Свес кровли: устройство и оптимальные размеры, длина и узел по нормам, подшивка

Конструктивные разновидности и основные варианты свесов кровли

Свес кровли – элемент крыши, выступающий за пределы фронтальной стены, образуя своего рода козырек. Такой карниз защищает фасад от воды и мороза, препятствует попаданию холода в пространство под крышей и служит частью вентиляционной системы.

  1. Устройство и конструктивные особенности свеса кровли
  2. Разновидности свесов
  3. Фронтальный
  4. Боковой
  5. Узел карнизного свеса
  6. Изготовленный вровень
  7. Открытый
  8. Закрытый
  9. Фронтонный
  10. Оптимальные размеры
  11. Подшивочный материал и особенности монтажа
  12. Организация вентиляции

Устройство и конструктивные особенности свеса кровли

Свес кровли образуется стропильной системой, выходящей за контуры дома

Свешенный наружу фрагмент крыши образует стропильная система, часть которой выходит за пределы стен. Стандартная длина – 0,5-0,7 м. Если по каким-то причинам конструкция крыши этого не позволяет, стропильные ноги удлиняют, устанавливая на них кобылки.

Главная задача свеса – защита подзеркального пространства. Поэтому его размеры и устройство зависят от погодных условий региона и особенностей здания:

  • Дом с мансардой – ширина максимальна, так как края должны защитить вертикальные поверхности фасада.
  • В регионах со слабыми ветрами можно обойтись и вовсе без свеса, например, классическая черепичная крыша предполагает карниз минимальной ширины.
  • Более эстетичное решение для таких же условий – вариант, опирающийся на выступ стены. Свес есть, но сам карниз как бы «завернут» во фронтон.

На конструкцию и величину элемента влияет устройство вентиляции, водостока и стиль здания.

Разновидности свесов

Конструкция зависит от устройства крыши. Для односкатного варианта существует только одно решение – боковой свес. Двускатная или многоскатная крыша предполагает появление фронтона и боковых стен. Появляется фронтальный карниз. На вальмовой крыше, которая включает 4 ската, также возможен только боковой свес.

Фронтальный

Фронтальный свес защищает фасад здания от дождя и снега

Защищает фронтон – завершающую, обычно треугольную часть стены, которая появляется между двумя скатами. Образуется карниз за счет вылета обоих скатов. Ширина карниза – от 40 до 100 см. Различают 2 типа такой конструкции.

Свес крыши может быть образован стропилами. Для этого нужно вывести за границы периметра горизонтальные перекладины и конек. Используют деревянный брус того же сечения, снизу карниз подшивают доской. Такой вариант очень прочен и надежен, так что длина его может достигать 1 м. Для кровли допускается использовать тяжелый материал: керамическую черепицу, шифер.

Более легкая конструкция получается при выносе только обрешетки. Такой карниз не превышает 50–60 см, обшивается легким материалом, наподобие металлочерепицы, ондулина, мягкой черепицы. Фронтальный свес почти всегда относится к закрытым и подшивается досками, вагонкой.

Боковой

Боковой карнизный свес кровли

Выступ ската над стеной здания, размещается по бокам крыши. Длина в пределах 50–70 см. Его размеры обусловлены погодными условиями региона, шириной отмостки, высоты дома.

Длина карниза может превышать указанные параметры, но делать свес уже нерационально. В этом случае он не сможет защищать стены от дождя, а чердак от продувания.

Узел карнизного свеса

Узлы кровли из металлочерепицы и конструкция с подшивкой для формирования технического пространства заметно отличаются. Разделяют конструкцию на 4 основных типа.

Изготовленный вровень

Свес кровли, изготовленный вровень

В этом случае длина стропильных ног не выходит за периметр здания. Но так как карниз все же необходим, производится принудительное удлинение: горизонтально к краю стропильного бруса устанавливают сливную доску. После настила кровли здесь монтируют водосток. В деревянном доме такой свес должен быть не менее 55 см, в кирпичном длина может быть уменьшена до 40 см.

Существенный недостаток решения – отсутствие защиты. Дождь и снег попадает на стены, а ветер свободно проникает в подкровельное пространство.

Открытый

Самый простой вариант: свес образуют стропильные ноги, желобок водостока монтируют на верхнюю кромку кровли. Образованный карниз не подшивается, так что лишних затрат не потребуется. Длина достаточная – 55–65 см, поэтому он хорошо защищает стены, особенно при крутом наклоне ската.

Закрытый

Свес кровли, подшитый профнастилом

Также образован выступом стропил. С внутренней стороны балок проделывают пазы, в них фиксирует обшивку. Конструкция более сложная, так как в этом случае потребуется обустроить вентиляцию. Между карнизом и стеной оставляют вентиляционные щели или же делают в подшивке отверстия и закрепляют в металлопрофиле решетку или перфорированные ламели. В этом случае воздух свободно проходит через щели, а в вентиляционную систему не попадает грязь и вода.

Вентиляция через свес позволяет избавиться от конденсата, появляющегося на верхних этажах и на чердаке здания.

Фронтонный

Никаких ограничений в конструкции нет. По нормам свес кровли может быть подшитым и неподшитым. Но на деле лучше отделать карниз подходящим материалом, чтобы защитить стропильные ноги и брусья.

Оптимальные размеры

Типичные размеры свеса кровли

По нормативам ГОСТ и СНиП свес крыши от стены имеет вполне определенные размеры. Зависит это от характера материала, использованного для кровли:

  • если используется асбестоцементный шифер, длина карниза составляет не менее 25 см;
  • величина конструкции из оцинкованной стали, в том числе и профлиста – 12 см;
  • если настилают гибкую черепицу, допускается минимальный размер – 5–7 см.

Помимо требований СНиП и ГОСТ учитывают особенности здания и конструкцию свеса. Если предполагается освещение фронтона, светильники обычно монтируют именно в карниз. Это означает, что его длина должна быть достаточной, чтобы разметить довольно массивные корпуса осветительных приборов.

Учитывается также размещение окон и балконов. Нередко карниз выступает частью затенения проемов и в этом случае длина его увеличивается.

Стандартом считается угол наклона свеса под 45 градусов. На деле угол может быть заметно меньше, так как карниз нередко делают преломленным.

Подшивочный материал и особенности монтажа

Свес кровли, подшитый деревом

Закрытый свес отделывается снизу подходящим материалом. Он должен быть легким, водостойким и прочным. Выбор большой.

  • Доски – самый очевидный вариант, особенно для деревянного загородного дома. Используют специально подшивную доску, вагонку, обрезную доску. Материал предварительно обрабатывают антисептиками и покрывают лаком или краской, устойчивой к действию воды. Это обязательно, так как под влиянием влажности древесина начинает гнить. Необходимо предусмотреть хорошую вентиляцию короба, так как при накоплении конденсата он придет в негодность.
  • Подшивка крыши профлистом – второй по популярности вариант. Профилированный лист покрывается слоем цинка, который защищает сталь от коррозии. Бороздки и углубления облегчают отвод дождя и конденсата. Профнастил довольно легкий, крепится на саморезы. Служит отличной основой для монтажа осветительных приборов.
  • Оцинкованная сталь – для подшивки на крышу из профлиста можно использовать и плоский лист. Такой вариант удобнее при сооружении коробчатых карнизов.
  • Сайдинг – пластиковый или деревянный. Чаще используется первый, так как пластик устойчив к действию воды, не гниет, не поддается коррозии. Требования к вентиляции в этом случае минимальны. Обходятся без вентиляции, если покупают перфорированный сайдинг.
  • Медный профиль – решение дорогое и эксклюзивное. Медные пластины выглядят красиво, не боятся воды, мороза, солнца. Создают эффект золотой подсветки стены и кровли.
Читайте также:
Особенности самостоятельного изготовления паяльного фена: требования к устройству, идеи по созданию прибора

Есть и более трудоемкий вариант, образованный напуском камней. В этом случае стену под свес расширяют так, чтобы стропильная нога осталась в пределах периметра, а над стеной выступает лишь фрагмент кровли. Кирпичную подшивку армируют сеткой.

В комплект фасадной отделки нередко входят все необходимые элементы для монтажа: пластиковые панели, J-профиль, планки софитов и прочее.

Организация вентиляции

Вентиляционная лента для свеса

Чтобы подшить свес кровли и оборудовать вентиляцией максимально быстро и качественно, соблюдают следующие рекомендации:

  • Работать лучше в теплое время года, с апреля до октября. Коэффициент теплового сжатия у разных материалов разный и этот момент нужно учитывать.
  • Заранее выбирают положение водостоков. От этого зависит конструкция свеса.
  • Материал для подшивки выбирают не только по красоте и практичности, но также по простоте ухода и долговечности.
  • Вентиляцию располагают как можно дальше от края, чтобы предупредить возможное попадание воды в систему.
  • Отделку карниза выполняют после утепления стены. Иначе часть под коробом останется неизолированной и дом будет терять тепло.
  • В деревянном здании карниз крепят на кронштейны. Для отделки берут доски с двойной окантовкой.

Продлить срок эксплуатации деревянного каркаса можно, если готовую конструкцию оштукатурить и покрыть слоем мраморной или гранитной крошки.

Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа

В процессе строительства дома к внешнему виду крыши предъявляются самые высокие требования: защищать стены и подкровельное пространство от влаги и сырости, а также придавать всей постройке безупречный и законченный вид. А для этого крыша должна выглядеть красиво со всех сторон, даже с той, что находится под карнизом. Ведь именно туда устремляется взгляд, когда кто-нибудь стоит возле дома.

Вот для этой цели и существует подшивка свесов крыши из самых разных материалов: винил, металл и даже дерево. Специальные изделия для этой цели называются софитами, которые ко всему обеспечивают вентиляцию всему подкровельному пространству, которая так необходима.

Содержание

Устройство подшивки свеса крыши

Давайте первым делом разберемся, что собой представляет подшивка карниза крыши.

У подшивки карнизов крыши есть такие варианты устройства:

К слову, софиты не обязательны – в большинстве случаев достаточно сплошных или частично перфорированных панелей:

Виды софитов для разных задач

По большому счету, софиты – это тот же сайдинг, только для оформления потолка. Отсюда и название, ведь «софит» с итальянского означает «потолок».

Софиты производят самых разных видов. Они бывают:

  • двойные и тройные;
  • сплошные и перфорированные.

Перфорированные софиты обеспечивают отличную вентиляцию и приток воздуха в подкровельное пространство.

При этом тройные бывают комбинированными: сплошными по краям и перфорированными по центру. Полностью сплошные чаще используют для подшивки фронтонных свесов, которым не нужна вентиляция:

И, больше как исключение, в сплошных софитах дополнительно прорезают вентиляционное отверстие, чаще уже после монтажа:

К слову, у GrandLine представлены необычные софиты (GL Estetic), у которых перфорация – скрытая. Она нанесена на ребра жесткости, поэтому ее не видно. Такую геометрию называют Ω-геометрией, которая ко всему еще маскирует сам стык софитов.

Выбор материала: дерево, винил или сталь

По сути, софиты по своей конструкции, и способу производства мало чем отличаются от сайдинга. Как и по прочности, ведь софитам тоже необходимо иметь механическую прочность к ударам и сильному ветру.

Софиты из пластика или винила относительно пожаробезопасны, очень легки и не гниют, хорошо поддаются обработке и принимают практически любые формы. Благодаря этому софиты перекрывают сложные архитектурные элементы.

Виниловые софиты прекрасно сочетаются с популярным виниловым сайдингом, пластичны, долговечны и обладают легким весом. При толщине 0,4 см они весят всего 1,16 кг/м2.

Т.к. софиты находятся всегда в тени, нет нужды переживать, что они выцветут на солнце. Также ПВХ хорош тем, что не разрушается плесенью или грибком, не нуждается в покраске и выдерживает мороз в -50°С и жару в +60°С. К слову, виниловые софиты сегодня часто изготавливают не только под цвет кровли или фасада, но и с имитацией натурального дерева.

Современные металлические софиты изготавливают на специальном оборудовании путем проката. Производят их из оцинкованной стали с таким полимерным покрытием, как пурал, пластизол, полиэстер или поливинилденфторид. От покрытия, собственно, напрямую зависит их цена. Они долговечны, надежны и практичны.

Полиэстер в качестве покрытия для стальных софитов хорош цветостойкостью и пластичностью, а пластизол – устойчивостью к механическим воздействиям. Пурал отличается большей стойкостью к ультрафиолету и перепаду температур, и наиболее пригоден для использования под открытым небом.

Обычно производители предлагают приобрести сразу целый комплект необходимых кровельных материалов, чтобы в итоге вся крыша имела завершенный вид, где все элементы идеально гармонируют друг с другом и по форме, и по цвету, и по виду покрытия.

Гибкие и легкие алюминиевые софиты производят из тонкой (в 0,5 мм) алюминиевой ленты. Такие софиты радуют высокой стойкостью к коррозии, не выделяют неприятного запаха под парящими лучами солнца и абсолютно экологичны.

На таком материале хорошо держится декоративное покрытие, даже, если ему приходится переживать значительные перепады температур. Благодаря этому алюминиевые софиты подходят для любого климата.

Алюминиевые софиты практически не подвержены коррозии, не горючи, мало восприимчивы к температурным расширениям, выцветанию и механическим повреждениям. Впрочем, это наиболее дорогой вид софитов.

В этом плане куда выгоднее деревянные софиты. Правда, их время от времени придется приводить в первоначальный вид, обрабатывая антисептиками и подкрашивая.

Читайте также:
На сколько свая заходит в ростверк?

Есть и такой интересный вид софитов, как планкен. По сути, этот тот же пластик, только выполненный в деревянном стиле. Причем хорошо смотрится и скошенный, и прямой планкен. Подкровельная вентиляция в этом случае обеспечена вентзазором.

А вот медные софиты считаются не только самым долговечным материалом, но и самым неприхотливым, эстетичным и обладающим естественной защитой от воздействий окружающей среды. У изделий из меди образуется естественное антикоррозийное покрытие, благодаря которому срок службы таких софитов может достигать 150 лет!

К примеру, пользуется популярностью система подшивки Soffitto. Это медные софиты, цвет которых за два-три года меняется от золотистого до темно-бурого, а потом и до матово-черного. И наконец, последний этап окисления – зеленоватая патина.

Также становится популярным фиброцементный сайдинг, который достаточно прочен и привлекает красивой фактурой кедровой породы древесины. Изготавливают такую подшивку из цементно-песчаной основы и волокон — синтетических или натуральных.

Срок службы такого материала достигает 50 лет, отсутствует линейное расширение при перепадах температур. Кроме того, сайдинг из фибробетона, в отличие от обычной древесины, не гниет, не привлекателен для насекомых и не боится влаги. А обрабатывается и крепится такая подшивка так же, как и деревянная.

Если подшивка сплошная, тогда в панелях изготавливают специальные щели в 0,5 см толщиной. При этом с внутренней стороны нужно установить москитную или металлическую сетку. При этом важно, чтобы все комплектующие были сделаны из алюминия. Сюда входят внешние и внутренние углы, J-профили и соединительные планки.

Также для подшивки свесов подходят профилированные листы толщиной от 0,45 мм из оцинковки или стали с полимерным покрытием. От других аналогов они отличаются хорошей прочностью и жесткостью и большим выбором цветового решения.

Если вы решили сделать свесы из такого материала, тогда разрежьте профлист на полосы одинакового размера и аккуратно закрасьте срезы – так, чтобы коррозия не распространялась, но и краски не было заметно на основной поверхности листа.

Виды профилей для подшивки карнизного и фронтонного свесов

Перейдем к процессу монтажа софитов. Они не выполняют особо важной конструктивной функции, но все же проявить мастерство и аккуратность здесь придется.

Дело в том, что если при подшивке карниза допустить ошибки, то он минимум будет выглядеть нелепо, а в худшем случае в подкровельное пространство легко проникнут птицы и создадут проблемы.

Технология монтажа

Крышу со стороны фронтонов обшивают по периметру J-профилем или специальным профилем для внутреннего угла.

Здесь такие же правила монтажа, как и для вертикальных элементов, где верхний крепеж монтируют к верхней кромке отверстия от гвоздя, а все последующие – в их центре.

Монтаж перфорированной виниловой подшивки

Виниловые софиты особенно ценны тем, что подходят для труднодоступных мест. Для их монтажа не нужно специальное оборудование, особые знания и навыки.

Достаточно только изучить инструкцию от производителя и наши мастер-классы:

Итак, первым делом к фронтонному или карнизному свесу по всей его длине монтируют две планки. Далее следуйте инструкции:

  • Шаг 1. К первой с нижней стороны прикручивают J-паз.
  • Шаг 2. Далее софиты нарезают по длине свеса.
  • Шаг 3. В угол вставляют J-профиль и фиксируют его саморезами.
  • Шаг 4. Вырежьте край самых близких к профилю софитов и вставьте.
  • Шаг 5. Теперь переходим к облицовке ветровой доски.
  • Шаг 6. Между собой закрепите такую облицовку в замок.
  • Шаг 7. Зафиксируйте все планки саморезами и закройте встык угол.

А вот замечательный мастер-класс монтажа виниловых софитов со скрытой перфорацией:

Монтаж сплошной металлической подшивки свеса

Чтобы зафиксировать металлический софит на стене, необходимо первым делом закрепить вдоль стены J-образный профиль.

При помощи строительного уровня сделайте на стене метки, которые будут идти параллельно нижнему краю карниза. На них и прикрепите принимающие профили. Далее отмерьте расстояние между желобами и профилями и отнимите 6 мм, чтобы учесть возможное расширение и сжатие материала. Что именно нужно делать, вам подскажет наша фотоинструкция:

Чтобы завести верхний край J-фаски под финишную планку, в ней необходимо сделать просечку специальных «заусенцев». С этой задачей вы вполне справитесь самостоятельно, особенно если воспользуетесь специальными для этой цели инструментами.

Так, просекатели Freund 360020 и Малко NHP1R легко пробивают щелевидные отверстия 3х15 мм и 4х19 мм. Один край софита нужно вставить в паз, другой – прикрутить ко второй из планок. Установите все на место, и закрепите каждую из панелей по центру отверстия.

Далее прикройте лобовую доску J-фаской. Для металлического софита ширина листов должна строго соответствовать расстоянию между J-фаской и J-профилем, нужно лишь вычесть 6 мм на термическое расширение и, если ширина свеса больше 90 см, тогда сразу с обеих сторон. Установите листы софита между J-фаской и J-профилем.

Вот пример подшивки металлическими софитами сложной формы:

Финишная отделка свеса крыши

Место соединения софита со второй планкой закрывают лобовой планкой. Это необходимо, чтобы придать торцевому краю законченный вид:

Вырежьте планку нужной ширины и отогните край. При помощи специального гиба и кусачек сформируйте финишную планку.

В нашем случае размер лобовой доски заметно для глаз превосходит размер J-фаски, а поэтому следует вести монтаж с выносом на лобовую доску через два J-профиля или внешний угол.

Здесь используется софит светлого оттенка, и это правильно – темные в таком случае не рекомендуются. И, наконец, зафиксируйте финишную планку.

Монтаж деревянной подшивки

Подшивать кровлю можно как параллельно, так и перпендикулярно свесу. Единственное, учитывайте, что при параллельном способе будут заметны все неровности, а вот подшивка короткими брусками от края крыши к стене хорошо скрывает все недостатки.

Если лобовой доски нет как таковой, тогда софит нужно закрепить между двумя J-профилями, размещенными на свесе кровли и на стене:

На практике установка деревянной подшивки выглядит так:

Подобрали для себя подходящий вариант? Рады, что смогли помочь!

Разновидности, технология формирования и подшивка свесов кровли

Формирование карнизов крыши завершает работы по ее обустройству и выполняется на последних этапах строительства.

Этот узел встречается практически в каждом проекте со скатными крышами, отличия проявляются лишь в параметрах и способах его заложения.

Читайте также:
Порошковые пистолеты — виды оборудования, особенности

Как красиво оформить край крыши, что нужно учесть при подборе материалов — читайте далее.

Классификация и основные виды

В классических скатных крышах выделяют 2 основных вида карнизов с разным способом обустройства и местом расположения:

    Фронтонные, формирующиеся боковыми частями кровли, выступающими со стороны фронтонов. Этот тип карниза подвергается существенным ветровым и влажностным нагрузкам и выполняется максимально герметичным.

Длина выступающих частей обрешетки, конька и мауэрлата, как правило, ограничена 50 см, с наружной стороны фронтонные карнизы закрываются лобовой доской.

Традиционные карнизы (свесы), формируемые нижней частью ската, выступающей за пределы стен дома. Именно эти элементы обеспечивают защиту фасада от брызг и безопасное вентилирование пирога.

Длина таких карнизов выбирается из соображений целесообразности и привлекательности (при минимуме в 30 см и стандартном рабочем диапазоне в пределах 35-50), но в большинстве случаев величина их выступа больше, чем у фронтонных.

Важно понимать, что тип и число карнизов напрямую зависит от конструкции крыши. В ряде случаев краевые участки просто не имеют выступа, в шатровых и вальмовых крышах все свесы относятся к карнизным, в многощипцовых – к фронтонным.

Справка. Общие требования к конструкциям остаются прежние – карнизы являются важным элементом крыши и обустраиваются с учетом своего назначения и условий эксплуатации.

  • Карнизы с разной степенью открытости: подшитые и не подшитые. Подшитые виды в свою очередь разделяют на коробчатые (перпендикулярные стенам дома) и облицованные параллельно стропилам. Открытые карнизы характерны для холодных крыш частных домов.
  • Карнизы с разной длиной выступа, включая конструкции, не выступающие за пределы стен. При обустройстве последних стропила не выводятся за пределы стен и закрываются сливной доской, удерживающей водосточные желоба.
  • Карнизы с разной степенью продуваемости и герметичности: сплошные, вентилируемые по всей площади и комбинированные.

Устройство и функции

Конструктивно карнизы представляют собой продолжение скатов крыши и формируются за счет удлинения или выноса стропильной системы. Верхняя часть карниза закрывается выбранным покрытием, нижняя – выполняется открытой или подшивается. В качестве кровельного элемента карнизы выполняют защитные и декоративные функции и закладываются с целью:

  • Гармоничного завершения архитектурного ансамбля крыши.
  • Отвода осадков и влаги от растаявшего снега от фундамента дома, на или за края отмостки.
  • Защиты фасада и окон от грязи и брызг.
  • Обеспечения продувания пирогов в утепленных и холодных вентилируемых крышах, без промокания изоляционных прослоек и других элементов.
  • Удержания элементов водосточной системы.

Способы формирования карнизных узлов

Порядок действий при обустройстве зависит от типа и габаритов стропильной системы. Карнизная часть подвергается снеговым и ветряным нагрузкам и зачастую рассчитывается с учетом потребности в выдержке веса водосточных желобов или других элементов помимо собственного.

Сечение и частота ее несущих элементов должно совпадать с параметрами основного каркаса или быть достаточными для данных нагрузок. Как следствие узлы формируют одним из двух способов:

  • Удлинением стропильных ног до получения нужного выноса. Способ считается более простым в исполнении и оптимальным при больших весовых нагрузках на карниз, но редко применяется при большой площади скатов. Длина пиломатериалов для кровельных каркасов ограничена 6 м, при превышении этого значения конструкции приходится сращивать, что не всегда удобно.
  • Наращиванием стропил кобылками (зачастую облегченными и имеющими меньшее сечение чем у стропил) позволяет вынести карниз на большую длину. Но сам процесс при этом усложняется и затягивается.

Оптимальный размер

Длина выноса определяется с учетом ряда факторов, включая:

  • Рекомендации производителей кровельных покрытий и требования СНиП II.II-26-76. Последние регламентируют минимальную длину карниза исходя из типа кровли и конструкции крыши. При покрытии крыш волнистыми шероховатыми листами (шифер, ондулин) этот параметр составляет 50 мм, композитной или натуральной черепицей – 70 мм, металлической кровлей – 100 и более мм.
  • Климатические условия региона. В заснеженных и дождливых районах карниз выполняют более длинным (до 80-100 см) с целью лучшей защиты фасада и окон от осадков.
  • Уклон крыши. С крутых скатов осадки сходят быстро и сильнее забрызгивают фасад. На пологих крышах траектория схода воды более безопасна.
  • Соображения эстетичности и пропорциональности. Широкие карнизы визуально снижают постройку, особенно при малом уклоне ската, и наоборот.

Обратите внимание! Рекомендуемый нормами минимум составляет 20-30 см, при оптимальном диапазоне в 40-60 см. При неблагоприятных условиях эксплуатации длину карнизного свеса увеличивают до 1 м. В целом проекты с чрезмерно узкими или широкими карнизами встречаются редко.

Вентиляция крыши

Для обеспечения достаточного воздухообмена под кровлей и между слоями пирога нижняя часть карниза выполняется продуваемой. Оптимальные результаты достигаются при подшивке карниза перфорированными софитами или монтаже материалов с небольшими вентзазорами.

Сечение отверстий должно быть не слишком большим (в противном случае внутрь попадают влага, мусор, насекомые или даже птицы), но достаточным для выполнения норм естественной вентиляции крыши. Для определения минимальной общей площади продухов площадь нижней части свеса делится на 300, к полученной величине добавляют 10-15 % запас для исключения рисков случайного забивания.

Важно понимать, что принятые меры будут бесполезны при перекрытии в ходе обустройства карнизов продухов и вентиляционных зазоров внутри самого пирога. Чаще всего такие ошибки совершаются при неправильном выводе конденсата с изоляционных пленок, нарушениях при наращивании кобылок или набивки боковых планок.

При недостаточной естественной вентиляции, отсутствии возможности выполнения карниза продуваемым или повышенных требованиях к их герметичности (яркий пример – многощипцовые крыши с исключительно фронтонными свесами) в схему вводят дефлекторы или аэраторы. Количество устройств принудительного вентилирования зависит от сложности и площади крыши (от 1 шт. на 25 м 2 , при минимуме от 2 шт. на кровлю).

Выбор материалов и способы обшивки

При выборе подшивки предпочтение отдается максимально долговечным и легким материалам, устойчивым к влаге, коррозии, гниению, ультрафиолету и механическим воздействиям. Нужными свойствами обладают:

    Доски хвойных пород толщиной в 1,7-2,2 мм и шириной до 25 см, монтируемые с зазором в 1-1.5 см.

При использовании этих материалов важно помнить о необходимости противопожарной и антисептической обработки, сушки и сортировке древесины.

Для повышения привлекательности и срока службы доски могут вскрываться лаками или краской.

  • Вагонка, планки или готовые решетки из дерева, уже прошедшие обработку антисептиками и антипиренами и монтируемые схожим с досками образом.
  • Влагоустойчивые плитные материалы (фанера, ОСБ), оптимальные при необходимости сплошной подшивки карниза, также нуждающиеся в защите от гниения или возгорания и покраске.
  • Листовой металл (оцинкованная сталь толщиной в 0,5-0,6 мм, алюминий или медь), редко используемый из-за большого веса, сложностей с резкой и монтажом.
  • Виниловый или металлический сайдинг, характеризующиеся высокой прочностью и долговечностью. Данные материалы монтируются с помощью доборных элементов, приобретаемых отдельно.
  • Специальные панели – софиты, изготавливаемые из листового металла или качественных пластиков. Ассортимент представлен сплошными, перфорированными и комбинированными разновидностями на основе 1, 2 или 3 соединенных ламелей. Подробно о том, как выполняется подшивка кровли софитов, читайте тут.
  • На заметку. При использовании сплошных материалов нужные показатели вентилирования достигаются за счет самостоятельно сверления панелей, монтажа с зазорами или установке специальных решеток. Последние зачастую заменяют смотровые окна и используются при очистке карнизов.

    В зависимости от способа крепежа материалов подшивка бывает косой (диагональной, параллельно основной плоскости стропил) и горизонтальной (с коробкой перпендикулярной фасаду). Последняя считается оптимальной при высокой крутизне скатов и более экономной из-за сокращения расхода материалов.

