должного для социального государства уровня. Определенно, поиск баланса между потребностями общества в социальной сфере и выделением финансовых средств на эти цели очень часто зависит от позиции федерального законодателя.

Читайте так же:  Как производится перерасчет пенсии при увольнении

Если социальное государство предполагает гарантии социальных прав гражданина, следовательно, у него имеются соответствующие обязанности, например, как:

  1. охрана труда и здоровья людей;
  2. МРОТ;
  3. обеспечение государственной поддержки семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;
  4. развитие системы социальных служб;
  5. установление пенсий, пособий и иных гарантии социальной защиты.

Однако, законодательство, как правило, редко учитывает современную юридическую доктрину, поэтому нормативные акты в сфере регулирования социальных прав имеют пробелы и противоречия. Из-за этого, перед реализацией социальных прав в России встаёт ряд проблем, о коих свидетельствует обширная судебная практика [4] [5].

Одним из наиболее непростых вопросов соцзащиты, пожалуй, следует назвать защиту материнства и детства. Ст. 38 Конституции Российской Федерации [1] закрепляет институт защиты материнства и детства. Воспитание детей — право и обязанность родителей. Однако законодательству в этой сфере, в силу большого количества нормативно-правовых актов, не хватает системности, акты разобщены и носят разрозненный характер. Так, например, СК РФ в ст. 139 [2] обязует некоторых лиц сохранять тайну усыновления без каких-либо условий, только в силу наличия самого факта усыновления и запрета разглашать против воли усыновителей, а УК РФ в ст. 155 [3] установлена ответственность за разглашение тайны лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений. Подобные противоречия строят препятствия применению охраны прав лиц, так как, привносят некоторые характеристики, условия в отношении тайны — ее служебный или профессиональный характер, а также корыстные или иные низменные побуждения для лица, разглашающего тайну.

Также, немалое значение имело введение права получения материнского капитала. Но, при этом, возник ряд проблем, как по срокам его получения, так и по целям расходования. Таким образом, учитывая сложившуюся правоприменительную практику, многие аспекты получения материнского капитала, нуждаются в более тщательном правовом регулировании.

Законодательство о государственных пособиях на детей до сих пор остается противоречивым. Выстроенная система социальных пособий не реагирует должным образом на изменения в сфере рынка и экономики. Немалое значение здесь играет отсутствие в социальном законодательстве таких понятий, как «семья с детьми», узким толкованием понятий «кровная семья», «семья усыновителей», что приводит к ограничению прав некоторых категорий граждан, в действительности занимающихся воспитанием и содержанием ребенка: опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей, на получение социальных пособий.

В связи с выше изложенным напрашивается вывод том, что существует необходимость принятия федерального закона о защите семьи, материнства и детства, раскрывающего содержание и разграничивающего вышеуказанные понятия и регулирующего все правоотношения в данной сфере.

Также, значительное количество проблем существует в отношении конституционно-правового регулирования соцзащиты лиц, нуждающихся в помощи со стороны государства. Конституция Российской Федерации в ст. 39 [1] гарантирует каждому социальное обеспечение как по возрасту, так и в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституцией Российской Федерации также гарантируются государственные пенсии и пособия, поощряются добровольное соцстрахование, создание дополнительных форм соцобеспечения и благотворительность.

В настоящее время правовыми источниками регулирования социальных пособий в Российской Федерации является ряд законодательных и иных нормативных актов. По мнению исследователей [6], в России пока нет достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты.

Социальная защита населения России в её новейшей истории ориентировалась на оперативное решение кризисных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку, не направлен ни на профилактику повторений кризисных ситуаций в частности, ни на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом. Что же касается законодательства в пенсионной сфере, то оно может быть признано эффективным при определенных условиях:

 если оно распространяется на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан; если в нем соблюдаются принципы равноправия и справедливости;

 если государство выполняет по отношению к гражданам взятые на себя обязательства;

 если оно не допускает снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий и обеспечивает уровень жизни нетрудоспособных, соответствующий прожиточному минимуму.

Однако, анализ действующего законодательства с учетом этих критериев свидетельствует о его невысокой эффективности.

Нельзя не обратить внимание на гарантированное ст. 41 Конституции Российской Федерации [1] право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которую оказывают бесплатно.

Под государственной охраной здоровья должно понимать совокупность мер политического, правового, экономического и медицинского характера, направленных на охрану и поддержание физического и психического здоровья граждан, а также меры поддержки в случае утраты здоровья. Несмотря на интенсивное развитие законодательства о здравоохранении, в сфере правовой охраны здоровья и медицинской помощи можно также выделить ряд проблем. Основной будет являться отсутствие полноценной правовой концепции развития медицинской отрасли. Вариант её решения состоит в дальнейшем совершенствовании нормативно-правовых актов, в области медицинской помощи и охраны здоровья, например, принятие нового федерального закона «О здравоохранении Российской Федерации» в котором будут содержатся положения, регулирующие такие аспекты, как:

  1. нехватка квалифицированных кадров;
  2. дефицит финансирования;
  3. нерациональное использование средств;
  4. износ помещений, медицинской техники и оборудования.

Также, необходимо рассмотреть вариант федерального закона о защите прав пациентов.

Обобщая всё вышесказанное, необходимо отметить, что в Российской Федерации существует значительное количество проблем в сфере реализации конституционных норм о социальной защите граждан. Прямое действие Конституции Российской Федерации означает, что её нормы должны применяться непосредственно и не требуют наличия специального нормативного акта. Однако, в связи с тем, что формулировки конституционных норм, как правило, являются слишком общими, большинство ее норм о социальных правах не может иметь прямое действие. В отдельных случаях конституционная норма устанавливает необходимость принятия федерального закона по определенным видам правоотношений.

Читайте так же:  Кто выплачивает пенсию по потере кормильца

Резюмируя проведенную работу, позволю себе сформулировать некоторые предложения по совершенствованию законодательства в области соцзащиты:

  1. положения о защите прав граждан на социальное обеспечение разбросаны в десятках международных и национальных нормативно-правовых актов. Требуется разработка основополагающего акта (например, «Основы законодательства о пенсионном обеспечении»), который бы содержал все основные принципы осуществления конституционных гарантий прав граждан на социальную защиту и положения, регулирующие непосредственно деятельность органов в этой сфере;
  2. для поддержки защиты материнства необходимо создать семейный капитал. Он может содержаться (в качестве гарантии финансового характера) в банке;
  3. необходимо закрепление вопросов ответственности пенсионных и страховых фондов, за не соответствующие действующему законодательству действия, а также действия, ведущие к необоснованному уменьшению размера пенсии, например, в основополагающем акте: «Основы законодательства о пенсионном обеспечении»;
  4. необходимо разработать реальные критерии оценки эффективности социальной политики государства. Минимальный размер пенсий, пособий, минимальная стипендия должны быть не ниже прожиточного минимума.
  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ,2015;
  2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015);
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
  4. Вялков А.И. Современные проблемы страховой деятельности населения Российской Федерации / Пенсия, 2012, № 16;
  5. Кокорев Р.А, Трухачев С.А. Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути развития / Информационно-аналитический бюллетень Фонда «Бюро экономического анализа», 2014, № 62;
  6. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) — М: ИНФРА-М, 2012.

13.1. Понятие защиты прав субъектов в праве социального обеспечения

Проблема защиты прав субъектов в данной правовой отрасли достаточно редко становится предметом специального теоретического анализа, и потому данная тема является малоизученной в теории права социального обеспечения. Однако следует отметить, что в большинстве случаев, когда такой анализ все же осуществляется, он, как правило, сводится к исследованию мер ответственности, которые несут субъекты права социального обеспечения за нарушение законодательства о социальном обеспечении, прав и законных интересов контрагента. В этой связи необходимо подчеркнуть, что меры защиты и меры ответственности – далеко не идентичные понятия.

Защита прав может рассматриваться в широком и узком смысле. В широком, политико-правовом смысле защита представляет собой систему организационно-правовых, экономических и других мероприятий, направленных на обеспечение безопасности общества и личности от внешней агрессии и угроз целостности и суверенитету государства, а также от потрясений и конфликтов социального характера внутри страны. В узком, формально-юридическом смысле под защитой понимается совокупность правовых средств и способов, обеспечивающих соблюдения субъективных прав и охрану их от нарушений, в том числе и их профилактика, а также гарантирующих реальное и эффективное восстановление нарушенных прав. Применительно к рассматриваемому вопросу категория защиты прав субъектов понимается именно в узком, формально-юридическом значении.

С учетом изложенного, следует обратить внимание на то, что меры ответственности составляют лишь один из способов защиты, поскольку наряду с мерами ответственности могут применяться и другие механизмы обеспечения интересов субъектов права социального обеспечения.

Волеизъявление граждан

Активное положение граждан, о котором говорилось ранее, влечет за собой такой факт юридической направленности, как волеизъявление граждан. Такое волеизъявление людей сочетается в данном случае с документами органов, предоставляющих обеспечение.

Для формирования определенных отношений правовой направленности по социальному обеспечению характерно также и то, что состав фактов юридического характера и время появления правоотношений, чаще всего, не могут определяться по соглашению сторон. Что же касается правоотношений по предоставлению конкретных видов обеспечения в связи с волеизъявлением граждан, они прекращаются, а также появляются в конкретно установленный нормами правового характера срок.

Правовому методу обеспечения присущи специальные специфические способы определения содержания каких-либо правоотношений. Обязанности и права субъектов в данной отрасли, зачастую, устанавливаются непосредственно именно нормами права, а не соглашением сторон.

Помимо этого, содержание отношений правового характера в большинстве ситуаций не может измениться по соглашению их участников.

Способы охраны прав субъективного порядка и обеспечения исполнения обязанностей в праве социального обеспечения обычно характеризуется следующими особенностями.

Взыскания имущественного характера в социальном праве обеспечения может быть обращено только на самих людей, которые в результате своей вины получили больше денег, чем им положено. Что же касается органов, которые занимаются предоставлением обеспечения, если происходит невыплата по их вине каких-либо денежных сумм гражданам, то процесс восстановления прав граждан производится путем выплаты причитающихся им средств. Данную выплату принудительного характера нельзя считать санкцией, так как орган соц. защиты населения не несет никакого материального ущерба, а только исполняет обязанности, которые на него возложены.

Санкции

В праве социального обеспечения существует два вида санкций. В ситуации, когда происходит невыполнением получателями пенсий и пособий возложенных на них обязанностей в составе семьи, на которую выплачивается пенсия по какому-либо определенному случаю, например, потери кормильца, то виновные лица обязаны полностью возвратить полученные ими средства, на которые они не имеют права. Но также стоит отметить, что несмотря на причиненный имущественный вред, виновные лица не несут никакого материального ущерба.

Поэтому из вышесказанного можно подвести итог, что санкции данного вида относятся к числу правовосстановительных, а не штрафных.

Санкции второго вида используются в специальной области предоставления пособий по временной нетрудоспособности. Лицам, которые нарушили конкретный режим, установленный для них врачом, или не являющимся без определенных уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр, или на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, происходит снижение пособия с того момента, как было допущено одно из нарушений. В данной ситуации, нет вреда имущественной направленности, что означает, и нет обязанности загладить этот вред. Тем не менее в показанных случаях виновные получатели пособий несут имущественный ущерб в результате применения к ним каких-либо санкций.

Читайте так же:  Удерживаются алименты с пенсии по инвалидности

В случае же, предоставления других , кроме пенсий, пособий, видов обеспечения, происходит применение специфических для каждого из них санкций. Например, к гражданам, которые достаточно часто нарушают правила внутреннего распорядка в домах-интернатах, может быть применена такая мера, как выписка из данного учреждения.

Одним из элементов отраслевого метода контроля правовой направленности является определенный порядок разрешения споров. В праве соц. обеспечения есть два основных порядка по решению споров — судебный, а также внесудебный. Поэтому, по вопросам назначения, выплаты и исчисления пенсий споры разрешаются вышестоящим органом социальной защиты населения, а при несогласии одной или обеих сторон уже судебным органом.

В самих судах происходит процесс решения споров между гражданами и органами, которые предоставляют обеспечение, об установлении фактов, которые имеют определенное юридическое значение для разрешения вопрос обеспечения социальной направленности, о причинении ущерба материального характера и о праве на какие-либо отдельные виды обеспечения.

У основных элементов есть своя определенная специфика отраслевого метода, которая находит свое выражение в специальных приемах и способах правового контролирования.

В праве обеспечения социальной направленности имеет место сочетание четырех типов нормативно-правового регулирования отношений общественного характера: муниципально (на уровне образования муниципальной направленности), централизованного (федерального), локального (на уровне каких-либо организаций), региональное (на уровне субъектов Российской Федерации).

Стоит отметить, что преобладающим способом контролирования в праве соц. Обеспечения является дозволением, а основным видом норм — нормы управомочивающего порядка, которые в свое время содержат в своих диспозициях правомочия граждан на получение различных видов обеспечения во время наличия предусмотренных в гипотезах норм условий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чаще всего, диспозиции данных норм определенны и не предусматривают никакой возможности изменения условия возникновения прав и обязанностей сторон. Такими являются нормы о возрасте для назначения пенсии, стажа работы, размера пособия и пенсии. Но при этом у дозволительных норм, диспозиции от части считаются определенными. К их числу можно отнести такие нормы, которые имеют в себе определенные возможности для граждан выбирать наиболее оптимальный вариант обеспечения: какой-то один вид пенсий из нескольких, заработок среднемесячного характера для исчисления пенсии за период, когда он был наиболее высоким. В тоже время вышеперечисленные нормы носят специальный обязывающий характер для иных участников правоотношений — органов, предоставляющих обеспечение.

Рассмотрение формы, средств и способов защиты

Юридическая литература содержит формы защиты прав, меры, средства и способы защиты.

Форма защиты является видом юридической деятельности, в ходе которой происходят охранительные правоотношения. Можно выделить непосредственную, общественную, управленческую, судебную и международную форму защиты гражданских прав.

Форму защиты можно характеризовать разрешением спорных вопросов, которые осуществляют заинтересованные субъекты (граждане и работодатели, гражданине и органы или учреждения, куда он обращается для того, чтобы установить юридический факт, представить обеспечение).

В случае общественной формы защиты прав, ее осуществляют специально сформированным правозащитным органом. Сфера социального обеспечения в качестве такого органа предусматривает работу комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию.

Форма управления для защиты прав состоит в работе органов публичной власти (государственные органы, органы местного самоуправления, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, по правам ребенка в РФ, в субъектах РФ).

Все указанные формы защиты прав граждан можно считать внесудебной формой в отличие от судебной, которая включает деятельность судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФ.

Международную защиту прав граждан осуществляют специально созданные международные компетентные органы, включая Совет по правам человека, МОТ, Суд по правам человека в Европе (Страсбург), Экономический суд СНГ и др.

Предусмотрена и более крупная классификация для форм защиты прав: юрисдикционная и неюрисдикционная. Такая классификация относит к юрисдикционным формам общественную, управленческую, судебную и международную форму.

Если рассматривать неюрисдикционную форму, то в системе социального обеспечения ее не используют. Это обусловлено тем, что реализация гражданских прав в этой области не осуществляется без участия органов государства, органов местного самоуправления, предприятий.

Неюрисдикционная форма включает процедуру медиации, применяя которую происходит урегулирование споров, которые возникают из гражданских правоотношений, включая те, которые связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью, с трудовыми и семейными правоотношениями. В соответствии с вышеизложенным, споры, которые возникают из правоотношений в области социального обеспечения, не могут быть урегулированы посредством процедуры медиации.

Понятие «способы защиты прав» литература трактует по-разному. М. Н. Малеина и Т. Ю. Барышникова полагали, что они представляют собой действия, непосредственно направленные на защиту прав. В соответствии с подобным пониманием, во-первых, происходит отождествление способов и мероприятий защиты. Во-вторых, признак «непосредственно направлены» не может являться квалифицирующим. В-третьих, не совсем ясно, кому принадлежат подобные действия: только гражданам, гражданам и органам, учреждениям и предприятиям, которые нарушили гражданские права или права третьих лиц, включая вышестоящие органы, прокуратуру и др.

Исследуя понятие «способы защиты прав», необходимо взять за основу ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, в соответствии с которой любое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не запрещается законодательно.

Способы защиты могут быть выбраны гражданином, права которого нарушены. Они заключаются в действиях, которые не запрещает законодательство. Подобные действия выражаются направлением жалоб и заявлений в органы государства, органы местного самоуправления, предприятия, а также в СМИ, устных обращений.

Способы правовой защиты исходят и от органов государства различного уровня. Так, при нарушении гражданами собственных обязанностей в правоотношениях, касающихся социального обеспечения, может приниматься решение о прекращении выплат пенсий, пособий, об удержании из пенсии, пособия, приостановлении выплаты органами государства, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями и др.

Мероприятия защиты отличаются от способов защиты тем, что представляют собой действия компетентного органа, учреждения, предприятия или должностного лица. Они используются как ответ на обращение гражданина, права которого были нарушены, или по инициативе органа, учреждения, организации и должностного лица. Система мер зависит от нескольких факторов:

  • форма правовой защиты;
  • вид нарушенного права;
  • характер нарушения прав;
  • полномочия компетентных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц, которые применяют меры защиты;
  • статус органа, учреждения, организации, должностных лиц, которые нарушают гражданские права;
  • содержание нормативных правовых актов.
Читайте так же:  Назначение и перерасчет трудовых пенсий

В число мер защиты включено признание прав, признание недействительными актов органов государства различных уровней, возмещение убытков, компенсация морального вреда, прекращение (изменение) правоотношений и др.

Признание права может проводится посредством любого компетентного органа (учреждения), включая суд, признание недействительным актов государственных органов, органа местного самоуправления осуществляется только судом; который, как правило, выносит решение о возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Средства защиты включают действия граждан, органов, учреждений, предприятий и должностных лиц. Они обладают внешним оформлением. Суд выносит решение, постановление и определение. Граждане могут подать обращение, иск. Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, должностные лица должны реагировать на обращения граждан с помощью оформления протокола, издания постановления, предписания, предостережения, протеста, представления и др.

В качестве субъекта охранительных правоотношений могут выступать гражданин; орган, организация или учреждение, которые предоставляют обеспечение; юрисдикционный орган.

Граждане имеют правомочия требований восстановить нарушенные права и возместить причиненный ущерб. Юрисдикционные органы, в свою очередь, должны удовлетворять законные требования граждан, требуя от виновных граждан, предприятий и учреждений восстановления этих прав, возмещения причиненного ущерба.

Обязанность органов, предприятий и учреждений состоит в том, чтобы выполнять решения, которые вынесены юрисдикционным органом.

Существенную роль играет проблема момента возникновения охранительных правоотношений, который зависит от времени возникновения нарушения прав граждан и места обращения граждан за защитой их прав. В одной ситуации это происходит на этапе подготовки к обращению за обеспечением, в другой — за обеспечением, то есть в ходе процедурных правоотношений. Также существуют ситуации, когда граждане обращаются за защитой своих прав в области материальных правоотношений. Тогда и происходит проявление охранительных правоотношений, которые существуют наряду с процедурными и материальными правоотношениями, но и без них.

Метод права социального обеспечения: черты, правовой статус, функции

Метод регулирования правового характера является одним из самых важных дифференцирующих критериев обособления отрасли правовой направленности. Данный метод представляет собой определенную совокупность конкретных приемов юридического воздействия на поведение.

Стоит отметить, что важнейшие черты метода права социального обеспечения, как и какой-либо другой основной отрасли, выражаются в специальном правовом положении субъектов, основаниях формирования правоотношений, способах, которые в свое помогают определить содержание правоотношений, а также способах защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей.

Защита прав граждан в области соц. обеспечения

Споры в сфере назначения гражданам пособий связаны с различными вопросами и возникают между гражданами и соответствующими органами, учреждениями и предприятиями.

В случае назначения пособия по временной нетрудоспособности, включая пособия, назначенные по причине беременности и родов, граждане должны вступить в отношения с мед. организациями для того, чтобы установить факт временной нетрудоспособности, со страхователем (работодателем) для назначения и выплаты пособия. Подобные споры появляются по причине отказа в выдаче листка нетрудоспособности, включая срок, на который он выдан, отказа в назначении пособий, несогласия человека с суммой пособий и сроком их выплат, задержкой выплат со стороны страхователей (работодателей).

Разногласия между страхователями и застрахованными лицами также могут возникнуть в случае расчета страхового стажа, назначения и выплаты ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за детьми до 1,5 лет и др.

Споры, касающиеся ежемесячных пособий на детей, возникают между гражданином и органами соц. защиты населения субъектов РФ по отказу в назначении пособия, расчету среднедушевого дохода семьи, суммы пособий, задержек в их выплате.


Споры, которые касаются предоставления социальной помощи со стороны государства, могут возникать между малоимущим гражданином (семьей) и органом соц. защиты населения субъектов государства. Они могут быть связаны с отказом предоставить помощь, исчислением средней суммы дохода на душу, суммой и видом помощи, задержкой в предоставлении и др.

Существует целая группа споров, возникающих между гражданами и органами, учреждения и предприятиями. Они связаны с вопросами социальной поддержки. Здесь можно говорить о ежемесячных денежных выплатах, системе социальных услуг, включая дополнительную медицинскую помощь, санаторном и курортном лечении, обеспечении лекарствами, проезде на транспорте.

Существуют споры и по другим вопросам социального обеспечения, включая социальное обслуживание, медицинскую помощь, дополнительное социальное обеспечение и др.

В нашей стране конституционно закреплена обязанность государства в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции, государственную защиту прав и свобод, которая предусмотрена для человека и гражданина в Российской Федерации, гарантирует закон. Он гласит, что каждое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не вступает в противоречие с законом, то есть граждане, права которых нарушены в области социального обеспечения, вправе отстаивать их в рамках законодательства и по собственному усмотрению.

Юридические гарантии защиты прав для граждан более конкретно устанавливают другие статьи Конституции РФ.

Внесудебная защита прав граждан в сфере социального обеспечения рассматривается 33 статьей, в соответствии с которой граждане РФ имеют право личного обращения, направления индивидуальных и коллективных обращений в органы государства и органы местного самоуправления.

Реализация гражданских прав тесно взаимосвязана с их защитой, которая представляет собой деятельность в сфере устранения препятствий при исполнении субъективных нрав. В этом процессе принимают участие граждане, государственные и муниципальные органы и прочие субъекты.

Если принимать более широкий подход, то можно выделить правовой механизм защиты, предусмотренный для субъективных прав и интересов, которые охраняются законом. Он состоит в системе правовых средств, посредством которых происходит обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, защита интересов, решение споров и устранение прочих препятствий в ходе реализации субъективного права.

Читайте так же:  Пенсия по инвалидности 3 группа отзывы

Правовой статус

Правовой статус субъектов в праве социального обеспечения порядка характеризуется такими чертами. Граждане в нем выступают в роли носителей правомочий, которые имеют связь с применением материальных благ, а также услуг из фондов, которые являются федеральной собственностью, государственной собственностью субъектов Российской Федерации, собственностью муниципальной направленности, частной собственностью лиц юридического характера. Поэтому, в данном случае по существу нет определенного равенства сторон (граждан, и органов, предоставляющих обеспечение), которое в свое время давало бы им возможность своим положением определять объем их прав. Тем не менее мы не видим в данных отношениях правового характера и подчиненности граждан по отношению к органам социальной защиты населения. Помимо этого, их положение по отношению к последним можно считать активным. Далее, какой-либо свободой распоряжения правами обладают только граждане, в то время как имущественные обязанности в большинстве случаев, возлагаются на органы социальной защиты населения. Для положения органов защиты социальной направленности населения считается характерным также определенное ограничение диспозитивности, а также усмотрения.

Отсюда можно сделать вывод, что есть все необходимые основания для того чтобы можно было говорить о специфическом правовом статусе субъектов в праве социального обеспечения — о главной черте метода отрасли в целом. Такая черта выражается в отсутствии как равенства, так и подчиненности между ними.

Функцию фактов юридической направленности в праве обеспечения социального характера исполняют такие жизненные обстоятельства и состояния, как достижения возраста, когда начинается получение пенсии, наличие определенного трудового стажа конкретной продолжительности, наступление постоянной или же временной потери трудоспособности, беременность, роды, рождение ребенка.

Отношения правовой направленности по соц обеспечению в своей основе появляются во время наличия специальной совокупности юридических фактов (а точнее фактического состава). При этом наступлению каких-то отдельных обстоятельств в жизни, имеющих юридическое значение, сопутствуют определенные специфические последствия: утрата дохода или же заработка, расходы, которые можно считать повышенными, понижение способности к труду за который собственно происходит оплата.

13.2. Формы защиты прав субъектов в праве социального обеспечения

Длительное время и в теории, и на практике высказываются суждения о том, что в праве социального обеспечения закреплены и существуют собственные меры ответственности в виде самостоятельного структурного элемента системы права социального обеспечения. Не следует, однако, отождествлять способ защиты прав и интересов субъектов, какой является юридическая ответственность, и отраслевую принадлежность правовых норм, их устанавливающих. Нужно исходить из того, что по своей правовой природе и функциональным характеристикам нормы, устанавливающие юридическую ответственность, являются не социально-обеспечительными, а административно-правовыми, уголовно-правовыми или гражданско-правовыми в зависимости от степени и характера общественной опасности (вредности) деяния, составляющего диспозицию соответствующих предписаний.

Некоторые ученые-правоведы и юристы-практики наряду с административной ответственностью выделяют также и финансово-правовую ответственность и соответствующие нормы, ее устанавливающие.

Сущность юридической ответственности как способа защиты прав, по общепринятому в теории права мнению, заключается в государственно-правовом характере принуждения, наступает за совершенное правонарушение, применяется в определенном процессуальном порядке и выражается в отрицательных (негативных) для правонарушителя последствиях личного, имущественного или организационного характера.

Иные способы защиты прав субъектов в праве социального обеспечения не обладают суммой аналогичных юридической ответственности признаков. Среди них можно выделить, в частности, следующие:

 признание или подтверждение права субъекта юрисдикционным органом;

 предупреждение или пресечение противоправного поведения;

 прекращение или изменение содержания правоотношения в интересах стороны, чье право нарушено;

 приведение субъектов в первоначальное состояние

и некоторые другие.

Все перечисленные способы защиты выражаются в определенных процедурных и процессуальных формах, и по этому принципу делятся на две группы:

 способы защиты прав, выраженные в юрисдикционной форме;

 способы защиты, выраженные в неюрисдикционной форме.

В случае если пенсионер не имеет права на пенсию вследствие предоставления недостоверных сведений, причиненный ущерб возмещается в гражданско-правовом порядке по нормам ст. 1102 ГК РФ о неосновательном обогащении.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11 августа 2004 г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании».

Юрисдикционная форма заключается в использовании судебного или административного порядка защиты прав и интересов субъектов с привлечением уполномоченных государственных органов или должностных лиц. Судебная форма защиты является универсальной, что вытекает из положений ст. 46 Конституции РФ. В судебном порядке могут быть обжалованы любые действия субъектов социально-обеспечительных правоотношений. Административный порядок применяется только для защиты прав нуждающихся в социально-обеспечительных правоотношениях и в большинстве случаев является альтернативным судебному.

Неюрисдикционная форма защиты прав субъектов выражается в совершении самостоятельных действий и применении мер оперативного воздействия в отношении контрагента в пределах, предусмотренных законодательством, без обращения в юрисдикционные органы. Примером такой формы защиты прав являются, в частности, положения п. 2 и 3 ст. 25 и ст. 26 Закона о трудовых пенсиях, позволяющие пенсионному органу производить удержания из пенсии излишне выплаченных пенсионеру сумм в связи с предоставлением недостоверных или несвоевременных сведений, влекущих перерасход средств на выплату пенсии. Данный порядок является универсальным в рамках пенсионного обеспечения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимо подчеркнуть, что приведенный пример не представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности в силу того, что лицо, получившее излишние суммы, возвратив данные средства, только восстановит существовавшее изначально правовое положение, но не понесет никаких ограничений в отношении своих имущественных прав (что является необходимым элементом ответственности), поскольку данные средства ему изначально не принадлежали. Со стороны пенсионного органа данные действия можно оценить как предусмотренный законодательством способ самозащиты права.

Источники

Защита прав субъектов в праве социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here