Сборные железобетонные конструкции: описание, СНИП, характеристики

Все о сборных железобетонных конструкциях

Сборные железобетонные конструкции изготавливаются на заводах и только после этого доставляются на стройплощадку. С одной стороны, за счёт масштабирования производства это позволяет значительно снизить себестоимость единицы продукции, с другой — конструктор должен задавать чёткие параметры будущего изделия.

Сборные железобетонные конструкции позволяют в кратчайшие сроки возводить целые здания, но возможность модификации изделий в процессе работы крайне ограничена и связана с немалыми финансовыми затратами.

Есть виды железобетонных конструкций, которые изготавливаются только на заводах. Как пример — предварительно напряжённые СЖК. Обычно на предприятиях изготавливают только типовую продукцию. Безусловно, есть возможность заказа индивидуальных параметров, но за уникальность приходится доплачивать. Условно все технологии производства можно поделить на три вида:

  • конвейерная технология,
  • поточно-агрегатная технология,
  • стендовая технология,

Для предварительно напряжённых сборных конструкций используют такие способы производства: натяжение на бетон и натяжение на опоры. Арматура натягивается электромеханическим и электротермическим методом.

Общие характеристики

Характеристики сборных железобетонных конструкций зависят от сорта бетона и типа арматуры, которая в них используется. Бетон обладает такими качественными параметрами:

  • морозоустойчивостью,
  • прочностью,
  • высокой плотностью,
  • огнестойкостью.

Единственный недостаток бетона — это плохое сопротивление растяжениям. Чтобы его нивелировать используется арматура. Она может быть сделана из композита или из стали. Форма может быть разной, но в большинстве случаев применяются ребристые стальные стержни с круглым сечением.

Процесс монтажа

В начале монтажа проверяют состояние уже установленных сборных железобетонных конструкций. Дальнейший алгоритм процесса напрямую зависит от типа СЖК и целей, которые преследуют строители. Тем не менее есть пункты, которые всегда присутствуют в работе:

  1. Осмотр сборных железобетонных конструкций, подлежащих установке. Строители должны убедиться, что закладные детали расположены правильно и антикоррозийное покрытие не повреждено. Особое внимание уделяется арматуре, она не должна быть повреждена или деформирована.
  2. Проверяются проектные и монтажные отверстия. Их диаметр должен соответствовать показателям в проекте. Для замеров используется рулетка или метр.
  3. Сборные железобетонные конструкции исследуются на предмет трещин и раковин. Геометрическая форма изделия должна соответствовать проектной.
  4. После проверки все сборные железобетонные конструкции очищаются. Деформированные в процессе транспортировки детали выпрямляются. Удаляется наплыв бетона и счищается ржавчина (если такая была обнаружена).

Сборные железобетонные конструкции в процессе монтажа могут строповаться разными методами. Грузозахватные средства могут быть в виде траверсов, гибких строп или вакуумных захватов.

СНиП 52-01-2003 под редакцией от 2012 года

СНиП — это свод правил, который включает в себе набор норм и рекомендаций относительно производства, проектировки, монтажа и транспортировки сборных железобетонных конструкций.

Сборные железобетонные конструкции, несмотря на высокую прочность, должны транспортироваться согласно установленным нормам. Когда проектируется СЖК, во внимание берётся воздействие усилий, которые возникают при подъёме, перевозке и монтаже. При этом нагрузка зависит от массы и рассчитывается при помощи таких коэффициентов:

  • 1,4 — для монтажа;
  • 1,6 — для перевозок;
  • 1,25 — коэффициент динамичности.

Последний показатель является иллюстрацией граничной цифры, ниже которой коэффициент при расчётах не может опускаться. В противном случае надёжность и долговечность сборной железобетонной конструкции станет сомнительной.

Особое место в процессе проектирования сборных железобетонных конструкций играют узловые и стыковые элементы. Именно от их качества зависят эксплуатационные характеристики всей сборной конструкции.

В сборных железобетонных конструкциях большую роль играют петли. При их создании согласно СНиПу 52-01-2003 принято применять горячекатаную арматурную сталь. При этом её класс должен быть не ниже А240.

Если вы когда-либо имели дело с монолитными железобетонными конструкциями, то отлично знаете, что их нельзя монтировать при минусовой температуре без специального оборудования. СЖК лишены подобного недостатка. Согласно СНиПу их можно монтировать, когда на улице -40. Это никоим образом не повлияет на их эксплуатационные качества.

Характеристики сборных железобетонных конструкций согласно СНиПам

Особую роль в характеристиках сборных железобетонных конструкций играет армирование. Для достижения оптимального результата необходимо точно подсчитать расстояние от стержня к стержню и диаметр самой арматуры. Очень важно, чтобы стальные элементы полностью скрывали бетон. Есть специальные параметры защитного слоя для каждого типа зданий:

  1. Уровень влажности средний или пониженный, тип помещения закрытый — защитный слой не менее 15 мм.
  2. При высокой влажности в закрытых помещениях — 20 мм.
  3. На открытом воздухе — 25 мм.
  4. В грунте и фундаменте — 35 мм.

Для достижения нужных качественных показателей необходимо, чтобы сборные железобетонные конструкции отвечали этим характеристикам. Уменьшение защитного слоя бетона возможно лишь при наличии дополнительных мер защиты.

Если сборная железобетонная конструкция не имеет надёжного защитного слоя для арматуры, то высока опасность того, что до сборной конструкции доберётся коррозия. Это ставит под угрозу прочность всего здания.

Требования к монтажу согласно СНиПам

При строительстве здания из СЖК роль конструктора возрастает многократно. Именно он должен при помощи специальных программ заранее просчитать параметры будущего строения. Согласно данным характеристикам на заводе будут изготовлены изделия нужной формы и размера.

Монтаж должен проходить строго согласно утверждённому плану. В этом документе предусматривается очерёдность работ и дополнительные мероприятия по обеспечению нужной прочности. Сборные железобетонные конструкции собираются прямо на объекте и устанавливаются на положенное им в проекте место.

Испытания характеристик СЖК по СНиПам.

Перед тем как направить изделие заказчику или поставить его на поток, проводится целый комплекс сложных испытаний. В процессе тестируются такие характеристики:

  • устойчивость против трещин;
  • эксплуатационная пригодность;
  • общая оценка пригодности.

Тестирование проходит посредством изменения нагрузки на сборную железобетонную конструкцию. В некоторых случаях блоки специально разрушаются, чтобы узнать предельные значения прочности.

Читайте также:
Плетение вазы из газетных трубочек: мастер-класс с фото для начинающих и опытных

Обычно из партии берётся несколько изделий, и они поддаются разного рода испытаниям. Выбор последних во многом зависит от предназначения сборных железобетонных конструкций. Оценка пригодности состоит из таких показателей, как:

  • толщина защитного слоя;
  • прочность сварных соединений;
  • геометрический размер сечений и расположения арматуры;
  • прочность сварных швов;
  • механические свойства арматуры;
  • размер изделий.

На основе данных показателей формируется оценка всей партии, и выносится решение относительно её пригодности.

Итоги

Сборные железобетонные конструкции изготавливаются только на заводах. В своё время это дало значительный толчок общей индустриализации промышленности. СЖК можно монтировать в любую погоду, а их стоимость находится на доступном уровне.

Сборные железобетонные конструкции: описание, СНИП, характеристики

БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Concrete and won concrete construction

____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 63.13330.2012 с СП 63.13330.2018 см. по ссылке.
– Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2013-01-01

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ – НИИЖБ им.А.А.Гвоздева – институт ОАО “НИЦ “Строительство”.

Изменение N 1 к СП 63.13330.2012 – НИИЖБ им.А.А.Гвоздева – институт АО “НИЦ “Строительство”

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 “Строительство”

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики. Изменение N 1 к СП 63.13330.2012 подготовлено к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет.

Пункты, таблицы, приложения, в которые внесены изменения, отмечены в настоящем своде правил звездочкой.

Изменения N 2, 3 внесены изготовителем базы данных

Введение

Настоящий свод правил разработан с учетом обязательных требований, установленных в Федеральных законах от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” и содержит требования к расчету и проектированию бетонных и железобетонных конструкций промышленных и гражданских зданий и сооружений.

Свод правил разработан авторским коллективом НИИЖБ им.А.А.Гвоздева – института ОАО “НИЦ “Строительство” (руководитель работы – д-р техн. наук Т.А.Мухамедиев; доктора техн. наук А.С.Залесов, A.И.Звездов, Е.А.Чистяков, канд. техн. наук С.А.Зенин) при участии РААСН (доктора техн. наук В.М.Бондаренко, Н.И.Карпенко, В.И.Травуш) и ОАО “ЦНИИпромзданий” (доктора техн. наук Э.Н.Кодыш, Н.Н.Трекин, инж. И.К.Никитин).

Изменение N 3 к своду правил разработано авторским коллективом АО “НИЦ “Строительство” – НИИЖБ им.А.А.Гвоздева (руководитель организации-разработчика – д-р техн. наук А.Н.Давидюк, руководитель темы – канд. техн. наук В.В.Дьячков; Д.Е.Климов, С.О.Слышенков).

1* Область применения

Настоящий свод правил распространяется на проектирование бетонных и железобетонных конструкций зданий и сооружений различного назначения, эксплуатируемых в климатических условиях России (при систематическом воздействии температур не выше 50°С и не ниже минус 70°С), в среде с неагрессивной степенью воздействия.

Свод правил устанавливает требования к проектированию бетонных и железобетонных конструкций, изготовляемых из тяжелого, мелкозернистого, легкого, ячеистого и напрягающего бетонов и содержит рекомендации по расчету и конструированию конструкций с композитной полимерной арматурой.

Требования настоящего свода правил не распространяются на проектирование сталежелезобетонных конструкций, фибробетонных конструкций, бетонных и железобетонных конструкций гидротехнических сооружений, мостов, покрытий автомобильных дорог и аэродромов и других специальных сооружений, а также на конструкции, изготовляемые из бетонов средней плотностью менее 500 и свыше 2500 кг/м , бетонополимеров и полимербетонов, бетонов на известковых, шлаковых и смешанных вяжущих (кроме применения их в ячеистом бетоне), на гипсовом и специальных вяжущих, бетонов на специальных и органических заполнителях, бетона крупнопористой структуры.

2* Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 4.212-80 Система показателей качества продукции. Строительство. Бетоны. Номенклатура показателей

ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 535-2005 Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия

ГОСТ 1050-2013 Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия

ГОСТ 2590-2006 Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый. Сортамент

ГОСТ 5781-82 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия

ГОСТ 7566-94 Металлопродукция. Приемка, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8731-74 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Технические требования

ГОСТ 8732-78 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Сортамент

ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8829-94 Изделия строительные железобетонные и бетонные заводского изготовления. Методы испытаний нагружением. Правила оценки прочности, жесткости и трещиностойкости

ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости

ГОСТ 10180-2012 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 10181-2014 Смеси бетонные. Методы испытания

ГОСТ 10884-94 Сталь арматурная термомеханически упрочненная для железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ 10922-2012 Арматурные и закладные изделия, их сварные, вязаные и механические соединения для железобетонных конструкций. Общие технические условия

ГОСТ 12730.0-78 Бетоны. Общие требования к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости

ГОСТ 12730.1-78 Бетоны. Метод определения плотности

ГОСТ 12730.5-84 Бетоны. Методы определения водонепроницаемости

ГОСТ 13015-2012 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

Читайте также:
Режем болгаркой: какие это может таить опасности и как их избежать

ГОСТ 13087-81 Бетоны. Методы определения истираемости

ГОСТ 14098-2014 Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Типы, конструкция и размеры

ГОСТ 17624-2012 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности.

ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности.

ГОСТ 22690-2015 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 23732-2011 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия

ГОСТ 23858-79 Соединения сварные стыковые и тавровые арматуры железобетонных конструкций. Ультразвуковые методы контроля качества. Правила приемки

ГОСТ 24211-2008 Добавки для бетонов и строительных растворов. Общие технические требования

ГОСТ 24705-2004 (ИСО 724:1993) Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры

ГОСТ 25192-2012 Бетоны. Классификация и общие технические требования

ГОСТ 25781-83 Формы стальные для изготовления железобетонных изделий. Технические условия

ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 27005-2014 Бетоны легкие и ячеистые. Правила контроля средней плотности

ГОСТ 27006-86 Бетоны. Правила подбора составов

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций

ГОСТ 31108-2016 Цементы общестроительные. Технические условия

ГОСТ 31938-2012 Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций. Общие технические условия

ГОСТ 33530-2015 (ISO 6789:2003) Инструмент монтажный для нормированной затяжки резьбовых соединений. Ключи моментные. Общие технические условия

ГОСТ Р 52085-2003 Опалубка. Общие технические условия

ГОСТ Р 52086-2003 Опалубка. Термины и определения

ГОСТ Р 52544-2006 Прокат арматурный свариваемый периодического профиля классов А 500С и В 500С для армирования железобетонных конструкций. Технические условия

СП 2.13130.2012 “Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты” (с изменением N 1)

СП 14.13330.2014 “СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах” (с изменением N 1)

СП 16.13330.2017 “СНиП II-23-81* Стальные конструкции”

СП 20.13330.2016 “СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия”

СП 22.13330.2016 “СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений”

СП 28.13330.2017 “СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии”

СП 48.13330.2011 “СНиП 12-01-2004 Организация строительства” (с изменением N 1)

СП 50.13330.2012 “СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий”

СП 70.13330.2012 “СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции” (с изменением N 1)

Сборные и монолитные железобетонные конструкции

Сборные железобетонные конструкции изготавливаются на заводах и только после этого доставляются на стройплощадку. С одной стороны, за счёт масштабирования производства это позволяет значительно снизить себестоимость единицы продукции, с другой — конструктор должен задавать чёткие параметры будущего изделия.

Сборные железобетонные конструкции позволяют в кратчайшие сроки возводить целые здания, но возможность модификации изделий в процессе работы крайне ограничена и связана с немалыми финансовыми затратами.

Есть виды железобетонных конструкций, которые изготавливаются только на заводах. Как пример — предварительно напряжённые СЖК. Обычно на предприятиях изготавливают только типовую продукцию. Безусловно, есть возможность заказа индивидуальных параметров, но за уникальность приходится доплачивать. Условно все технологии производства можно поделить на три вида:

  • конвейерная технология,
  • поточно-агрегатная технология,
  • стендовая технология,

Для предварительно напряжённых сборных конструкций используют такие способы производства: натяжение на бетон и натяжение на опоры. Арматура натягивается электромеханическим и электротермическим методом.

Бетон – прочный и надежный строительный материал

Для правильного проектирования железобетонных конструкций нужно знать, что в основе работы железобетона лежит комплексное взаимодействие бетона и стали. Стальная арматура отвечает за растяжение, а бетон — за сжатие. Оба материала создают соединение двух сил, каждая из которых уравновешивает конструкцию, сохраняя ее в нужном положении, независимо от нагрузки. Железобетон — один из главных строительных материалов. Его используют при строительстве любых сооружений, независимо от назначения. Практически во всех крупных зданиях есть железобетонные несущие конструкции.

Благодаря физико-механическим характеристикам, железобетон получил широкое распространение. Он прочный, долговечный и устроен относительно просто. Для максимальной экономической эффективности инженер, отвечающий за проектирование бетонных конструкций, должен иметь нужные знания и опыт. Получив точные расчеты, можно построить прочные и устойчивые здания.

Железобетон имеет преимущества:

  • В опалубке может заливаться в любую форму, что расширяет возможности архитектора и проектировщика.
  • Высокая сопротивляемость к воздействию огня. Вся арматура, меняющая форму при нагревании, скрыта под толстым слоем бетона.
  • Устойчивость к коррозии — к арматуре не поступает воздух, бетон защищает ее от окисления.
  • Железобетон не боится низких и высоких температур. Арматура уменьшает расход материала и придает дополнительную прочность. Железобетон практически не имеет недостатков. Единственное, отрицательное качество — это низкая сопротивляемость к растяжению.

Процесс монтажа

В начале монтажа проверяют состояние уже установленных сборных железобетонных конструкций. Дальнейший алгоритм процесса напрямую зависит от типа СЖК и целей, которые преследуют строители. Тем не менее есть пункты, которые всегда присутствуют в работе:

  1. Осмотр сборных железобетонных конструкций, подлежащих установке. Строители должны убедиться, что закладные детали расположены правильно и антикоррозийное покрытие не повреждено. Особое внимание уделяется арматуре, она не должна быть повреждена или деформирована.
  2. Проверяются проектные и монтажные отверстия. Их диаметр должен соответствовать показателям в проекте. Для замеров используется рулетка или метр.
  3. Сборные железобетонные конструкции исследуются на предмет трещин и раковин. Геометрическая форма изделия должна соответствовать проектной.
  4. После проверки все сборные железобетонные конструкции очищаются. Деформированные в процессе транспортировки детали выпрямляются. Удаляется наплыв бетона и счищается ржавчина (если такая была обнаружена).

Сборные железобетонные конструкции в процессе монтажа могут строповаться разными методами. Грузозахватные средства могут быть в виде траверсов, гибких строп или вакуумных захватов.


Совет! Удобнее всего работать с грузоподъёмными устройствами, у которых есть отцепной дистанционный крюк.

Читайте также:
Основные формулы для расчета прогиба балки

Виды железобетонных изделий

Бетон бывает нескольких разновидностей:

  • Легкий — используется при небольших нагрузках на арматуру, например, для стеновых панелей и перекрытий.
  • Ячеистый — применяется при производстве блоков для небольших объектов и средств тепло- и шумоизоляции.
  • Тяжелый — обладает повышенной прочностью и морозостойкостью. С его помощью возводят фундаменты, крупные сооружения.

По способам строительства различаются:

  • Классом, определяющим прочность материала при сжатии и растяжении.
  • Морозостойкостью — сохранением полезных свойств при низких температурах.
  • Водонепроницаемость — устойчивость к влаге и конденсату.
  • Сборные — изготавливаются на заводах, позже собираются на месте строительства.
  • Монолитные — собираются во время постройки.
  • Сборно-монолитные — состоят из сборных и монолитных элементов.

При проектировании железобетонных конструкций характеристики подбираются в соответствии с особенностями будущего здания, его функционалом.

Поскольку бетон обладает хорошей теплопроводностью, обязательно планируется теплоизоляция. При разработке проекта следует учитывать, что в течение первых 2-3 лет после строительства происходит усадка и естественная деформация.

СНиП 52-01-2003 под редакцией от 2012 года

СНиП — это свод правил, который включает в себе набор норм и рекомендаций относительно производства, проектировки, монтажа и транспортировки сборных железобетонных конструкций.

Сборные железобетонные конструкции, несмотря на высокую прочность, должны транспортироваться согласно установленным нормам. Когда проектируется СЖК, во внимание берётся воздействие усилий, которые возникают при подъёме, перевозке и монтаже. При этом нагрузка зависит от массы и рассчитывается при помощи таких коэффициентов:

  • 1,4 — для монтажа;
  • 1,6 — для перевозок;
  • 1,25 — коэффициент динамичности.

Последний показатель является иллюстрацией граничной цифры, ниже которой коэффициент при расчётах не может опускаться. В противном случае надёжность и долговечность сборной железобетонной конструкции станет сомнительной.

Особое место в процессе проектирования сборных железобетонных конструкций играют узловые и стыковые элементы. Именно от их качества зависят эксплуатационные характеристики всей сборной конструкции.

В сборных железобетонных конструкциях большую роль играют петли. При их создании согласно СНиПу 52-01-2003 принято применять горячекатаную арматурную сталь. При этом её класс должен быть не ниже А240.

Важно! Во время создания петель для СЖК недопустимо использование стали марки Ст3пс.

Если вы когда-либо имели дело с монолитными железобетонными конструкциями, то отлично знаете, что их нельзя монтировать при минусовой температуре без специального оборудования. СЖК лишены подобного недостатка. Согласно СНиПу их можно монтировать, когда на улице -40. Это никоим образом не повлияет на их эксплуатационные качества.

Характеристики сборных железобетонных конструкций согласно СНиПам


Особую роль в характеристиках сборных железобетонных конструкций играет армирование. Для достижения оптимального результата необходимо точно подсчитать расстояние от стержня к стержню и диаметр самой арматуры. Очень важно, чтобы стальные элементы полностью скрывали бетон. Есть специальные параметры защитного слоя для каждого типа зданий:

  1. Уровень влажности средний или пониженный, тип помещения закрытый — защитный слой не менее 15 мм.
  2. При высокой влажности в закрытых помещениях — 20 мм.
  3. На открытом воздухе — 25 мм.
  4. В грунте и фундаменте — 35 мм.

Для достижения нужных качественных показателей необходимо, чтобы сборные железобетонные конструкции отвечали этим характеристикам. Уменьшение защитного слоя бетона возможно лишь при наличии дополнительных мер защиты.

Если сборная железобетонная конструкция не имеет надёжного защитного слоя для арматуры, то высока опасность того, что до сборной конструкции доберётся коррозия. Это ставит под угрозу прочность всего здания.

Требования к монтажу согласно СНиПам

При строительстве здания из СЖК роль конструктора возрастает многократно. Именно он должен при помощи специальных программ заранее просчитать параметры будущего строения. Согласно данным характеристикам на заводе будут изготовлены изделия нужной формы и размера.

Монтаж должен проходить строго согласно утверждённому плану. В этом документе предусматривается очерёдность работ и дополнительные мероприятия по обеспечению нужной прочности. Сборные железобетонные конструкции собираются прямо на объекте и устанавливаются на положенное им в проекте место.

Испытания характеристик СЖК по СНиПам.

Перед тем как направить изделие заказчику или поставить его на поток, проводится целый комплекс сложных испытаний. В процессе тестируются такие характеристики:

  • устойчивость против трещин;
  • эксплуатационная пригодность;
  • общая оценка пригодности.


Тестирование проходит посредством изменения нагрузки на сборную железобетонную конструкцию. В некоторых случаях блоки специально разрушаются, чтобы узнать предельные значения прочности.

Обычно из партии берётся несколько изделий, и они поддаются разного рода испытаниям. Выбор последних во многом зависит от предназначения сборных железобетонных конструкций. Оценка пригодности состоит из таких показателей, как:

  • толщина защитного слоя;
  • прочность сварных соединений;
  • геометрический размер сечений и расположения арматуры;
  • прочность сварных швов;
  • механические свойства арматуры;
  • размер изделий.

На основе данных показателей формируется оценка всей партии, и выносится решение относительно её пригодности.

Преимущества сборных железобетонных конструкций

Плиты-перекрытия, которые используются при строительстве, бывают сборными и монолитными. Сборные обладают многими положительными качествами:

  • Благодаря пустотам внутри, они характеризуются небольшим весом
  • Высокая прочность
  • Быстрая установка с использованием минимального количества вспомогательных материалов
  • Линейка изделий любых размеров и прочностей
  • В холодное время года не требуют подогрева
  • Работы с материалом можно проводить при любой погоде

Сборный железобетон — один из востребованных конструктивных материалов. Помогает оптимизировать сроки строительства и трудозатраты, сохраняя высокое качество.

С помощью сборных жби изделий можно строить здания разных типов по любым проектам.

Где применяются?


Конструкции из сборного железобетона применяются при строительстве надземных объектов, например, стенные части.
Изделия из сборного железобетона находят применения в таких сферах:

  • Подземное строительство. Элементы для фундаментов, цокольных этажей, подвальных помещений.
  • Надземные конструкции. Стенные части зданий и сооружений.
  • Каркасное строительство. Применяются при создании «скелета» строений.
  • Элементы сложных конструкционных устройств. Арки, балконы, колонны, смотровые площадки.
  • Сооружение оград. Применяются в виде блоков разнообразного вида.
  • Изготовления коммуникаций. Кольца для колодцев, канализационных сооружений.
  • Для объектов специального назначения. Бункера, мосты, причальные пирсы, емкости для хранилищ, тоннели.

Согласно вышеупомянутому СНИПу, строительные работы с элементами сборного железобетона можно проводить при температуре окружающей среды -40 С.

Этапы проектирования железобетонных конструкций

Разработка проекта состоит из двух основных этапов:

  • Производится расчет арматуры с учетом предела деформирующих сил на местах растяжения. Определяется расположение прутьев, их сечение.
  • Определяется стадия деформации. Всего их три. Первая — появление трещин, вторая — растрескивание изделия, третья — полное разрушение.
Читайте также:
Назначение транзистора в электрической цепи

Для того, чтобы предотвратить деформацию, арматура устанавливается в направлении растягивающего напряжения. Продольные прутья нормализуют нагрузки в нормальном сечении, поперечные — при наклоне, защищая материал от деформации относительно оси.

При проектировании железобетонных конструкций важно определить состав смеси и характеристики арматурной стали. Это позволит увеличить срок эксплуатации конструкций и уменьшить цену на их производство.

Поэтапная разработка проектной документации

1. Анализируются решения по планировке, типу каркаса и несущих конструкций. Каркасная система характеризуется невысокой ценой, поэтому стену лучше заменить на пилоны с определенным шагом, а зазоры заполнить кладкой.

2. Изучаются данные инженерно-геологических изысканий, выбирается материал и тип фундамента.

3. Геометрические показатели заносятся в программу расчета. Формируется модель здания с разделением на напряженно-деформированные части.

4. Делается моделирование грунта под фундаментом, проводится статистический расчет и анализ каждого элемента и прогиба. Инженер может перепроверить устойчивость отдельных элементов и провести перерасчет. Проектирование бетонных конструкций учитывает, что каркас предполагает жесткие узлы сопряжения. Наличие зазоров приводит к ее разрушению.

5. Инженер выполняет графическое конструирование здания. Оно проходит в несколько этапов, в зависимости от уменьшения нагрузки по мере увеличения этажей.

6. Рассчитывается количество и цена арматуры. Не стоит устраивать множество поворотов стеновых конструкций. Это приводит к удорожанию расходных материалов.

7. Инженер получает задание на устройство дверных и оконных проемов в несущих стенах, указывают теплоизолирующие участки плит, расположенных на балконах и лоджиях. Все отверстия обрабатываются арматурой, плиты армируются специальными каркасами.

8. На чертеже изображаются узлы сопряжения указывается тип арматуры, способ ее укладки.

9. По окончании проектирования каркаса, разрабатываются остальные элементы, которые не влияют на сооружение — крыльцо, лестницы и т.д.

При проектировании железобетонных конструкций часто существуют заранее изготовленные схемы сооружений, на котором указаны узлы сопряжений, схемы монтажа и другие конструктивные особенности. Многие серии повторяются, поэтому требует только разработки фундамента.

Дополнительно Вас может заинтересовать:

Проектирование монолитных зданий

Почему стоит обратиться в “Инновационные Конструкции”?

Все этапы проектирования должны быть тщательно спланированы и проводиться по требованиям ГОСТа, СНиП. Работа выполняется специалистами с профильным высшим образованием и большим опытом. “Инновационные Конструкции” Возьмет на себя решение любых вопросов проектирования фундаментов, а также других ЖБИ-конструкций. Мы разработаем качественный и многофункциональный проект. Составляем договор. Предлагаем комплекс услуг, включающий составление пакета чертежей, смет и пояснительных записок. Выполняем согласование проекта в вышестоящих органах. Предоставляем полный отчет по окончании работы.

Приложение Ж. Требования к бетонам и железобетонным конструкциям

Таблица Ж.1 – Требования к морозостойкости бетона конструкций, работающих в условиях знакопеременных температур

Примечания
1 При консервации незавершенного строительства, а также в период строительства, следует обеспечивать защиту от увлажнения или теплоизоляцию конструкций, например, обваловкой грунтом фундаментных конструкций.
2 Для конструкций, части которых находятся в различных влажностных условиях, например, опоры ЛЭП, колонны, стойки и т.п. марку бетона по морозостойкости назначают как для наиболее подверженного увлажнению и замораживанию участка конструкции.
3 Марки бетона по морозостойкости для конструкций сооружений водоснабжения, мостов и труб, аэродромов, автомобильных дорог и гидротехнических сооружений при воздействии пресной воды следует назначать согласно требованиям СП 31.13330,СП 34.13330,СП 35.13330,СП 41.13330,СП 121.13330; при воздействии минерализованной воды (в том числе морской воды) – по настоящему своду правил. 4 Расчетная зимняя температура наружного воздуха принимается по СП 131.13330 как температура наиболее холодной пятидневки, обеспеченностью 0,92.

Таблица Ж.2. Требования к морозостойкости бетона и раствора стеновых конструкций

Условия работы конструкций Минимальная марка бетона по морозостойкости наружных стен отапливаемых зданий из бетона
Относительная влажность внутреннего воздуха помещения φint≤, % Расчетная зимняя температура наружного воздуха 1) , °С ячеистого легкого, поризованного тяжелого и мелкозернистого
φint>75 Ниже -40 F100 F1100 F1200
Ниже -20 до -40 включ. F75 F175 F1100
Ниже -5 до -20 включ. F50 F150 F175
-5 и выше F150 F135
60 1) Расчетная зимняя температура наружного воздуха принимается по СП 131.13330 как температура наиболее холодной пятидневки, обеспеченностью 0,92.

Таблица Ж.3 Требования к железобетонным конструкциям, эксплуатирующимся при воздействии газовых и твердых агрессивных сред

Группа арма- турной стали Класс арматуры 1) Категория требований к трещиностойкости и предельно допустимая ширина непродолжительного и продолжительного раскрытия трещин, мм, 2) в среде Минимальное значение толщины защитного слоя бетона 3) , мм (над чертой), и марка бетона по водонепроницаемости 4) (под чертой) в среде
слабо- агрес- сивной средне- агрес- сивной сильно- агрес- сивной слабо- агрес- сивной средне- агрес- сивной сильно- агрес- сивной
Конструкции без предварительного напряжения
I А240, А400, А500, Вp500 В500 3/0,25 (0,20) 3 5) /0,15(0,10) 3 5) /0,10(0,05) 25/W4 25/W6 25/W8
Конструкции с предварительным напряжением
II А600, 2/0,15(0,10) 1/0 1/- 25/W6 25/W8 25/W8
ppА800 6) , А1000 6) 2/0,15(0,10) 1/- 1/- 25/W6 25/W8 25/W8
ppВp1200 Вp1300 7) , Вp1400 7) , Вp1500 7) , Вp1600 7) К 1400 (K7), К 1500 (K7), К 1600 К 1700 2/0,10 1/- 1/- 25/W8 25/W8 25/W8
III Арматура композитная полимерная Ширина раскрытия трещин, минимальная толщина защитного слоя и марка бетона по водонепроницаемости не нормируются
1) Обозначения классов арматуры приняты в соответствии с СП 63.13330. Классы арматуры, методы ее изготовления и эксплуатационные характеристики принимаются в соответствии с нормативными документами. 2) Над чертой – категория требований к трещиностойкости; под чертой – допустимая ширина непродолжительного и продолжительного (в скобках) раскрытия трещин. 3) Значение толщины защитного слоя для сборных железобетонных конструкций, для монолитных конструкций его следует увеличивать на 5 мм. 4) Марки бетона по водонепроницаемости для средне- и сильноагрессивных сред даны для условия наличия изоляционных покрытий. При отсутствии покрытий марки бетона по водонепроницаемости должны быть увеличены и назначаются в каждом конкретном случае в зависимости от вида конструкций и условий воздействия среды. 5) В конструкциях без предварительного напряжения арматура классов А400, А500 и А600, подвергаемая при изготовлении термомеханическому упрочнению, допускается к применению при условии подтверждения стойкости против коррозионного растрескивания испытаниями продолжительностью не менее 40 ч. 6) В конструкциях с предварительным напряжением арматура классов А600, А800, А1000, подвергаемая при изготовлении термомеханическому упрочнению, допускается к применению при условии подтверждения стойкости против коррозионного растрескивания испытаниями продолжительностью не менее 100 ч. 7) Высокопрочная проволока может выпускаться гладкой или периодического профиля.
Читайте также:
Особенности искусственного мрамора

Таблица Ж.4 – Требования к железобетонным конструкциям при воздействии агрессивных жидких сред

p 1) Обозначения классов арматуры приняты в соответствии с СП 63.13330. Классы арматуры, методы ее изготовления и эксплуатационные характеристики принимаются в соответствии с нормативными документами. 2) Над чертой – категория требований к трещиностойкости; под чертой – допустимая ширина непродолжительного и продолжительного (в скобках) раскрытия трещин. 3) Значение толщины защитного слоя для сборных железобетонных конструкций, для монолитных конструкций его следует увеличивать на 5 мм. 4) Марки бетона по водонепроницаемости для средне- и сильноагрессивных сред даны для условия наличия изоляционных покрытий. При отсутствии покрытий марки бетона по водонепроницаемости должны быть увеличены и назначаются в каждом конкретном случае в зависимости от вида конструкций и условий воздействия среды. 5) В конструкциях без предварительного напряжения арматура классов А400, А500 и А600, подвергаемая при изготовлении термомеханическому упрочнению, допускается к применению при условии подтверждения стойкости против коррозионного растрескивания испытаниями продолжительностью не менее 40 ч. 6) В конструкциях с предварительным напряжением арматура классов А600, А800, А1000, подвергаемая при изготовлении термомеханическому упрочнению, допускается к применению при условии подтверждения стойкости против коррозионного растрескивания испытаниями продолжительностью не менее 100 ч. 7) Высокопрочная проволока может выпускаться гладкой или периодического профиля. Примечания 1 При возможной фильтрации через трещины жидкие среды оцениваются как средне- и сильноагрессивные по отношению к стальной арматуре. Защита от коррозии железобетонных конструкций осуществляется исключением фильтрации совместным применением методов первичной и вторичной защиты.

2 В средах, характеризующихся периодическим смачиванием и капиллярным всасыванием растворов хлоридов, трещины шириной раскрытия более 0,10 (0,05) мм в бетоне защитного слоя железобетонных конструкций не допускаются.

Таблица Ж.5 – Требования к защитному слою бетона железобетонных конструкций, эксплуатирующихся при воздействии диоксида углерода

Какими бывают ЖБ конструкции

Отправим материал на почту

  • Особенности ЖБИ
  • Армирование бетона
  • Виды ЖБ конструкций
  • Монолитные конструкции
  • Сборные конструкции
  • Монолитно-сборные конструкции
  • ЖБ изделия
  • Железобетонные плиты
  • Железобетонные фермы
  • Балки и ригели
  • Железобетонные сваи
  • Железобетонные опоры (стойки)
  • Железобетонные колонны
  • Объемные железобетонные блоки
  • Заключение

В 99% случаев при строительстве различных промышленных, военных и бытовых объектов используются разные виды железобетонных конструкций. Такое положение вещей существует еще с середины XX века, когда применение ЖБ изделий постепенно начало завоевывать весь мир. Это не случайно, так как прочность такого композитного материала для строительства зданий и сооружений практически вне конкуренции, а по стоимости это один из самых дешевых материалов.

Особенности ЖБИ

Слово «железобетон» на сегодняшний день стало именем нарицательным, и когда его произносят, не всегда подразумевают строительный материал, но под этим непременно кроется определение какой-либо прочности и незыблемости. И в самом деле, если учитывать качества, которыми обладают монолитные и сборные железобетонные конструкции, такое сравнение не лишено смысла.

Армирование бетона

Создание любых конструкций из железобетона предусматривает армирование стальными прутьями того или иного сечения, о чем упоминается уже в определении самого строительного материала. Для этой цели используется стальная проволока сечением 6 мм, но это чаще всего идет как вспомогательный элемент для общего каркаса. В основном армирование монолитных, сборных и монолитно-сборных конструкций производится стальным прутком диаметром от 10 до 16 мм. При этом используют разную арматуру, то есть, она может быть либо гладкой, либо рифленой (AIII).

Армирующие каркасы собираются «мягким» способом, то есть, на соединении не используется сварка, так как такой метод себя не оправдал – он не выдерживает внутреннего напряжения и деформации, которой подвергаются различные бетонные конструкции. Соединения производятся при помощи:

  • Вязальной проволоки. Это самый распространенный метод в строительстве и его внедряют либо вручную, либо при помощи каких-то приспособлений, как то: вязального крючка, шуруповерта или специального пистолета.
  • Скрепок. Этот метод достаточно быстрый, так как там нет вязального узла, но его нельзя назвать распространенным.
  • Пластмассовых хомутиков. На первый взгляд методика заслуживает внимания, как не подверженная воздействию коррозии, но из-за невысокой прочности на разрыв не пользуется популярностью у профессионалов.
  • Клипсов. Своеобразные фиксаторы, соединяющие арматуру, используется крайне редко.

Примечание: вязальная проволока, используемая в 90% случаев, может быть с цинковым покрытием либо без него, но учитывая чуть ли не полное отсутствие доступа кислорода и влаги внутрь цементного камня, это практически не имеет значения.

Виды ЖБ конструкций

Под видом железобетонных конструкций подразумевается их тип изготовления, и они бывают:

  • монолитными или состоящими из одного цельного блока;
  • сборными, которые изготавливаются на ЗЖБИ, транспортируются на стройплощадку для сборки;
  • сборно-монолитные конструкции подразумевают два типа сразу и укладываются на объекте, как единое целое.
Читайте также:
Ручной фрезер своими руками

Монолитные конструкции

На сегодняшний день монолитные железобетонные конструкции приобретают все большую и большую популярность, как надежный эффективный и недорогой вид строительства. Его используют в жилой, промышленной и даже в военной сфере. Процесс создания монолитного железобетона достаточно прост. Если это большое промышленное строительство каких-либо зданий или сооружений, то сначала идет сборка армирующего каркаса, затем выставляется опалубка, в которую шлангом подается бетонная смесь того или иного класса прочности и марки (зависит от производственных расчетов).

В домашних условиях (в частном секторе) монолитные конструкции из железобетона – это широко распространенные ленточные фундаменты для строительства домов, хозпостроек и заборов. В данном случае армирующий каркас вяжется в виде прямоугольного куба, опускается в предварительно вырытую траншею и заливается бетоном. Бетон чаще всего изготавливают на стройплощадке в бетономешалке, но иногда (если есть возможность), делают заказ на каком-либо частном или государственном предприятии и раствор доставляется в автобетономешалке в готовом состоянии. Если есть потребность, то над траншеей устанавливают опалубку, как на верхней фотографии, и ленточный фундамент заливают одновременно с цоколем.

Сборные конструкции

Сборные конструкции из железобетона известны у нас еще со времен Советского Союза как жилые дома брежневского периода или «брежневки». Но СССР не был новатором в подобном строительстве, и первые проекты появились у нас при содействии чехословацких инженеров, которые стали известны как «чешки». Тем не менее, суть заключалась в следующем: на заводе ЖБИ по заданным чертежам отливаются какие-либо детали (плиты, перекрытия, колонны и т.д. и т.п.), и все это транспортируется на стройплощадку по железной дороге и/или автотранспортом. На месте из привезенных деталей собирается конструкция по заранее разработанному проекту. Среди обывателей такое жилье обычно называют «блочным домом».

Монолитно-сборные конструкции

По большому счету, сборно-монолитные железобетонные конструкции используются для строительства мостов, хотя это не является какой-то монополией, а просто прерогативой. Из монолитных деталей здесь, как правило, одни опоры, да и то не полностью, но, тем не менее, они есть – все остальной относится к сборным деталям, которые изготавливаются на ЗЖБИ по проектным чертежам. В современном строительстве такого типа к железобетону добавляются пластмассы и ячеистые материалы, улучшающие механические характеристики бетона на противостояние механическим нагрузкам. Самое важное в таких сооружениях, это прочность и надежность соединения сборных и монолитных элементов, в данном случае – несущих опор и остальных блоков.

Видео описание

ЖБ изделия

Для сборных железобетонных конструкций применяется целый ряд изделий, которые изготавливаются на ЗЖБИ на пару путем вибрации. Безусловно, в домашних условиях такое сделать, невозможно, так как не позволят технические условия (элементарное отсутствие необходимого оборудования). Единственное, что может хоть как-то напоминать заводское ЖБ изделие, это то, что в бытовых условиях можно сделать на импровизированном вибростоле. Но в данном случае из-за невозможности применять пар, изделие будет иметь просадку, так как вода при выпаривании освобождает объем.

Железобетонные плиты

Железобетонные плиты перекрытия в современном строительстве можно назвать самым востребованным материалом, так как из них делают не только потолки, но и полы, либо одно перекрытие выполняет двойную функцию. Такая заливка имеет полую конструкцию, где внутренние отверстия не только значительно понижают массу изделия (почти вдвое), но также могут послужить в качестве кабель-каналов для прокладки различных коммуникаций. Как правило, это разводка проводов для потолочного (верхнего) освещения, но иногда это могут быть кабеля сигнализации, ТВ или Интернета.

Транспортировка железобетонных перекрытий на ЖД или специализированных автомобильных платформах осуществляется в лежачем положении (плашмя). Каждая плита укладывается на деревянные бруски, чтобы толчки, которые неизбежно возникают при перевозке, не нанесли ущерб изделиям. Для погрузочно-разгрузочных работ у перекрытий предусмотрены специальные петли из стальной проволоки сечением 6 мм, которые фиксируются к армирующему каркасу плиты.

Железобетонные фермы

Железобетонные фермы выполняют функцию стропильной системы только в больших масштабах, то есть, их используют для перекрытия производственных цехов, торговых комплексов, спортзалов и т.д. Изделие имеет арочную или прямоугольную форму с решетками жесткости, то есть, без проблем несет на себе любую кровлю. Фермы делают из тяжелого, легкого или конструкционного бетона, но в любом случае, это жесткий элемент, не рассчитанный на какую-либо деформацию. Транспортировка железобетонных ферм любыми видами транспорта осуществляется только в вертикальном положении без уклона и с деревянными прокладками между элементами.

Балки и ригели

Железобетонные балки и ригели служат в качестве перемычек для соединения колонн, подвесов или стен (перегородок) и бывают односкатными, двухскатными или прямоугольными. Такие элементы служат в качестве поддерживающей части крыши или пола здания. Транспортировка изделий осуществляется на боковой грани, но, ни в коем случае не плашмя, так как это может привести к разрушению.

Читайте также:
Светодиодный драйвер из энергосберегающей лампы. Драйвер для светодиодов из энергосберегающей лампы. Драйверы для светодиодных ламп

Железобетонные сваи

Все железобетонные сваи следует классифицировать по их конструкционным особенностям и в современном строительстве можно выделить:

  • набивные сваи, как правило, делают непосредственно на стройплощадке и опускают в заранее заготовленную яму;
  • монолитные сваи делают на ЗЖБИ, но в грунт их погружают при помощи специального молота;
  • пустотные сваи выглядят, как обсадная труба и после установки их укрепляют бетоном.

Железобетонные опоры (стойки)

Железобетонные стойки известны абсолютно всем, так как они служат концевыми, промежуточными, угловыми или анкерными опорами для линий электропередач и связи. В народе чаще всего эти опоры называют бетонными столбами, но суть от этого не меняется. Стойки бывают с квадратным, трапециевидным и круглым сечением, причем последние делают полыми, чтобы компенсировать массу ЖБИ. Транспортировка опор осуществляется в горизонтальном положении с деревянными прокладками, чтобы исключить критические удары при перевозке.

Железобетонные колонны

Прежде всего, железобетонные колонны служат в качестве несущих конструкций зданий различного типа, но одновременно могут являться одним из декорирующих элементов архитектурного ансамбля. По своей структуре они очень похожи на стойки, но в данном случае сечение столба может быть либо круглым, либо квадратным. Транспортировка осуществляется в горизонтальном положении с деревянными защитными прокладками.

Объемные железобетонные блоки

Объемные железобетонные блоки представляют собой готовые помещения, для которых остается только наружная и внутренняя отделка (облицовка). С экономической точки зрения это чрезвычайно выгодный вариант, так как трудовые затраты уменьшаются в два раза, а время, потраченное на строительство помещения, вообще сокращается в три-четыре раза. Жилье может состоять, как из одного блока, так и из нескольких конструкций, соединенных между собой.

Видео описание

Напряженный железобетон – принцип работы, описание технологий.

Заключение

Единственным недостатком железобетонных монолитных и сборных конструкций является большая масса, причем, это распространяется не только на тяжелые, но и на легкие бетоны. В остальном, это сплошные плюсы, а любая железобетонная конструкция вне зависимости от погодных условий имеет эксплуатационный ресурс не менее 100 лет.

Что такое железобетонные сборные конструкции — производство и применение

При возведении зданий в промышленной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, социальной инфраструктуре используется сборный железобетон. Этот вид строительного материала по внутренней структуре и технико-эксплуатационным показателем не отличается от залитых монолитных конструкций. Отличается лишь способ изготовления изделий — сборные изготовляются на промышленной основе в заводских условиях, а литые — на стройплощадке.

  1. Что это такое?
  2. Определение и специфические особенности
  3. Виды изделий
  4. Технология производства
  5. Где применяются?
  6. Инструменты и материалы для производства
  7. Как сделать дома?

Что это такое?

Определение и специфические особенности

Сборные железобетонные элементы, изготовленные на специализированных предприятиях, подвозятся к месту возведения, где они будут монтироваться в конструкции. Такая технология дает возможность перенести трудновыполнимые работы на заводские мощности, где имеется все необходимое оборудование. Это создает дополнительную экономическую выгоду, так как затраты на выпуск единицы изделия будет гораздо ниже, чем на месте строительства.

При использовании готовых железобетонных изделий нужно четко определить параметры будущей постройки.

Заводские изделия из железобетона имеют преимущества и недостатки, что сведены в таблице:

Качества Наименование Характеристика
Плюсы Высокая скорость монтажа При возведении масштабных сооружений готовые блоки быстро монтируются
Стандартные параметры конструкций Исключаются при строительстве технические ошибки и подгонка изделий
Позволяют механизировать строительство
Повышенная прочность Достигается путем создания предварительного натяжения арматурного каркаса в шаблонных формах для заливки
Уменьшенные расходы на монтажные работы Сборка не требует больших затрат рабочей силы и привлечения наемной специальной техники для приготовления бетона
Минусы Наличие большого количества соединительных швов Стыки следует тщательно заделать
Образуются «мостики холода» — необходима теплоизоляция
Нет разнообразия в типовых проектах Строящиеся строения унифицированы и однотипны

Виды изделий

Существует 4 типа сборных железобетонных конструкций, представленные в таблице:

Виды материалов Наименование
Для зданий жилищно-коммунального хозяйства и общего назначения (жилые дома, социальная инфраструктура) Блоки разных типов, сваи для забивания, перемычки, колонны, настилы,
Для объектов промышленности (заводские корпуса, цеха, торговые склады, автогаражи) Балки для фундамента, арки, подколонные опоры,
Инженерно-коммуникационные изделия Ливневые лотки, желоба, опоры ЭЛП, трубы, кольца для колодцев
Для объектов специального назначения Выполняются сборные изделия из железобетона по специальной технологии

Технология производства

Процесс по производству конструкций из сборного железобетона состоит из таких этапов:

  • Подготовка бетонной смеси.
  • Монтаж арматурного «скелета».
  • Заливка и формирование конструкции.
  • Созревание железобетона (для ускорения процесса используются специальные добавки или принудительное тепловое воздействие при помощи электронагревателей или сжигания ископаемых теплоносителей).
  • Выемка блока из формы.
  • Комплектация составляющих по маркировке.

Производство сборных железобетонных конструкцию должно руководствоваться СНИП 52—01—2003. Этот нормативный акт регламентирует не только процесс изготовления блоков, он обязывает проводить технические испытания готовой продукции. Также документ излагает основные требования к транспортировке железобетонных монолитов, монтажным работам.

При отпуске продукции от завода-изготовителя потребителю к расходным накладным и акту-приема-передачи прилагается специальная форма — спецификация. В этом документе, помимо стоимостных и количественных показателей, указаны и качественно-технические показатели отпущенных в продажу изделий и их соответствие принятым нормам.

Где применяются?

Изделия из сборного железобетона находят применения в таких сферах:

  • Подземное строительство. Элементы для фундаментов, цокольных этажей, подвальных помещений.
  • Надземные конструкции. Стенные части зданий и сооружений.
  • Каркасное строительство. Применяются при создании «скелета» строений.
  • Элементы сложных конструкционных устройств. Арки, балконы, колонны, смотровые площадки.
  • Сооружение оград. Применяются в виде блоков разнообразного вида.
  • Изготовления коммуникаций. Кольца для колодцев, канализационных сооружений.
  • Для объектов специального назначения. Бункера, мосты, причальные пирсы, емкости для хранилищ, тоннели.

Согласно вышеупомянутому СНИПу, строительные работы с элементами сборного железобетона можно проводить при температуре окружающей среды -40 С.

Инструменты и материалы для производства

Оборудование для промышленного изготовления сборных железобетонных блоков описано в таблице:

Читайте также:
Сколько стоит куб пеноблока: видео-инструкция по монтажу своими руками, фото
Наименование типа производства Характеристика
Поточные линии Состоят из замкнутых конвейеров и теплогенерирующих устройств
Поточно-агрегатные модули В состав входят конвейерная стальная лента, вибропрокатное оборудование, устройства для приготовления и подогрева бетонной смеси
Стендовое Процесс выполняется на недвижимых специальных стендах

Перечень материалов для изготовления продукции из железобетона для последующей сборки сведен в таблице:

Наименование Тип, марка Характеристика
Бетонные растворы Сверхлегкие, плотность меньше 600 кг/м3 Для создания декора
Легкие, плотность свыше 600 кг/м3 Материал легких построек
Тяжелые, плотность от 1800 кг/м3 Средство для стенных блоков и перекрытий
Сверхтяжелые, плотность больше 2700 кг/м3 Материал несущих элементов
Металл для арматуры 25ГС, 15ГС2, 30Г2 Применяются в каркасах для небольших нагрузок
30ГСХТ, 25ШЦГС, Ст50 Армируются плиты, подвергающиеся высоким нагрузкам

Как сделать дома?

Самостоятельно таким способом можно построить ленточную фундаментную конструкцию. Для этого размечают участок под котлован, выполняют рытье под укладку блоков. Потом выполняют подложку из песка с последующим созданием гидробарьера. Далее с применением подъемной техники укладывают железобетонные элементы, контролируют с помощью уровня горизонталь установки. Заключительный этап — гидроизоляция фундамента.

СНиП армирование монолитных железобетонных конструкций

Сайт о бетоне: строительство, характеристики, проектирование. Соединяем опыт профессионалов и частных мастеров в одном месте

Бетонирование монолитного перекрытия

В первой части данной статьи рассказывалось о видах бетонов и их компонентах, были представлены действующие стандарты, регламентирующие их производство. Но ГОСТы по бетону и железобетону образуют гораздо больший перечень, ведь к нему ещё добавляется документация на производство работ, связанных с монолитным бетонированием, а так же изготовлением изделий из бетона. С помощью видео в этой статье, мы постараемся представить по ним максимально подробную информацию.

  • Бетонные и железобетонные конструкции
      Основные требования
  • Нормируемые показатели
  • Конструктивные требования Армирование
  • Конструкции из бетона и железобетона
      Требования к изготовлению и монтажу изделий
  • Документация на основные виды изделий из бетона

    Правила армирования

    Для продольного и поперечного армирования ленточного фундамента используется арматура класса A-III (A400) или А500.

    Для вспомогательного поперечного армирования (изготовления хомутов), помимо А400 и А500, может использоваться стержневая горячекатаная гладкая арматура класса A-I (А240), А-II, проволока (гладкая арматура) класса Вр-I.

    Продольные рабочие стрежни арматуры ленточного фундамента воспринимают совместно с бетоном основные нагрузки растяжения и сжатия, действующие вдоль продольной оси фундамента.

    Кроме продольных стержней при армировании лент фундамент может устанавливаться поперечная арматура (хомуты) из расчета на восприятие нагрузок, действующих вдоль поперечной оси фундамента. Хомуты устанавливаются в ленту при её высоте более 15см.

    Также поперечная арматура служит для ограничения развития трещин в бетоне, для удержания продольных стержней в проектном положении, и для закрепления от их бокового выпучивания при воздействии сжимающих нагрузок.

    В случае сжимающих нагрузок хомуты следует устанавливать с шагом не более 15 диаметров сжатой продольной арматуры и не более 50 см, а конструкция хомутов должна обеспесивать отсутствие выпучивания продольной арматуры в любом направлении. Поперечная арматура устанавливается у всех поверхностей фундамента, вблизи которых устанавливается продольная арматура.

    Закрепление поперечной арматуры производят путем ее загиба и охвата продольной рабочей арматуры. Также в фундаменте может использоваться конструктивная арматура, устанавливаемая для восприятия непредусмотренных усилий, таких как усилия от усадки бетона или температурных деформаций.

    В частности, для фундаментных лент высотой сечения более 70 см рекомендуется установка дополнительной продольной конструктивной арматуры на каждые 40 см высоты ленты. По возможности арматуру следует монтировать укрупненными или пространственными заранее изготовленными элементами, по возможности сокращая объем применения отдельных стержней.

    Процент армирования

    Существует некий допустимый диапазон армирования, определённый Сводом Норм и Правил (Пункт 7.3.5 СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции»), который является одним из определяющих факторов выбора пространственной схемы армирования и может повлиять на выбор сечения ленты фундамента. Этот параметр лежит в диапазоне от 0,3 до 3% для балок, и не менее 0,1% для фундаментов.

    При армировании ленточных фундаментов, служащих опорой под колонны (например, при строительстве монолитного железобетонного каркаса здания) площадь сечения продольной арматуры для ребра Т-образного ленточного фундамента предусматривают с процентом армирования не менее 0,4% в каждом ряду.

    Это относительное содержание продольной рабочей арматуры в бетонном элементе от площади рабочего сечения этого элемента. Например, если у вас лента сечением 300х400мм, то площадь S сечения 300*400=120 000 мм.кв. Минимальное сечение арматуры составит 120 мм.кв., или 4 прута арматуры диаметром 8 мм (или 2 прута диаметром 10мм).

    Максимум можно заложить 10 прутов диаметром 22мм! Меньшее количество арматуры незначительно укрепит бетон и практически будет равно просто силе бетона на разрыв, но и больше 3% арматуры тоже не хорошо — арматуры будет столько, что она не успеет включится в работу, как бетон уже будет разрушен возникшей нагрузкой.

    Если расчёт приведёт вас к проценту армирования более 3%, нужно задуматься над увеличением сечения бетонного элемента. Сечение арматуры нетрудно посчитать, но для облегчения и визуализации я составил табличку сечений при разных количествах прутов арматуры:

    Читайте также:
    Русская баня по-черному: экзотика или современность?

    Еще один пример из расчёта своего ростверка: У меня было рассчитано сечение ленты-ростверка как 22х30см, Это 66000 мм.кв. Расчёт армирования привёл меня к 6 прутам арматуры диаметром 12мм (3 снизу и 3 сверху) — это 678 мм.кв. арматуры.

    Посчитаем процент армирования: 678*100/66000=1,027% — он вписывается в допустимый диапазон от 0,1% до 3%, а значит выбранное соотношение между сечением бетона и армированием находится в «равновесии», количество арматуры и бетона экономически и расчётно обосновано.

    Подошло бы и 5 прутов по 12мм (565*100/66000=0,856%), расчёт по нагрузкам давал 45% запаса по прочности, однако я решил немного перестраховаться заложив 6-й прут и получил 90% запаса.

    Диаметр арматуры

    Помимо минимального процента армирования существуют и требования по минимальному диаметру арматуры. Например, для продольной рабочей арматуры нельзя использовать арматуру диаметром менее 10мм. Продольную рабочую арматуру рекомендуется назначать из стержней одинакового диаметра.

    Если же применяются стержни разных диаметров, то стержни большего диаметра следует размещать внизу ленты фундамента, в углах сечения ленты фундамента и в местах перегиба хомутов через рабочую арматуру. Стержни продольной рабочей арматуры должны размещаться равномерно по ширине сечения ленты фундамента.

    При этом размещение стержней арматуры верхнего ряда над просветами между арматурой нижнего ряда запрещается [пункт 3.94 Руководства по конструированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжелого бетона без предварительного напряжения, Москва, 1978]. При этом как в сварных, так и в вязаных каркасах диаметр продольных стержней должен быть не менее диаметра поперечных стержней арматуры.

    Максимальный диаметр сжатых стержней (для верхнего ряда) вряд-ли будет достигнут частными домостроителями, но для справки, он не должен быть более 40мм. Для удобства я собрал эти требования в нижеследующей табличке:

    В балках и ребрах шириной более 15 см число продольных рабочих растянутых стержней в поперечном сечении должно быть не менее двух. При ширине элемента 15 см и менее допускается устанавливать в поперечном сечении один продольный стержень. При этом устройство ленточных фундаментов шириной менее 15 см не допускается.

    Максимальное количество стержней продольной арматуры в одном ряду и минимальное расстояние между стержнями арматуры

    Максимальное количество стержней в одном ряду в поперечном сечении монолитной бетонной балки определяется минимальным расстоянием в свету между отдельными стержнями продольной арматуры.

    Это минимальное расстояние определено необходимостью свободного протекания бетонной смеси в тело ленты между стержнями арматуры фундамента при заливке бетона, возможностью его уплотнения и хорошей связи бетона с арматурой для совместной работы под нагрузкой. Минимальные расстояния между стрежнями продольной арматуры определены в пункте 7.3.

    4 СНиП 52-01-2003 “Бетонные и железобетонные конструкции”. Минимальное расстояние между стержнями продольной арматуры не может быть меньше наибольшего диаметра стержней арматуры и не менее 25 мм для нижнего ряда арматуры и 30 мм — для арматуры верхнего ряда при двух рядах армирования.

    При трех рядах армирования расстояние между стрежнями арматуры в верхнем ряду должно составить не менее 50 мм. При большом насыщении арматурой должны быть предусмотрены отдельные места с расстоянием между стержнями арматуры в 60 мм для прохождения между арматурными стержнями наконечников глубинных вибраторов, уплотняющих бетонную смесь.

    Расстояния между такими местами должны быть не более 500мм. Например, имеем ленту фундамента сечением 40х30см с двумя рядами арматуры. Создаются следующие ограничения: 1 — защитный слой бетона по 40мм с каждой стороны; 2 — минимальный диаметр арматуры 10мм; 3 — минимальное расстояние между арматурой 30мм.

    Итого, соблюдая все ограничения, получается возможным разместить по 6 рядов арматуры, при этом в верхнем ряду нужно один прут исключить для прохождения наконечника вибратора. Допустим, если бы высота ленты была 100 см, то возникает необходимость использовать три ряда арматуры, а это увеличивает минимальное расстояние между арматурой до 50 мм. В этом случае в одном ряду умещается не более 4 прутов арматуры.

    Количество рядов арматуры

    В обычных условиях для индивидуальных домов в фундаменте достаточно двух рядов арматуры. Нижний, в большей степени работающий на растяжение и верхний, работающий на сжатие, если не возникнут выталкивающие силы грунтов. При высоте ленты до 70 см средних рядов арматуры делать не нужно, т.к.

    она там не работает, там не возникает ни растяжений, ни сжатий (если только не аварийная ситуация). Дополнительное продольное армирование может понадобиться, если высота фундаментной ленты превышает 70 см.

    В этом случае лента фундамента рассматривается как балка, которой требуется конструктивное армирование. Стержни арматуры при конструктивном армировании не у граней балки (в середине ширины балки) не требуются.

    Они должны ставиться тлько у боковых поверхностей балок высотой поперечного сечения более 70 см. Расстояние между конструктивными стрежнями арматуры по высоте должно быть не более 40 см.

    Площадь сечения таких арматурных стрежней определяется не менее 0,1 % площади сечения бетона, но не от всей площади сечения балки, а от площади, образуемой расстоянием между этими стержнями и половиной ширины балки, но не менее чем 20 см.

    Например, при расстоянии между рядами арматуры по вертикали в 40 см и ширине ленты 30 см, определяемая минимальная площадь сечения арматуры будет отсчитываться от площади в 400 мм x 300 мм /2 =60 000 мм2 х 0,001=60 мм2 .

    Читайте также:
    Плетение вазы из газетных трубочек: мастер-класс с фото для начинающих и опытных

    Эти арматурные стержни должны соединяться хомутами или шпильками диаметром 6 — 8 мм из арматуры класса A-I с шагом 50 см по длине ленты фундамента.

    Максимальный шаг между продольными стержнями арматуры

    Максимальный шаг установки поперечной арматуры

    Защитный слой бетона, то есть расстояние от поверхности арматуры до соответствующей грани фундаментной ленты, предназначен для обеспечения совместной работы арматуры с бетоном, для закрепления (анкеровки) арматуры в бетоне и возможности устройства соединения арматуры. Также защитный слой бетона предохраняет арматуру от воздействия факторов окружающей среды, конструкций, в том числе и от огня. Толщина защитного слоя бетона зависит от типа конструкции и роли арматуры в ней, ее диаметра и условий окружающей среды.

    Для продольной рабочей арматуры толщина защитного слоя должна быть, как правило, не менее диаметра стержня и не менее: 30 мм — для фундаментных балок и сборных фундаментов; 35 мм — для монолитных фундаментов при наличии бетонной подготовки; 70 мм — для монолитных фундаментов при отсутствии бетонной подготовки.

    При использовании бетонной подготовки (или на скальном грунте) – толщина бетонного защитного слоя снижается в отечественных нормах до 40 мм, а в американских до 25мм. Для сборных элементов минимальные значения толщины защитного слоя бетона рабочей арматуры уменьшают на 5 мм.

    Для конструктивной арматуры минимальные значения толщины защитного слоя бетона принимают на 5 мм меньше по сравнению с требуемыми для рабочей арматуры. Во всех случаях толщину защитного слоя бетона следует также принимать не менее диаметра стержня арматуры. По требованиям ACI 318-05 защитный слой бетона на уличную строну для арматуры до 20 мм составляет 25 — 40 мм.

    Для диаметра арматуры толще 20 мм — 50 мм. Защитный слой для арматуры диаметром до 40 мм на стороне не подверженной действию природных факторов составляет 20 мм. По отечественным нормам защитный слой бетона с обеих сторон составляет 40 мм.

    Требуемую величину защитного слоя нижней арматуры и проектное положение арматуры в процессе бетонирования можно установить с помощью пластиковых фиксаторов, подкладок из бетона и путем конструирования арматурного каркаса таким образом, чтобы некоторые стержни упирались в опалубку, фиксируя положение каркаса.

    Нижний защитный слой можно установить, закладывая под нижние стержни арматуры заранее изготовленные бетонные прокладки (сухари) размером 100×100 мм и толщиной, равной требуемой толщине защитного слоя. Применение прокладок из обрезков арматуры, деревянных брусков и щебня запрещается. Также для задания толщины защитного можно использовать пластиковые фиксаторы — спейсеры требуемого стандартного размера. Фиксаторы для арматуры выпускаются в размерах от 15 до 50 мм с шагом размера 5 мм.

    Толщина защитного слоя для поперечной арматуры бетонных элементов сечением меньше 25 см составляет 1 см, а для элементов сечением более 25 см – 1,5 см.

    Требования к поверхности арматуры

    Конструкции из бетона и железобетона

    Изготовление любой конструкции с применением бетона, включает в себя три основных этапа работ: установка опалубки, монтаж арматуры и непосредственно бетонирование. Любые изделия: как сборные, так и монолитные, изготовленные из всех видов бетонов, указанных в ГОСТ 25192 (на специальные бетоны ГОСТ не распространяется), должны отвечать требованиям стандарта 13015-2012.


    Контроль качества бетона на стройплощадке

    В этом документе обобщены все технические требования к изделиям бетонным и железобетонным для строительства. Определение прочности бетона регламентируется другим стандартом. Оно осуществляется по контрольным образцам, для чего производится отбор проб бетона (ГОСТ 10180-2012).

    Требования к изготовлению и монтажу изделий

    Самым главным требованием к любой конструкции является то, что к моменту эксплуатации, её прочность по факту должна соответствовать проектной прочности:

    • В сборных изделиях, прочность бетона должна соответствовать проектному показателю уже в момент отпуска потребителю.
    • В монолитных конструкциях, ещё имеет значение распалубочная прочность – то есть, прочность в момент снятия опалубки.


    Бетонирование стенок бассейна в инвентарной опалубке

    • Подъём бетонных конструкций осуществляется либо посредством монтажных петель, либо с использованием приспособлений, которые должны быть предусмотрены проектом. Условия подъёма и перемещения должны быть такими, чтобы исключить вращение, раскачивание, опрокидывание конструкции, или её разрушение. Это касается не только поверхности бетона, но и монтажных петель и выпусков арматуры.
    • Строительство зданий из сборного железобетона всегда осуществляется по проекту – а вернее, той его частью, что отвечает за производство работ. В ППР предусматривается технологическая последовательность сборки, а так же комплекс мероприятий, обеспечивающих точность пространственного положения конструкций, их устойчивость, и, конечно же, безопасность монтажных работ.

    • Когда конструкции бетонируются на месте, проектом предусматривается последовательность работ, связанных с распалубкой, дальнейшей перестановкой опалубки, бетонированием. При монолитном бетонировании основное внимание уделяется мероприятиям, исключающим образование и раскрытие трещин в бетоне.


    Монтаж каркаса здания из сборных элементов: ригель, опирающийся на консоли колонн

    Внимание! Более подробно процессы бетонирования и требования к ним, изложены в СНиП 3.03.01 под названием «Несущие и ограждающие конструкции». Он распространяется на все работы, связанные с возведением монолитных конструкций, подводным бетонированием, торкретированием, а так же на возведение ограждающих и несущих конструкций из сборного железобетона и бетонных блоков.



    ЖБК.РФ — ЖБК.РФ

    МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    СВОД ПРАВИЛ СП 63.13330.2012

    БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: