Президента минфина путина триллиона налоговых льгот задач

Ответы на вопросы по теме: "Президента минфина путина триллиона налоговых льгот задач". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Сечин попросил у Путина 2,6 трлн рублей налоговых льгот для Арктики

За счет развития нефтедобычи в Арктике он предложил вложить в регион до 8,5 триллиона рублей

Москва. 15 июля. INTERFAX.RU — «Роснефть» с партнерами готова вложить от 5 до 8,5 триллиона рублей в освоение месторождений Арктики и строительство сопутствующей инфраструктуры, но взамен просит налоговые льготы в 2,6 триллиона рублей. Как пишут «Ведомости», это предложение содержится в письме главы «Роснефти» Игоря Сечина президенту Владимиру Путину, а также в презентации KPMG.

Сечин попросил президента поддержать разработанный Министерством развития Дальнего Востока и Арктики проект федерального закона об особом налоговом режиме для инвесторов, вкладывающих средства в развитие Арктики. Подлинность документа изданию подтвердили семь источников, в том числе в правительстве и в нефтегазовом секторе. На этом обращении Путин оставил поручение премьер-министру Дмитрию Медведеву: «Проработать предложение и доложить», говорят два источника газеты.

Речь идет о создании нефтегазового предприятия «Восток ойл», в которое войдут арктические месторождения «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова (Пайяхское) и «Роснефти» – в частности, Лодочное, Тагульское и уже работающее Ванкорское. В презентации KPMG также говорится, что в кластер могут войти месторождения совместного предприятия «Роснефти» и ВР «Ермак нефтегаз», а также восточнотаймырские месторождения, где «Роснефть» начала геологоразведку. По словам Сечина, инвестиции в проект превысят 5 триллионов рублей. За эти деньги компании построят 5500 км трубопроводов, морские терминалы с перевалкой до 100 миллионов тонн в год, аэропорты, линии электропередачи и другую инфраструктуру. Авторы презентации KPMG оценили инвестиции в проект в 8,5 триллиона рублей.

В KPMG перспективные ресурсы проекта оценили в 2,6 миллиарда тонн углеводородного сырья (доказанные запасы немногим превышают 870 миллионов тонн нефти), отмечают «Ведомости». В письме Сечин сообщает, что в проект входят «первоклассные международные инвесторы», с некоторыми из них уже идут переговоры.

Для реализации проекта его участникам нужны налоговые льготы, говорится в письме. Без налоговых послаблений для проекта потребовалось бы финансирование под 4–5%, а это сейчас невозможно, объяснил «Ведомостям» источник, близкий к одному из участников проекта. Законопроект, который просит поддержать Сечин, предусматривает на 30 лет полную отмену НДПИ для новых нефтегазовых месторождений, а для уже работающих – налоговый вычет из НДПИ на сумму инвестиций, а также нулевые ставки налога на имущество, земельного налога, снижение налога на прибыль с 20% до 7% и страховых взносов — с 30% до 7,6%. Сечин также предложил ввести законодательно льготы по НДПИ для Ванкорского месторождения и разрешить компаниям без налогов передавать сэкономленные средства проектам в Арктике.

По оценке KPMG, для участников «Восток ойла» льготы составят 2,6 триллиона рублей.

Представитель Минфина оценил в 250 миллиардов рублей в год потери бюджета от введения предлагаемых льгот по НДПИ. Он добавил, что льготы по земельному налогу и налогу на имущество нанесут урон бюджетам регионов и муниципалитетов. По данным двух источников газеты, Минфин предложил до завершения инвентаризации месторождений и оценки их эффективности не предоставлять льготы сырьевым проектам.

По информации «Ведомостей», предложения Сечина вызвали «раскол среди чиновников». Одни считают, что ради развития проектов нужно создавать условия для компаний, «а не считать выпадающие доходы бюджета от проектов», другие предупреждают, что введение налоговых льгот приводит к повышению других налогов и в итоге за все платить придется гражданам.

О предложении «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» создать единую инфраструктуру для четырех своих арктических месторождений «Коммерсантъ» писал в феврале 2019 года. 10 июля «Ведомости» узнали, что компании предложили за счет развития этого кластера продвигать транспортировку грузов по Северному морскому пути, но взамен попросили налоговые льготы.

В правительстве ищут 4,5 трлн рублей на выполнение задач президента

До 11 февраля Минфин и Минтруд должны подготовить поправки в бюджет, позволяющие найти дополнительно 4,5 триллиона рублей до 2024 года. Эти средства необходимы для реализации инициатив, выдвинутых Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию. С таким поручением выступил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, об этом пишут «Известия».

В ходе своего выступления президент Путин, в частности, объявил о продлении материнского капитала до 2026 года. При этом уже с 2020 года на получение средств могут рассчитывать семьи, в которых рождается первенец. Материнский капитал, с учетом индексации, составит 466 тысяч рублей. При рождении второго ребенка сумму увеличат на 150 тысяч рублей.

Таким образом, уже в 2020 году понадобится порядка 450 миллиардов рублей. Данные расходы предполагается покрыть за счет остатков со счетов казначейства и деньгами Резервного фонда. Всего в бюджете имеется 2 триллиона рублей и еще столько же не хватает.

В Минфине отметили, что в основном траты будут покрыты за счет ресурсов федерального бюджета.

Одним из наиболее вероятных источников средств для исполнения поручений президента собеседники «Известий» назвали отмену части налоговых льгот, которые ежегодно обходятся бюджету в сумму порядка 4 триллионов рублей. К концу 2022 года эта сумма обещает увеличиться до 4,5 триллиона рублей в год.

Путин поручил проверить эффективность налоговых льгот

Президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 июля инвентаризовать действующие налоговые льготы и из них выделить отдельный перечень «инвестиционных» льгот. Перечень поручений президента опубликован на сайте Кремля по итогам февральского совещания по экономическим вопросам. Минфин проработает поручение президента, заявил представитель министерства.

Сейчас в России действует более 3500 налоговых льгот и преференций совокупно более чем на 4,5 трлн руб., писал Минфин в основных направлениях бюджетной политики до 2022 г.

Идея инвентаризации льгот по сути правильная, но правительство не может провести ее уже много лет, напоминает партнер KPMG Михаил Орлов. При этом само понятие инвестиционных льгот в законодательстве не закреплено, отмечает он. Это собирательное понятие для льгот, которые государство дает компаниям в обмен на их инвестиции, поясняет партнер Taxology Алексей Артюх. Как правило, это льготы в пользу компаний в промышленности и сельском хозяйстве, реже – в транспортной и логистической отраслях, добыче полезных ископаемых. По мнению Орлова, к льготам «инвестиционного характера» можно отнести налоговые льготы преференциальных режимов – например, специальные инвестиционные контракты, которыми чаще пользуются компании перерабатывающих отраслей. Хотя в новый перечень льгот могут попасть и льготы для сырьевых отраслей – нефтяников и металлургов, рассуждает Орлов.

Читайте так же:  Руководство мвд россии

С начала 2021 г. налоговые льготы должны получать только компании, заключившие специальные соглашения, также указано в поручениях президента – по ним компании должны инвестировать в России, а при нарушении соглашений выплатить налоги в полном объеме. Под требование попадут и компании, которые уже получают налоговые льготы. Оно не будет распространяться только на резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток.

«Наша задача – стимулировать инвестиции», – заявлял министр финансов Антон Силуанов на расширенном заседании коллегии Федеральной налоговой службы (ФНС) 20 февраля. Он говорил, что Минфин и ФНС отрабатывают такой подход: компания получает льготу и высвобождаемые средства направляет на инвестиции. «Чтобы те ресурсы, которые получает налогоплательщик из-за преференций от государства, направлялись не в дивиденды, а в экономику», – говорил Силуанов.

Смысл сегодняшних инвестиционных льгот в том, что плательщик сначала инвестирует, потом получает прибыль от результатов инвестиций и с прибыли распределяет дивиденды, описывает Орлов. То есть льготы применяются уже после того, как плательщик проинвестировал – после действия, которое государство хочет поощрять. Поэтому реализовать механизм, описанный Силуановым, довольно сложно, полагает Орлов. Чиновники не учитывают, что при поддержке льготами бизнес быстрее и сильнее модернизируется, создает больше продукции и новые рабочие места, соответственно, все равно платит больше налогов в бюджет, рассуждает Артюх. Даже если бюджет недополучит от налога на прибыль или на имущество за счет льгот, он может это компенсировать за счет НДФЛ, НДС и налога на прибыль от дополнительной продукции, уверен эксперт.

Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено около 100 новых льгот, выпадающие доходы по которым к 2019 г. превысили 1 трлн руб., также указывал Минфин. В первую очередь рост выпадающих доходов приходится на налоговые льготы нефтегазовому сектору, заявляло министерство в основных направлениях бюджетной политики.

Например, в 2018 г. почти удвоились льготы по НДПИ – до 1,1 трлн руб. с 0,6 трлн руб. годом ранее. При этом инвестиции топ-5 нефтяных компаний за тот же период не изменились и остались на уровне 2 трлн руб. Эти данные приводил замминистра финансов (на тот момент – директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина) Алексей Сазанов в сентябре 2019 г. Тогда Сазанов высказал мнение, что все льготы, которые Минфин предоставляет нефтяным компаниям, они же и должны компенсировать. Перекладывать нагрузку на другие отрасли экономики или население Минфин не намерен, заверял он.

СМИ: Добычу 4,5 триллиона рублей на выполнение задач президента могут начать с отмены налоговых льгот

Реализация задач, поставленных президентом России Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, потребует изменения конструкции казны. Из бюджета необходимо выделить 4,5 триллиона рублей до 2024 года.

Как сообщала «Фонтанка.ру» , накануне премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минфину и Минтруда до середины февраля подготовить изменения в законы о федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов, а также в закон о бюджете Пенсионного фонда. В текущем году потребуются 450 миллиардов рублей.

Расходы будут покрыты свободными остатками, скопившимися на счетах казначейства, а также деньгами Резервного фонда правительства, пишут 23 января «Известия» . По словам собеседника издания, на оставшиеся четыре года два триллиона рублей в бюджете есть, но столько же не хватает. Основным источником средств на выполнение этих задач, скорее всего, станет отмена части налоговых льгот, считает федеральный чиновник, знакомый с расчетами Минфина. В 2020 году такие льготы обойдутся бюджету в 4,1 триллиона рублей.

Другими способами найти нужную сумму собеседники издания называют ужесточение политики по отношению к выплатам госкомпаниями дивидендов и улучшение собираемости налогов, в частности НДФЛ.

Силуанов назвал источники финансирования мер соцподдержки Путина

Правительство утвердило в четверг проект поправок в трехлетний бюджет, предусматривающих финансирование дополнительной социальной помощи, обещанной президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию. Он предложил, в частности, расширить поддержку семей с детьми, увеличить программу материнского капитала, компенсировать часть расходов регионов на инвестиционную налоговую льготу.

Всего до 2022 г. потребуется около 2 трлн руб., чтобы выполнить поручения Путина, сказал министр финансов Антон Силуанов. Большую часть этой суммы бюджет получит благодаря сделке с Центробанком, которая позволит потратить накопленные нефтегазовые доходы. На деньги фонда национального благосостояния (ФНБ) по рыночной стоимости будет выкуплен принадлежащий ЦБ пакет акций Сбербанка (50% плюс 1 акция). Но половину от этой прибыли – 1,25 трлн руб. – Центробанк постепенно вернет бюджету (по закону регулятор отдает 75% своей прибыли). Таким образом, через Центробанк накопленные в фонде нефтегазовые доходы поступят в бюджет уже в виде ненефтегазовых. Схема позволит, не нарушая бюджетного правила, выполнить поставленные задачи, считает Силуанов. Если средства ФНБ будут направлены на текущие расходы, то формально это можно считать нарушением бюджетного правила, говорила главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

В 2021–2022 гг. сделка с Центробанком принесет бюджету 700 млрд руб., говорится в материалах к поправкам в закон о бюджете, опубликованных Минфином. Также правительство рассчитывает в 2020 г. на 160 млрд руб. дополнительных ненефтегазовых доходов, в 2021–2022 гг. они вырастут до чуть более 200 млрд руб. в год. Остальные источники финансирования мер из послания – экономия на трансфертах Пенсионному фонду в связи с тем, что увеличилась база формирования его доходов, и условно утвержденные расходы (заложенные в бюджете, но не расписанные на конкретные программы и задачи. – «Ведомости») в 2021 и 2022 гг., пояснил Силуанов. По данным Минфина, это 515 млрд руб. в 2021 г. и более 1 трлн руб. в 2022 г.

Эксперты составили список ненужных налоговых льгот

Бюджет ежегодно теряет триллионы рублей из-за налоговых льгот, а сами льготы при этом зачастую неэффективны — их можно отменить или хотя бы попробовать усовершенствовать. 25 льгот, которые не соответствуют критериям эффективности, выделили ведущий научный сотрудник РАНХиГС, экс-глава департамента бюджетной политики Минфина Илья Соколов и старший научный сотрудник Института Гайдара Татьяна Малинина.

Читайте так же:  Смена номера автомобиля при смене места жительства

По сути, льготы эквивалентны налоговым расходам бюджета. Неэффективными их можно считать, если они не востребованы, потери от них составляют, например, свыше 100 млн руб. ежегодно, а для достижения целей, которые преследует льгота, есть менее затратная альтернатива. В целом 25 неэффективных льгот приводят к выпадению доходов бюджета в размере 1 трлн руб., следует из расчетов авторов.

Большинство неэффективных льгот относятся к налогу на прибыль — из-за 12 таких льгот бюджет недополучает свыше 430 млрд руб. доходов. В основном это происходит из-за нулевой ставки на дивиденды, которые получают российские организации при стратегическом участии (не менее 50%) в капитале компаний (203,2 млрд руб.), нулевой ставки для производителей сельхозтоваров при продаже продукции (55,7 млрд руб.), невключения в налоговую базу доходов Внешэкономбанка (68,5 млрд руб.) и пониженной ставки для отдельных категорий налогоплательщиков при зачислении налога в бюджеты регионов (88,5 млрд руб.).

Пониженная ставка по НДС для продовольственных товаров, товаров для детей и печатной продукции (10 вместо 18%) сокращает доходы на 278 млрд руб. А имущественный налоговый вычет при приобретении жилья лишает государство 151,1 млрд руб. в год. Освобождение от налогообложения доходов от продажи недвижимости, которая была в собственности не менее трех лет, по расчетам РАНХиГС, снижает доходы на 51,3 млрд руб.

Это лишь первичный анализ, но со льготами, которые не соответствуют даже первичным требованиям, нужно что-то делать — либо заменять субсидиями, либо ставить вопрос об их отмене, объясняет Соколов РБК. Второй этап — анализ эффекта льгот на макроуровне: надо понять, насколько они значимы для экономических показателей, в частности для благосостояния населения. Сделать это сложно, указывает Соколов, хотя такая возможность и есть: существуют методики, позволяющие сказать, оказывает ли влияние та или иная льгота на макропоказатели. Но однозначно оценить чистый эффект от конкретной льготы практически невозможно, отмечает эксперт.

Сечин просит 2,6 трлн рублей льгот на развитие Арктики

В освоение Арктики нефтяные компании готовы вложить от 5 трлн до 8,5 трлн руб., но для этого им нужны беспрецедентные налоговые льготы ценой 2,6 трлн руб. План нового проекта изложен в письме главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина, которое он 26 июня написал президенту Владимиру Путину, и в прилагающихся к нему расчетах KPMG.

«Ведомости» ознакомились с документами, подлинность письма подтвердили семь человек, из них четыре чиновника, два человека, близких к работающим в регионе нефтегазовым компаниям, а также один из возможных участников проекта.

Чтобы получить льготы, Сечин просит Путина поддержать проект федерального закона о развитии Арктики – этот документ, разработанный Минвостокразвития, предусматривает особый режим для инвесторов. На письме Путин написал поручение премьеру Дмитрию Медведеву: «Проработать предложение и доложить», его резолюцию подтверждают два собеседника «Ведомостей».

Сечинский треугольник

В письме Сечин рассказывает Путину о новом нефтегазовом проекте «Восток ойл», который объединит месторождения «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова (Пайяхское) и «Роснефти» – в частности, Лодочное, Тагульское и уже работающее Ванкорское. В презентации KPMG перспективные ресурсы проекта оцениваются в 2,6 млрд т углеводородного сырья (доказанные запасы немногим превышают 870 млн т нефти), там же говорится о включении в кластер месторождений совместного предприятия с ВР «Ермак нефтегаз» и восточнотаймырских месторождений, где сейчас «Роснефть» ведет геолого-разведочные работы. В проект входят «первоклассные международные инвесторы», пишет Сечин Путину, не называя их, с некоторыми идут переговоры, уточняет он.

Инвестиции, по расчетам Сечина, превысят 5 трлн руб.: будет построено 5500 км трубопроводов, морские терминалы с перевалкой до 100 млн т в год, аэропорты, линии электропередачи и т. д. В презентации KPMG сумма инвестиций еще больше – 8,5 трлн руб. Это по 300 млрд руб. в год, для сравнения: вся инвестпрограмма «Роснефти» в этом году – немногим более 900 млрд, замечает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Инвестиции зависят от запасов в регионе, если они приблизятся к перспективным ресурсам, то капитальные затраты превысят и 8,5 трлн руб., поясняет один из возможных участников проекта. Вклад проекта в ВВП эксперты KPMG оценивают до 2% в год до 2050 г., а выигрыш для бюджета – в 4,4 трлн руб. от налоговых поступлений, увеличения дивидендов и эффекта от смежных отраслей.

Проект был бы работоспособным и без налоговых послаблений, но для этого потребовалось бы финансирование под 4–5%, что сейчас невозможно, говорит человек, близкий к одному из участников проекта. Сечин в письме оценивает стоимость проектного финансирования в России более чем в 11–12%, поэтому нужны иностранные партнеры, а для них важны долгосрочные фискальные условия.

Холодный налоговый рай

Долгосрочные фискальные условия подразумевают налоговые льготы, следует из письма Сечина. Законопроект, разработанный Минвостокразвития, предполагает полное освобождение от НДПИ новых нефтегазовых месторождений, а для уже работающих – налоговый вычет из НДПИ на сумму инвестиций. А также нулевые ставки налога на имущество, земельного налога, снижение налога на прибыль до 7% (сейчас – 20%) и страховых взносов до 7,6% (сейчас базовая ставка – 30%). И все это на 30 лет.

Сечин предлагает и свою версию законопроекта, одна из ключевых поправок – льготы по НДПИ для Ванкорского месторождения и возможность без налогов передавать сэкономленные средства проектам в Арктике. В прошлом году на ванкорские месторождения пришлось почти 9% добычи «Роснефти» – 21,4 млн т нефти, ежегодно «Роснефть» тратит на них 30–70 млрд руб. Проект уже получал льготы – по НДПИ и экспортной пошлине, но после повышения отдачи от проекта они были отменены.

Для участников «Восток ойла» льготы составят 2,6 трлн руб., подсчитали эксперты KPMG, благодаря преференциям проект должен выйти на положительный денежный поток в 25 млрд руб. уже к 2027 г. Только льготы по НДПИ обернутся для бюджета потерями в 250 млрд руб. в год (с учетом уже действующей льготной ставки НДПИ для недр в Красноярском крае), говорит представитель Минфина. Льготы по налогу на имущество и земельному ударят по бюджетам регионов и муниципалитетов, продолжает он и напоминает, что указом президента предусмотрено поэтапное упразднение льгот по региональным и местным налогам.

«У нас, по всем оценкам, объем добычи [в России] к 2035 г. уменьшится в 2 раза, уже начиная с 2022 г. должен падать Поэтому нам нужно срочно принимать соответствующие меры», – говорил вице-премьер Дмитрий Козак в декабре 2018 г. Но Минфин предлагает не спешить с раздачей новых преференций. Дополнительные льготы для стимулирования разработки месторождений Арктики нужно рассматривать как часть плана по освоению нефтяных месторождений и увеличению добычи нефти – правительство его утвердило в этом году, отмечает представитель Минфина, также необходимо определить источники компенсации выпадающих доходов бюджета.

Читайте так же:  Увольнение в связи получением инвалидности

«Роснефть» просит крупные налоговые льготы на Арктику

Минфин предлагает до окончания работы по инвентаризации месторождений не предоставлять льготы сырьевым проектам, знают два чиновника. Сначала нужно провести инвентаризацию месторождений, оценить эффективность проектов, которые претендуют на льготы, а уже потом решать, предоставлять ли их, соглашается Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков утверждает, что никаких решений президент пока не принимал, а рабочую переписку он традиционно не комментирует. Представитель премьер-министра Олег Осипов не ответил на вопросы «Ведомостей». Представители «Роснефти», «Нефтегазхолдинга», Минэнерго, KPMG, Минвостокразвития и Козака от комментариев отказались.

Проект внес серьезный раскол среди чиновников. «Если мы хотим что-то развивать, то нужно создать условия для компаний, а не считать выпадающие доходы бюджета от проектов, которых не будет при нынешнем фискальном режиме», – говорит один из опрошенных «Ведомостями» чиновников. Но увеличение расходов бюджета, в том числе в виде льгот, всегда приводит к повышению налогов, замечает другой чиновник, и в конечном итоге всегда за все платят граждане. Принимая решение о бюджетной поддержке, нужно оценивать эффективность использования этих средств, считает он: выбрать, реализовать проект в ущерб доходам населения или компаний (смотря, на кого в итоге налоги повышаются) или отказаться от него. Бюджетная поддержка – прямое финансирование или субсидирование кредитной ставки – более прозрачная форма помощи, чем налоговые льготы, полагает бывший замминистра финансов Сергей Шаталов, курировавший налоговую систему: есть отчетность, можно проверить, как поддержка работает, какой она дает эффект.

Льготы за чужой счет

«Налоговые льготы легко давать, но очень трудно забрать – временные льготы могут стать вечными», – рассуждает Шаталов, и зачастую они достаются не тем, кто в них действительно нуждается, а тем, у кого есть административные ресурсы. «Лоббисты пользуются тем, что конкретный проект сравнивается с неорганизованной массой проектов, а между получением ими ресурсов и их оплатой через повышение налогов проходит много времени», – замечает один из чиновников.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для бюджета проект создает риски – недополученные сейчас налоги могут так и не вернуться в будущем, признает Маринченко: нефть может подешеветь, спрос на нее может снизиться из-за роста зеленой энергетики. Oxford Institute for Energy Studies предсказывал, что после 2040 г. потребление нефти в мире выйдет на пик, затем начнет драматически снижаться и остановить эту тенденцию будет невозможно. «Мы сдерживаем добычу нефти по соглашению ОПЕК+, но у нас много льгот, стимулирующих ее повышение. У нас нормальные запасы, а компании спорят, нужно ли продлевать соглашение с ОПЕК. Есть ли необходимость в таких условиях тратить колоссальные ресурсы на добычу в Арктике в сложных условиях и с большими издержками?» – замечает Шаталов. «В условиях сделки с ОПЕК и странами не-ОПЕК льготы должны получать только наиболее эффективные проекты», – говорит высокопоставленный чиновник. Условия добычи в Арктике тяжелые, эффект для экономики от ее освоения неочевиден, зато нагрузка на бюджет при таких льготах будет серьезной, рассуждает профессор Российской школы экономики Олег Шибанов.

«Льготы не бывают бесплатными, они всегда за чей-то счет – мы или повышаем налоговую нагрузку, или лишаемся возможности снизить ее, – предупреждает Шаталов. – Россия очень сильно зависит от сырьевых ресурсов и внешних шоков, поэтому есть риск, что при снижении доходов бюджета придется потом повышать налоги, и вероятнее всего – на население». Вряд ли новые льготы приведут к очередному повышению налогов, скорее придется настраивать бюджетное правило, чтобы увеличить использование нефтегазовых доходов, говорит Шибанов. А Суслина считает, что Минфин предпочтет пойти по пути сокращения других расходов, но давать такие большие льготы «Роснефти» категорически несправедливо: объективных причин для такого льготного режима нет.

В подготовке статьи участвовали Елизавета Базанова, Артур Топорков, Анна Холявко, Светлана Бочарова

Стали известны источники 4,5 триллиона рублей на выполнение задач президента

Российские СМИ выяснили, что для реализации целей, ранее поставленных лидером страны Владимиром Путиным, потребует изменения конструкции казны. После обращения президента к Федеральному собранию, стало известно, что для выполнения всех задач необходимо 4,5 триллиона рублей.

Новый премьер-министр РФ Михаил Мишустин рассказал, что данную сумму необходимо выделить до 2024 года. Он поручил Минфину и Минтруду до 11 февраля подготовить поправки в бюджет.

Отмечается, что 450 миллиардов рублей потребуются уже в этом году. Данные расходы будут покрыты свободными остатками, скопившимися на счетах казначейства.

По словам экспертов, на четыре года два триллиона рублей в бюджете есть, и столько же не хватает. Основным источником средств на выполнение задач Путина , скорее всего, станет отмена части налоговых льгот, пишут «Известия».

Ранее сайт kp.ru писал о том, что премьер-министр Михаил Мишустин , заявил, что «у нас имеются финансовые источники» на выделение помощи (около 450 млрд рублей) российским семьям.

Самые яркие цитаты из послания Владимира Путина Федеральному собранию — 2020.Президент России 15 января выступил с ежегодным обращением к парламенту

На меры из послания Путина потратят триллионы. Их якобы найдут за счет отмены налоговых льгот

На реализацию мер поддержки населения, предложенных президентом России Владимиром Путиным в рамках послания Федеральному Собранию, дополнительно потребуется выделить из бюджета 4,1 трлн рублей. Это беспрецедентный объем финансирования, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Минфин закончил подсчитывать окончательный размер бюджетных расходов. Предполагается, что основную часть средств — 3,77 трлн рублей — возьмет на себя федеральный бюджет. Регионы должны будут потратить еще 357,8 млрд рублей.

Наибольшую часть денег направят на поддержку малоимущих семей с детьми от 3 до 7 лет и выплаты материнского капитала. На эти цели уйдет 1,3 трлн и 1,2 трлн рублей соответственно. Поправки в федеральный бюджет на 2020−2022 годы представят в правительство до 11 февраля.


«При формировании бюджета на 2020−2022 годы мы исходили из приоритетности расходов на социальную сферу. Меры социальной поддержки, указанные в послании, позволят в значительной степени повысить уровень жизни социально незащищенных слоев населения. При этом данные решения не окажут влияния на бюджетную и макроэкономическую стабильность», — пообещал глава минфина (цитата по ТАСС).

Читайте так же:  Льготами по налогу на имущество не пользуются

Ранее СМИ сообщали, что деньги на выполнение задач, поставленных Путиным, могут появиться за счет отмены части налоговых льгот.

Не хотите пропускать важные новости?
Подпишитесь на нас в Инстаграм, ВКонтакте или Телеграм — только главное и интересное.

На меры из послания Путина потратят триллионы. Их якобы найдут за счет отмены налоговых льгот

На реализацию мер поддержки населения, предложенных президентом России Владимиром Путиным в рамках послания Федеральному Собранию, дополнительно потребуется выделить из бюджета 4,1 трлн рублей. Это беспрецедентный объем финансирования, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Минфин закончил подсчитывать окончательный размер бюджетных расходов. Предполагается, что основную часть средств — 3,77 трлн рублей — возьмет на себя федеральный бюджет. Регионы должны будут потратить еще 357,8 млрд рублей.

Наибольшую часть денег направят на поддержку малоимущих семей с детьми от 3 до 7 лет и выплаты материнского капитала. На эти цели уйдет 1,3 трлн и 1,2 трлн рублей соответственно. Поправки в федеральный бюджет на 2020−2022 годы представят в правительство до 11 февраля.

«При формировании бюджета на 2020−2022 годы мы исходили из приоритетности расходов на социальную сферу. Меры социальной поддержки, указанные в послании, позволят в значительной степени повысить уровень жизни социально незащищенных слоев населения. При этом данные решения не окажут влияния на бюджетную и макроэкономическую стабильность», — пообещал глава минфина (цитата по ТАСС).

Ранее СМИ сообщали, что деньги на выполнение задач, поставленных Путиным, могут появиться за счет отмены части налоговых льгот.

Не хотите пропускать важные новости?
Подпишитесь на нас в Инстаграм, ВКонтакте или Телеграм — только главное и интересное.

Найти 8 триллионов: где власти возьмут деньги на новый указ Путина

Кремль и правительство раскрыли стоимость своей будущей экономической программы: новый майский указ обойдется бюджету в дополнительные 8 трлн руб. за шесть лет, рассказали премьер-министр Дмитрий Медведев и президент Владимир Путин в Госдуме во вторник, 8 мая, в ходе утверждения Медведева на его пост. Оценка в ходе обсуждений даже сократилась, поделился с депутатами Путин, изначально шла речь о 10 трлн руб. «Я вам приоткрою карты: до позавчерашнего дня еще спорили. Поэтому все посчитали, мы оптимизировали эту цифру до 8 трлн. Считаем, что 8 трлн дополнительных расходов будет достаточно», — заверил глава государства. Пока это «минимальный уровень», считает Медведев.

В целом, по «сугубо предварительным» расчетам, объем расходов для реализации всех задач, сформулированных в указе, составит 25 трлн руб., уточнил Медведев. В указ включены существующие приоритетные проекты, от здравоохранения и образования до экспорта и производительности труда, поэтому основная часть финансовых потребностей уже учтена. А 8 трлн руб. понадобятся для собственно новых направлений и новых задач.

Вопрос в том, как обеспечить это финансирование. Во-первых, власти рассчитывают на ускоренный рост ВВП. «От роста объема экономики будут дополнительные доходы», — рассказал Путин. Второй пункт — «внимательно посмотреть» на макроэкономическую политику и налоговую систему. «Есть и так называемые общие системные меры. Сейчас не буду их перечислять, они вроде бы мелкие, но по каждой из них надеемся получить по 300–400 млрд руб. В целом 1,2 трлн руб.», — добавил Путин. Все это «не просто болтовня и слова, мы все считали», заверил президент, а правительство должно выстроить системную работу по обеспечению этого финансирования.

Перечень опций, по сути, уже существует. Он ограничен: это наращивание ненефтегазовых доходов, «донастройка» и рост собираемости налогов, перераспределение внутри бюджета, использование средств Фонда национального благосостояния, а также наращивание долга, перечисляет главный экономист банка ING по России и СНГ Дмитрий Полевой. Одна конкретная мера вряд ли сможет значительно увеличить доходы, отмечает завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. Скорее всего, правительство будет действовать комплексно: увеличит налоговую нагрузку, изменит бюджетное правило и проведет «бюджетный маневр». РБК направил запросы в Минфин и Минэкономразвития, но во вторник вечером не получил ответа.

Новый указ насчитывает около 150 целей и задач (против 190 в старых майских указах 2012 года), подсчитали аналитики Nordea Bank. Номинально сдвиг приоритетов налицо, отмечают экономисты банка Татьяна Евдокимова и Денис Давыдов: 44% поставленных задач приходится на области инфраструктуры, образования и здравоохранения, тогда как в 2012 году большинство поручений касалось госуправления, армии и ОПК, социальной политики. «Последние две сферы [военная и социальная], которые обычно требуют высоких затрат при низкой отдаче для экономического роста, на этот раз получили намного меньше внимания, что мы расцениваем как позитивное изменение», — написали они в обзоре 8 мая.

Увеличение ВВП на душу населения в 1,5 раза к середине 2020-х годов — одна из главных задач мартовского президентского послания. Чтобы достичь этого, экономика должна расти на 6% в год, оценивал председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин (ЦСР готовил стратегию для президента, предложения из нее вошли в основу нового указа). По данным Росстата, подушевой ВВП в 2017 году составил $25,53 тыс. по паритету покупательной способности, и повышение этого показателя в полтора раза к концу 2024 года действительно потребует среднегодового роста на уровне 6%. Для сравнения: в прошлом году экономика выросла на 1,5%, в ближайшие три года (как ожидает Минэкономразвития) будет расти максимум на 3,1% даже при реализации реформ. Что касается более долгосрочных ожиданий, то, например, консенсус-прогноз Высшей школы экономики (ВШЭ) предусматривает темпы ниже 2% вплоть до 2024 года.

Предполагается, что экономика будет расти темпами выше среднемировых, то есть на 3,5–4% ВВП в год, размышляет Климанов (такую задачу поставил Путин). Но сам по себе рост на 4% не принесет дополнительных 8 трлн руб. «Сейчас в доходной части бюджета порядка 16 трлн руб. Чтобы за шесть лет получить дополнительно 8 трлн руб., нужен рост доходов бюджета на 1,2 трлн руб. ежегодно. А рост экономики на 4% ВВП в год не может дать такого эффекта», — уверен Владимир Климанов.

Больше нефтяных денег

Много это или мало — 8 трлн руб., дают понять существующие долгосрочные бюджетные проектировки Минфина. Общая сумма расходов федерального бюджета на 2019–2024 годы составит 112 трлн руб., следует из долгосрочного бюджетного прогноза Минфина, поданного минувшей осенью в Госдуму, и если добавить к этому еще 8 трлн руб., расходный план вырастет на 7%.

Читайте так же:  Пособие по безработице госслужащим

При этом финансировать рост расходов можно лишь за счет ненефтегазовых поступлений: согласно действующему бюджетному правилу все доходы от нефти дороже $40 идут в резервы. Пока решения о смягчении бюджетного правила нет. На такой мере настаивает Кудрин, предлагая повысить цену отсечения до $45: тогда больше денег пойдет на текущие расходы и меньше — в сбережения.

Однако главный сторонник сохранения текущей формулы бюджетного правила министр финансов Антон Силуанов в новом правительстве получит повышение и станет первым вице-премьером, рассказал в начале недели Медведев. Глава Минфина неоднократно говорил, что реформы нужно осуществлять не за счет наращивания расходов, а через повышение их эффективности.

Когда цена на нефть растет, появляется оптимизм в плане решения текущих задач, указывает Владимир Климанов. В данной ситуации смягчение бюджетного правила будет целесообразно, предполагает он. По мнению эксперта, Силуанов, который будет курировать весь экономический блок, может смягчить свою позицию по цене отсечения. По состоянию на вечер 8 мая международные цены на нефть составляли около $75 за баррель.

Возможно, назначение Силуанова на место экономического вице-премьера заставит его шире смотреть на ситуацию и все-таки смягчить бюджетное правило, предполагает и экономист Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский: жесткая фискальная политика негативно влияет на экономический рост. «За первый квартал 2018 года Минфин направил на закупку валюты около 750 млрд руб. Если такой темп сохранится, то в течение года на валютный рынок будет направлено порядка 3 трлн руб. (соответствующая сумма в валюте идет в резервы. — РБК). Это очень жесткая конструкция, а сейчас можно обсуждать вопрос о смягчении бюджетного правила хотя бы в части повышения цены отсечения до $45. Это развяжет руки и даст возможность тратить больше», — подчеркивает эксперт.

Правительство в последние шесть лет не меняло налоговую систему, напомнил Путин. Окончательных решений по налогам власти пока не объявляли. В последние два года обсуждалось несколько мер: налоговый маневр (снижение страховых взносов с 30 до 22% при одновременном росте НДС с 18 до 22%, на чем, в частности, настаивал Силуанов), введение налога с продаж, увеличение НДФЛ с 13 до 15%. Медведев во вторник заявил, впрочем, что рост подоходного налога правительство не поддержит, как и не будет вводить прогрессивную шкалу.

Избыточная налоговая нагрузка ведет к замедлению экономики, предупреждали Кудрин и другие эксперты ЦСР. Минфин добился значительных успехов в собираемости налогов, но этот резерв доходов уже исчерпан, отмечает Чернявский. «Нельзя предсказать, какой фискальный эффект даст введение новых налогов, например инициатива по самозанятым (Минфин предлагает для них налог в размере 3% при оказании услуг физлицам и 6% при работе с юрлицами. — РБК). Работающие в неформальном секторе тоже участвуют в пополнении бюджета через косвенные налоги. И если в результате увеличения налогообложения сократится платежеспособный спрос, сократятся поступления и по НДС, и по акцизам», — считает экономист.

Разумные шаги по увеличению НДФЛ могли бы помочь наполнить региональные бюджеты, но речь не идет о триллионах рублей, говорит Чернявский. В новом майском указе нет детализации, через какие бюджеты, федеральный или региональные, и в каком соотношении должны наращиваться расходы. Прошлые майские указы привели к масштабным негативным последствиям для бюджетов регионов (особенно в совокупности с введением санкций и падением цен на нефть).

Еще один маневр

Реализован может быть бюджетный маневр от ЦСР, прогнозирует Владимир Климанов, — перераспределение расходов от обороны, силовиков и чиновников в пользу образования (с 3,5 до 4,4% ВВП), здравоохранения (с 3,1 до 4% ВВП) и инфраструктуры (с 2,5 до 3% ВВП). Среди национальных приоритетов, опубликованных в майском указе, не стоит идея наращивания оборонного потенциала, обращает внимание эксперт. Из этого можно сделать вывод, что бюджетный маневр в каком-то виде выполнят, но сам по себе он вряд ли позволит получить значительные средства, говорит Климанов: в прошлом году бюджет на национальную оборону составлял порядка 3 трлн руб., потенциал перераспределения невелик.

Перераспределение не даст быстрого эффекта, считает Андрей Чернявский. «Эффект может проявляться в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Я считаю, что такое перераспределение столкнется с сопротивлением со стороны оборонного сектора. И хорошо бы, чтобы на оборону не стали забирать больше денег, ведь маневр может состояться и со знаком минус», — предупреждает эксперт.

Госдолг и пенсии

Низкий уровень госдолга в России позволяет в принципе увеличивать бюджетный дефицит. Правительственный долг по итогам 2017 года составил менее 14% ВВП — это «заметно ниже, чем у стран с аналогичным кредитным рейтингом», отмечало агентство Moody’s 18 апреля. Притом на внешний долг правительства, по данным Минфина России, пришлось всего лишь 3,1% ВВП.

Наконец, фактором высвобождения финансовых ресурсов для целей нового майского указа может стать повышение пенсионного возраста. «Правительство свои предложения подготовит в самой короткой перспективе и внесет в Государственную думу», — сказал Медведев 8 мая. Эта мера обсуждается уже несколько лет: она прописана в программе ЦСР и предусматривает повышение возраста выхода на пенсию к 2034 году до 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин.

В текущих условиях рост экономики упирается в институциональные ограничения и плохие отношения с Западом, констатирует Чернявский. «У нас ограничен набор инструментов, потому что возможности заемного финансирования сейчас крайне ограничены и связаны с улучшением отношений с Западом, даже внутренние заимствования в определенной степени зависят от санкционного режима», — указывает он. Помимо структурных изменений и смягчения бюджетного правила дополнительные доходы могло бы принести наращивание несырьевого экспорта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Насколько сумма 8 трлн руб. реально отражает потребность в финансировании, неизвестно, рассуждает Дмитрий Полевой. Речь пока идет о целеполагании, а конкретика станет понятна после 1 октября — к этому сроку, согласно указу Путина, власти должны подготовить конкретику по программам и их финансированию, отмечает аналитик.

Источники

Президента минфина путина триллиона налоговых льгот задач
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here