Право и организация социального обеспечения лекции

Ответы на вопросы по теме: "Право и организация социального обеспечения лекции". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

ref-18177 (Краткий курс лекций по праву социального обеспечения), страница 2

Описание файла

Документ из архива «Краткий курс лекций по праву социального обеспечения», который расположен в категории «рефераты». Всё это находится в предмете «право» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «право» в общих файлах.

Текст 2 страницы из документа «ref-18177»

процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).

Метод права социального обеспечения — совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:

сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г. Москве);

права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем (например, в коллективном договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством: досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение и т.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.

все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

специфика санкций, применяемых к правонарушителям, и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Специфика санкций заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению. Например, гражданин представил для назначения пенсии заведомо ложный документ о своей работе с вредными условиями труда, на которой никогда не работал. С учетом этого документа ему назначили пенсию, а впоследствии этот факт выявился. В таком случае этот гражданин должен полностью возместить незаконно выплаченную ему сумму пенсии. А если переплата образовалась из-за ошибки работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то в таком случае вина пенсионера отсутствует, и взыскание с него излишне выплаченных сумм производиться не должно.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

А во-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и дополнительных лишений не испытывают.

Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с вынесенным этим органом (органами) решением — в суд, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

СИСТЕМА ПСО — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

ПСО можно разделить на 3 части:

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет, метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.

Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:

трудовые пенсии — по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца;

по государственному пенсионному обеспечению — за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии.

Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:

— социальное обслуживание и т.д.

В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.

Источники права социального обеспечения:

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Читайте так же:  Порядок получения пенсии по потере кормильца

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

Основной Закон РФ — это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

В качестве примера кодификационного акта в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию — Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г.

Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.

2. По форме акта источники ПСО делятся на:

законы (примеры приводились выше);

указы и распоряжения Президента РФ

(например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 «О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров»);

постановления и распоряжения Правительства РФ

(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ»);

постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств

(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении»);

другие нормативные акты.

3. По сфере действия источники ПСО делятся на:

общефедеральные (например, Закон РФ «О занятости населения РФ» от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),

республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)

(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей»).

4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:

1. по пенсионному обеспечению граждан,

2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.

3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Тема 3. Принципы права социальной защиты.

Принципами права социального обеспечения являются руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, которые должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следовать из их содержания.

Принципы права социальной защиты в общем виде не сформулированы ни в Конституции РФ, ни в законодательстве права социальной защиты. Они могут быть выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания совокупностей норм права социальной защиты:

1. Всеобщность – право на социальное обеспечение имеют все категории трудящихся, рабочие и служащие, учащиеся, военнослужащие, беженцы, безработные, независимо от пола, расы, вероисповедания и т.д.

2. Всесторонность – необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает признаваемая обществом потребность (например: рождение ребенка, наступление пенсионного возраста).

3. Доступность – этот принцип реализуется в двух аспектах:

Условия обеспечения реально достижимы (пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

Законодательство возлагает на соответствующие государственные органы, а в ряде случаев и на работодателей, обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых документов (например, представлять в Пенсионный фонд индивидуальные сведения о стаже и заработке застрахованных лиц для осуществления персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования).

4. Принцип различия условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств (например, размер пенсии по инвалидности зависит от степени инвалидности);

Краткий курс лекций по праву социального обеспечения

Тема 1. Понятие и система органов социальной защиты населения………………………. 2

Тема 2. Понятие, предмет, метод и система права социальной защиты…………………….5

Тема 3. Принципы права социальной защиты……………………………………………… 9

Тема 4. Правоотношения по социальному обеспечению……………………………… …. 10

Тема 5. Понятие, виды и юридическое значение трудового стажа……………………… .11

Тема 6. Порядок исчисления и подтверждения страхового, общего трудового и специального стажа…………………………………………………………………………… 14

Тема 7. Подтверждение страхового и общего трудового стажа свидетельскими показаниями…………………………………………………………………………………….19

Тема 8. Трудовая пенсия по старости…………………………………………………………22

Читайте так же:  Выплата за третьего ребенка 100000

Тема 9. Трудовая пенсия по инвалидности………………………………………………….. 25

Тема 10. Пенсия по случаю потери кормильца………………………………………………29

Тема 11. Общие положения о государственном пенсионном обеспечении………………..33

Тема 12. Пенсии федеральным государственным служащим………………………………34

Тема 13. Пенсии военнослужащим и их семьям……………………………………………..36

Тема 14. Пенсии участникам Великой отечественной войны………………………………42

Тема 15. Пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей………………………………………………………………….43

Тема 17. Порядок и правила обращения за назначением пенсий…………………………. 49

Тема 18. Перерасчет размера пенсии, индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии на другой……………………………………………………………………………….53

Тема 19. Общие правила выплаты пенсий. ……………………………………………… 58

Тема 20. Пособия по социальному обеспечению…………………………………………. 64

Тема 21. Пособия и компенсации гражданам, имеющим детей. …………………………. 66

Тема 22. Понятие, виды и общая характеристика компенсационных выплат и предоставления материально-бытовых льгот по системе социального обеспечения……..70

Тема 23. Медико-социальное обслуживание…………………………………………………77

Тема 24. Реформы и перспективы развития пенсионной системы……………………….…86

Тема 25. Международно-правовое регулирование социального обеспечения…………….88

Тема 1.Понятие и система органов социальной защиты населения.

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.

В связи с введением в действие с 1 января 2001г. 2 части Налогового кодекса и установлением единого социального налога изменился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. К данным фондам относятся:

Фонд социального страхования РФ,

Пенсионный фонд РФ,

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим, государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т. д.).

Наряду с централизованными формами в последнее время получают распространение и формы негосударственного социального обеспечения. К их числу можно отнести:

Муниципальное социальное обеспечение

Так, например, Правительством Москвы осуществляется многоплановая социальная политика, направленная на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев и категорий. В этих целях Правительством Москвы ежегодно утверждается комплексная программа мер социальной защиты москвичей. В числе этих мер можно назвать выплату компенсации (или доплаты) неработающим пенсионерам (и отдельным категориям работающих) до социальной нормы.

Приемная комиссия: +7 (4872) 700-353

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Юрист

Общая характеристика специальности.

Востребованность на рынке труда

Граждане, как основная ценность Российской Федерации, являются основными субъектами и объектами социальных программ, которые являются приоритетными в политике нашей страны. Поэтому специальность «Право и организация социального обеспечения» востребована среди контингента молодых людей, желающих связать карьеру с помощью гражданам посредством оказания юридических услуг.

Профессия относится к типу социальных (человек-человек). Сущность организации социального обеспечения предполагает осуществление деятельности, направленной на консультационные услуги людям, у которых наблюдаются проблемы в соблюдении гражданских норм. Предстоит одновременная работа с людьми и законами.

Образовательный процесс при овладении данной специальностью базируется, преимущественно, на изучении права (законов, кодексов, нормативно-правовых актов и других юридических документов) и судебного процесса. Правовые дисциплины – тот сегмент преподаваемых предметов, который составляет ядро обучения. Основное внимание уделяется правовым аспектам профессиональной деятельности с социально-незащищенными слоями населения – пенсионерами, детьми-сиротами, инвалидами.

Примерный список дисциплин образовательной программы: право социального обеспечения, финансовое, семейное, трудовое, экологическое, конституционное право, страховое дело, гражданский процесс.

Квалификация, которую получает выпускник учреждения среднего профессионального образования по завершении обучения, – юрист.

О процессе обучения

Рабочие программы предполагают освоение цикла общеобразовательных и профильных дисциплин, профессиональных модулей (ПМ).

Основой реализации образовательного процесса является компетентностный подход, поэтому на занятиях преимущество отдается использованию таких технологий и методов обучения, на которых обучающийся приобретает опыт практического применения полученных знаний. Иными словами, учебный процесс базируется на активных и интерактивных формах организации лекций, семинаров и практических занятий. Студент становится субъектом обучения.

В колледже есть необходимая материально-техническая база, позволяющая проводить на современном уровне лабораторные работы и практические занятия, учебную практику, осуществлять дисциплинарную, междисциплинарную и модульную подготовку.

Реализация программы подготовки специалистов среднего звена по данной специальности осуществляется преподавателями с большим стажем работы, которые параллельно ведут профильные дисциплины у студентов ТУЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (ТИЭИ). Все они проходят стажировку в профильных организациях, предусмотренную графиком.

По окончании освоения содержания модулей студенты направляются на производственную практику в предприятия региона.

С получением диплома студент может рассчитывать на содействие в трудоустройстве со стороны образовательного учреждения. И, что особенно важно, он продолжает обучение в ТУЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (ТИЭИ) по сокращенной программе.

Читайте так же:  Сумма социальной стипендии

Профессиональные компетенции выпускника

Личные качества:

  • владение этическими нормами;
  • широкий кругозор;
  • внимательность;
  • отличная память;
  • доброжелательность и сочувствие;
  • чувство такта;
  • самообладание и саморегуляция;
  • инициативность;
  • развитые коммуникативные способности.

Знания:

компетенции выпускника аккумулируют знания философа, психолога, экономиста, политолога и финансиста.

Умения:

  • Способность анализировать проблемную ситуацию и истолковывать ее людям с точки зрения закона в доступной форме.
  • Разработка и экспертиза правовых актов.
  • Аналитические и прогностические способности.
  • Исследовательские умения, связанные с оперативным поиском нужной информации.
  • Умения работать с большим объемом материала.

Выпускник может заниматься следующими видами деятельности:

— обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;
— организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Применение на практике

Студент, получивший диплом о среднем профессиональном образовании, может работать в правовой отрасли (трудовое, гражданское, конституционное право, страховое дело, право социального обеспечения), в управлении социальной защиты и пенсионном фонде.
Такой специалист может, например, заниматься социальной работой: помогать гражданам, нуждающимся в социальных услугах, оказывая консультации по вопросам получения специальных льгот и определяя характер и объем необходимой помощи: ремонт квартиры, обеспечение одеждой, продуктами питания и предметами первой необходимости.

Юристы со средним профессиональным образованием могут работать в:

  • правовых отделах производственных и торговых организаций;
  • юридических консультациях и нотариальных конторах;
  • банковской и страховой сфере;
  • фондах социального страхования и ОМС;
  • многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • сфере недвижимости;
  • органах исполнительной власти;
  • суде (в качестве субъекта защиты интересов граждан и организаций);
  • Пенсионных фондах РФ и негосударственных Пенсионных фондах;
  • службах социальной защиты населения;
  • гражданских комиссиях по правам человека;
  • отделах департамента труда и социальных вопросов;
  • центре социального обслуживания и поддержки молодежи;
  • учреждениях юстиции;
  • отделениях полиции;
  • государственных учреждениях Федеральной службы в сфере здравоохранения и социального развития.
Видео (кликните для воспроизведения).

Перспективы

Перед выпускником откроются значительно более широкие перспективы, если он продолжит обучение в вузе по близкому направлению подготовки. Для повышения шансов занять успешную нишу на рынке труда стоит подумать о дополнительных курсах, возможности получения лицензии.
Возможные должности в будущем: юрисконсульт, помощник юриста, начальник регионального Управления социальной защиты.
Зарплата начинающего специалистаот 15 до 20 тысяч рублей.
Коллектив опытных преподавателей обучает студентов по данной специальности в ЧУПО «СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Сроки обучения:

на базе 9 классов:

Очная форма обучения – 2 г. 10 мес.

Заочная форма обучения – 3 г. 10 мес.

на базе 11 классов:

Очная форма обучения – 1 г. 10 мес.

Заочная форма обучения – 2 г. 10 мес.

Право социального обеспечения — конспект лекций — Долженкова Г.Д.

Название: Право социального обеспечения — конспект лекций.

Автор: Долженкова Г.Д.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.
Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Право социального обеспечения».
Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Издание предназначено студентам ВУЗов.

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.
Таким образом, право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Право социального обеспечения — конспект лекций — Долженкова Г.Д. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Право и организация социального обеспечения лекции

На сайте представлены материалы по праву социального обеспечения, которые подготовлены Мироновой Т. К., доктором юридических наук, профессором кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Указанные материалы используются автором при чтении лекций по праву социального обеспечения. Цель материалов — дать обучающимся общее представление об основных теоретических положениях отрасли и нормах Особенной части права социального обеспечения. Пользование данными материалами не исключает необходимости работы с нормативными правовыми актами и чтения учебной литературы.

Миронова Т. К. Право социального обеспечения : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2018. — 304 с.

Миронова Т.К. Правовое регулирование бесплатного оказания медицинской помощи : учебное пособие. – М.: Юстицинформ, 2018. – 348 с.

Право каждого человека на медицинскую помощь и гарантия бесплатного оказания медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения закреплены в статье 41 российской Конституции. Отношения по бесплатному оказанию медицинской помощи по своей сущности имеют социально-обеспечительный характер, поэтому регулируются нормами права социального обеспечения. Предлагаемое учебное пособие призвано акцентировать внимание на вопросах, которые в своей полноте не являются предметом изучения в курсах других учебных дисциплин. С позиций права социального обеспечения раскрыты особенности правового регулирования указанных отношений и определены теоретические основы их регламентации.

Читайте так же:  Категории инвалидности по зрению

Краткий сборник семинаров и лекций по праву социального обеспечения Текст

  • Объем: 90 стр.
  • Жанр:г ражданское право, п равоведение, у чебные программы, ю риспруденция
  • Теги:к урс лекций, п раво социального обеспечения, у чебный материал

© Е. А. Иванова, 2018

Видео (кликните для воспроизведения).

© Оформление. ООО «Бук», 2018

Онлайн просмотр документа «ref-18177»

Раздел 1. План семинаров по праву социального обеспечения

Тема 1. Понятие социального обеспечения и социальной защиты населения

1. Право человека на социальное обеспечение. Роль государства в реализации этого права.

2. Понятие и виды социальных рисков. Отличие социального риска от случая (страхового случая).

3. Понятие и признаки социального обеспечения.

4. Понятие социальной защиты населения. Социальная защита населения и социальное обеспечение: соотношение понятий.

5. Функции социального обеспечения.

Тема 2. Система и формы социального обеспечения

1. Понятие государственной системы социального обеспечения.

2. Понятие и виды форм социального обеспечения.

3. Обязательное социальное страхование.

4. Государственное социальное обеспечение.

5. Государственная социальная помощь.

Тема 3. Финансовая основа социального обеспечения

1. Общее понятие финансовой основы социального обеспечения и её правовое регулирование.

2. Общий порядок уплаты страховых взносов лицами, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

3. Общий порядок уплаты страховых взносов лицами, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Тема 4. История развития отечественного законодательства о социальном обеспечении

1. Возникновение государственного социального обеспечения в России.

2. Социальное обеспечение в России с 1917 по 1941 гг.

3. Социальное обеспечение после Великой Отечественной войны до 90-х годов ХХ века.

4. Пенсионная реформа 1990 года.

5. Становление современной системы социального обеспечения в постсоветский период.

Тема 5. Понятие права социального обеспечения

1. Понятие, предмет и правовая природа права социального обеспечения как отрасли права.

2. Место права социального обеспечения в системе права РФ.

3. Отграничение права социального обеспечения от смежных отраслей права.

4. Метод права социального обеспечения как отрасли права.

5. Функции права социального обеспечения как отрасли права.

6. Право социального обеспечения как наука и учебный курс.

7. Система права социального обеспечения.

Тема 6. Принципы права социального обеспечения

1. Понятие и виды принципов права социального обеспечения.

2. Общеправовые принципы права социального обеспечения.

3. Межотраслевые принципы права социального обеспечения.

4. Отраслевые принципы права социального обеспечения.

5. Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения.

Тема 7. Источники права социального обеспечения

1. Понятие и классификация источников права социального обеспечения.

2. Международно-правовые акты как источники права социального обеспечения.

3. Конституция РФ как источник права социального обеспечения.

4. Законы и подзаконные акты как источники права социального обеспечения.

5. Действие источников права социального обеспечения в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Тема 8. Правоотношения по социальному обеспечению

1. Понятие, классификация и структура правоотношений по социальному обеспечению.

2. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению.

3. Объекты правоотношений по социальному обеспечению.

4. Содержание правоотношений по социальному обеспечению.

5. Процедурные и процессуальные правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечением граждан.

6. Основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению.

Тема 9. Юридическая ответственность в праве социального обеспечения

1. Понятие, виды и закрепление юридической ответственности в социальном обеспечении.

2. Правовосстановительные санкции в праве социального обеспечения.

3. Правоограничительные санкции в праве социального обеспечения.

4. Ответственность субъектов, осуществляющих социальные предоставления.

Тема 10. Понятие и виды стажа (трудового стажа)

1. Понятие, значение и виды стажа.

2. Общий трудовой стаж.

3. Страховой стаж.

4. Специальный (профессиональный) стаж.

6. Порядок исчисления и подсчёта стажа. Подтверждение стажа.

Тема 11. Общая характеристика государственной системы пенсионного обеспечения в РФ

1. Понятие пенсий и их классификация. Понятие государственной системы пенсионного обеспечения в РФ.

2. Обязательное пенсионное страхование. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования.

3. Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования.

4. Индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования.

5. Права и обязанности субъектов правоотношений в области индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

Тема 12. Понятие и виды страховых пенсий

1. Понятие и виды страховых пенсий. Круг лиц, имеющих право на страховые пенсии. Право на выбор пенсии.

2. Условия назначения страховых пенсий.

3. Исчисление и назначение страховой пенсии по старости.

4. Досрочное пенсионное обеспечение по старости.

5. Исчисление и назначение страховой пенсии по инвалидности.

6. Исчисление и назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Тема 13. Накопительные пенсии

1. Понятие накопительной пенсии и лица, имеющие право на неё.

2. Условия назначения, размер и сроки назначения накопительной пенсии.

3. Приостановление, возобновление, прекращение и возобновление выплаты накопительной пенсии.

Тема 14. Пенсии по закону о государственном пенсионном обеспечении в РФ

1. Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Круг лиц, имеющих право на пенсии. Право на выбор пенсии.

2. Условия назначения и размер пенсии федеральным государственным гражданским служащим.

3. Условия назначения и размер пенсии гражданам из числа космонавтов и членов их семей.

4. Условия назначения и размер пенсии гражданам из числа работников лётно-испытательного состава.

5. Условия назначения и размер пенсии военнослужащим и членам их семей.

6. Условия назначения и размер пенсии участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награждённым знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

7. Условия назначения и размер пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

8. Условия назначения и размер социальных пенсий нетрудоспособным гражданам.

9. Порядок назначения, перерасчёта, индексации, выплаты и доставки пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Тема 15. Пенсии по закону о пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним категорий

1. Понятие и виды пенсий по закону о пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним категорий. Круг лиц, имеющих право на пенсии. Право на выбор пенсии.

2. Условия выплаты, порядок исчисления и назначения пенсии за выслугу лет.

3. Условия выплаты, порядок исчисления и назначения пенсии по инвалидности.

4. Условия выплаты, порядок исчисления и назначения пенсии по случаю потери кормильца.

Лекция 1 Право социального обеспечения

Тема: «Понятие социального обеспечения».

В научном и обыденном обороте используется три термина: социальная защита, социальная политика и социальное обеспечение (СО). Главное значение среди этих терминов принадлежит понятию «социальная политика» — это целенаправленное воздействие государства, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, на общественные отношения с целью улучшения условий труда и быта широких слоев населения.

Социальная защита – это практическая реализация основных направлений социальной политики в целях охраны окружающей среды, охраны труда, материнства, отцовства, детства, образования и т.д. и т.п.

Социальное обеспечение – это общественные отношения, складывающиеся между ОГВ, ОМС, общественными объединениями и гражданами – с одной стороны и физическими лицами и членами их семей – с другой, по поводу предоставления пенсий, пособий, компенсационных выплат и др. в случае наступления негативных последствий (социальных случаев), влекущие за собой утрату дохода, снижении его размера, повышенные расходы, малообеспеченность с целью устранения/смягчения этих последствий.

Социальное обеспечение является составной частью социальной политики.

В основе правоотношений, возникающих по поводу социального обеспечения лежит социальный случай (социальный риск).

Отличие социального риска от социального случая.

Социальный риск, когда становится реальностью – трансформируется в понятие «социальный случай».

Все социальные случаи (риски) делятся: на общие социальные случаи/риски и страховые случаи/риски.

Классификация социальных случаев (виды).

Биологического характера (болезнь от общих причин, инвалидность, смерть, беременность/роды, рождение ребенка).

Экономического характера (малообеспеченность, нуждаемость).

Производственного (служебного) характера (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, смерть/болезнь/инвалидность в следствие выполнения профессиональных обязанностей).

Демографического характера (неполнота семьи, одиночество, сиротство, многодетность, иного характера – ДТП, аварии, катастрофы, наводнения).

Система социального обеспечения – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем: 1) финансирование; 2) управление; 3) видов обеспечения; 4) субъектов обеспечения; 5) правовых актов.

Система СО делится на две части: государственная и негосударственная.

Финансирование: государственная – за счет федерального бюджета, бюджеты субъектов РФ, средства ФПС, ФСС, ФОМС; негосударственная – местный бюджет, средства благотворительных организаций, социальные фонды организаций, средства негосударственных пенсионных фондов.

Кто предоставляет: государственная – министерство социальной политики РФ, министерство здравоохранения РФ, министерство обороны РФ, следственный комитет, министерство социальной защиты Свердловской области и др.; негосударственная – ОМС, органы управления благотворительными организациями, работодатели, органы соответствующего негосударственного пенсионного фонда.

Подсистема видов обеспечения: государственная – пенсии, пособия, компенсационные выплаты, государственная и социальная помощь, социальная поддержка и социальное обслуживание и т.д.; негосударственная – доплаты к пенсии (лицам, замещающим муниципальные должности), муниципальные пенсии, выплаты, негосударственные пенсии.

Дополнительное социальное обеспечение субъектов обеспечения: государственная – военнослужащие по контракту/призыву, пенсионеры, нетрудоспособные, застрахованные, нуждающиеся и т.д.; негосударственная – муниципальные служащие, лица, замещающие муниципальные должности, вкладчики в негосударственные пенсионные фонды, работники, нуждающиеся и др.

Правовая (чем регулируется): государственная – Конституция РФ, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ФЗ «О трудовых пенсиях (ТП)», ФЗ «О страховых пенсиях», ФЗ «О государственно-пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ от 19.02.1993 года, ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения Крыма», ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», ФЗ «О государственной социальной помощи»; негосударственная – ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», локальные правовые акты.

Право социального обеспечения как отрасль российского права.

Право социального обеспечения является самостоятельной отраслью российского права, имеет собственный предмет и метод регулирования.

Предмет права социального обеспечения как отрасль российского права– правовые отношения, возникающие по поводу реализации гражданами их прав на отдельные виды социального обеспечения.

Предмет права социального обеспечения как науки – совокупность знаний, идей, теорий, об особенностях функционирования и эволюции системы социального обеспечения.

Предмет – совокупность знаний и навыков, которыми должен овладеть студент в процессе изучения дисциплины «Право социального обеспечения».

Метод социального обеспечения характеризуется равенство и подчиненностью субъектов отношений.

Право социального обеспечения – совокупность общественных отношений, складывающихся между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями организаций, гражданами – с одной стороны, и физическими лицами и членами их семей (граждане, иностранцы, лица без гражданства на законных основаниях) – с другой, по поводу реализации ими их прав на отдельные виды социального обеспечения на основе отсутствия равенства и подчиненности.

Система права социального обеспечения – научно-обоснованное расположение норм и институтов соответствующей отрасли.

Выделяют общую и особенную части.

Общая часть: генеральный институт (предмет, метод, система, источники, функции), институт правосубъектности (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность).

Особенная часть: институты, опосредующие материальные правоотношения (о предоставлении отдельных видов социального обеспечении), институты, опосредующие процедурно-исполнительные правоотношения (институт юридической ответственности, институт разрешения споров, институт правоприменительной деятельности).

Принципы, функции права социального обеспечения (самостоятельно).

Источники

Поделитесь ссылкой пожалуйста:
Читайте так же:  Учеба гпту входит в трудовой стаж
Право и организация социального обеспечения лекции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here