Понятие пособия в праве социального обеспечения

Ответы на вопросы по теме: "Понятие пособия в праве социального обеспечения". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Социальные пособия

Понятие пособий и их виды

В нашей стране пособия зародились вместе с пенсиями в недрах государственного социального страхования, введенного для наемных работников (вторая половина 20-х годов XX в.). Постепенно система пособий охватила другие категории граждан, для их выплаты стали привлекаться средства не только государственного социального страхования, но и государственного бюджета, централизованного фонда социального обеспечения колхозников.

К настоящему времени в России сложилась достаточно развитая система пособий, которые стали именоваться «социальными». Их арсенал пополнился в последние годы весьма значимыми новыми, не известными ранее в нашей стране, видами. К ним относятся ежемесячные пособия на детей, пособие по безработице, ряд компенсационных выплат. В то же время отдельные пособия перестали существовать как самостоятельные виды, они «растворились» в системе других пособий. К ним относятся, в частности, пособия многодетным и одиноким матерям.

Возникновение новых видов пособий и компенсационных выплат, исчезновение старых видов пособий обусловлено главным образом социально-экономическими преобразованиями, которые вызвали существенные изменения во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения.

Законодательство о пособиях практически полностью обновилось, правовое регулирование осуществляется ныне на основании Федеральных законов, законов субъектов Федерации. Это соответствует Конституции РФ, согласно которой социальные пособия, как и государственные пенсии, устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39). Исключение составляет пособие по временной нетрудоспособности: в данном случае применяется пока законодательство СССР.

Социальное пособие, как и пенсия, является денежной формой обеспечения. Оно предоставляется гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения, помощи, поддержки. Социальное пособие и пенсия различаются в основном по основаниям их предоставления, иначе говоря, по тем жизненным обстоятельствам, которые объективно вызывают необходимость их предоставления. Социальное пособие выплачивается обычно сравнительно непродолжительное время или единовременно, пенсия же — всегда длительная выплата. Различаются эти выплаты и по целевому назначению. Цель социального пособия — компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств — рождением ребенка, смертью члена семьи и т.д. Целевое назначение пенсий иное — они, как правило, являются основным и, что уже неоднократно подчеркивалось, подчас единственным источником средств к существованию для тех граждан, которые оставили трудовую деятельность. Пенсии рассчитаны преимущественно на неработающих граждан, пособия — на всех: их получают как работающие, так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры.

Некоторые основания для обеспечения граждан соответствующими пособиями предусмотрены Конституцией РФ. Каждому гарантируется социальное обеспечение, например, в случае болезни, для воспитания детей (п. 1 ст. 39), под защитой государства находится материнство (ч. 1 ст. 38), каждый имеет право на защиту от безработицы (п. 3 ст. 37). В то же время в Конституции РФ указано, что каждому «гарантируется социальное обеспечение и в иных случаях, установленных законом» (п. 1 ст. 39). Такие случаи — рождение ребенка, смерть члена семьи и т.д.

По сложившейся традиции социальные пособия самим законодателем выделяются по тем жизненным обстоятельствам, которые вызывают необходимость их предоставления. Такие обстоятельства отражаются в названии соответствующих пособий. В настоящее время предусмотрены следующие виды пособий: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособие при рождении ребенка; пособие на период по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособие на ребенка; пособие на погребение; пособие по безработице. Всего восемь социальных пособий, помимо пособий и компенсационных выплат в связи с материнством, отцовством и детством (см. гл. 21).

С учетом изложенного можно дать следующее определение социальных пособий: это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Понятие и виды пособий в праве социального обеспечения РФ

В ст. 39 Конституции РФ социальные пособия рассматриваются как часть системы социального обеспечения нетрудоспособных граждан.

Читайте так же:  Льгота ветеранам боевых действий последнее

Правовые нормы, регулирующие обеспечение пособиями, представляют собой самостоятельный институт права социального обеспечения. Присущие только этим нормам правовые признаки и особенности позволяют отграничить их от других видов социального обеспечения.

Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или с целью оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально значимыми независимо от наличия у них каких-либо иных источников дохода.

Действующим законодательством предусмотрены:

— пособие по временной нетрудоспособности,

— пособие по беременности и родам,


— пособие женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности,

— пособие лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет,

— пособие на детей,

— пособие на погребение,

— пособие по безработице.

1. По целевому назначению: компенсирующие заработок и предоставляемые как дополнительная материальная помощь.

2. По продолжительности выплаты: единовременные, ежемесячные, периодические.

3. По источнику выплат: из внебюджетных фондов, из государственного бюджета (в том числе из федерального или субъектов федерации).

Право на получение некоторых видов пособий законодатель связывает с участием лица в общественном производстве. В частности, пособия по беременности и родам и пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, выплачиваются только работающим, учащимся или проходящим воинскую службу женщинам. Неработающие женщины право на получение этих видов пособий не имеют.

22. Пособие в связи с временной нетрудоспособностью: понятие, основания предостовления. Документы, удостоверяющие ее…

Пособие по временной нетрудоспособности — это денежная выплата, предназначенная для компенсации работнику заработка, утраченного при временном освобождении от работы в связи с болезнью и по иным причинам, предусмотренным законодательством.

1. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации), которые:

— работают по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

— являются государственными гражданскими и муниципальными служащими;

— замещают государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

— являются членами производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

— осуждены к лишению свободы и привлечены к оплачиваемому труду.

2. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и уплачивают за себя страховые взносы в ФСС РФ (далее — Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию).

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов), при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.

утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы (в том числе — аборты и осуществление ЭКО);

необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;

карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего детский сад, или другого недееспособного члена семьи;

осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;

долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения.

Порядок определения размера и правила выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

Предмет права социального обеспечения

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

  1. отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
  2. отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);
  3. процедурные и процессуальные отношения , связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

Предмет права социального обеспечения — это комплекс общественных отношений материального и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с наступлением определенных законом случаев (социальных рисков) и направленных на компенсацию от их наступления путем распределения материальных благ.

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • по случаю рождения ребенка;
  • по уходу за ребенком до полутора лет;
  • на детей до 16 лет;
  • по безработице;
  • на погребение;
  • женам военнослужащих, а также иные виды пособий.
Читайте так же:  Входят в стаж годы декретный отпуск

Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает:

  • компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет;
  • компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80- летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе;
  • компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
  • компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
  • компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
  • компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы;
  • компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.

В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят:

Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:

  1. отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;
  2. отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т. д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении каких-либо пенсии, пособия, социальной услуги).

Понятие и классификация пособий в праве социального обеспечения

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Пособия в праве социального обеспечения: понятие и виды

План:

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Понятие и классификация пособий в праве социального обеспечения.

Читайте так же:  Льготы пенсионерам на оплату налога на имущество

2. Пособие по временной нетрудоспособности.

3. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность.

4. Компенсационные выплаты.

Литература:

Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 29.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «О погребении и похоронном деле»

Федеральный закон от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О Порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» (ред.29.12.2012г).

Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду»

Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Пособие – это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах, предусмотренных законодательством.

Отличие пособий от пенсий:

1) срок выплаты. В отличии от пений – постоянного и основного источника средств к существованию – пособия, как правило, являются временной помощью;

2) целевое назначение выплаты. Цель пособия – полностью или частично компенсировать временно утраченный заработок или компенсировать разовые дополнительные расходы. Пенсии призваны быть основным и зачастую единственным постоянным источником средств к существованию;

3) круг лиц, имеющих право на выплаты. Пенсии рассчитаны преимущественно на неработающих граждан, пособия на всех: их получают как работающие, так и не работающие граждане, в том числе и пенсионеры.

Классификация пособий:

1) по целевому назначению :

— пособия, компенсирующие заработок (полностью или частично), который утрачен по уважительной причине – временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Как правило, размер этих пособий привязан к размеру утраченного заработка и выплата их продолжается в течение всего периода, пока утрачен заработок;

— пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь для покрытия разовых дополнительных расходов – при рождении ребенка, на погребение. Размеры этих пособий не зависят от того, имеется ли у получателя заработок или иной доход и каков его размер. Такие пособия по сроку их выплаты являются единовременными;

— пособия, которые должны обеспечить средства к существованию на период отсутствия заработка и иного дохода – пособие по безработице.

2) по срокам выплаты :

— единовременные пособия – женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, на погребение, беженцам, вынужденным переселенцам;

— ежемесячные пособия – по уходу за ребенком до полутора лет, по безработице;

— пособия периодические (которые выплачиваются в течение определенного периода) – по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

3) по источникам выплат :

— пособия, выплачиваемые за счет средств бюджетов всех уровней;

— пособия, выплачиваемые за счет средств Фонда социального страхования;

— пособия, выплачиваемые за счет средств государственного ПФР.

Некоторые виды пособий могут выплачиваться различным категориям получателей из различных источников. Так, пособие на погребение может быть выплачено за счет средств ПФР, Фонда социального страхования РФ, бюджетов субъектов РФ.

( В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.)

4) Виды пособий по кругу лиц:

— пособия гражданам, имеющим детей;

— пособия временно нетрудоспособным;

— пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

— пособия вынужденным переселенцам;

— пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом;

— пособия для граждан из числа детей-сирот;

— другие пособия отдельным категориям граждан.

Методы определения размеров пособий

Действующее законодательство не содержит единого порядка определения размеров пособий и предусматривает для этого несколько способов.

1) Определение размеров пособий исходя из твердой денежной суммы. Таким образом, определяются, как правило, размеры тех пособий, которые по своему целевому назначению должны компенсировать дополнительные расходы и выплачиваются наряду с другими источниками дохода (заработок, пенсия и т.д.) – единовременное пособие при рождение ребенка, пособие на погребение и др.

В качестве базовой суммы для определения размеров социальных выплат продолжительное время использовался минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Но поскольку МРОТ был очень низок, Федеральным законом 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» было предусмотрено, что размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (денежном выражении).

При этом минимальные размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат устанавливались ежегодно федеральным законом. Так, на 2001 г. базовая сумма для определения социальных выплат была установлена в размере 100 руб. в месяц[3], а с 1 января 2007 г. размеры отдельных видов пособий были увеличены в два раза. Но при таком способе определения размеров пособий их размеры никак не привязаны к прожиточному минимуму.

2) Определение размера пособия исходя из заработка получателя пособия. Таким способом определяются размеры тех пособий, которые по своему целевому назначению призваны заменить (полностью или частично) временно утраченный заработок получателя этого пособия.

К числу таких пособий относятся:

— пособие по временной нетрудоспособности, которое устанавливается в размере от 60 до 100% среднего заработка получателя пособия;

Читайте так же:  Налоговые льготы по взносам

— пособие по беременности и родам, которое назначается в размере среднего заработка (денежного довольствия, стипендии) женщины на время ее отпуска по беременности и родам;

— пособие по уходу за ребенком до полутора лет для работающих граждан;

— пособие по безработице для отдельных категорий безработных граждан, назначаемое в размере от 45 до 75% заработка получателя пособия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Пособия по системе социального обеспечения

Понятие пособий по системе социального обеспечения

Термин «пособие» в юридических словарях и энциклопедиях раскрывается как денежная помощь, оказываемая лицам, испытывающим экономические затруднения. Для определения правовой природы этой помощи принципиальное значение имеют такие юридические факты как выявление оснований для ее предоставления и субъекта, юридически обязанного эту помощь предоставить. Денежных выплат, называемых законодателем пособиями, достаточно много, однако не все они регулируются нормами права социального обеспечения. Так, например, выходное пособие при увольнении работника по основаниям, указанным в законе, никакого отношения к сфере социального обеспечения не имеет и регулируется нормами трудового права.

Согласно Конституции РФ социальные пособия устанавливаются законом (п. 2 ст. 39). В соответствии с данным конституционным положением в России реформирована система пособий, приняты новые законы, которые регулируют выплату различных видов государственных пособий: гражданам, имеющим детей; безработным; в связи с наступлением смерти и др.

Главным определяющим фактором для отнесения пособия к системе социального обеспечения является гарантированность данной денежной выплаты государством, которое законодательным путем закрепляет: 1) основание для ее предоставления; 2) условия, с которыми связано право на ее получение; 3) размер данной денежной выплаты; 4) финансовый источник, за счет средств которого она будет выплачиваться; 5) соответствующий компетентный орган, который обязан обеспечить гражданину реализацию его права на государственное пособие. Таким образом, все пособия, предоставляемые гражданам по системе социального обеспечения, носят государственный характер.

Система государственных пособий в России за последние годы претерпела существенные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни — в экономике, политике, социальной структуре общества.

В сложных экономических условиях принимались меры, направленные на смягчение отрицательных последствий инфляции, безработицы, на частичную компенсацию материальных потерь наиболее нуждающимся группам населения, на совершенствование системы пособий с целью усиления социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, граждан, потерявших работу. Однако действия государства не смогли предотвратить кризис в социальной сфере, поскольку эффективность социальных программ была крайне низкой.

Поэтому в настоящее время назрела необходимость внесения коренных изменений в социальную политику, направленных, прежде всего, на выработку новых механизмов, обеспечивающих более рациональное использование финансовых средств на социальную защиту граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по не зависящим от них причинам, гарантированность предоставления пособий, заменяющих основной источник средств существования, на уровне не ниже прожиточного минимума.

Пособия — это гарантированные государством денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

В отличие от пенсий — постоянного и основного источника средств существования — пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств существования (к заработку или пенсии).

Классификация пособий и методы определения их размеров

Социальные пособия классифицируются по различным критериям, помимо оснований для их предоставления.

Одним из них является классификация социальных пособий по их целевому назначению. В данном случае выделяются пособия, цель которых компенсировать полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок, и пособия, цель которых — оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств. К числу первых относятся, например, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособие по безработице, а к числу вторых — пособие при рождении ребенка, пособие на погребение, пособие на ребенка.

Другим критерием классификация социальных пособий является продолжительность их выплаты. Различают ежемесячные и единовременные социальные пособия. Типичным ежемесячным является пособие на ребенка, его размер определяется в расчете на календарный месяц, и выплачивается оно каждый месяц; единовременным является пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка; его размер определяется в твердой сумме и выплачивается оно единовременно. Иногда выделяют периодические пособия: они устанавливаются на определенный период — период временной нетрудоспособности и т.д.

Следует иметь в виду, что одно и то же пособие различным категориям граждан может выплачиваться за счет разных источников. Так, пособие по беременности и родам женщинам, работающим по найму, выдается за счет средств государственного социального страхования, а женщинам, проходящим военную и некоторую другую службу, — за счет бюджетных ассигнований. То же касается пособия за время отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет.

Есть «скрытые» пособия, они характерны для граждан, проходящих военную и некоторую иную службу. Граждане, проходящие такую службу, не обеспечиваются, например, пособиями по временной нетрудоспособности, а женщины и пособиями по беременности и родам. За соответствующие периоды временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам за ними сохраняется в полном объеме установленное денежное довольствие. Для них, следовательно, сохраненное довольствие является соответствующим пособием.

Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.

Законом установлены некоторые общие правила, касающиеся всех видов пособий, которые предоставляются гражданам, имеющим детей. Первое правило касается сроков назначения пособий. Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, а также ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Читайте так же:  Расчет размера региональной социальной доплаты к пенсии

Второе правило предусматривает обязанность получателей государственных пособий своевременно извещать органы, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.

Третье правило устанавливает ответственность получателей пособий: излишне выплаченные суммы государственных пособий удерживаются с них лишь в том случае, если переплата произошла по их вине (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на исчисление размера пособия и т.д.). Удержания производятся в размере не свыше 20 % либо суммы пособия, причитающейся получателю при каждой последующей его выплате, либо суммы заработной платы получателя в соответствии с законодательством о труде. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством.

Четвертое правило устанавливает, что размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы.

Помимо социальных пособий, граждане получают различные компенсационные выплаты, некоторые из них предназначены детям и семьям с детьми. Они рассматриваются в отдельной главе этого раздела. Социальные пособия исчисляются на основе либо индивидуального заработка, либо определенного социального стандарта, соответствующего экономическим возможностям государства и соизмеримого, как правило, с прожиточным минимумом в стране. До 1 января 2001 г. в качестве социального стандарта использовался размер минимальной заработной платы. Он всегда был ниже прожиточного минимума, подсчитанного по самым низким оценкам, более чем в 10 раз, и превратился в своеобразный расчетный показатель, снижающий реальный уровень социальных выплат. Потребительская ценность пособий и компенсационных выплат, исчисляемых на основе законсервированного и крайне низкого минимального размера оплаты труда, в условиях постоянного роста цен на товары и услуги постоянно снижалась. Кроме того, соизмерение их размеров с этим социальным стандартом явилось тормозом для повышения самой минимальной оплаты труда, в связи с чем в последнее время было принято решение о переориентации при определении размера социальных выплат с данного социального стандарта на другой.

Федеральным законом от 7 августа 2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» предусмотрено, что впредь размеры пособий и других обязательных социальных выплат устанавливаются в твердых суммах. Размеры этих выплат в соответствии с законом устанавливаются ежегодно исходя из величины прожиточного минимума в целом по стране. Законами субъектов РФ могут устанавливаться более высокие их размеры за счет средств соответствующих бюджетов.

Закон от 7 августа 2000 г. также установил, что с 1 января 2001 г. размеры социальных выплат определяются исходя из базовой суммы 100 руб. В связи с этим во все иные законы и подзаконные акты были внесены изменения.

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Классификация пособий

Классификация пособий может быть произведена и по продолжительности их выплаты. По данному критерию выделяют пособия: единовременные, ежемесячные, периодические. Названные выше виды пособий являются примером единовременных пособий. К их числу также относятся, например, пособие женщинам из числа работающих, вставших в медицинских учреждениях на учет в ранние сроки беременности; пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Ежемесячными являются пособия: по уходу за ребенком до достижения им полутора лет; на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; по безработице. Примером периодического пособия служит пособие по временной нетрудоспособности (на период временной нетрудоспособности); пособие по беременности и родам (на период дородового и послеродового отпуска).

В качестве самостоятельного критерия классификации пособий по системе социального обеспечения является и источник их выплаты: различают пособия, выплата которых финансируется из внебюджетных фондов, и пособия, выплачиваемые за счет средств государственного бюджета.

Выше уже говорилось, при наступлении каких именно страховых случаев у застрахованных возникает право на получение того ли иного пособия, назывались и виды этих пособий. Отличительным признаком пособий, предоставляемых застрахованным за счет средств внебюджетных фондов, является соизмерение их размера с размером того заработка, который они возмещают полностью либо частично.

Видео (кликните для воспроизведения).

Размеры пособий, назначаемые гражданам как членам общества, с заработком не соизмеряются, поскольку право на эти пособия не зависит от того, работает ли лицо, претендующее на получение государственного пособия в случаях, указанных в законе, или не работает. Именно поэтому источником финансирования их выплаты являются средства федерального бюджета.

Источники

Понятие пособия в праве социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here