Правовые основы медико социальной экспертизы лекции

Ответы на вопросы по теме: "Правовые основы медико социальной экспертизы лекции". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Медико-социальная экспертиза

Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев в порядке, определяемом Правительством РФ.

МСЭ осуществляется Государственной службой МСЭ, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения РФ. Решение органа государственной службы МСЭ является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Учреждения государственной службы МСЭ: структура,организация деятельности

Согласно закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) и «Примерному положению об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» (1996 г.), на службу МСЭ возлагаются следующие задачи и функции:

установление факта наличия инвалидности, определение группы, причины (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности;

— определение потребности инвалидов в мерах социальной защиты, в том числе в мерах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и разработку им индивидуальных программ реабилитации (ИПР), контроль за их реализацией;

— содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;

— определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, необходимости осуществления дополнительных мер их социальной защиты и реабилитации;

— определение потребности инвалидов в специальных транспортных средствах;

— определение причинной связи смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего;

— формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;

— участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

Учреждения государственной службы МСЭ для осуществления своих функций имеют право:

—направлять лиц, проходящих экспертизу, на обследование в учреждения здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере МСЭ и реабилитации инвалидов;

— запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения и выполнения других функций, возложенных на учреждения;

— проводить контрольные освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за выполнением мероприятий, предусмотренных ИПР;

— направлять специалистов в организации всех форм собственности с целью изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях, необходимых для выполнения функций, возложенных на учреждения МСЭ.

Учреждения МСЭ создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органа исполнительной власти субъекта РФ, который устанавливает также количество учреждений, профили и штаты.

Первичным звеном в системе учреждений государственной службы МСЭ, осуществляющим экспертное обслуживание взрослого и детского населения, являются бюро МСЭ. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро МСЭ общего профиля, специализированные (кардиологические, психиатрические, травматологические; педиатрические — для освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет) и смешанного типа. В штатный норматив бюро МСЭ входят 3 врача различных специальностей, специалист по реабилитации, по социальной работе и психолог; при необходимости могут быть введены другие специалисты.

Для организационно-методического руководства деятельностью первичных бюро МСЭ в составе государственной службы МСЭ субъекта РФ создается главное бюро МСЭ. В штатный норматив главного бюро МСЭ входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, могут входить группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения. В состав специалистов главного бюро МСЭ входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации, по социальной работе и психологи.

Главное бюро МСЭ проводит экспертизу лиц, обжаловавших решения бюро; проводит экспертизу граждан в сложных случаях, а также формирует и корректирует ИПР инвалидов при необходимости применения специальных методов обследования — по направлениям бюро; оказывает консультативную помощь врачам — экспертам и другим специалистам- бюро; осуществляет контроль за деятельностью бюро МСЭ; формирует банк данных и осуществляет государственное статистическое наблюдение за составом инвалидов на территории субъекта РФ; участвует в разработке и реализации региональных комплексных программ профилактики инвалидности и реабилитации.

Учреждения МСЭ осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, общественных организаций инвалидов; могут привлекать консультантов по медицинским и социальным вопросам. Специалисты бюро МСЭ оказывают консультативную помощь врачам ЛПУ, знакомят их с нормативными и методическими материалами, участвуют в совместных совещаниях и семинарах по вопросам МСЭ и реабилитации инвалидов.

Порядок направления на медико-социальную экспертизу: граждане направляются на МСЭ учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. В случае отказа учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения в направлении на МСЭ гражданин имеет право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно, представив необходимые медицинские документы.

Основанием для направления на МСЭ является: наличие признаков инвалидности или утраты профессиональной трудоспособности, окончание срока инвалидности, досрочное переосвидетельствование инвалида в связи с утяжелением состояния, наличие показаний для обеспечения инвалида спецтранспортом, необходимость проведения очной консультации. Учреждение здравоохранения направляет больного на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Медицинские услуги при оформлении больных на освидетельствование в учреждения МСЭ финансируются из средств ОМС. По результатам проведенных мероприятий учреждение здравоохранения оформляет больному «Направление на медико-социальную экспертизу» форма №088/у-97 (для лиц старше 18 лет) или форма 080/у-97 (для лиц до 18 лет). В него вносятся сведения о развитии заболевания, течении, частоте и длительности временной нетрудоспособности, данные клинического обследования, диагноз, характер и степень нарушения основных функций организма, категория и степень ограничения жизнедеятельности, проведенные лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия. Направление подписывается председателем КЭК и членами комиссии, скрепляется печатью лечебного учреждения.

Порядок проведения МСЭ определен «Положением о признании лица инвалидом», утвержденным постановлением Правительства РФ (1996). Экспертиза осуществляется в бюро МСЭ по месту жительства больного либо по месту прикрепления к учреждению здравоохранения. Она может проводиться как очно в бюро МСЭ, на дому или в стационаре, где больной находится на лечении, так и (с согласия больного) заочно на основании анализа представленных медицинских документов.

Читайте так же:  Справка о накопительной части пенсии

МСЭ проводится по письменному заявлению больного (либо его законного представителя) на имя руководителя бюро МСЭ. К заявлению прилагаются: направление на МСЭ, оформленное учреждением здравоохранения либо органом социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья больного, а также документы, необходимые для принятия решения о причине инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности, по другим вопросам экспертизы.

Состав специалистов бюро, принимающих экспертное решение, назначается руководителем. Больной имеет право привлекать к участию в проведении экспертизы с правом совещательного голоса любого специалиста за счет собственных средств. Специалисты, проводящие МСЭ, рассматривают представленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр больного, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.

В случае признания больного инвалидом оформляется справка МСЭ, подтверждающая факт инвалидности, руководитель бюро МСЭ объявляет экспертное решение больному. Больному, направленному на МСЭ с листком нетрудоспособности, бюро МСЭ указывает в листке нетрудоспособности дату начала экспертизы (дату поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми документами), дату ее окончания, а также принятое экспертное решение: «Признан инвалидом I (II или III) группы», либо «Инвалидом не признан». Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми к нему документами. В случае признания больного инвалидом лечебное учреждение закрывает листок нетрудоспособности этим днем. В случае признания пациента трудоспособным зачитываются все дни освидетельствования, со следующего дня он выписывается на работу. При необходимости долечивания листок нетрудоспособности продлевается в обычном порядке.

По результатам экспертизы также оформляются «Извещение ЛПУ о заключении учреждения государственной службы МСЭ» (для лиц старше 18 лет) или «Отрывной талон» (для лиц до 18 лет), в которых указывается диагноз, степень нарушения функций и ограничений жизнедеятельности, группа, причина инвалидности (а для лиц до 18 лет — решение о признании ребенка инвалидом), срок, на который установлена инвалидность, дата очередного переосвидетельствования; вносятся рекомендации по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалида.

Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию может быть выдана справка произвольной формы о результатах освидетельствования.

Порядок обжалования решений бюро МСЭ: гражданин (или его законный представитель) может обжаловать решение бюро МСЭ, подав заявление в адрес главного бюро МСЭ, или в соответствующий орган социальной защиты населения. Решение главного бюро МСЭ может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта РФ, который может поручить проведение экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля. Решение учреждения МСЭ также может быть обжаловано в суд.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правовые и организационные основы медико-социальной экспертизы на современном этапе

Изучение понятия медико–социальной экспертизы согласно законодательству – оценки имеющихся у освидетельствованного лица нарушений структур или функций организма в целях установления инвалидности. Рассмотрение сущности кодификатора категорий инвалидности.

Рубрика Государство и право
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 25.06.2015
Размер файла 3,8 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Осуществление признания лица инвалидом, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. Критерии для определения соответствующей группы инвалидности. Функции медико-социальной экспертизы, порядок ее проведения и документы освидетельствования.

реферат [14,7 K], добавлен 26.12.2011

Право граждан на охрану здоровья и медико-социальную помощь. Обязательное медицинское страхование в России. Определение причины инвалидности с формулировкой «общее заболевание», «инвалид с детства», «профессиональное заболевание» и «трудовое увечье».

контрольная работа [35,5 K], добавлен 09.04.2015

Проблемы правовой защищенности инвалидности в стране и пути их решения. Признание гражданина инвалидом и установление группы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Социальная защита инвалидов органами государственной власти России.

курсовая работа [30,3 K], добавлен 18.03.2016

Должностные обязанности руководителя районного органа социальной защиты населения и организация деятельности Управления. Функции медико-социальных комиссий. Организационная структура учреждений медико-социальной экспертизы в Российской Федерации.

контрольная работа [23,0 K], добавлен 10.02.2013

Понятие и причины инвалидности. Система правового регулирования социальной защиты инвалидов, нормативные акты, регулирующие порядок ее осуществления. Условия признания гражданина инвалидом, медико-социальная экспертиза. Юридическое значение инвалидности.

курсовая работа [30,0 K], добавлен 04.04.2009

Система социальной защиты населения: функции и принципы. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Особенности медико-социальной экспертизы. Медицинская реабилитация инвалидов. Закон об обязательном социальном страховании.

курсовая работа [48,1 K], добавлен 18.12.2014

Основы возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Условия признания лица инвалидом и назначение пенсии по инвалидности. Основные понятия и виды страховых пенсий. Размеры, сроки выплаты и начисления пенсии по инвалидности.

курсовая работа [62,6 K], добавлен 13.05.2017

Теоретический и статистический аспекты инвалидности. Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов. Практические меры социальной защиты инвалидов. Реабилитация инвалидов. Определение и статистика инвалидности.

курсовая работа [47,9 K], добавлен 07.08.2008

Инвалид: понятие, категории, статистика. Законодательство РФ и международные документы о правах инвалидов. Модели интеграции инвалидов в общество. Порядок признания лица инвалидом органом медико-социальной экспертизы; назначение льгот, пособий, пенсий.

курсовая работа [29,8 K], добавлен 15.05.2012

Изучение документов на основании выявления их ценности в целях определения сроков хранения и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации. Рассмотрение понятия и основных этапов экспертизы ценности. Критерии оценки документов.

контрольная работа [26,9 K], добавлен 17.10.2014

Медико-социальная экспертиза

Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Классификации и критерии медико-социальной экспертизы

Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

Читайте так же:  Сумма дохода для признания семьи малоимущей

Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

Задачи федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы:

проведение реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты;

изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

Функции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы:

установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

изучение уровня и причин инвалидности населения;

участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Методическая разработка для студентов по теме «принципы медико-социальной экспертизы»

Тема занятия. Основные принципы медико-социальной экспертизы. Временная и стойкая нетрудоспособность.

Мотивация.Медико-социальная экспертиза – один из важных аспектов практической деятельности участкового врача-терапевта. Большое значение в оценке квалификации врача имеют высокий уровень теоретических знаний и, что особенно важно, умение решать практические вопросы медико-социальной экспертизы.

Студент должен знать:

основные принципы медико-социальной экспертизы;

законодательные положения по экспертизе трудоспособности;

обязанности участкового терапевта по экспертизе временной нетрудоспособности;

порядок работы ВК и МСЭ;

критерии инвалидности; иметь представление о реабилитации инвалидов.

Студент должен уметь:

определить наличие и причину временной нетрудоспособности у больного, оценить критерии выздоровления и восстановления трудоспособности;

правильно оформить документы временной нетрудоспособности;

своевременно выявить признаки инвалидности, прогнозировать группу инвалидности;

правильно заполнить документацию для направления на медико-социальную экспертизу;

составить программу реабилитации инвалида.

Трудоспособность нарушается, если развившееся заболевание препятствует выполнению труда или требует его изменения.

Временная нетрудоспособность определяется, если заболевание (или травма), препятствующее выполнению труда, носит временный, обратимый характер и возможно возвращение к труду без значительного его изменения.

Стойкая нетрудоспособность возникает, если нарушения функций, вызванные заболеванием (или травмой), приобретают устойчивый и длительный характер, что вызывает необходимость полного прекращения труда или его изменения на длительный период.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.06.2011. № 624н. «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности (с изменениями и дополнениями)».

Документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность и подтверждающими временное освобождение от работы (учебы), являются листок нетрудоспособности и, в отдельных случаях, справки установленной формы. По предъявлению листка нетрудоспособности назначается и выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.

Право на выдачу листков нетрудоспособности (справок) имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения на основании лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности.

Врачи, занимающиеся частной медицинской практикой вне учреждения здравоохранения, для получения указанной лицензии должны иметь свидетельство об окончании курса повышения квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности. В отдельных случаях, по решению местных органов управления здравоохранением, выдача листков нетрудоспособности (справок) гражданам может быть разрешена медицинскому работнику со средним медицинским образованием.

Листки нетрудоспособности выдаются лечащим врачом при предъявлении документа, удостоверяющего личность пациента. Выдача и продление документа, удостоверяющего временную нетрудоспособность, осуществляется врачом после личного осмотра и подтверждается записью в медицинской документации, обосновывающей временное освобождение от работы.

Гражданам, находящимся вне постоянного места жительства, листок нетрудоспособности выдается (продлевается) лечащим врачом, установившим факт нетрудоспособности, с разрешения администрации ЛПУ, с учетом дней, необходимых для проезда к месту жительства.

При заболеваниях и травмах лечащий врач выдает листок нетрудоспособности единолично и единовременно на срок до 10 календарных дней и продлевает его единолично на срок до 15 календарных дней, с учетом утвержденных МЗ России ориентировочных сроков временной нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах.

При сроках временной утраты трудоспособности более 15 дней решение вопроса дальнейшего лечения и продления листка нетрудоспособности осуществляется клинико-экспертной комиссией. По решению ВК (врачебной комиссией) при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть продлен до полного восстановления трудоспособности, но на срок не более 10 месяцев, в отдельных случаях (травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез) – не более 12 месяцев, с периодичностью продления комиссией не реже чем через 15 дней.

Листок нетрудоспособности выдается в день установления нетрудоспособности. Не допускается его выдача за прошедшие дни, когда больной не был освидетельствован врачом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Гражданам, нуждающимся в лечении в специализированных лечебно-профилактических учреждениях, лечащие врачи выдают листок нетрудоспособности с последующим направлением в учреждения соответствующего профиля для продолжения лечения.

При выписке из стационара листок нетрудоспособности выдается на весь период стационарного лечения, для иногородних – с учетом дней для проезда к месту жительства, при сохранении нетрудоспособности может быть продлен еще на 10 дней.

В случаях, когда заболевание или травма, ставшие причиной временной нетрудоспособности, явились следствием алкогольного, наркотического, ненаркотического опьянения, листок нетрудоспособности выдается с отметкой о факте опьянения в истории болезни (амбулаторной карте) и в листке нетрудоспособности.

Листок нетрудоспособности выдается по уходу:

за взрослым членом семьи и больным подростком старше 15 лет, получающим лечение в амбулаторно-поликлинических условиях сроком до 3 дней, по решению ВК – до 7 дней;

за ребенком до 7 лет при амбулаторном лечении на весь период острого заболевания или до наступления ремиссии; за ребенком от 7 до 15 лет — на срок до 15 дней по каждому случаю заболевания;

за ребенком до 7 лет при стационарном лечении на весь срок лечения, старше 7 лет – после заключения ВК о необходимости осуществления ухода.

Листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается врачом акушером – гинекологом. Выдача листка нетрудоспособности производится с 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 календарных дней (70 дней до родов и 70 дней после родов). При многоплодной беременности листок нетрудоспособности выдается в 28 недель беременности, при этом общая продолжительность дородового и послеродового отпусков составляет 194 календарных дней (84 – до родов, 110 – после родов). При осложненных родах женщинам листок нетрудоспособности выдается дополнительно на 16 календарных дней лечебно-профилактическим учреждением, где произошли роды. В этом случае общая продолжительность дородового и послеродового отпусков составляет 156 календарных дней.

Читайте так же:  Пособие по безработице без стажа

2. На медико-социальную экспертизунаправляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите:

при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не более 4 месяцев;

при благоприятном трудовом прогнозе в случае продолжающейся нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных случаях: травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез – до 12 месяцев), для решения вопроса о продолжении лечения или установления группы инвалидности;

работающие инвалиды для изменения трудовой рекомендации в случае ухудшения клинического и трудового прогноза.

Право направлять граждан на медико-социальную экспертизу имеют лечащие врачи амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений различных уровней и форм собственности с утверждением направления на МСЭ клинико-экспертной комиссией учреждения. При установлении группы инвалидности срок временной нетрудоспособности завершается датой регистрации направления медико-социальной экспертной комиссией.

Курс лекций по дисциплине «Правовые основы медико-социальной экспертизы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 02:15, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине «Правовые основы медико-социальной экспертизы».

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации.

К федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (Федеральное бюро) и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы — бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (бюро).

Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие бюро — в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

Филатова Н.Ю-2.docx

Конвенция о правах инвалидов к инвалидам относит лиц, с устойчивыми, физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями или связанными которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества на равне с другими.

Похожее определение содержится и в декларации о правах инвалидов:

  1. Инвалид — это любое лицо , которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка ( врожденного или нет) или его физических и умственных способностях.

В стандартных правилах обеспечение равных возможностей для инвалидов закреплено что термин инвалидность включает в себя значительное число различных функциональных ограничений, которые встречаются среди населения по всех странах мира. Люди могут стать инвалидами вследствие физических, умственных или сенсорных дефектов состояния здоровья или психических заболеваний.

Ограничение жизни деятельности — это полное или частичное утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание , самостоятельно передвигаться , ориентироваться , общаться, контролировать свое поведение , обучаться и заниматься трудовой деятельностью .

Существует международная классификация функционирования ( МКФ) , ограничений жизни деятельности и здоровья

МКФ является стандартом ВОЗ всемирная организация здравоохранения в области измерения уровня и инвалидности как на уровне индивида так и на уровне населения

Согласно МКФ инвалидность является общим термином для нарушений, ограничений активности и ограничений возможности участия. Инвалидность — это и взаимодействие людей с нарушениями здоровья с личными и контекстовыми факторами .

Приказ Мин труда России от 29 сентября 2014 года номер 664 -н » о классификациях и критериях используемых при осуществлении медико — социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико социальной экспертизы.

К основным видам стойких расстройств функций организма человека относится :

  1. Нарушение психических функций ( сознание ориентации интеллекта И так далее )
  2. Нарушение языковых и речевых функций ( устный — заикание ; письменный- дизграфия ; вербальной и не вербальной речи , нарушение голосаобразования )
  3. Нарушение сенсорных функций ( зрение , слуха , обоняния, осязание , тактильный , болевой температурный , вестибулярной функции И так далее)
  4. Нарушение нейро мышечных , скелетных и связанных с движением функции( координация движений)
  5. Нарушение функций сердечно- сосудистой системы , дыхательной системы , пищеварительной , эндокринной , системы крови и иммунной системы , мочеводелительной функции, функции кожи и связанных с ней систем , а также нарушения обусловленные физическим внешнем уродством. ( аномальное отверстие пищеварительного тракта, нарушение размера тела )

Выделяют 4 степени стойких нарушений функций организма человека

  1. Стойкие не значительные нарушения функции организма человека обусловленные заболеваниями последствиями травм или дефектами ( в диапазоне от 10 до 30%)
  2. Стойкие умеренные нарушения ограничения функций организма человека обусловленными заболеваниями травмами и дефектами (в диапазоне от 40 до 60%)
  3. Стойкие выращенные нарушения ограничения организма человека вызванные с заболеваниями травмами и дефектами в диапазоне ( 70-80%)
  4. Стойкие значительно выраженные нарушения ограничения функции человека от 90-100%

К основным категориям жизни деятельности человека относятся :

  1. Способность к самообслуживанию
  2. Способность к самостоятельному передвижению
  3. Способность к ориентации
  4. Способность к общению
  5. Способность контролировать свое поведение
  6. Способность к обучению
  7. Способность к трудовой деятельности

Постановление мин труда РФ от 15 апреля 2003 года номер 17 » Об утверждении разъяснения » Об определений государственными учреждениям медико социальной экспертизы причин инвалидности «

Он определяет причины инвалидности предусмотренные законодательством РФ :

  1. Общее заболевание
  2. Инвалид с детства
  3. Профессиональное заболевание
  4. Трудовое увечье
  5. Военная травма
  6. Заболевания полученное в период военной службы
  7. Заболевание полученное при исполнении обязанностей военной службы ( служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АС
  8. Заболевания связанно с катастрофой на Чернобыльской АС
  9. Заболевания радиационно обусловленно полученное при исполнении обязанностей военной службы ( служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АС
  10. Заболевание полученное при исполнении иных обязанностей военной службы , служебных обязанностей связанных на Чернобыльской АС
  11. Заболевание связано с катастрофой на ПО Маяк
  12. Заболевание полученное при исполнении иных обязанностей военной службы служебной обязанности связанное с аварией на ПОМаяк
  13. Заболевание связанно с радиационным воздействием
  14. Заболевание ( травма увечье контузия, ранение) подученная при исполнении обязанностей ( военной службы ) связанное с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска .

Политика государства в отношении инвалидов

Мировое сообщество вы работало критерии с помощью которых оценивается политика государства в отношении инвалидов

  1. Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов
  2. Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов
  3. Координация нацианальной политики политики в отношении инвалидов
  4. Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов
  5. Наличие не правительственных организаций инвалидов
  6. Доступ инвалидов к организации гражданских прав в том числе права на труд на образование на создание семьи , на неприкосновенность частной жизни и собственности а также политических прав
  7. Система льгот и компенсаций для инвалидов
  8. Доступность для инвалидов физической среды
  9. Доступность для инвалидов информационной среды
Читайте так же:  Детские президентские пособия

Общественные организации инвалидов — это организации созданные инвалидами и лицами представляющими их интерес в целях зашиты законных прав и законных интересов инвалидов , обеспечение их равных с остальными возможностях , решения задач общественной интеграции инвалидов среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% , а также союзы ( ассоциации) указаных организацией .

В 1988 году было создано всероссийское общество инвалидов , целями общества является защита прав и интересов инвалидов обеспечение равных с остальными возможностей участия во всех сферах жизни деятельности общества , интеграция инвалидов в обществе .

В 1998 году всероссийская организация инвалидов был присвоен Специальный консультативный статус при экономическом социальном совете ООН .

Таблица Степени выраженнности каждой из основных категорий жизнедеятельности человека

Группы инвалидности и их характеристика

Группа инвалидности устанавливается в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицом, признанные инвалидами .

Ранее в советское время существовала рациональная классификация инвалидов по 6 группам ( Постановление СНК от 8 декабря 1921 года)

  1. Группа — инвалид не только не способен ни к какой профессиональной работе, но и нуждается в постоянной помощи

Курс лекций по дисциплине «Правовые основы медико-социальной экспертизы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 02:15, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине «Правовые основы медико-социальной экспертизы».

Вложенные файлы: 1 файл

Филатова Н.Ю-2.docx

16 января 2015 года

Лекция. Общая характеристика законодательства об инвалидности

1.1. Международные правовые акты общего действия ( всеобщая декларация прав человека( принято генеральной ассамблеей ООН в 1948 году), международный пакт о гражданских и политических правах ( 1966 год ) , международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ( 1966 год) , конвенция о защите прав человека и основных свобод ( 1950 год), декларация прав ребенка ( 1959 год) .

1.2. Специальные международные документы ( декларация социального прогресса и развития ( провозглашения резолюцией генеральной ассамблеей ООН от 11 декабря 1969 года, согласно ее положениям все люди независимо от рассы , цвета кожи , пола, языка, вероисповедания , этнического происхождения , семейного или социального положения а также политических и иных убеждений , имеют право жить в достойных условиях и пользоваться плодами социального прогресса и со своей стороны способствовать ему. ), (декларация о правах инвалидов( принята резолюцией генеральной ассамблеей ООН от 9 декабря 1975 года, в данной декларации дается дефиниция понятию инвалид и закрепляются основные права инвалидов, в ней особо подчеркивается что инвалиды обладают теме же правами , что и остальные сограждане того же возраста. Помимо этого они наделаются специальными мерами которые предназначены для того чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность. )

( всемирная программа действий в отношении инвалидов, принята резолюцией генеральной ассамблеей ООН от 3 декабря 1982 года, целью этой программы является содействие эффективным мерам в целях предупреждения инвалидности а также восстановление трудоспособности и реализация целей » равенство» и » полного участия» инвалидов социальной жизни и развития , в программе также отмечается что во многих случаях инвалидность модно предотвратить посредством мер борьбы , с недоеданием, загрязнением окружающей среды , антисанитарией , а также заболеваниями вызванными загрязнением вод и различными несчастными случаями)

( конвенция о правах инвалидов ( 13 декабря 2006 года), данная конвенция ставит свои цели поощрением защиту и обеспечением полного и равного осуществления всеми инвалидами прав человека и основных свобод. В конвенции дается определения ряда основных терминов таких как: » общение, язык, дискриминации по признаку инвалидности, разумное приспособление, и универсальный дизайн » )

( декларация о правах умственно отсталых лиц , принята генеральной ассамблеей ООН 20 декабря 1971 года. Она закрепляет права узко определенных групп лиц, учитывая необходимость оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способности в различных областях деятельности. Она обращает внимание на необходимость в содействии по включению таких лиц в обычную жизнь. )

( стандартные правила обеспечения равных возможный для инвалидов , от 20 декабря 1993 года. Правила предполагают взятие государствами серьезных моральных и политических обязательств в отношении обеспечения равенства возможностей для инвалидов. Правила включают в себя несколько концепций :

  • Инвалидность и нетрудоспособность
  • Предупреждение инвалидности
  • Реабилитация
  • Обеспечение равных возможностей

( конвенция международной организации труда номер 159 » О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» от 20 июня 1983 года. В конвенции формируется принцип профессиональной реабилитации , определяется политика занятости в отношении инвалидов а также на национальном уровне она закрепляет меры по развитию служб профессиональной реабилитации и занятости инвалидов .

1981 год был объявлен международным годом инвалидов и проходил под лозунгом » Полное участие».

Международный год и Всемирная программа действий дали мощный толчок в прогрессе этой области. В ходе их осуществления подчеркивалось также право инвалидов на равное улучшение условий жизни в результате экономического и социального прогресса.

3 декабря отмечается международный день инвалидов . Он был провозглашен ГА ООН 14 октября 1992 года. В этот день ассамблея призвала государства члена ООН проводить дальнейшие меры направленные на интеграцию инвалидов жизни общества .

2. Законодательство РФ .

  1. Конституция РФ ( принята на референдуме 12 декабря 1993 года)
  2. ФЗ номер 323 ФЗ от 21 ноября 2011 года » Об основах здоровья граждан в РФ » . Данный закон содержит в себе отдельную главу ( глава 7) которая называется медика — социальная экспертиза.
  3. ФЗ номер 181 ФЗ от 24 ноября 1995 года » О социальной защите инвалидов в РФ » . Он содержит в себе определение понятия инвалид, группа инвалидности, содержит в себе запрет на дискриминацию по признаку инвалидности. Положение о медика социальной экспертизы реабилитации инвалидов, об обеспечении жизни деятельности инвалидов и о их общественных объединений .
  4. ФЗ номер 442 ФЗ от 28 декабря 2013 года » Об основах социального обслуживания граждан РФ» . Закрепляет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания , а также права и обязанности получателей социальных услуг , закрепляет нормы о предоставлении социального обслуживания его формы и виды услуг .
  5. Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 года номер 95 » О порядке и условиях признания лица инвалидом ( им утверждается также правила признания лица инвалидом.
Читайте так же:  Какие документы необходимы для детского пособия

На территории РФ действует также государственная программа которая называется «доступная среда » на 2011 -2015 года. Она утверждена постановлением правительства номер 297 и состоит из двух под программ :

  • обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизни деятельности инвалидов и других маломобильных групп населений
  • Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медика — социальной экспертизы .

Приказ министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014года номер 59-н. » об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медика социальной экспертизы .

Приказ министерства здравоохранения и социального развития от 31 января 2007 года номер 77 » Об утверждении формы направления на медика социальную экспертизу организацией оказывающей лечебно профилактическую помощь .

Приказ министерства здравоохранения и социального развития в РФ .

Реабилитации инвалида, индивидуальная программа ребенка инвалида , выдаваемых федеральными государственными учреждениями медика социальной экспертизы , порядка их разработки и реализации .

Лекция . 19 января 2015 года

Обзор изменений, вступающих в силу с 2016 года

1 декабря 2014 года был принят ФЗ 419-фз «О внесении изменений в законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов, в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов».

Данный фз вступит в законную силу с 1 января 2016 года, а некоторые его положения (ст. 13,14,16,19) вступают в силу с 1 июля 2016 года.

В соответствии с ратифицированной конвенцией новым законом расширенный полномочия и обязанности российских органов власти в области обеспечения доступной среды и необходимой инфраструктуры для инвалидов. Прежде всего, закон коснулся изменений по обеспечению условий доступности для инвалидов, культурных ценностей и благ. Указывается, что слепые и слабовидящие люди имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах, в государственных библиотеках других общедоступных местах.

В законе так же закрепляется, что сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы проходят специальную подготовку, в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц, являющихся инвалидами. Изменениями, внесенными в ст. 12 ФЗ от 30.11.2011 года 342-фз «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», устанавливается, что сотрудники органов внутренних дел, замещающие отдельные должности обязаны владеть навыками русского жестового языка.

Новым законом в российское законодательство включен так же принцип не допущения дискриминации по признаку инвалидности. Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение, ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими гражданами РФ всех гарантированных прав и свобод, как в политической, так и в экономической, социальной, культурной и других сферах.

Со вступлением в силу нового закона критерий «ограничения жизнедеятельности» не будет применяться рисы установлении группы инвалидности, а так же при установлении категории ребенок-инвалид. Вместе с тем, этот критерий сохраняется при признании лица инвалидом и для принятия индивидуальной программы реабилитации. Такой подход позволяет свести к минимуму роль субъективных оценок эксперта и установить группу инвалидности по объективным критериям(степень нарушения функций организма).

Отдельные положения закона затронули вопрос о введении федерального реестра инвалидов. Федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности лица, а так же о проводимых реабилитационных и абилитационных мероприятий, о денежных выплатах причитающихся инвалиду и других мерах социальной защиты. На ряду с реабилитацией закрепляется понятие абилитации.

Абилитация инвалидов – система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая материальную независимость и интеграцию в обществе.

Программа «Доступная среда»

Разработана на 5 лет, с 2011 по 2015 года.

1) Формирование к 2016 году беспрепятственного доступа инвалидам к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности

2) Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

1. Оценка состояния доступности приоритетных объектов и приоритетных услуг инвалидов и других маломобильных групп населения.

2. Повышение уровня доступности .

3. Устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, которые не являются инвалидами.

4. Модернизация государственной системы МСЭ

5. Обеспечение равного диспута инвалидов к реабилитационным услугам.

1) Увеличение доли доступных для инвалидов приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры(2010 год-12%, 2016 год- 45%).

2) Увеличении доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности(2010 год- 30%, 2016 год- 55%)

3) Увеличение доли главных бюро МСЭ по субъектам РФ, которые оснащены специальным диагностическим оборудованием. (10% к 86%)

4) Увеличение доли инвалидов, которые получили положительные результаты реабилитации в общем количестве прошедших реабилитацию. (42.2% к 44.52%)

Семинар 23 января 2015 года

Автор книги Зуева Р.А правовые основы медико- социально ной экспертизы.

Епифвнова Е.В правовые основы медико социальной экспертизы, учебное пособие

Желудков А. В право социального обеспечения

Антипьева Н. В социальная защита инвалидов в РФ . Правовое регулирование .

Учебник справочник по медико социальной экспертизе и реабилитации . Под редакцией Н. В Коробова

Интернет ресурс invalidnost.com, wth.int.

  1. Ошибка политики
  2. Отсутствие доступности
  3. Отсутствие включенности в общественную жизнь
  4. Негативное отношение к инвалидам

Лекция 23 января 2015 года

Понятие инвалид, инвалидность

Термин инвалид происходит он латинского квале и в буквальном переводе означает » не пригодный, не полноценный»

В российском законодательстве понятие инвалид содержится в федеральном законе о социальной защите инвалидов в РФ .

Инвалид — это лицо, которое имеет 1. нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма , обусловленные заболеваниями , последствиями травм или дефектами 2.приводящие к ограничению жизни деятельности и вызывающее 3.необходимость его социальной защиты .

Таким образом из определения можно выделить три условия , доя признания лица инвалидом: выше см.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наличие только одного из этих условий не является основанием достаточным для признания лица инвалидом.

Источники

Правовые основы медико социальной экспертизы лекции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here