Освещение улиц, дорог и тротуаров: разновидности, нормативы проектирование

Освещение улиц, дорог и тротуаров: разновидности, нормативы проектирование

ГОСТ Р 58107.1-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Нормы и методы расчета

General use automobile roads lighting. Norms and methods of calculation

Дата введения 2019-03-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью “Всесоюзный научно-исследовательский светотехнический институт имени С.И.Вавилова” (ООО “ВНИСИ”)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 “Светотехнические изделия, освещение искусственное”

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы расчета стационарного искусственного освещения автомобильных дорог общего пользования (далее – дороги) вне населенных пунктов, включая объекты дорожного и придорожного сервиса.

Настоящий стандарт применяют при проектировании и эксплуатации вновь устраиваемого или реконструируемого стационарного искусственного освещения дорог.

Настоящий стандарт не распространяется на:

– освещение дорог, не относящихся к автомобильным дорогам общего пользования, таких как дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий, дороги, предназначенные для временного использования, дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях;

– освещение автодорожных тоннелей и проездов под путепроводами;

– архитектурное, функционально-декоративное и рекламное освещение элементов обустройства дорог, расположенных в пределах полосы отвода и на придорожной полосе.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 33175 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Методы контроля

ГОСТ 33382 Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация

ГОСТ Р 54984 Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля

ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 55708 Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров

ГОСТ Р 56228 Освещение искусственное. Термины и определения

ГОСТ Р 58107.2 Освещение автомобильных дорог общего пользования. Метод измерения освещенности на дорожном покрытии мобильным способом

ГОСТ Р 58107.3 Освещение автомобильных дорог общего пользования. Метод измерения яркости дорожного покрытия мобильным способом

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, ГОСТ Р 56228, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 яркость дорожного покрытия L, кд•м : Яркость дорожного покрытия в заданной точке, создаваемая осветительной установкой (ОУ), в направлении водителя транспортного средства (наблюдателя), находящегося в стандартных условиях наблюдения по отношению к указанной точке.

3.2 стандартные условия наблюдения: Условия, при которых глаз наблюдателя расположен на высоте 1,5 м над дорожным покрытием и удален от заданной точки на расстояние, при котором значение угла между линией зрения, направленной в указанную точку, и плоскостью дороги лежит в интервале (1,0±0,5)°.

3.3 средняя яркость дорожного покрытия , кд•м : Яркость дорожного покрытия относительно наблюдателя, расположенного на оси заданной полосы движения, усредненная по заданному участку дороги.

3.4 общая равномерность яркости : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к ее среднему значению .

3.5 продольная равномерность яркости : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к ее максимальному значению , определенное по оси полосы движения, на которой расположен наблюдатель.

3.6 освещенность на дорожном покрытии , лк: Освещенность на дорожном покрытии в заданной точке, создаваемая ОУ.

3.7 средняя освещенность , лк: Освещенность на дорожном покрытии, усредненная по заданному участку дороги.

3.8 равномерность освещенности : Отношение минимального значения освещенности на дорожном покрытия* к ее среднему значению .

* Текст документа соответствует оригиналу. – Примечание изготовителя базы данных.

3.9 пороговое приращение яркости , %: Мера слепящего действия прямого света осветительных приборов (ОП) в ОУ на водителя транспортного средства.

3.10 коэффициент периферийного освещения SR: Отношение средней освещенности на поверхности обочины дороги к средней освещенности на поверхности полосы движения, примыкающей к обочине.

3.11 участок со стандартной геометрией проезжей части: Участок дороги, проезжая часть которого постоянна по ширине, прямолинейна и имеет длину, которая определяется стандартными условиями наблюдения.

Читайте также:
Освещение в гараже: когда нет электричества, что делать

1 Прямолинейность проезжей части участка определяется следующими условиями: продольный уклон – не более 30%, радиус кривизны для кривых в плане – не менее 3000 м, радиус кривизны в продольном профиле – не менее 70000 м для выпуклых поверхностей дорог и не менее 8000 м для вогнутых поверхностей дорог.

2 Минимальная длина участка со стандартной геометрией соответствует 60 м плюс длина трех пролетов между ОП.

3.12 участок с нестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги, имеющий отклонения от стандартной геометрии

Примечание – Примерами участков с нестандартной геометрией являются: повороты, кольцевые пересечения, переходно-скоростные полосы, въезды и съезды с эстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.

3.13 коэффициент эксплуатации MF: Отношение средней освещенности на участке дороги, создаваемой ОУ к концу установленного срока эксплуатации, к средней освещенности на том же участке, создаваемой ОУ в начале эксплуатации.

4 Нормы освещения

4.1 Проезжая часть дорог

4.1.1 Для дорог со стандартной геометрией и асфальтобетонным покрытием нормируют: среднюю яркость , общую и продольную равномерности яркости дорожного покрытия, среднюю освещенность и равномерность освещенности на дорожном покрытии.

Для дорог с нестандартной геометрией или с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, цементобетонное и др.), а также дорог, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России (см. приложение А) или выше 66° северной широты европейской части России, нормируют среднюю освещенность и равномерность освещенности на дорожном покрытии.

Пороговое приращение яркости и коэффициент периферийного освещения SR нормируют для проезжей части дорог независимо от их геометрии и типа покрытия.

4.1.2 Нормы освещения дорог в зависимости от категории дорог приведены в таблице 1.

Категория дороги по ГОСТ 33382

, не менее

, не менее

, не менее

, %, не более

ГОСТ Р 55844-2013
Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы

Купить ГОСТ Р 55844-2013 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО “ЦНТИ Нормоконтроль”

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на утилитарное наружное освещение объектов улично-дорожной сети и устанавливает нормы освещения дорог и пешеходных зон в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов. Стандарт применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок утилитарного наружного освещения.

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Общие требования к освещению

Приложение А (справочное) Расчет экономических показателей осветительных установок

Дата введения 01.01.2015
Добавлен в базу 01.10.2014
Актуализация 01.02.2020

Этот ГОСТ находится в:

  • Раздел Строительство
    • Раздел Стандарты
      • Раздел Другие государственные стандарты, применяемые в строительстве
        • Раздел 93 Гражданское строительство
  • Раздел Экология
    • Раздел 93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
      • Раздел 93.080 Строительство дорог
        • Раздел 93.080.01 Строительство дорог в целом
  • Раздел Электроэнергия
    • Раздел 93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
      • Раздел 93.080 Строительство дорог
        • Раздел 93.080.01 Строительство дорог в целом

Организации:

22.11.2013 Утвержден Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии 1784-ст
Разработан ООО ВНИСИ
Издан Стандартинформ 2014 г.

Roads lighting for drivers and pedestrians. Norms

Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

  • Сканы страниц ГОСТа
  • Текст ГОСТа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ УТИЛИТАРНОЕ ДОРОГ И ПЕШЕХОДНЫХ ЗОН

Нормы

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им. С.И. Вавилова» (ООО «ВНИСИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 «Светотехнические изделия»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. № 1784-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 55844-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ УТИЛИТАРНОЕ ДОРОГ И ПЕШЕХОДНЫХ ЗОН

Roads lighting for drivers and pedestrians. Norms

Дата введения — 2015—01—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение объектов уличнодорожной сети и устанавливает нормы освещения дорог и пешеходных зон в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.

Настоящий стандарт применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок утилитарного наружного освещения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы»

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также:
Особенности производства керамзитобетонных блоков

3 Общие требования к освещению

3.1 Освещение должно обеспечивать распознавание дорожной разметки и различных знаков, а в пешеходных зонах— распознавание лиц прохожих.

3.2 Для комфортной и надежной зрительной ориентации водителей и пешеходов осветительные приборы располагают таким образом, чтобы образуемая ими линия ясно указывала направление движения транспорта. В сложных случаях следует дополнительно установить один или несколько светильников малой мощности.

3.3 Для освещения перекрестков рекомендуется использовать самосветящиеся знаки дорожного движения, установленные над проезжей частью на высоте 5 м.

3.4 На перекрестках или закруглениях, наземных пешеходных переходах следует использовать источники света с цветностью, отличной от цветности источников света основного освещения дороги.

3.5 На территориях жилых районов используют опоры высотой 4—9 м с осветительными приборами консольного или торшерного способа установки, а также подвесные осветительные приборы.

3.6 При освещении лестниц и переходов осветительные приборы располагают в ступенях, перилах, на опорах или на стенах ближайших домов таким образом, чтобы они не создавали блескости для пешеходов.

3.7 Для обозначения пешеходного перехода и обеспечения безопасности рекомендуется установка на каждом углу перехода и на центральном островке дополнительных светильников-маячков, расположенных на высоте 2—3 м над проезжей частью. Маячки могут мигать с частотой 40—60 вспышек в минуту. Все маячки должны включаться одновременно.

3.8 Для освещения велодорожек рекомендуется применять источники света другой цветности по отношению к автодороге.

3.9 При отсутствии освещения на дороге и велодорожке следует обеспечить освещение на их пересечении. Спад освещенности на обеих дорогах по мере удаления от перекрестка не должен превышать двукратного на каждые 10 м.

4.1 Нормы освещения в зависимости от категории и класса объектов улично-дорожной сети для городских и сельских поселений должны соответствовать ГОСТ Р 55706 со следующими дополнениями.

4.2 Средняя освещенность на пешеходном переходе должна быть не менее 20 лк при значении минимальной освещенности — не менее 6 лк.

4.3 При проектировании освещения конфликтных участков значения освещенности на дорожном покрытии, ее равномерность и слепящее действие должны соответствовать классу по освещению основной дороги.

4.4 Нормы освещения лестниц приведены в таблице 1.

Системы освещения в городах и сельской местности — как проектировать свет на улицах

Наружное освещение улиц в городе или в сельской местности — важнейший пункт в обеспечении комфортных условий для проживания граждан и передвижения водителей. Цели современного уличного освещения дорог и иных зон состоят и в безопасности жизни, и в повышении эстетических качеств населенного пункта.

Существует ряд государственных норм и правил, которым подчиняется система освещения города и деревни.

Нормы для уличного освещения

Освещение в городе подразделяется на две важнейшие составляющие — свет в области автомобильных дорог и освещение зон для пешеходов. Согласно закону, нормативы для них разные, собраны в СНиП 23-05-95.

Освещение автодорог

Система подсветки автодорог наиболее важна, ведь без ее организации соблюдение безопасности дорожного движения невозможно. Факторы, которые влияют на освещенность:

  1. Интенсивность пользования дорогой. В течение часа по разным дорогам проезжает неодинаковое количество машин, в зависимости от чего пути передвижения транспорта поделены на четыре категории: трассы (автомагистрали) с движением от 3000 автомобилей/час, магистрали (1000 – 3000 машин), дороги (500 – 1000 машин), дороги с малым движением (меньше 500 машин).
  2. Разрешенная скорость пользования. Так, по поселку, иному населенному пункту разрешено двигаться медленнее, чем по магистрали. Для соблюдения дистанции между машинами скоростные трассы нужно освещать более интенсивно.
  3. Значимость улицы. Главные улицы в городах, центральные улицы в селе либо исторические площади всегда освещаются мощнее.

Исходя из ГОСТ и СНиПов, существуют строго установленные нормы освещенности, которые варьируют в пределах 4 – 20 Лк и более. Для улиц и дорог местного значения достаточно средней горизонтальной освещенности в 4 – 6 Лк, для магистральных улиц районного значения — 10 – 15 Лк, для улиц общего пользования общегородского значения — 15 – 20 Лк. При пересечении магистрали и небольшой дороги в зоне перекрестка свет должен быть таким же ярким, как на основной улице.

Стандартом устанавливается средняя яркость покрытия: интервал 0,2 – 1,6 Кд/кв. м. В черте города этот показатель не может быть меньше 1,6 Кд/кв. м, только на подъездах к аэропорту, иным портам — 0,8 Кд/кв. м.

Автомобили участвуют в поддержке хорошего уличного освещения. Чтобы свет фар не мешал другим водителям, последние отвечают за своевременное переключение положения фар (с ближнего света на дальний и наоборот). В ряде автомобилей даже применяется AFS — система адаптивного освещения, где компьютер сам несет ответственность за переключение света.

Читайте также:
Обои с шелкографией: шик и роскошь в интерьере

Нормы освещения пешеходных зон

Обустройство мест для передвижения пешеходов организуется по иному принципу. Обычно требования по подсветке территории взаимосвязаны с типом, размером населенного пункта, значением самой улицы.

Там, где переходные зоны соседствуют с центральными улицами и автодорогами, освещение монтируют на уровне 10 Лк. Для улиц, расположенных вдали от магистралей, допускается освещение 4 Лк, для местных улиц (например, в частном секторе) — 2 Лк.

Интенсивно должны освещаться посадочные площадки, где люди входят в общественный транспорт (10 Лк). Аналогичный уровень освещенности выполняется на детских площадках с оборудованием для подвижных игр. Самый яркий свет монтируют в пешеходных тоннелях (50 – 100 Лк).

Нормы освещения по прочим функциональным территориям и зонам отдыха:

  • стадионы — 6 – 10 Лк;
  • центральные входы общегородских парков — 6 Лк;
  • центральные аллеи парков — 4 Лк;
  • боковые аллеи парков — 2 Лк;
  • площадки на входе в кинотеатры, эстрадные зоны — 10 Лк;
  • выставки — 20 Лк.

Освещение улиц в сельской местности

Установка источников света в деревне, поселке или ином типе сельской местности регулируется действующим законодательством. В СНиП 23-05-95 есть особый раздел, рассматривающий этот вопрос. Обязанность следить за правильностью выполнения освещения лежит на органах местной власти, которые обеспечивают своевременность подачи электроэнергии в темный период суток.

По социальным нормам улицы на селе должны быть освещены на 80 %, то есть допустимо отсутствие освещения на ряде улиц, на которых проживает мало населения либо пользование ими неинтенсивное.

Относительно конкретных цифр, они касаются средней горизонтальной освещенности и измеряются в люксах (Лк):

  • основная улица, площадки торговых центров — 4 Лк;
  • второстепенные улицы, переулки, поселковые дороги — 2 Лк.

В пределах 2 Лк должен быть уровень подсветки на главных улицах дачных товариществ и кооперативов.

Принципы построения уличного освещения

Система света проектируется еще на этапе закладки новых городских улиц — учитываются все параметры, осуществляется подбор осветительных приборов, высчитывается расстояние между столбами и т. д. При расчетах обязательно обращают внимание на зернистость дорожного покрытия и степень отражения света, уровень запыленности дороги, цвет окружающих зданий и сооружений, ширину дороги и другие факторы. Параллельно учитывается возможность развития и разрастания микрорайона на 10 лет минимум.

Схемы расположения светильников и иных приборов могут быть разными — однорядными, двухрядными, односторонними и двухсторонними. Освещение дорог делают двумя способами:

  • светильники на опоре;
  • фонари, подвешенные на тросах.

В первом случае, когда ширина дороги составляет меньше 12 метров, расстояние от опоры до следующей может быть около 35 метров. Обычно расположение светильников при такой ширине улицы одностороннее. Если ширина составляет 18 метров, применяется двухрядная шахматная схема. Широкие трассы (32 метра) освещают прямоугольными шахматными схемами.

При наличии разделительной полосы на дороге между отдельными полосами движения машин применяется двухрядная схема. Светильники стоят на столбиках, каждый ряд освещает свою полосу. Приборы освещения на тросах обычно используют для улиц шириной менее 18 метров, размещая их с одной стороны.

Для освещения пешеходных переходов монтируют один прибор с каждой стороны. Зоны отдыха, парки рекомендуется освещать с учетом общего архитектурного облика города. Обязательно учитывается положение проводов для общественного транспорта, наличие иных контактных соединений.

Виды освещения на улицах

Свет должен гореть практически во всех общественно значимых зонах населенного пункта. Существуют различные классификации наружного освещения — по назначению, типам осветительных приборов, видам опор, способу управления.

По назначению

Осветительные приборы устанавливаются на улицах, проезжей части, зонах для пешеходов. Подсветка бывает декоративной, применяющейся для украшения населенного пункта.

Улицы

Определение уровня освещенности обусловлено величиной минимальной средней яркости покрытия проезжей зоны в направлении наблюдателя, который расположен на оси движения транспорта. Показатель измеряют в канделах/квадратный метр.

Для уточнения количества и мощности светильников рассматривают категорию улицы, количество людей, регулярно проходящих по ней, оценивают значимость части города.

Все улицы делятся на следующие категории:

  • А — магистрали, скоростные дороги, основные вокзальные и общегородские площади;
  • Б — магистрали районного значения, различные площади в жилых кварталах, сооружения типа театров, стадионов, крупных торгово-развлекательных центров;
  • В — улицы «спальных» районов, застройки типа бизнес-центров, промзоны;
  • Г — улицы местного движения, небольшие проезды;
  • Д — пешеходные дорожки, проулки в микрорайонах.

Чем дальше от начала классификации располагается категория, тем меньшим будет требующийся уровень освещенности.

Проезжая часть

При монтаже системы освещения обязательно учитывают интенсивность движения транспорта. На проезжей части, где движение высокоинтенсивное, важно обеспечить полную безопасность для водителей и иных участников дорожного движения. Минимальная яркость зависит от числа машин, которые проезжают по улице в обоих направлениях.

Пешеходные дорожки, тротуары

Подобные объекты относятся к категории Д, поэтому уровень освещенности на них, согласно закону, может быть минимальным — 2 – 4 Лк. Освещение территорий мест отдыха, зеленых насаждений преследует функциональную и декоративную цель и составляет от 4 Лк (для аллей на улицах) до 10 Лк (для детских зон).

Декоративное освещение

В городе обязательно применяются разные виды и формы декоративного (архитектурного) освещения, особенно в новых районах. Обычно используются светодиодные или галогенные лампы, прожекторы. Их устанавливают с определенным интервалом, в особом направлении, применяя техники заливающего света, подсветки отдельных фрагментов или фона, освещения объекта изнутри.

Важно, чтобы декоративный свет не мешал проезжающим машинам, не слепил водителей, что всегда учитывается при проектировании.

По типам источника света

Для создания фонарей, ламп применяются разные материалы — металл, стекло, пластик. Стилистика осветительной системы тоже может быть неодинаковой, в зависимости от основного проекта. Есть подразделение видов уличного освещения и по источникам света.

Читайте также:
Система канализации в многоквартирном доме - нормы и правила
Лампы накаливания

Всем привычные лампочки имеют неплохую мощность, но отличаются низкой теплоотдачей, поэтому слишком затратны. Нить накаливания нагревается в инертном газе, поэтому виден свет. Для уличного освещения такие лампы используют редко.

Газоразрядные лампы

Работают при сжигании газообразного топлива, что вызывает появление электроразряда. В качестве топлива применяются этилен, метан или иные газы. Светоотдача ламп очень высока, поэтому их часто используют для освещения улиц. Качество подсветки высокое, и лампы пригодны даже для декоративных целей. Шум от их работы вряд ли имеет значение для освещения улиц, как и вредное наполнение: корпуса устройств прочные, их невозможно даже разбить.

Газоразрядные лампы бывают таких типов:

  1. Ртутные. Включают пары ртути, поэтому после окончания срока службы их утилизируют особым образом. Ртутные лампы подразумевают использование термостойких проводов, так как сильно накаляются.
  2. Натриевые. Газовый разряд появляется в парах натрия. Эти лампы дают желто-оранжевый свет, они используются только для наружного освещения.
  3. Металлогалогенные. Имеют добавки из галогенидов металлов в парах ртути, которые позволяют скорректировать спектр освещения прибора. Мощность ламп высокая. Применяются для подсветки больших площадей, для декоративного освещения крупных объектов.

Ксеноновые лампы

Имеют встроенные дуги, горящие между двумя электродами. Последние делают из вольфрама. Внутри присутствует инертный газ, пары ртути или натрия. Газ во время работы обогащается ионами, переходит в состояние плазмы, обладающей высокой электропроводностью.

Люминесцентные лампы

Служат дольше ламп накаливания, имеют большую светоотдачу. Обычно люминесцентные лампы применяются для внутреннего освещения домов и квартир, но их можно использовать и для уличной подсветки. Современные лампы имеют электронные регулирующие механизмы, которые позволяют им трудиться без мерцания, шума.

Индукционные лампы

Источник света в индукционных лампах — плазма, появляющаяся при ионизации газа магнитными полями высокой частоты. Для формирования магнитного поля газовый баллон размещают рядом с индукционной катушкой. Время работы индукционных ламп довольно большое, считаются экономичными и подходящими для улицы.

Освещение на солнечных батареях

Наименьшее количество затрат приходится на использование освещения, работающего от энергии солнца. Это эффективный способ сэкономить и получить красивое освещение стен, ландшафтов, разных архитектурных композиций.

Подключения к сети лампам не требуется, их можно легко перемещать с места на место. Могут работать без управления человеком — яркость возрастает в темноте, а днем сходит на нет. Сейчас на солнечных батареях делают фонари, подвесные светильники, разные световые декорации.

Требования к лампам уличного освещения

Все типы источников света характеризуются некоторыми показателями. Основные — мощность (Ватт) и световой поток (Люмен). Эффективность работы устройства измеряется при соотношении люменов к ваттам: чем больше цифра, тем мощнее светильник. Согласно правилам, мощность уличных ламп должна составлять 40 – 125 Вт в зависимости от типа объекта и расстояния между лампами.

Кроме мощности, самые важные параметры для уличных ламп — светоотдача, срок службы, экономичность, удобство использования. Учитывают второстепенные данные:

  • особенности монтажа;
  • возможность повреждения;
  • негативное влияние климата и окружающей среды на изделия.

Важна и степень защиты лампы — оболочка не должна допускать внутрь влагу и твердые частицы.

По видам опор

В зависимости от опоры уличные светильники могут иметь разную форму и способ использования.

Фонари

Монтируют на опорные столбы, стены, металлические струны разной толщины.

Прожекторы

Бывают одноплоскостными и двухплоскостными, различаются по силе света, типу ламп, углу светового потока.

Светильники

Сферические светильники круглые, свет распределяется равномерно в разные стороны. Плафоны бывают матовыми, прозрачными, глянцевыми. Используются полусферические светильники, верх которых представляет собой отражатель, применяются для горизонтальных пространств.

Прочие виды светильников:

  • классические (парковые);
  • энергосберегающие;
  • болларды;
  • индиректы (светильники отраженного света);
  • встраиваемые.

По способу управления источниками питания

Кабель для системы освещения может быть воздушным или подземным. По типу регулирования осветительные приборы способны работать автономно или управляться человеком. В целях экономии поздней ночью автоматика делает свет приглушенным, а в заданное время и вовсе выключает.

Автоматические системы считаются более выгодными и удобными, поэтому в современных городских районах применяются весьма часто. В ряде населенных пунктов все дорожное и городское освещение включено в единую централизованную систему, но в крупных городах всегда подразделяется на районные системы для удобства пользования.

Уличное освещение разных видов

Уличное освещение предназначено для того, чтобы обеспечить удобство и безопасность людей в тёмное время суток. И для реализации этой цели используют множество видов ламп и установок. Также ночной свет — способ декоративного оформления пространства, который создаёт дополнительный уют и комфорт.

В зависимости от целей осветительных установок и места, где они используются, различают следующие виды уличного освещения:

  • Вдоль больших дорог и кольцевых магистралей устанавливают фонари с рефлекторами мощностью 250–400 Ватт;
  • Вдоль второстепенных дорог устанавливают фонари с рефлектором или рассеивающие свет мощностью 70–250 Ватт;
  • Для улиц и тротуаров используют рассеивающие фонари мощностью 40–125 Ватт;
  • Также устанавливают осветительные элементы для подсветки объектов с важной информацией и для архитектурной подсветки домов. В таких случаях мощность ламп ещё меньше.
Читайте также:
Особенности укладки Бикроста – как правильно укладывать мягкую кровлю

Виды ламп

Каждый из видов имеет свои преимущества и недостатки. Лампы различаются по способу выработки света и тем, какие характеристики он имеет.

  1. Лампы накаливания являются традиционным осветительным средством, которое в последнее время активно заменяется менее энергоёмким. Эти лампы отличаются большой теплоотдачей и мощностью, оставаясь при этом лидером по потреблению энергии.
  2. Лампы, которые в своём составе имеют буферный газ, галогенные лампы, обладают теми же характеристиками, но их срок службы в разы больше.
  3. Газоразрядные лампы. Принцип работы основывается на сжигании газообразного топлива. Эти лампы долго работают, до 20000 часов, и дают хорошее качество света. Различают ртутные, металлогалогенные и натриевые лампы, в зависимости от газового состава внутри них.
  4. Ксеноновые лампы излучают свет благодаря действию электрических дуг, которые заполнены ксеноном.
  5. Люминесцентные лампы дают сильную светоотдачу и служат долго.
  6. В последнее время набирают популярность лампы, которые работают от солнечной энергии. Они очень экономичны и работают совершенно независимо от электросети. Эти лампы включаются и выключаются самостоятельно в зависимости от времени суток.
  7. Светодиодные лампы считаются самыми экономичными и экологически чистыми. Они имеют длинный срок службы.

Каждый вид успешно применяется в той сфере, где это наиболее оправдано, одни — для освещения дома, а другие — для подсветки дорог и магистралей. А использование осветительных элементов очень разнообразно.

В загородном доме

Уличное освещение на даче часто используется в эстетических целях. Для декоративной подсветки самого дома используют лампы с фильтрами разных цветов, которые сами по себе не видны. Для этих целей применяется светодиодная лента для уличного освещения или скрытая диодная уличная подсветка. Для заливающего света используют фонари. Они могут иметь разную форму, даже самую неожиданную.

Схема подключения

Уличное освещение для загородного дома имеет свою схему подключения. В её центре находится щит наружного освещения (ЩНО).

К нему подключены подсистемы внешней осветительной системы, а он сам — к сети. Щит может иметь разное количество каналов (в зависимости от того, сколько есть подсистем) и может включаться либо в ручном, либо в автоматическом режиме. Щит оснащён реле, который не допустит поступление силы тока выше допустимой. Автоматический режим работы возможен благодаря датчикам движения, который при фиксировании движения замыкает цепь и подаёт ток на нужные фонари.

Оборудование

Оборудование, которое требует уличное освещение загородного дома, условно делится на три группы: светильники, кабели и контрольные приборы. При проектировании и организации освещённости своими руками важно правильно разработать схему подключения уличного освещения. Все элементы должны технически соответствовать своему назначению и подходить для данной электрической сети. Светильники должны быть влагоустойчивыми (маркировка начинается от IP65) и иметь алюминиевый корпус. Кабель желательно выбирать бронированный и изолированный от агрессивных веществ, содержащихся в грунте.

Контрольные приборы — разные таймеры, датчики, оборудование для ручного управление, дистанционного включения и тому подобное. В таком случае уличное освещение частного дома будет выполнено правильно.

В сельской местности

Нормы, которым должно соответствовать уличное освещение в небольших сельских местностях, изложены в нормативном акте строительных норм и правил, СНИП 23-05-95. Согласно стандартам, не менее 8/10 всей площади села должно быть освещено.

Оборудование

Для фонарей чаще всего используют металлогалогенные лампы, которые дают большую светоотдачу, но служат всего год. Светодиодные технологии особо актуальны для сельской местности, куда выезд обслуживающих бригад затруднён из-за отдалённости. Такой вид фонарей имеет долгий срок службы.

Нормы

Сеть осветительных установок несёт в себе потенциальную опасность, поэтому при её монтаже необходимо соблюдать многие правила. Например, для воздушных линий провода должны быть изолированными. К ним относятся разные марки самонесущих изолированных проводов, СИП. Высота светильника, установленного на тросах, зависит от его месторасположения: на тротуарах — от 3 м высоты, вдоль проезжей части — 6,5 м.

Обслуживание

Финансирует обслуживание светового оборудования государство, поэтому заботу о нем несёт именно администрация населённого пункта. Она решает вопрос о закупке электрооборудования, установке или обслуживании светильников и при необходимости заключает договор с фирмами, которые специализируются на этой работе. Законом №131-ФЗ оговорено, что финансовую ответственность несёт местный муниципалитет, а техническое обслуживание, монтаж уличного освещения и его ремонт проводит районное отделение энергосбыта. Оплачиваются работы или администрацией села или организацией, которая владеет этими коммуникациями.

В городах

Наружное освещение (НО) в городах выполняет сразу несколько функций. Помимо качественной и безопасной работы, оно призвано украшать облик города вечером. Для этого используется декоративное уличное освещение. НО совмещает в себе разные виды осветительных установок. Это освещение проезжей части и тротуаров, подсветка дорожных знаков, витрин, реклам, архитектурная подсветка домов, праздничное освещение и так далее. Все эти элементы уличного декоративного освещения должны гармонировать между собой внешне и быть технически согласованными.

Нормы

В ночное время, когда интенсивность движения меньше, освещённость может быть снижена, но только до определённых пределов. Некоторые светильники могут быть выключены, но не те, что стоят подряд. Поэтому часто прокладывают разные распределительные линии для вечернего и ночного освещения. К линии вечернего освещения подключают праздничную светодиодную подсветку уличного освещения и архитектурную подсветку. Но её мощность должна быть до 2 кВт на фазу. Все эти данные учитываются в графике включения света.

Электроэнергия для НО улиц и тротуаров поступает из трансформаторов для питания сети общего пользования.

При этом линии освещения подключают так, чтобы нагрузка на фазы трансформаторов была равномерной. А для освещения территорий разных учреждений (школ, больниц и так далее) используется энергия от вводных устройств зданий или от подстанций.

Читайте также:
Рольставни в туалет: виды, критерии выбора и нюансы монтажа

К сети уличного освещения обычно не подключают световые установки витрин и рекламы.

Проектирование

Нормы для проектирования уличного освещения в городах содержатся в инструкции СН541-82. В ней описаны типовые решения с указанием на тип ламп, которые могут быть использованы, высоту опор, тип провода и интервал между светильниками. Кабель для уличного освещения должен быть изолированный, стандарта СИП. Также в данной инструкции описаны универсальные схемы проектирования НО улиц. Эти схемы отличаются в зависимости от площади улиц и их назначения. Например, для небольшой улицы установка уличного освещения может проходить по составу схемы одностороннего расположения светильников, а для широкой улицы с большим потоком людей может браться за основу двухрядная схема в шахматном порядке.

Расположение светильников

Светильники для освещения городских территорий могут располагаться по-разному:

  • на отдельных опорах из стали, алюминия или железобетона;
  • в виде фонарей венчающего типа или на консоли;
  • крепиться к зданию с помощью кронштейна;
  • подвешиваться на струнах.

Оптимальный вид опоры выбирают в зависимости от места установки светильника и его характеристик: веса и мощности. Например, для освещения дорог, используется уличное освещение на столбах, а для подсветки аллеи в парке достаточно фонарей с плафоном на консоли.

Обслуживание

Финансирование уличного освещения, за исключением светильников на фасадах дома и на подъездах, осуществляется органами местного самоуправления. А техническое обеспечение: монтаж уличного освещения, его ремонт — прерогатива органов районного управления, горсвета. Следующая инстанция — муниципалитет. Если речь идёт о поломке освещения на доме, то ремонт выполняет тот, кто обслуживает этот дом, чаще всего это ЖЭК.

Для путепровода

Согласно нормам наружное освещение дорог предусматривается в таких случаях:

  • проезжая часть в населённом пункте;
  • на мостах;
  • на маршрутных остановках;
  • на пересечении дорог I, II и III категории;
  • на ж/д переезде;
  • на кольцевой развязке;
  • на заправочных станциях и местах обслуживания транспортных средств;
  • под путепроводами, если протяжённость пути под ними более 30 метров;
  • в тоннелях.

Нормы освещение вдоль проезжей части содержатся в СНИП 32-04-97 и они также включают рекомендацию по использованию кабеля СИП. При разработке проекта учитывается свойство дорожного покрытия поглощать свет, мощность ламп и их свойства рассеивать свет, схема размещения опор и экономическая обоснованность того или иного вида освещения. Из этих данных высчитывается оптимальный способ размещения опор и их высота, интервал между ними и тип ламп.

Средства на содержание дорог выделяются из областного бюджета. А за освещением дорог в черте города отвечает горсвет.

Уличное освещение — неотъемлемый атрибут безопасного и комфортного проживания. Оно должно соответствовать нормам законодательства. Эти нормы служат гарантией того, что НО будет устанавливаться и обслуживаться ресурсами местных государственных органов.

Уличное освещение для дачи или другой частной собственности, хоть и не имеет отношения к государственному бюджету, должно быть технически совместимо с общей сетью по напряжению, правильности подключения и соответствию освещения СНИП. Например, необходимо знать, что в целях безопасности не допускается прокладывание СИП кабеля под землёй. При освещении дома или дачного участка своими руками особенно важно соблюсти все технические требования к этому проекту. В таком случае свет фонарей будет безопасным атрибутом ночного украшения и удобства.

Где купить

Максимально быстро приобрести уличный светильник можно в ближайшем специализированном магазине. Оптимальным же, по соотношению цена-качество, остаётся вариант покупки в Интернет-магазине АлиЭкспресс. Обязательное длительное ожидание посылок из Китая осталось в прошлом, ведь сейчас множество товаров находятся на промежуточных складах в странах назначения: например, при заказе вы можете выбрать опцию «Доставка из Российской Федерации»:

Видео по теме

Системы освещения в городах и сельской местности — как проектировать свет на улицах

Наружное освещение улиц в городе или в сельской местности — важнейший пункт в обеспечении комфортных условий для проживания граждан и передвижения водителей. Цели современного уличного освещения дорог и иных зон состоят и в безопасности жизни, и в повышении эстетических качеств населенного пункта.

Существует ряд государственных норм и правил, которым подчиняется система освещения города и деревни.

Нормы для уличного освещения

Освещение в городе подразделяется на две важнейшие составляющие — свет в области автомобильных дорог и освещение зон для пешеходов. Согласно закону, нормативы для них разные, собраны в СНиП 23-05-95.

Освещение автодорог

Система подсветки автодорог наиболее важна, ведь без ее организации соблюдение безопасности дорожного движения невозможно. Факторы, которые влияют на освещенность:

  1. Интенсивность пользования дорогой. В течение часа по разным дорогам проезжает неодинаковое количество машин, в зависимости от чего пути передвижения транспорта поделены на четыре категории: трассы (автомагистрали) с движением от 3000 автомобилей/час, магистрали (1000 – 3000 машин), дороги (500 – 1000 машин), дороги с малым движением (меньше 500 машин).
  2. Разрешенная скорость пользования. Так, по поселку, иному населенному пункту разрешено двигаться медленнее, чем по магистрали. Для соблюдения дистанции между машинами скоростные трассы нужно освещать более интенсивно.
  3. Значимость улицы. Главные улицы в городах, центральные улицы в селе либо исторические площади всегда освещаются мощнее.

Исходя из ГОСТ и СНиПов, существуют строго установленные нормы освещенности, которые варьируют в пределах 4 – 20 Лк и более. Для улиц и дорог местного значения достаточно средней горизонтальной освещенности в 4 – 6 Лк, для магистральных улиц районного значения — 10 – 15 Лк, для улиц общего пользования общегородского значения — 15 – 20 Лк. При пересечении магистрали и небольшой дороги в зоне перекрестка свет должен быть таким же ярким, как на основной улице.

Стандартом устанавливается средняя яркость покрытия: интервал 0,2 – 1,6 Кд/кв. м. В черте города этот показатель не может быть меньше 1,6 Кд/кв. м, только на подъездах к аэропорту, иным портам — 0,8 Кд/кв. м.

Автомобили участвуют в поддержке хорошего уличного освещения. Чтобы свет фар не мешал другим водителям, последние отвечают за своевременное переключение положения фар (с ближнего света на дальний и наоборот). В ряде автомобилей даже применяется AFS — система адаптивного освещения, где компьютер сам несет ответственность за переключение света.

Читайте также:
Пневматический домкрат: описание, преимущества и советы по выбору

Нормы освещения пешеходных зон

Обустройство мест для передвижения пешеходов организуется по иному принципу. Обычно требования по подсветке территории взаимосвязаны с типом, размером населенного пункта, значением самой улицы.

Там, где переходные зоны соседствуют с центральными улицами и автодорогами, освещение монтируют на уровне 10 Лк. Для улиц, расположенных вдали от магистралей, допускается освещение 4 Лк, для местных улиц (например, в частном секторе) — 2 Лк.

Интенсивно должны освещаться посадочные площадки, где люди входят в общественный транспорт (10 Лк). Аналогичный уровень освещенности выполняется на детских площадках с оборудованием для подвижных игр. Самый яркий свет монтируют в пешеходных тоннелях (50 – 100 Лк).

Нормы освещения по прочим функциональным территориям и зонам отдыха:

  • стадионы — 6 – 10 Лк,
  • центральные входы общегородских парков — 6 Лк,
  • центральные аллеи парков — 4 Лк,
  • боковые аллеи парков — 2 Лк,
  • площадки на входе в кинотеатры, эстрадные зоны — 10 Лк,
  • выставки — 20 Лк.

Освещение улиц в сельской местности

Установка источников света в деревне, поселке или ином типе сельской местности регулируется действующим законодательством. В СНиП 23-05-95 есть особый раздел, рассматривающий этот вопрос. Обязанность следить за правильностью выполнения освещения лежит на органах местной власти, которые обеспечивают своевременность подачи электроэнергии в темный период суток.

По социальным нормам улицы на селе должны быть освещены на 80 %, то есть допустимо отсутствие освещения на ряде улиц, на которых проживает мало населения либо пользование ими неинтенсивное.

Относительно конкретных цифр, они касаются средней горизонтальной освещенности и измеряются в люксах (Лк):

  • основная улица, площадки торговых центров — 4 Лк,
  • второстепенные улицы, переулки, поселковые дороги — 2 Лк.

В пределах 2 Лк должен быть уровень подсветки на главных улицах дачных товариществ и кооперативов.

Принципы построения уличного освещения

Система света проектируется еще на этапе закладки новых городских улиц — учитываются все параметры, осуществляется подбор осветительных приборов, высчитывается расстояние между столбами и т. д. При расчетах обязательно обращают внимание на зернистость дорожного покрытия и степень отражения света, уровень запыленности дороги, цвет окружающих зданий и сооружений, ширину дороги и другие факторы. Параллельно учитывается возможность развития и разрастания микрорайона на 10 лет минимум.

Схемы расположения светильников и иных приборов могут быть разными — однорядными, двухрядными, односторонними и двухсторонними. Освещение дорог делают двумя способами:

  • светильники на опоре,
  • фонари, подвешенные на тросах.

В первом случае, когда ширина дороги составляет меньше 12 метров, расстояние от опоры до следующей может быть около 35 метров. Обычно расположение светильников при такой ширине улицы одностороннее. Если ширина составляет 18 метров, применяется двухрядная шахматная схема. Широкие трассы (32 метра) освещают прямоугольными шахматными схемами.

При наличии разделительной полосы на дороге между отдельными полосами движения машин применяется двухрядная схема. Светильники стоят на столбиках, каждый ряд освещает свою полосу. Приборы освещения на тросах обычно используют для улиц шириной менее 18 метров, размещая их с одной стороны.

Для освещения пешеходных переходов монтируют один прибор с каждой стороны. Зоны отдыха, парки рекомендуется освещать с учетом общего архитектурного облика города. Обязательно учитывается положение проводов для общественного транспорта, наличие иных контактных соединений.

Виды освещения на улицах

Свет должен гореть практически во всех общественно значимых зонах населенного пункта. Существуют различные классификации наружного освещения — по назначению, типам осветительных приборов, видам опор, способу управления.

По назначению

Осветительные приборы устанавливаются на улицах, проезжей части, зонах для пешеходов. Подсветка бывает декоративной, применяющейся для украшения населенного пункта.

Улицы

Определение уровня освещенности обусловлено величиной минимальной средней яркости покрытия проезжей зоны в направлении наблюдателя, который расположен на оси движения транспорта. Показатель измеряют в канделах/квадратный метр.

Для уточнения количества и мощности светильников рассматривают категорию улицы, количество людей, регулярно проходящих по ней, оценивают значимость части города.

Все улицы делятся на следующие категории:

  • А — магистрали, скоростные дороги, основные вокзальные и общегородские площади,
  • Б — магистрали районного значения, различные площади в жилых кварталах, сооружения типа театров, стадионов, крупных торгово-развлекательных центров,
  • В — улицы «спальных» районов, застройки типа бизнес-центров, промзоны,
  • Г — улицы местного движения, небольшие проезды,
  • Д — пешеходные дорожки, проулки в микрорайонах.

Чем дальше от начала классификации располагается категория, тем меньшим будет требующийся уровень освещенности.

Проезжая часть

При монтаже системы освещения обязательно учитывают интенсивность движения транспорта. На проезжей части, где движение высокоинтенсивное, важно обеспечить полную безопасность для водителей и иных участников дорожного движения. Минимальная яркость зависит от числа машин, которые проезжают по улице в обоих направлениях.

Читайте также:
Садовые светильники: разновидности и критерии выбора, рекомендации по установке
Пешеходные дорожки, тротуары

Подобные объекты относятся к категории Д, поэтому уровень освещенности на них, согласно закону, может быть минимальным — 2 – 4 Лк. Освещение территорий мест отдыха, зеленых насаждений преследует функциональную и декоративную цель и составляет от 4 Лк (для аллей на улицах) до 10 Лк (для детских зон).

Декоративное освещение

В городе обязательно применяются разные виды и формы декоративного (архитектурного) освещения, особенно в новых районах. Обычно используются светодиодные или галогенные лампы, прожекторы. Их устанавливают с определенным интервалом, в особом направлении, применяя техники заливающего света, подсветки отдельных фрагментов или фона, освещения объекта изнутри.

Важно, чтобы декоративный свет не мешал проезжающим машинам, не слепил водителей, что всегда учитывается при проектировании.

По типам источника света

Для создания фонарей, ламп применяются разные материалы — металл, стекло, пластик. Стилистика осветительной системы тоже может быть неодинаковой, в зависимости от основного проекта. Есть подразделение видов уличного освещения и по источникам света.

Лампы накаливания

Всем привычные лампочки имеют неплохую мощность, но отличаются низкой теплоотдачей, поэтому слишком затратны. Нить накаливания нагревается в инертном газе, поэтому виден свет. Для уличного освещения такие лампы используют редко.

Газоразрядные лампы

Работают при сжигании газообразного топлива, что вызывает появление электроразряда. В качестве топлива применяются этилен, метан или иные газы. Светоотдача ламп очень высока, поэтому их часто используют для освещения улиц. Качество подсветки высокое, и лампы пригодны даже для декоративных целей. Шум от их работы вряд ли имеет значение для освещения улиц, как и вредное наполнение: корпуса устройств прочные, их невозможно даже разбить.

Газоразрядные лампы бывают таких типов:

  1. Ртутные. Включают пары ртути, поэтому после окончания срока службы их утилизируют особым образом. Ртутные лампы подразумевают использование термостойких проводов, так как сильно накаляются.
  2. Натриевые. Газовый разряд появляется в парах натрия. Эти лампы дают желто-оранжевый свет, они используются только для наружного освещения.
  3. Металлогалогенные. Имеют добавки из галогенидов металлов в парах ртути, которые позволяют скорректировать спектр освещения прибора. Мощность ламп высокая. Применяются для подсветки больших площадей, для декоративного освещения крупных объектов.

Ксеноновые лампы

Имеют встроенные дуги, горящие между двумя электродами. Последние делают из вольфрама. Внутри присутствует инертный газ, пары ртути или натрия. Газ во время работы обогащается ионами, переходит в состояние плазмы, обладающей высокой электропроводностью.

Люминесцентные лампы

Служат дольше ламп накаливания, имеют большую светоотдачу. Обычно люминесцентные лампы применяются для внутреннего освещения домов и квартир, но их можно использовать и для уличной подсветки. Современные лампы имеют электронные регулирующие механизмы, которые позволяют им трудиться без мерцания, шума.

Индукционные лампы

Источник света в индукционных лампах — плазма, появляющаяся при ионизации газа магнитными полями высокой частоты. Для формирования магнитного поля газовый баллон размещают рядом с индукционной катушкой. Время работы индукционных ламп довольно большое, считаются экономичными и подходящими для улицы.

Освещение на солнечных батареях

Наименьшее количество затрат приходится на использование освещения, работающего от энергии солнца. Это эффективный способ сэкономить и получить красивое освещение стен, ландшафтов, разных архитектурных композиций.

Подключения к сети лампам не требуется, их можно легко перемещать с места на место. Могут работать без управления человеком — яркость возрастает в темноте, а днем сходит на нет. Сейчас на солнечных батареях делают фонари, подвесные светильники, разные световые декорации.

Требования к лампам уличного освещения

Все типы источников света характеризуются некоторыми показателями. Основные — мощность (Ватт) и световой поток (Люмен). Эффективность работы устройства измеряется при соотношении люменов к ваттам: чем больше цифра, тем мощнее светильник. Согласно правилам, мощность уличных ламп должна составлять 40 – 125 Вт в зависимости от типа объекта и расстояния между лампами.

Кроме мощности, самые важные параметры для уличных ламп — светоотдача, срок службы, экономичность, удобство использования. Учитывают второстепенные данные:

  • особенности монтажа,
  • возможность повреждения,
  • негативное влияние климата и окружающей среды на изделия.

Важна и степень защиты лампы — оболочка не должна допускать внутрь влагу и твердые частицы.

По видам опор

В зависимости от опоры уличные светильники могут иметь разную форму и способ использования.

Фонари

Монтируют на опорные столбы, стены, металлические струны разной толщины.

Прожекторы

Бывают одноплоскостными и двухплоскостными, различаются по силе света, типу ламп, углу светового потока.

Светильники

Сферические светильники круглые, свет распределяется равномерно в разные стороны. Плафоны бывают матовыми, прозрачными, глянцевыми. Используются полусферические светильники, верх которых представляет собой отражатель, применяются для горизонтальных пространств.

Прочие виды светильников:

  • классические (парковые),
  • энергосберегающие,
  • болларды,
  • индиректы (светильники отраженного света),
  • встраиваемые.

По способу управления источниками питания

Кабель для системы освещения может быть воздушным или подземным. По типу регулирования осветительные приборы способны работать автономно или управляться человеком. В целях экономии поздней ночью автоматика делает свет приглушенным, а в заданное время и вовсе выключает.

Автоматические системы считаются более выгодными и удобными, поэтому в современных городских районах применяются весьма часто. В ряде населенных пунктов все дорожное и городское освещение включено в единую централизованную систему, но в крупных городах всегда подразделяется на районные системы для удобства пользования.

Системы освещения в городах и сельской местности — как проектировать свет на улицах

Настоящие стандарты и нормативные документы распространяются на уличное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов уличной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов. Настоящие стандарты обязательно применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок уличного освещения.

Читайте также:
Пневматический домкрат: описание, преимущества и советы по выбору

Нормы уличного освещения регламентирует СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение

Нормы уличного освещения в Москве. Нормы МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение»

Также стоит учесть требования ГОСТ Р 55706-2013 Освещение наружное утилитарное.

Нормы освещения улиц, дорог и площадей

Категория Класс Освещаемые объекты Пропускная способность, тыс. ед/ч Средняя освещенность дорожного покрытия Еср, лк, не менее
А А1 Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города Свыше 10 30
А2 Прочие федеральные дороги и основные улицы 7—9 20
А3 Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1 4—7 20
А4 Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра 3—5 20
Б Б1 Основные дороги и улицы города районного значения 3—5 20
Б2 То же 2—5 15
В В1 Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением 1,5—3 15
В2 Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали 1,5—3 10
В3 Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон 0,5—2 6

Виды мачт

При выборе опоры для организации уличной подсветки необходимо понимать, в каком месте она будет установлена и каким целям послужит. Это поможет определиться с моделью, которые различаются по своим характеристикам. Опоры для светильников можно классифицировать по нескольким параметрам.

В зависимости от материала изготовления они делятся на…

  1. Мачты освещения металлические. Чаще всего их делают из чугуна, стали, но наиболее востребован алюминий. Конструкция из алюминия получается в меру лёгкой, гибкой, при столкновении с транспортным средством не причиняет столько повреждений, как при ударе о бетонный столб. Металл практически не деформируется и устойчив к воздействию окружающей среды: ему не страшны перепады температур, дожди, вибрация.
  2. Железобетонные столбы. Сейчас практически не используются, потому что по своим характеристикам проигрывают металлическим. Они подвержены коррозии, имеют слишком большой вес.

Сам ствол может быть выполнен в виде:

  • конической;
  • круглоконической;
  • трубчатой опоры.

По месту установки столбы подразделяются на:

  • уличные — такие мачты предназначены для городского освещения, располагаются вдоль тротуаров, пешеходных зон, внутри дворов;
  • садово-парковые — их устанавливают в рекреационных зонах и на детских площадках;
  • декоративные — как правило, отличаются оригинальным дизайном, применяются для освещения внутренних дворов или загородных участков;
  • магистральные — предназначены для освещения автомагистралей, железных дорог и отличаются высокой степенью прочности и надёжности;
  • специального назначения — разработаны специально для подсветки узкоспециализированных мест: стадионов, промышленных зон и т. д.

На верхушке столба располагается так называемая корона, куда устанавливают осветительный прибор. В зависимости от степени подвижности короны бывают…

  1. Мачты освещения с мобильной короной. Конструкция оснащена лебёдкой, которая позволяет спускать корону для ремонта или замены источника света. Лебёдка расположена в нижней секции ствола, там же, где и панель электроаппаратуры, доступ к которой осуществляется через люк. С такими работами справится даже один электрик, без вызова специальной бригады.
  2. Опоры со стационарной короной. Как понятно из названия, эта конструкция неподвижна. Такие столбы обычно оснащены лестницей, но могут обслуживаться и с помощью автогидроподъёмника. Наверху оснащены прожекторной площадкой. Из преимуществ этого типа конструкций — возможность установки одновременно нескольких светильников.

Все опоры имеют свою маркировку, которая даёт понимание, какой тип конструкции находится перед нами. Разберём несколько аббревиатур:

  • МГФ — мачта гранёная фланцевая;
  • ВМО — высокомачтовая опора;
  • ВОУ — высокомачтовая осветительная установка.

Освещение автомобильных дорог

Наружное освещение улиц выполняется в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ, на сегодняшний день эта система отличается многофункциональностью и разнообразием. Только изучив и сопоставив весь ареол факторов, влияющий на качество подсветки дорог, следует приступать к обустройству уличного освещения. Важная роль в этом вопросе отводится автомагистральной подсветке. На этих дорогах сложное и динамичное движение. А безопасность на проезжей части, жизнь и здоровье участников движения напрямую зависят от того, насколько грамотно выполнено освещение автомобильных дорог. Поэтому разработаны и предусмотрены жёсткие нормативы, требования к параметрам осветительного оборудования в населённых пунктах, установленные ГОСТ. Наружная подсветка важна в принципе на территории населённых пунктов, а в оборудовании автомобильных дорог – играет главнейшую роль и является первой необходимостью в тёмное время суток.

В статье вы ознакомитесь с нормами, требованиями к важным элементам наружного освещения, с правилами подбора и установки осветительных приборов на дорогах населённых пунктов.

Отличительные черты установки освещения на проезжей части

Освещение автомобильных дорог играет важную роль и выполняет незаменимые ничем функции как в небольших посёлках, что в больших городах. Хотя в крупных столицах, с бешеным ритмом жизни и динамичным движением следует уделить повышенное внимание.

Важный момент! Именно освещение автомобильных дорог и улиц города обеспечивает безопасное движение владельцев транспортных средств и самой незащищённой категории на улице – пешеходов. Очень ответственно следует подойти к вопросу освещённости пешеходных переходов.

Поэтому в таких местах недопустимо нарушение нормативов ГОСТ с установкой низкокачественных осветительных приборов, а уж тем более их полное отсутствие. Это может привести к трагическим последствиям на дорогах, к созданию опасных и аварийных ситуаций на проезжей части улиц населённых пунктов, заканчивающихся трагически.

Читайте также:
Обои с шелкографией: шик и роскошь в интерьере

Закреплённые в рамки ГОСТ, с особенными требованиями и нормативами, правила создания максимально безопасной освещённости регламентируются специализированной документацией – СанПин и СНиП. Только неукоснительное соблюдение всех этих правил, норм по ГОСТу при проектировании освещения автомагистралей и проезжей части населённых пунктов гарантирует безопасность участникам движения, пешеходам и избавляет ответственные структуры от наложения штрафных санкций.

Документация СНиП обеспечивает, при условии соблюдения жёстких рамок требований и норм, максимально безопасные и эффективные условия передвижения на дорогах населённых пунктов любого размера и статуса.

Основные задачи освещения автомагистральной проезжей части в городах

  • обеспечить безопасную ситуацию в вечернее и ночное время на проезжей части городов по максимуму;
  • создать освещение, удовлетворяющее требованиям создания безопасных условий вождения на городских дорогах и автомагистралях;
  • предоставить уровень освещения за счёт светильников, расположенных вдоль проезжей части, достаточный для того, чтобы водители в тёмное время суток видели дорогу полностью (возможность разглядеть встречный автомобиль или пешеходов на обочине).

Проведение специальных расчётов, которые опираются на определённые параметры, обеспечивает проезжую часть дорог в поселениях различного статуса (города, сёла, деревни, посёлки) достаточным освещением.

Уличное обеспечение освещённостью обеспечивают параметры

  • осветительное оборудование устанавливается согласно предписаниям ГОСТ: люминесцентные, галогеновые, светодиодные приборы и светильники устанавливаются соответственно всем требованиям и нормам ГОСТ;
  • для определённой проезжей части просчитываются мощностные характеристики светового потока, определяется: какая мощность исходит суммарно от всех источников света: галогеновых, светодиодных, люминесцентных светильников и лампочек;
  • уровень освещённости, необходимый для проезжей части, опирается на нормы и требования СНиП.

Внимание, нюанс! Большое внимание уделяется требованиям, которые касаются непосредственно источников света, нежели осветительного оборудования и приборов. Свет, исходящий от всех источников света, вкрученных в осветительные установки, должен обеспечивать равномерное и размеренное освещение, без слепящего эффекта на каждом отдельном участке дорожного полотна.

Условия и правила организации подсветки дорог и автомагистралей

Ранее было сказано: благоустройство и установка уличного освещения на проезжей части населённых пунктов регламентируется нормами и требованиями ГОСТ, прописанными в документах по СНиП и СанПин. За основу берут требования и правила, прописанные в СНиП, там определены чёткие нормативы для конкретного случая, в каждом разделе, своя особенность.

СНиП устанавливает необходимые параметры достаточного уровня освещённости, который обеспечит возможность водителю адекватно и вовремя оценить ситуацию на проезжей части, и корректно среагировать в случае опасного или непредсказуемого манёвра другого водителя или пешехода, особенно в зимний период, когда скорость торможения намного слабее.

Для этого ведут расчёты по определению средней величины горизонтального освещения дороги по следующим критериям:

Внимание! Соблюдение указанных параметров является гарантией того, что водителю откроется достаточная видимость, и он сможет разглядеть на расстоянии все движущиеся и приближающиеся автомобили, а также изъяны на дорожном полотне, которые очень часто становятся причиной ДТП с необратимыми последствиями.

Ещё один важный момент при организации подсветки дороги: яркость осветительных приборов – она не должна быть тусклой, и в то же время слишком яркий свет ослепляет водителей, что также может привести к созданию аварийной ситуации. Для того, чтобы освещение автомобильных дорог было оптимально в СНиП указаны конкретные нормативы, которых стоит придерживаться.

Особенности установки подсветки на дорогах населённых пунктов

В современном мире подсветка дорожного полотна – неотъемлемая составляющая, гарантирующая безопасность передвижения в вечером и ночью.

Зрительный анализатор человека днём и ночью выдаёт разные показатели, этим и руководствуется СНиП, обозначая конкретные параметры освещённости объектов в тёмное время суток. Наименьшая граница показателя подсветки осветительных приборов вечером и ночью должна быть не менее 2 люкс, это даёт возможность комфортного передвижения на машине для водителя и по обочине – для пешехода. Поэтому и возникает необходимость в обустройстве искусственной подсветки дорог и автомагистралей в населённых пунктах.

Требования к световому потоку:

  • равномерное и непрерывное освещение дорожного покрытия, осветительное оборудование устанавливается через равное расстояние, обозначенное в параметрах СНиП;
  • направление света идёт непосредственно на проезжую часть, не вверх и не в стороны;
  • полностью освещать территорию вокруг движущегося автомобиля, обочину и соседние полосы, особенно на широких дорогах в три и более полосы;
  • направление света должно учитывать горизонтальное освещение для увеличения границ видимости, чтобы полноценно видеть идущий навстречу транспорт;
  • не должен быть слишком ярким и слепить водителей.

Важно! Особое внимание при организации подсветки отводится автомагистралям, поскольку на этих дорогах постоянно наблюдаются высокие скорости (в связи с их предназначением), и именно этот вид нуждается в создании комфортной ситуации для обеспечения безопасного движения транспорта.

Требования к количеству световых точек, исходя из перечисленных характеристик:

Обратите внимание! Какая бы ни была ширина у главной дороги, согласно статусу, освещение устраивается намного лучше проезжей части второстепенного значения, поскольку риск возникновения опасных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий в разы выше.

От подбора светильников, лампочек и осветительного оборудования, от их качественной установки и правильного функционирования, зависит жизнь и здоровье граждан. К этому вопросу следует подходить разумно, с учётом всех нормативов и требований, и тогда движение на дорогах городов и сёл будет безопасным и комфортным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: