Общий трудовой стаж имеет юридическое значение

Ответы на вопросы по теме: "Общий трудовой стаж имеет юридическое значение". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Общий трудовой стаж и его юридическое значение. Виды деятельности, засчитываемые в общий трудовой стаж

ВНИМАНИЕ! В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Общий трудовой стаж и его юридическое значение

Общий трудовой стаж (ОТС) — это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002 г., а также других социально-значимых периодов, установленных законом.

ОТС учитывается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных до 01.01.2002 г., т.е. до введения в действие ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в РФ».

Продолжительность ОТС прямо влияет на расчетный размер трудовой пенсии и величину расчетного пенсионного капитала, который отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 г.

ОТС также принимается во внимание при определении права на пенсию по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, по Федеральному закону от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Другим категориям граждан трудовая пенсия по старости назначается при наличии ОТС не менее пяти лет с уменьшением нормального пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Периоды и виды деятельности, засчитываемые в общий трудовой стаж

Периоды, включаемые в ОТС, перечислены в пункте 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»:

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом закона, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением:

Общий трудовой стаж

В Законе 1990 г. «О государственных пенсиях в РФ» содержалось определение общего трудового стажа. Общим трудовым стажем признавалась суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в этом законе, с учетом которой устанавливалась пенсия по старости, а в соответствующих случаях пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца. Закон 1990 г. утратил силу, вместе с ним утратило силу приведенное выше определение общего трудового стажа, изменилось и его значение в пенсионном обеспечении.

Теперь общий трудовой стаж юридически безразличен для установления пенсии по старости. Для назначения такой пенсии необходим соответствующий страховой стаж. То же касается и двух других пенсий. Причем для их назначения не требуется даже страховой стаж, необходим лишь факт выполнения работы в качестве застрахованного.

Какое же юридическое значение имеет общий трудовой стаж с 1 января 2002 г., т.е. со дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях и отмены Закона 1990 г.? Совсем иное, чем прежде, причем легального его определе­ния не содержится в нормативных правовых актах. Общий трудовой стаж имеет юридическое значение при оценке пенсионных прав граждан, приобретенных ими по состоянию на 1 января 2002 г. Значит, он юридически безразличен для граждан, которые начали трудовую деятельность позднее указанной даты. Большинство наших соотечественников приступило к трудовой деятельности до 1 января 2002 г., и, следовательно, их пенсионные права будут оцениваться с учетом общего трудового стажа.

С 1 января 2002 г. изменилось содержание общего трудового стажа. Оно совсем иное. В целях оценки пенсионных прав застрахованных граждан под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке, в которую включаются:

1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

5) периоды пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Естественно, возникает вопрос, в полной ли мере при оценке пенсионных прав учитываются ранее фактически имевшиеся права, которые предоставлялись гражданам в соответствии с ранее действовавшим законодательством и на которые они ориентировались, подчиняя им свое поведение. Не в полной мере, так как общий трудовой стаж многих граждан стал значительно меньше по своему содержанию (наполнению).

Исключение из общего трудового стажа некоторых периодов для целей оценки пенсионных прав вряд ли обосновано. Не исключается, что в ближайшее время все же такое решение будет пересмотрено.

Это касается, например, периода подготовки к профессиональной деятельности (имеется в виду обучение по очной форме, с отрывом от производства). Раньше подготовка к профессиональной деятельности (обучение в училищах, в школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации) и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре (используется терминология Закона 1990 г.) включались в общий трудовой стаж. При этом не имело значения, окончил ли обучающийся полный курс такого заведения.

Читайте так же:  Льготная пенсия учителя на селе по совместительству

Данное правило справедливо, так как трудовая отдача человека, имеющего соответствующую, более высокую профессиональную подготовку, как правило, выше, как и качество его труда. Во многих других странах указанное время засчитывается в стаж, но в некоторых не засчитывается, однако иногда для тех, кто обучался в профессиональных учебных заведениях, стажевые требования для получения пенсии понижаются.

То же касается и ухода за детьми: ограничивать включение в стаж времени ухода за ребенком при крайне низкой рождаемости, сложившейся в последние годы, неразумно.

Включение в общий трудовой стаж некоторых «нерабочих» периодов и даже льготное исчисление отдельных из них было обусловлено особой ситуацией, сложившейся в трудные годы Великой Отечественной войны. К ним относятся три периода. Во-первых, проживание граждан в районах, временно оккупированных неприятелем во время Великой Отечественной войны. Речь идет о лицах, достигших ко дню оккупации или в ее период 16 лет. В их стаж засчитывалось все время их пребывания на оккупированной территории СССР, кроме случаев, когда они в указанный период совершили преступление. Во-вторых, проживание граждан в г. Ленинграде во время его блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.)- В-третьих, время нахождения несовершеннолетних граждан в фашистских концлагерях в период Великой Отечественной войны (узники таких лагерей). Условие то же — если они в указанные периоды не совершили преступления.

Почему все эти периоды решили не включать в общий трудовой стаж, учитываемый при оценке пенсионных прав, приобретенных на 1 января 2002 г., объяснить просто невозможно, так же, как и не включение в этот стаж времени нахождения в местах лишения свободы при незаконном осуждении человека по политическим мотивам и последующей его реабилитации.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 1253 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Вопрос Специальный трудовой стаж: понятие, юридическое значение

Вопрос Общий трудовой стаж: понятие, юридическое значение.

Статья 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Россий­ской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц выделяетобщий трудовой стаж, под которым понимается сум­марная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном по­рядке.

Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производится конвертация (преоб­разование) пенсионных прав граждан, приобретенных ими по со­стоянию на 1 января 2002 г., что влияет на размер страховой части трудовой пенсии.

Кроме того, общий трудовой стаж необходим в пенсионном обес­печении за выслугу лет военнослужащих, когда у них выслуга со­ставляет менее 20 лет.

При наличии общего трудового стажа определенной продолжи­тельности и соответствующих наград возможно получение звания «Ветеран труда» с предоставлением социальных льгот.

Специальный трудовой стаж – суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности, в период которой лицо не подлежало обязательному пенсионному страхованию (определение Закона 1990, в новых законах определения нет).

С учетом такой деятельности устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

В настоящее время 2 вида специального трудового стажа:

1) специальный страховой стаж (на подземных работах; на работах с вредными условиями труда; на работах с тяжелыми условиями труда; на работах женщин трактористов-машинистов, в текстильной промышленности и др. – ст.27 и 28 Закона о трудовых пенсиях);

2) специальный трудовой стаж, необходимый для установления пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним по условиям службы другим гражданам.

Данный вид стажа влечет правовые последствия в пенсионном обеспечении военнослужащих, служащих органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и других, приравненных к ним по условиям службы служащих.

Специальный трудовой стаж

– продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных и т.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатических районах страны, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и других периодов, с которыми связано льготное (или по особым правилам) обеспечение тру­довыми пенсиями.

Специальный трудовой стаж – юридически значимое обстоятельство в сложном составе, необходимом для приоб­ретения права на трудовую пенсию по старости на льготных ос­нованиях (наличие специального стажа установленной продол­жительности с учетом или без учета общего трудового стажа приводит к возникно­вению права на пенсию по старости до достижения нормально­го пенсионного возраста – 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины)).

Особый вид специального трудового стажа – выслуга лет (в отличие от него, выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия).

Специальный трудовой стаж – это учитываемая при определении права на досрочную трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов определённых работ в определённых условиях труда по определённой профессии (должности) в определённой местности.

При наличии специального стажа устанавливается трудовая пенсия по старости раньше общеустановленного возраста (55 лет для женщин и 60 для мужчин) или пенсия за выслугу лет.

Виды специального трудового стажа:

1) Специальный стаж, определённый условиями труда. Он ещё называется «стажем на соответствующих видах работ». Статья 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», пункт 1, подпункты с 1 по 18.

а) Стаж работы на подземных работах, с вредными условиями труда, а также в горячих цехах определяет список №1.

б) Стаж работы с тяжёлыми условиями труда.

в) Стаж работы женщин в текстильной промышленности.

г) Стаж работы в качестве работников в локомотивных бригадах, а также работников отдельных категорий, осуществляющих организацию перевозок, обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

д) Стаж работы в экспедициях, партиях, отрядах непосредственно на полевых, геолого-разведческих, поисковых, геофизических, изыскательных работ.

е) Водителей троллейбусов, трамваем, регулирующих пассажирские перевозки городских маршрутов.

ж) Стаж работы в качестве работающих мастеров на лесозаготовках, лесосплавах.

2) Стаж работы по определённой профессии (должности), связанной с повышенным эмоциональным, умственным и нервным напряжением. Это педагогическая деятельность в школах, вузах и так далее; лечебная деятельность, творческая деятельность.

3) Стаж работы, определённый местностью, в которых протекала работа. Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

При определении права на досрочную пенсию необходимо, чтобы наименование профессии (должности) в документах о трудовом стаже соответствовало профессии (должности), предусмотренной специальными списками.

Право на досрочную пенсию имеют работники, занятые на соответствующих видах работ полный рабочий день (это 80% рабочего времени).

Выполнение подготовительных, вспомогательных работ не лишают работника права на досрочную пенсию.

Читайте так же:  Порядок выхода на пенсию работающего пенсионера

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочную пенсию, утверждён Постановлением Правительства от 11 июля 2002 года и предусматривает включение в специальный страховой стаж некоторых иных период:

1. Время перевода на другую работу по производственной необходимости с работ, дающих право на досрочную пенсию продолжительностью не более одного (1) месяца.

2. Также включается время перевода на другую работу с работ, дающих право на досрочную пенсию, беременным женщинам на основании медицинского заключения.

3. Время вынужденного прогула при незаконном увольнении с работ, дающих право на досрочную пенсию.

4. Время работ в местах лишения свободы на работах, дающих право на досрочную пенсию лиц, необоснованно привлечённых к уголовной ответственности, а также незаконно репрессированных, а впоследствии реабилитированных.

5. Время испытания при приёме на работу, дающее право на досрочную пенсию.

6. Период нахождения на инвалидность I, II группы вследствие трудового увечья, профессионального заболевания, если увечье или заболевание получено на работе, дающей право на досрочную пенсию.

Не включается в стаж, дающий право на досрочную пенсию, период отстранения от работы по причинам:

1) Появления на работе в состоянии алкогольного опьянения.

2) Отстранение от работы в связи с не прохождением медицинского осмотра.

3) Периода простоя как по вине работника, так и по вине работодателя.

4) Отстранение от работы в связи с не прохождением обучения и проверки знаний в области охраны труда.

5) Отстранение на основании медицинского заключения в связи с выявлением отклонений для выполнения работ, дающих право на досрочную пенсию.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 2844 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Специальный стаж работы: понятие, виды, юридическое значение

Специальный трудовой стаж – суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (службы). Юридическое значение специального трудового стажа заключается в том, что он является основным юридическим фактом при определении права на пенсию по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, а также в связи с работой на Крайнем Севере. С учетом специального трудового стажа назначаются пенсии за выслугу лет.

Виды специального трудового стажа

  1. Специальный трудовой стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»);
  2. Выслуга лет.

Специальный (профессиональный) трудовой стаж

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сохранено для лиц, работавших в течение установленного срока на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах. При этом применяются Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, а также иные Списки согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537. Для приобретения права на досрочную пенсию они должны иметь страховой стаж от 15 до 25 лет.

В отношении каждого вида работ применяются свои Списки. Трудовая пенсия по старости назначается досрочно, если застрахованное лицо проработало на указанных в Списках работах не менее половины требуемого срока по состоянию на 01.01.2003 г. Для лиц, отработавших менее половины требуемого срока, а также принятых на работу после 01.01.2003 г., было запланировано введение профессиональных пенсий. Для реализации этого положения был разработан и прошел первое чтение в Государственной Думе РФ проект федерального закона о профессиональных пенсионных системах. Однако до настоящего времени этот закон не принят.

Своеобразным основанием, определяющим право на досрочную пенсию, является территория, на которой осуществлялась трудовая деятельность. К таким территориям относятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также местности, подвергшиеся радиоактивному загрязнению. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден постановлением СМ СССР от 10.11.1967 г. № 1029, Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, содержится в постановлении Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582.

Лицам, проработавшим 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных к ним местностях, трудовые пенсии по старости назначаются ранее достижения обычного пенсионного возраста при наличии страхового стажа – 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

В целях социально оправданной дифференциации пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда другой альтернативы, кроме создания профессиональных пенсионных систем, не существует. Поэтому специальный (профессиональный) трудовой стаж будет служить одним из необходимых юридических фактов в сложном составе, порождающем право на профессиональную пенсию до достижения обычного пенсионного возраста – 60 лет (муж.) и 55 лет (жен.).

Выслуга лет

Особым видом профессионального стажа является выслуга лет , которая служит юридическим фактом , дающим право на пенсию независимо от возраста либо по достижении установленного законом возраста.

В круг субъектов, имеющих право на государственную пенсию за выслугу лет, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» входят:

  1. федеральные государственные гражданские служащие;
  2. военнослужащие;
  3. граждане из числа космонавтов;
  4. граждане из числа работников летно-испытательного состава.

Кроме того, пенсию за выслугу лет могут получать :

  • профессиональные спасатели;
  • лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы;
  • лица, осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей;
  • и другие.

Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим регламентированы ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Что касается пенсий за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим , то условия их предоставления регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наиболее сложные вопросы при определении права на пенсию за выслугу лет связаны с исчислением выслуги лет. Помимо федеральных законов, они регламентируются многочисленными подзаконными актами, большинство из которых принято Правительством РФ.

Как правило, пенсия за выслугу лет назначается только после прекращения профессиональной деятельности, в связи с которой она назначена. Для некоторых категорий работников сделано исключение – им предоставлено право на получение пенсии за выслугу лет независимо от оставления данной работы. Это относится, в частности, к лицам, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и некоторым другим.

Общий трудовой стаж: понятие, юридическое значение.

В ФЗ от 15.12.2001 № 166 — ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» закреплено понятие трудового стажа. Трудовой стаж — учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Читайте так же:  Как оформить досрочную пенсию по стажу

Статья 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц выделяют общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитывая в календарном порядке.

В общий трудовой стаж включаются следующие периоды:

1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов -писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Таким образом, содержание общего трудового стажа резко сужено по сравнению с ранее действовавшим пенсионным законодательством. К примеру в общий стаж не включены периоды: обучения, ухода за инвалидом 1 группы, престарелым, проживание за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций и др.

Отсутствие необходимой преемственности в регулировании трудового стажа старым и новыми законами влечет за собой пересмотр размеров пенсий для самых разных категорий пенсионеров, в том числе весьма преклонного возраста. Из общего трудового стажа исключены периоды, связанные с историей нашей страны. Лица, пережившие репрессии, блокаду, оккупацию, крайне обостренно воспринимают данные нововведения.

Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производиться конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан, приобретенных ими по состоянию на 1 января 2002 г., что влияет на размер страховой части трудовой пенсии.

Кроме того, общий трудовой стаж необходим в пенсионном обеспечении за выслугу лет военнослужащих, когда у них выслуга составляет менее 20 лет.

При наличии общего трудового стажа определенной продолжительности и соответствующих наград возможно получение звания «Ветеран труда» с предоставлением социальных льгот.

СТРАХОВОЙ СТАЖ: ПОНЯТИЕ, ПЕРИОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В НЕГО, ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ

Понятие трудового стажа, его значение и классификация

Трудовой стаж в наиболее общем виде определяется как «время трудовой деятельности работника», его жизнь в труде. Такое определение слишком широкое, оно не раскрывает правовое содержание и целевое назначение данного понятия. В связи с этим предлагается конкретизировать это определение, указав дополнительные признаки, имеющие юридическое значение.

С учетом этих признаков трудовой стаж можно определить как суммарную продолжительность трудовой, иной общественно полезной деятельности и других, указанных в законе периодов (независимо от того, где и когда они имели место и были ли в них перерывы), с которыми связаны определенные правовые последствия.

Трудовая деятельность может быть различной по своей природе. Это работа, в связи с выполнением которой граждане подлежат обязательному социальному страхованию, военная и другая подобная служба ит.д. Помимо оплачиваемой трудовой деятельности в трудовой стаж в соответствии с правовыми предписаниями иногда включается и неоплачиваемая трудовая деятельность, например уход за инвалидом I группы, престарелым, за ребенком, а также некоторые другие периоды, которые не относятся к трудовой деятельности. Это периоды: временной нетрудоспособности (иногда и инвалидности), отпуска без сохранения заработка, лишения свободы в случаях необоснованного привлечения к уголовной ответственности и т.д.

