Основные нормативы потребления тепловой энергии на отопление

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 “Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме” (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306
“Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме”

С изменениями и дополнениями от:

6 мая 2011 г., 28 марта 2012 г., 16 апреля 2013 г., 26 марта, 24 сентября, 17 декабря 2014 г., 14 февраля 2015 г., 29 июня, 26 декабря 2016 г., 27 февраля, 29 сентября 2017 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 в преамбулу внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

В соответствии со статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 в пункт 1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Утвердить прилагаемые Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

2. Признать утратившим силу подпункт “а” пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 609 “О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 36, ст. 3568).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2014 г. N 230 в пункт 3 внесены изменения

3. Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2014 г. N 977 постановление дополнено пунктом 4

4. Правила, утвержденные настоящим постановлением, на территориях Республики Крым и г. Севастополя подлежат применению к правоотношениям, возникшим после 1 июля 2015 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Правила
установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме
(утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306)

С изменениями и дополнениями от:

6 мая 2011 г., 28 марта 2012 г., 16 апреля 2013 г., 26 марта, 17 декабря 2014 г., 14 февраля 2015 г., 29 июня, 26 декабря 2016 г., 27 февраля, 29 сентября 2017 г.

ГАРАНТ:

См. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354

О разъяснении настоящих Правил см. письмо Минрегиона России от 23 мая 2008 г. N 12529-АД/07 и письмо Минстроя России от 21 октября 2015 г. N 34131-ЛГ/04

I. Общие положения

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 в пункт 1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Настоящие Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 в пункт 2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

“климатические условия” – показатели, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг (средняя температура наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления, продолжительность отопительного периода);

“конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома” – показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома);

“норматив потребления коммунальной услуги” – определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении в случаях, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” (далее – Правила предоставления коммунальных услуг);

“норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях” – норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении;

“норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме” – определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан;

“норматив потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек” – норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек;

Читайте также:
Обрезаем потолочный плинтус в домашних условиях правильно: Пошаговая инструкция- Обзор +Видео

“нормативные технологические потери” – технически неизбежные и обоснованные потери коммунальных ресурсов во внутридомовых инженерных системах многоквартирного дома;

“степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома” – качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 11 октября 2017 г. – Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2017 г. N 1186

3. Нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее – уполномоченные органы). Контроль за соблюдением уполномоченными органами требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных услуг и норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации.

4. При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2015 г. N 129 в подпункт “а” внесены изменения

а) в отношении холодного и горячего водоснабжения – этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения, оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. N 1380 в подпункт “б” внесены изменения

б) в отношении электроснабжения – количество комнат в квартире, площадь жилого дома, износ внутридомовых инженерных систем;

в) в отношении газоснабжения (при расходе газа на нужды отопления) – материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем;

г) в отношении газоснабжения (при расходе газа для приготовления пищи и (или) подогрева воды) – износ внутридомовых инженерных систем;

д) в отношении отопления – материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем;

Основные нормативы потребления тепловой энергии на отопление

В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

Общие моменты по оплате отопления

Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

Варианты оплаты отопления: старое и новое

Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— на основании показаний ИПУ данного помещения;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
Читайте также:
Ремонт смесителя своими руками : пошаговая инструкция с фото

— по показаниям ИПУ;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:

— если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;

— этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:

— чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;

— чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

Слабые места регулирования платы за отопление

Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме). Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры. При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет. В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354). А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

Коммунальные услуги

Коммунальные услуги – это деятельность по подаче потребителям коммунальных ресурсов (холодная и горячая вода, электричество, газ, тепловая энергия) и оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для обеспечения благоприятных и безопасных условий использования помещений в МКД.

Требования к качеству предоставляемых коммунальных услуг

Холодная вода

Должна быть доступна жителям дома всегда. В случае аварии перерывы в подаче воды могут составлять не более 8 часов в месяц в целом. Единовременное отключение допускается максимум на 4 часа.

Горячая вода

Допускается ежегодное 14-дневное отключение на профилактические и ремонтные работы. Воду могут отключить не более чем на 8 часов суммарно в течение месяца из-за аварии и на 4 часа единовременно. В случае аварии на тупиковой магистрали допускается отключение на 24 часа подряд. Температура воды должна составлять 60-75 градусов.
Отклонения не допускаются.

Электроснабжение

Должно быть бесперебойным. Допустимая продолжительность перерыва – 2 часа при наличии двух независимых взаиморезервирующих источников питания и 24 часа при одном источнике питания. Электроэнергия должна соответствовать ГОСТ 32144-2013 по напряжению и частоте тока.

Газоснабжение

Должно быть бесперебойным и круглосуточным. Допустимый перерыв – не более 4 часов в течение месяца. Газ должен соответствовать всем требованиям ГОСТ 5542-2014 и иметь давление от 0,0012 МПа до 0,0030 МПа. Максимально допустимое отклонение давления – 0,0005 МПа.

Отопление

Должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение всего отопительного сезона. Допустимая продолжительность перерыва – не более 24 часов в течение месяца. Единовременно – не более 16 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 градусов тепла, не более 8 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 10 до 12 градусов тепла и не более 4 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 8 до 10 градусов тепла.

Читайте также:
Отделка камина кирпичом своими руками

В случае несоблюдения данных требований нужно немедленно сообщить об этом в диспетчерскую службу своей управляющей организации или Единую диспетчерскую службу Московской области. Если это не помогает, стоит обратиться в Госжилинспекцию Московской области.