    Читайте также:
    Размеры гардеробная (59 фото): чертежи и схемы для маленьких систем, оптимальный и минимальный размеры

    Исключения делают для подшивки фронтонного карниза, фиксирующейся только по обрешетке. Данные участки закрываются сплошными панелями и максимально герметизируются. Но в любом случае панели могут укладываться как вдоль, так и поперек карниза.

    Самостоятельный подход к устройству карниза

    Технология формирования и подшивки карниза считается сравнительно простой и при желании выполняется своими силами.

    Но все мелочи продумываются заранее: от способа обустройства и вентиляции до потребности в скрытии за подшивкой коммуникаций и инженерных элементов.

    Работы начинаются с замеров и составления схемы размещения панелей и завершаются их монтажом. При выборе материалов предпочтение отдается готовым системам с софитами и J-планками, без проблем фиксирующихся к обрешетке саморезами. Формирование карнизного свеса завершается монтажом лобовой планки и креплением желобов или других элементов кровли.

    Заключение

    Стоит отметить, что несмотря на явное функциональное назначение при выборе типа и параметров карнизов важно представлять его сочетаемость с внешним обликом крыши. Творческий подход при обустройстве всегда приветствуется, пропорциональный и аккуратный карниз придает постройке завершенный и оригинальный вид и наоборот.

    свес крыши от стены размер гост

    Карнизный свес кровли: виды, материалы изготовления, размеры

    Карнизный свес представляет собой конструкцию, выступающую за линии несущих стен здания на конкретную длину. Его основная роль заключается в защите несущих конструкций от воздействия снега, дождя и талой воды, которые стекают по крыше.

    Карнизы: классификация и основные виды

    Существует следующая классификация свесов:

    • Подшитые. В большинстве случаев их применяют на вальмовой двускатной кровле.
    • Не подшитые. Этот вид самый распространенный, его применяют практически в каждой кровельной конструкции, как для односкатной, так и для двускатной.
    • Укороченные. Применяются на каждой из основных кровельных конструкций.
    • Коробчатые. Применяют для вальмовых односкатных и двухскатных кровель.

    Узел карнизного свеса дома подбирается в зависимости от особенностей климата в регионе, в котором ведется строительство.

    • Карнизный свес, изготовленный заподлицо. В таком случае стропила не выводят за границы стен, а по их краю осуществляется крепеж горизонтальной сливной доски, к которой в дальнейшем монтируются водосточные желоба. К минусам таких свесов относят отсутствие защиты верхних элементов стены от влаги.
    • Открытый получил широкое применение в частном строительстве. Крепеж водосточной системы осуществляется к верхним кромкам стропил или по их нижнему краю.
    • Закрытый. Для такого свеса выступающие концы стропил закрывают при помощи карниза, у которого предусмотрен специальный паз для крепежа софита с внутренней стороны. Если имеется утепленный чердак, такой карниз должен иметь вентиляционное отверстие.
    • Фронтонный. В этом случае устройство кровли полностью определяется фантазией дизайнера и может выходить за границы стен и устраиваться заподлицо. Выступающая область кровли нуждается в обязательной подшивке, ширина которой составляет не менее 50 см.

    Материалы, используемые при обшивке свесов

    К популярным материалам, используемым для обшивки кровельных карнизных свесов, относят дерево и металл.

    Свес из доски

    В большинстве случаев этот материал получают из хвойных пород, он обладает умеренной влажностью древесины. Толщина такой обшивки согласно ГОСТу составляет 17-22 мм, а ширина и длина выбирается индивидуально для каждого определенного случая. Крепеж осуществляется с двух сторон с шагом до 1 м, пред этим дерево предварительно обрабатывается пропиткой из влагостойкого состава. В роли пропитки применяется специальный защитный лак или влагостойкая краска.

    Подшив свесов кровли из дерева нуждается в постоянном уходе. Обработка должна осуществляться раз в 3-5 лет. В таком случае они прослужат дольше и сохранят свой первоначальный вид. Помимо защитного покрытия, конструкция должна хорошо проветриваться. Для этого устраивают впускные отверстия из расчета 1:400 от вентилируемой площади веса. При правильной организации вентиляции, воздухообмен осуществляется через просверленные отверстия и отверстия конька кровли. Для защиты от птиц и насекомых применяют защитные сетки.

    Из оцинкованной стали

    Такая подшивка свесов кровли имеет вид стального листа, толщина которого составляет до 0,8 мм — плоские либо перфорированные. На края листов наносится антикоррозийная краска.

    Листы из алюминия

    Их покрывают защитным слоем, который предотвращает образование коррозии металла. Размеры листов могут находиться в пределах: толщина — 6мм, ширина — 100-300 мм, длина — 6000 мм. Крепеж алюминиевых листов обшивки осуществляется на специальные защелки.

    Размер карнизного свеса

    Ширина свеса крыши определяется с учетом его расположения. Минимальное значение ширины по СНиП составляет 40 см, а в случае не организованного водоотвода — не менее 60 см. Для боковых свесов на практике выпуск конструкций за границы здания достигает значения 50-60 см, для фронтальных — до 1 м.

    В доме из дерева длина свесов должна быть от 550 мм, из кирпича и в панельных домах — до 550 мм. Но, существует и минимальный свес кровли — длина может составлять 400 мм, а в отдельных случаях размер достигает даже 1200 мм.

    Варианты подшивки карниза

    Подшивка карнизного свеса может осуществляться по следующим вариантам:

    • Подшивка сайдингом.
    • Подшивка деревом считается одним из лучших вариантов отделки карниза. Плюсы: натуральный вид и красота, которых нельзя добиться при использовании ненатуральных материалов. Именно по этим причинам этот вид отделки карнизов все более популярен. Помимо того, дерево является живым, органичным и экологически позитивным материалом для изысканной отделки.
    • Подшивка карнизных свесов медью считается самым изысканным видом отделки. Плюсы: красота, долговечность и натуральность, благодаря чему этот вид подшивки карнизов является недосягаемым для остальных аналогов.
    Читайте также:
    Обзор дачных умывальников с функцией подогрева воды

    Особенности проектирования и монтажа карнизных свесов

    При проектировании и монтаже следует учитывать:

    • Величину вылета карнизного свеса от несущей стены. Она представляет собой проектную величину, зависящую от несущей способности конструкции и факторов, принимаемых во внимание при разработке проекта.
    • Свес мягкой кровли должен обеспечивать вентиляцию в подкровельном пространстве.
    • Способы и элементы крепежа декоративных панелей (медные, дерево и другие кассеты из металла) должны обеспечивать надежное крепление панели при любых погодных условиях.

    При правильном монтаже свесов на кровле, вид стен дома и сама кровля надолго сохранят свой первоначальный внешний вид и эксплуатационные свойства.

    Свесы кровли: типы и особенности подшивки

    Свесы – это элементы кровли, предназначенные для защиты наружных стен постройки от воздействия атмосферных осадков.
    Они являются конструкцией, выступающей за пределы стен здания.

    Наша статья расскажет об особенностях устройства и монтажа свесов, их разновидностях, способах обшивки и обеспечения вентиляции.

    Разновидности

    Выделяют два основных типа карнизных свесов:

    Если взять для примера двускатную крышу, то вдоль боковых стен здания будут располагаться боковые свесы, а фасад окажется защищен фронтальным (фронтонным) свесом.
    Фронтальный может быть как выступающим, так и выполненным заподлицо.
    Этот момент зависит от дизайнерской задумки.
    При оборудовании выступающего свеса производится удлинение конька крыши на определенное заранее расстояние (до 1 м) за пределы фасада здания.
    Несущие кровельные перекладины, закрепленные на стропилах, также удлиняются.
    Затем производится монтаж карнизной доски – она фиксируется на торцевых сторонах конька и несущих брусьев обрешетки.
    Часто нижнюю часть фронтального свеса подшивают для придания кровле более эстетичного и завершенного вида.
    Боковой свес также может быть предусмотрен габаритами элементов стропильной системы в процессе строительства.
    В противном случае осуществляется монтаж кобылок – брусков, являющихся продолжением стропил.
    Кобылки крепятся к торцам стропильных балок, а на них монтируется карнизная доска.
    Рекомендуемый размер боковых свесов – 40 — 60 см.
    Точное значение определяется с учетом высоты здания, ширины отмостки фундамента и материала, из которого построено здание (деревянные, кирпичные, панельные постройки).

    Фотографии

    Разновидности исполнения из различных материалов приведены на фото ниже.


    Карнизы кровли из профнастила

    Материалы для отделки

    Наиболее распространенный вариант обшивки – доски из древесины хвойных пород.
    Материал должен быть сухим, так как влажная древесина со временем усохнет, деформируется, что ухудшит внешний вид кровли.

    Рекомендуемая толщина деревянной обшивки – 17-22 мм, длина и ширина подбираются исходя из существующих габаритов крыши.
    Доски, предназначенные для обшивки, обрабатываются антисептическим составом, лакируются или окрашиваются.
    Крепление элементов обшивки выполняется с шагом в 1 м.
    Доски длиной менее 6 м достаточно зафиксировать в двух местах – по краям.
    Такое оформление требует реставрации каждые несколько лет.

    Листы оцинкованной стали также подойдут для обшивки свесов крыши.
    Толщина стали должна быть в пределах 0,6-0,8 мм.
    Монтаж стальных листов должен выполняться с использованием специального оборудования, вначале осуществляется разметка и нарезка материала.
    Все кромки обрабатываются краской для защиты от коррозии.

    Алюминиевые листы, покрытые защитным слоем методом напыления, тоже подходят для отделки кровельных свесов.
    Толщину лучше выбирать 0,6 мм, а длину – не более 6 м.
    Алюминиевые пластины фиксируются с помощью специальных защелок, поэтому слишком длинные элементы обшивки будут провисать.

    Способы монтажа

    По стропильной конструкции

    Нижняя плоскость стропильных конструкций выравнивается путем монтажа накладных досок согласно разметке.
    Вначале монтируются крайние детали конструкции, затем при помощи натянутой между ними лески или веревки производится окончательная установка.

    По подготовленному каркасу

    В этом варианте сначала выполняется обрезание стропил в вертикальной и горизонтальной плоскости.
    На горизонтальном срезе фиксируется брус, такой же брус крепится на стену на 10 см выше, чем лобовая доска (чтобы обеспечить естественное удаление влаги).

    Монтаж фронтального свеса

    Лобовая доска фронтального свеса фиксируется на обрешетке параллельно фронтону постройки.

    Смотреть о подшивке фронтонов крыши. Чем и как подшить фронтон.
    О монтаже ендовы при кровле профлистом по ссылке. Также об устройстве ендовы на мягкой кровле.
    Узнать, чем дешевле крыть крышу дома здесь. Чем покрыть крышу частного дома.

    На стену монтируется брус, который также служит опорой для материала подшивки.

    Вентиляция и защита

    Вентиляция свесов необходима для обеспечения благоприятного микроклимата чердачного помещения, а также для предохранения от порчи элементов стропильной системы и обрешетки.
    Обеспечить вентиляцию можно двумя способами:

    • оставить зазор между стеной и материалом обшивки;
    • встроить в элементы обшивки специальные пластиковые решетки.

    Свесы кровли – классификация и монтаж

    Кровельные свесы и их классификация

    • Неподшитые свесы – идеальный вариант для вальмовых крыш, а также двускатных и односкатных по типу конструкций.
    • Подшитые свесы – подходят для вальмовых крыш, также применяются на двускатных кровлях.
    • Коробчатые свесы – используют на односкатных, двускатных и вальмовых крышах.
    • Укороченные свесы кровли – используются на всех основных типах конструкций.

    Свесы и их виды

    1. Карнизный свес, выполненный заподлицо: при таком варианте стропила не выводятся за фронтальную границу стен. Также от вас потребуется установка по краю стропил сливной доски. Она должна располагаться в горизонтальном положении. Доска защищает торцы от попадания влаги, а также обеспечивает надежную систему крепежа водосточных желобов. В результате будет подчеркнута индивидуальность крыши. Недостаток – отсутствие защиты для верхних частей стен. На них может попасть влага. Свес заподлицо деревянного дома, как правило, имеет длину от 55 сантиметров. Кирпичные и панельные сооружения допускают меньшую длину выступа. При выпуске затяжек со стропильными ногами за фронтальную линию стен – не забывайте об устройстве карнизов такой конструкции (прочитайте: “Как сделать карнизы под крышей”). Это позволит защитить чердак от сквозняка. Также карнизы предотвратят образование снега в щелях конструкции. Если выступы стропильных ног отсутствуют за линией стен – то удлините их «кобылками». Для этой цели подойдут обрезки бруса. Его нужно будет прикрутить или прибить к стропильным торцам. После этого можно будет крепить карнизную доску.
    Читайте также:
    Светлый ламинат и светлые двери (60 фото): сочетание пола цвета орех со светлыми и темными межкомнатными изделиями

    • Карнизные кровельные свесы, имеющие открытый тип – выступ главных стропил кровельного каркаса за пределы стен. При таком варианте, система водостока крепится на боковые части стропил или к верхним кромкам. Эта система часто используется при строительстве загородных домов.
    • Свес крыши от стены закрытого или защитного типа – в этом случае карниз крыши дома закрывает выступающие за фронтонную часть концы стропил. При этом очень часто можно встретить паз с внутренней стороны. В него, как правило, вставляются элементы обшивки.Совет: Если чердак выполнен в виде изолированного помещения, то закрытый карнизный свес должен иметь обязательные отверстия для вентиляции.
    • Фронтонный свес: выполненный заподлицо или с выступом за стены. Все зависит от дизайна дома, но оба способа можно спокойно использовать при стандартной конструкции. Отметим, что при выступе свеса за пределы стен, проведите обшивку области незащищенной кровли.

    Обшивка свесов: материалы и монтаж

    • Самый распространенный материал для обшивки свесов – доска. Предпочтение отдается хвойным породам дерева, например, ели, лиственнице или сосне.

    Процесс крепления дощатой обшивки осуществляется с двух сторон. Исключение – доски, длиной более 6 метров. Здесь шаг крепления составляет 1 метр длины обшивочного материала. Перед установкой, обработайте каждую используемую доску водонепроницаемым раствором. Для этой цели рекомендуется использовать специальную краску или лак для дерева. Деревянную подшивку свесов кровли нужно обрабатывать как можно чаще – раз в несколько лет. Только тогда свес карниза кровли может прослужить на протяжении долгого периода времени.

    Все об устройстве свесов крыши: форма, размеры, обшивка

    Фронтонные свесы обычно образуются выпусками обрешётки, но могут также опираться на горизонтальные балки крыши — слеги. Основой карнизных свесов являются концы стропил или углы стропильных ферм, выступающие за пределы стен.

    Ширина карнизных и фронтонных свесов

    Строительные нормы (СП 17.13330.2017) определяют лишь минимальную ширину карнизных свесов (600 мм), притом только для крыш без организованного водостока, которые сегодня редкость. Поэтому ширину свесов выбирают исходя из архитектурного решения дома. Скажем, для модного сегодня стиля шале характерны очень широкие свесы — более 80 см, а для английской классики — едва намеченные. Однако необходимо учитывать и практический аспект. При брусовых или бревенчатых стенах целесообразны широкие свесы, которые лучше защитят дерево и межвенцовый уплотнитель от влаги.

    Как увеличить свесы крыши

    Если несущая конструкция крыши состоит из стропильных ферм, то правильнее всего заранее предусмотреть проектом более длинные стропильные ноги и затяжки. Кроме того, можно нарастить карнизные свесы, прибив к стропильным ногам бруски-кобылки. При ширине от 80 см свесы на стропильных ногах или кобылках целесообразно подпирать декоративными укосами от стен, иначе есть риск прогиба кровли под тяжестью снега и льда.Фронтонный свес, образованный досками обрешётки, может быть не более 40 см. При необходимости сделать его 60-80 см собирают каркасную конструкцию из досок, поставленных на ребро, привязанных стальными уголками к ближайшим стропилам. Больший свес возможен только при наличии слег или (в деревянном доме) ступенчатых консольных выпусков верхних стеновых брёвен или брусьев. Слеги на подпорках позволяют сделать фронтонный свес практически любой величины.

    Когда следует обшивать свесы

    Оформление свесов крыши осуществляют одновременно с укладкой кровельного покрытия или сразу после его монтажа. Откладывать отделку свесов ни в коем случае нельзя — хотя бы потому, что ближайший шторм может сильно повредить, а то и вовсе унести крышу без ветровых досок и с неподшитыми карнизами. Однако и слишком торопиться не следует. Выбирать материалы и крепёж нужно с таким расчётом, чтобы отделка прослужила не меньше всей конструкции крыши. Если спустя несколько лет доски (панели) начнёт отрывать ветром из-за неправильно выбранного крепежа, для ремонта придётся вновь строить леса.

    При высоте стен дома более 3,5 м потребуются надёжные леса с перилами. (И козлы и леса проще и дешевле изготовить на месте из досок, чем брать в аренду сборную металлическую конструкцию.) При работе монтажники обязаны пользоваться страховочными поясами.

    Можно ли обойтись без свесов

    Крыши без свесов стали символом современного стиля Barn house (дом-амбар). Для наружной отделки такого дома применяют атмосферостойкие панели (металлические, цементные, керамические или каменные). Часто они же служат кровельным покрытием. По сути, на стены и крышу монтируют единый навесной вентилируемый фасад. В пустом пространстве под обшивкой стен прокладывают водосточные трубы, а желоба устанавливают в плоскости кровли.

    Что такое торцевая и ветровая доски

    Торцевой (или лобовой) доской называют деталь, закрывающую торец крыши со стороны фронтона. По ширине она может быть лишь чуть больше толщины досок (брусков) обрешётки, но в слеговой и нарощенной конструкции должна быть достаточно широкой. В традиционном деревянном зодчестве эту деталь обязательно украшают прорезным орнаментом или фигурными накладками. Ветровую доску прибивают к концам стропил, образующим карнизный свес вдоль стен. Доска должна быть очень прочно закреплена, ведь часто она служит основой для кронштейнов водосточной системы (детали следует привинчивать к каждой стропильной ноге как минимум двумя нержавеющими саморезами длиной не менее 70 мм).

    Как защитить торцевую и ветровую доски от влаги

    Прежде всего важно правильно выполнить краевой узел кровли. В случае гибкой черепицы обязательно использовать подкладочный ковёр и стартовую полосу, для металлочерепицы разработаны специальные герметизирующие и водоотводящие профили — карнизные планки, капельники.

    Оптимальная толщина лобовой и ветровой досок — 20-25 мм, лучший материал — лиственница. Иногда элементы полностью закрывают листовым металлом, однако это требует профессионализма и использования специфических приёмов (например, с членением по вертикали и фальцевыми соединениями), иначе есть риск, что на стальных накладках появятся неаккуратные волны.

    Каким материалом подшить карнизы

    Часто используют деревянную вагонку и просто строганую доску, столь же популярны пластиковые и металлические панели для горизонтального монтажа — софиты. Доски обычно пускают параллельно карнизу и крепят только к стропилам. А панели очень гибкие, поэтому при обшивке их режут на отрезки, которые располагают перпендикулярно линии карниза и привинчивают к обрешётке из реек. Для монтажа софитов разработана целая система доборных профилей, которые позволяют собирать карнизы сложной формы, стыкуя панели под разными углами.

    На подшивку карнизов не попадают вода и прямые лучи солнца, поэтому лакокрасочные покрытия служат здесь долго. Окрашенные доски сохранят цвет не менее 15 лет.

    Как организовать карнизную вентиляцию

    И при холодном чердаке, и при мансардном этаже крыше нужна вентиляция. Как правило, приток воздуха организуют через карнизы, а выход — через вентиляционный конёк или точечные аэраторы. Этот воздушный поток обеспечивает испарение влаги с внутренней поверхности обрешётки либо (в конструкции мансардной крыши) с гидроизоляционного ковра на утеплителе.

    Читайте также:
    Розы, посадка и уход: как сделать самому

    Есть два основных варианта устройства приточной карнизной вентиляции. Первый заключается в установке металлической перфорированной ленты или планки (то и другое выпускается производителями металлочерепицы) на ветровую доску. Способ требует от строителей большого опыта и точного расчёта, так как при провисании кронштейнов водосточных желобов или образовании наледи на водостоках вентиляционные отверстия могут быть перекрыты.

    Второй вариант — приток через перфорированные пластиковые или металлические софиты. Ранее нередко просто оставляли щели между досками, но при этом под кровлей неизбежно селились осы и другие летающие насекомые.

    Суммарная площадь вентиляционных кровельных отверстий (карнизных и коньковых) должна быть не менее 1/150 площади горизонтальной проекции кровли.

    Конструктивные разновидности и основные варианты свесов кровли

    Устройство и конструктивные особенности свеса кровли


    Свес кровли образуется стропильной системой, выходящей за контуры дома
    Свешенный наружу фрагмент крыши образует стропильная система, часть которой выходит за пределы стен. Стандартная длина – 0,5-0,7 м. Если по каким-то причинам конструкция крыши этого не позволяет, стропильные ноги удлиняют, устанавливая на них кобылки.

    Главная задача свеса – защита подзеркального пространства. Поэтому его размеры и устройство зависят от погодных условий региона и особенностей здания:

    • Дом с мансардой – ширина максимальна, так как края должны защитить вертикальные поверхности фасада.
    • В регионах со слабыми ветрами можно обойтись и вовсе без свеса, например, классическая черепичная крыша предполагает карниз минимальной ширины.
    • Более эстетичное решение для таких же условий – вариант, опирающийся на выступ стены. Свес есть, но сам карниз как бы «завернут» во фронтон.

    На конструкцию и величину элемента влияет устройство вентиляции, водостока и стиль здания.

    Критерий – здравый смысл


    На фотографии – дом, у которого свесы кровли отсутствуют. Задача защиты стен от влаги решена иначе. Водосток с кровли есть, но скрыт за навесным фасадом, который сам является защитой стен от воды.

    Для любой строительной фирмы существует два подхода.

    • Первый. Заказчик принес свой проект и подрядчик его построит.
    • Второй. Подрядчик предложит свой вариант. предлагает проверенное. Логика наших действий проста. Мы основываемся на практике.

    Есть у компании четкая позиция. Свесы – нужны. Делаем их не менее 500 мм. 200-300 мм конкурентов считаем ошибкой и заказчика, и исполнителя. Мотивация – нормальные свесы увеличат стоимость постройки на 0.1%, но это будет правильный дом.

    Есть еще один аргумент. Вполне возможно, что когда-то может возникнуть вопрос об утеплении или дополнительной облицовке. Свесы станут еще меньше.

    Разновидности свесов

    Конструкция зависит от устройства крыши. Для односкатного варианта существует только одно решение – боковой свес. Двускатная или многоскатная крыша предполагает появление фронтона и боковых стен. Появляется фронтальный карниз. На вальмовой крыше, которая включает 4 ската, также возможен только боковой свес.

    Фронтальный


    Фронтальный свес защищает фасад здания от дождя и снега
    Защищает фронтон – завершающую, обычно треугольную часть стены, которая появляется между двумя скатами. Образуется карниз за счет вылета обоих скатов. Ширина карниза – от 40 до 100 см. Различают 2 типа такой конструкции.

    Свес крыши может быть образован стропилами. Для этого нужно вывести за границы периметра горизонтальные перекладины и конек. Используют деревянный брус того же сечения, снизу карниз подшивают доской. Такой вариант очень прочен и надежен, так что длина его может достигать 1 м. Для кровли допускается использовать тяжелый материал: керамическую черепицу, шифер.

    Более легкая конструкция получается при выносе только обрешетки. Такой карниз не превышает 50–60 см, обшивается легким материалом, наподобие металлочерепицы, ондулина, мягкой черепицы. Фронтальный свес почти всегда относится к закрытым и подшивается досками, вагонкой.

    Боковой


    Боковой карнизный свес кровли
    Выступ ската над стеной здания, размещается по бокам крыши. Длина в пределах 50–70 см. Его размеры обусловлены погодными условиями региона, шириной отмостки, высоты дома.

    Длина карниза может превышать указанные параметры, но делать свес уже нерационально. В этом случае он не сможет защищать стены от дождя, а чердак от продувания.

    Нормативные требования

    Когда-то в СНиП был такой норматив. Для одно и двухэтажных домов разрешался наружный неорганизованный сток воды с выносом карниза не меньше 60 см.


    О СНиП строители не знали, но размерчик выдержали.

    Там же упоминалось, что с системой водоотвода можно сделать карниз – 40 см.

    Эти нормы сохранились в строительных правилах Белоруссии СНБ 3.02.04-03: «5.15 Крыши в жилых зданиях следует проектировать с организованным водостоком. Допускается предусматривать наружный неорганизованный водосток со скатных крыш одно и двухэтажных зданий при условии выноса карниза не менее чем на 0,6 м».

    Узел карнизного свеса

    Узлы кровли из металлочерепицы и конструкция с подшивкой для формирования технического пространства заметно отличаются. Разделяют конструкцию на 4 основных типа.

    Изготовленный вровень


    Свес кровли, изготовленный вровень
    В этом случае длина стропильных ног не выходит за периметр здания. Но так как карниз все же необходим, производится принудительное удлинение: горизонтально к краю стропильного бруса устанавливают сливную доску. После настила кровли здесь монтируют водосток. В деревянном доме такой свес должен быть не менее 55 см, в кирпичном длина может быть уменьшена до 40 см.

    Существенный недостаток решения – отсутствие защиты. Дождь и снег попадает на стены, а ветер свободно проникает в подкровельное пространство.

    Открытый

    Самый простой вариант: свес образуют стропильные ноги, желобок водостока монтируют на верхнюю кромку кровли. Образованный карниз не подшивается, так что лишних затрат не потребуется. Длина достаточная – 55–65 см, поэтому он хорошо защищает стены, особенно при крутом наклоне ската.

    Читайте также:
    Основные правила выращивания немезии из семян и советы для новичков

    Закрытый


    Свес кровли, подшитый профнастилом
    Также образован выступом стропил. С внутренней стороны балок проделывают пазы, в них фиксирует обшивку. Конструкция более сложная, так как в этом случае потребуется обустроить вентиляцию. Между карнизом и стеной оставляют вентиляционные щели или же делают в подшивке отверстия и закрепляют в металлопрофиле решетку или перфорированные ламели. В этом случае воздух свободно проходит через щели, а в вентиляционную систему не попадает грязь и вода.

    Вентиляция через свес позволяет избавиться от конденсата, появляющегося на верхних этажах и на чердаке здания.

    Фронтонный

    Никаких ограничений в конструкции нет. По нормам свес кровли может быть подшитым и неподшитым. Но на деле лучше отделать карниз подходящим материалом, чтобы защитить стропильные ноги и брусья.

    Классификация

    Обычно рассматривают 4 варианта свесов.

    • Неподшитый. Хорош для вальмовых, одно и двускатных крыш.
    • Подшитый. Распространен для двускатных и вальмовых кровель.
    • Коробчатый. Область использования аналогична неподшитому.
    • Укороченный. Удобный для строителей, но плохо выполняющий функцию защиты от воды.

    Существуют конструктивные решения для увеличения несущей способности свесов припомощи кронштейнов или аналогичных конструкций. Принцип – создание треугольников жесткости. Такие решения подходят для домов, которые не дают усадки. При скользящей стропильной системе любая жесткость – проблема.

    Всегда карнизный стеновой свес основа для крепления отливов.

    Оптимальные размеры


    Типичные размеры свеса кровли
    По нормативам ГОСТ и СНиП свес крыши от стены имеет вполне определенные размеры. Зависит это от характера материала, использованного для кровли:

    • если используется асбестоцементный шифер, длина карниза составляет не менее 25 см;
    • величина конструкции из оцинкованной стали, в том числе и профлиста – 12 см;
    • если настилают гибкую черепицу, допускается минимальный размер – 5–7 см.

    Помимо требований СНиП и ГОСТ учитывают особенности здания и конструкцию свеса. Если предполагается освещение фронтона, светильники обычно монтируют именно в карниз. Это означает, что его длина должна быть достаточной, чтобы разметить довольно массивные корпуса осветительных приборов.

    Учитывается также размещение окон и балконов. Нередко карниз выступает частью затенения проемов и в этом случае длина его увеличивается.

    Стандартом считается угол наклона свеса под 45 градусов. На деле угол может быть заметно меньше, так как карниз нередко делают преломленным.

    Подшивочный материал и особенности монтажа


    Свес кровли, подшитый деревом
    Закрытый свес отделывается снизу подходящим материалом. Он должен быть легким, водостойким и прочным. Выбор большой.

    • Доски – самый очевидный вариант, особенно для деревянного загородного дома. Используют специально подшивную доску, вагонку, обрезную доску. Материал предварительно обрабатывают антисептиками и покрывают лаком или краской, устойчивой к действию воды. Это обязательно, так как под влиянием влажности древесина начинает гнить. Необходимо предусмотреть хорошую вентиляцию короба, так как при накоплении конденсата он придет в негодность.
    • Подшивка крыши профлистом – второй по популярности вариант. Профилированный лист покрывается слоем цинка, который защищает сталь от коррозии. Бороздки и углубления облегчают отвод дождя и конденсата. Профнастил довольно легкий, крепится на саморезы. Служит отличной основой для монтажа осветительных приборов.
    • Оцинкованная сталь – для подшивки на крышу из профлиста можно использовать и плоский лист. Такой вариант удобнее при сооружении коробчатых карнизов.
    • Сайдинг – пластиковый или деревянный. Чаще используется первый, так как пластик устойчив к действию воды, не гниет, не поддается коррозии. Требования к вентиляции в этом случае минимальны. Обходятся без вентиляции, если покупают перфорированный сайдинг.
    • Медный профиль – решение дорогое и эксклюзивное. Медные пластины выглядят красиво, не боятся воды, мороза, солнца. Создают эффект золотой подсветки стены и кровли.

    Есть и более трудоемкий вариант, образованный напуском камней. В этом случае стену под свес расширяют так, чтобы стропильная нога осталась в пределах периметра, а над стеной выступает лишь фрагмент кровли. Кирпичную подшивку армируют сеткой.

    В комплект фасадной отделки нередко входят все необходимые элементы для монтажа: пластиковые панели, J-профиль, планки софитов и прочее.

    Влияние типа кровельного материала на уклон кровли

    Выбирая материал для покрытия крыши, следует внимательно ознакомиться со всеми характеристиками каждого материала. Кроме того, могут пригодиться рекомендации бывалых строителей. Это необходимо для того, чтобы выбрать действительно качественный кровельный материал, который сможет обеспечить длительный срок службы.

    Вот некоторые рекомендации того, как определить минимальный угол наклона крыши в зависимости от выбранного материала:

    • для штучных наборных материалов (черепица, шифер) минимальный угол равен 22 градусам. Он позволяет эффективно отводить с поверхности влагу, не давая ей просочится сквозь стыки;
    • для рулонных материалов угол подбирают в зависимости от числа уложенных слоев. Так, если кровля состоит из 3 слоев, то угол должен составлять 2-5 градусов, для двухслойного покрытия — не более 15 градусов;
    • для кровли из профнастила минимальный угол составляет 12 градусов. Если крыша имеет меньшее значение этого параметра, то обязательно необходимо проклеить стыки герметиками (прочитайте: «Уклон кровли из профлиста»);
    • для металлочерепицы минимальный угол составляет 14 градусов (детальнее: «Минимальный угол наклона крыши из металлочерепицы»);
    • ондулин допускается укладывать на крышу со скатами от 6 градусов;
    • для мягкой черепицы этот показатель составляет 1 1градусов, при этом, независимо от выбранного угла необходимо обеспечить монтаж сплошной обрешетки;
    • мембранные материалы (подробнее: «Мембранная кровля») могут укладывать на плоские крыши с минимальным углом от 2-5 градусов (прочитайте статью: «Какой минимальный уклон плоской кровли»).

    Во время выбора наклона кровли следует просчитать несущую способность стропильной системы и стен. Необходимо чтобы они легко могли выдержать статические нагрузки, а также любые дополнительные нагрузки под действием дождя, снега и ветра. Статическими нагрузками считается вес кровли, изоляционных материалов и дополнительных элементов конструкции. Динамические нагрузки — это непостоянное воздействие снега, дождя и порывов ветра.

    Не стоит забывать, что шаг обрешетки и ее тип выбираю в соответствии с уклоном крыши и выбранным кровельным материалом. При небольших углах рекомендуется использовать сплошную обрешетку.

    Если взять во внимание достаточную дороговизну кровельных материалов, то необходимо взвешивать все за и против, а также эксплуатационные характеристики и срок службы. Только в этом случае можно будет подобрать то решение, которое удовлетворит владельца дома по своим экономическим показателям и надежности.

    Читайте также:
    Основные правила выращивания немезии из семян и советы для новичков

    Возведение крыши — сложный этап, который требует тщательного планирования. Это связано с тем, что даже малейшая ошибка в расчетах несущей способности или размещения несущих опор в будущем может стать причиной целого ряда проблем, устранение которых может обойтись не дешевле чем само строительство крыши.

    Какую форму крыши выбрать, подробно на видео:

    Организация вентиляции


    Вентиляционная лента для свеса
    Чтобы подшить свес кровли и оборудовать вентиляцией максимально быстро и качественно, соблюдают следующие рекомендации:

    • Работать лучше в теплое время года, с апреля до октября. Коэффициент теплового сжатия у разных материалов разный и этот момент нужно учитывать.
    • Заранее выбирают положение водостоков. От этого зависит конструкция свеса.
    • Материал для подшивки выбирают не только по красоте и практичности, но также по простоте ухода и долговечности.
    • Вентиляцию располагают как можно дальше от края, чтобы предупредить возможное попадание воды в систему.
    • Отделку карниза выполняют после утепления стены. Иначе часть под коробом останется неизолированной и дом будет терять тепло.
    • В деревянном здании карниз крепят на кронштейны. Для отделки берут доски с двойной окантовкой.

    Продлить срок эксплуатации деревянного каркаса можно, если готовую конструкцию оштукатурить и покрыть слоем мраморной или гранитной крошки.

    Подшивка крыши софитом – важные моменты

    Софиты производятся из:

    1. Меди. У них прекрасные технические качества, но высокая стоимость. Этот материал пожаробезопасный, прочный и долговечный.
    2. Алюминия. Они довольно эластичные и ремонтопригодные. К преимуществам алюминиевых изделий относится стойкость краски и насыщенность цвета.
    3. Винила. Эти изделия производятся из пожаробезопасного пластика, который не выделяет токсинов и не наносит вред здоровью людей. С этим материалом легко и удобно работать.
    4. Оцинкованной стали. Они обладают высокими эксплуатационными качествами, неприхотливостью в уходе.

    На каком материале остановить выбор – решать покупателю. Главное, что все они обладают эстетичностью, удобством монтажа и высокими техническими характеристиками.

    Прежде, чем приступить к обшивке крыши софитом, стоит учесть:

    • как крепится материал – под прямым углом и через специальные отверстия;
    • для сжимания панели оставляется сантиметровый зазор;
    • крепления не рекомендуется прикручивать плотно, между шляпкой и поверхностью следует оставлять зазоры;
    • режется материал циркуляционной пилой полотном, зубья на котором расположены в обратную сторону;
    • работы с материалом следует проводить при температуре 15 градусов тепла.

    Карнизный свес кровли

    Строительство крыши состоит из нескольких этапов, каждый из которых по-своему важен. Все они оказывают большое влияние на долговечность и эффективность эксплуатации строения. Рассмотрим устройство карнизного свеса, являющегося обязательным элементом большинства стропильных систем.

    Карнизный свес – часть ската, которая выступает за пределы фасадных стен здания и предназначена отводить влагу от коробки и улучшать внешний вид. Минимальная величина свеса 50–60 см, но эти значения могут изменяться в широких пределах с учетом строительных традиций в данной местности. К примеру, некоторые проекты домов в Финляндии используют карнизный свес в качестве навеса для веранды, а это довольно большая конструкция, требующая высокой квалификации строителей.

    Карнизный свес кровли

    Виды карнизных свесов

    Финишное оформление свесов зависит только от желания застройщика. На функциональность оно никакого влияния не оказывает, но лишь в том случае, когда строго выполняются все рекомендации строительных норм и правил.

    Таблица. Типы конструкций карнизного свеса

    Перед окончательным выбором нужно проконсультироваться с профессионалами, при этом следует принимать во внимание внешний вид и необходимость обеспечения рекомендованных условий эксплуатации крыши.

    Цены на различные виды строительных досок

    Материалы для подшивки

    Финишная отделка карнизных свесов выполняется различными строительными материалами, среди которых есть как бюджетные, так и эксклюзивные варианты. При выборе рекомендуется учитывать стиль здания и рядом расположенных строений.

      Сайдинг. Наиболее популярный в настоящее время материал. Главное достоинство – низкая цена и простота монтажа. Пластиковые панели легко режутся, при необходимости их можно немного сгибать. Промышленность предлагает покупателям специальные панели для подшивки, это так называемый сайдинг для карнизов. Его отличие от обыкновенного – наличие перфорированных вентиляционных отверстий. Сайдинг можно приобрести различных размеров и цветовых решений.

    Сайдинг для карнизов отличается наличием перфорации

    Натуральная вагонка — отличный вариант для подшивки карниза

    Оцинкованная сталь тоже применяется для подшивки свесов, но встречается такой вариант нечасто

    Медная подшивка карниза смотрится очень эффектно и дорого

    Цены на сайдинг

    Как правильно делать карнизный свес

    Довольно часто концы стропил незначительно выступают за пределы несущих стен и карнизный свес получается слишком узким. В таких случаях стропила удлиняют с помощью досок сечением 100 на 50 мм. Называются эти элементы кобылками.

    Удлинение стропил кобылками

    Калькулятор расчета удлинения стропил для карнизного свеса

    Для примера мы рассмотрим самый сложный вариант – крыша утеплена минеральной ватой и требует эффективной вентиляции для удаления конденсата. Для создания пароизоляционного слоя применяется пленка на основе этилен-бутилакрелата с двумя парозадерживающими слоями полипропилена и сополимера.

    Шаг 1. Закрепите мембрану с внутренней стороны чердачного помещения. Пленки вначале фиксируются степлером, в дальнейшем будут использоваться технологии в зависимости от метода обшивки стен мансардных помещений. Стыки плотно приклеиваются, выходы дымоходов и вентиляционных труб дополнительно герметизируются. Внутренняя пароизоляция не может переходить на карнизный свес, она фиксируется либо к стенам, либо к кровельному перекрытию.

    С внутренней стороны стропил крепят защитную мембрану

    Шаг 2. Установите опорную доску между стропильными ногами. Она должна быть в одной плоскости с фасадными стенами, ширина элемента отвечает шагу стропильных ног, а он учитывает размеры утеплительных материалов. За счет такого соответствия размеров минвату нет необходимости разрезать для подгонки по ширине ниш, работы намного облегчаются и ускоряются, качество утепления значительно увеличивается. Опорные доски прикручиваются к стропильным ногам саморезами или прибиваются гвоздями, нужно по два крепежных элемента на каждую сторону.

    Устанавливают опорные доски между стропилинами

    Шаг 3. Подготовьте ровное основание для укладки ветрозащитной и гидрозащитной мембраны, уменьшите высоту стропил на длину холодного свеса. Делается это в несколько этапов.

    1. Сделайте пропилы на стропильной ноге свеса. Глубина пропилов должна быть такой, чтобы плоскость прибиваемых в дальнейшем к ним досок располагалась на одном уровне с целыми стропильными ногами.
    2. Стамеской или долотом аккуратно уберите лишние куски, выровняйте поверхность стропилин. Делать ее идеально ровной нет надобности, эти места все равно закрываются досками. Обращайте внимание, чтобы их поверхность располагалась на одном уровне или немного ниже стропильных ног.
    Читайте также:
    Особенности самостоятельного изготовления паяльного фена: требования к устройству, идеи по созданию прибора

    Делают срезы на концах стропил

    Некоторые неопытные застройщики не уделяют внимания уровню расположения досок на свесах и прибывают их прямо к стропильным ногам. В таком положении они располагаются выше плоскости, мембрана в этом месте загибается вверх. Конденсат не может беспрепятственно удаляться, в месте примыкания постоянно скапливается большое количество воды. Такие условия эксплуатации стропильной системы оказывают крайне негативное влияние на долговечность деревянных конструкций.

    Практический совет. Карнизный свес утеплять не нужно, утепление должно заканчиваться на опорной доске. А она устанавливается напротив мауэрлата или фасадной стены.

    Шаг 4. Оформите карнизный свес обрезными досками. Они прибиваются к подготовленным участкам стропильных ног. Во время работы проверяйте положение, если доски выступают над плоскостью ног, то ниши следует углубить. Еще раз напоминаем, что конденсат не должен длительное время быть на мембране, это очень важно. Со временем вода начет протекать, стропильная система намокнет.

    Прикручивают доски к стропилам

    Доски можно прикручивать саморезами, но намного быстрее и легче фиксировать их гладкими гвоздями. Нагрузка на этот элемент ничтожная, любые метизы гарантируют достаточную прочность фиксации.

    Шаг 5. Прикрутите на место лобовую (карнизную) доску. Ее нужно крепить к торцам стропильных ног. Во время монтажа стропильной системы торцы ног выравниваются по веревке и располагаются строго в одной плоскости. Если обнаружились несоответствия по длине, то между доской и ногами можно подкладывать деревянные подставки. Только надо следить, чтобы они были сухими и имели достаточные размеры. В противном случае слишком маленькие подставки могут трескаться при забивании гвоздей, а сырые усыхать – появляются нежелательные щели.

    Устанавливают лобовую доску

    Шаг 6. Прибейте капельник. Он выполняет две задачи: отводит воду за пределы стен и удерживает нижний край гидрозащитной мембраны. Капельник изготавливается из листовой оцинкованной стали, толщина 0,45 мм, верхние поверхности имеют полимерное покрытие. Нахлест элементов примерно пять сантиметров, направление стыков не имеет значения.

    Сверху прикручивают капельник

    Шаг 7. Приступайте к укладке гидроизоляционной ветрозащитной мембраны. В зависимости от типа материала она может укладываться непосредственно на утеплитель или необходимо оставлять зазор для облегчения испарения влаги. Работы ведутся снизу вверх к коньку, нахлест примерно 10 см, места соприкосновения желательно проклеивать. Некоторые мембраны имеют специальные полосы с клеящими составами, с них снимается защитная бумага и все готово к проклейке.

    Укладывают защитную мембрану

    Для крепления мембраны к капельнику следует применять специальную ленту. Профессионалы рекомендуют пользоваться материалами на основе бутил-каучука, он длительное время сохраняет первоначальные параметры адгезии и гарантирует надежное сцепление. Мембрана фиксируется в следующей последовательности.

    1. Очистите капельник от пыли, его поверхность должна быть чистой, сухой и обезжиренной
    2. Прикрепите к кромке элемента ленту. Не допускайте искривлений, лента не должна провисать на изгибе металлической планки.
    3. Снимите защиту, при этом немного заверните край мембраны в обратную сторону.
    4. Выровняйте полотно и в таком положении максимально плотно приклейте его к ленте.

    Нижний край мембраны должен плотно приклеиваться к планке капельника

    Точное соблюдение рекомендованных технологий дает гарантию длительного и беспроблемного пользования стропильной системой. Для всех случаев жизни универсальных советов не существует, многие решение должны приниматься мастером на месте в зависимости от конкретных особенностей конструкции.

    Ошибки при гидроизоляции карнизного узла

    Цены на материал для пароизоляции

    Теперь осталось сделать вентиляцию подкровельного пространства, ее эффективность во многом зависит от правильности оформления карнизного свеса.

    Правильная вентиляция обеспечивает долговечность стропильной системы и теплоизоляционного материала

    Устройство вентиляции

    Для создания вентиляционных каналов в подкровельном пространстве надо использовать бруски толщиной не менее 5 см — только такой зазор обеспечивает необходимую скорость движения воздушных потоков.

    Шаг 1. Прибейте вертикальные бруски контробрешетки к стропилам. Не надо брать длинные пиломатериалы, делайте разрывы через каждые 1–1,5 м. За счет этого улучшается вентиляция, воздух имеет больше возможностей обходить препятствия. Мембрана фиксировалась к стропильным ногам степлером, в этих местах появились небольшие отверстия. С целью их герметизации можно к одной плоскости приклеить уплотнительную ленту.

    На бруски предварительно крепят уплотнительную ленту

    Практический совет. Как утверждают опытные строители, отверстия от степлера никакого негативного влияния не оказывают. Сквозь них никогда не попадает влага.

    Шаг 2. Установите горизонтальные рейки обрешетки, шаг зависит от технических параметров кровельных материалов. Для мягких покрытий нужно делать сплошную обрешетку из плит ОСП или листовой фанеры. Через карниз происходит забор воздуха, и если не обеспечить его беспрепятственную подачу, то естественная вентиляция не сможет эффективно функционировать. Такое состояние крыши становится причиной возникновения очень неприятных проблем.

    Поверх вертикальных реек крепят обрешетку

    Шаг 3. Закройте вентиляционный канал специальной защитной перфорированной лентой. Она почти не оказывает негативного влияние на скорость движения воздуха и не допускает проникновения в канал птиц и насекомых. Ленты могут быть металлическими или пластиковыми, значения не имеет, в эти места не проникают УФ-лучи.

    Зазор закрывают специальной лентой

    Шаг 4. Закрепите на место желоб водосливной системы. Он может фиксироваться длинными металлическими крюками к обрешетке или пластиковыми держателями к карнизной доске.

    Выполняют монтаж кронштейнов и водосточного желоба

    На этом работы по оформлению карнизного узла закончены. Если все сделано правильно, то крыша будет выполнять свои задачи, а утепление обеспечивать комфортные температуры в мансардных помещениях.

    Видео — Карнизный свес кровли

    Вы уже знаете, как сделать правильный карнизный свес кровли. Это один из важных узлов крыши, отнеситесь к его обустройству с должным вниманием. Теперь можно браться за кровельные работы самостоятельно. Многие желают строить мансардные помещения, а такие конструкции требуют теплой крыши. У вас уж есть начальные знания, следует их углубить и расширить. Как делается мансардная крыша – читайте на страницах нашего сайта.

    Степан Русов главный редактор

    Автор публикации 25.11.2018

    Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: