Проведение оценки эффективности налоговых льгот

Ответы на вопросы по теме: "Проведение оценки эффективности налоговых льгот". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

студент магистратуры, 2 курс, Факультет государственного сектора, Новосибирский государственный университет экономики и управления,

РФ, г. Новосибирск

Налоговый кодекс РФ определяет налоговые льготы как предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [3].

Налоговые льготы стали распространяться с 1960-х годов, начиная с Германии и США. С этих времен многие страны уже задумались о том, что оценка эффективности налоговых льгот может стать весьма полезным инструментом для анализа налоговой политики государства.

Одним из основных направлений налоговой политики Российской Федерации в текущем году и в среднесрочной перспективе является оптимизация существующей системы налоговых льгот.

Роль налогов в формировании регионального бюджета достаточно велика. Во- первых, налоги представляют собой основной источник доходов бюджетов. Во- вторых, создают благоприятные условия для развития определенных отраслей, при помощи применения льгот, снижения процентных ставок. В- третьих, государство перераспределяет часть прибыли налогоплательщиков на развитие социальной инфраструктуры, наукоемких технологий и инвестиций. Все это обуславливает актуальность выбранной темы, так как при помощи установления эффективных льгот, можно увеличить объем налоговых поступлений, а также укрепить социальную поддержку граждан.

Основная задача рассмотрения данной темы заключается в том, что на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации нет единой методики оценки эффективности налоговых льгот. Субъекты Российской Федерации самостоятельно разрабатывают методики оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот. А это в свою очередь затрудняет саму процедуру оценки, качество ее проведения, а также приводит к сложностям в обобщении информации по льготам, так как каждый субъект может проводить оценку по разным критериям.

Проведение оценки способствует оптимизации перечня действующих налоговых льгот, минимизации риска предоставления неэффективных налоговых льгот и обеспечению оптимального выбора объектов для предоставления поддержки в форме налоговых льгот.

В «Основных направлениях налоговой политики на 2011 — 2013 годы» была впервые поставлена задача постепенной отмены федеральных льгот по региональным и местным налогам.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Но в то же время следует понимать, что единовременная отмена налоговых льгот может привести к социальным напряжениям в обществе, к увеличению расходов федерального бюджета. Поэтому, принимая решение об отмене льготы, следует тщательно проанализировать ее на предмет социального влияния и экономических последствий.

Вместе с тем введение налоговых льгот и освобождений должно сопровождаться обоснованием, в котором содержатся ответы на такие вопросы:

1) почему введение новой льготы необходимо в принципе;

2) какие цели преследует введение данной льготы, и как будет измеряться успех или провал данной меры;

3) какие доказательства могут быть приведены в пользу того, что введение налоговой льготы позволит достичь указанных целей с приемлемыми затратами;

4) почему введение налоговой льготы лучше прямых расходов бюджета для достижения указанных целей.

Сегодня выделяют три метода количественной оценки налоговых расходов: по упущенным доходам, по восстановленным доходам, по эквивалентным расходам. Данные методы рассмотрим в таблице 1.

Таблица 1.

Методы количественной оценки налоговых расходов

Метод упущенных доходов

оценивает налоговые расходы как сумму, на которую уменьшаются налоговые доходы бюджета в связи с наличием в налоговом законодательстве той или иной льготы, или, другими словами, как сумму, которую бюджет потерял от введения льготы

Метод восстановленных доходов

оценивает налоговые расходы как сумму, на которую налоговые доходы бюджета увеличатся в случае отмены той или иной налоговой льготы, т. е. сколько дополнительно получил бы бюджет, если бы льготу отменили

Метод эквивалентных расходов

Оценивает сколько надо выплатить налогоплательщику, чтобы его доход после налогообложения в условиях замены льготы трансфертом из бюджета сровнялся с тем, который у него есть в условиях применения льготы

Метод упущенных доходов является наиболее надежным методом оценки уровня поддержки, оказываемой налогоплательщикам через налоговую систему. Метод восстановленных доходов наименее надежный, так как подразумевает в себе учет поведенческих эффектов от налогоплательщика, реакцию правительства, которые в свою очередь могут оказаться неучтенными.

По Новосибирской области действует Закон «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» N 142 ОЗ от 16 октября 2003 года [1], устанавливающий ставки налога, льготы, отчетный период, а также сроки уплаты по налогу.

Оценку эффективности налоговых льгот в Новосибирской области осуществляют по трем критериям, которые рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2

Критерии оценки эффективности налоговых льгот

Кбэф = НП / ПБ, где:

НП — объем прироста налоговых поступлений в областной бюджет;

ПБ — сумма потерь областного бюджета от предоставления налоговых льгот

Показывает влияние предоставления налоговых льгот на объемы доходов бюджета региона

Кээф=Ʃ Эр/ Эс, где

Эр-количество показателей, по которым произошел рост или уровень остался прежним;

Эс — количество показателей, по которым произошло снижение

Показывает влияние налоговых льгот на динамику производственных и финансовых результатов деятельности налогоплательщиков, которым они предоставлены

Ксэф = Кл / Ко, где:

Кл — количество налогоплательщиков, воспользовавшихся льготой;

Ко — общее количество налогоплательщиков соответствующей категории

Показывает влияние налоговых льгот на создание благоприятных условий развития социальной инфраструктуры и бизнеса, повышение уровня жизни населения, его социальной защищенности и обеспечение занятости, решение конкретных задач

При этом налоговые льготы имеют положительную эффективность, если значения коэффициентов бюджетной и экономической эффективности больше, либо равны единице, а коэффициент социальной эффективности равен единице.

Анализируя методику оценки эффективности налоговых льгот в других субъектах Российской Федерации, мы пришли к выводу, что основная их часть осуществляет оценку по этим же критериям, что и Новосибирская область, но при этом у них возможна оценка по двум критериям. Другим ключевым отличием является сама формула расчета критерия эффективности.

Для того чтобы сформировать единую методику оценки, нужно закрепить критерии эффективности льгот, выработать показатели, по которым будем осуществляться непосредственно оценка.

Например, льготу можно считать эффективной, если она в первую очередь:

Читайте так же:  Сроки получения пособия на погребение пенсионера

— обеспечивает прирост налоговых поступлений в бюджет;

— создает новые рабочие места в организации;

— улучшает условия труда работников организации;

— увеличивает размер заработной платы работников организации;

— повышает качество товаров и услуг организации;

— повышает доступность товаров и услуг для населения;

— создает или развивает послепродажное обслуживание товаров и услуг населению;

— ведет к экологической безопасности.

Каждая организации, которая применяет льготы, должна оцениваться по данным критериям. Если ответы на критерии положительны, то применение льготы оправдано. Если имеются отрицательные ответы, то организация должна пройти повторную процедуру оценки экспертами, где уже будут изучаться более узкие показатели деятельности организации.

Список литературы:

  1. Законом Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области»
  2. Малинина, Татьяна Александровна. Оценка налоговых льгот и освобождений: зарубежный опыт и российская практика / Т. Малинина – М.: Ин-т Гайдара, 2010. – 212 с.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)

Приложение. Порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам

Приложение
к решению 21-й Совета депутатов
Пономаревского сельсовета
Колыванского района
Новосибирской области
от 4 мая 2017 г. N 54

Порядок
проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам

1. Общие положения

1.1. Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам производится в целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, повышения точности прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот, обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращения потерь бюджета поселения.

1.2. Порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам (далее — Порядок) определяет объекты предстоящей оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам, условия предоставления налоговых льгот, перечень и последовательность действий при проведении оценки эффективности налоговых льгот, а также требования к применению результатов оценки. Применение настоящего Порядка позволяет обеспечить регулярную оценку планируемых и фактических результатов предоставления налоговых льгот.

1.3. Настоящий Порядок распространяется на предоставленные решениями Совета депутатов Пономаревского сельсовета Колыванского района Новосибирской области, а также планируемые к предоставлению налоговые льготы по местным налогам (далее -налоговые льготы).

2. Основные понятия и термины

2.1. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия и термины:

налоговая льгота -предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере;

оценка эффективности -процедура сопоставления результатов предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности в разрезе отраслей (видов деятельности);

бюджетная эффективность — оценка результата хозяйственной деятельности категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы с точки зрения влияния на доходы и расходы местного бюджета;

социальная эффективность -оценка степени достижения социально значимого эффекта, направленного на повышение уровня жизни населения;

Иные понятия и термины используются в значениях, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации.

3. Основные принципы и цели установления налоговых льгот

3.1. Установление налоговых льгот осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

— налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральным законодательством;

— налоговые льготы устанавливаются отдельным категориям налогоплательщиков.

3.2. Основной целью предоставления налоговых льгот является оказание поддержки социально незащищенным категориям граждан.

4. Виды налоговых льгот и условия их предоставления

4.1. Налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам на основании решений Совета депутатов Пономаревского сельсовета Колыванского района Новосибирской области.

4.2. Налогоплательщикам могут устанавливаться следующие виды налоговых льгот:

— освобождение от уплаты налога (полное или частичное);

— установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков;

— установление уровня налоговой ставки ниже максимального значения, установленного налоговым законодательством Российской Федерации.

4.3. Налоговые льготы предоставляются в пределах сумм, подлежащих зачислению в бюджет поселения.

5. Порядок и сроки проведения оценки эффективности налоговых льгот

5.1. Сроки проведения оценки:

а) по предоставленным налоговым льготам — ежегодно по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом, в срок не позднее 1 октября;

б) по планируемым к предоставлению налоговым льготам — в сроки, установленные для подготовки проектов решений Совета депутатов Пономаревского сельсовета Колыванского района Новосибирской области, предусматривающих предоставление налоговых льгот.

5.2. Источником информации для расчетов оценки эффективности налоговых льгот служат данные налоговой отчетности (отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам Ф N 5-МН), а также иная достоверная информация.

5.3. При проведении оценки эффективности налоговых льгот уполномоченным органом используются следующие показатели:

— налогооблагаемая база по налогу на начало и конец отчетного периода;

— льготная ставка налога (при предоставлении льготы по пониженной ставке);

— сумма сокращения базы налога (при полном или частичном освобождении базы налога от налога от налогообложения) за истекший период отчетного года;

— сумма начисленных налогов в бюджет поселения;

— сумма уплаченных налогов в бюджет поселения;

— сумма задолженности по уплате налогов в бюджет поселения;

5.4. Оценка эффективности налоговых льгот может включать в себя как оценку бюджетной и социальной эффективности, так и оценку только социальной эффективности в зависимости от категории налогоплательщиков.

5.5. Бюджетная эффективность предоставленных налоговых льгот определяется на основании сравнения сумм налогов, поступивших в местный бюджет за последний отчетный год и год, предшествующий последнему отчетному, по соответствующему виду экономической деятельности, на который распространяется налоговая льгота.

5.6. Бюджетная эффективность предоставленных налоговых льгот считается высокой в случае, если сумма налогов, поступивших в местный бюджет по соответствующему виду экономической деятельности за последний отчетный год, превышает сумму налогов, поступивших за год, предшествующий последнему отчетному году.

Положительная динамика оценивается баллом 1, отсутствие изменений либо отрицательная динамика оценивается баллом 0.

5.7. Оценка бюджетной эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот производится по плановому периоду. В данном случае бюджетная эффективность предоставления налоговых льгот определяется на основе сравнения сумм налогов, поступивших в местный бюджет за отчетный финансовый год и очередной финансовый год по соответствующей категории налогоплательщиков, претендующих на получение налоговой льготы. Бюджетная эффективность планируемой к предоставлению налоговой льготы считается высокой в случае, если прирост сумм, планируемых к уплате налогов в местный бюджет за очередной финансовый год, по сравнению с отчетным финансовым годом превышает сумму выпадающих доходов местного бюджета от предоставления налоговой льготы.

Читайте так же:  Повышение социальной пенсии по потере кормильца

Положительная динамика оценивается баллом 1, отсутствие изменений либо отрицательная динамика оценивается баллом 0.

5.8. В качестве критерия социальной эффективности налоговых льгот для физических лиц может выступать сумма предоставляемых налоговых льгот налогоплательщикам, обратившимся за предоставлением социальной помощи.

Для остальных категорий налогоплательщиков социальная эффективность налоговых льгот — последствия введения налоговой льготы, определяемые показателями, отражающими динамику производственных и финансовых результатов деятельности тех категорий налогоплательщиков, которым предоставлена налоговая льгота, и (или) показателями, подтверждающими создание благоприятных условий развития социальной инфраструктуры и бизнеса , повышение социальной защищенности населения, формирование благоприятных условий жизнедеятельности для малообеспеченных граждан и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная эффективность для таких налогоплательщиков определяется показателями, характеризующими динамику социально-экономических показателей их деятельности:

увеличение средней заработной платы работников в сфере деятельности, на которую распространяется налоговая льгота;

создание новых рабочих мест в сфере деятельности, на которую распространяется налоговая льгота;

направление средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот, в полном объеме на собственное развитие;

улучшение условий труда работников в сфере деятельности, на которую распространяется налоговая льгота;

отчисления высвободившихся средств на социальные проекты, благотворительность, повышение экологической безопасности в расчете на одного работника и др.

Положительная динамика каждого показателя оценивается баллом 1, отсутствие изменений либо отрицательная динамика по каждому показателю оценивается баллом 0.

5.9. Эффективность предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот признается высокой при общей сумме баллов показателей бюджетной и социальной эффективности, равной двум и более, низкой — при общей сумме баллов менее двух.

5.10. Оценка эффективности налоговых льгот производится уполномоченным органом в 2 этапа.

5.11. На первом этапе производится инвентаризация предоставленных в соответствии с решениями Совета депутатов Пономаревского сельсовета Корлыванского района Новосибирской области налоговых льгот.

По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных налоговых льгот. Ведение реестра осуществляется по форме согласно приложению к настоящему Порядку. При предоставлении новых налоговых льгот по местным налогам, отмене льгот или изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие поправки.

5.12. На втором этапе определяются потери (суммы недополученных доходов) бюджета поселения, обусловленные предоставлением налоговых льгот.

Оценка потерь производится по следующим формулам:

1) В случае если предоставление льготы заключается в освобождении от налогообложения части базы налога:

— сумма потерь (сумма недополученных доходов) бюджета поселения;

— сумма (размер) сокращения базы налога по причине предоставления льгот;

— действующая в период предоставления льгот ставка налога;

2) в случае если предоставление льготы заключается в обложении части базы налога по пониженной налоговой ставке:

— сумма потерь (сумма недополученных доходов) бюджета поселения;

— размер базы налога, на которую распространяется действие льготной ставки;

— действующая (предполагаемая) в период предоставления льгот базовая ставка налога;

— льготная ставка налога.

6. Применение результатов оценки эффективности налоговых льгот

6.1. По результатам проведения оценки составляется аналитическая записка Главе поселения.

6.2. Результаты оценки эффективности налоговых льгот используются для:

— разработки бюджета поселения на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу;

— своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот;

— введения новых видов налоговых льгот (внесения изменений в предоставленные налоговые льготы).

7. Мониторинг результатов оценки эффективности налоговых льгот

Регулярность проведения оценки эффективности налоговых льгот обеспечивается постоянно действующей системой их мониторинга уполномоченным органом в сроки, установленные пунктом 5.1 настоящего Порядка.

  • Приложение. Реестр предоставленных налоговых льгот
>
Реестр предоставленных налоговых льгот
Содержание
Решение Совета депутатов Пономаревского сельсовета Новосибирской области от 4 мая 2017 г. N 54 «Об утверждении порядка.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оценка эффективности налоговых льгот

Экономическая сущность налоговой системы

Обеспечение государственной власти финансами происходит за счет сбора налогов с граждан и хозяйственных организаций. Управленческий аппарат страны работает так, что законодательно не имеет права получать коммерческий доход. Поступление денежных средств осуществляется благодаря работе налоговой системы.

Налоговая система является механизмом по установлению и получению обязательных платежей от населения и объектов предпринимательства, где средством взаимодействия выступает налог.

Налогообложение представляет собой выплату части своего имущества в пользу власти, при этом, плательщик признает эту власть и пользуется ее услугами по защите и управлению.

Механизм сбора налога является эффективным средством управления экономическими процессами, которое реализуется через функции налоговой системы. Среди них можно выделить следующие:

  • непосредственное формирование дохода казны;
  • регулирование экономических процессов;
  • распределение доходов с финансовых средств между различными сферами экономики;
  • перераспределение доходов, капиталов и инвестиционных ресурсов от коммерческой, производственной и других видов деятельности;
  • создание стабильной социальной обстановки;
  • стимулирование осознанности плательщиков, а так же сфер бизнеса, через применение специальных налоговых форм и льгот;
  • контроль за количеством поступаемых денежных средств, предотвращение дефицита бюджета.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Любые преобразования налоговой системы должны быть оправданы и научно обоснованы. В каждой стране существует свой подход к формированию системы налогообложения, который складывался под влиянием объективных факторов. Однако, в экономической теории существует теория, определяющая принципы построения идеального механизма сбора налогов.

Прежде всего, налогообложение должно быть справедливым и распространяться на всех плательщиков в равной степени. Любые исключения из правил необходимо обосновать. Сама процедура взимания платежей должна быть простой, понятной и удобной. Плательщики имеют право получить информацию по своим правам и обязанностям. Налоговые органы должны действовать в рамках закона и не злоупотреблять своей властью. Затраты на сбор налогов должны быть соизмеримы их соответствующим ставкам.

Механизм налоговых льгот

Регулирующая и стимулирующая функции налоговой системы реализуются через применение различных механизмов, одним из которых является применение налоговых льгот. Сама по себе льгота представляет особое преимущество плательщика перед другими.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В развитых западных странах фиксированными и неизменными остаются социальные льготы. Применение льгот в экономической сфере представляет собой более гибкий и изменчивый механизм.

В России предоставление налоговых преимуществ начало использоваться стихийно и не дало ожидаемого результата. За этим последовало резкое сокращение списка применяемых льгот, что снизило гибкость системы.

Читайте так же:  Доплата пенсионерам по потере кормильца

Существует мнение, что налоговые льготы создают дефицит бюджетного финансирования. Хотя при проработке законодательной базы и системы их применения можно достичь выполнения регулирующей функции.

Стремление к получению налоговых преимуществ иногда ведет к фальсификации данных, предоставляемых в налоговые органы.

Льготы могут предоставляться предприятиям социального и стратегического значения, благотворительным фондам, предприятиям, попавшим в затруднительное положение по объективным причинам, малым формам предпринимательства, а так же отдельным категориям граждан, например, пенсионерам и инвалидам.

Гибкость механизма предоставления преимущества отдельным плательщикам реализуется через применение различных видов налоговых льгот. Среди них можно выделить:

  • Изъятие или отчисление представляет собой вывод части объекта из-под налогообложения, что приводит к уменьшению расчетной базы и снижению общей суммы уплаты. Этот вид льготы может применяться, как к части имущества, так и к части дохода.
  • Снижение общей суммы к выплате называется скидкой. Этот инструмент может влиять на стимулирование определенных сфер предпринимательской деятельности. В отношении граждан скидка снижает налоговое давление.
  • Налоговый кредит, как отсрочка и рассрочка отодвигает срок уплаты. Однако, кредит предоставляет возможность переноса платежа на период в 12 месяцев, а рассрочка и отсрочка – максимум на полгода. Инвестиционный налоговый кредит призван стимулировать инвестиции в конкретные экономические сферы.
  • Полное или частичное освобождение от уплаты налогов выполняет социальную функцию. Чаще всего используется для малообеспеченных слоев населения и некоммерческих организаций.

Оценка эффективности налоговых льгот

Для понимания эффективности работы механизма по предоставлению налоговых льгот необходимо периодически проводить оценку. Применение льгот приводит к уменьшению финансирования бюджета. Для оценки налоговых расходов применяют три метода. Рассмотрим их.

Анализ упущенных доходов производит оценку потерь финансирования бюджета относительно определенного вида льгот.

Расчет восстановленных доходов рассматривает увеличение финансирование при отмене одной из льгот.

Метод равных расходов показывает размер субсидии плательщику из бюджета, которая сравняет его доход при применении льготы и без нее.

Наиболее часто применяемым и эффективным считается метод упущенных доходов. Он дает более четкое представление о движении денежных средств.

Оценка эффективности применения льгот так же является важной составляющей аналитической работы в данной области экономических отношений.

Влияние налоговых поступлений на доходностью бюджета может рассчитываться по формуле:

$К$ – бюджетная эффективность, $НП$ – прирост налоговых платежей, $ПБ$ – сумма потерь

Экономическая эффективность применения налоговых льгот определяется через повышение производительности и увеличения финансовых результатов налогоплательщиков. Расчет производится по формуле:

Видео (кликните для воспроизведения).

$К$ – коэффициент экономической эффективности, $Эр$ – сумма показателей, показавшим рост, либо сохранение предыдущих тенденций, $Эс$ – сумма сниженных показателей.

С точки зрения социальной эффективности налоговые льготы рассматриваются, как инструмент создания благоприятных условий для повышения общего уровня жизни, предоставления рабочих мест, обеспечения социальной защищенности. Расчет производится по формуле:

$К$ – коэффициент социальной эффективности, $Кл$ – граждане, воспользовавшиеся льготой, $Ко$ – общее число льготных плательщиков.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Оценка эффективности

01.12.2016 15:39 Результаты по оценке эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам за 2015 год

1. Оценка эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам Ельнинского городского поселения муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области.

1. 1. Реализация полномочий органов местного самоуправления, установленных налоговым законодательством в отношении местных налогов в отчетном периоде

В соответствии со статьей 61.5. Бюджетного кодекса РФ определено, что в бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от местных налогов, а именно:

— Земельный налог – по нормативу 100 процентов;

— Налог на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов.

Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам производится в целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, повышения точности прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот, обеспечение оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращение потерь местного бюджета.

Для оценки эффективности налоговых льгот используются следующие критерии:

Бюджетная эффективность налоговых льгот. Под бюджетной эффективностью понимается сохранение или превышение темпов роста сумм начисленного налога, подлежащего уплате в местный бюджет, над темпами роста объема налоговых льгот.

Социальная эффективность налоговых льгот. Под социальной эффективностью понимается социальная значимость дополнительного дохода, получаемого в форме налоговой льготы.

Льготы, установленные на местном уровне, по их направленности делятся на две группы:

— поддержка социально незащищенных категорий граждан;

— минимизация налоговой нагрузки учреждений, финансируемых из местных бюджетов.

В первую группу вошли льготы, предоставленные социально незащищенным категориям населения городского поселения, имеют исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности и повышающие покупательскую способность. Сумма таких льгот составила 126,0 тыс. рублей или 12,1,0 процента в общей сумме льгот.

Вторая группа налоговых льгот, предоставленная в целях снижения налоговой нагрузки на учреждения, финансируемые из местного бюджета. Сумма таких льгот составила 914,0 тыс. рублей или 87,8 процентов в общей сумме льгот.

Соотношение недополученных доходов по местным налогам в результате действия льгот, установленных представительным органом местного самоуправления, к общему объему поступивших налоговых и неналоговых доходов (15503,5 тыс.рублей) за 2015 год составляет 6,7 процента.

Эти объемы льгот, по сути, нацелены на минимизацию расходов граждан городского поселения и учреждений, деятельность которых не направлена на получение доходов.

В целях повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и устойчивого развития городского поселения, в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, установленных налоговым законодательством, в отношении местных налогов, приняты следующие муниципальные правовые акты:

решение Совета депутатов Ельнинского городского поселения от 30 ноября 2016 г. № 46 «Об установлении земельного налога на территории Ельнинского городского поселения Ельнинского района Смоленской области и об утверждении Положения о земельном налоге»; от 20 ноября 2014 г. № 41 «Об утверждении Положения о налоге на имущество физических лиц на территории Ельнинского городского поселения Ельнинского района Смоленской области».

Мероприятия по оценке эффективности льгот по налогам, являющимся доходными источниками бюджета Ельнинского городского поселения, закреплены постановлением Администрации муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области от 11.07.2016 № 710 «О порядке проведения оценки эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам Ельнинского городского поселения» (далее порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот).

Читайте так же:  Какие льготы на капремонт ветеранам труда

2. Оценка бюджетной, социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот

В соответствии с Порядком проведения оценки эффективности налоговых льгот и в целях определения целесообразности потерь бюджета, проведена оценка эффективности предоставляемых льгот по налогам и сборам в местный бюджет.

2.1. Проведение инвентаризации предоставленных налоговых льгот

По земельному налогу: Решением Совета депутатов Ельнинского городского поселения от 30 ноября 2016 г. № 46 «Об установлении земельного налога на территории Ельнинского городского поселения Ельнинского района Смоленской области и об утверждении Положения о земельном налоге»:

-органы местного самоуправления

— бюджетные, автономные, казенные учреждения, финансовое обеспечение деятельности которых, в том числе по выполнению муниципального задания, осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований Смоленской области на основании бюджетной сметы или виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным задание муниципальных услуг (выполнением работ);

— граждане, достигшие 75 лет и старше;

По налогу на имущество физических лиц льготы не устанавливались.

2.2. Определение объемов недополученных (выпадающих) доходов бюджета сельского поселения, обусловленных предоставлением налоговых льгот

За 2015 год сумма предоставленной льготы по земельному налогу составила 1040,0 тыс. рублей, в том числе физическим лицам – 126,0 тыс. рублей, бюджетным учреждениям, финансируемым из местных бюджетов сельского поселения — 914,0 тыс. рублей.

3.Заключение по оценке эффективности налоговых льгот.

3.1 Бюджетная эффективность

Согласно Порядка проведения оценки эффективности налоговых льгот бюджетная эффективность не определяется и принимается равной сумме, предоставленных льгот:

По земельному налогу физических лиц – 126,0 тысяч рублей;

Учитывая, что в 2015 году получателями налоговых льгот являлись бюджетные учреждения, финансируемые из местных бюджетов, обеспечивающие выполнение возложенных на них функциональных задач в интересах населения городского поселения, бюджетная эффективность является положительной, так как является разновидностью бюджетного финансирования, поступающего в распоряжение налогоплательщика в ускоренном и упрощенном порядке. Следовательно, бюджетная эффективность от предоставления налоговых льгот здесь проявляется в экономии бюджетных средств, выделяемых на прямое финансирование выполнения социальных задач, сокращении встречных финансовых потоков.

3.2.Социальная эффективность

Социальная эффективность определяется социальной направленностью предоставленных налоговых льгот и признана положительной, так как направлена на достижение следующих целей:

· повышение уровня жизни населения (поддержка малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, повышение покупательской способности населения, снижение доли расходов на уплату обязательных платежей);

· на поддержку осуществления деятельности организаций по предоставлению на территории городского поселения услуг в социально-культурной сферы.

Об утверждении Порядка проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам и методики расчета оценки эффективности предоставленных стимулирующих налоговых льгот

АДМИНИСТРАЦИЯ

ОГНЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

Каслинского района Челябинской области

Об утверждении Порядка проведения

оценки эффективности налоговых льгот

по местным налогам и методики расчета

оценки эффективности предоставленных

стимулирующих налоговых льгот

В целях совершенствования бюджетного процесса и обеспечения достижения экономического и социального эффекта от предоставления отдельным категориям налогоплательщиков налоговых льгот по местным налогам, сокращения малоэффективных налоговых льгот, повышения финансовой поддержки хозяйствующих субъектов и населения, руководствуясь Уставом Огневского сельского поселения, администрация Огневского сельского поселения

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам (далее — Порядок).

2. Утвердить Методику расчета оценки эффективности предоставленных стимулирующих налоговых льгот (приложение 1 к Порядку).

3. Назначить ответственной за проведение оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам Администрации Огневского сельского поселения.

4. Контроль над выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

сельского поселения Д.А.Дорогин

постановлением Администрации Огневского сельского поселения

Порядок проведения оценки эффективности предоставленных

(планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам

1. Общие положения

1.1. Порядок устанавливает правила проведения оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков по местным налогам (далее – Порядок), последовательность действий при проведении оценки, а также требования к результатам указанной оценки.

1.2. Порядок распространяется на налоговые льготы, предоставленные решениями представительных органов муниципальных образований (планируемые к предоставлению) по местным налогам.

1.3. Оценка эффективности налоговых льгот проводится в целях анализа результативности предоставленных льгот и направлена на обеспечение оптимального выбора объектов для предоставления налоговых льгот с целью:

— создания благоприятных экономических условий для развития инвестиционной и инновационной привлекательности территории;

— оказания экономической поддержки организациям, которые участвуют в решении приоритетных для территории и населения социальных задач;

— стимулирования использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой населению продукции (товаров, услуг).

1.4. В данном Порядке используются следующие основные определения:

— предоставленная налоговая льгота – налоговая льгота по местным налогам, установленная решением представительного органа местного самоуправления;

— планируемая к предоставлению налоговая льгота – налоговая льгота по местным налогам, установление которой инициируется заинтересованными лицами;

— оценка эффективности налоговых льгот – процедура сопоставления результатов предоставления налоговых льгот и результатов хозяйственной деятельности организаций с использованием показателей бюджетной и социально-экономической эффективности;

— бюджетная эффективность налоговых льгот – соотношение суммы дополнительных налоговых поступлений в местный бюджет к сумме налоговых льгот, предоставленных категориям налогоплательщиков;

— социально-экономическая эффективность налоговых льгот предусматривает выполнение налогоплательщиками, которым предоставлена налоговая льгота (планируется предоставить), социально-экономических показателей.

1.5. Налоговые льготы устанавливаются с соблюдением следующих принципов:

— налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий муниципальных образований, установленных федеральным законодательством;

— налоговые льготы устанавливаются в порядке и на условиях, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации;

— налоговые льготы предоставляются на срок не менее одного налогового периода и должны быть установлены на определенный срок.

2. Виды налоговых льгот и условия их предоставления

2.1. Налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам на основании решений представительных органов муниципальных образований.

2.2. Налогоплательщикам могут устанавливаться налоговые льготы в виде:

а) снижения налоговой ставки;

б) предоставления налогового вычета;

в) освобождения от уплаты налога.

2.3. Налоговые льготы разделяются на 3 типа в зависимости от целевой составляющей:

а) социальная – поддержка отдельных категорий граждан;

б) финансовая – устранение/уменьшение встречных финансовых потоков;

в) стимулирующая – привлечение инвестиций и расширение экономического потенциала.

2.4. В целях обеспечения эффективности предоставления налоговых льгот запрещается предоставление налоговых льгот при низкой оценке эффективности.

2.5. При рассмотрении предложений о предоставлении стимулирующих налоговых льгот в обязательном порядке проводится оценка эффективности налоговых льгот в соответствии с Методикой расчета оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) стимулирующих налоговых льгот.

Читайте так же:  Нпф доверие как получить накопительную часть пенсии

3. Расчет оценки эффективности предоставленных

(планируемых к предоставлению) налоговых льгот

3.1. Оценка эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) стимулирующих налоговых льгот проводится Администрацией сельского поселения в разрезе видов налогов и категорий получателей налоговых льгот, в соответствии с Методикой расчета оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее – Методика).

3.2. Данная оценка эффективности налоговых льгот не распространяется: в отношении бюджетных, казенных и автономных учреждений, а также органов местного самоуправления, финансируемых из областного и (или) местного бюджетов (устранение/уменьшение встречных финансовых потоков).

3.3. Для категорий налогоплательщиков — физических лиц, налоговые льготы которым предоставляются в целях поддержки социально незащищенных слоев населения (социальная поддержка), налоговые льготы признаются эффективными.

4. Проведение оценки эффективности предоставленных

(планируемых к предоставлению) налоговых льгот

4.1. Оценка эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот проводится в следующие сроки:

— по предоставленным налоговым льготам в срок до 1 августа года, следующего за отчетным годом;

— по планируемым к предоставлению налоговым льготам – в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот.

Предложения о предоставлении налоговых льгот принимаются Администрацией сельского поселения от инициаторов введения налоговых льгот до 15 июля года, предшествующего году начала действия налоговой льготы.

4.2. Источниками информации для проведения оценки эффективности налоговых льгот являются:

— сведения статистической налоговой отчетности (форма № 5-МН «О налоговой базе и структуре начислений по местным налогам»), публикуемые в сети Интернет Федеральной налоговой службой России;

— сведения, запрашиваемые в Межрайонных инспекциях ФНС России;

— сведения, полученные от налогоплательщиков, которые получили или претендуют на получение налоговой льготы;

— иные виды информации, необходимые для проведения оценки эффективности налоговых льгот, запрашиваемые у получателей налоговых льгот.

5. Результатов оценки эффективности налоговых льгот

5.1. Результаты оценки эффективности предоставленных налоговых льгот утверждаются ежегодно нормативным правовым актом Администрации сельского поселения (распоряжением) по форме согласно Приложению 2.

5.2. Результаты оценки эффективности предоставленных налоговых льгот должны содержать:

— содержание налоговой льготы;

— нормативный правовой акт, устанавливающий льготу;

— вид предоставленных налоговых льгот по местным налогам;

— сумму выпадающих доходов бюджета городского (сельского) поселения за отчетный финансовый год;

— результаты оценки эффективности предоставленных налоговых льгот;

— предложения по сохранению, отмене и (или) корректировке содержания предоставленных налоговых льгот по местным налогам.

5.3. Результаты оценки эффективности налоговых льгот используются для:

— разработки проекта бюджета сельского поселения на очередной финансовый год и плановый период;

— своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот;

— предложений по совершенствованию мер поддержки отдельных категорий налогоплательщиков;

— введения новых видов налоговых льгот.

5.4. В случае неэффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот Администрация сельского поселения в месячный срок готовит свои предложения и проект решения об отмене (изменении условий предоставления) налоговых льгот и направляет их на рассмотрение представительному (законодательному) органу муниципального образования.

к Порядку проведения оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам, утвержденному Постановлением Администрации Огневского сельского поселения

от 29.04.2019 г. № 5

Методика расчета оценки эффективности предоставленных

(планируемых к предоставлению) стимулирующих

налоговых льгот

1) Расчет оценки эффективности налоговых льгот производится по земельному налогу в отношении предоставленных (планируемых к предоставлению) стимулирующих налоговых льгот. Объектом оценки является бюджетная и социально-экономическая эффективность от предоставления налоговых льгот по земельному налогу.

2) Бюджетная эффективность предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот – Кб) оценивается путем соотношения объема прироста поступлений налогов в бюджет сельского поселения к сумме налоговых льгот, полученных (планируемых к получению) налогоплательщиками в отчетном (плановом) периоде, рассчитанных в сопоставимых условиях.

Расчет коэффициента бюджетной эффективности налоговых льгот осуществляется по формуле:

K б = НП i — НП i-1 Л i (1)

где Кб – коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот;

НПi – объем фактических (плановых) поступлений налогов в бюджет за отчетный (плановый) период;

НПi-1 – объем фактических (плановых) поступлений налогов в бюджет за год, предшествующий отчетному (плановому) периоду;

Лi – сумма налоговых льгот, полученных (планируемых к получению) налогоплательщиками в отчетном (плановом) периоде.

При этом сумма налоговых льгот (потерь местного бюджета) за отчетный (планируемый) период рассчитывается по формуле:

где НБ – налогооблагаемая база;

СН – ставка налога, установленная в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

СНл – ставка налога, применяемая с учетом предоставления налоговых льгот (пониженная ставка, освобождение от налогообложения).

При расчете бюджетной эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот учитываются следующие налоги, уплачиваемые налогоплательщиками: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на совокупный доход.

Если в результате проведенного расчета, полученный коэффициент бюджетной эффективности меньше 1, то налоговая льгота признается неэффективной. Если коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот равен или больше 1, то налоговая льгота признается эффективной.

3) Оценка социально-экономической эффективности налоговых льгот предполагает, что налогоплательщики, которым предоставлена (планируется предоставить) налоговая льгота, выполняют следующие показатели:

— отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и страховым взносам;

— положительная динамика среднемесячной заработной платы работников списочного состава и внешних совместителей.

4) Предоставленная (планируемая к предоставлению) налоговая льгота

считается эффективной при одновременном выполнении бюджетной и социально-экономической эффективности.

5) Результаты расчета эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот оформляются по форме согласно приведенной ниже таблице.

Результаты оценки эффективности предоставленных

(планируемых к предоставлению) стимулирующих налоговых льгот

1. Сведения о налогоплательщике

Полное наименование налогоплательщика

Вид экономической деятельности (ОКВЭД.2)

Наименование налога, по которому предоставлена льгота

2. Расчет бюджетной эффективности

Содержание налоговой льготы

Фактическое (прогнозное) поступление налогов за год, предшествующий отчетному (плановому) периоду,

Фактическое (плановое) поступление налогов за отчетный

Прирост поступлений налога

в бюджет поселения,

Сумма полученных (планируемых к получению) налоговых льгот за отчетный (плановый) период, тыс. руб.

Видео (кликните для воспроизведения).

Коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот

Источники

Проведение оценки эффективности налоговых льгот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here