Полная информация о характеристиках асфальта: плотность, объемный, удельный вес

Полная информация о характеристиках асфальта: плотность, объемный, удельный вес

Основные составляющие дорожно-строительного материала

Битум составляет 5-6 процентов в асфальтном соединении. Другими элементами являются гравий, песок и прочие добавки.

С помощью песка создаётся основание для равномерного распределения давления. Если в составе материала слишком мало его, щебень выдавливается наверх. Заполняют образовавшиеся пустоты песчаником или известняком.

Размер или фракция щебня влияет на выделение определённых видов асфальта:

  • Плотный (5 мм) – используется для создания верхнего слоя
  • Пористый материал – в основании покрытия.
  • Высокопористый (15-40 мм) – для возведения высоконагруженных трасс.

В асфальтобетонную смесь добавляют минеральные ингредиенты, влияющие на технические характеристики. В зависимости от их содержания выделяют три вида:

  • Группа А – процент содержания 50-60.
  • Группа Б – от 40 до 50 процентов.
  • Группа В – от 30 до 40 процентов.


Состав асфальта и его разновидности

Существует большое количество видов дорог для передвижения. Все они имеют разную нагрузку, именно поэтому качество покрытия колеблется в определенных пределах. Так, дороги могут быть предназначены:

  • Для пешеходов — тротуары, парки, скверы, площади, площадки для отдыха, пешеходные мосты.
  • Для велосипедистов — прогулочные дорожки в парках, вдоль трасс, велотреки на стадионах.
  • Для автовладельцев — двух-восьми полосные автострады, парковки, мосты.

Плотность покрытия для пешеходных дорожек отличается наименьшей величиной ввиду относительно небольшой нагрузки на квадратный метр. С увеличением нагрузки повышают содержание в асфальтобетоне укрепляющих материалов.

Существуют следующие разновидности асфальта в зависимости от их состава и происхождения:

  • Природный асфальт. Представляет собой специфическую смолистую твердую массу, которая состоит из масел и смолистых веществ и имеет довольно низкую температуру плавления — 20−100 °C. Образуется в естественных условиях путем испарения легкой фракции нефти в местах ее неглубокого залегания или выхода на поверхность. При застывании ее тяжелая часть смешивается с гравием, песком и другими минеральными компонентами и образует корку различной плотности. Среднее же значение этой величины приходится на 1−1,2 т/м 3 .
  • Искусственный асфальт называется асфальтобетоном — это смесь минеральных компонентов на битумной основе. В него включают щебень, гравий, песок и минеральный порошок. А также для придания особых свойств в асфальт могут добавлять резиновую крошку, получаемую в результате промышленной переработки старых автомобильных покрышек и других изделий. Однако резиновый асфальт очень дорогой в сравнении с обычным, поэтому используется редко и в скромных пределах. Вес асфальтобетонной смеси в 1 м 3 может достигать 2,5 т.

Типы асфальтового покрытия отличаются составом, температурой укладки, твердостью и сроком эксплуатации. Например, часто укладывают так называемый холодный асфальт — с этим типом дорожного покрытия можно работать без предварительного разогрева. К тому же оно не нуждается в дополнительном техническом оснащении — такой асфальт не нужно укатывать, достаточно просто равномерно распределить по необходимому участку. Он производится из экологичных компонентов, включает в себя известняковый порошок, который служит отличным пластификатором.

Литой асфальт, помимо увеличенного количества природных пластифицирующих порошков, содержит еще и большое количество смолы повышенной вязкости, что делает его высококачественным материалом для укладки дорог. Он обладает высоким коэффициентом прочности, устойчивостью к воздействию воды и химических веществ, не разрушается под влиянием перепадов температур и обеспечивает хорошую сцепку колес. Кроме того, литое покрытие подавляет шумы и легко ремонтируется. Однако все эти положительные качества несколько уменьшает высокая цена оборудования для его укладки.

Горячий искусственный асфальт состоит преимущественно из щебня, для связки в нем используются сырые нефтепродукты. Такое покрытие требует обязательного разогрева и утрамбовывания специальными катками. Оно считается самым распространенным и используется для укладки нижнего слоя автострад государственного и регионального значения, а также для взлетных полос и других объектов с высокой нагрузкой.

Следующим слоем покрытия может идти крупнозернистый асфальт, включающий в себя крупную асфальтовую крошку, которую получают путем дробления старого дорожного покрытия. Он также имеет жесткую структуру и служит хорошей основой для мелкозернистого верхнего покрытия.

Асфальтогранулят и асфальтовая крошка используется для укрепления асфальтового покрытия вместо обычного щебня — эти материалы получают путем вторичной переработки, поэтому они намного дешевле.

Классификация асфальтной смеси

В зависимости от значения плотности и структуры асфальт делится на группы:

    Класс А1 применяется для укладки дорожного покрытия автомагистрали, шоссе (трассы первого и второго порядка). Составляющими компонентами являются песок, щебень, битум 7 процентов, минеральные добавки 4 процента. Объёмный вес составляет 1700 килограмм на 1 м3, отлично поддаётся уплотнению, не расплывается при больших нагрузках, не боится высоких температур.

  • Класс А2 используется для укладки покрытия автодорог федерального и регионального назначения, подъездных путей. Основными составляющими являются щебень средней фракции, песок, минеральный порошок 5 %, дроблёный отсев 20 %. Благодаря высокой пористости обладает хорошей эластичностью.
  • Класс А3 из-за невысоких эксплуатационных показателей рекомендуется для укладки дорожного полотна второстепенной важности. Вес асфальта составляет не более 1300 кг на 1 кубический метр. В асфальтной смеси отсутствует щебень, а минерального порошка всего 3 %. Основные показатели – пористость и низкая прочность.
  • Для определения прочности будущего покрытия, следует знать, сколько весит 1 куб асфальта. Низкая прочность – 900- 1300, хорошая – свыше 1300.

    Современные технологии изменили асфальтобетон

    Современный мир диктует свои правила. Ремонт дорог (или укладка новых) желательно проводить быстро, без погрешностей и делать это в любую погоду. Литой асфальтобетон отвечает всем требованиям. Соответствующий ГОСТ Р 54401-2011 регламентирует технологию укладки без уплотнения.

    Читать по теме: Материалы для строительства дорог

    Пластичность смеси обеспечивается ее высокой температурой – 190 и повышается за счет еще большего нагревания.

    Состав включает большее количество полимерных добавок и битума, но при этом уменьшается доля минералов, что минимизирует зернистость. Повышенная тягучесть позволяет не уплотнять смесь.

    Читайте также:
    Особенности утепления дома снаружи минватой под сайдинг

    Для связки всех компонентов литого асфальта применяется полимерно-битумная смесь. Она также усиливает покрытие, наделяя его повышенной износостойкостью, не допуская быстрого появления трещин в течение эксплуатации.

    Важно! Только неукоснительное соблюдение технологии производства литого асфальтобетона позволит получить прочное покрытие. Любое нарушение состава ведет к изменению свойств.

    Для чего надо знать вес 1 куба асфальта

    При планировании работ по укладке дорожного покрытия ведётся расчёт массы материала, учитывается протяжённость. На вес асфальта влияют компоненты, входящие в состав. Полная информация о материале представлена в таблицах производителей.

    В таблице приведена масса асфальта одного кубического метра в зависимости от вида.

    Тип материала Вес в килограммах в 1 метре кубическом
    Асфальт 1100-1500
    Асфальт холодный 1100
    Асфальт снятый 1428
    Асфальтовая крошка 1500-1900
    Асфальт песчаный 2200
    Асфальтобетон 2000-2450

    При расчётах сметы часто используют усреднённое значение веса куба асфальта. Среднее значение плотности асфальта — 1,2 тн/м3.

    Расход дорожной смеси

    При выведении средней величины расхода материала учитываются толщина слоя и площадь участка, структура исходной и конечной поверхностей.

    Основная формула для горячего материала выглядит так: 1м2 участка требует 25 кг асфальтобетона для укатки слоя толщиной 1 см.

    Расход холодного асфальтобетона выше в 4 раза, но это компенсируется его эксплуатационными характеристиками и особенностями укладки.

    Читать по теме: Дренаж дорог

    Несмотря на наличие формулы и регулирующих стандартов, расчеты объемов производятся специалистами после тщательного изучения участка. Нередко требуется лично посетить место будущей стройки, чтобы учесть все геодезические нюансы.

    Физико-механические параметры асфальтобетона

    ГОСТ регламентирует определённые нормы, влияющие на качество дорожного полотна. Асфальтное соединение характеризуется техническими параметрами.

    Асфальтобетон отличается от асфальта индивидуальными свойствами. В его смеси преобладают крупные фракции щебня, то есть улучшенный вариант. Асфальтобетон рекомендуется использовать на покрытии дорог с повышенной прочностью.

    Значение плотности и вес 1 кубического метра зависит от песка, входящего в состав. Для сравнения в таблице приведены значения массы 1 м3 смеси.

    Вид песка Вес, куб. м
    Кварцевый 2200
    Шлаковый 2350

    Асфальтобетон в зависимости от размеров минеральных зёрен:

    • песчаный – не более 10 миллиметров;
    • мелкозернистый – не более 20 миллиметров;
    • крупнозернистый – не более 40 миллиметров.

    Что входит в состав асфальтобетона?

    Состав смеси предусматривает пропорциональные изменения в зависимости от характеристик строящегося участка и используемого на нем асфальтобетона.

    Вяжущее вещество

    Для связки сыпучих компонентов применяется смолоподобный продукт – битум. Каждая марка асфальта предусматривает свою величину, но не более 6% битума на всю смесь. Задача битума в обеспечении прочности, пластичности и влагостойкости дорожного покрытия.

    Использование битума в разных пропорциях приводит к получению асфальтобетонной смеси с различными характеристиками. Делается это для облегчения работы с материалом в разных климатических зонах, а также для повышения прочности готового дорожного полотна.

    Битум может быть вязким или жидким. При нагревании материала вязкость уменьшается. Жидкий битум используется в зимнее время. Добавляются растворители и присадки, которые возвращают битум в вязкое состояние при затвердевании.

    Каменный наполнитель

    Основа любой асфальтобетонной смеси – это различный по фракциям щебень и гравий. На консистенцию влияет каждая мелочь: размер и форма камней, их происхождение, характеристики сопротивляемости. Не последняя роль у процентного соотношения компонентов.

    • Осадочные и метаморфические породы подходят для производства материалов высокой плотности.
    • Щебень из шлака или гравия невозможно использовать для высокоплотного слоя покрытия.

    Зерновой состав тщательно проверяется. Соотношение зерен по диаметру, процент пыли и глины в составе влияет на качество покрытия. Недопустимо чрезмерное количество пластинчатых или игольчатых зерен. Согласно ГОСТу 8267, а также ГОСТу 3344 процентное содержание таких зерен не должно превышать 15% для плотной смеси, 25% для типа Б и 35% для типа А.

    Читать по теме: Изготовление тротуарной плитки своими руками (пошаговая инструкция)

    Песок

    Нормативные данные прописаны в ГОСТ 8736. Песок обязательно входит в состав любой разновидности асфальтобетонной смеси. При том одинаково возможно использование отсева или карьерного материала.

    • В зависимости от необходимой пористости используется материал разного класса прочности, чем выше пористость, тем ниже класс: от 800 или 1000, до 400.
    • Глина в смеси влияет на морозостойкость, поэтому диаметр таких частиц не превышает 0,16 мм. Плотные смеси допускают содержание до 0,5 %, а пористые 1%.

    Минеральный порошок

    Цементная пыль применяется для заполнения мельчайших пустот в асфальтобетоне для обеспечения прочности покрытия. Зерна в размере не превышают 0,074 мм. Основные производители этого компонента – цементные и металлургические предприятия. Материал собирается при помощи системы пылеуловителей. ГОСТ 16557 регламентирует основные характеристики.

    Дополнительные компоненты

    Изменение классического состава возможно для придания асфальтобетону специфических особенностей. В этом случае добавляются компоненты, которые можно разделить на 2 типа:

    1. Специально разработанные для стабилизации или продления срока эксплуатации, пластификаторы. Этот тип компонентов дороже.
    2. Вторичное сырье, например, переработанные покрышки и сера. Стоимость таких компонентов ниже.

    Плюсы и минусы асфальтобетонной смеси

    Дорожное покрытие, выполненное из асфальтобетона, имеет преимущества:

    • Бесшумность при движении автомобильного транспорта.
    • Отсутствие пыли в процессе эксплуатации.
    • Высокий уровень износостойкости.
    • Отсутствие сложностей в уходе и ремонте за дорожным покрытием.

    Основными недостатками дорожного полотна из асфальтобетона являются:

    • В процессе эксплуатации возможны образования волн или сдвигов, трещин.
    • При незначительном увлажнении дорога становится скользкой.
    • Недостаток водостойкости приводит к шелушению поверхности.

    Показатели асфальтного полотна

    Материал определяется техническими характеристиками:

    • Водонасыщение — способность заполнения всей структуры влагой. Повышенный показатель характеризует пористость и плохое уплотнение асфальтного соединения.
    • Прочность покрытия характеризуется устойчивостью слоя, прочностью на изгиб, стойкостью перед образованием трещин. Дорожное полотно подвергается вертикальным и горизонтальным нагрузкам под действием автомобилей. При перепаде температур и выпадению климатических осадков на покрытии образуются трещины. Чаще это происходит в осенне-зимний сезон.

  • Длительность эксплуатации дорожного покрытия один из важнейших показателей качества выполненной работы. Она зависит от ряда причин: используемого материала, климатических факторов, состояние почвы, интенсивности движения автомобильного транспорта.
  • Морозостойкость обусловлено количеством открытых пор, которые приводят к образованию трещин.
  • Износостойкость зависит от трения, возникающего при движении колёс автомобиля по дороге. Устанавливается количеством выпадением щебня и песка.
  • Асфальтобетон с гранитным щебнем имеет лучшие показатели по износостойкости, чем на основе известняка. В среднем за год износ слоя составляет от 0,3 до 1 миллиметра.

    Методы определения плотности покрытия

    Плотность асфальтобетона – одного из самых популярных искусственных дорожных покрытий, измеряется при помощи специального оборудования. Важно отметить, что параметры эти будут различаться для горячих и холодных асфальтобетонных смесей. А вот методы проведения испытаний в этом случае будут одинаковыми.

    Читайте также:
    Обзор канализационных труб ПВХ

    В частности, используются:

    1. Разрушающие методы. В этом случае из толщи материала после его укладки и уплотнения вырезается контрольный образец установленного размера. Забор покрытия производится на трех участках на площади в 700 м2, на расстоянии более чем 1 метр от кромки дорожного полотна. Для холодной смеси установлен норматив забора образцов спустя от 15 до 30 суток после укладки состава. Для горячей этот срок сокращается до 1 — 3 суток. Испытания плотности в этом случае проводятся с применением гидравлического пресса.
    2. Методы неразрушающего воздействия. К ним относится метод радиоизотопного контроля, электромагнитные и ультразвуковые способы испытаний. В этом случае проверка производится без повреждения толщи асфальтового покрытия и отличается оперативностью получения данных.

    Удельный вес и плотность асфальтобетона кг на 1 м3

    Асфальтобетон — материал, применяемый в строительстве автомагистралей, дорог, тротуаров. Выбирается для заливки полов в промышленных помещениях, при ремонте покрытия. Плотность асфальтобетона характеризует смесь и влияет на качество укладки.

    Асфальтобетон — традиционное покрытие для автомагистралей, тротуаров и дорог общего пользования.

    Состав асфальта и его разновидности

    Асфальт — это природный или искусственный материал, смесь битума и минеральных компонентов. В качестве последних служат щебень, песок и прочие добавки, придающие материалу полезные свойства, повышающие твердость и прочность готового покрытия: зола, сера, каучук, резина, латексные материалы и др.

    Характеристики и сфера применения асфальта определяются соотношением составных компонентов, размером фракций щебня и прочих добавок, степенью их очистки.

    • устойчивы к воздействию химических реагентов;
    • долговечны;
    • морозо- и водостойки;
    • экологичны;
    • пожаробезопасны.

    Виды асфальта бывают разные.

    Слева — песчаный, справа — крупнозернистый асфальтобетон.

    По происхождению он бывает:

    1. Природным. Это материал естественного происхождения. У него низкая температура плавления. При застывании тяжелых компонентов нефти, смешанных с природными минералами, образуется твердое покрытие.
    2. Искусственным или асфальтобетоном. Это смесь на битумной основе с природными компонентами. В асфальтобетонных составах используют искусственное соединение, получаемое при переработке нефти. Доля битума составляет 5-6 процентов.
    1. Песчаные — размер фракций до 10 мм. Используются для строительства тротуаров и пешеходных дорожек.
    2. Мелкозернистые — до 20 мм. Таким асфальтом покрывают верхний слой дорожного полотна. Не подвержен температурным перепадам.
    3. Крупнозернистые — более 20 мм. Применяются как нижний слой дорожного покрытия. Имеют жесткую структуру.

    Красный асфальтобетон различной зернистости.

    1. Цветные — благодаря пигментам и осветленному битуму придают поверхности декоративный характер. Призваны обратить внимание на безопасность движения вблизи специальных объектов. Имеют высокую стоимость.
    2. Резиновые — содержат добавки из резины, которые повышают прочность материала. Дорогие в использовании.
    3. Асфальтогранулят, или асфальтовая крошка. Вместо щебня добавляется сырье вторичной переработки. Крошка подвергается дроблению. Такую смесь наносят на нижнее покрытие строящегося объекта. За счет переработки материал намного дешевле.
    • плотным — размер фракций 5 мм — применяется для верхнего слоя дорожного покрытия;
    • пористым — закладывается в основание;
    • высокопористым — 15-40 мм — служит для строительства трасс повышенной эксплуатации.

    По способу укладки материал делится на:

    1. Холодный. Используют для ремонтных работ. Укладывается вручную. Нет ограничений по сезонности. Можно применять при температуре от -40…+40ºC.
    2. Горячий. Традиционный способ.

    Для чего надо знать вес 1 куба асфальта

    Для выполнения работ по укладке необходимо понимать, сколько понадобится материала. Для этого следует определить удельный вес асфальтобетонной смеси и сколько килограмм весит состав. Разделив массу материала на его удельный вес, вычислите величину расхода.

    Информацию о показателях асфальта можно узнать из специальных таблиц или на заводе-производителе. Среднестатистическая плотность в метре кубическом составляет 1 200 кг.

    Такие сведения позволят правильно составить смету расходов, помогут избежать простоев в работе, связанных с укладкой асфальтобетона. Предотвратят необоснованные транспортные расходы и несвоевременное выполнение плана.

    Эти знания полезны и при проведении работ на частных дворовых территориях.

    2330 кг/м3 — удельный вес мелкозернистого асфальта.

    Удельный вес в 1м3

    Главные характеристики асфальта — удельный вес и плотность.

    Первый зависит от состава и способа производства смеси.

    Вид Кг
    Мелкозернистый 2 330
    Природный 1 100
    Литой 1 500
    Асфальтобетонная смесь (в зависимости от размера фракций) 2 000 — 2 450
    Прессованный 2 000
    Асфальтная крошка (в зависимости от размера) 1 800 — 2 000
    Холодный 1 100
    Горячий 1 200
    Снятый 2 400

    Удельный вес мелкозернистого асфальтобетона один из самых больших.

    Расчет плотности: таблица

    Плотность асфальта является главной его характеристикой.

    Полная информация о характеристиках асфальта: плотность, объемный, удельный вес

    Основными компонентами асфальтной смеси являются битумы, песок, гравий. Материал, благодаря химическим свойствам, широко используют для устройства дорог и благоустройства территории. Плотность асфальта является одним из основных показателей укладки дорожного покрытия. Натуральные ингредиенты обеспечивают прочность, а битум является связующим элементом для создания идеального полотна. Плотность асфальтобетона зависит от составляющих компонентов.

    Основные составляющие дорожно-строительного материала

    Битум составляет 5-6 процентов в асфальтном соединении. Другими элементами являются гравий, песок и прочие добавки.

    С помощью песка создаётся основание для равномерного распределения давления. Если в составе материала слишком мало его, щебень выдавливается наверх. Заполняют образовавшиеся пустоты песчаником или известняком.

    Размер или фракция щебня влияет на выделение определённых видов асфальта:

    • Плотный (5 мм) – используется для создания верхнего слоя
    • Пористый материал – в основании покрытия.
    • Высокопористый (15-40 мм) – для возведения высоконагруженных трасс.

    В асфальтобетонную смесь добавляют минеральные ингредиенты, влияющие на технические характеристики. В зависимости от их содержания выделяют три вида:

    • Группа А – процент содержания 50-60.
    • Группа Б – от 40 до 50 процентов.
    • Группа В – от 30 до 40 процентов.

    Классификация асфальтной смеси

    В зависимости от значения плотности и структуры асфальт делится на группы:

    • Класс А1 применяется для укладки дорожного покрытия автомагистрали, шоссе (трассы первого и второго порядка). Составляющими компонентами являются песок, щебень, битум 7 процентов, минеральные добавки 4 процента. Объёмный вес составляет 1700 килограмм на 1 м 3 , отлично поддаётся уплотнению, не расплывается при больших нагрузках, не боится высоких температур.
    • Класс А2 используется для укладки покрытия автодорог федерального и регионального назначения, подъездных путей. Основными составляющими являются щебень средней фракции, песок, минеральный порошок 5 %, дроблёный отсев 20 %. Благодаря высокой пористости обладает хорошей эластичностью.
    • Класс А3 из-за невысоких эксплуатационных показателей рекомендуется для укладки дорожного полотна второстепенной важности. Вес асфальта составляет не более 1300 кг на 1 кубический метр. В асфальтной смеси отсутствует щебень, а минерального порошка всего 3 %. Основные показатели – пористость и низкая прочность.

    Для определения прочности будущего покрытия, следует знать, сколько весит 1 куб асфальта. Низкая прочность – 900- 1300, хорошая – свыше 1300.

    Для чего надо знать вес 1 куба асфальта

    При планировании работ по укладке дорожного покрытия ведётся расчёт массы материала, учитывается протяжённость. На вес асфальта влияют компоненты, входящие в состав. Полная информация о материале представлена в таблицах производителей.

    В таблице приведена масса асфальта одного кубического метра в зависимости от вида.

    Тип материала Вес в килограммах в 1 метре кубическом
    Асфальт 1100-1500
    Асфальт холодный 1100
    Асфальт снятый 1428
    Асфальтовая крошка 1500-1900
    Асфальт песчаный 2200
    Асфальтобетон 2000-2450

    При расчётах сметы часто используют усреднённое значение веса куба асфальта. Среднее значение плотности асфальта — 1,2 тн/м 3 .

    Физико-механические параметры асфальтобетона

    ГОСТ регламентирует определённые нормы, влияющие на качество дорожного полотна. Асфальтное соединение характеризуется техническими параметрами.

    Асфальтобетон отличается от асфальта индивидуальными свойствами. В его смеси преобладают крупные фракции щебня, то есть улучшенный вариант. Асфальтобетон рекомендуется использовать на покрытии дорог с повышенной прочностью.

    Значение плотности и вес 1 кубического метра зависит от песка, входящего в состав. Для сравнения в таблице приведены значения массы 1 м 3 смеси.

    Вид песка Вес, куб. м
    Кварцевый 2200
    Шлаковый 2350

    Асфальтобетон в зависимости от размеров минеральных зёрен:

    • песчаный – не более 10 миллиметров;
    • мелкозернистый – не более 20 миллиметров;
    • крупнозернистый – не более 40 миллиметров.

    Плюсы и минусы асфальтобетонной смеси

    Дорожное покрытие, выполненное из асфальтобетона, имеет преимущества:

    • Бесшумность при движении автомобильного транспорта.
    • Отсутствие пыли в процессе эксплуатации.
    • Высокий уровень износостойкости.
    • Отсутствие сложностей в уходе и ремонте за дорожным покрытием.

    Основными недостатками дорожного полотна из асфальтобетона являются:

    • В процессе эксплуатации возможны образования волн или сдвигов, трещин.
    • При незначительном увлажнении дорога становится скользкой.
    • Недостаток водостойкости приводит к шелушению поверхности.

    Показатели асфальтного полотна

    Материал определяется техническими характеристиками:

    • Водонасыщение — способность заполнения всей структуры влагой. Повышенный показатель характеризует пористость и плохое уплотнение асфальтного соединения.
    • Прочность покрытия характеризуется устойчивостью слоя, прочностью на изгиб, стойкостью перед образованием трещин. Дорожное полотно подвергается вертикальным и горизонтальным нагрузкам под действием автомобилей. При перепаде температур и выпадению климатических осадков на покрытии образуются трещины. Чаще это происходит в осенне-зимний сезон.
    • Длительность эксплуатации дорожного покрытия один из важнейших показателей качества выполненной работы. Она зависит от ряда причин: используемого материала, климатических факторов, состояние почвы, интенсивности движения автомобильного транспорта.
    • Морозостойкость обусловлено количеством открытых пор, которые приводят к образованию трещин.
    • Износостойкость зависит от трения, возникающего при движении колёс автомобиля по дороге. Устанавливается количеством выпадением щебня и песка.

    Асфальтобетон с гранитным щебнем имеет лучшие показатели по износостойкости, чем на основе известняка. В среднем за год износ слоя составляет от 0,3 до 1 миллиметра.

    Сравнительная характеристика различных видов асфальтного покрытия

    В зависимости от предназначения асфальтного покрытия используют разные виды дорожно-строительного материала.

    Холодный асфальт сохраняет свои свойства даже в мороз до – 25 градусов С. Для укладки не требуется специальная техника и разогрева. Обладает эластичностью и прочностью, экологически чистый состав.

    Горячий асфальт самый востребованный в дорожном строительстве. Для проведения работ требуется специализированная техника. Основными составляющими являются камень, щебень и связующие компоненты.

    Литой асфальт обладает хорошей вязкостью, прочностью, долговечностью. Характеризуется отличной шумоизоляцией и сцепкой колёс автомобильной техники с дорогой. При повреждении поверхности можно легко и быстро отремонтировать. Хорошие эксплуатационные характеристики достигаются большими объёмами в составе соединения пластификаторов и вязкой смолы. Недостаток – требуется дорогостоящее оборудование для проведения работ.

    Крупнозернистый асфальтобетон используется для нижних слоёв покрытия, потому что имеет жёсткую структуру. В состав входит асфальтовая крошка более 20 миллиметров.

    Мелкозернистый асфальтобетон включает крошку размером до 20 миллиметров. Используется для укладки верхних слоев дорожного покрытия. Особенности: высокая прочность и не деформируется при перепадах температур.

    Полная информация о характеристиках асфальта: плотность, объемный, удельный вес

    Типы смесей

    По минеральным примесям разделяются на: песчаные, гравийные, щебеночные.

    В качестве вяжущего вещества берут битум. И именно по его характеристикам определяют качество получаемого асфальтобетона.

    Разделение по температуре: холодные – от 5 °С, горячие – от 110 °С;

    Разделение по минералам, учитывая размер частиц:

    • крупнозернистые – до 40 мм;
    • мелкозернистые – до 20 мм;
    • песчаные – до 10 мм.

    Разделение на категории по количеству щебня:

    • А – в ней его до 60%;
    • Б – 50% щебневых соединений;
    • В – до 40% соединения;
    • Г и Д – щебня не содержится, в них входит песок;
    • Г и Гх с песками из отсева;
    • Д и Дх с природными песками, добытыми в карьере.

    Также они бывают пористые, высокопористые, плотные, высокоплотные.

    Асфальтобетоны могут быть таких марок:

    • для горячих составов: категории Г – I, II, III; Д – II, III;
    • для холодных составов: Гх – I, II; Дх – II.

    Определение средней плотности асфальтобетона по ГОСТ 12801—84

    Среднюю плотность асфальтобетона определяют гидростати­ческим взвешиванием образцов, приготовленных из асфальто­бетонной смеси в лаборатории.

    . Весы гидравлические или технические с приспо­соблением для гидростатического взвешивания, сосуд вмести­мостью 1—3 л.

    Три образца, изготовленные в соответствии с п. 6.2, тщательно вытирают и очищают от налипших частиц сме­си, взвешивают с точностью до 0,01 г на воздухе. Затем погру­жают образцы на 30 мин в сосуд с водой, температура которой (20±2) °С. После этого образцы вторично вытирают и взвеши­вают на воздухе, а затем в воде при температуре (20±2) °С.

    Среднюю плотность асфальтобетонного образца определяют с точностью до 0,01 г/см3:

    где m0 — масса образца, взвешенного на воздухе, г; m1— масса образца, выдержанного в воде в течение 30 мин, а затем взвешенного на воздухе, г; m2 — масса того же образца, взвешенного в воде, г.

    За среднюю плотность асфальтобетона принимают среднее ариф­метическое результатов определений трех образцов. Расхожде­ние между результатами параллельных определений не должно превышать 0,02 г/см3.

    Определение средней плотности минеральной части (остова) асфальтобетона по ГОСТ 12801—84

    Среднюю плотность минеральной части (остова) асфальто­бетона определяют расчетом на основании предварительно ус­тановленной плотности образцов и соотношения минеральных материалов и битума в асфальтобетоне:

    где q0 -содержание минеральных материалов в асфальтобетоне (без би­тума), % по массе (принимается за 100%); qб — содержание битума в ас­фальтобетоне, % но массе (сверх 100% минеральном пасти асфальтобетона).

    Определение истинной плотности минеральной части (остова) асфальтобетонной смеси расчетным методом по ГОСТ 12801—84

    Истинную плотность минеральной части (остова) асфальто­бетонной смеси определяют расчетом на основании предвари­тельно установленной истинной плотности отдельных минеральных составляющих (щебня по ГОСТ 8269—76, песка по ГОСТ 8735—75 и минерального порошка по ГОСТ 12784—78).

    Истинную плотность минеральной части асфальтобетонной смеси вычисляют с точностью 0,01 г/см3:

    где q1; q2; q3 …, qn—содержание отдельных минеральных материалов в асфальтобетонной смеси, % по массе минеральной части; ρ1; ρ2; ρ3; …; ρn — истинная плотность отдельных минеральных материалов (щебня, песка, минерального порошка), г/см3.

    Определение истинной плотности асфальтобетона расчетным методом по ГОСТ 12801—84

    На основании предварительно установленных истинной плот­ности минеральной части (остова) асфальтобетона, битума и соотношений по массе составляющих материалов вычисляют истинную плотность асфальтобетона с точностью до 0,01 г/см3:

    где qм — содержание минеральных материалов в асфальтобетоне (без би­тума), % по массе; ρм—истинная плотность минеральной части (остова) ас­фальтобетонной смеси, г/см3; ρб — истинная плотность битума, г/см3.

    Свойства

    Укладка песчаного асфальтобетона

    Составы должны обладать такими физико-механическими свойствами: предел прочности при сжатости для горячих составов, марки I будет равен 0,7 и для II – 0,5, сжатие проводят при Т=50 °С, сопротивление действию воды соответственно будет 0,7 и 0,6. Для холодных предел прочности при сжатости до нагревания сухих составов по марке I будет 1,5 по марке II – 1,2; после нагревания соответственно 1,8 и 1,5.

    Содержание пустот, трещин в минеральных добавках холодных смесей будет 21%. Однородность асфальтобетона определяется коэффициентом водонасыщения для марок I, II будет равна 0,15. Она не может быть выше ±0,5% от всего веса.

    Пески подбирают, учитывая ГОСТ 8736-93 и ГОСТ 3344-83, прочность и глинистые включения приведены в таблице.

    Таблица 1 – Требования к свойствам песка

    Показатель Применяется в составе и используемые марки
    I II III
    Для гор. и хол. типов Для гор. и хол. типов Для горячих типов
    Г, Гх Г, Д, Дх Г, Д
    Прочность песка, полученного из отсева гравия и горных пород, не менее 1000 800 600
    Присутствие глинистых частиц, % по массе (определяется методом набухания) 0,5 0,5 1,0

    Добавки минералов берут по ГОСТ Р 52129-2003, на нефтяные битумы распространяется ГОСТ 22245, на жидкие – ГОСТ 11955.

    Физико-механические свойства

    Вес и плотность

    Качество покрытия во многом зависит от физико-механических свойств, которые регламентированы ГОСТом 9128-97. Согласно этим нормативам, плотность, а значит и вес 1м3 асфальтобетона зависят от песка, который применяется в его составе.

    В зависимости от этого, вес составляет:

    • На кварцевом песке 2200 кг на метр кубический;
    • На шлаковом песке 2350 кг на метр кубический.

    Второй показатель больше в результате того, что смесь на шлаковом песке более уплотненная. Конечно, удельный вес крупнозернистого асфальтобетона отличается, так как в нем используется щебень большей фракции. Точное значение получить очень сложно, однако, в среднем вес составляет 2100 кг на метр кубический.

    Эти цифры имеют значение при расчете необходимого количества материала для выполнения тех или иных работ. Кроме того, данные о весе могут потребоваться при разборке дорожного покрытия, что позволит рассчитать грузоподъемность техники и количество машин для вывоза старого дорожного покрытия.

    Обратите внимание! Нормы расхода, согласно которых укладывают этот материал, зависят от марки смеси. Эти данные можно узнать из СНиП 3.06.06-88, что позволит избежать ошибок при выполнении расчетов и работ своими руками .

    Надо сказать, что для увеличения шероховатости дорожного покрытия и, соответственно, лучшего сцепления автомобильных шин с дорогой, в асфальтобетонную смесь добавляют повышенное количество измельченного щебня. Его содержание может достигать 80 процентов. Иногда сцепление улучшают путем добавления в состав переработанных шин.

    Изменение состава, конечно же, отражается на плотности и весе бетонного материала. Поэтому получить точные значения можно только у производителя смеси.

    Расход материала

    Если вы решили благоустроить территорию, выполнив дорожки из асфальтобетона или покрыв им площадку, предварительно нужно посчитать его расход. Это позволит узнать количество и стоимость материала для выполнения запланированных работ.

    Инструкция по расчету расхода предельно простая:

    • В первую очередь надо измерять площадь, которую планируется покрыть асфальтобетоном. К примеру, необходимо покрыть площадку в 50 квадратных метров, при толщине слоя в 1 см.
    • Для покрытия одного квадратного метра дороги понадобится 25 кг смеси, соответственно, для 50 метров понадобится 25х50=1250 кг
    • Так как в 1 м3 в среднем 2250 кг асфальтобетона, для покрытия площадки понадобится 1250_2250=0,55м3 асфальтобетона.

    Декоративное асфальтобетонное покрытие

    Надо сказать, что при использовании литого асфальтобетона, т.е. смеси, в состав которой входят полимеры и пластификаторы, расход уменьшается, так как покрытие можно использовать более тонким слоем, в результате его пластичность.

    Совет! При благоустройстве территории при помощи асфальтобетонного покрытия, его можно декорировать. Для этого в его состав обычно добавляют колеры. Также популярным способом его декорирования является тиснение и использование цветного щебня размером фракций до 5 мм.

    Состав и изготовление

    Асфальтобетон состоит из: песка, порошков минерального происхождения, битума, полученного из нефти, и модифицирующих веществ. Также применяют горные породы, такие как: ракушечник, доломиты, известняки и другие; промышленные отходы: золошлаковые от ТЭС, от изготовления серы, асбеста и ряда других производств.

    Минеральные вещества в составе асфальтобетона повышают качество. Количество минерального порошка должно быть точно рассчитано, т. к. если его добавить больше, чем положено, снизится прочность, особенно при низких температурах.

    В результате применения добавок образуется единая структурная масса, меняются свойства: появляется способность выдерживать большие механические воздействия без деформаций, повышаются теплоустойчивость и прочность. Вышеперечисленные свойства увеличивают срок службы дорог, а это экономически выгодно. Для усиления применяют активированные и неактивированные составы.

    Величина зерен минеральных добавок не менее 0,075 мм, их содержание в составе от 70 % до 80 %; крупных (от 0,3 мм) разрешается до 90 % от всей массы, а от 1,18 мм – до 100 %. Влажность – всего 1 %. Смешивать добавки разных фракций допускается, если температура вязкости битума 0,17 Па·сек (подогревать и смешивать минеральные составляющие, руководствуясь ГОСТ 12801-98).

    Изготовить смесь можно только на специализированных заводах. Такой завод состоит из следующих узлов:

    — узел хранения минеральных добавок;

    — узел плавления битума;

    — узел производства продукта.

    При выборе необходимой марки, нужно изучить ее составляющие, стоимость и затем под условия эксплуатации дороги подобрать нужную. Чтобы покрытие служило дольше, заводы-изготовители в составы вводят добавки, повышающие пластичность, вязкость, уменьшающие хрупкость.

    Чтобы изготовить состав необходимо соблюдать технологический цикл:

    • Разогрев битума до 80-100°С в котлах первичного нагрева, затем в битумно-плавильной установке доводят его температуру до 120 °С и, постоянно мешая, выпаривают влагу.
    • Степень подготовленности битума определяет лаборатория.
    • Подача битума в котлы и доведение до 16 °С, затем перекачка на весовую дозировку.
    • Сушка минеральных добавок и смешивание с битумом.
    • Подача дозированных минеральных веществ в элеватор.
    • Сначала сухие минеральные составы просто перемешивают, потом нагревают и смешивают с битумом. Время смешивания для песка составляет около 180 сек.
    • Выгрузка готовой смеси.

    Расчет веса и объема асфальта

    Асфальт — материал, который используют для создания самых разных покрытий. Представляет собой смесь песка, щебня, минеральных веществ и битума. От соотношения отдельных компонентов зависят все характеристики асфальта, в том числе весовые и объемные. Поэтому чтобы рассчитать сколько тонн в 1 кубе асфальта, нужно знать плотность всей смеси или отдельных ее элементов.

    Соответствующие значения уточняют у поставщика материалов. Вычислить сколько кубов в тонне асфальта можно и самостоятельно прямо на объекте, взяв за основу 2,3 т/м3 — 2,4 т/м3 согласно ТР 103-07, ГОСТ Р 54401-2011. Наименьшая плотность у песчаных асфальтовых смесей типа Д, а самыми плотными остаются литые асфальты. Таким образом, зная эти значения, можно вычислить объем поставленного материала и его расход при выполнении строительных работ.

    Расход щебня в зависимости от его свойств

    Щебень используют при выполнении практически всех строительных работ, начиная от приготовления смесей и заканчивая отсыпкой оснований под фундаменты зданий или дорожное полотно. При этом важно правильно рассчитать сколько тонн в кубе щебня, чтобы получить точные данные по расходу материалов и средствам на их закупку.

    Сделать это можно двумя способами:

    1. Взять пробы и отправить их в лабораторию, где с учетом насыпной плотности и веса щебня рассчитают сколько будет весить кубометр этого материала. На объем до 350 кг делают не менее 10 проб (ГОСТ 8269, ГОСТ 8267-93). Заказывать лабораторные испытания выгодно, когда нужно еще и проверить качество материалов.
    2. Если проверка качества не предусмотрена, то определить сколько кубов щебня в 1 тонне можно при заказе материалов или прямо на объекте. Для этого у поставщика достаточно уточнить данные по плотности, которая в среднем составляет от 1320 до 1360 кг на кубометр.

    Все свойства и технические характеристики щебня напрямую зависят от места добычи и фракционного состава исходного материала. Более прочный и морозостойкий гранитный щебень тяжелей гравийного, известнякового или вторичного. Соответственно и вес одного куба в первом случае выше.

    Перевод кубических метров в тонны асфальта

    Помимо основных характеристик на удельный вес асфальтобетона влияет содержание и марка битума, состав минеральных или полимерных добавок, температура смеси. Также учитывается и специфика местных материалов, используемых на асфальтобетонных заводах в каждом регионе. Поэтому самое правильное решение – позвонить на ближайший асфальтобетонный .

    Несмотря на разнообразие марок асфальта, в ВСН 14-95 «Инструкция по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» приводятся следующие значение плотности.

    • тип «А» — 2 385 кг/м.куб.;
    • тип «Б» — 2 370 кг/м.куб.;
    • тип «В» — 2 343 кг/м.куб.

    С учётом этих значений, чтобы рассчитать, сколько кубов в тонне асфальта, необходимо одну тонну разделить на плотность смеси. Для мелкозернистой смеси типа «А» в одной тонне находится 0,41 кубометра асфальта.

    Для чего надо знать вес 1 куба асфальта

    При планировании работ по укладке дорожного покрытия ведётся расчёт массы материала, учитывается протяжённость. На вес асфальта влияют компоненты, входящие в состав. Полная информация о материале представлена в таблицах производителей.

    В таблице приведена масса асфальта одного кубического метра в зависимости от вида.

    Тип материала Вес в килограммах в 1 метре кубическом
    Асфальт 1100-1500
    Асфальт холодный 1100
    Асфальт снятый 1428
    Асфальтовая крошка 1500-1900
    Асфальт песчаный 2200
    Асфальтобетон 2000-2450

    При расчётах сметы часто используют усреднённое значение веса куба асфальта. Среднее значение плотности асфальта — 1,2 тн/м3.

    Зачем нужно знать, сколько кубов в тонне асфальта?

    При устройстве дорожной одежды определяют объем требуемого материала исходя из асфальтируемой площади и толщины слоя. Но асфальтобетонные заводы отпускают смесь в единицах массы – тоннами. Чтобы приобрести нужное количество, необходимо определить, сколько кубов в одной тонне асфальта. Ошибка в расчёте может дорого обойтись. При недостаточном количестве асфальтобетона материал придётся заказывать дополнительно. А это не только лишние транспортные расходы, но и ненужный стык на покрытии. При излишке заказанной смеси избыток материала останется неиспользованным.

    Кроме технической стороны вопроса, сколько кубометров в тонне асфальта, необходимо знать и для составления сметных расчётов на строительство.

    Состав асфальта

    Этот материал может иметь естественное либо искусственное происхождение. В первом случае асфальт представляет собой смесь минеральных материалов с битумом, содержание которого может составлять до 75 %. Материал искусственного происхождения, также называемый асфальтобетон, производится из смеси песка, щебня, минеральных либо полимерных добавок, битума. Содержание последнего в нем обычно составляет 5-15 %. В настоящее время при устройстве дорожных покрытий асфальт естественного происхождения практически не используется.

    Полная информация о характеристиках асфальта: плотность, объемный, удельный вес

    Сайт о бетоне: строительство, характеристики, проектирование. Соединяем опыт профессионалов и частных мастеров в одном месте


    Лёгкий дымок над покрытием указывает на высокую температуру асфальтобетона

    Никаких загадок и хитростей при укладке готового асфальтобетона. Равномерно распределить по заданной территории горячую массу толщиной 5-7 см, проконтролировать уровень покрытия в соответствии со СНиП 3.06.03-85 и можно сдавать работу. Уплотнение асфальтобетонной смеси определяет качество выполненной работы.

    Масса для покрытия получается искусственным способом и должна быть хорошо уплотнена. Как получить нужную плотность асфальтобетона, на каких строительных площадках данный показатель актуален, и как определяется?

    Основные составляющие дорожно-строительного материала

    Битум составляет 5-6 процентов в асфальтном соединении. Другими элементами являются гравий, песок и прочие добавки.

    С помощью песка создаётся основание для равномерного распределения давления. Если в составе материала слишком мало его, щебень выдавливается наверх. Заполняют образовавшиеся пустоты песчаником или известняком.

    Размер или фракция щебня влияет на выделение определённых видов асфальта:

    • Плотный (5 мм) – используется для создания верхнего слоя
    • Пористый материал – в основании покрытия.
    • Высокопористый (15-40 мм) – для возведения высоконагруженных трасс.

    В асфальтобетонную смесь добавляют минеральные ингредиенты, влияющие на технические характеристики. В зависимости от их содержания выделяют три вида:

    • Группа А – процент содержания 50-60.
    • Группа Б – от 40 до 50 процентов.
    • Группа В – от 30 до 40 процентов.

    Состав асфальта и его разновидности

    Асфальт — это природный или искусственный материал, смесь битума и минеральных компонентов. В качестве последних служат щебень, песок и прочие добавки, придающие материалу полезные свойства, повышающие твердость и прочность готового покрытия: зола, сера, каучук, резина, латексные материалы и др.

    Характеристики и сфера применения асфальта определяются соотношением составных компонентов, размером фракций щебня и прочих добавок, степенью их очистки.

    Виды асфальта бывают разные.

    По происхождению он бывает:

    1. Природным. Это материал естественного происхождения. У него низкая температура плавления. При застывании тяжелых компонентов нефти, смешанных с природными минералами, образуется твердое покрытие.
    2. Искусственным или асфальтобетоном. Это смесь на битумной основе с природными компонентами. В асфальтобетонных составах используют искусственное соединение, получаемое при переработке нефти. Доля битума составляет 5-6 процентов.

    В зависимости от размера наполнителя, выделяются следующие виды:

    1. Песчаные — размер фракций до 10 мм. Используются для строительства тротуаров и пешеходных дорожек.
    2. Мелкозернистые — до 20 мм. Таким асфальтом покрывают верхний слой дорожного полотна. Не подвержен температурным перепадам.
    3. Крупнозернистые — более 20 мм. Применяются как нижний слой дорожного покрытия. Имеют жесткую структуру.

    По способу укладки материал делится на:

    1. Холодный. Используют для ремонтных работ. Укладывается вручную. Нет ограничений по сезонности. Можно применять при температуре от -40…+40ºC.
    2. Горячий. Традиционный способ. Горячий асфальт выливается на дорогу и прессуется катком. Выбирается для формирования нижнего слоя дорожного полотна.
    3. Литой. Обладает повышенной пластичностью. Перед нанесением нагревается до 250ºC. Не нуждается в уплотнении катком.



    Классификация асфальтной смеси

    В зависимости от значения плотности и структуры асфальт делится на группы:

    • Класс А1 применяется для укладки дорожного покрытия автомагистрали, шоссе (трассы первого и второго порядка). Составляющими компонентами являются песок, щебень, битум 7 процентов, минеральные добавки 4 процента. Объёмный вес составляет 1700 килограмм на 1 м3, отлично поддаётся уплотнению, не расплывается при больших нагрузках, не боится высоких температур.

  • Класс А2 используется для укладки покрытия автодорог федерального и регионального назначения, подъездных путей. Основными составляющими являются щебень средней фракции, песок, минеральный порошок 5 %, дроблёный отсев 20 %. Благодаря высокой пористости обладает хорошей эластичностью.
  • Класс А3 из-за невысоких эксплуатационных показателей рекомендуется для укладки дорожного полотна второстепенной важности. Вес асфальта составляет не более 1300 кг на 1 кубический метр. В асфальтной смеси отсутствует щебень, а минерального порошка всего 3 %. Основные показатели – пористость и низкая прочность.
  • Для определения прочности будущего покрытия, следует знать, сколько весит 1 куб асфальта. Низкая прочность – 900- 1300, хорошая – свыше 1300.

    Удельный вес в 1м3

    Главные характеристики асфальта — удельный вес и плотность.

    Первый зависит от состава и способа производства смеси.

    Его показатели у некоторых видов асфальтобетона:

    Вид Кг
    Мелкозернистый 2 330
    Природный 1 100
    Литой 1 500
    Асфальтобетонная смесь (в зависимости от размера фракций) 2 000 — 2 450
    Прессованный 2 000
    Асфальтная крошка (в зависимости от размера) 1 800 — 2 000
    Холодный 1 100
    Горячий 1 200
    Снятый 2 400

    Удельный вес мелкозернистого асфальтобетона один из самых больших.

    Для чего надо знать вес 1 куба асфальта

    При планировании работ по укладке дорожного покрытия ведётся расчёт массы материала, учитывается протяжённость. На вес асфальта влияют компоненты, входящие в состав. Полная информация о материале представлена в таблицах производителей.

    В таблице приведена масса асфальта одного кубического метра в зависимости от вида.

    Тип материала Вес в килограммах в 1 метре кубическом
    Асфальт 1100-1500
    Асфальт холодный 1100
    Асфальт снятый 1428
    Асфальтовая крошка 1500-1900
    Асфальт песчаный 2200
    Асфальтобетон 2000-2450

    При расчётах сметы часто используют усреднённое значение веса куба асфальта. Среднее значение плотности асфальта — 1,2 тн/м3.

    Асфальт: исторические факты

    На греческом языке «асфальт» означает «горная смола», а его добычей занимались еще древние египтяне и вавилоняне. Уникальные вяжущие свойства делали асфальт популярным материалом при покрытии поверхности стен сооружений, дорог, придания прочности посуде. А каким незаменимым был асфальт в кораблестроении! Ведь древние лодки и корабли, корпусы которых были пропитаны жидким асфальтом, приобретали исключительную влагонепроницаемость.
    Интересно: сегодня на территории Северной Америки, бывшего СССР и Европы находятся природные месторождения асфальта. Самым древним источником асфальта считается Мертвое (или Асфальтовое) море.

    Физико-механические параметры асфальтобетона

    ГОСТ регламентирует определённые нормы, влияющие на качество дорожного полотна. Асфальтное соединение характеризуется техническими параметрами.

    Асфальтобетон отличается от асфальта индивидуальными свойствами. В его смеси преобладают крупные фракции щебня, то есть улучшенный вариант. Асфальтобетон рекомендуется использовать на покрытии дорог с повышенной прочностью.

    Значение плотности и вес 1 кубического метра зависит от песка, входящего в состав. Для сравнения в таблице приведены значения массы 1 м3 смеси.

    Вид песка Вес, куб. м
    Кварцевый 2200
    Шлаковый 2350

    Асфальтобетон в зависимости от размеров минеральных зёрен:

    • песчаный – не более 10 миллиметров;
    • мелкозернистый – не более 20 миллиметров;
    • крупнозернистый – не более 40 миллиметров.

    Сколько весит куб асфальтовой крошки?

    Масса куба асфальтовой крошки составляет от 1,5 до 1,9 тонн.

    Этот материал широко применяется для отсыпки дорог, поскольку обладает огромным преимуществом по сравнению с песком или щебнем – более плотной укладкой. В результате дорога с покрытием из асфальтовой крошки со временем практически ничем не отличается от асфальта.

    Асфальтовая крошка получается путем переработки старого асфальтового покрытия и применяется для отсыпки дорог внутри дачных поселков, парковочных мест, а также в целях ремонта. Благодаря наличию битума крошка из асфальта обладает высокой устойчивостью к размытию и другим разрушительным явлениям.

    К тому же, немаловажным фактором при использовании асфальтовой крошки является ее стоимость – почти в три раза меньше цены щебня! При этом такая низкая стоимость свидетельствует только о доступности и «беззатратности» получения этого удивительного материала. Достаточно просто измельчить старое асфальтное покрытие – и отличный материал готов.

    При засыпании крошки из асфальта следует помнить о ее высокой плотности. Поэтому материал лучше наносить в место засыпки, не забывая о том, что крошка дает значительную осадку – из 30 см засыпанного материала после укатки может получиться всего 15 см. Так что только соблюдение этого простого правила гарантирует качественный ремонт дорожного покрытия.

    Плюсы и минусы асфальтобетонной смеси

    Дорожное покрытие, выполненное из асфальтобетона, имеет преимущества:

    • Бесшумность при движении автомобильного транспорта.
    • Отсутствие пыли в процессе эксплуатации.
    • Высокий уровень износостойкости.
    • Отсутствие сложностей в уходе и ремонте за дорожным покрытием.

    Основными недостатками дорожного полотна из асфальтобетона являются:

    • В процессе эксплуатации возможны образования волн или сдвигов, трещин.
    • При незначительном увлажнении дорога становится скользкой.
    • Недостаток водостойкости приводит к шелушению поверхности.

    Где и для чего используется крупнозернистый асфальтобетон

    Сравнение двух видов асфальтобетона разной зернистости показывает, что мелкозернистые смеси имеют более высокую прочность и износостойкость, тогда как крупнозернистые способны стабилизировать покрытие.

    Этим продиктована зона укладки

    асфальтобетона с крупными фракциями – используется в качестве
    подстилающего слоя
    асфальтового покрытия, поверх которого укладывается мелкозернистая смесь.

    Другими словами, при устройстве асфальтобетонного покрытия сначала укладывается крупнозернистый асфальтобетон, а затем мелкозернистый. Это обеспечивает максимальную плотность, а также стабилизацию покрытия и хорошее сопротивление механическим нагрузкам. Однако в некоторых случаях асфальт с крупными фракциями может использоваться независимо от мелкозернистого.

    В каких областях применяется крупнозернистый асфальтобетон:

    • 1. Дорожное строительство;
    • 2. Реконструкция автомобильных дорог;
    • 3. Ремонт асфальтовых покрытий;
    • 4. Устройство и ремонт пешеходных зон;
    • 5. Асфальтирование частных территорий. Для высокозагруженных дорог – в комбинации с мелкозернистыими смесями;
    • Для низкозагруженных дорог – в качестве единственного материала, а также в комбинации.

    Показатели асфальтного полотна

    Материал определяется техническими характеристиками:

    • Водонасыщение — способность заполнения всей структуры влагой. Повышенный показатель характеризует пористость и плохое уплотнение асфальтного соединения.
    • Прочность покрытия характеризуется устойчивостью слоя, прочностью на изгиб, стойкостью перед образованием трещин. Дорожное полотно подвергается вертикальным и горизонтальным нагрузкам под действием автомобилей. При перепаде температур и выпадению климатических осадков на покрытии образуются трещины. Чаще это происходит в осенне-зимний сезон.

  • Длительность эксплуатации дорожного покрытия один из важнейших показателей качества выполненной работы. Она зависит от ряда причин: используемого материала, климатических факторов, состояние почвы, интенсивности движения автомобильного транспорта.
  • Морозостойкость обусловлено количеством открытых пор, которые приводят к образованию трещин.
  • Износостойкость зависит от трения, возникающего при движении колёс автомобиля по дороге. Устанавливается количеством выпадением щебня и песка.
  • Асфальтобетон с гранитным щебнем имеет лучшие показатели по износостойкости, чем на основе известняка. В среднем за год износ слоя составляет от 0,3 до 1 миллиметра.

    Вес асфальта, как ключевой фактор для организации корректной работы

    Для получения качественного и долговечного дорожного покрытия, важно рассчитать удельный вес асфальта . Он может колебаться, в зависимости от вида асфальта и его состава. Приведем данные, для каждого вида асфальтового покрытия, в таблице.
    Вид асфальтового покрытия

    Технические характеристики, физико-механические свойства и другие параметры асфальтобетона

    Асфальтобетон – материал неоднородный. Более того, практически все его качества зависят не только от свойств составляющих, но и метода изготовления, температуры нагрева ингредиентов, и даже способа укладки и охлаждения на воздухе. А поэтому для оценки свойств АБ приходится прибегать к лабораторным методикам.

    Основные физико-механические свойства асфальтобетона

    В перечень таковых входят как технические показатели, так и пользовательские свойства, определяющие назначение материала. Первой мы рассмотрим плотность асфальтобетона в кг и т/м3 и поговорим о ее измерителе и контроле.

    Плотность

    Вычисляют и экспериментально устанавливают несколько показателей. Опытными образцами служат образцы, изготовленные в лабораторных условиях из исследуемой смеси, пробы, взятые из смесителя и керны – образцы, полученные из уже готового дорожного покрытия.

    Средняя плотность – по этому параметру вычисляют остаточную пористость, и плотность минеральной части. Методика определения довольно проста:

    • пробы взвешивают на воздухе;
    • затем смеси погружают в воду с температурой 20 С и ожидают полчаса для того, чтобы материал напитался водой. Затем образцы взвешивают в воде;
    • пробы извлекают, осушают сухой мягкой тканью и взвешивает снова на воздухе.
    • Плотность остова – то есть, минеральной части АБ с учетом наличествующих пор, используется в различных расчетах. Этот параметр вычисляют исходя из установленной средней плотности и известного состава смеси: содержания минерального ингредиента и битума.
    • Истинная плотность состава без учета объема пор. Величину вычисляют из плотности входящих в состав ингредиентов.
    • Истинная плотность АБ – то есть, плотность без учета пор. Для лабораторных образцов величину рассчитывают или определяют экспериментально. При исследовании керна возможен только опытный метод.

    Более подробно о плотности асфальтобетона расскажет это видео:

    Пористость

    Пористость – зависит от объема пор. Может вычисляться на основе значений истинной и средне плотности. В лабораториях применяется и опытная методика:

    • образцы взвешивают в воздухе и воде описанным выше способом;
    • пробы помещают в емкость с водой при температуре 20 С и располагают в вакуумной установке;
    • в течение 1 часа для горячего и теплого АБ и в течение получаса для холодного удерживается давление, равное 2000 атм;
    • затем давление доводят до значения 94 250–104 150 и удерживают 30 минут;
    • пробы взвешивают в воде;
    • извлекают образцы и взвешивают еще раз на воздухе.

    Установленные параметры позволяют точно определить пористость продукта.

    Про массу, удельный о объемный вес лома 1 м3 асфальтобетона при разборке поговорим ниже.

    Масса

    В лабораторных условиях масса образца попросту измеряется на воздухе. Но поскольку на практике такой метод невозможен, то удельную массу вычисляют на основании данных о плотности – она устанавливается экспериментально, и объеме материала.

    Объемный вес, то есть, плотность также определяется опытным путем, но только в качестве отправной точки. В дальнейшем эти данные используют для вычисления на их основе. Теоретически, величину можно вычислить на основе данных о плотности минеральной части и содержания битума. При этом необходимо учесть количество растворителя, который испарился во время застывания АБ.

    Несколько иную величину представляет собой вес от разборки асфальтового покрытия. Она имеет значение для выбора дорожных фрез, параметров производимой работы, грузоподъемности транспорта, которым потребуется увести лом, и экономических расчетов. Рассчитывают вес от разборки следующим образом:

    Q = S х H х s х Kп , где

    Q общая масса отфрезерованного материала, т;
    S площадь участка, м2;
    H глубина фрезерования, м;
    s плотность вырубленного материала, т/м3. В среднем он составляет – 2,2 т/м3, однако этот показатель лучше уточнить в соответствующем ведомстве;
    Кп коэффициент корреляции. Обычно составляет 0,9.

    Про пожаробезопасность холодных и горячих асфальтобетонов поговорим далее.

    Более подробно о весе асфальтобетона расскажет следующий видеосюжет:

    Пожаробезопасность

    Асфальтобетон относится к трудногорючим веществам, то есть, к тем, которые под действием открытого огня или высокой температуры могут тлеть, обугливаться или воспламеняться. При удалении огня такое тление или горение останавливается.

    Справедливо это по отношению к материалу, содержащим выше 8% по массе органического связующего – битума.

    Экологичность и вредность

    Безвредность готового дорожного покрытия вполне очевидна. Минеральная и органическая составляющие материала не выделяют никаких испарений и не отравляют окружающую среду. Более того, при производстве АБ используют промышленные отходы – минеральный порошок, что повышает уровень экологичности.

    Прочность

    Этот показатель состоит из нескольких величин.

    • Устойчивость слоя под действием вертикальных и горизонтальных нагрузок. Под вертикальной понимают нагрузку, равновеликую колесу, а под горизонтальной – усилие от торможения.
    • Трещинностокость – определяется в осенне-зимний период, когда повышается осадка покрытия.
    • Прочность на изгиб – оценивается в весенний период. В это время нижние слои в наибольшей степени впитывают воду и возникает опасность накопления микроразрушений – усталостные разрушения. Образуются они под действием многократного неритмичного воздействия. При недостаточной прочности на изгиб такие микроразрушения превращаются в трещины.
    • Для дорожного покрытия важным является не только значение нагрузки, но и ее продолжительность. Однако оценить этот фактор не представляется возможным. Поэтому для характеристики используют величину предельной прочности, то есть, того напряжения, при котором асфальтобетон разрушается.

    Срок службы

    Длительность эксплуатации дорожного покрытия зависит от чересчур большого количества факторов, включающих не только собственные свойства АБ, но и внешние условия: погода, состояние грунта, интенсивность движения и многое другое. В общем асфальтобетон в зависимости от назначения рассчитан на 10–20 лет службы.

    Водостойкость

    Вода при излишне длительном воздействии может разрушать структурные связи между каменными частицами, что приводит к их выкрашиванию, и, соответственно, к разрушению покрытия. Постоянное смачивание и высыхание разрушает АБ еще быстрее.

    Водостойкость асфальтобетона определяется как соотношение между величиной прочности для сухого образца и напитавшегося водой. Этот коэффициент после очень длительного водонасыщения – 2 недели, должен быть равен 0,8.

    Морозостойкость

    Морозостойкость, очевидно, связана с числом открытых пор. При попадании и замерзании воды внутрь пор наблюдается растрескивание АБ.

    Коэффициент морозостойкости указывает, насколько снижается прочность на растяжении после некоторого числа циклов по замораживанию и размораживанию образцов. Здесь имеет значение характер связи между битумом и минеральной частью.

    Так, материал на основе гранитного щебня менее стоек к морозам, так как связь здесь носит чисто физический характер. А вот с известняком битум вступает в химическую реакцию, и такой АБ отличается более высокой морозостойкостью.

    Износостойкость

    Параметр связан с тем трением, которое возникает при движении колес по поверхности. Износ определяется как выпадение и унос частиц песка и щебня.

    Здесь асфальтобетон с гранитным щебнем отличается лучшими показателями, чем материал на известняковой основе. В общем, износ слоя АБ составляет 0,3–1,0 мм в год.

    Технические характеристики

    Асфальтобетон – материал с так называемыми обратимыми структурными связями. Это означает, что при разной температуре и под действием разной нагрузки он будет проявлять разные качества.

    Выделяют 3 состояния АБ:

    • упруго-хрупкий – минеральный остов фиксирован прослойками битума. В этом состоянии АБ наиболее близок к цементам;
    • упруго-пластичный – минеральные зерна соединены прослойками битума, которые при воздействии нагрузки проявляют упругость и эластичность;
    • вязко-пластичный – минеральный остов соединен полужидким битумом, который при нагрузке сразу же деформируется.

    Значение имеет степень сохранения присущих АБ свойств во всех трех состояниях.

    Общие

    К наиболее важным характеристикам относят прочность. Но ее значение успешно демонстрируют физико-механические параметры, которые проиллюстрированы ниже. К другим значимым пользовательским качествам покрытия относят следующие.

    • Деформативность – то есть, относительная к эталону склонность к деформации при растяжении и изгибе. Нормой считается величина относительного удлинения в пределах 0,004–0,008 (при 0 С) и 0,001–0,002 при +20 С.
    • Ползучесть – непрерывная малозаметная деформация, сильно протяженная во времени. Испытания проводят, прикладывая постоянную нагрузку к цилиндрическому образцу.
    • Релаксация – поскольку асфальтобетон состоит из частей, находящиеся в разном агрегатном состоянии, то он способен с течением времени переструктурироваться под действием постоянной нагрузки, и уменьшить ее воздействие на материал.
    • Шероховатость – важным показателем АБ является сцепление колес автомобиля с поверхностью. Оценивается он с помощью коэффициента сопротивления скольжению. Конечно, мокрый асфальт характеризуется меньшим сопротивлением:
      • на сухом шершавом покрытии он равен 0,7–0,9;
      • на мокром – 0,5–0,7.

    Недопустимым является коэффициент менее 0,4 – такая дорога не удовлетворяет требованиям техники безопасности.

    Специальные

    Характеристики асфальтобетонных смесей являются постоянным объектом изучения. Стоит отметить, что для разных видов показатели разные. Более того, отличаются они и в зависимости от предполагаемого места использования – засушливые районы, дождливые, с морозной зимой и так далее.

    ГОСТ регламентирует обязательные параметры для АБ. При подборе состава и изготовлении смеси, ориентируются на стандартные требования.

    Специальные требования к асфальтобетонным смесям

    Показатели по сцеплению вяжущего с минеральным остовом выдерживаются для любого типа бетона – расслоение не допускается.

    ГОСТ регламентирует и дополнительные параметры для АБ для верхних слоев, пористых и так далее. Гранулометрический состав также можно найти в документе.

    Асфальтобетон – сложный строительный материал, чьи физико-механические свойства зависят не только от состава и структуры, но и от условий окружающей среды. Задача проектирования смесей: предусмотреть, в каких пределах будут изменяться свойства в тех или иных условиях.

    Удельный вес и плотность асфальтобетона в 1 м3

    Асфальтовое покрытие состоит из множества компонентов, основным из которых является щебень. В зависимости от загруженности дороги для производства асфальта используются различные фракции этого материала, а также разный процент содержания в асфальтной массе. Все это, безусловно, оказывает непосредственное влияние на плотность асфальтобетона в т/м 3 , которая учитывается при расчете расходов на транспортировку материала, укладку или разборку.

    Состав асфальта и его разновидности

    Существует большое количество видов дорог для передвижения. Все они имеют разную нагрузку, именно поэтому качество покрытия колеблется в определенных пределах. Так, дороги могут быть предназначены:

    • Для пешеходов — тротуары, парки, скверы, площади, площадки для отдыха, пешеходные мосты.
    • Для велосипедистов — прогулочные дорожки в парках, вдоль трасс, велотреки на стадионах.
    • Для автовладельцев — двух-восьми полосные автострады, парковки, мосты.

    Плотность покрытия для пешеходных дорожек отличается наименьшей величиной ввиду относительно небольшой нагрузки на квадратный метр. С увеличением нагрузки повышают содержание в асфальтобетоне укрепляющих материалов.

    Существуют следующие разновидности асфальта в зависимости от их состава и происхождения:

    Природный асфальт. Представляет собой специфическую смолистую твердую массу, которая состоит из масел и смолистых веществ и имеет довольно низкую температуру плавления — 20−100 °C. Образуется в естественных условиях путем испарения легкой фракции нефти в местах ее неглубокого залегания или выхода на поверхность. При застывании ее тяжелая часть смешивается с гравием, песком и другими минеральными компонентами и образует корку различной плотности. Среднее же значение этой величины приходится на 1−1,2 т/м 3 .

  • Искусственный асфальт называется асфальтобетоном — это смесь минеральных компонентов на битумной основе. В него включают щебень, гравий, песок и минеральный порошок. А также для придания особых свойств в асфальт могут добавлять резиновую крошку, получаемую в результате промышленной переработки старых автомобильных покрышек и других изделий. Однако резиновый асфальт очень дорогой в сравнении с обычным, поэтому используется редко и в скромных пределах. Вес асфальтобетонной смеси в 1 м 3 может достигать 2,5 т.
  • Типы асфальтового покрытия отличаются составом, температурой укладки, твердостью и сроком эксплуатации. Например, часто укладывают так называемый холодный асфальт — с этим типом дорожного покрытия можно работать без предварительного разогрева. К тому же оно не нуждается в дополнительном техническом оснащении — такой асфальт не нужно укатывать, достаточно просто равномерно распределить по необходимому участку. Он производится из экологичных компонентов, включает в себя известняковый порошок, который служит отличным пластификатором.

    Литой асфальт, помимо увеличенного количества природных пластифицирующих порошков, содержит еще и большое количество смолы повышенной вязкости, что делает его высококачественным материалом для укладки дорог. Он обладает высоким коэффициентом прочности, устойчивостью к воздействию воды и химических веществ, не разрушается под влиянием перепадов температур и обеспечивает хорошую сцепку колес. Кроме того, литое покрытие подавляет шумы и легко ремонтируется. Однако все эти положительные качества несколько уменьшает высокая цена оборудования для его укладки.

    Горячий искусственный асфальт состоит преимущественно из щебня, для связки в нем используются сырые нефтепродукты. Такое покрытие требует обязательного разогрева и утрамбовывания специальными катками. Оно считается самым распространенным и используется для укладки нижнего слоя автострад государственного и регионального значения, а также для взлетных полос и других объектов с высокой нагрузкой.

    Следующим слоем покрытия может идти крупнозернистый асфальт, включающий в себя крупную асфальтовую крошку, которую получают путем дробления старого дорожного покрытия. Он также имеет жесткую структуру и служит хорошей основой для мелкозернистого верхнего покрытия.

    Асфальтогранулят и асфальтовая крошка используется для укрепления асфальтового покрытия вместо обычного щебня — эти материалы получают путем вторичной переработки, поэтому они намного дешевле.

    Расчет плотности по таблице

    Существует следующая классификация дорожной «одежды» в зависимости от типа покрытия, состава и удельного веса асфальтобетона. Таблицей можно пользоваться при расчетах необходимого количества для ремонта дороги или нового ее строительства.

    Вес асфальтобетона в зависимости от типа покрытия

    Вид асфальтового покрытия Единицы измерения Вес в 1 м 3
    Природный асфальт кг 1100
    Литой асфальт кг 1500
    Прессованный асфальт кг 2000
    Асфальтобетон кг 2000−2450
    Мелкозернистый кг 2330
    Асфальтогранулят (черный щебень) кг 1600−1800
    Асфальтовая крошка кг 1800−2000

    В конструировании будущей дороги обязательно учитывается толщина накладываемого слоя покрытия, а также возможная усадка. Все эти величины контролирует государственный стандарт.

    Устройство асфальтобетонных покрытий

    При строительстве новой дороги нижний слой обрабатывают жидким битумом или битумной эмульсией для качественного сцепления с верхним покрытием. Его наносят в горячем виде не менее чем через 6 часов на застывший смоляной слой и укатывают при помощи катка.

    При ремонте уже существующего дорожного покрытия его основание очищают от пыли обратной воздушной тягой или специальными моечными машинами. Если используется второй способ, то основание должно хорошо просохнуть перед дальнейшей обработкой битумной смесью. Далее производят выравнивание поверхности посредством нанесения слоя крупнозернистого асфальта при выбоинах глубже 6 см. Если требуемая толщина меньше, то используют мелкозернистый асфальтобетон. На мелких по площади повреждениях применяют асфальтораскладчик, а для крупных — асфальтоукладчик.

    Часто высчитывают удельный вес асфальтобетонной смеси при разборке для того, чтобы асфальтный лом превратить в крошку различного размера и использовать ее для ремонта дорог. Для качественного исправления дорожных дефектов необходимо знать плотность и вес асфальтобетона в 1 м 3 как того, что используется для вторичного производства, так и основного, который ремонтируют.

    Однако повторное применение демонтированного старого асфальта для полного настила дороги еще находится в разработке, пока практикуют только ямочный ремонт с использованием этого материала.

    Объемный удельный вес асфальтобетона при разборке условно принимают равным 2,4 г/см 3 , что является довольно высоким показателем. Кроме того, повторное использование старого покрытия обеспечивает значительную экономию средств.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: