Пенсионное обеспечение права социального обеспечения

Ответы на вопросы по теме: "Пенсионное обеспечение права социального обеспечения". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Право социального обеспечения. Пенсии

Пенсия — это регулярная гарантированная денежная выплата, установленная в целях материального обеспечения граждан в старости, по инвалидности, за выслугу лет, а членов их семей — в случае потери кормильца, производимая из социальных источников, предназначенных для этих целей.

С января 1991 г. финансовые средства на обеспечение пенсиями выведены из состава государственного бюджета, а работа по их сбору, учету и целевому распределению возложена на самостоятельное кредитно-финансовое учреждение — Пенсионный фонд РФ. Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд для граждан и работодателей устанавливаются федеральными законами.

Федеральным законом от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях РСФСР» установлены трудовые пенсии и социальные. К трудовым пенсиям, исходя из специфики события, при наступлении которого предоставляется пенсионное обеспечение, относятся пенсии по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет.

По общему правилу, если гражданин имеет право одновременно на различные виды пенсий, ему назначается и выплачивается одна из них по его выбору. Вместе с тем, законодательство предусматривает случаи, когда гражданин имеет право получать две пенсии одновременно.

Право на получение двух пенсий предоставляется:

а) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы; участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин. Им могут быть установлены пенсии по старости (или за выслугу лет) и пенсии по инвалидности;

б) вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по старости (или пенсия по инвалидности, пен сия за выслугу лет или социальная пенсия) и пенсия по случаю потери кормильца (за погибшего мужа).

В связи с повышением стоимости жизни все пенсии подлежат индексации в порядке, установленном законодательством.

Граждане имеют право обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее, без ограничения сроком.

Пенсии по старости назначаются и выплачиваются лицам, достигшим определенного возраста и имеющим трудовой стаж определенной продолжительности.

Пенсии по старости устанавливаются на общих и льготных основаниях.

Пенсия по старости на общих основаниях устанавливается при достижении мужчинами 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Пенсия на льготных основаниях устанавливается различным категориям граждан: женщинам — многодетным матерям, матерям детей-инвалидов с детства; инвалидам войны и другим инвалидам, приравненных к ним; лилипутам и диспропорциональным карликам; лицам, занятым на работах с особыми условиями труда (занятым в аварийно-спасательных службах и формированиях; занятым на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах; на других работах с тяжелыми и неблагоприятными условиями труда (по Списку № 2); работникам железнодорожного транспорта; лицам, занятым на полевых геологоразведочных, поисковых и др. работах; на лесозаготовках и лесосплаве; в плавсоставе на судах морского, речного флота; на работах с осужденными к лишению свободы; на погрузочно-разгрузочных работах в портах; водителям городского пассажирского транспорта; женщинам, работавшим с интенсивными и тяжелыми условиями труда; гражданам, проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, к ним приравненных; гражданам, подвергшимся воздействию радиации в результате катастрофы на ЧАЭС, и некоторым другим категориям граждан.

Льгота заключается в снижении требования к пенсионному возрасту и к продолжительности стажа, либо к одному из этих юридических фактов. Законодательством также предусмотрены неполные пенсии по старости (при достижении пенсионного возраста и наличии общего трудового стажа не менее 5 лет) и досрочные пенсии (если до достижения общего пенсионного возраста осталось не более двух лет и при наличии общего трудового стажа установленной законом продолжительности для назначения пенсии по старости на общих основаниях). Основной размер пенсии по старости — 55% заработка, исчисленного в установленном порядке, размер пенсии может быть увеличен на 1% заработка за каждый полный год сверх стажа, требуемого для назначения пенсии, но не свыше 75%.

Законодательством закреплены минимальные и максимальный размеры пенсии по старости, минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, требуемом для назначение полной пенсии, устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда, а максимальный — на уровне трех минимальных размеров пенсии.

Пенсия по старости назначается пожизненно. Работающим пенсионерам пенсия по старости выплачивается в полном размере (без надбавки на иждивенцев). Пенсия, назначенная досрочно, выплачивается неработающим пенсионерам, а при достижении ими пенсионного возраста, при котором они приобретают право на пенсию на общих или льготных основаниях, выплата пенсии производится на общих основаниях.

Пенсия по инвалидности связана с установлением гражданам инвалидности. Инвалидностью признается нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности лица.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности, устанавливается группа инвалидности (первая, вторая и третья). Инвалидность устанавливается районными, межрайонными и городскими медико-социальными экспертными комиссиями (МСЭК). При установлении инвалидности МСЭК определяет группу инвалидности, причину и время ее наступления.

Причинами инвалидности может быть: общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, военная травма, заболевание, полученное в период прохождения военной службы.

Причина инвалидности является важным юридическим фактом, влияющим на условия назначения пенсии.

Пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания, гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет вследствие общего заболевания, назначаются независимо от продолжительности общего трудового стажа. В остальных случаях назначения пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания необходим общий трудовой стаж ко времени наступления инвалидности: лицам в возрасте до 23 лет не менее одного года, а в возрасте 23 лет и старше — один год, с увеличением его на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 23 лет, но не более 15 лет.

Право на пенсию по инвалидности вследствие военной травмы, заболевания, полученного в период военной службы, по действующему пенсионному законодательству имеют не только лица из числа военнослужащих, но и некоторые другие категории граждан (лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, сотрудники налоговой полиции, работники прокуратуры и др.).

Пенсия по инвалидности устанавливается в следующих размерах: инвалидам I и II групп — 75%, III группы — 30% заработка. Минимальный размер пенсии по инвалидности I и II групп устанавливается на уровне минимального размера пенсии по старости, а инвалидов III группы — 2/3 минимальной пенсии по старости, максимальный размер пенсии по инвалидности I и II групп соответствует максимальному размеру пенсии по старости, а пенсии по инвалидности III группы — минимальному размеру этой пенсии.

Пенсия по инвалидности устанавливается на тот срок, на который была определена инвалидность.

Работающим пенсионерам пенсия по инвалидности выплачивается в полной сумме.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается и выплачивается членам семьи умершего кормильца.

Читайте так же:  Правила выплаты компенсационной выплаты за уход

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на его иждивении или, имеющие право на него. Круг нетрудоспособных членов семьи достаточно широк: дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше 16 лет, если они стали инвалидами до достижения этого возраста; учащиеся — до окончания учебного заведения, ho не более чем до 23 лет. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию при отсутствии у них трудоспособных родителей; отец, мать, супруг (муж, жена), если они достигли возраста — мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет, либо являются инвалидами; один из родителей, или супруг, либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста или трудоспособности, если он(она) заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работают; дед или бабушка — при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать, и некоторые другие.

Пенсия по случаю потери кормильца (кроме пенсии вследствие военной травмы) устанавливаете в размере 30% заработка на каждого нетрудоспособного члена семьи. Минимальный размер пенсии не может быть ниже социальной пенсии в расчете на каждого нетрудоспособного члена семьи, максимальный размер пенсии устанавливается на уровне минимального размера пенсии по старости на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным.

Пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается гражданам в связи с их длительной подземной работой, некоторой другой работой в особо вредных и опасных условий труда, а также иной профессиональной деятельностью (педагогической, лечебной и др.).

В соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» право на пенсию за выслугу лет имеют следующие категории граждан:

занятые на подземных и открытых горных работах;

в связи с работой на судах флота рыбной промышленности, речного и морского флота;

в связи с работой в профессиональных аварийно-спасательных службах или формированиях;

в связи с работой в гражданской авиации;

в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей;

в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения;

в связи с творческой работой на сцене в театрах, других театрально-зрелищных коллективах и предприятиях.

Списки работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в некоторых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсии, утверждаются Правительством РФ.

Пенсия за выслугу лет устанавливается, в размере от 55% до заработка.

Пенсия за выслугу лет по общему правилу выплачивается Пенсионерам при условии оставления работы, с учетом которой она установлена.

Пенсия за выслугу лет, назначенная работникам в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждений образования для детей, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране населения в сельской местности и назначенная работникам, занятым на подземных работах и открытых горных работах, выплачивается работающим пенсионерам независимо от характера работы.

Наряду с трудовыми пенсиями Закон от 20 ноября 1990 г. впервые предусмотрел социальные пенсии для нетрудоспособных граждан независимо от наличия у них трудового стажа. Социальные пенсии устанавливаются: инвалидам 1 и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам III группы, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; гражданам, достигшим 65 и 60 лет (мужчины и женщины) и некоторым другим категориям граждан.

Размер социальных пенсий не исчисляется из заработка, а устанавливается дифференцированно в твердой сумме для различных категорий нетрудоспособных граждан.

http://www.uk-amparo.ru/amparo00037.html

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Экономика. 3.14. Пенсионное обеспечение.

3.14. Пенсионное обеспечение.

План.

  • Социальное обеспечение и его основные направления.
  • Пенсия: понятия, документы, необходимые для получения.
  • Виды пений и их краткая характеристика.
  • Закон о пенсиях. 1 января 2019 г.

Социальное обеспечение – форма социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов.

Направления социального обеспечения.

1) социальное обеспечение граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) предоставление различных социальных услуг (социального обслуживания престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинского обслуживания, льгот для отдельных категорий граждан);

3) установление юридических фактов реализация и защита права на тот или иной вид социального обеспечения.

ПЕНСИЯ.

Пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законодательством.

Документы для получения пенсии.

Документы, подтверждающие страховой стаж. Такой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и стаже работника.

Выплата трудовой пенсии производится за текущий месяц.

Виды пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • за выслугу лет;
  • пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; социальная пенсия;
  • гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ;
  • дипломатическим работникам;
  • пенсии лицам, содержащимся в исправительных учреждениях;
  • пенсии в районах Крайнего Севера и др.

НЕКОТОРЫЕ ПОЯСНЕНИЯ.

Органом, который осуществляет индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд РФ.

На территории РФ на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.

Пенсия по старости.

Пенсии по старости подразделяются на трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Трудовые финансируются за счет средств работодателей (страхователей) и работников (застрахованных), поступающих в виде соответствующей части единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, т. е. из средств фонда оплаты труда.

Государственные пенсии финансируются непосредственно за счет федеральных налоговых поступлений.

Трудовая пенсия по старости может состоять из трех частей:

Пенсия по инвалидности.

Инвалидность — нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или к существенным затруднениям в жизни.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Под ограничением жизнедеятельности понимается утрата полностью (частично) гражданином возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Пенсия по потере кормильца.

Под потерей кормильца понимается смерть или безвестное отсутствие кормильца, что подтверждается свидетельством о смерти, выдаваемым органом загса, или устанавливается судом.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.

Читайте так же:  Номер отдела детских пособий

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была постоянным и основным источником средств к существованию.

Пенсия за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет – это особый специальный вид пенсии. Она назначается, как правило, независимо от достижения пенсионного возраста тем, кто длительное время был занят определенной профессиональной деятельностью, связанной с риском преждевременного профессионального старения.

Пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным служащим, военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению категориям (прокурорским работникам, сотрудникам таможенных органов РФ, налоговой полиции, работникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы).

Основным юридическим фактом, с которым связано право на пенсию за выслугу лет, является специальный стаж (выслуга) установленной законом продолжительности.

Социальная пенсия.

Социальная пенсия устанавливается нетрудоспособным гражданам, которые по каким-то причинам не приобрели права на другой вид пенсии (п. 4 ст. 5 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Основания для назначения социальной пенсии:

наступление инвалидности III, II, I степени,

наступление инвалидности в детстве,

смерть одного или обоих родителей ребенка в возрасте до восемнадцати лет,

достижение преклонного возраста.

Нетрудоспособные граждане– инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети до 18 лет (а также старше этого возраста, но не больше 23 лет), потерявшие одного или обоих родителей, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие 65 и 60 лет, не имеющие права на пенсию, предусмотренную ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Новый Закон о о пенсиях.

Вступил в силу с 1 января 2019 года.

Пенсионный возраст для мужчин – 65 лет. Для женщин- 60 лет.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-32/

Пенсионная система: понятие, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение. Перспективы развития пенсионной системы.

Пенсионная система: понятие

Пенсионная система как правовое понятие — комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений:

  1. отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов , за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты (финансовое право);
  2. отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами (по существу, пенсионное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения);
  3. отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения .

В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм — пенсионное право — занимает центральное место.

Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового регулирования — пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых предписаний.

В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм , регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения — пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий.

К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них — назначение и выплата пенсий, исчисление, перерасчеты, повышение и адаптация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсии и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним.

Виды пенсий различаются в зависимости от этих жизненных обстоятельств. Ряд ученых полагает, что каждое из указанных обстоятельств является основным, центральным или «собственным юридическим фактом» в юридическом составе, а все остальные относятся к юридически значимым обстоятельствам. Для возникновения пенсионного правоотношения необходим полный юридический состав — наличие всех юридических фактов. При отсутствии хотя бы одного из них пенсионное отношение не может возникнуть.

Государственной пенсией признается пенсия, установленная государством. В Конституции РФ указано, что «государственные пенсии. устанавливаются законом» (п. 2 ст. 39). Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

Особо следует отметить классификацию пенсий, основывающуюся на труде и иной общественно полезной деятельности:

  • трудовые, т.е. заработанные трудом;
  • нетрудовые, устанавливаемые вне связи с трудом (социальные пенсии).

Помимо классификации пенсий по основаниям их предоставления — по жизненным обстоятельствам или юридической основе в фактическом составе, а также на трудовые и нетрудовые, их можно подразделять и по иным признакам.

Вполне закономерна классификация пенсий по контингенту их получателей и по нормативным актам, на основании которых они назначены: пенсии для тех, кто трудился с особыми условиями труда или на Крайнем Севере, пенсии для судей, государственных служащих, кадровых военнослужащих, военнослужащих срочной службы, инвалидов вследствие военной травмы, депутатов и т. д.

http://jurkom74.ru/ucheba/pensionnaya-sistema-ponyatie-organi-osuschestvlyaiuschie-pensionnoe-obespechenie-perspektivi-razvitiya-pensionnoy-sistemi

8.1. Понятие пенсионного права и его место в системе права социального обеспечения

Россия – страна, каждый четвертый житель которой является пенсионером. Даже по этой причине вопросы, связанные с улучшением пенсионного обеспечения, следует с полным основанием относить к числу наиболее значимых общегосударственных задач. Учитывая значительное число нуждающихся, основным средством существования которых является пенсия, становится очевидным тот факт, что нормы о пенсионном обеспечении занимают особое место в праве социального обеспечения, а достаточно большая по объему и обособившаяся общность юридических предписаний, предназначенных исключительно для регламентации общественных отношений по пенсионному обеспечению, образует специфический структурный элемент данной правовой отрасли.

В 1971 г. В.С. Андреев обратил внимание на то, что пенсионное право – это более мощное, чем институт, структурное образование в праве социального обеспечения, позволяющее отнести его к категории такого элемента системы права, как подотрасль.

Эта идея, хотя и нашла поддержку среди ученых, не была ими развита в дальнейших исследованиях, а фактически лишь воспроизведена в работах его последователей: М.Л. Захарова, И.В. Гущина, В.Ш. Шайхатдинова и других.

Данная позиция разделяется далеко не всеми учеными, но, как ни странно, никем не опровергается, в связи с чем многие авторы придерживаются традиционного подхода к характеристике внутриструктурного построения системы права социального обеспечения, выделяя в ней отдельные юридические нормы, субинституты, институты, и относят пенсионное право к числу его институтов или общности институтов.

Отношения, регулируемые пенсионным правом, можно объединить в две группы в следующем порядке:

материальные и процедурные пенсионные отношения– по подтверждению и установлению права на пенсию, по назначению, исчислению, индексации, перерасчету, корректировке пенсий;

 тесно связанные с материальными и процедурными отношения по формированию фондов пенсионного обеспечения и их управлениюсредствами этих фондов.

Пенсионное право с точки зрения системно-структурного построения отрасли права социального обеспечения может быть с полным основанием отнесено к подотрасли права социального обеспечения не только по своим объемным (количественным) показателям, но и качественной (содержательной) характеристике.

Читайте так же:  Сохраняется ли пособие уходу ребенком

Пенсионное право – это система правовых норм, регулирующих материальные и процедурные пенсионные отношения (по установлению и выплате пенсий), а также иные, тесно связанные с материальными и процедурными отношения по аккумулированию средств и управлению фондами пенсионного обеспечения.

Подотрасль права – это такое его структурное образование, которое по объему нормативного материала расположено между отраслью и правовыми институтами, в связи с чем она должна обладать свойствами, поднимающими ее выше правовых институтов и одновременно не позволяющими ей подняться до отраслевого уровня. Отсюда следует, что в пенсионном праве необходимо выделить признаки, которые, с одной стороны, выделяют его из числа других структурных элементов права социального обеспечения, с другой, – удерживающие его в рамках этой отрасли, не позволяющие пенсионному праву «дорасти» до качественного правового образования, именуемого самостоятельной правовой отраслью.

Пенсионное законодательство – внешнее проявление (форма) пенсионного права, выраженное в системе законов и иных нормативных правовых актов системы социально-обеспечительного законодательства.

В свою очередь структура подотрасли пенсионного права состоит из следующих генеральных институтов:

 пенсий по возрасту;

 пенсий по инвалидности;

 пенсий по случаю потери кормильца;

 пенсий за выслугу лет;

 установления (назначения) пенсий.

Пенсионное право как элемент структуры права социального обеспечения не следует отождествлять с пенсионным законодательством – объемной, дифференцированной и обособленной частью нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения.

http://studfile.net/preview/4271891/page:30/

Право социального обеспечения.

Кондратьева Зоя Александрова, 89037920589

Лекция №1 4.09. 12 Понятие социального обеспечения

М. Л. Захаров, Тучкова «Право социального обеспечения»

Государственная система социального обеспечения появляется при определенных условиях и при капиталистическом строе.

Первое проявление централизованного социального обеспечения появляется в Германии во времена Бисмарка, но экономические лозунги были уже со времен французской революции.

Натуральное обеспечение обрывается с появлением капиталистических отношений, также происходит разрушение многопоколенной семьи в результате ухода новых поколений в город на заработки. Также в городе нет возможности вести натуральное хозяйство и главный источник дохода – заработная плата. Бисмарк в 1872 – 1873 г. принял государственное решение, по которому забота о нетрудоспособных возлагалась на работодателей.

Право социального обеспечения. Как самостоятельная отрасль права выделилась в 70 – е годы XX века. До этого отношения по социальному обеспечению регулировались в колхозном и трудовом праве.

Предметом права социального обеспечения являются общественные отношения¸ связанные с предоставлением нетрудоспособным гражданам пенсий, пособий, а также социальных услуг. Пенсии и пособия – денежные виды обеспечения. Социальные услуги – удовлетворение специфических потребностей нетрудоспособных граждан путем предоставления предметов в натуре и оказания социальных услуг (протезирование, содержание в домах-интернатах, медицинское лечение, лекарственное обеспечение и т.д.)

Услуги – то, что удовлетворяет потребности лица в момент её осуществления. В результате осуществления социальной услуги нельзя что-то поставить на баланс.

При социальном страховании денежные средства аккумулируются посредством страховых взносов.

По старости (по возрасту — досрочно) (для мужчин — 60, для женщин – 55, для шахтеров минимум — 45)

Видео (кликните для воспроизведения).

По инвалидности (для лиц, имеющих стойкую утрату трудоспособности) (I, II, III группа, I группа – самая тяжелая)

По случаю потери кормильца

Социальные пенсии (возникла недавно, она трансформировалась из пособия) – назначается лицам, не имеющим права на другие пенсии

Военные пенсии (за выслугу лет – начисляются только по достижении определенного стажа (20 лет, но в горячих точках месяц за два или за три), по потери кормильца, по инвалидности). Пенсия за выслугу лет для государственных гражданских служащих.

Там, где есть льготное производство, должен платить работодатель.

Пособие имеет другую функцию. Носит временный характер и имеет целевое назначение.

Отношения процедурного, процессуального характера. Это установление юридически значимых фактов и защиты нарушенного права (подтверждение стажа, доказательство родства).

Субъекты отношений социального обеспечения:

Нетрудоспособное лицо (3 группы: в силу возраста – дети до 18 лет и престарелые (пенсионеры); нетрудоспособные по состоянию здоровья – временно нетрудоспособные и инвалиды; лица, у которых трудоспособность присутствует, но они не могут её реализовать по причинам, признаваемым государством социально значимыми – безработные, беженцы, переселенцы, лица ухаживающие за нетрудоспособными – малолетними детьми). Инвалидов делят по возрасту и по характеру заболевания.

О детях сказано в Конвенции о правах ребенка

Для появления государственной системы социального обеспечения необходимы определенные условия:

Концентрация власти и обеспечение единой законодательной власти в стране

Сбор и аккумуляция денежных средств – создание единой налоговой системы для дальнейшего перераспределения и содержания нетрудоспособных (что обеспечивается концентрацией власти). А для этого также необходим высокий уровень экономического развития

Общество должно достичь определенного культурно-нравственного уровня развития, чтобы в добровольном порядке принять обязательство содержать нетрудоспособных

Виды пособий (выплачивается работодатель из фонда социального страхования):

По временной нетрудоспособности

По беременности и родам

Женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (с целью сократить детскую инвалидность)

Пособие при рождении ребенка (единовременное)

Пособие на погребение

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет (обязан выплачивать работодатель)

Пособие по безработице

Метод права социального обеспечения.

Метод ПСО – совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует отношения по социальному обеспечению (перераспределение денежных средств и социальное обслуживание)

Императивный метод – метод жесткого предписания, в котором нет возможности выбора.

Диспозитивный метод – все может быть урегулировано соглашением сторон (используется в пенсионном праве)

Метод перераспределения – аккумулирования денежных средств. Для этого обществу необходима определенная концентрация и мощная власть, которая обеспечит эту аккумуляцию посредством налогов и сборов (система социального страхования)

Сочетание централизованного и децентрализованного правового регулирования (в централизованном порядке устанавливаются общеобязательные минимальные условия содержания, на локальном уровне (локальные – на уровне субъекта федерации и на уровне конкретной организации, юридического лица) устанавливаются дополнительные денежные выплаты и социальные услуги) (все обеспечение на локальном уровне предоставляется за счет этих лиц)

Сочетание единства и дифференциации – установление на федеральном уровне общеобязательной нормы, а также дополнительных, как правило, льготных, изменяющих общую норму в зависимости от условий трудовой деятельности, состояния здоровья и других, социально значимых обстоятельств (общее положение имеет изъятия и исключения для отдельных категорий) (пример с пенсионным возрастом).

Особенность юридических фактов, порождающих и изменяющих правоотношения по социальному обеспечению. В качестве юридического факта выступает событие (рождение ребенка, достижение пенсионного возраста, смерть) (но при этом также необходимо волеизъявление лица)

Алиментарный характер отношений по социальному обеспечению – содержание предоставляется не в ответ на действия другой стороны (без ответных действий) (алиментарный метод) (пособие при рождении ребенка)

Методы правового регулирования меняются в зависимости от экономических возможностей государства и социальных задач, которые стоят перед обществом.

Методы правового регулирования могут изменяться и дополняться другими методами в отдельных институтах.

Для каждого вида социального обеспечения могут быть собственные методы.

Только в 80 – е годы женщинам было предоставлен оплачиваемый декретный отпуск.

Читайте так же:  Через сколько дней переводят единовременное пособие

Отличие здесь состоит в том, что обеспечение носит алиментарный характер, то есть не требует ответных действий и осуществляется за счет средств федерального бюджета. Социальное страхование при этом предусматривает уплату взносов социального страхования.

Источники права социального обеспечения (источники права – нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения по социальному обеспечению):

Конституция (ст. 7, 39, 43, 39, 38, 41) (пенсионное обеспечение закрепляется только в ФЗ)

ФЗ (несколько пенсионных законов). ФЗ «О трудовых пенсиях», ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» (по нему пенсия назначается государственным служащим и военнослужащим), ФЗ «О пенсионном обеспечении военнослужащих», ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (19 мая 1995 г.), ФЗ «О занятости населения в РФ» (19 апреля 1991 г.), ФЗ «О социальной защите инвалидов» (20 июля 1995 г.), ФЗ «О пособиях по временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (29 декабря 2006 г.), ФЗ «О предоставлении психологической помощи», ФЗ «О домах-интернатах»

Постановления Правительства – раскрытие положений и реализация предписаний ФЗ (положение «о порядке регистрации и признания безработным», «о порядке признания лица инвалидом»)

Постановления и приказы министерств и ведомств.

Локальные нормативные акты (на уровне юридического лица — работодателя)

МАСО – международная ассоциация социального обеспечения

МОТ – международная организация труда

ООН: 1948 г. «Всеобщая Декларация прав человека», конвенция «О правах ребенка», конвенция «О минимальных нормах социального обеспечения», «О ликвидации дискриминации»

Ч.4 ст. 19 конституции РФ устанавливает приоритет международного права.

http://studfile.net/preview/2848485/

Пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение– основной вид социального обеспечения.

Пенсия– ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые нетрудоспособным гражданам в целях компенсации утраченного ими заработка, а так же предоставления нетрудоспособным членам семьи содержания, утраченного в связи со смертью кормильца.

Пенсии по своей истории являются самым первым видом денежного обеспечения. Петр Iвыплачивал пенсион государевым служащим. Пенсии назначались по усмотрению государя и включали как денежное обеспечение, так и предоставление земельных наделов. Позднее круг лиц, получавших государственное пенсионное обеспечение расширялся, но охватывал, как правило только две категории: государственных служащих и военнослужащих.

Первый российский НПА о государственном пенсионном обеспечении был принят в 1918 году и охватывал только 3 категории: рабочих, государственных служащих и военнослужащих.

Колхозное крестьянство впервые приобрело право на пенсию только в 1964 году. Это свидетельствует о классовом подходе в социальном обеспечении. Дифференциация в основаниях, условиях и размерах пенсионного обеспечения, отражающая различия по классам и социальным группам сохранялась до 1990 года. 1990 год, мая – закон «О государственно пенсионном обеспечении в СССР». Однако, в связи с политическим развалом союза, а так же более высокими нормами социального обеспечения в республиканских законах , закон о пенсиях просуществовал ровно 6 месяцев.

20 ноября 1990 года Верховный Совет РФ принял закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Данный закон действовал до 2001 года и являлся переходным от принципов построение социального обеспечения диктатуры пролетариата до принципов рыночной экономики.

В настоящее время действуют два НПА, регулирующих пенсионное обеспечение:

ФЗ «О трудовых пенсиях»

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»

Эти законы распространяются на разный круг лиц , предусматривают различные виды пенсии, но главным различием являются разные источники финансирования расходов на выплаты пенсии.

До 1990 года источником финансирования пенсионного обеспечения являлся государственный бюджет, поэтому уровень пенсионного обеспечения зависел от состояния государственного бюджета. Такой порядок выявил существенные недостатки, основной – замораживание уровня пенсионного обеспечения, и требовал принципиального изменения. В 1991 году для финансирования пенсий был создан Пенсионный фонд СССР, а затем Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд – самостоятельная финансовая структура, формируется за счет страховых взносов, которые уплачивают работодатели, ИП, в ряде случаев – наемные граждане. Создание пенсионного фонда означало переход от принципов социального обеспечения к принципам социального страхования в сфере пенсионного обеспечения.

В РФ, как и во всем мире сформировалось и существует 5 видов пенсии

По старости. Основанием ее назначения является достижение лицом общеустановленного пенсионного возраста. Обязательным условием назначения пенсия является наличие у лица общего трудового стажа, а с 2001 года – страхового стажа. (лицо в обязательном условии должно работать). Разновидностями пенсии по старости являлись пенсии по возрасту. Основанием их назначения было достижение лицом льготного пенсионного возраста (снижался на 5-10 лет), однако, обязательным условием было наличие у лица специального трудового стажа (работа по вредных и тяжелых условиях труда, в определенных отраслях), наличие общего трудового стажа. Сегодня они существуют как досрочные пенсии по старости. Ст. 7, закона о трудовых пенсиях.

Пенсии по инвалидности. Основанием для назначения пенсии по инвалидности является установление лицомI,II, илиIIIгруппы инвалидности. Обязательным условием назначения пенсии – наличие у лица общего трудового стажа. При отсутствии его пенсия по инвалидности не назначалась. (сейчас там назначается социальная пенсия), ст. 8 закона о трудовых пенсиях.

Пенсия по случаю потери кормильца. Основанием является утрата кормильца, обязательным условием – наличие у погибшего кормильца трудового стажа. При отсутствии трудового стажа пенсия по случаю потери кормильца не назначалась. Ст. 9 закона о трудовых пенсиях.

Пенсия за выслугу лет.Возникли позже всех. Основание для назначения пенсии – наличие у лица выслуги лет (специальный трудовой стаж по определенным профессиям). Пенсии за выслугу лет назначались военнослужащим, а так же врачам, учителям, горнорабочим, летчикам, театрально – зрелищным работникам. Принципиальным отличием пенсии за выслугу лет от других видов пенсии – назначаются независимо от возраста лица.

Социальная пенсия. В РФ появился только в 1990 году. Предоставляется лицам, которые достигли пенсионного возраста, стали инвалидами, однако у них отсутствует трудовой стаж, и поэтому им не может быть назначена пенсия по старости или по инвалидности. Детям умершего кормильца пенсия назначается, если у кормильца отсутствует трудовой стаж.

В законодательстве СССР и РФ можно было выявить такую тенденцию, что отдельным категориям граждан пенсионное обеспечение предоставляется по отдельным законам

персональные пенсии – за особые заслуги

пенсии депутатам, космонавтам и спортсменам

в любой стране возникновение и развитие специальных пенсионных систем всегда обусловлено низким уровнем, установленном в общей системе пенсионного обеспечения.

Закон о трудовых пенсиях РФ.

Построен на страховых пр987инципах (связан с обязательной уплатой страховых взносов в пенсионный фонд). Страховые взносы уплачиваются работодателям и ИП, порядок и размер уплаты регулируются отдельным ФЗ. Доказательством уплаты является полис государственного пенсионного страхования.

Все расходы на выплат пенсии идут из пенсионного фонда. Закон распространяется на: граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранным и лицам без гражданства – при условии постоянного проживания на территории РФ. Сейчас непонятно, каким документом подтверждается постоянное проживание. Закон предусматривает три вида пенсии – по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Лицо, имеющее право на получение двух видов пенсии может получать только одну пенсию по выбору. Учитывая, что пенсионное обеспечение осуществляется из ПФ, они распространяются только на наемных работников.

Пенсия по старостипредусмотрена ст.7 закона «о трудовых пенсиях». Основанием назначения является достижением мужчиной 60 лет, женщиной 55. Обязательное условие – наличие страхового стажа не менее 5 лет. При его отсутствии пенсия назначена не будет.

Читайте так же:  Трудовой стаж осужденных

Размер пенсии складывается из двух частей – страховая (зависит от суммы уплаченных страховых взносов), накопительная (из накопительной части страховых взносов. С 2001 по 2006 год накопительная часть удерживалась с самих работников. Сейчас она так же удерживается от работодателя). Пенсия высчитывается: сумма страховых взносов делиться на 19. 19 – время дожития. Пенсия по старости назначается пожизненно и выплачивается в том числе и работающим пенсионерам. Два дня назад был поставлен вопрос о том, что работающему пенсионеру, возможно, не стоит выплачивать пенсию.Пенсия по старости пожжет быть назначена ранее общеустановленного пенсионного возраста.

75% выходящих на пенсию составляют выходящие по старости.

Пенсия по инвалидности.Основанием для назначения пенсии является признание лица инвалидом. Инвалидом Является лицо, имеющее стойкую утрату трудоспособности, приводящую к нуждаемости, социальной помощи. Обусловлено физическим дефектом или заболеванием. Признание лица инвалидом осуществляется специальным органом – медико-социальной экспертной комиссией. При освидетельствовании лицу устанавливается одна из 3 групп. 1 группа инвалидности устанавливается лицам, у которых имеется стопроцентная утрата трудоспособности и нуждаемость в постоянном уходе, 2 группа устанавливается тем, у кого есть стопроцентная утрата трудоспособности, но они не нуждаются в постоянном уходе, 3 группа устанавливается лицам, которые частично сохранили профессиональную трудоспособность. Критерии утверждаются министерством здравоохранение. Группы инвалидности устанавливаются лицам старше 16 (18) лет. Детям инвалидам группы инвалидности не устанавливаются, а он признается «ребенком-инвалидом». Подтверждением инвалидности является справка МСЭК, в которой указывается группа инвалидности. Лица, которым установлена группа инвалидности, обязаны периодически проходить переосвидетельствование. Инвалиды 1 и 2 группы проходят переосвидетельствование 1 раз в 2 года, инвалиды 3 группы ежегодно.

Лицам предпенсионного возраста инвалидность назначается бессрочно и они не обязаны проходить освидетельствование.

Обязательным условием для назначения пенсии по инвалидности – наличие страхового стажа, продолжительность которого не имеет значение, важен только факт.

Размер пенсии определяется по формуле, где сумма страховых взносов делится на 19 лет. Пенсия по инвалидности устанавливается на весь период признания лица инвалидом. Если инвалид не проходит своевременно освидетельствование, выплата пенсии приостанавливается. После прохождения освидетельствовании, выплата пенсии возобновляется.

Пенсионерам, имеющим иждивенцев, к назначенной пенсии производятся доплаты. Размер доплат зависит от числа иждивенцев и группы инвалидности самого пенсионера.

Лица, которым назначена пенсия по инвалидности, могут работать и получать пенсию в полном объеме.

Пенсия по случаю потери кормильца. Основанием для назначения пенсии является смерть кормильца, признание его безвестно отсутствующим, признание лица умершим.

Смерть лица подтверждается свидетельством о смерти, выдаваемом органами ЗАГСа. Безвестное отсутствие подтверждается решением суда о признании лица безвестно отсутствующим (отсутствие лица в течение 1 года). Признание лица умершим так же подтверждается решением суда, но производится по истечение 3-5 лет.

Обязательным условием для назначения пенсии является наличие у умершего кормильца страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения.

Право на пенсию имеют лица:

члены семьи умершего, находившиеся на его иждивении и являющиеся нетрудоспособными на день смерти. К ним относятся:

дети, братья, сестры, внуки, не достигшие 18 лет

родители, если он достигли пенсионного возраста или являются инвалидами

супруги, если они так же нетрудоспособны

бабушка – дедушка, если они не имеют лиц, обязанных по закону из содержать (дети)

дед – бабушка, брат- сестра, осуществляющией уход за детьми умершего кормильца, не достигшими 14 лет

для всех лиц, кроме детей, для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо подтверждение факта иждивения. При отсутствии у кормильца страхового стажа, пенсия по случаю потери кормильца не назначается. В таком случаем сожжет быть назначена социальная пенсия, но она назначается только детям. ПППК назначается на период, пока лицо является нетрудоспособным – детям до 16 лет, если они продолжают обучение в очной форме – до окончание учебного заведения, но не более, чем до 23 лет.

Такое лицо может работать и будет получать пенсию в полном объеме. Определяется так же, как и предыдущие. Для некоторых категорий – в твердой сумме.

Они выплачиваются ежемесячно и в целях сокращения расходов на доставку, они зачисляются на лицевой счет в банке.

Пенсионер, который продолжает работать, размер пенсии пересчитывается каждые 12 месяцев. Перерасчет осуществляется автоматически и не требует заявлений лица. Пенсионер в любой момент может перейти на другой вид пенсии.

Скоро – закон о профессиональным пенсиях, который станет регулировать пенсии по работе в тяжелых условиях.

«Закон о государственном пенсионном обеспечении»

пенсии за выслугу лет

пенсии по старости

пенсии по инвалидности

пенсии по случаю потери кормильца

социальные пенсии – назначаются лицам, которые не производили уплату взносов в страховой взнос: военнослужащие, лица которые не работали и некоторые другие категории.

Пенсионное обеспечение регулируется ФЗ от 12 февраля 1993 года. Закон предусматривает 3 вида пенсии: за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Распространяется помимо военнослужащих на работников прокуратуры, следователей, наркоконтроль, лиц, осуществляющих работу органов исполнительной системы. Военнослужащие – лица, проходящие военную службу по контракту.

Пенсия за выслугу лет. Два основания:

Наличие у лица выслуги лет 20 лет и более (Возраст не имеет значения)

Размер пенсии – 50% оклада денежного содержания +3% за каждый год сверх выслуги.

Нет выслуги 20 лет. В этом случае пенсия может быть назначена при наличие сложного юр состава:

Увольнение со службы по:

Достижению предельного возраста пребывания на службе

Увольнение в связи с оргштатными мероприятиями

Увольнение по состоянию здоровья

То есть, увольнение помимо воли лица. На момент увольнения лицо должно достичь возраста 45 лет и общетрудового стажа 25 лет и 12 лет и 6 месяцев выслуги лет.

Пенсия за выслугу лет выплачивается только при условии оставления военной службы.

При выходе они могут работать на другую работу.

Назначенная пенсия пересчитывается при изменении оклада денежного содержания военнослужащих.

Пенсия по инвалидности.

Основание – установление военнослужащему 1, 2 или 3 группы инвалидности. Устанавливает медико-социальная экспертная комиссия. Продолжительность выслуги лет не имеет значения. Размер пенсии зависит от причины инвалидности. У них может быть 2 причины:

Военная травма. Устанавливается военнослужащим, у которых травма получена при исполнении обязанностей военной службы.

Заболевание, не связанное с прохождение военной службы.

Пенсии по инвалидности устанавливаются в более высоких размерах пи исполнении обязанностей. Устанавливается на весь срок инвалидности и выплачивается из государственного бюджета. Инвалидам, имеющих иждивенцев, производятся доплаты.

Основание – смерть кормильца или признание лица безвестно отсутствующим. Право на пенсии имеют нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении кормильца. Размер пенсии зависит от причины смерти кормильца. Причина смерти, как и причины инвалидности, может быть в следствии военной травмы и не связанной с исполнением военных обязанностей.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/2848467/page:3/

Пенсионное обеспечение права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here