Как начисляется плата за коммунальные услуги

Если установлены счетчики

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и электроснабжению зависит от:

  • объема потребленного за расчетный период коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуального прибора учета, а также объема потребления на общедомовые нужды для отопления;
  • тарифа на коммунальный ресурс.
Если счетчиков нет

Плата начисляется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги и тарифа на коммунальный ресурс. Для потребителей коммунальных услуг по электроснабжению, холодному водоснабжению и газоснабжению, у которых не установлены счетчики, работает повышающий коэффициент 1,5. Он не будет действовать, если отсутствует техническая возможность установки прибора учета, подверженная актом.

Формулы для расчета платы за коммунальные услуги

Установлен счетчик
Нет счетчика

[Плата за электроэнергию] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

Скидка на оплату электроэнергии для жителей сельских территорий составляет 30%, а для пользователей электрических плит – 27,4%.

Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

Как снизить платеж:
  • пользоваться двух- и трехставочными счетчиками;
  • пользоваться техникой с высоким классом энергоэффективности (А, А+, А++).
Установлен счетчик
Нет счетчика
Как снизить платеж:
  • поставить общедомовой прибор учета. Это поможет снизить плату на 20-30%;
  • следить за общедомовыми помещениями – двери и форточки на лестничных площадках должны быть закрыты.
Установлен счетчик
Нет счетчика

[Плата за холодную воду] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

Как снизить платеж:
  • установить счетчик;
  • следить за исправностью сантехники.
Стоимость 1 м³ горячей воды
Расчет платы за горячую воду

Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

Как снизить платеж:
  • установить счетчик;
  • следить за исправностью оборудования.
Установлен счетчик
Нет счетчика

[Плата за газ] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

Как снизить платеж:
  • установить счетчик;
  • следить за исправностью оборудования.
Кто имеет право на сниженный платеж:

1. Неработающие пенсионеры:

– прекратившие трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию – на 30%;

– достигшие возраста 70 лет и старше – на 50%;

– достигшие возраста 80 лет и старше – на 100%.

2. Льготники, имеющие право на компенсацию расходов на ЖКУ.

Где найти информацию по установленным тарифам и нормативам

Для жителей Московской области разработан специальный сервис, где можно найти актуальные тарифы, установленные для муниципалитетов и ресурсоснабжающих компаний.

Действующие нормативы

  • Распоряжение от 20.10.2020 № 386-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Московской области».
  • Распоряжение от 20.10.2020 № 386-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Московской области».
  • Действующие нормативы на подогрев холодной воды для горячего водоснабжения
  • Распоряжение от 09.12.2014 №162-РВ «Об утверждении нормативов коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления»*.

* Смотри Приложение 2 «Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях».

  • Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 № 607-РМ «О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 № 424-РМ «Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области».
  • Постановление Правительства Московской области от 09.11.2006 N 1047/43 «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа» (В редакции Постановления Правительства Московской области от 07.11.2017 № 914/40).

Как сделать перерасчет платы за коммунальные услуги

В каких случаях можно требовать перерасчет

Если в квартире нет индивидуальных приборов учета, при отсутствии технической возможности их установки, подтвержденной актом, и отсутствии потребителя более пяти полных календарных дней подряд можно требовать перерасчет за холодную и горячую воду, водоотведение, газо- и электроснабжение. Платить придется только за отопление и газоснабжение для отопления жилых помещений, а также коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества (на общедомовые нужды).

Перерасчет осуществляется в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия. Заявления о перерасчете направляются в управляющую организацию. Приложите подтверждающие отсутствие документы: билеты, гостиничные счета, справку из санатория, командировочное удостоверение.

Плата за коммунальные услуги уменьшается вплоть до полного освобождения от нее, если, например, температура горячей воды была ниже нормы или света не было больше установленного периода.

Факт оказания некачественной услуги должен быть подтвержден заявкой потребителя в аварийно-диспетчерскую службу, зафиксированной в журнале регистрации, и актом проверки.

Если в доме произошла авария, в результате которой предоставление услуги было прекращено на срок дольше установленного, управляющая компания обязана автоматически выполнить перерасчет всему дому. Если этого не произошло, надо обратиться с заявлением в управляющую компанию. Если она не выполнит перерасчет, обращайтесь в Госжилинспекцию.

Если есть другие основания полагать, что вы переплачиваете за коммунальные услуги, обратитесь в управляющую компанию. Там обязаны непосредственно при обращении потребителя проверить правильность начислений и немедленно по результатам проверки выдать документы с правильно начисленными платежами. По вашей просьбе они должны быть заверены подписью руководителя и печатью.

Читайте также:
Ремонт фундамента дома

Если УК проигнорирует требование перерасчета, обращайтесь в Госжилинспекцию.

Если проведение такой проверки непосредственно при обращении невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и управляющей организации, но не превышающий месяца со дня обращения. Документы по результатам проверки предоставляются способом, согласованным потребителем и управляющей организацией, не позднее пяти рабочих дней после завершения проверки.

Расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества (КРСОИ) – на общедомовые нужды (ОДН)

Расходы на КРСОИ (ОДН) – это плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме*. Они входят в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.

К ним относятся:

  • освещение в домах, подъездах и на придомовых территориях;
  • уборка общих помещений;
  • обслуживание лифтов;
  • применение насосов водоснабжения;
  • использование домофонов и сигнализации;
  • дежурное освещение чердаков и подвалов;
  • мойка лестничных площадок и мусоропроводов;
  • полив газонов;
  • промывка коммуникаций;
  • опрессовка отопительной системы;
  • ремонт и запуск отопительной системы.

Также в расходы на КРСОИ (ОДН) закладываются возможные технологические потери, связанные с особенностями установленного электрооборудования и внутридомовых инженерных сетей*.

* Не применяют в МКД с непосредственным способом управления.

Не относятся к КРСОИ (ОДН)

  • Все виды ресурсов, потребленные организациями, владеющими или арендующими помещения в доме или в пристройке к дому.
  • Ресурсы, которые были использованы в связи с обслуживанием оборудования интернет-провайдерами, в частности, электроснабжение принимающей антенны должно осуществляться за счет поставщика услуг интернета, телефонии и кабельного телевидения.

Как рассчитывается плата за КРСОИ (ОДН)

  • Есть общедомовые приборы учета
  • Нет общедомовых приборов учета

Начисление платы за КРСОИ (ОДН) производится по нормативу с последующей корректировкой платы по показаниям общедомового прибора учета (ОДПУ). Ежемесячное начисление по показаниям ОДПУ возможно в следующих случаях*:

  • общим собранием собственников принято решение о начислении КРСОИ (ОДН) по показаниям ОДПУ в порядке, утвержденном Минстроем России;
  • в МКД имеется система, позволяющая производить одномоментное снятие показаний приборов учета (ч. 9.2. ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

* При отсутствии соответствующего решения ОСС или отсутствии системы снятия показаний приборов учета применяются норматив и тарифы, установленные в Московской области.

Плата за КРСОИ (ОДН) зависит от площади помещений, входящих в состав общедомового имущества и норматива потребления КРСОИ (ОДН). Распределение этого объема между потребителями производится также пропорционально занимаемой площади.

Объем КРСОИ (ОДН) определяется произведением норматива на площадь всех территорий, которые относятся к так называемым местам общего пользования – т.е. подъезды, подвалы, чердаки, лестницы и т.п.

Нормативы можно уточнить у управляющей компании или в администрации муниципального образования.

Действующие нормативы потребления КРСОИ (ОДН)

Распоряжение № 63-РВ от 22.05.2017 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области» (с изменениями на 18 сентября 2020 года).

Льготы по оплате ЖКУ

В Московской области ряд категорий граждан имеет право на ежемесячную денежную компенсацию за расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Она составляет 50% или 100% расходов на оплату ЖКУ.

  • многодетные семьи, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей, до достижения детьми возраста 18 лет или 23 лет, если ребенок обучается на очном отделении в вузе;
  • дети-инвалиды;
  • одиноко проживающие неработающие пенсионеры;
  • инвалиды;
  • почетные доноры;
  • бюджетники, работающие в сельской местности;
  • педагогические работники;
  • лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», лица, награжденные медалью «За оборону Москвы», жители блокадного Ленинграда;
  • участники, ветераны, инвалиды Великой Отечественной войны, а также вдовы участников;
  • труженики тыла, ветераны труда;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации, ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС, члены семьи умершего ликвидатора, лица, получившие лучевую болезнь вследствие катастрофы на ЧАЭС, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, лица, подвергшиеся воздействию р+D6 радиации на ЧАЭС;
  • члены семьи умерших инвалидов или получивших лучевую болезнь;
  • участники ликвидации последствий аварии;
  • члены семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, дети погибших военнослужащих;
  • военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы;
  • ветераны военной службы, ветераны подразделений особого риска, ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий;
  • реабилитированные лица;
  • жертвы политических репрессий;
  • лица, пострадавшие на Семипалатинском полигоне;
  • Герои СССР, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического труда.

Программа «Коммунальный бонус»

Что такое «Коммунальный бонус»

«Коммунальный бонус» – это программа лояльности, с помощью которой онлайн-плательщики по счетам за ЖКУ смогут получать бонусы в виде скидок, купонов и промокодов на различные товары и услуги. Ее разработало Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области по поручению губернатора региона Андрея Воробьева.

Оплата через онлайн-ресурсы позволяет не только получать выгоду в виде скидок и бонусов, но и платить за коммунальные услуги без комиссии – благодаря этому можно сэкономить от тысячи рублей в год.

Кто может стать участником программы

Участником программы «Коммунальный бонус» может стать каждый житель Московской области, который своевременно полностью оплачивает коммунальные счета МосОблЕИРЦ онлайн без комиссии. Срок оплаты указан в квитанции над таблицей с расчетами.

Для того, чтобы получать кешбэк в виде купонов на скидку, клиент также должен не иметь задолженностей за жилищно-коммунальные услуги за прошлые периоды.

Как получить купон на скидку

После оплаты счета клиенты автоматически будут перенаправлены на промостраницу со списком партнеров программы. Там необходимо выбрать понравившееся предложение, указать Ф.И.О., лицевой счет, электронную почту и номер телефона.

После этого сформируется купон, который можно сохранить в формате pdf или получить на указанную электронною почту.

В программе «Коммунальный бонус» собраны десятки выгодных предложений. Кешбэк доступен в следующих категориях: «Красота и здоровье», «Дом и сад», «Развлечения», «Кафе», «Онлайн-гипермаркеты», «Спортивные товары», «Продукты питания», «Техника» и «Онлайн-образование». Среди партнеров программы – METRO Cash&Carry, Burger King, AliExpress, iHerb и другие. Число участников со временем будет увеличиваться.

Читайте также:
Обжимные фитинги для стальных труб: виды, цена, назначение и монтаж своими руками

Вопросы-ответы

Сокращения

МКД

ОДПУ

Общедомовой прибор учета

УУТЭ

Узел учета тепловой энергии

ПУ

Правила №354

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354)

Правила №124

Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124

Правила №1034

Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034)

Правила №776

Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод (утв. постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776)

Закон о теплоснабжении

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»

Закон о водоснабжении и водоотведении

Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

Норматив потребления

Составляет 0,016 Гкал/м2, утвержден постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 № 41 «О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги»

Постановление № 629-ПП

Постановление Правительства Москвы от 29.09.2016 № 629-ПП «О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. № 41»

Правила № 808

Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808)

Правила подключения

Правила подключения к системам теплоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 307)

Перечень типовых вопросов потребителей и ответы на них

1. О расчетах с собственниками квартир/нежилых помещений в многоквартирных домах (1/12)

С 01.01.2017 при расчетах с исполнителями коммунальных услуг объем тепловой энергии, поставленной ПАО «МОЭК» для целей отопления многоквартирного дома, и подлежащий оплате по договору ресурсоснабжения, определяется:

  1. в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (ОДПУ) — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным прибором учета.
  2. в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный ОДПУ тепловой энергии — исходя из норматива потребления коммунальной услуги».

Постановление № 629-ПП
Пункт 25.1 Правил № 124

2. По вопросу применяемых тарифов.

ПАО «МОЭК» является единой теплоснабжающей организацией на территории города Москвы, а также организацией, осуществляющей горячее водоснабжение потребителей. Деятельность по поставке потребителям тепловой энергии и горячей воды подлежит регулированию. Полномочия по установлению тарифов возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Информация об установленных для потребителей (абонентов) ПАО «МОЭК» тарифах на тепловую энергию и горячую воды размещена на официальном сайте ПАО «МОЭК» в разделе «О компании / Раскрытие информации по регулируемым видам деятельности / Тарифы».

Статья 8 Закона о теплоснабжении
Статья 31 Закона о водоснабжении и водоотведении

3. По вопросу порядка определения количества поставленного в МКД ресурса

Объем коммунального ресурса, поставляемого в МКД, оборудованный ОДПУ, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц).

3.2. При отсутствии, выходе из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации

Тепловая энергия на отопление

Объем тепловой энергии, поставленной на отопление в расчетном месяце отопительного периода, определяется:

  • до истечения 3-х расчетных периодов с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации — исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, потребленного за отопительный период, определенного по показаниям ОДПУ и при условии, что период работы ОДПУ составил более 3-х месяцев отопительного периода.
  • по истечении 3 расчетных периодов и в случае, если период работы ОДПУ составил менее 3 месяцев отопительного периода, а также в случае отсутствия ОДПУ — исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Объем горячей воды, подлежащий оплате в текущем расчетном месяце в случает отсутствия, выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации, исходя из суммы значений:

  • количества горячей воды, определенного за расчетный период по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
  • количества горячей воды, рассчитанного за расчетный период с применением норматива потребления горячей воды;
  • среднемесячного количества (объема) горячей воды, определенного за расчетный период по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
  • количества горячей воды, определенного за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с положениями Правил № 776;
  • количества горячей воды, потребленного за расчетный период при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями п. 59(1) Правил № 354.

Пункт 21 Правил № 124

4. По вопросу порядка определения количества тепловой энергии, поставленной в нежилые здания

Количество тепловой энергии поставленное на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение определяется на основании показаний УУТЭ за расчетный период.

4.2. При выходе из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию УУТЭ или истечения срока его эксплуатации до 15 суток

Объем поставленной тепловой энергии определяется с учетом среднесуточного количества тепловой энергии, определенного исходя из показаний УУТЭ за время их штатной работы в расчетном периоде, приведенного к среднесуточной температуре наружного воздуха расчетного периода

Пункт 118 Правил № 1034

4.3. При отсутствии, выходе из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию УУТЭ или истечения срока его эксплуатации более 15 суток

Объем поставленной тепловой энергии определяется по договорным тепловым нагрузкам с учетом фактической температуры наружного воздуха в расчетном периоде

Пункты 115, 116 Правил № 1034

4.4. Объем тепловой энергии поставленной на приготовление горячей воды,

при наличии отдельного учета и временной неисправности УУТЭ (до 30 дней) рассчитывается на основании данных об объеме тепловой энергии на приготовление горячей воды, определенному по УУТЭ за предыдущий период.

Читайте также:
Облицовка натуральным камнем. Правильный выбор и варианты укладки.

В случае отсутствия раздельного учета, неисправности или нерабочего состояния УУТЭ более 30 дней, количество тепловой энергии, расходуемых на горячее водоснабжение, принимается равным значениям, установленным в договоре теплоснабжения (величина тепловой нагрузки на горячее водоснабжение.

5. По вопросу порядка определения количества горячей воды, поставленной в нежилые здания

Объем поставленной горячей воды определяется на основании показаний ПУ за расчетный период

5.2. При выходе из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ПУ или истечения срока его эксплуатации применяется

5.3. При нарушении сроков представления показаний ПУ, установленных договором

Объем поставленной горячей воды на период не превышающий 6 расчетных периодов подряд определяется на основании гарантированного объема подачи горячей воды, установленного договором, а после нарушения сроков представления показаний узла учета более 6-ти расчетных периодов подряд — с учетом пропускной способности трубопровода горячей воды в месте присоединения к централизованной системе горячего водоснабжения.

5.4. При отсутствии узла учета — определение объема поставленной горячей воды определяется

Объем поставленной горячей воды за период до 60 дней со дня получения уведомления о необходимости установки ПУ определяется на основании гарантированного объема подачи горячей воды, установленного договором. После истечения 60 дней со дня получения уведомления о необходимости установки ПУ, объем поставленной горячей воды определяется с учетом пропускной способности трубопровода горячей воды в месте присоединения к централизованной системе горячего водоснабжения (по сечению трубопровода).
До направления соответствующего уведомления — методом гарантированного объема подачи воды, определенного договором горячего водоснабжения.

6. Преимущество ЭДО

При наличии заключенного договора с операторами электронного документооборота ООО «Тензор» или ООО «СБиС» для прочих потребителей и ЕАИСТ 2.0 для потребителей Комплекса социальной сферы города Москвы, Вы приобретаете возможность получения расчетно-платежных документов за поставленные ресурсы посредством электронного документооборота, для чего Вам необходимо оформить дополнительное соглашение к заключенным с ПАО «МОЭК» договорам.
Электронный документооборот позволит:

  • Экономить время, которое можно потратить для достижения новых целей.
  • Экономить средства, затрачиваемые на оплату курьера и покупку расходных материалов для печати документов.
  • Иметь электронный архив, с удобным инструментом поиска.

7. Неустойка

Размер неустойки, предъявляемой потребителю в связи с нарушением порядка и сроков оплаты установлен статьей 15 Закона о теплоснабжении» и статьей 13 Закона о водоснабжении и водоотведении.

8. Договор компенсации стоимости тепловой энергии и теплоносителя, поставленных на период пуско-наладочных работ (договор ПНР)

Объект незавершенного строительства, не является объектом теплоснабжения, в отношении которого возможно заключение договора теплоснабжения. В указанных условиях для целей проведения пуско-наладочных работ и комплексного опробования энергоустановок ПАО «МОЭК» заключает со Строителями договор компенсации стоимости тепловой энергии и теплоносителя, поставленных на период пусконаладочных работ, условия которого сформулированы в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ.
Срок действия договора соответствует сроку действия Временного акта допуска энергоустановок в эксплуатацию на проведение ПНР, выданного МТУ Ростехнадзора.

Пункт 36 Правил № 808

9. О подключении к системам теплоснабжения

Как рассчитывается отопление в квартире по нормативу

  • Кто устанавливает норматив потребления тепловой энергии на отопление
  • Сколько Гкал нужно для отопления 1 кв.м. по нормативу
  • Расчет отопления в квартире по нормативу на квадратный метр
  • Вариант 1
  • Вариант 2
  • Вариант 3

Одним из самых дорогих пунктов в коммунальных платежах является отопление. Регулировать электроэнергию можно самостоятельно, покупая приборы с небольшим потреблением энергии. Но снизить расходы на теплоснабжение вряд ли получится. В новостройках производится монтаж индивидуального отопления, но в старых многоквартирных домах преимущественна центральная система. В первом случае расчет производится по счетчикам за фактическое потребление тепла. При центральном отоплении оплачивать платежи приходится по установленному нормативу.

Кто устанавливает норматив потребления тепловой энергии на отопление

Норматив потребления тепловой энергии для многоквартирных домов устанавливает специальное учреждение, которое занимается контролем организаций. Чаще всего это региональная энергетическая комиссия, которая является исполнительным органом власти и производит регулирование тарифов на услуги организаций, которые ведут деятельность на территории города. Все изменения вносятся на официальном сайте комиссии, с которыми могут ознакомиться все желающие. Управляющие компании должны своевременно контролировать новые тарифы и устанавливать норму оплаты.

Любая коммунальная услуга имеет норматив потребления, который предъявляется к оплате при отсутствии приборов учета. Если в квартире установлен индивидуальный счетчик на воду, то оплата производится по фактическому расходу.

Нормативы устанавливаются не только на раздельные услуги для жилых помещений, но и на общедомовые нужды.

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ

Сколько Гкал нужно для отопления 1 кв.м. по нормативу

Гкал – измерительная единица для расчета тепловой энергии. Рассчитать отопление в Гкал можно самостоятельно, но необходимо изучить сведения об энергии.

Оплата за отопление в многоквартирном доме зависит от того, какой счетчик установлен в доме и квартире. Если нет общедомового прибора, то тарифы рассчитываются в соответствии с нормативом. Местные органы власти устанавливают нормы потребления и график выплат. Например, платить в течение года или только в отопительный сезон.

Норматив потребления тепла связан с температурными нормами в помещении. В среднем на 1 кв.м. жилого помещения требуется 0,0342 Гкал за месяц. Показатель может быть разным в зависимости от региона и климатических условий.

Собственники жилых помещений могут подать заявку на перерасчет оплаты за отопление. Коммунальная организация не может отказать, и обязана предоставить данные. Таким образом, можно откорректировать уже внесенную оплату.

Если у владельца квартиры есть возможность установить прибор учета, то нормативы будут увеличены в соответствии с коэффициентом повышения. Расчет отопления выполняется по нормам. Установленный норматив умножается на общую площадь, а также тариф, который принят в определенном регионе. Затем следует прибавить оплату на общедомовое потребление тепловой энергии по нормативу и разделить на все квартиры. Итоговую сумму нужно оплачивать ежемесячно в течение отопительного сезона или всего года в зависимости от выбранного варианта оплаты.

Читайте также:
Поводы для перестановки в квартире

Расчет отопления в квартире по нормативу на квадратный метр

Для того чтобы рассчитать отопление в квартире, необходимо узнать у поставщика услуг норматив по отоплению за 1 кв.м. и тариф. Затем можно рассчитать цену обогрева м 2 жилого помещения.

При расчете отопления в квартире необходимо учесть, какие счетчики устроены в доме:

  • Устроен общедомовой прибор, а отдельные помещения имеют индивидуальные.
  • Установлено общедомовое устройство, а в квартирах индивидуальные счетчики не устроены.
  • В многоквартирном доме отсутствует прибор учета.

Не стоит забывать о расходе тепловой энергии на подогрев воды для хозяйственных нужд при проведении расчета.

Вариант 1

В многоквартирном доме есть общий прибор, а в некоторых нежилых помещениях или квартирах есть индивидуальные устройства, то оплата производится по формулам 1 и 2.

По первой выполняется расчет:

2*1300=2600 руб., где:

  • 1300 – оплата за 1 Гкал тепла;
  • 2 – объем тепла в Гкал, который показывает счетчик.

По 2 формуле производится расчет:

0,0342*80*1300=3556 руб., где:

  • 0,0342 Гкал – норма потребления на 1 кв.м.;
  • 80 – площадь квартиры.

Расчет отопления в квартире зависит от того, есть ли персональный прибор учета в квартире. Вторая часть квитанции считается по формулам 10 и 13. По первой рассчитывается оплата за тепло, а по второй за объем услуги.

  • 6000 – площадь всех квартир;
  • 10 – объем тепловой энергии, которая затрачена на обогрев нежилых помещений;
  • 9 – объем тепла, затраченный в квартирах;
  • 28 – объем тепловой энергии, которая затрачена на горячее водоснабжение.

Для того чтобы посчитать стоимость, необходимо умножить полученный объем на установленный тариф.

Вариант 2

Для расчета применяется третья формула, в которой используются нормативные показатели на отопление или параметры прибора учета. Все значения учитываются в Гкал:

  • потребленный ресурс составил 250 Гкал;
  • общая площадь всех помещений – 6 тыс. кв.м.;
  • площадь квартиры – 80 кв.м.;
  • тариф составляет 1300 руб.

Расчет: 250*80/6000*1300=3900 рублей.

В соответствии с примером можно рассчитать первую часть квитанции, вторая же рассчитывается по 10 и 14 формулам. Для определения объема следует учесть площадь жилых и нежилых помещений.

Если площадь 6000 кв.м., то расчет выглядит следующим образом: 250* (1-6000/6000)*80/6000.

Следовательно, оплата за тепловую энергию составит сумма, полученная по первой и второй формулам.

Вариант 3

Если общий счетчик учета тепла не был установлен, то расчет производится по формулам 1 и 2.

В первом случае расчет производится по формуле:

Формула общее потребление многоквартирного дома:

0,025*100*80/6000=0,033 Гкал, где 100 кв.м. – площадь помещений общего имущества дома.

Расход тепла в квартире следует рассчитать по формуле:

Оплату за отопление составит сумма, полученная по первой и второй формулам.

Во многих домах отсутствуют индивидуальные приборы учета тепла в жилых помещениях. В этом случае оплата производится по установленным нормативам. Собственнику необходимо знать, что входит в норматив на отопление для правильного расчета. Чаще всего оплата по нормам превышает фактическое потребление, поэтому выгоднее установить устройство для учета тепла. Для установки приборов учета тепла рекомендуется обратиться в интернет-магазин «РосСчет». Сотрудники помогут подобрать подходящий счетчик и предложат удобное время для выезда мастера.

Если в отопительный сезон недостаточный температурный режим в помещении, то следует задуматься об отключении центрального отопления и перехода на индивидуальное. Оплата будет производиться по фактическому потреблению. Стоимость тепловой энергии будет значительно меньше, чем по нормативу.

С 1 января изменен порядок расчета за тепло и горячую воду

Сегодня, 6 февраля, начальник управления социально-экономического развития города Люберцы Татьяна Нестратова рассказала о принципах ценообразования. По ее словам, плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – по нормативам.

Согласно Жилищному кодексу РФ плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии по нормативам.

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги определен в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №354.

Разберем теперь вопрос определения платы за отопление:

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, т.е. министерствам Московской области, постановлением Правительства Российской Федерации №857 разрешено принять решение о применении в расчетах за отопление нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших до 30 июня 2012 года.

Соответственно Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области распоряжением №33 закрепило возможность управляющих и ресурсоснабжающих организаций при расчетах за отопление применять нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие до 30 июня 2012 года.

В нашем городе – это 0,0145 Гкал/м2.

Постановление Правительства Российской Федерации №1380 определило, что данное решение действует до 1 июля 2016 года. Т.е., порядок расчетов за отопление в жилых домах не изменяется. В домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета за отопление, расчет платы за отопление производится по нормативу.

Квартира 55 кв.м.

Тариф на производство 1 Гкал – 1991,13 руб/Гкал

Норматив потребления тепловой энергии на отопление 1 м2 – 0,0145 Гкал/м2.

Тариф на отопление:

1991,13 руб/Гкал Х 0,0145 Гкал/м2 = 28,87 руб/м2

Итого плата за отопление :

55м2 Х 28,87 руб/м2 = 1588 руб.

В домах, оборудованных общедомовыми приборами учета за отопление, расчет платы за отопление производится исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом управляющая компания производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление.

Квартира 55 кв.м.

Среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление 1 м2 – 0,0145 Гкал/м2.

Итого плата за отопление :

55м2 Х 28,87 руб/м2 = 1588 руб.

Однако, общедомовой прибор учета показал, что фактически на отопление 1м2 жилой площади ушло не 0,0145 Гкал/м2, а 0,0150 Гкал/м2.

Читайте также:
Светильники для бани и сауны – без них не обойтись

Соответственно, управляющая компания по итогам года – обычно это происходит в январе, выставляет доплату за фактически потребленный ресурс.

В нашем примере – порядка 1100 руб.

Подчеркиваю – 1 раз в год.

По данным Люберецкого жилищного треста такой перерасчет произведен в 556 жилых домах, из них в 276 – в сторону увеличения, в 280 – в сторону уменьшения.

Далее. В ноябре и декабре 2014 года представители администрации города и крупнейших управляющих компаний выступали по телевидению, на радио, в печатных СМИ и разьясняли жителям о том, что с 01 января 2015 года изменяется порядок расчетов платы за топление, т.е. жители жилых домов, оборудованных общедомовыми приборами учета за отопление, должны были перейти на оплату с 1/12 – равными долями ежемесячно на 1/7- только в отопительный период.

Однако постановление Правительства Российской Федерации №1380 отложило введение данной нормы до 1 июля 2016 года.

По горячей воде.

В городе все дома оснащены общедомовыми приборами учета воды.

Мы уже неоднократно объясняли жителям, о том что

Комитет по ценам и тарифам установил двухкомпонентный тариф:

– компонент на холодную воду

– компонент на тепловую энергию.

Компонент на холодную воду – это объем холодной воды для нужд горячего водоснабжения. Определяется при наличии индивидуальных приборов учета – по показаниям прибора учета горячей воды, при отсутствии индивидуального прибора учета – по нормативу – 3,5 м3/чел. в месяц.

Тариф на холодную воду – 30,27 руб/м3;

Индивидуальный прибор учета – 3 м3

Итого компонент на горячую воду :

30,27 руб/м3 Х 3 м3 = 90,81 руб.

Без индивидуального прибора учета – 3,5 м3

Итого компонент на горячую воду :

30,27 руб/м3 Х 3,5 м3 = 105,95 руб.

Компонент на тепловую энергию:

Затраты на подогрев холодной воды при отсутствии общедомового прибора учета тепла складываются:

Тариф на производство 1 Гкал – 1991,13 руб/Гкал

Норматив подогрева холодной воды – количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 м3 холодной воды – 0,055 гкал/м3(при отсутствии общедомового прибора учета тепла).

1991,13 руб/Гкал Х 0,055 гкал/м3 = 109,51 руб/м3. При наличии общедомового прибора учета тепла.

Компонент на тепловую энергию для нужд горячего водоснабжения определяется по показаниям общедомового прибора учета расхода горячей воды. Количество тепловой энергии, зафиксированное общедомовым прибором учета, распределяется пропорционально потребленному объему горячей воды.

Затраты на подогрев холодной воды при наличии общедомового прибора учета тепла складываются:

Тариф на производство 1 Гкал – 1991,13 руб/Гкал

Фактическое количество тепловой энергии, которое пошло для подогрева 1 м3 холодной воды – 0,065 гкал/м3.

1991,13 руб/Гкал Х 0,065 гкал/м3 = 129,42 руб./м3

  1. Общая стоимость потребленной горячей воды при индивидуальном приборе учета воды и отсутствии общедомового прибора учета: 90,81 руб + 109,51 руб/м3 Х 3,0 м3 = 419,31 руб.
  1. Общая стоимость потребленной горячей воды при отсутствии индивидуального прибора учета воды и отсутствии общедомового прибора учета: 105,95 руб + 109,51 руб/м3 Х 3,5 м3 = 489,24 руб.
  1. Общая стоимость потребленной горячей воды при наличии индивидуального прибора учета воды и общедомового прибора учета: 90,81 руб +129,42 руб/м3 Х 3м3 = 479,08 руб.

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.04.2016 N 5-АПГ16-19

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 апреля 2016 г. N 5-АПГ16-19

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.

при секретаре Барулевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “Арбат”, товариществ собственников жилья “Нижегородское”, “Ангелов 6”, “Загорье-1”, жилищно-строительных кооперативов “Космос-4”, “Цветник”, “Москвич-2” о признании недействующим Постановления Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 435-ПП “О внесении изменения в Постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41” по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “Арбат”, товариществ собственников жилья “Нижегородское”, “Ангелов 6”, “Загорье-1”, жилищно-строительных кооперативов “Космос-4”, “Цветник”, “Москвич-2” на решение Московского городского суда от 17 декабря 2015 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “Арбат” Конева В.Е., Желтовой С.Б., Талиманчука К.В., товариществ собственников жилья “Ангелов 6”, “Загорье-1”, “Нижегородское”, жилищно-строительных кооперативов “Космос-4”, “Москвич-2”, “Цветник” Погосовой И.Н., товарищества собственников жилья “Нижегородское” Грицая В.В., жилищно-строительных кооперативов “Космос-4”, “Москвич-2” Ткач А.Н., Правительства Москвы по доверенности Аветисянца Э.Л., акционерного общества “МОЭК” по доверенностям Сапрычева А.Ю., Перваковой Н.В., Бычкова М.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

общество с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “Арбат”, товарищества собственников жилья “Нижегородское”, “Ангелов 6”, “Загорье-1”, жилищно-строительные кооперативы “Космос-4”, “Цветник”, “Москвич-2” обратились в Московский городской суд с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 435-ПП “О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41”.

Решением Московского городского суда от 17 декабря 2015 г. административное исковое заявление удовлетворено в части признания недействующим пункта 2 оспариваемого Постановления, в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО “Управляющая компания “Арбат”, товариществ собственников жилья “Нижегородское”, “Ангелов 6”, “Загорье-1”, жилищно-строительных кооперативов “Космос-4”, “Цветник”, “Москвич-2” обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании недействующим пункта 1 оспариваемого Постановления, ссылаясь на неправильное применение норм права.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, прокуратура города Москвы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Читайте также:
Сантехнический люк: сантехнические люки для ванной и туалета

Оспариваемым Постановлением от 14 июля 2015 г. N 435-ПП в целях совершенствования системы расчетов между управляющими и ресурсоснабжающими организациями за поставленную в многоквартирный дом тепловую энергию для нужд отопления Правительство Москвы внесло изменение в Постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 “О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий” (в редакции Постановлений Правительства Москвы от 21 июня 1994 г. N 500, от 28 июля 1998 г. N 566, от 12 января 1999 г. N 16, от 20 апреля 1999 г. N 331, от 23 декабря 2003 г. N 1062-ПП, от 13 июня 2006 г. N 381-ПП, от 25 июля 2006 г. N 538-ПП, от 29 ноября 2011 г. N 571-ПП), а именно раздел “Нормативы потребления коммунальных услуг для населения” приложения 4 к Постановлению дополнен примечанием в следующей редакции: “Объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0,016 Гкал на 1 кв. м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), и при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года.” (пункт 1).

Пунктом 2 оспариваемого Постановления установлено, что если оплата за отопление населением производилась ежемесячно (равными долями) в течение календарного года с учетом норматива (0,016 Гкал на 1 кв. м), то объем тепловой энергии, поставленной в отопительный период для нужд отопления до дня вступления в силу данного Постановления, определенный с учетом иного отношения, чем отношение продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), подлежит пересмотру с учетом отношения 12/7.

Постановление Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 435-ПП опубликовано 15 июля 2015 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также 21 июля 2015 г. в официальном издании Мэра и Правительства Москвы – журнале “Вестник Мэра и Правительства Москвы”, N 40.

Обращаясь в суд первой инстанции с заявленными требованиями, административные истцы указали, что пунктом 1 Постановления от 14 июля 2015 г. N 435-ПП введен коэффициент 12/7, который фактически изменяет объем тепловой энергии с 0,016 Гкал на кв. м в месяц до 0,0274 Гкал на кв. м в месяц, что ведет к увеличению размера потребленной тепловой энергии и фактически изменяет величину норматива, установленную Постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 “О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий”. Пунктом 2 Постановления от 14 июля 2015 г. N 435-ПП названному нормативному правовому акту придается обратная сила, предыдущий период, на который распространяется возможность применения нормативного правового акта, не ограничен каким-либо временным сроком, не определен порядок применения данного пункта.

Отказывая в удовлетворении требований о признании недействующим пункта 1 Постановления от 14 июля 2015 г. N 435-ПП, суд первой инстанции сделал вывод о том, что применение коэффициента 12/7 соответствует законодательству и позволит обеспечить перечисление ресурсоснабжающей организации всех денежных средств, собранных населением. Суд первой инстанции исходил из того, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется населением равномерно каждый месяц календарного года из расчета норматива потребления 0,016 Гкал на кв. м в месяц, расчет за поставленные коммунальные ресурсы (отопление) осуществляется между управляющими и ресурсоснабжающими организациями только в отопительный период: в течение 7 месяцев. Применение указанного норматива в течение только отопительного периода приведет к неполной оплате общегодового нормативного количества тепловой энергии.

Признавая недействующим пункт 2 оспариваемого Постановления, суд первой инстанции исходил из правовой неопределенности данной нормы.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда исходя из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 “Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” установлено, что в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными данным Постановлением (подпункт “а” пункта 1).

Согласно пункту 1 названных Правил в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.

Формула расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению содержится в подпункте “а” пункта 2 данных Правил и содержит множитель NT – норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.

Пунктом 18 приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг определена формула расчета указанного норматива, который представляет собой отношение количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии (жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии, к произведению общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (общей площади жилых домов) и периода, равного продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).

Читайте также:
Обрезаем потолочный плинтус в домашних условиях правильно: Пошаговая инструкция- Обзор +Видео

Таким образом, в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг плата за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании норматива потребления коммунальной услуги с учетом только отопительного периода.

Из Постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2012 г. N 468-ПП “О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы” следует, что на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 “О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий”.

Пунктами 21, 25 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что собственники (наниматели) жилых помещений многоквартирного дома оплачивают коммунальную услугу по отоплению в течение всего года равными долями (1/12) от фактического потребления прошлого года, при этом раз в год проводится корректировка размера платы за отопление.

Норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений утвержден Постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 и составляет 0,016 Гкал на 1 кв. м. Указанный норматив установлен в размере 1/12 от общего среднегодового потребления тепловой энергии, то есть предназначен для случаев оплаты тепловой энергии в течение 12 месяцев, а не отопительного периода. Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев, что исключает существенное возрастание расходов населения на оплату коммунальных услуг в отопительный сезон.

Оспариваемым Постановлением Правительства Москвы Постановление от 11 января 1994 г. N 41 дополнено примечанием, согласно которому объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0,016 Гкал на 1 кв. м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), и при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года.

Таким образом, Постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 435-ПП, в отличие от Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, регулируется тот случай, когда норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений рассчитан не на отопительный период, а на весь календарный год, в связи с чем объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется с учетом коэффициента 12/7, а не 7/12.

Названное примечание не направлено на пересмотр значения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и не изменяет его величину. Внесенные в Постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 изменения определяют объем поставленного коммунального ресурса в отопительный период и распространяются на ресурсоснабжающие организации и исполнителей коммунальных услуг (товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющую организацию).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части”, суд, проверяя оспариваемый акт, должен выяснять, являются ли его предписания определенными. Если оспариваемый акт вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Судебная коллегия установила, что пункт 2 Постановления Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 435-ПП не устанавливает сроков пересмотра объема тепловой энергии, условий и оснований принятия решения о пересмотре, в том числе в этой норме отсутствует указание на то, какой орган будет принимать решение, в ведении какого должностного лица будет находиться указанное полномочие, каким образом оно будет реализовано.

Поскольку оспариваемая норма носит неопределенный характер и вызывает неоднозначное толкование, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в этой части.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Московского городского суда от 17 декабря 2015 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “Арбат”, товариществ собственников жилья “Нижегородское”, “Загорье-1”, “Ангелов 6”, жилищно-строительных кооперативов “Космос-4”, “Цветник”, “Москвич-2”, – без удовлетворения.

Судебная практика и законодательство

Судом отмечено, что соответствующая правоприменительная практика определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 8413/11 по делу N А50-3946/2010, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2014 по делу N А40-144767/2012, определении Верховного суда Российской Федерации от 28.04.2016 N 5-АПГ16-19 по делу N 3а-745/2015. В порядке абстрактного нормоконтроля ранее суды проверили доводы о периоде, положенном в основу расчета норматива потребления отопления, и установили, что норматив рассчитывался исходя из соотношения годового потребления к 12 месяцам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: