Санаторно курортное лечение право социального обеспечения

Ответы на вопросы по теме: "Санаторно курортное лечение право социального обеспечения". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Санаторно курортное лечение право социального обеспечения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Порядок предоставления территориальными органами Фонда путевок на санаторно-курортное лечение льготным категориям граждан (утв. Фондом социального страхования Российской Федерации)

Право на получение в рамках набора социальных услуг санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно гражданам из числа федеральных льготных категорий (в том числе инвалидам) предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее — Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Порядок обеспечения лиц из числа получателей социальных услуг санаторно-курортным лечением установлен приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. N 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Механизм финансового обеспечения предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан определен Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864.

Размер средств определяется, исходя из численности граждан в субъекте Российской Федерации, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по санаторно-курортному лечению и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, и норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего названную социальную услугу.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 696н «О нормативах финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальных услуг по санаторно-курортному лечению, по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, а также по проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в 2017 году» установлены нормативы финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги в 2017 году, которые составляют по санаторно-курортному лечению — 124,5 руб., по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно — 17,7 руб. (в соответствии с Приказом Минтруда России от 17.05.2017 N 425н).

В случае изъявления гражданином желания на получение набора социальных услуг или одной услуги, сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг либо одной социальной услуги, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом удержанная из общего объема бюджетных ассигнований сумма перераспределяется для финансового обеспечения соответствующих социальных услуг, в том числе Фонду социального страхования Российской Федерации и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации для обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение.

Необходимо также отметить, что гражданин имеет право отказаться от получения набора социальных услуг или одной услуги, при этом сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг либо одной социальной услуги, будет начислена гражданину в составе ежемесячной денежной выплаты.

Путёвки на санаторно-курортное лечение предоставляются лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в порядке очерёдности, которая формируется согласно дате подачи заявления.

Предоставление в приоритетном порядке (вне очереди) путёвки федеральному льготнику, относящемуся к одной из десяти категорий, установленных ст. 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, не принимая во внимание ранее зарегистрированные заявления других граждан, имеющих аналогичные медицинские показания, является грубым нарушением их прав на получение государственной социальной помощи, что недопустимо в соответствии с п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц.

Согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Вышеуказанная норма не устанавливает обязанность ежегодного предоставления санаторно-курортного лечения, что подтверждает определение Конституционного суда Российской Федерации от 11 мая 2012 г. N 817-О, в котором указано, что установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом механизма реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение, а положения ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования. Эти положения сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами), а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан в указанном аспекте.

Обзор документа

Если гражданин из льготной категории изъявит желание получить за счет государства набор социальных услуг (одну социальную услугу), то сумма средств, направляемая на оплату услуг (услуги), удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой согласно федеральному законодательству. При этом удержанная из общего объема бюджетных ассигнований сумма перераспределяется для финансирования соответствующих соцуслуг, в т. ч. Фонду и Минтруду России для обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение.

Гражданин вправе отказаться от получения соцуслуг (соцуслуги). При этом средства, направляемые на оплату услуг (услуги), начисляются гражданину в составе ежемесячной выплаты.

Читайте так же:  Перечень должностей педагогических работников на льготную пенсию

Сообщается, что нормативы затрат в месяц на 1 гражданина, получающего в 2017 г. государственную соцпомощь, составляют по санаторно-курортному лечению — 124,5 руб., по проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно — 17,7 руб.

Напоминается, что предоставлять путевки вне очереди льготнику одной из 10 категорий, установленных федеральным законодательством, без учета ранее зарегистрированных заявлений других граждан, имеющих аналогичные медицинские показания, является грубым нарушением их конституционных прав.

Санаторно-курортное лечение

Какие документы необходимо предоставлять страховщику для получения путевки на медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, и возможно ли самостоятельное приобретение путевки с последующей выплатой компенсации. Нужно ли предоставлять справку 070/у?

В соответствии с Постановлением Правительства № 286 от 15.05.2006 для предоставления путевки на медицинскую реабилитацию должны быть представлены следующие документы:

— программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, составленная бюро медико-социальной экспертизы по установленной форме;

— заключение врачебной комиссии медицинской организации о наличии у застрахованного медицинских показаний к определенному курсу реабилитации;

— заявление застрахованного (или его доверенного лица – в этом случае нужно будет предъявить документ, подтверждающий его полномочия, т.е. доверенность).

Самостоятельное приобретение путевки с последующей выплатой компенсации, а так же предоставление справки по форме 070/у не предусмотрено.

Кто имеет право на получение государственной социальной помощи в виде государственной услуги по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение

Согласно ст. 6.1 и 6.7 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют граждане следующих категорий, включенные в Федеральный регистр:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

10) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

Граждане, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг (его ведет Пенсионный фонд), имеют право при наличии справки по форме № 070/у, подтверждающей наличие медицинских показаний к санаторно-курортному лечению, обратиться с заявлением о предоставлении путевки. Этот порядок утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328.

Об очередности предоставления путевки на санаторно-курортное лечение

В целях соблюдения равных прав граждан обеспечение путевками идет в зависимости от даты подачи заявления о предоставлении санаторно-курортного лечения и на основании медицинских показаний, указанных в справке по форме № 070/у.

Предоставление в приоритетном порядке путевки федеральному льготнику, относящемуся к одной из девяти категорий, установленных ст. 6.1 и ст. 6.7 Федерального закона № 178-ФЗ, не принимая во внимание ранее зарегистрированные заявления других граждан, имеющих аналогичные медицинские показания, является грубым нарушением их прав, что противоречит п. 3 с. 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц.

Почему гражданам льготных категорий, проживающих в г. Москве путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются чаще, чем гражданам, проживающим в «глубинке»?

С 1 января 2009 года в соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Москвы полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте и обратно переданы Правительству Москвы.

В дополнение к этим полномочиям Правительство Москвы вправе за счет средств городского бюджета увеличивать объем, расширять ассортимент и повышать качество услуг в области санаторно-курортного лечения.

О предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение в летнее время в санаторно-курортные учреждения «южного направления» по выбору гражданина

Отбор санаторно-курортных организаций, оказывающих услуги по санаторно-курортному лечению отдельных категорий граждан по различным нозологиям производится региональными отделениями Фонда на конкурентной основе в соответствии с действующим законодательством в сфере госзакупок.

Участие в конкурентных процедурах, объявленных региональными отделениями Фонда, является правом, а не обязанностью санаторно-курортных организаций. Решение об участии в конкурентных процедурах принимается непосредственно руководством здравниц.

Сроки (сезон) санаторно-курортного лечения являются предметом регулирования государственного контракта. Таким образом, при определении сроков заездов и количества путёвок учитываются не только интересы обоих сторон.

Санаторно-курортные организации, будучи самостоятельными хозяйствующими субъектами, предоставляют путёвки в летний период в ограниченном количестве, в связи с загруженностью номерного фонда по путёвкам, проданным по коммерческой цене.

Указанная ситуация особенно характерна для курортов Кавказских Минеральных Вод и Черноморского побережья Кавказа.

Санаторно-курортные организации, в которые предоставляются путёвки функционируют круглый год и не являются летними оздоровительными учреждениями. Они не могут предоставить всем нуждающимся санаторно-курортное лечение только летом.

Читайте так же:  Как оформить досрочную пенсию по стажу

Следует отметить, что вопросы организации детского летнего оздоровительного отдыха, в том числе детей-инвалидов, отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Обращаем внимание, что при оказании услуг по санаторно-курортному лечению, осуществляемому в целях профилактики основных заболеваний, климатический фактор имеет значительно меньшее влияние, чем основные реабилитационные мероприятия в соответствии со специализацией санаторно-курортного учреждения, выполняемые в любой сезон. При этом право выбора гражданином санатория, в который ему будет предоставлена путёвка на санаторно-курортное лечение действующим законодательством не предусмотрено.

О предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение за пределами Российской Федерации

В соответствии с установленным порядком (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328) обеспечение льготных категорий граждан осуществляется путём предоставления им путёвок в организации, расположенные на территории Российской Федерации и отобранные основании результатов конкурентных процедур.

Предусмотрена ли компенсация расходов за самостоятельно приобретенные гражданами льготных категорий путевки на санаторно-курортное лечение?

Законодательством не предусмотрена выплата компенсации расходов за самостоятельно приобретенные гражданами льготных категорий путевки на санаторно-курортное лечение.

О предоставлении Фондом социального страхования Российской Федерации бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно

Организация перевозки граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется:

а) железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда, в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует; вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);

б) водным транспортом третьей категории;

в) автомобильным транспортом общего пользования;

г) авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, предусмотренных п.п. а), либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга).

Обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения осуществляется только в случаях:

— к месту санаторно-курортного лечения, по путёвке, выданной территориальным органом Фонда;

— к месту санаторно-курортного лечения по путёвкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные организации, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации;

— к месту лечения при наличии медицинских показаний на основании направления и Талона № 2, оформленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Санаторно-курортное обеспечение работников органов прокуратуры

Санаторно-курортное лечение работников и пенсионеров органов прокуратуры и членов их семей осуществляется круглогодично в ФГБУ «Санаторий работников органов прокуратуры Российской Федерации «Электроника» и ФГБУ «Санаторий работников органов прокуратуры Российской Федерации «Истра».

Санаторий «Электроника» расположен Хостинском районе г. Сочи на самом берегу моря. Мягкий климат, морской воздух, субтропическая растительность обеспечат прекрасный санаторно-курортный отдых с восстановлением физических сил и здоровья.

Санаторий «Электроника» оснащен новейшим медицинским оборудованием, которое в комплексе с лечебными процедурами способствует укреплению здоровья отдыхающих независимо от времени года. В зимний период организованно транспортное сообщение с горнолыжным курортом Красная Поляна, где отдыхающие могут подняться в горы и подышать чистейшим воздухом, приобрести навыки в горнолыжной подготовке, ознакомится с Олимпийскими объектами и их инфраструктурой.

В санатории «Электроника» организован «Тур выходного дня», разработаны различные программы по снижению веса, укреплению иммунитета, введен в эксплуатацию спортивно-оздоровительный центр с крытым бассейном и СПА-салоном.

Санаторий «Истра» расположен в одном из самых живописных районов Подмосковья, в 26 километрах от Москвы на берегу реки Истра, вблизи Борисо-Глебского Аносинского православного монастыря. Большая благоустроенная территория площадью более 60 гектаров окружена лесом, в котором растут вековые липы и сосны. Чудесный уголок русской природы, ароматы трав и смешанного леса создают особую, неповторимую атмосферу, которая способствует почувствовать умиротворенность и душевное спокойствие.

Санаторий «Истра» — это многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение для лечения сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и опорно-двигательных систем организма.

К услугам отдыхающих 25-метровый бассейн, сауны, хамам и многофункциональный спортивный комплекс. В зависимости от времени года организован прокат различного спортивного инвентаря.

В санатории «Истра» есть все необходимое для организации программ санаторно-курортного и оздоровительно-восстановительного лечения, корпоративных мероприятий и деловых встреч.

Проблемы защиты прав граждан на санаторно-курортное лечение в системе социального обеспечения (А.В. Ануфриева, журнал «Вестник Омской юридической академии», N 2, апрель-июнь 2017 г.)

Проблемы защиты прав граждан на санаторно-курортное лечение в системе социального обеспечения

старший преподаватель кафедры конституционного и

муниципального права Омской юридической академии,

кандидат юридических наук

Журнал «Вестник Омской юридической академии», N 2, апрель-июнь 2017 г., с. 40-44.

Недостаточно четкое законодательное закрепление содержания права на санаторно-курортное лечение в системе социального обеспечения, а также дефицит финансовых ресурсов, необходимых для его реализации, обусловливают нарушения прав граждан в сфере бесплатного или льготного обеспечения санаторно-курортным лечением. В этой связи не обходимо затронуть вопрос о защите прав таких лиц.

С другой стороны, определение законом исполнителя предполагает оказание услуг потребителям на основании возмездного договора, который в рамках социально-обеспечительных отношений между потребителем и исполнителем, как правило, не заключается (исключением являются случаи полной или частичной компенсации стоимости путевки, например, работникам по трудовому договору за счет средств работодателей). Следовательно, правовое основание для применения законодательства о защите прав потребителей к данным отношениям отсутствует.

В юридической литературе давно высказывается мнение, что законодательное определение «исполнитель» в силу указания на возмездность выполняемых им договоров заужено, так как из сферы действия Закона о защите прав потребителей фактически исключаются услуги и работы, оплата за которые носит так называемый скрытый характер, т.е. производится не самим потребителем, а другими лицами (например, органами социального обеспечения, страховыми компаниями) в его пользу. Такое положение, как считает Э. Корнилов, ставит потребителей подобных услуг в неравное положение с потребителями возмездных услуг, ибо, с одной стороны, ранее они эти работы (услуги) косвенно оплатили (например налогами, своим трудовым участием и т.д.), а с другой стороны, также имеют право на информацию об услуге, на ее качество, безопасность и прочие права, предусмотренные Законом о защите прав потребителей [1]. Применяя изложенный вывод, например, к государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, заметим, что граждане в данном случае получают санаторно-курортное лечение не за косвенную плату, а на основании нуждаемости в силу определенных жизненных обстоятельств; часть ежемесячной денежной выплаты, от которой они отказываются в пользу санаторно-курортного лечения, также нельзя признать платой за эти услуги.

Читайте так же:  Малый список льготных профессий для досрочной пенсии

При этом очевидно, что качество санаторно-курортного лечения не должно различаться в зависимости от того, как оно организовано и за счет каких источников финансируется. Право на санаторно-курортное лечение и права при его предоставлении следует разграничивать, так как бесплатное и льготное санаторно-курортное лечение предоставляется адресно отдельным категориям граждан, а качество и объем его предоставления должны быть одинаковыми для всех граждан и соответствовать медицинским показаниям, а также стандартам санаторно-курортного лечения по аналогии с любой другой медицинской помощью. Что же касается сопутствующих услуг, то здесь условия проживания, объем питания и досуговых услуг остаются на усмотрение администрации санаторно-курортной организации, так как объем, условия и стандарты их оказания не определены, за исключением санитарно-эпидемиологических требований*(3) и рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации*(4).

Изучая проблемы применения механизма защиты прав потребителей при оказании медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования, Н.А. Соколова признает специальные правила защиты прав потребителей межотраслевым институтом и считает, что наиболее важна не отраслевая принадлежность тех или иных норм, а практическая возможность наиболее полно защитить нарушенные права потребителя медицинских услуг [3]. Выводы, к которым пришел автор, на наш взгляд, в полной мере применимы и к предоставлению санаторно-курортного лечения в социальном обеспечении. Так, видами ответственности исполнителя услуг по Закону о защите прав потребителей в первую очередь является защита потребителя от имущественных рисков в случае непредоставления, неполного предоставления или не вовремя предоставленной, но оплаченной услуги. В таком случае потребитель может потребовать соответствующего уменьшения покупной цены, отказаться от исполнения договора с возвратом уплаченной стоимости услуг, возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами, а также выплату неустойки (пени).

Однако потребитель, получая санаторно-курортное лечение в рамках системы социального обеспечения, либо не рискует своими денежными средствами вообще (при предоставлении бесплатного санаторно-курортного лечения), либо рискует ими не в полном объеме стоимости путевки (при частичной оплате или при сниженных ценах по сравнению с рыночными), поэтому подобные имущественные требования могут предъявлять только субъекты, оплачивающие услуги (например, Фонд социального страхования, орган исполнительной власти субъекта и др.). Что касается возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами, то первый вариант защиты прав не может быть применен в силу специфики услуги.

Видео (кликните для воспроизведения).

Второй вариант — обращение к третьим лицам за аналогичной услугой — теоретически мог бы быть осуществим, но практическое его применение труднореализуемо в связи с тем, что в данных отношениях есть посредник в виде уполномоченного органа (или работодателя), поэтому напрямую сделать это не представляется возможным, а также потому, что круг исполнителей ограничен соответствующими нормативными актами. Исключение могут составлять механизмы, при которых стоимость санаторно-курортных путевок возмещается полностью или частично уже после прохождения санаторно-курортного лечения, допустим, при установлении такого механизма в локальных нормативных актах работодателя, так как в данном случае договорные отношения наличествуют между санаторно-курортной организацией и гражданином.

Помимо названных вариантов поведения потребителя при оказании некачественной услуги он может реализовать полномочия по безвозмездному устранению недостатков, а при нарушении сроков оказания услуги назначить новые. Ввиду того что эти правомочия не связаны с возмещением денежных средств, которые гражданин не уплачивал, а касаются исключительно предоставления услуги, на наш взгляд, такие требования могут быть предъявлены гражданином или в его интересах органом, уполномоченным в данном случае организовывать санаторно-курортное лечение, или работодателем. Опять же, в силу специфики услуги в данном случае значение будут иметь сроки предъявления таких требований, поскольку медицинская помощь предоставляется в строгом соответствии с медицинскими показаниями, подтвержденными справкой, срок действия которой ограничен (12 месяцев). По той же причине (отсутствие связи требования с возмещением денежных средств) гражданин может требовать компенсации морального вреда в соответствии с Законом о защите прав потребителей.

Отметим также, что статус потребителя дает гражданину и другие преимущества, например процессуальные (возможность выбора альтернативной территориальной подсудности), и льготы по уплате государственной пошлины (истцы по искам о защите прав потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины).

К использованию этих преимуществ какие-либо препятствия отсутствуют. Сказанное свидетельствует о том, что практическое применение норм о защите прав потребителей при предоставлении санаторно-курортного лечения в системе социального обеспечения существенно ограничено. Но отдельные его положения, учитывая межотраслевой характер механизма защиты прав потребителей, такие как назначение нового срока оказания услуги при его нарушении, обязание безвозмездного устранения недостатков, компенсация морального вреда, а также процессуальные преимущества и освобождение от уплаты государственной пошлины, с нашей точки зрения, могут применяться.

Что же касается создания специального механизма защиты гражданина при ненадлежащем предоставлении санаторно-курортного лечения в системе социального обеспечения, нам видится лишь один способ. Гражданин, получивший ненадлежащую услугу, должен иметь право обратиться в оплативший её орган или организацию, которые, в свою очередь, могут предъявить требование исполнителю о понуждении предоставить услугу в надлежащем виде или о возврате денежных средств, уплаченных за ненадлежащее предоставление услуги, а гражданину должны предоставить новую путевку, если такая необходимость вновь подтверждена медицинскими показаниями.

Читайте так же:  Социальная стипендия живущих в общежитии

Поддерживая мнение М.Г. Седельниковой о необходимости дальнейшего формирования института отраслевой юридической ответственности [2], отражающей специфику соответствующих правоотношений, считаем, что в случае подтверждения вины санаторно-курортной организации за предоставление некачественной услуги в качестве санкций возможно исключение данной организации из перечня тех, которые предоставляют путевки с оплатой за счет публичных ресурсов. Таким образом, для защиты прав на санаторно-курортное лечение в системе социального обеспечения могут применяться административно-правовые и гражданско-правовые способы, что характерно для отрасли в целом.

1. Корнилов Э. Закон о защите прав потребителей // Законность. 1999. N 12. С. 36-39.

2. Седельникова М.Г. Юридическая и социальная ответственность в праве социального обеспечения: проблемные вопросы // Российский ежегодник трудового права. 2013. N 9. С. 569-576.

3. Соколова Н.А. Проблемы применения механизма защиты прав потребителей при оказании медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования // Вестник Омской юридической академии. 2013. N 1 (20). С. 16-18.

*(1) Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. 2012. N 9.

*(2) Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 3, ст. 140.

*(3) См., напр.: О введении в действие санитарных правил: постановление Гл. гос. санитар. врача Рос. Федерации от 8 нояб. 2001 г. N 31 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполнит. власти. 2002. N 1; Об утверждении СанПиН 2.4.2.2843-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев»: постановление Гл. гос. санитар. врача Рос. Федерации от 18 марта 2011 г. N 21 // Рос. газ. 2011. N 87.

*(4) Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания: приказ Минздравсоцразвития России от 2 авг. 2010 г. N 593н // Рос. газ. 2010. N 234.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ануфриева А.В. Проблемы защиты прав граждан на санаторно-курортное лечение в системе социального обеспечения

Anufrieva A.V. The Problems of the Protection of Citizen’s Rights to Sanatorium Treatment in the System of Social Security

А.В. Ануфриева — старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Омской юридической академии, кандидат юридических наук

A.V. Anufrieva — Senior Lecturer of the Department of Constitutional and Municipal Law of Omsk Law Academy, Candidate of Legal Sciences

В статье обозначается проблема отсутствия механизма защиты прав граждан на санаторно-курортное лечение в системе социального обеспечения. Анализируется возможность применения законодательства о защите прав потребителей к отношениям по обеспечению бесплатным или льготным санаторно-курортным лечением. Автор предлагает ввести специальные санкции для санаторно-курортных организаций, предоставляющих услуги ненадлежащего качества.

The article identifies the problem of absence of mechanism of the protection of citizens’ right to sanatorium treatment. The possibility to apply the legislation ofprotection of consumers rights to the relationships concerning the providing of free or preferential sanatorium treatment is analyzed. Also, the Author proposes the establishment of special sanctions for the sanatorium organizations who provide service of inappropriate quality.

Ключевые слова: санаторно-курортное лечение, путевка, защита прав потребителей, ответственность.

Key words: sanatorium treatment, treatment pass, consumer rights protection, responsibility.

Научный журнал «Вестник Омской юридической академии»

Свидетельство о регистрации СМИ от 1 февраля 2013 г. ПИ N ФС77-52737

Выходит четыре раза в год

Цель журнала — формирование единого научного пространства, обмен результатами научных достижений в области юриспруденции и правоприменительной практики.

Учредитель и издатель: Частное образовательное учреждение высшего образования «Омская юридическая академия»

Научный журнал «Вестник Омской юридической академии» включен:

— в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук;

— базу данных «Российский индекс научного цитирования»;

— систему Digital Object Identifier (DOI) — стандарт обозначения информации об объекте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», принятый в англоязычной научной среде

Право социального обеспечения. Шпаргалки (28 стр.)

Граждане имеют право на:

• бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения;

• дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств;

• льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами.

Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются Правительством Российской Федерации.

113. Виды медико-социальной помощи

Первичная медицинская помощь является основным бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает лечение наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики и других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Этот вид помощи обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы. Ее объем устанавливается местной администрацией в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства; осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территории, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.

Скорая медицинская помощь оказывается бесплатно специальной службой скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ.

Читайте так же:  Мгтс льготы для пенсионеров

При заболеваниях, требующих специальных методов лечения, диагностики и использования сложных медицинских технологий, оказывается специализированная медицинская помощь. Этот вид помощи осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством РФ.

Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, оказывается бесплатно или на льготных условиях соответствующими лечебно-профилактическими учреждениями. Перечень и виды льгот при оказании того вида медицинской помощи устанавливаются Государственной Думой и Правительством РФ, а также правительствами республик, входящих в состав РФ, органами власти и управления на местах.

115. Лекарственная помощь

В постановлении Правительства РФ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» от 30 июля 1994 г. закреплены группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50 %-ной скидкой от розничных цен.

Право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами имеют:

• участники Гражданской и Великой Отечественной войн;

• участники боевых операций при защите СССР и РФ;

• Герои Советского Союза и России;

• полные кавалеры ордена Славы;

• инвалиды ВОВ и лица, к ним приравненные по льготам;

• родители и жены военнослужащих, погибших вследствие контузии или увечья, полученных при защите страны или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

• граждане, работавшие в период блокады в г. Ленинграде;

• инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы;

• бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;

• дети первых 3 лет жизни;

• дети из многодетных семей.

Отдельным категориям граждан предоставляются льготы при обеспечении лекарствами в соответствии с законодательством.

Право приобретать лекарства со скидкой в 50 % имеют:

• пенсионеры, получающие пенсию в минимальном размере;

• неработающие инвалиды II группы и инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными;

• лица, являющиеся «Почетными донорами РФ»;

• лица, принимавшие участие в работе по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Перечень заболеваний , при которых лекарственная помощь оказывается бесплатно: церебральный паралич; ВИЧ-инфицирование; онкологические заболевания; туберкулез; бронхиальная астма; инфаркт миокарда (первые 6 месяцев); диабет; глаукома и др.

114. Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья

Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-гигиенические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства.

Семья по договоренности всех ее совместно проживающих совершеннолетних членов имеет право на выбор семейного врача.


Семьи, имеющие детей, имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности.

Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.

Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья. Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.

116. Санаторно-курортное лечение

Санаторно-курортное лечение – это самостоятельный вид социального обеспечения, которое предполагает обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение бесплатно или со скидкой.

Законодательством указывается круг лиц, имеющих право на санаторно-курортное лечение бесплатно либо со скидкой.

Льготами по обеспечению путевками в санатории-профилактории пользуются:

• беременные женщины (ст. 171 КЗоТ РФ);

• граждане пожилого возраста (по медицинскому заключению);

• дети-инвалиды в возрасте от 3 до 16 лет;

• инвалиды I группы (не реже одного раза в течение первых трех лет после установления инвалидности);

• инвалиды, участники Великой Отечественной войны;

• ветераны боевых действий на территории других стран;

• граждане, работавшие в блокадном Ленинграде;

• лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Некоторым категориям из числа указанных граждан вместо предоставления путевок предусматриваются компенсационные выплаты. Так, инвалиды Великой Отечественной войны по желанию вместо путевки имеют право получить один раз в 2 года денежную компенсацию ее стоимости.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, лицам, подвергшимся воздействию радиации, Героям Советского Союза и России, а также некоторым другим категориям граждан предоставляется право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды I группы и дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица.

Источники

Санаторно курортное лечение право социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here