Право иностранных граждан на социальное обеспечение

Ответы на вопросы по теме: "Право иностранных граждан на социальное обеспечение". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Право иностранных граждан на социальное обеспечение

О страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Согласно статье 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

  • физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
  • физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Частью 2 указанной статьи установлено, что действие закона распространяется в том числе на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний распространяется на всех иностранных работников вне зависимости от их статуса пребывания на территории Российской Федерации.

О медицинском страховании

Пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” установлено право иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, на медицинскую помощь в соответствии с законодательством РФ и международными договорами.

Согласно статье 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане , лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах».

Таким образом, только иностранные граждане, имеющие статус временно или постоянно проживающего на территории России имеют право на получение медицинского обеспечения в рамках системы обязательного медицинского страхования.

Порядок медицинского страхования иностранных граждан, временно пребывающих на территории России, определен Постановлением Правительства РФ от 11.12.1998 № 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации», которым утверждено «Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации». Согласно этому Положению скорая медицинская помощь иностранным гражданам оказывается бесплатно и безотлагательно. Дальнейшая плановая медицинская помощь оказывается на платной основе, обеспечиваемой либо самим работником, либо его представителем (в том числе работодателем). К сожалению, на практике получить даже неотложную помощь без полиса ОМС может быть затруднительно, а апелляции к нормам закона, морали и клятве Гиппократа в критической ситуации кажутся неуместными.

О пенсионном страховании

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства , а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

За указанных выше лиц работодатель уплачивает взносы в Пенсионный Фонд. В соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (утв. постановлением Правительства РФ от 15.03.97 № 318) ведется индивидуальный учет сведений о каждом застрахованном лице.

Несмотря на то, что взносы уплачиваются как за постоянно, так и за временно пребывающих иностранных граждан, право на получение пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеют только иностранные граждане и лица без гражданства — постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

Отдельные особенности пенсионного обеспечения устанавливаются международными договорами Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” трудовой договор с высококвалифицированным специалистом должен предусматривать условия медицинского обеспечения работодателем путем добровольного медицинского страхования или заключения договора с медицинской организацией.

http://www.timservices.ru/ru/novosti/126-sotsialnoe-i-pensionnoe-obespechenie-inostrannogo-grazhdanina-v-rossii.html

Социальное обеспечение иностранцев в россии и российских граждан за рубежом

Код работы: W011089
Тема: Социальное обеспечение иностранцев в россии и российских граждан за рубежом

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%

http://vip-study.ru/w-sotsialnoe-obespechenie-inostrantsev-v-rossii-i-rossijskikh-grazhdan-za-rubezhom.htm

Вопросы социального обеспечения в международном частном праве

Трудовые права иностранцев в Украине и украинских граждан за рубежом.

Коллизионные нормы в области трудовых отношений.

Тема 13. Трудовые отношения.

1. К видам трудовых отношений с иностранным элементом относятся: 1) труд местных граждан у иностранных нанимателей на территории Украины и за ее пределами; 2) заграничные командировки граждан для работы за рубежом; 3) работа на предприятиях, принадлежащих иностранным предпринимателям, но являющихся субъектами хозяйственной деятельности Украины; 4) труд иностран­цев в Украине на различных основаниях. В правовом регулировании международ­ных трудовых отношений большую роль играют международные договоры. Они могут содержать либо только коллизионные нормы, либо только материально-правовые нормы, либо те и другие вместе. При этом международных соглаше­ний, унифицирующих коллизионные нормы, значительно меньше тех, которые содержат материально-правовые нормы. Основными коллизионно-правовыми вопросами трудовых отношений с иностранным элементом являются: 1) возмож­ность применения принципа автономии воли сторон к трудовому договору; 2) определение системы коллизионных привязок, с помощью которых наиболее ра-ЛО

ционально определять применимое право к содержанию и форме правовых актов, к субъектам международных трудовых отношений. Кроме этих вопросов, также следует разобраться в проблемах выдачи иностранцам разрешений на работу, а также на проблеме допуска иностранцев в государственных органах страны пре­бывания.

Тема 14. Вопросы международного гражданского процесса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/3_192474_voprosi-sotsialnogo-obespecheniya-v-mezhdunarodnom-chastnom-prave.html

Социальное обеспечение

1. Социальное обеспечение иностранцев тесно связано с их трудовыми правами. В странах ЕС и других стран Запада отношения по социальному обеспечению трудящихся-мигрантов регулируются прежде всего между­народными соглашениями (как многосторонними, так и двусторонними). К их числу относятся Европейская конвенция о социальном обеспечении мигрантов 1972 года, Конвенция северных стран о социальном обеспече­нии 1955 года и др. Однако, несмотря на заключение этих соглашений, в этих странах продолжает сохраняться прямая или косвенная дискримина­ция иностранных рабочих в этой области. Согласно Конвенции 1972 года, для получения пособий по безработице, болезни и материнству требуется

Читайте так же:  Размер детского пособия с февраля

шестимесячный стаж работы в стране пребывания, для пенсий по старос­ти — пять лет работы. Из-за кратких сроков пребывания мигрантов в стране многие из них фактически не пользуются правом на социальное обеспечение, а выплачиваемые ими страховые взносы остаются в казне стран — импортеров иностранной рабочей силы.

Вообще лишены каких-либо прав на социальное обеспечение много-|нисленные рабочие-мигранты, прибывшие в страну нелегально, а во мно-Jfnx странах Европы также сельскохозяйственные рабочие, работники, за-1 Снятые на временных и случайных работах, трудящиеся с низкой заработной | платой.

^ 2. В отношении временно находящихся в РФ иностранцев следует иметь в виду следующее. В соответствии с Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, ут­вержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г., социальное обеспечение и страхование иностранных лиц, привлекаемых на работу в Россию, определяются нормами законодательства РФ с учетом междуна­родных соглашений РФ с зарубежными странами. Нормативные акты по вопросам социального обеспечения предусматривают, что все работодате­ли, в том числе иностранные юридические и физические лица, нанимаю­щие на работу в России иностранцев, обязаны уплачивать взносы в фонд социального страхования, из которого работникам производятся выплаты пособий в случае временной нетрудоспособности. Работающие на терри­тории РФ иностранцы получают такие же пособия по временной нетрудо­способности, что и российские граждане.

В отношении государственных пособий на детей Законом о государст­венных пособиях гражданам, имеющим детей, от 26 апреля 1995 г. уста­новлено, что они назначаются и выплачиваются иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе беженцам, проживающим на терри­тории РФ. Следовательно, иностранцы, временно пребывающие на тер­ритории России, по общему правилу право на эти пособия не имеют. Од­нако закон предусматривает, что иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие этого закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении го­сударственных пособий на детей в порядке и на условиях, которые уста­навливаются Правительством РФ (ст. 1).

По общему правилу временно находящиеся на территории РФ ино­странцы не имеют права на получение пенсии, поскольку право на назна-i; чение пенсии (включая вышеупомянутые правила по исчислению трудово-| го стажа для назначения пенсии по старости), порядок назначения и вы-|-‘ платы пенсий в РФ предполагают проживание в РФ, а не временное пре-I бывание в стране, сроки которого ограничены. Пенсионное обеспечение этих иностранцев осуществляется обычно государством, в котором они | проживают, в соответствии с действующим там законодательством. Это не

§ 4. Социальное обеспечение
Глава 16. Трудовые отношения

исключает, однако, возможности установления иных правил в междуна­родных соглашениях, в которых регулируются вопросы социального обес­печения с той или иной страной. Примером такого подхода может служить Соглашение о направлении и приеме вьетнамских граждан на профессио­нальное обучение и работу на предприятиях и в учреждениях СССР 1981 года (ныне уже не действующее), в котором предусматривалось при­менение советского права по вопросам выплаты пособий по временной не­трудоспособности, беременности и родам, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, вследствие трудового увечья или профессио­нального заболевания по вине предприятия. Однако в большинстве своем соглашения по вопросам социального обеспечения исходят из того, что пенсии предоставляются в стране проживания иностранного лица в соот­ветствии с ее законодательством.

Согласно нашему законодательству, иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют право на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ (ст. 4 Закона о государственных пенсиях в РСФСР от 20 ноября 1990 г.).

Иностранным гражданам и их семьям в тех случаях, когда для назначе­ния пенсии требуется определенный стаж работы, пенсии назначаются при условии, что не менее двух третей необходимого стажа приходятся на ра­боту в СССР (РФ), если иное не предусмотрено международным догово­ром (ст. 98 Закона о государственных пенсиях в РСФСР). Две трети стажа могут приходиться и на другую определенную законом деятельность (на­пример, на деятельность за рубежом политэмигранта в защиту интересов трудящихся и т.п.).

Если для назначения пенсии не требуется определенного трудового стажа (при инвалидности, вследствие трудового увечья или профессио­нального заболевания), то пенсии иностранным гражданам в РФ назнача­ются независимо от времени работы в РФ и за границей на равных с на­шими гражданами условиях.

Работающие в РФ на российских предприятиях и в организациях ино­странцы получают такие же пособия по временной нетрудоспособности, как и наши граждане.

2 июля 1993 г. был принят Закон о выплате пенсий гражданам, выехав­шим на постоянное место жительства за пределы России, которым уста­новлено, что перед отъездом им выплачиваются суммы назначенных пен­сий (независимо от вида) в российских рублях за шесть месяцев вперед. На основании письменного заявления гражданина, выезжающего на по­стоянное жительство за пределы России, сумма назначенной пенсии может переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, ус­танавливаемому Центральным банком РФ на день совершения операции.

При возвращении граждан на постоянное жительство в РФ суммы на­значенных пенсий, не полученные ими за время их проживания за преде-

лами России, выплачиваются в порядке, установленном российским зако­нодательством.

Действие закона не распространяется на граждан, выехавших на по­стоянное жительство за пределы России, если в отношении этих граждан республиканским законодательством или международным договором с участием РФ установлен иной порядок пенсионного обеспечения.

Согласно Закону о государственных пенсиях в РСФСР от 20 ноября 1990 г., в тех случаях, когда договорами России с другими странами пред­усматриваются иные правила, чем те, которые содержатся в этом законе, применяются правила, предусмотренные международными договорами.

С рядом стран были заключены соглашения о социальном обеспечении граждан (с Болгарией, Венгрией, Монголией, Румынией и Чехослова­кией). Эти соглашения сохраняют свое действие и распространяются на все виды социального обеспечения (пенсии и пособия), установленные за­конодательством договаривающихся сторон. •

Соглашения исходят из принципа национального режима: граждане одной страны, постоянно проживающие на территории другой, во всех во­просах социального обеспечения приравниваются к гражданам этой дру­гой страны.

При социальном обеспечении граждан применяется законодательство страны, на территории которой они проживают. Соглашения предусмат­ривают, что социальное обеспечение осуществляется компетентными ор­ганами той страны, на территории которой проживает гражданин, возбу­дивший ходатайство о назначении пенсии (пособия). Эти органы назнача­ют и выплачивают пенсии и пособия за свой счет. При назначении пенсий и пособий гражданам полностью засчитывается трудовой стаж, приобре­тенный на территории обеих стран. Если гражданин, получающий пенсию (пособие), переселился с территории одной страны на территорию другой страны, то выплата ему пенсии (пособия) прекращается и компетентные органы этой другой страны назначают ему пенсию (пособие) в соответст­вии со своим законодательством, причем право на пенсию не пересматри­вается. Расчеты между государствами не производятся. Договор между РФ и Испанией о социальном обеспечении был заключен в 1994 году (рати­фицирован 24 ноября 1995 г.). Им было предусмотрено, что пенсии ис­панцам-репатриантам из числа так называемых испанских детей, нашед­ших убежище в СССР во время гражданской войны 1936—1939 годов, будут переводиться из России в Испанию, а испанские власти будут добав­лять к ним недостающее до минимальной местной пенсии.

Читайте так же:  Где оформляется пенсия по потере кормильца

В отношении медицинского обслуживания для России действует Евро­пейское соглашение о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны, от 17 ок­тября 1980 г., которое было ратифицировано СССР в 1991 году.

Глава 16. Трудовые отношения

Глава 17 РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ. НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Вопросы пенсионного обеспечения в отношении граждан СНГ регули­руются Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и двусторон­ними соглашениями по этим вопросам.

1. Какими трудовыми правами пользуются в РФ иностранцы?

2. Какими трудовыми правами пользуются российские граждане за рубежом?

3. Каким должно быть содержание трудовых контрактов, заключаемых с иностран­ными работодателями?

4. Какие вопросы трудового характера определяются в отношении иностранных ра­ботников СП самими предприятиями?

5. Какие условия установлены для назначения в РФ пенсий иностранным гражда­нам?

§ I. Понятие международного гражданского процесса.

§ 2. Определение подсудности и пророгационные

соглашения. § 3. Право на судебную защиту и гражданские

процессуальные права иностранцев в Российской Федерации.

§ 4. Процессуальное положение иностранного государства.

§ 5. Установление содержания иностранного права.

§ 6. Исполнение судебных поручений. § 7. Признание

и исполнение решений иностранных судов.

§ 8. Нотариальные действия

Перетерский И.О., Крылов С.Б. Международное частное право. М., 1959. С. 188—216; Лунц Л.А., Марышева Н.И. Курс международного частного права. Международный гражданский процесс. М., 1976. С. 9—213; Лунц Л.А., Мары­шева Н.И., Садиков О.Н. Международное частное право. М., 1984. С. 269—306; Чешир Дж., Нарт П. Международное частное право. М., 1982; Курс советского гражданского процессуального права. М., 1981. Т. 2. С. 357—400; Советский гражданский процесс. М., 1985. С. 421—437; Гусеев Е.В. Производство по при­знанию и исполнению в СССР иностранных судебных решений (процессуальные стадии)-// Сов. государство и право. 1988. № 10. С. 120—125; Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации // Вступ. статья В.Ф. Яковлева и М.К. Юкова. М., 1996; Сборник международных договоров Рос­сийской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1996; Международное частное право: Сб. документов / Сост. КА. Бекяшев. А.Г. Ходаков. М., 1997. С. 859—868, 911—920.

352 Глава 17. Рассмотрение споров в судебном порядке. Нотариальные действия § 1. Понятие международного гражданского процесса

Под международным гражданским процессом в науке международного частного права понимается совокупность вопросов процессуального ха­рактера, связанных с защитой прав иностранцев и иностранных юридичес­ких лиц в суде и арбитраже. Термин «международный гражданский про­цесс» носит условный характер. Обычно к международному гражданскому процессу относят следующие вопросы: 1) определение подсудности в от­ношении дел, возникающих по гражданским, семейным и трудовым пра­воотношениям с иностранным, или международным, элементом; 2) про­цессуальное положение иностранных граждан и иностранных юридических лиц в суде; 3) процессуальное положение иностранного государства и его дипломатических и консульских представителей; 4) установление содер­жания иностранного права; 5) обращение к иностранным судам с поруче­ниями о вручении документов и выполнении отдельных процессуальных действий и исполнение поручений иностранных судов; 6) признание и при­нудительное исполнение иностранных судебных решений; 7) совершение нотариальных действий; 8) признание иностранных арбитражных согла­шений; 9) рассмотрение споров в порядке арбитража; 10) принудительное исполнение решений иностранного арбитража.

Последние три вопроса представляют по своему содержанию целый комплекс проблем специфического характера, которому специально по­священа гл. 18. Остальные вопросы, относящиеся главным образом к су­дебному рассмотрению дел, освещаются в настоящей главе.

Вопросы международного гражданского процесса неразрывно связаны с регулированием самого содержания гражданско-правовых, семейных и иных отношений с иностранным элементом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассматривая дела с иностранным элементом, суды в РФ, как и в других странах, в принципе применяют при решении гражданских процессуаль­ных вопросов право своей страны. При этом возможны случаи, когда то или иное понятие по российскому законодательству относится к матери­альному праву, а по праву какого-либо иностранного государства — к процессу, или наоборот. Иностранный закон, как правило, не подлежит применению в российском суде по тем вопросам, которые по нашему за­конодательству считаются процессуальными. И наоборот, то обстоятель­ство, что данная норма считается в другой стране процессуальной, не пре­пятствует ее применению нашим судом, если по российскому праву она рассматривается как норма материального гражданского права.

Характерный пример: английские сроки исковой давности при наличии отсылки к английскому праву применяются российским судом или арбит­ражем, несмотря на то, что весь институт давности по праву Англии отне­сен к процессуальному праву, исключая применение иностранных сроков исковой давности.

§ 2. Определение подсудности и пророгационные соглашения

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/5_29270_sotsialnoe-obespechenie.html

Глава 2. Право иностранцев на социальное обеспечение и принципы его финансирования.

Вопросы социального обеспечения иностранцев в РФ.

Социальное обеспечение иностранцев тесно связано с их трудовыми правами. В странах ЕС и других стран Запада отношения по социальному обеспечению трудящихся-мигрантов регулируются, прежде всего, международными соглашениями (как многосторонними, так и двусторонними). К их числу относятся Европейская конвенция о социальном обеспечении мигрантов. Конвенция северных стран о социальном обеспечении и др. Однако, несмотря на заключение этих соглашений, в этих странах продолжает сохраняться прямая или косвенная дискриминация иностранных рабочих в этой области. Согласно Конвенции 1972 года, для получения пособий по безработице, болезни и материнству требуется шестимесячный стаж работы в стране пребывания, для пенсий по старости — пять лет работы. Из — за кратких сроков пребывания мигрантов в стране многие из них фактически не пользуются правом на социальное обеспечение, а выплачиваемые ими страховые взносы остаются в казне стран — импортеров иностранной рабочей силы.

Вообще лишены каких-либо прав на социальное обеспечение многочисленные рабочие — мигранты, прибывшие в страну нелегально, а во многих странах Европы также сельскохозяйственные рабочие, работники, занятые на временных и случайных работах, трудящиеся с низкой заработной платой.

В отношении временно находящихся в РФ иностранцев следует иметь в виду следующее. В соответствии с Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г.,[6] социальное обеспечение и страхование иностранных лиц, привлекаемых на работу в Россию, определяются нормами законодательства РФ с учетом международных соглашений РФ с зарубежными странами. Нормативные акты по вопросам социального обеспечения предусматривают, что все работодатели, в том числе иностранные юридические и физические лица, нанимающие на работу в России иностранцев, обязаны уплачивать взносы в фонд социального страхования, из которого работникам производятся выплаты пособий в случае временной нетрудоспособности. Работающие на территории РФ иностранцы получают такие же пособия по временной нетрудоспособности, что и российские граждане.

В отношении государственных пособий на детей Законом о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, установлено, что они назначаются и выплачиваются иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе беженцам, проживающим на территории РФ. Следовательно, иностранцы, временно пребывающие на территории России, по общему правилу право на эти пособия не имеют. Однако закон предусматривает, что иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие этого закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий на детей в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством РФ.

Согласно нашему законодательству, иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют право на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ
Иностранным гражданам и их семьям в тех случаях, когда для назначения пенсии требуется определенный стаж работы, пенсии назначаются при условии, что не менее двух третей необходимого стажа приходятся на работу РФ, если иное не предусмотрено международным договором Две трети стажа могут приходиться и на другую определенную законом деятельность (например, на деятельность за рубежом политэмигранта в защиту интересов трудящихся и т.п.).

Читайте так же:  Номер собеса по детским пособиям

С рядом стран были заключены соглашения о социальном обеспечении граждан (с Болгарией, Венгрией, Монголией, Румынией и Чехословакией). Эти соглашения сохраняют свое действие и распространяются на все виды социального обеспечения (пенсии и пособия), установленные законодательством договаривающихся сторон.

В отношении медицинского обслуживания для России действует Европейское соглашение о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны.
Вопросы пенсионного обеспечения в отношении граждан СНГ регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения и двусторонними соглашениями по этим вопросам.

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 152 ;

http://studopedia.net/9_10619_glava—pravo-inostrantsev-na-sotsialnoe-obespechenie-i-printsipi-ego-finansirovaniya.html

Социальное обеспечение иностранцев в России и российских граждан за рубежом

В 2000 г. РФ подписала (не ратифицировала) Европейскую социальную хартию 1996г. Она предусматривает обязанность государств-участников принимать меры путем заключения соответствующих международных соглашений, с тем чтобы обеспечить равенство граждан государств-участников в области социального обеспечения в случае миграции работников из одной страны в другую.

В рамках ЕС действует Европейская конвенция о социальном обеспечении 1972 г., согласно которой для получения социальных пособий (по безработице, болезни, материнству) требуется стаж работы в стране пребывания сроком не менее 6 месяцев, а для получения пенсии по старости требуется 5-летний стаж.

Положения конвенции носят рамочный характер, т.е. решение вопросов выплаты иностранцам из государств ЕС пособий по безработице, старости и т.д. зависят от последующих соглашений между государствами.

Право на получение пенсий и социальных пособий возникает, как правило после определенного периода времени в данной стране: пенсионные фонды выплачивают пенсии из отчислений от работающих граждан, которые впоследствии будут также получать пенсии из молодого работающего поколения. Поэтому иностранные граждане в РФ и российские граждане за рубежом могут претендовать на получение пенсии в соответствующем государстве, если они в нем какой-то период времени работали и делали соответствующие отчисления.

В РФ согласно ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. постоянно проживающие иностранные граждане в РФ имеют право на трудовую пенсию наравне с россиянами, за исключением случаев, установленных в законе или международном договоре. Это означает, что для получения пенсии по старости иностранцы должны удовлетворять требованиям закона: достичь определенного возраста и иметь стаж не менее 5 лет страхового стажа. Причем в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Периоды работы, которые выполнялись за пределами РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами.

Согласно другому ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 г. постоянно проживающие в РФ иностранные граждане имеют равные с российскими гражданами права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей» от 30.12.2006 г. иностранцам и беженцам выплачиваются пособия на детей.

Во многих странах установлены аналогичные правила. Ряд высокоразвитых стран Западной Европы и США предоставляют иностранцам «пособия по бедности». Однако иностранному пенсионеру необходимо получить вид на жительство в соответствующей стране.

РФ принимает меры по защите пенсионных прав своих граждан за рубежом. В соответствии с ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы РФ» от 06.01.2001г. российским пенсионерам перед отъездом за рубеж на постоянное жительство по их желанию выплачивается суммы назначенных государственных пенсий в рублях за 6 месяцев вперед. Сумма назначенной пенсии или ее часть может выплачиваться на территории РФ в рублях по доверенности или зачисляться на счет пенсионера в банке либо может переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, установленному ЦБ РФ.

У РФ (как правоприемница СССР )со многими странами есть международные соглашения по вопросам социального обеспечения, устанавливающие принцип национального режима друг другу на принципе взаимности. Такие соглашения есть с Болгарией, Румынией, Венгрией, Монголией. Они предусматривают взаимное признание стажа, т.е. стаж приобретенный на территории этих государств засчитывается в стаж России, и наоборот, что имеет значение для получения пенсии в своем государстве; провозглашают право граждан одного государства на получение пенсии в другом государстве наравне с местными гражданами. Например, пенсионер из России, переехавший на постоянное место жительство в Венгрию, вправе получать там пенсию на тех же условиях, что и венгерские граждане, даже если он всю жизнь проработал в РФ.

Аналогичные положения содержаться в соглашениях со странами СНГ. Так, в соответствии с Соглашением СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г. государства-участники, во-первых, договорились взаимно признавать трудовой стаж, во-вторых, постановили, что трудящиеся-мигранты (лица, постоянно проживающие на территории одного государства-участника, но работающие другом государстве-участнике) пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) в соответствии с действующим на территории страны трудоустройства законодательством.

Их медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя страны трудоустройства наравне с ее гражданами.

В соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992г. назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения. Все расходы, связанные с обеспечением пенсионного обеспечения по Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/5_150945_sotsialnoe-obespechenie-inostrantsev-v-rossii-i-rossiyskih-grazhdan-za-rubezhom.html

Лекция 15. Трудовые правоотношения в международном частном праве

15.5. Социальное обеспечение

Социальное обеспечение иностранцев тесно связано с их трудовыми правами. В странах ЕС и других странах Запада отношения по социальному обеспечению трудящихся-мигрантов регулируются прежде всего международными соглашениями (как многосторонними, так и двусторонними). К ним относятся Европейская конвенция о социальном обеспечении мигрантов 1972 г., Конвенция северных стран о социальном обеспечении 1955 г. и др. Однако несмотря на заключение этих соглашений, в этих странах продолжает сохраняться прямая или косвенная дискриминация иностранных рабочих в этой области.

Согласно российскому законодательству иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют право на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ.

Иностранным гражданам и их семьям в тех случаях, когда для назначения пенсии требуется определенный стаж работы, пенсии назначаются при условии, что не менее двух третей необходимого стажа приходятся на работу в СССР (РФ), если иное не предусмотрено международным договором. Две трети стажа могут приходиться и на другую определенную законом деятельность (например, на деятельность за рубежом политэмигранта в защиту интересов трудящихся и т.п.).

Если для назначения пенсии не требуется определенного трудового стажа (при инвалидности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания), то пенсии иностранным гражданам в РФ назначаются независимо от времени работы в РФ и за границей на равных с российскими гражданами условиях.

Читайте так же:  Заявление об отказе накопительной части пенсии

Работающие в РФ на российских предприятиях и в организациях иностранцы получают такие же пособия по временной нетрудоспособности, как и российские граждане.

На основании письменного заявления гражданина, выезжающего на постоянное жительство за пределы России, сумма назначенной пенсии может переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, устанавливаемому Центральным банком РФ на день совершения операции.

При возвращении граждан на постоянное жительство в Россию суммы назначенных пенсий, не полученные ими за время их проживания за пределами России, выплачиваются в порядке, установленном российским законодательством.

Действие закона не распространяется на граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы России, если в отношении этих граждан республиканским законодательством или международным договором с участием России установлен иной порядок пенсионного обеспечения.

По общему правилу временно находящиеся на территории РФ иностранцы не имеют права на получение пенсии, поскольку право на назначение пенсии (включая вышеупомянутые правила по исчислению трудового стажа для назначения пенсии по старости), порядок назначения и выплаты пенсий в России предполагают проживание в России, а не временное пребывание в стране, сроки которого ограничены. Пенсионное обеспечение этих иностранцев осуществляется обычно государством, в котором они проживают, в соответствии с действующим там законодательством.

При социальном обеспечении граждан применяется законодательство страны, на территории которой они проживают. Соглашения предусматривают, что социальное обеспечение осуществляется компетентными органами той страны, на территории которой проживает гражданин, возбудивший ходатайство о назначении пенсии (пособия). Эти органы назначают и выплачивают пенсии и пособия за свой счет. При назначении пенсий и пособий гражданам полностью засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории обеих стран. Если гражданин, получающий пенсию (пособие), переселился с территории одной страны на территорию другой страны, то выплата ему пенсии (пособия) прекращается, и компетентные органы этой другой страны назначают ему пенсию (пособие) в соответствии со своим законодательством, причем право на пенсию не пересматривается. Расчеты между государствами не производятся.

Возмещение работнику-мигранту вреда, причиненного трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, осуществляется в соответствии с международными договорами.

http://www.aup.ru/books/m233/16_5.htm

Коллизионные нормы о социальном обеспечении иностранцев в России и Российских граждан за рубежом

Вопросам социального обеспечения и установлением коллизионных правил на международном уровне посвящены международные договоры таких международных организа­ций как ООН, ВОЗ, МОТ, СЕ, СНГ, двусторонние договоры.

Та­ким образом, коллизионные правила закреплены в докумен­тах глобальных и региональных международных организаций.

Конвенция МОТ № 19 (Женева, 1925 г.) «О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения трудя­щимся при несчастных случаях»одна из первых, которая за­крепила коллизионный принцип — одинаковое возмещение для граждан своей страны и граждан других государств (ра­тифицировавших эту конвенцию) при несчастном случае на производстве (ст. 1). Это равноправие обеспечивается по отно­шению к иностранным работникам и их иждивенцам незави­симо от их местожительства (ч. 1 ст. 1).

Кроме того, для решения коллизии закон относительно социального обеспечения собственных граждан, иностранцев и лиц без гражданства, конвенция МОТ № 157 «Об установ­лении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (Женева, 1982 г.) устанавливает сле­дующие коллизионные правила применяемого законодатель­ства (ст. 5):

  • закон места работы: даже если работник проживает или его работодатель находится на территории другого го­сударства; для работающих не по трудовому договору, но обычно осуществляющим свою трудовую деятельность на тер­ритории одного из государств (даже если они проживают на территории другого государства)
  • закон флага государства, под которым плавает судно: для тех, кто работает по трудовому договору и без него (даже если они проживают на территории трудового государства или работодатель зарегистрирован на территории другого го­сударства);
  • закон страны проживания (если они не работают).

Конвенция МОТ № 157 устанавливает принцип сохране­ния приобретённых прав и выплату пособий за границей (ст. 9): каждое государство гарантирует выплату денежных посо­бий по инвалидности, старости, потере кормильца, пенсий в случае трудового увечья, а также пособий в случае смерти, право на которые приобретено по его законодательству ино­странным граждан, законно находящимся на территории это­го государства, беженцам, лицам без гражданства.

В объединённой Европе действуют акты глобальных меж­дународных организаций в области социального обеспечения (Хартия социального обеспечения, Гавана, 15 февраля 1982. г.), и региональные стандарты, например, Европейский кодекс со­циального обеспечения (Страсбург, 16 апреля 1964 г.). В них устанавливается коллизионный принцип предоставления права на социальное обеспечение каждому работающему или временно не работающему, а также потерявшим трудоспособ­ность и членам его семьи, находящимся на его иждивении.

Относительно стран ЕС и проживающих там гражданах основным является Регламент № 1408/71 от 14 июля 1971 г. (с изм. и доп.) и № 574/72 (порядок применения регламента № 1408/71) от 21 марта 1972 (с изм. и доп.). Регламент № 1408/71 применяется к наёмным работникам, лицам самостоятельно обеспечивающим себя работой, членам семьи работников, вдовам (вдовцам) работников. Регламент применяется к граж­данам ЕС. Он включает коллизионные правила, указанные в конвенции МОТ № 157. Например, для безработных граждан пособие по безработице будет начислять по правилам страны проживания, а для государственных случающих будет приме­няться закон государства, где он принят на государственную службу.

О пенсионном обеспечении иностранных граждан в рам­ках СНГ принято Соглашение о гарантиях прав граждан го- сударств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения (Москва, 13 марта 1992 г.), где устанавливается коллизионное правило о том, что пенсионное обеспечение граждан госу­дарств — участников Соглашения и членов их семей осущест­вляется по законодательству государства, на территории кото­рого они проживают.

Следует отметить, что если будет решён вопрос о «мо­бильных пенсиях», то можно с уверенностью ожидать нового витка трудовой миграции в России, так как у нас пока самый высокий размер страховой пенсии среди стран ЕАЭС. По раз­меру с ней сопоставима пенсия только в Казахстане: в 2016 г. в России пенсия составляла по валютному курсу почти 210 дол­ларов в месяц, а в начале 2017 г. — 236 долларов в месяц. По данным Росстата, в 2016 г. средняя назначенная пенсия в Рос­сии составила почти 12,4 тыс. руб. в месяц. Только Казахстан может похвастаться сопоставимыми пенсиями: в 2016 г. они составляли в среднем 170 долларов, в 2017 г. ожидается их рост до 207 долларов в месяц. В Белоруссии пенсии находятся на уровне 150-155 долларов в месяц, в Армении — 83-84 доллара, в Киргизии — 75 долларов.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоян­но проживающие на территории Российской Федерации име­ют право на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» на тех же основани­ях, что и граждане Российской Федерации, если иное не пред­усмотрено настоящим Федеральным законом или междуна­родными договорами Российской Федерации. Положения указанного Федерального закона, определяющие пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей, распростра­няются также на иностранных граждан, проходивших воен­ную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и членов их семей.

Для выезжающих граждан Российской Федерации на постоянное место жительства за границу предусмотрена воз­можность получения назначенной трудовой пенсии в ст. 27 Фе­дерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», где предусмотрено, что порядок выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жи­тельство за пределы территории Российской Федерации, уста­навливается Правительством Российской Федерации.

Читайте так же:  Справка о безработице для пособия на ребенка

Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пре­делы территории Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. предусматривает, что пенсия выплачивается гражданам на территории Российской Федерации на основании поданного ими или их представителями заявления о выезде за пределы территории Российской Федерации по установленной форме на бумажном носителе или в форме электронного докумен­та, порядок оформления которого определяется Правитель­ством Российской Федерации. Заявление может быть подано не ранее чем за один месяц до дня выезда непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение граждани­на на территории Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего поль­зования, в том числе информационно-телекоммуникацион­ной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», или через многофункци­ональный центр предоставления государственных и муници­пальных услуг по месту выплаты пенсии. К заявлению, при­лагаются:

а) справка, подтверждающая постоянное место житель­ства за пределами Российской Федерации, с указанием даты переезда, в том числе из одного иностранного государства в другое, которая выдается дипломатическим представитель­ством или консульским учреждением Российской Федерации. Для выплаты пенсий, назначенных детям, братьям, сестрам и внукам, не достигшим 18 лет, и гражданам, признанным в установленном порядке недееспособными, получателями ко­торых являются их законные представители, указанная справ­ка представляется в отношении гражданина, которому назна­чена пенсия, и его законного представителя;

б) справка о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации (для выплаты пенсии по случаю потери кормильца лицам, занятым ухо­дом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет) выданная дипломатиче­ским представительством или консульским учреждением Рос­сийской Федерации. Справка о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы может быть выдана компетентным ор­ганом (должностным лицом) иностранного государства.

В случае непредставления справок, выплата пенсии при­останавливается (прекращается) и впоследствии возобнов­ляется (восстанавливается) в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Выплата пенсии производится на территории Россий­ской Федерации в рублях путем зачисления на счет гражда­нина в кредитной организации органом, осуществляющим его пенсионное обеспечение на территории Российской Фе­дерации, либо по доверенности представителю гражданина. Выплата пенсии производится в установленном размере, за исключение сумм, выплата которых в соответствии с законода­тельством Российской Федерации обусловлена проживанием на территории Российской Федерации. Перерасчет, индекса­ция и корректировка размера пенсии, подлежащей выплате, производится в порядке и в случаях, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Продление выплаты пенсии гражданину производится ежегодно при условии представления один раз в год в Пенси­онный фонд Российской Федерации или орган, осуществляю­щий его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых.

Документ, подтверждающий факт нахождения гражда­нина в живых, выдается нотариусом на территории Россий­ской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства. Подтверждение факта на­хождения гражданина в живых может осуществляться путём его личной явки в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации либо в Пен­сионный фонд Российской Федерации или орган, осущест­вляющий его пенсионное обеспечение на территории Россий­ской Федерации. В этом случае составляется акт о личной явке гражданина (его законного представителя) с целью продолже­ния выплаты пенсии в соответствующем периоде по установ­ленной форме.

Для выплаты пенсий, назначенных детям, братьям, сё­страм и внукам умершего кормильца, не достигшим 18 лет, и гражданам, признанным в установленном порядке недееспо­собными, получателями которых являются их законные пред­ставители, подтверждение факта нахождения гражданина в живых производится в отношении гражданина, которому на­значена пенсия, и его законного представителя.

Дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации направляют через Мини­стерство иностранных дел Российской Федерации в Пенсион­ный фонд Российской Федерации в порядке, установленном заключённым между ними соглашением об электронном вза­имодействии:

информацию о личной явке гражданина в дипломатиче­ское представительство или консульское учреждение Россий­ской Федерации с целью продолжения выплаты пенсии в со­ответствующем периоде;

информацию, отражённую в выданных ими справках.

Поступившая в Пенсионный фонд Российской Федера­ции информация в отношении гражданина незамедлитель­но направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифи­цированной электронной подписью. В этих случаях пред­ставление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина, соответствующих документов на бумажном носи­теле не требуется.

При переезде гражданина из одного иностранного госу­дарства на постоянное жительство в другое государство ему необходимо с учётом срока, установленного ч. 5 ст. 26 Феде­рального закона «О страховых пенсиях», известить об этом орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на тер­ритории Российской Федерации, с указанием адреса нового места жительства.

При возвращении гражданина на постоянное жительство в Российскую Федерацию суммы назначенной ему пенсии, не полученной им за время проживания за пределами Россий­ской Федерации, выплачиваются за прошедшее время в по­рядке, установленном законодательством Российской Федера­ции. В качестве документов, подтверждающих возвращение гражданина на постоянное жительство в Российскую Федера­цию, представляются:

а) гражданами Российской Федерации — паспорт гражда­нина Российской Федерации с отметкой о регистрации по ме­сту жительства на территории Российской Федерации;

б) иностранными гражданами и лицами без гражданства — вид на жительство.

Назначенная до 1 января 2015 г. пенсия, выплата которой гражданину производилась за пределы Российской Федера­ции, по его желанию может выплачиваться на территории Российской Федерации при подаче им в орган, осуществляв­ший его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации до выезда на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, заявления в произвольной форме. В этом случае орган, осуществлявший пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации, запраши­вает в Пенсионном фонде Российской Федерации информа­цию о прекращении перевода пенсии за пределы Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или на бумажном носителе. Информация о прекращении пере­вода пенсии за пределы Российской Федерации направляется Пенсионным фондом Российской Федерации в орган, осущест­влявший пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или на бумажном носителе.

В целях перевода пенсии, назначенной в рамках между­народных договоров Российской Федерации, за пределы Рос­сийской Федерации орган, осуществляющий пенсионное обе­спечение гражданина на территории Российской Федерации, на основании запроса Пенсионного фонда Российской Феде­рации закрывает выплатное дело и направляет справку по выплатному делу лица, выезжающего (выехавшего) на посто­янное жительство за пределы территории Российской Федера­ции, по установленной форме в Пенсионный фонд Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Начисленные суммы пенсии, причитавшиеся граждани­ну и оставшиеся не полученными в связи с его смертью, выпла­чиваются членам его семьи (ч. 2 ст. 10 и ч. 3-4 ст. 26 Федерально­го закона «О страховых пенсиях»).

Аналогичный порядок установлен в отношении выплаты накопительной пенсии за страхованным лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации (ст. 14 ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О нако­пительной пенсии»).

ШЕСТЕРЯКОВА Ирина Владимировна
доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права Саратовской государственной юридической академии, доцент

Видео (кликните для воспроизведения).

http://eurasialaw.ru/nashi-rubriki/yuridicheskie-stati/kollizionnye-normy-o-sotsialnom-obespechenii-inostrantsev-v-rossii-i-rossijskikh-grazhdan-za-rubezhom

Право иностранных граждан на социальное обеспечение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here