Трудовой стаж имеет юридическое значение во многих сферах. Он учитывается при предоставлении оплачиваемых отпусков, занятии определенных должностей и т.д. Однако наибольшее значение он имеет в правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения. В одних случаях с ним связывается само право на получение соответствующего материального обеспечения, в других — его размер, в третьих — и то, и другое.

Нормативные правовые акты России придают разное юридическое значение различным видам трудового стажа, поэтому трудовой стаж как общее понятие, вбирающее в себя признаки всех видов трудового стажа, не имеет самостоятельного юридического значения. Многообразие норм, касающихся трудового стажа, различная их значимость в разных институтах права социального обеспечения позволяют выделить трудовой стаж в самостоятельный, сквозной институт этой отрасли права, тесно связанный с рядом других правовых институтов.

В связи с осуществлением с 1 января 2002 г. кардинальной пенсионной реформы и принятием соответствующих нормативных правовых актов по пенсионному обеспечению сложилась несколько иная, чем прежде, классификация трудового стажа, существенно изменилось содержание некоторых видов трудового стажа, появились новые его подвиды, изменились также правила исчисления отдельных его видов и их подтверждения.

В недалеком прошлом трудовой стаж классифицировался на три вида: общий, специальный и непрерывный трудовой стаж. Сравнительно недавно стал выделяться как особый вид трудового стажа страховой стаж, который в свою очередь классифицируется на смешанный (общий) страховой стаж и специальный страховой стаж. С каждым из этих подвидов страхового стажа связаны разные правовые последствия, различается и их содержание.

В настоящее время с учетом изменений в пенсионном законодательстве выделяются, следовательно, такие виды трудового стажа,как :

-общий трудовой стаж;

-страховой стаж (общий или смешанный страховой стаж и специальный страховой стаж,

— специальный трудовой стаж (выслуга лет)

Специальный трудовой стаж в отличие от специального страхового стажа — это суммарная продолжительность определенной деятельности, в период которой лицо не подлежало обязательному пенсионному страхованию. Данный вид стажа влечет определенные правовые последствия в пенсионном обеспечении военнослужащих, служащих органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и других приравненных к ним по условиям службы служащих;

Читайте так же:  Компенсационные выплаты на питание обучающимся

— непрерывный трудовой стаж.

-стаж государственной службы, который является разновидностью специального страхового стажа, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим. Под стажем государственной службы понимается суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемой при определении права на пенсию федеральных государственных служащих.

— трудовой стаж (для приобретения права на пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению граждан, пострадавших от радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС)

Однако содержание общего и страхового стажа после проведения в стране пенсионной реформы существенно изменилось

Кроме того, проектом законодательства о профессиональных пенсионных системах предусмотрено понятие профессионального трудового стажа.

В соответствии со статьей 2 закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», страховой стаж (СС) представляет собой учитываемую при определении права на трудовую пенсию суммарную продолжительность 2-х периодов:

1.Периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России.

2.Некоторых иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, в течение которых взносы в Пенсионный фонд России (ПФР) не отчислялись.

Страховой стаж заменил собой институт общего трудового стажа (ОТС), что было предусмотрено пенсионной реформой, и в отличие от ОТС включает такие периоды деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, подлежащими обязательному пенсионному страхованию — застрахованными лицами (ЗЛ), при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР. Число иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, строго ограничено, и финансирование таких периодов должно осуществляться не за счет средств бюджета ПФР, а за счет средств федерального бюджета. Кроме того, в соответствии с п.2 ст.11 Закона 173-фз они засчитываются в страховой стаж при условии, если этим периодам предшествовали или за ними следовали периоды деятельности, за которые уплачивались страховые взносы. Продолжительность периодов работы не имеет юридического значения, главное, чтобы обратившийся гражданин являлся когда-либо застрахованным лицом.

Юридическое значение страхового стажа заключается в том, что он является одним из необходимых юридических фактов в сложном юридическом составе, порождающем пенсионное правоотношение, а его продолжительность косвенно влияет на размер трудовой пенсии как продолжительность периода уплаты страховых взносов

Особенностью СС является предъявление законом требований лишь к минимальным размерам СС, а требований к максимальным размерам не предъявляется, т.е. размеры СС не ограничиваются (миним. размер СС для назначения трудовой пенсии по старости не менее 5 лет).

Страховой стаж подразделяется на два подвида: общий (смешанный) страховой стаж и специальный страховой стаж. Все то, что изложено выше, относится к общему страховому стажу. Смешанным его можно назвать в связи с тем, что в него включаются как трудовая деятельность, так и иные периоды. Для назначения пенсии по старости на общих основаниях требуется общий страховой стаж не менее пяти лет.

Общий страховой стаж — также одно из условий, которое необходимо для назначения досрочной пенсии по старости. Так, для пенсии по старости в связи с работой с вредными условиями труда, помимо работы в течение определенного срока в таких условиях, необходим общий страховой стаж не менее 25 или 20 лет (соответственно мужчинам и женщинам).

В СС включаются следующие периоды деятельности (ст.10 закона 173-ФЗ):

а) работа по трудовому договору ( с включением работника в трудовой коллектив организации), работа по договору гражданско-правового характера по выполнению работ или оказанию услуг, по авторскому и лицензионному договору а, также иная деятельность, выполняемая на территории РФ гражданами, подлежащими обязательному пенсионному страхованию (ОПС), т.е осуществляющими уплату страховых взносов в ПФР, при наличии условий для назначения трудовых пенсий) На тех же условиях включается в СС деятельность иностранцев и лиц без гражданства.

Кроме того, включается работа за пределами РФ в случаях, если это предусмотрено международным договором либо за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд России( ПФР).

В СС ЗАСЧИТЫВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ИНЫЕ ПЕРИОДЫ (ст.11 ЗАКОНА 173-ФЗ):

б) помимо работы в СС засчитываются иные периоды при соблюдении вышеуказанных условий (т.е. до или после этих периодов следовала работа с уплатой взносов). Всего иных периодов шесть:

1. Период военной или иной приравненной к ней службы во всех воинских
формированиях, создаваемых по законодательству РФ.

2. Период получения пособия по гос. социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (начавшейся в период работы и продолжающейся после ее оставления).

3. Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им полутора лет, но не долее 3-х лет в общей сложности. (По закону 1990 года « о гос. пенсиях» учитывался период ухода до 9 лет в общей сложности за 3-мя детьми. Затем по закону № 113-ФЗ от21.07.1997 года «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», периоды ухода за детьми были исключены, и сейчас для целей конвертации пенсионных прав и исчисления размеров пенсий они не включаются в ОТС, что несправедливо по отношению к женщинам. Кроме того, норма данного закона расходится с нормами ФЗ от 19.05.1995 года « О гос. пособиях гражданам, имеющим детей», согласно которому отпуск по уходу за ребенком до полутора лет может предоставляться не только матери и отцу ребенка, но и другим родственникам, фактически ухаживающим за ребенком; следовательно, такой период должен включаться в СС фактически ухаживающему лицу.

4. Периоды выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда в другую местность по направлению службы занятости.

5. Период содержания под стражей, а также период отбывания наказания в местах лишения свободы или ссылке лицами, необоснованно привлеченными к уголовной ответственности; необоснованно репрессированными, а впоследствии реабилитированными.

6. Период ухода, осуществляемого трудоспособными лицами за инвалидами 1 группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим 80 лет (норма более жесткая чем в ранее действовавшем законодательстве,, т.к.этот период включается только трудоспособному гражданину; кроме того, не включается уход за нетрудоспособными лицами, нуждающимся в уходе по заключению лечебного учреждения).

ИСЧИСЛЕНИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА

Исчисление СС — по общему правилу (ст. 12 закона 173-ФЗ) — исчисление СС, необходимого для приобретения права на трудовую пенсию, осуществляется только в календарном порядке, т.е. по фактической продолжительности (день за день, месяц за месяц, год за год). В соответствии с правилами подсчета и подтверждения СС от 24.07.2002г. № 555 исчисление периодов работы и иных периодов производится в календарном порядке — каждые 30 дней переводятся в месяцы, а каждые 12 мес. — в полные года; при подсчете учитываются только полные года. При подсчете каждого периода от даты увольнения вычитывается дата приема и добавляется один день. Начало и окончание периодов работы учитывается по трудовой книжке. При отсутствии в отдельных случаях точных дат началом и окончанием периода будет считаться середина месяца (15-е число) или середина года (1-е июля).

Читайте так же:  Подоходный с пенсии работающего пенсионера

Порядок исчисления СС отличается от исчисления общего трудового и специального стажа по прежнему законодательству — по закону 1990 г. периоды начислялись в льготном порядке с применением кратных коэффициентов (участие в боевых действиях, работа в годы ВОВ — в тройном и двойном размерах; работа в районах Крайнего Севера (РКС) — в полуторном размере и тд.)

Исключение из общего правила календарного исчисления СС предусмотрено законом № 173-ФЗ для случаев льготного исчисления сезонных работ и навигационного периода. Период такой работы учитывается в календарном порядке с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем году составила полный год.

Порядок подтверждения страхового стажа (см. тему «Подтверждение трудового стажа»)

| следующая лекция ==>
Биологическая роль липидов | Общий трудовой стаж

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 4078 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

32. Общий трудовой стаж: понятие, юридическое значение.

Общий трудовой стаж — это учитываемая в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, а также иных периодов, имевших место до 1 января 2002 года (на основании положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»)

Трудовой стаж — учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной ФЗ «О страховых пенсиях».(ФЗ №166 от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»)

Юридическое значение общего трудового стажа:

С учетом этого стажа производиться конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан, приобретенных ими по состоянию на 1 января 2002 г., что влияет на размер страховой части трудовой пенсии.

С общим трудовым стажем связаны правовые последствия и в системе государственного пенсионного обеспечения.

Он является одним из юридических фактов в сложном юридическом составе, определяющем право на пенсию за выслугу лет по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. С учетом продолжительности общего трудового стажа пенсия за выслугу лет назначается тем лицам, у которых к моменту увольнения со службы выслуга составляет не менее 12 лет 6 мес., но не достигает 20 лет. При наличии общего трудового стажа определенной продолжительности и соответствующих наград возможно получение звания «Ветеран труда» с предоставлением социальных льгот.

33. Специальный трудовой и специальный страховой стаж: понятие, юридическое значение.

Специальный трудовой стаж – это учитываемая при определении права на пенсию за выслугу лет суммарная продолжительность периодов определенной службы (работы).

В качестве специального трудового стажа выступает выслуга лет или стаж государственной гражданской службы

(специальный трудовой стаж может быть как у застрахованных лиц, так и у лиц, которые застрахованными не являются).

Наличие выслуги лет как специального трудового стажа, с которым связано право на соответствующий вид пенсионного обеспечения, предусмотрено Законом РФ от 12 февраля 1993 г. С учетом специального трудового стажа они обеспечиваются пенсией за выслугу лет, которая не только определяет право на данный вид пенсии, но и влияет на ее размер.

Другой категорией служащих, у которых формирование пенсионных прав обусловлено специальным трудовым стажем, являются федеральные государственные гражданские служащие.

Специальный трудовой стаж указанных лиц называется стажем государственной гражданской службы, который дает право не только на пенсию за выслугу лет, но и на увеличение ее размера.

Специальный трудовой стаж отличается от специального страхового стажа тем, что в первом случае необходим факт работы (службы) в определенной должности, а во втором случае — наличие не только работы с особыми условиями труда, но и уплаты страховых взносов. Кроме того, имеются различия в порядке исчисления данных видов стажа. Если специальный страховой стаж исчисляется, календарно, то выслуга может исчисляться и в льготном порядке.

Специальный страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов определенной работы, либо работы в особых условиях труда, в течение которых лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию и с которой связано право на досрочное пенсионное обеспечение.

В специальный страховой стаж включается:

— подземная работа, работа с вредными условиями труда и в горячих цехах; работа с тяжелыми условиями труда

— работа в качестве рабочих локомотивных бригад и других работников на железнодорожном транспорте и метрополитене; в качестве водителей городского пассажирского транспорта

— работа в экспедициях, партиях, отрядах, на полевых геолого-разведочных, поисковых, изыскательских и иных работах

— педагогическая деятельность в учреждениях для детей; лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения

— другие указанные в законе виды работ .

Все указанные выше периоды включаются в специальный страховой стаж на основании Списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждаемых Правительством РФ, в которых предусмотрены условия их включения в данный вид стажа (конкретные наименования должностей, требования наличия работы на условиях полного рабочего дня и т.д.)

34. Виды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий и страховой трудовой стаж.

В соответствии со ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Видео (кликните для воспроизведения).

В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

Источники

Общий трудовой стаж имеет юридическое значение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here