Предмет науки права социального обеспечения

Ответы на вопросы по теме: "Предмет науки права социального обеспечения". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Право социального обеспечения: понятие, предмет и метод

Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.

Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.

Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.

1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.

Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:

  • возраста;
  • стажа работы или выслуги лет;
  • инвалидности;
  • потери кормильца и др.

2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.

3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.

4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.

5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.

Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.

1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.

2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.

3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.

Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:

  1. общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
  2. особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Основными принципами права социального обеспечения являются:

  1. всеобщность социального обеспечения;
  2. всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
  3. осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.

Предмет науки права социального обеспечения

ГЛАВА 4. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

§ 4.1. Понятие права социального обеспечения как отрасли права, как отрасли науки и как учебной дисциплины

В юридической литературе справедливо отмечено, что каждая самостоятельная отрасль права должна пройти в своем развитии ряд стадий: нормативное предписание как первичную правовую общность, правовой институт, состоящий из общности норм-предписаний, и затем — отрасль права. В.Д. Сорокин отрасль права рассматривает как систему юридических институтов, объединенных общностью предмета правового регулирования, которая по своему уровню может выступать в качестве элемента системы права в целом. С.С. Алексеев под отраслью права понимает главные относительно замкнутые структуры подразделения, состоящие из компактной системы распределенных по институтам нормативных предписаний, регулирующих специфический вид общественных отношений. В результате активной законодательной деятельности высших и других компетентных государственных органов Республики Беларусь происходит фактически формирование конкретной отрасли права.

С.С. Алексеев правильно заметил, что «право социального обеспечения в какой-то мере уже перешло ту грань, которая отделяет комплексные отрасли от основных» 62 .

Большой вклад в обоснование права социального обеспечения в качестве самостоятельной отрасли права внес В.С. Андреев 63 . Он первым из ученых-юристов бывшего Союза ССР обоснованно, шаг за шагом доказал, что из предмета советского трудового, колхозного и административного права постепенно обособились соответственно пенсионные отношения и отношения по обеспечению рабочих, служащих, колхозников, военнослужащих пособиями, которые, консолидировавшись, составили предмет права социального обеспечения, его ядро. Затем в учебном пособии под ред. A.Д. Зайкина 64 и в книге Т.М. Кузьминой 65 получило дальнейшее развитие учение о праве социального обеспечения как самостоятельной отрасли права, обоснованы предмет, метод ее правового регулирования. И.В. Гущин 66 развил и углубил исследование этой научной проблемы, обосновав становление и развитие самостоятельности права социального обеспечения как отрасли советского права, его предмета, метода правового регулирования, источников, принципов, а также правоотношений в сфере социального обеспечения. Предмет и метод советского права социального обеспечения были освещены в свое время Р.И. Ивановой и B.А. Тарасовой 67 .

Таким образом, термин «право социального обеспечения» Республики Беларусь охватывает следующие три сложные правовые категории:

  • право социального обеспечения как самостоятельную отрасль права;
  • право социального обеспечения как отрасль юридической науки;
  • право социального обеспечения как учебную дисциплину.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права Республики Беларусь представляет собой систему правовых норм, регулирующих пенсионные отношения, отношения по поводу пособий, услуг, льгот и других видов социального обеспечения.

Эти нормы объединяются в соответствующие правовые институты, которые и составляют отрасль права социального обеспечения Республики Беларусь. Другими словами, право социального обеспечения Республики Беларусь как отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при осуществлении мероприятий по обеспечению престарелых и нетрудоспособных граждан денежными (пенсии, пособия, компенсации) и натуральными (протезирование, средства передвижения для инвалидов, ортопедические изделия) материальными благами алиментарного характера, а также мероприятий по предоставлению гражданам услуг и льгот.

Ядро этих отношений составляют пенсионные отношения, которые вместе с отношениями по обеспечению граждан пособиями, услугами, льготами и натуральными материальными благами, урегулированными системой правовых норм, определили юридические особенности права социального обеспечения Республики Беларусь, его принципы и метод правового регулирования. Право социального обеспечения как отрасль юридической науки включает в себя учение о социальном обеспечении в Республике Беларусь, правовых формах и видах данного обеспечения, учение о предмете, методе и системе права социального обеспечения, его принципах и источниках, учение о правоотношениях, возникающих при реализации норм права о социальном обеспечении, их субъектах, объектах и содержании.

Читайте так же:  Индексация пенсии индивидуальным предпринимателям пенсионерам

Предметом науки права социального обеспечения Республики Беларусь являются: учение об основных институтах права социального обеспечения как отрасли права, учение о сравнительном правоведении, выработка основных терминов и правовых категорий, используемых в праве социального обеспечения Республики Беларусь.

Наука этой отрасли права ставит перед собой также задачи кодификации и систематизации правовых норм, регулирующих вопросы социального обеспечения, увязки эффективности этих норм с экономическими условиями жизни народа, обеспечения высокого уровня социальной защиты населения, а также разработки и планирования новых нормативных актов в сфере социального обеспечения.

Кроме этого, в рамках специальностей «Правоведение» и «Экономическое право» необходимо уяснить и понятие систем социального обеспечения, действующих не только в странах СНГ, но и дальнего зарубежья.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина представляет собой сумму знаний о праве социального обеспечения как отрасли права и о праве социального обеспечения как отрасли науки, которую должен получить студент, изучая дисциплину.

62 Алексеев, С.С. Структура советского права / С.С. Алексеев. -М., 1975. — С. 201.

63 Андреев, В.С. Право социального обеспечения в СССР / В.С. Андреев. — М., 1994. — С. 303.

64 64 Зайкин, А.Д. Советское право социального обеспечения / А.Д. Зай-кин. — М., 1982. — С. 33-55.

65 Кузьмина, Т.М. Советское право социального обеспечения / Т.М. Кузьмина. — Саратов, 1982. — С. 553.

66 Гущин, И.В. Право социального обеспечения в Республике Беларусь В 2 т. / И.В. Гущин. — Гродно, 1993.

67 Иванова, Р.И. Предмет и метод советского права социального обеспечения / Р.И. Иванова, В.А. Тарасова // Советское государство и право. — 1976. — № 8. — С. 36-37.

Таким образом, предмет науки права социального обеспечения значительно шире предмета этой отрасли

Право социального обеспечения как научная дисциплина

От отрасли права социального обеспечения следует отличать научную дисциплину. В отличие от отрасли как совокупности правовых норм, регулирующих специфическим методом определенный комплекс общественных отношений, право социального обеспечения как наука — это система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе общественных явлений. Следовательно, предметом отрасли являются общественные отношения, а предметом науки — общественные явления.Какие же явления изучаются данной наукой?

Во-первых, объектом познания является сама отрасль как система права. Во-вторых, наука изучает историю возникновения и перспективы развития данной отрасли. В-третьих, научный анализ международно-правовых норм позволяет составить представление об уровне международного стандарта в сфере социального обеспечения, закрепленного в международных конвенциях, пактах, договорах, соглашениях, как ратифицированных, так и нератифицированных СССР либо Российской Федерацией. В-четвертых, наука изучает общие закономерности и тенденции в становлении и развитии систем социального обеспечения в других странах и особенности правового регулирования отношений по социальному обеспечению в них. В-пятых, результаты научных исследований, их объективные, беспристрастные выводы призваны предопределять содержание правовых предписаний в сфере социального обеспечения, как и в других сферах. Последнее весьма важно, однако на практике результаты научных исследований зачастую игнорируются властными структурами и содержание таких предписаний определяется «волевым» путем, вопреки рекомендациям исследователей.

Изучение отрасли как системы права позволило теоретически обосновать: наличие самостоятельного предмета регулирования у данной отрасли; применение законодателем специфических приемов и способов правового регулирования данного комплекса отношений (т. е. разработать учение о предмете и методе данной отрасли); раскрыть специфику правоотношений по социальному обеспечению; на основе глубокого научного анализа норм этой .отрасли выявить основополагающие, руководящие идеи, пронизывающие их содержание, (т. е. обосновать учение о принципах права социального обеспечения). Благодаря научным знаниям составлено правильное и полное представление о системе источников данной отрасли, их состоянии на современном этапе; обоснованы предложения о дальнейшем совершенствовании правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения.

Учение о предмете и методе отрасли, впервые обоснованное советским ученым В. С. Андреевым, стало серьезным научным аргументом в теоретических дискуссиях для последующего признания самостоятельности данной отрасли в общей системе права.

Благодаря этому учению стало возможным решение проблемы соотношения права социального обеспечения с другими отраслями и отграничения ее от смежных отраслей,из недр которых она появилась.

Основными критериями для такого отграничения являются, как известно, предмет и метод правового регулирования. Прежде всего важно теоретически доказать необходимость отграничения права социального обеспечения от отраслей, к которым оно ближе всего примыкает. Такими отраслями считаются: трудовое, административное, семейное, государственное право.

Колыбелью отрасли права социального обеспечения стали трудовое и административное право, что обусловливает сохранение в праве социального обеспечения некоторой специфики этих отраслей. В то же время это обстоятельство не дает поводов для того, чтобы подвергать сомнению самостоятельность данной отрасли. Если сравнить предметы регулирования указанных отраслей, то сразу становится очевидным, что предмет права социального обеспечения не укладывается в «прокрустово ложе» предмета трудового и административного права. Предметом трудового права является комплекс общественных отношений, включающий собственно трудовые и тесно связанные с ними отношения, возникающие по поводу наемного труда на основе любой формы собственности в связи с заключением трудового договора (контракта) между работодателем (физическим или юридическим лицом) и работником. Предмет административного права — это управленческие отношения, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся в связи с практической деятельностью механизма реализации исполнительной власти[79].

Отличительной чертой предмета права социального обеспечения является то, что это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового национального продукта через систему социального обеспечения. Такое распределение осуществляется путем материального обеспечения и социального обслуживания специфических субъектов: пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, граждан с доходом ниже прожиточного минимума. Следовательно, в отношениях, регулируемых нормами права социального обеспечения, имеются особые субъекты, объект и содержание по сравнению с отношениями, регулируемыми нормами трудового и административного права.

Читайте так же:  Вторая группа инвалидности сумма пенсии

Говоря о соотношении этих отраслей, следует учитывать, что субъектами некоторых отношений, регулируемых разными отраслями права, могут быть одни и те же физические или юридические лица. Так, в случае социального обеспечения гражданина как работника в порядке социального страхования одним из субъектов отношения становится работник, т. е. лицо, подлежащее либо подлежавшее социальному страхованию (либо его семья). Это сближает данные отношения с трудовыми, одним из субъектов которых также является работник. Однако другой субъект такого отношения, объект и содержание правоотношения ничего общего не имеют с отношениями по социальному обеспечению. Аналогичное сближение имеет место и при сравнении субъектов административного права и права социального обеспечения, поскольку в качестве одного из субъектов и в том и в другом случае может выступать государственный орган, наделенный специальной компетенцией. Однако другие особенности, о которых говорилось выше, здесь также налицо.

Учение о методе права социального обеспечения позволяет завершить отграничение этой отрасли от трудового и административного права и по способам, применяемым законодателем в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению граждан. Главным отличительным признаком является способ возникновения правоотношения. В трудовом праве — это договор, в административном — обязательное предписание, а в праве социального обеспечения — это волеизъявление гражданина как один из юридических фактов в юридических составах, с которыми законодатель связывает возникновение, изменение либо прекращение отношения.

Сближение права социального обеспечения с трудовым и административным правом обнаруживается в применении законодателем таких общих для всех этих отраслей приемов регулирования, как сочетание централизованного установления прав и обязанностей субъектов отношений с региональным и муниципальным в силу разграничения компетенции между Федерацией и ее субъектами, закрепленного в Конституции РФ. Общим приемом регулирования для права социального обеспечения и административного права следует признать использование в основном императивного метода и исключение, как правило, договорного регулирования отношений по социальному обеспечению, в связи с чем и та, и другая отрасль относятся к публичному праву, в то время как трудовое относится к частному праву.

Учение о системе отрасли научно обосновывает деление системы отрасли на Общую и Особенную части и раскрывает структуру каждой из них, подчеркивая при этом, что системы отрасли не завершили еще своего формирования. Благодаря научному анализу системы законодательства о социальном обеспечении обоснованы перспективы его дальнейшего совершенствования и необходимость принятия кодификационных актов, законодательно закрепляющих систему отрасли.

Право социального обеспечения как научная дисциплина также имеет свою систему, состоящую, как и отрасль, из Общей и Особенной частей, однако структура системы науки внутри этих частей не совпадает со структурой отрасли, поскольку предмет науки значительно шире предмета отрасли.

В Общей части науки рассматривается понятие социального обеспечения как определенного социально-экономического явления, присущего всем странам, независимо от их общественно-экономического строя; раскрывается состояние российской системы социального обеспечения на современном этапе; анализируются формы социального обеспечения; дается понятие отрасли, ее предмета, метода, системы, принципов правового регулирования. В Общей части рассматриваются учения о правоотношениях в сфере социального обеспечения и его источниках; история возникновения права социального обеспечения, обосновываются перспективы его дальнейшего развития.

Особенная часть права социального обеспечения в целом совпадает с Особенной частью отрасли. Здесь знания распределены по определенным институтам, поскольку они являются результатом научного анализа норм соответствующих институтов отрасли, однако это знания не только о содержании правовых норм, но и о социальной эффективности правового регулирования отношений нормами того или иного правового института отрасли. В этой части содержится научная постановка проблем, требующих разрешения.

В Особенной части науки права социального обеспечения рассматривается международно-правовое регулирование в сфере социального обеспечения, а также дается общая характеристика зарубежного законодательства о социальном обеспечении. Следовательно, Особенная часть науки, как и ее Общая часть, значительно шире соответствующих частей отрасли права социального обеспечения.

Отличие науки от отрасли проявляется и в методе. Для отрасли — это совокупность приемов и способов правового регулирования данного комплекса общественных отношений. Для науки — это приемы и способы научного познания общественных явлений.

В отличие от отрасли, которая отграничивается от других отраслей не только по предмету, но и по специфическому методу правового регулирования, наука применяет общенаучные методы познания. Прежде всего это диалектический метод познания, когда все явления действительности изучаются в их развитии и самодвижении. Как правовая наука право социального обеспечения использует общие для всех правовых наук методы исследования: системный анализ; обобщение нормативных, научных и практических материалов; исторический подход; частнонаучные методы — сравнительного правоведения, логический, технико-юридический и др.

Кроме того, данная наука заимствует методы, характерные для других, неправовых наук: социологический опрос, мониторинг, статистический анализ и другие методы, применяемые при исследовании различных социальных явлений, каковым, бесспорно, является социальное обеспечение населения.

Контрольные вопросы:

1.Какие обособленные правовые образования регулируют отношения в сфере социального обеспечения?

2.Дайте определение социального обеспечения как комплексного
правового образования, раскройте его содержание.

3.Дайте понятие права социального обеспечения как отрасли права.

4.Раскройте предмет права социального обеспечения, указав специфические черты отношений по социальному обеспечению граждан.

5.Каковы критерии классификации отношений, в совокупности образующих предмет отрасли?

6.Дайте общую характеристику приемов и способов правового регулирования отношений по социальному обеспечению граждан.

7.Какой из общеправовых методов регулирования общественных отношений (императивный или диспозитивный) является основным в праве
социального обеспечения?

8.Каковы правовые основания для применения законодателем таких
приемов регулирования общественных отношений по социальному обеспечению, как сочетание централизованного регулирования с региональным, муниципальным и локальным?

Видео (кликните для воспроизведения).

9.Какие приемы регулирования специфичны только для права социального обеспечения?

10.Дайте понятие системы отрасли и раскройте структуру Общей и
Особенной частей права социального обеспечения.

11.Дайте понятие права социального обеспечения как самостоятельной научной дисциплины; раскройте ее предмет, метод и систему.

12.По каким основным признакам право социального обеспечения
отграничивается от смежных с ним отраслей права: трудового, административного, финансового, семейного и др.?

Глава 3. Принципы права социального обеспечения

Читайте так же:  Какими льготами пользуется ветеран мвд

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 673 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Право социального обеспечения

Право социального обеспечения – самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат (в виде пенсий, пособий и компенсаций), медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Право социального обеспечения также рассматривается как учебная дисциплина и вид отраслевой юридической науки.

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В.С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества[1].

Категорической оценки права социального обеспечения только как отрасли публичного либо только как отрасли частного права быть не может. В данной отрасли присутствуют начала того и другого[2] .

Содержание

↑Право социального обеспечения как отрасль права. Предмет и метод права социального обеспечения

Данная отрасль права, как и любая другая самостоятельная отрасль, имеет собственный предмет и метод правового регулирования.

Предмет права социального обеспечения – это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.

Предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений: 1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме ( пенсии, пособия, компенсационные выплаты); 2) отношения по предоставлению различных социальных услуг ( социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан); 3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут. Это вспомогательные отношения, которые объективно необходимы для нормального функционирования материальных отношений.

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так и приемы, специфичные для данной отрасли.

↑Право социального обеспечения как учебная дисциплина

Право социального обеспечения как учебная дисциплина – это обязательный предмет в юридических учебных заведениях, имеющий своей целью изучение системы науки права социального обеспечения.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина состоит из систематизированного набора знаний о концепции социального обеспечения как экономической, так и правой категорий.

↑Право социального обеспечения как научная дисциплина

Право социального обеспечения как научная дисциплина – это система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе общественных явлений.

В предмет науки входит, прежде всего, сама отрасль права как система правовых норм. Наука также изучает и общественные отношения, регулируемые данной отраслью, историю возникновения и развития отрасли, метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению, а также опыт зарубежных стран в регулировании отношений по социальному обеспечению, международно-правовое регулирование социального обеспечения.

Право социального обеспечения как научная дисциплина в отличие от отрасли не имеет собственного метода научного познания. Она пользуется общим методом познания – диалектическим, а также использует методы научного познания, общие для правовых дисциплин: метод сравнительного правоведения, логический, исторический. Учитывая, что данная дисциплина изучает социальные явления, то она использует методы мониторинга, математического анализа и др.

Система научной дисциплины права социального обеспечения в основном совпадает с системой отрасли и состоит из общей и особенной частей. Однако общая часть научной дисциплины значительно шире общей части отрасли, так как содержит знания о понятии данной отрасли, ее предмете, методе, системе, принципах правового регулирования, источниках, правоотношениях по социальному обеспечению, истории развития отрасли. Особенная часть науки в основном совпадает с особенной частью отрасли, так как содержит знания о конкретных правовых институтах отрасли. В то же время особенная часть научной дисциплины включает в себя также знания о международно-правовом регулировании социального обеспечения и знания об опыте зарубежных стран в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению.

↑Система права социального обеспечения

Система права социального обеспечения – это научно обоснованное распределение норм данной отрасли.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части. В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.

Следует отметить, что право социального обеспечения является сравнительно молодой правовой отраслью, поэтому ее общая часть окончательно еще не сформирована. К сожалению, до сих пор она не имеет кодифицированного правового акта, закрепляющего основные положения всех институтов права социального обеспечения. На формирование общей части влияет и то обстоятельство, что развивающиеся рыночные отношения заставляют менять приемы и способы воздействия государства на отношения, входящие в предмет этой отрасли. Претерпевают изменения и принципы правового регулирования, пересматривается круг субъектов правоотношений, видов и форм социального обеспечения и т.д. К общей части относятся такие институты, как: субъекты права социального обеспечения, основания обеспечения, его виды, а также принципы права социального обеспечения. Особенная часть отрасли состоит из правовых институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты: трудовой стаж, комплексные институты пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, социального обслуживания, институт жалоб и споров по вопросам социального обеспечения; институт ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению.

Читайте так же:  Порядок пересчета пенсий работающим пенсионерам

Специфика институтов особенной части состоит в том, что ее институты в основном комплексные, т.е. состоящие из подинститутов. Так, институт пенсий делится на подинституты – группы норм, которые регулируют отдельные виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

↑Рекомендуемая литература

Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М, 1974.

Предмет права социального обеспечения

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

  1. отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
  2. отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);
  3. процедурные и процессуальные отношения , связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

Предмет права социального обеспечения — это комплекс общественных отношений материального и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с наступлением определенных законом случаев (социальных рисков) и направленных на компенсацию от их наступления путем распределения материальных благ.

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • по случаю рождения ребенка;
  • по уходу за ребенком до полутора лет;
  • на детей до 16 лет;
  • по безработице;
  • на погребение;
  • женам военнослужащих, а также иные виды пособий.

Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает:

  • компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет;
  • компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80- летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе;
  • компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
  • компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
  • компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
  • компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы;
  • компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.

В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят:

Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:

  1. отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;
  2. отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т. д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении каких-либо пенсии, пособия, социальной услуги).

Предмет права социального обеспечения.

Как известно, предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, харак­теризующиеся определенным внутренним единством, которые наря­ду со специальными методами регулирования позволяют отграни­чить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов XX в.). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматри­вались в рамках административного, гражданского, трудового, а так­же финансового права.

В период образования СССР (1922 г.) и позднее (в 30-х годах) социальное обеспечение считалось составной частью права социаль­ной культуры и входило в отрасль административного права.

В 50-х годах XX столетия с появлением нового пенсионного за­конодательства социальное обеспечение рабочих и служащих стало рассматриваться в рамках предмета трудового права, а социальное обеспечение колхозников — в рамках предмета колхозного (аграр­ного) права.

Впервые вопрос о самостоятельности права социального обеспе­чения был поднят и обсужден на международном симпозиуме в Праге в 1966 г. Чехословацкие ученые-юристы Я. Клоушек, К. Пинц, И. Томеш и В. Вергайнер в своем докладе обратили вни­мание на специфику отношений по социальному обеспечению, на особенности приемов и способов их регулирования и пришли к вы­воду о самостоятельности этой отрасли права. Позиция чешских юристов была поддержана В.С. Андреевым, В.В. Караваевым и Л.В. Левшиным.

Читайте так же:  Документы для назначения пенсии досрочно

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель нау­ки профессор В.С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал сис­тему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения. Большой вклад в развитие науки права социального обеспечения внесли также Е. Астрахан, В. Ачаркан, Е. Азарова, К. Батыгин, И. Гущин, А. Зайкин, М. Захаров, Т. Иванкина, Р. Иванова, П. Маргиев, В. Тарасова, Э. Тучкова, Я. Фогель, В. Шайхатдинов и др.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его ё.мким содержанием.

Предмет права социального обеспечения со­ставляют на сегодняшний день несколько групп общественных от­ношений:

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме(пенсии, пособия, компенсационные выплаты, субсидии, страховые выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг(социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское об­служивание, льготы для отдельных категорий граждан, лекарствен­ное обеспечение, санаторно-курортное лечение);

3) процедурные и процессуальныеотношения, связанные с ус­тановлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные от­ношения, как правило, предшествуют отношениям, входящим в пер­вые две группы, (процедурные), сопутствуют им (процедурные и процессуальные) либо вытекают из них (процессуальные).

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составля­ют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и са­мостоятельно существовать не могут.

В систему пенсионныхотношений в настоящее время включают­ся следующие виды пенсий:по старости, по инвалидности, по слу­чаю потери кормильца, за выслугу лет, пенсии отдельным категори­ям граждан, социальные пенсии.

В системе отношений по обеспечению пособиямивыделяют посо­бия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по слу­чаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; жёнам военнослужа­щих и т. д.

Система отношений пообеспечению компенсационными выплата­мивключает: компенсации лицам, осуществляющим уход за мало­летним ребёнком до достижения им возраста трех лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждаю­щимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; ком­пенсационные выплаты неработающим жёнам (мужьям) военнослу­жащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности тру­доустройства; компенсационные выплаты на питание детей, обучаю­щихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионально­го и среднего профессионального образования; компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выпла­ты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные выплаты на детей, находящих­ся под опекой и попечительством в приёмной семье.

В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят: отношения по социальному об­служиванию престарелых и инвалидов (стационарное и полустацио­нарное, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому, социально-консультативная помощь, реабилитационные услуги для инвалидов), отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей, включая содержание детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, в специальных детских учреждени­ях (детских домах, домах-интернатах и т. д.), обслуживание детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов, в приемной се­мье, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т. д.

К отношениям по предоставлению социальных услуг следует от­нести и систему льгот, предусмотренных для различных категорий граждан (Герои России, Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, лица, подвергшиеся воздействию радиации, жертвы полити­ческих репрессий, бывшие несовершеннолетние узники концлаге­рей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ор­дена Трудовой Славы, ветераны различных категорий, граждане, на­гражденные медалью «За оборону Ленинграда», знаком «Жителю блокадного Ленинграда», многодетные семьи, дети первых двух лет жизни).

Самостоятельной подгруппой отношений по социальному обес­печению являются медицинская помощь и лечение,включающие про­филактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, про­тезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры со­циального характера по уходу за больными.

Отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечениюявляются подгруппой отношений по медицинской помощи. Они предполагают обеспечение граждан путевками для санаторно-ку­рортного лечения бесплатно либо на льготных основаниях (со скидкой).

Наконец, в систему отношений по медицинской помощи включа­ется лекарственная помощь,предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Процедурные отношениявключают две самостоятельные под­группы:

1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым от­носятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыль­ской АЭС и т. д.;

2) отношения, связанные с представлением гражданина к како­му-либо виду социального обеспечения либо с принятием компе­тентным органом решения о применении правовой нормы (предос­тавлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, по­собия и т. д.).

Процессуальные отношениявозникают в связи с защитой гражда­нином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении какой-либо пенсии, посо­бия, социальной услуги) путём обращения в вышестоящий орган социальной защиты или в суд.

Предмет науки права социального обеспечения (как и любой правовой науки) шире предмета отрасли, поскольку включает до­полнительно знания о предмете, методе, принципах правового регу­лирования, о правоотношениях, истории развития отрасли, путях ее дальнейшего совершенствования и развития; изучает развитие пра­ва социального обеспечения в зарубежных странах и т. д.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2014-12-05 ; просмотров: 1904 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники

Предмет науки права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here