Виды общественных отношений регулируемых правом социального обеспечения

Ответы на вопросы по теме: "Виды общественных отношений регулируемых правом социального обеспечения". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Субъекты и объекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения

Субъекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из (иное толкование правосубъектности в соответствии с ТГП):

  1. правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению);
  2. дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности);
  3. деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т. д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная , а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т. д.).

Таким образом, начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению , например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

Абсолютное большинство граждан — субъектов правоотношений по социальному обеспечению — это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на российском производстве, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.

Субъекты права социального обеспечения — это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.

Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны — гражданина, а по некоторым видам — семью. Так, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной защиты населения.

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть:

  1. государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;
  2. органы службы занятости (по пособиям по безработице);
  3. органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);
  4. органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;
  5. органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);
  6. исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом);
  7. органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т. д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами.

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

  1. отношения по поводу денежных выплат;
  2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
  3. отношения процедурного характера;
  4. отношения процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Международные договоры и конвенции

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Читайте так же:  Какого числа выплачиваются детские пособия

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  • Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и т.д.

Подзаконные нормативные акты

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления . Цель локальных актов — устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое «ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ» в других словарях:

Право социального обеспечения — Содержание 1 Предмет права социального обеспечения … Википедия

Социального обеспечения соглашения — международные соглашения, регулирующие порядок социального обеспечения (См. Социальное обеспечение) граждан одной страны на территории другой страны, а также собственных граждан за границей. В 20 в. миграция населения привела к… … Большая советская энциклопедия

Министерство труда и социального обеспечения Ирана — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Право на социальное обеспечение — Право на социальное обеспечение одно из социальных прав человека; право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, по безработице,… … Википедия

Право — Фемида греческая богиня справедливости, а также символ правосудия У … Википедия

Право На Социальное Обеспечение — одно из основных трудовых прав работников (ч.3 ст.2 КЗоТ). Оно означает гарантированную государством возможность получения определенных видов денежного дохода и социальных услуг за счет средств государственного социального страхования в случае… … Словарь бизнес-терминов

Право на труд — в Конституции СССР, 1936 Право на труд одно из экономических прав человека. Признано в статье 23 … Википедия

Право на возвращение — Право на возвращение законодательный принцип международного права, встречающийся в Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах, предоставляющий право вернуться в родную страну. Право на… … Википедия

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных трудовых прав работников (ч.3 ст.2 КЗоТ). Оно означает гарантированную государством возможность получения определенных видов денежного дохода и социальных услуг за счет средств государственного социального страхования в случае… … Энциклопедия трудового права

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — разновидность основных социальных прав, предполагающая гарантированное законом предоставление государством средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Право социального обеспечения в России

Понятие источника права социального обеспечения

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Общая характеристика процедурных правоотношений по социальному обеспечению

Как основных материальных, так и предшествующих им процедурных правоотношений может быть столько, сколько существует видов пенсий, пособий, компенсаций и услуг, поскольку каждый вид обеспечения, реализация права на него характеризуют объекты этих правоотношений.

Процедурные правоотношения обслуживают основные материальные правоотношения по социальному обеспечению, существуют для их установления или изменения.

Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:

  1. отношения по установлению юридических фактов , наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;
  2. отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т. д.).
Читайте так же:  Пособие за рождение ребенка в ленинградской области

Процедурные правоотношения являются правоприменительными , связанными с реализацией материальных отношений. Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение заинтересованного лица или его представителей с просьбой удостоверить конкретный факт. При этом гражданин имеет не только право требовать от компетентных государственных органов рассмотрения своей просьбы, но несет обязанности по предъявлению доказательств наступления необходимых юридических фактов.

Процедурные правоотношения являются длящимися. Они прекращаются вынесением решения о наличии или об отсутствии обстоятельств, имеющих юридическое значение, о назначении пенсии или отказе в этом.

Важнейшую роль в процедурных правоотношениях играют сроки, в течение которых должны выполняться юридические действия. Пропуск сроков без уважительных причин влечет отказ в предоставлении соответствующего вида социального обеспечения.

Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению

В теории права правоотношение рассматривается как охраняемое государством общественное отношение, возникающее, как правило, вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующееся наличием субъективных прав и юридических обязанностей его участников.

Правоотношение по социальному обеспечению — урегулированное нормами права социального обеспечения отношение граждан с органами, фондами, организациями или судом по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций, предоставлению социальных услуг, оказанию медицинской помощи, а также по разрешению споров о социальном обеспечении.

С учетом финансовых источников, гарантирующих социальное обеспечение, правоотношения по социальному обеспечению могут быть классифицированы, например, на правоотношения по:

1) государственному социальному обеспечению за счет:

бюджетных средств; средств государственных внебюджетных фондов.

2) негосударственному социальному обеспечению за счет:

средств предприятий, организации; средств негосударственных пенсионных фондов.

Исходя из характера и целей, правоотношения по социальному обеспечению можно разделить на три вида:

  1. (основные материальные правоотношения, возникающие по поводу выплаты назначенных пенсий, пособий, компенсаций, страховых выплат и оказанию социальных услуг и медицинской помощи. Эти отношения являются ядром системы правоотношений по социальному обеспечению;
  2. процедурные правоотношения, обслуживающие основные материальные правоотношения и предшествующие им. Эти правоотношения предполагают установление юридических фактов для возникновения права на определенный вид социального обеспечения и назначение или отказ в назначении социального обеспечения;
  3. процессуальные отношения, возникающие по поводу нарушенного права граждан на социальное обеспечение при оспаривании или обжаловании действий органа или должностного лица. Процессуальные отношения являются следствием неправомерного поведения субъектов и выполняют охранительную функцию.

Право на каждый вид социального обеспечения реализуется в конкретном правоотношении. Поэтому основные материальные правоотношения классифицируют по видам обеспечения следующим образом:

  1. пенсионные правоотношения;
  2. правоотношения по выплате пособий и социальных компенсаций;
  3. правоотношения по социальному обеспечению граждан, пострадавших на производстве, и их семей;
  4. правоотношения по социальному обслуживанию;
  5. правоотношения по оказанию медицинской помощи и лечению.

В свою очередь, каждый из пяти видов правоотношений можно классифицировать по конкретным видам социального обеспечения.

Так, в пенсионных правоотношениях выделяют правоотношения по выплате пенсий по старости, по инвалидности, по потере кормильца, пенсий за выслугу лет.

Правоотношения по выплате пособий и социальных компенсаций можно классифицировать на следующие виды: по выплате пособий по временной нетрудоспособности, по выплате пособия по беременности и родам, по выплате пособия по безработице, по выплате пособия на погребение и другие.

Правоотношения по социальному обеспечению граждан, пострадавших на производстве, и членов их семей могут возникать по поводу выплаты единовременной и ежемесячной страховой выплаты, а также возмещения дополнительных расходов, связанных с реабилитацией пострадавшего.

Правоотношения по социальному обслуживанию могут быть классифицированы на правоотношения по содержанию нетрудоспособных в социальных учреждениях, по оказанию услуг в полустационарных условиях, по социально-бытовому обслуживанию одиноких нетрудоспособных граждан на дому социальными работниками.

Правоотношения по оказанию медицинской помощи и лечению можно классифицировать по видам услуг следующим образом: услуги по медицинскому обслуживанию, оказание лекарственной помощи, услуги по санаторно-курортному лечению.

Субъекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают: физическое лицо и государственный орган (или учреждение), которые являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Среди физических лиц следует назвать граждан Российской Федерации. Помимо них, субъектами могут быть также лица без гражданства, беженцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений.

Семья является субъектом пенсионных правоотношений по случаю потери кормильца в рамках всех организационно-правовых форм социального обеспечения.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению гражданин должен обладать правосубъектностью, в содержании которой существует три структурных элемента:

1) правоспособность (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению);

2) дееспособность (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности);

3) деликтоспособность (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т. д.).

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению.

Абсолютное большинство граждан — субъектов правоотношений по социальному обеспечению — это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступают различные государственные органы. К их числу относятся:

1.органы министерства труда и социального развития;

2. органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.);

3.государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;

4. органы службы занятости (по пособиям по безработице);

5. органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);

6. органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;

7. органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором);

8. исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом).

Право социального обеспечения как отрасль права. Предмет и метод права социального обеспечения

Данная отрасль права, как и любая другая самостоятельная отрасль, имеет собственный предмет и метод правового регулирования.

Читайте так же:  Как долго делают перерасчет пенсии после увольнения

Предмет права социального обеспечения – это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.

Предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений: 1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме ( пенсии, пособия, компенсационные выплаты); 2) отношения по предоставлению различных социальных услуг ( социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан); 3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут. Это вспомогательные отношения, которые объективно необходимы для нормального функционирования материальных отношений.

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так и приемы, специфичные для данной отрасли.

Вопрос №15 Субъекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения.

Субъекты права социального обеспечения — это потенциальные участники правоотношений, т. е. те лица, которые могут быть носи­телями юридических прав и обязанностей. Субъект же правоотношения по социальному обеспечению — это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Таким образом, любой субъект такого правоотношения — это всегда субъект права социального обеспечения, но не всякий субъект права — участник конкретного правоотношения по социальному обеспечению.

Поскольку субъект правоотношения — это и субъект права, необходимо остановиться на видах субъектов права социального обеспечения. Прежде всего к ним относятся физические лица — граждане, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, лица с двойным гражданством, за которыми закон признает право при наступлении соответствующих обстоятельств стать субъектами правоотношений по социальному обеспечению.

Другим субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступает государственный орган, к компетенции которого отнесено осуществление социального обеспечения. По поручению государства это может быть и другой уполномоченный орган (например, работодатель, обязанный предоставлять работнику в случае его болезни пособие по временной нетрудоспособности, а в случае декретного отпуска — пособие по беременности и родам).

Для того чтобы субъект права социального обеспечения превратился в субъекта правоотношения по социальному обеспечению, должны появиться определенные жизненные обстоятельства, с которыми связаны конкретные правовые последствия — юридические факты. Именно юридические факты приводят в действие соответствующие нормы права, которые возлагают на данных субъектов права юридические обязанности и предоставляют им юридические права, делая их тем самым участниками правоотношения.

Классификация источников права социального обеспечения

  1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия:
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт;
  4. по форме акта:
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам.

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Общая характеристика процессуальных правоотношений по социальному обеспечению

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении каких-либо пенсии, пособия, социальной услуги).

Процессуальное правоотношение может быть двух видов в зависимости от того, кто является его вторым субъектом, рассматривающим спор:

  1. правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом социальной защиты , которому обжалуются действия нижестоящего органа;
  2. правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора, если гражданин (семья) обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечение.

Процессуальное правоотношение возникает лишь тогда, когда возникает спор между субъектами основного или процедурного правоотношения и гражданин (семья) обращается в вышестоящий орган социальной защиты или (после этого) в суд .

При рассмотрении спора вышестоящим органом государственного управления (например, органом социальной защиты или органом здравоохранения) возникают административно-процессуальные, а при рассмотрении спора судом – гражданско-процессуальные правоотношения, которые регулируются соответствующими отраслями права.

Источники права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Объекты правоотношений по социальному обеспечению

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага.

В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).

В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечени я, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение .
Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то и их объектом является обеспечение реализации данного права, т.е. назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

Именно на это и направлено все содержание конкретного правоотношения т.е. субъективные права и обязанности его субъектов.

Читайте так же:  Виды работ на досрочную пенсию


Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).

Юридические факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении — это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты — действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

Вопрос 15. Субъекты общественных отношений, регулируемых псо.

Одним из участников таких правоотношений всегда является физическое лицо (гражданин, лицо без гражданства, иностранный гражданин), а другим – гос. орган или по поручению гос-ва иной орган (уполномоченный орган).

Непременное условие для того, чтобы устать участником правоотношения, является обладанием таким юр. качеством, как правосубъектность. В составе правосубъектности – правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – обусловленная правом способность лица иметь субъективные юр. права и обязанности, т.е. быть участником правоотношения.

Дееспособность – обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействиями) приобретать субъективные юр. права и обязанности, осуществлять и прекращать их.

В теории права выделяется правосубъектность общая, отраслевая и специальная.

Главным аргументом при определении вида правосубъектности граждан в ПСО является гарантированность соц. обеспечения каждому как члену общества и как работнику в силу обязательного соц. страхования. Предоставление соц. обеспечения каждому члену общества вне всякой связи с его трудом влечет за собой возникновение соответствующего правоотношения, субъектом которого может стать любое лицо. В данном случае имеет место общегражданская правоспособность, возникающая с момента рождения человека. Дееспособность, как и в гражданском праве может быть отъединена от правоспособности, и право на соц. обеспечение до наступления общегражданской дееспособности может быть реализовано законным представителем управомоченного лица. Так, право ребенка, не достигшего 3х лет, на бесплатную лекарственную помощь реализуется в правоотношении одним из его родителей либо иным законным представителем.

Субъектами правоотношений, возникающих в связи с предоставлением того или иного вида обеспечения в порядке обязательного соц. страхования, могут быть только лица, подлежащие либо ранее подлежавшие обязательному (добровольному) соц. страхованию (или семья застрахованного). В этом случае необходима, следовательно, спец. правоспособность, кот. возникает с момента начала уплаты страховых взносов в фонды соц. страхования. Одновременно с возникновением спец. правоспособности возникает и спец. дееспособность. Напр., достигший 14 лет подросток, с кот. заключен трудовой договор, самостоятельно реализует право на пособие по временной нетрудоспособности, право на трудовую пенсию по инвалидности и т.д.

Разновидностью дееспособности является деликтоспособность – способность лица нести юр. ответственность (исполнять соответствующие юр. обязанности) за совершенные правонарушения. В ПСО деликтоспособность граждан как субъектов правоотношений неразрывно связана с их общей или спец. дееспособностью.

Наиболее широкий правовой статус имеют граждане. Он формируется из правосубъектности и конституционных прав и обязанностей, кот. по Конституции РФ составляют основы правового статуса личности (гл. 2 Конституции). Правовой статус граждан равен для всех. В теории права предлагается наряду с понятием «правовой статус» выделять понятие «правовое положение», кот. определяется как правовым статусом субъекта, так и совокупностью конкретных субъективных прав (напр., правом на получение пенсии определенного вида, в установленном законом размере и т.д.).

Правосубъектность дает юридическую возможность вступить в правоотношение, стать носителем конкретных юр. прав и обязанностей, т.е. приобрести конкретное правовое положение.

Лица, кот. по закону могут быть участниками правовых отношений, называются субъектами права. Субъекты ПСО – это потенциальные участники правоотношений, т.е. лица, кот. могут быть носителями юр. прав и обязанностей. Субъект же правоотношения по соц. обеспечению – это субъект права, кот. реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правоотношения по соц. обеспечению. Таким образом, любой субъект такого правоотношения – это всегда субъект ПСО, но не всякий субъект права – участник конкретного правоотношения по соц. обеспечению.

Виды субъектов ПСО.

Физ. лица – граждане, в т.ч. иностранные граждане и лица без гражданства, лица с двойным гражданством, за кот. закон признает право при наступлении соответствующих обстоятельств стать субъектами правоотношений по соц. обспечению.

Др. субъект – гос. орган, к компетенции кот. отнесено осуществление соц. обеспечения. По поручению гос-ва это может быть и др. уполномоченный орган (напр., работодатель, обязанный предоставлять работнику в случае его болезни пособие по временной нетрудоспособности, а в случае декретного отпуска — пособие по беременности и родам.

Общая характеристика процедурных и процессуальных правоотношений по социальному обеспечению

Вопрос №16 Источники права социального обеспечения.

Источники права социального обеспечения — это различные норма­тивные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям: 1) по степени их важности и субординации, т. е. по юридической силе; 2) по сфере их действия; 3) по органам, принявшим нормативный правовой акт; 4) по форме акта; 5) по правовым институтам; 6) по источникам финансирования; 7) по содержанию нормативных правовых актов.

По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. Законы, в свою очередь, делятся на виды. Особое место среди них занимает Основной закон государства, который называется конституцией.

По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, приказы, разъяснения Минтруда России, Миграционной службы и др

По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

В особый вид выделяют также кодифицированные законы — это крупные акты, предназначаемые для комплексного регулирования определенных сфер общественных отношений. Кодифицированными актами в области социального обеспечения являются: Федеральные законы от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Кроме того, в качестве системообразующего источника можно назвать Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». В нем закреплены основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных страховых рисков, перечислены страховые случаи, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

Первую группу источников права социального обеспечения составляют нормы международных актов.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Сюда относятся нормы Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и граж­данина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г., Европейской социальной хартии от 3 мая 1996 г., которая ратифицирована Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ. К первой группе источников также относятся конвенции МОТ. На­пример, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).

Читайте так же:  Льготы женщине по потере кормильца

Важное значение в праве социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Новыми источниками права социального обеспечения являются соглашения, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств — членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г.

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция РФ.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в Федеральных законах, регулирующих пенсионное обеспечение: от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

Следует отметить, что существует большой массив федеральных законов, регулирующих обеспечение граждан социальными пособиями и страховыми выплатами. Например, Федеральные законы: от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле»; от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; от 29 декабря 2006 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и др.

Действует ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения. Сюда можно отнести Федеральные законы: от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, семей с детьми: например, Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 18 июня 1992 г.; Федеральные законы «О ветеранах» в ред. от 2 января 2000 г. и от 9 января 1997 г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» и др.

В конце 2013 г. принят целый ряд федеральных законов, принципиально меняющих вектор развития национальной системы социального обеспечения, поскольку ими внесены существенные изменения в правовое регулирование пенсионного обеспечения, социального обслуживания, условий труда.

Речь идет о таких актах, как: Федеральные законы от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных статей); от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (вступает в силу с 1 января 2015 г.); от 28 декабря 2012 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (вступил в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных статей); от 28 декабря

г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 1 января

г., за исключением отдельных статей); от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Рос­сийской Федерации» (вступает в силу с 1 января 2015 г.); от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (вступил в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных статей); от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»» (вступил в силу с 1 января 2014 г. за исключением отдельных статей).

Третью группу составляют подзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ, однако не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

К области социального обеспечения можно отнести следующие Указы Президента РФ: от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»; от 18 февраля 2005 г. № 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров».

Четвертую группу среди подзаконных актов занимают нормативные постановления Правительства РФ, которые регламентируют порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации, социальное обслуживание). Например, постановления Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. № 883 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава»; от 1 сентября 2005 г. № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации»; от 8 июля 2002 г. № 510 «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий, гражданам выезжающим (выехавшим) на постоянное место жительства за границу»; от 24 июля 2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и ряд других.

Среди источников права социального обеспечения постановления Правительства РФ составляют наиболее значительную группу подзаконных нормативных правовых актов.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают муниципальные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

Цель муниципальных, локальных нормативных актов — устанавливать более высокую степень социальной защиты граждан на муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации).

Источники

Виды общественных отношений регулируемых правом социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here