Нормативное закрепление принципов права социального обеспечения

Ответы на вопросы по теме: "Нормативное закрепление принципов права социального обеспечения". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Нормативное закрепление принципов права социального обеспечения

Разнообразием и множеством правовых источников социального обеспечения предопределяется возможность характеристики лишь важнейших, основополагающих актов, в которых происходит закрепление прав граждан на определенные виды социального обеспечения, отражение требований и условий их предоставления, регламентация организационно-правового порядка осуществления указанных предписаний соответствующих актов нормативного характера.[8]

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ). В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина 1966 г., который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

Конвенция о правах ребёнка (1989 г.), ратифицированная Россией, закрепляет социально-экономический и правовой статус ребёнка; устанавливает возрастной критерий (18 лет), до достижения которого человек признаётся ребёнком. Конвенция «О равных возможностях лиц, обременённых семейными обязанностями» (1995 г.), также ратифицированная Российской Федерацией, предусматривает социальную поддержку таких лиц с помощью различных мер, включая меры, осуществляемые через систему социального обеспечения. К источникам права социального обеспечения данного уровня относится Конвенция «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1985 г.), ратифицированная Россией в 1988 г.

Источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств, устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. В частности, 13 марта 1992 г. было заключено Соглашение «О гарантиях прав граждан государств — членов СНГ в области пенсионного обеспечения». В соответствии с этим Соглашением государства – члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения. В настоящее время государствами — членами СНГ подписан ряд конкретных соглашений, в том числе и в области социального обеспечения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют федеральные законы. Среди них особое место, как уже было подчёркнуто выше, занимает Конституция РФ.

В действующей Конституции закреплён правовой статус граждан в области социального обеспечения. Нормы Конституции гарантируют создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст.7); социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39); закрепляют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (ст.41); предусматривают, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства (ст.38); каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46). Важное значение имеют также ст.37, провозглашающая свободу труда в обществе и запрещающая принудительный труд, и ст.53, согласно которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Одним из важнейших источников права социального обеспечения являются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993. Данный нормативный акт закрепляет: основные принципы охраны здоровья граждан; компетенцию в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления; организацию охраны здоровья граждан в РФ; права граждан в области охраны здоровья; права отдельных групп населения в области охраны здоровья (семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих и др. лиц); права граждан при оказании медико-социальной помощи; медицинскую деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека; гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам; виды медицинской экспертизы; права и социальную защиту медицинских и фармацевтических работников.

Необходимо отметить, что в сфере источников права социального обеспечения действует большое количество федеральных законов. Для данной отрасли права характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

Основные федеральные законы, регулирующие правоотношения в сфере социального обеспечения, следующие:

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999.

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12. 2001.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001.

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12. 2001.

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07. 2002.

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998.

Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993.

ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» от 29.12.2006.

ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006.

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995.

Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.1996.

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998.

Читайте так же:  Материнский капитал изменения индексация

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996.

К числу источников права социального обеспечения относятся также и законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие законодательные гарантии по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, малоимущих лиц. В качестве примера можно привести Закон Вологодской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» от 29.12.2003.

Третью группу источников права социального обеспечения составляют подзаконные нормативные акты, среди которых имеются Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти.

Можно выделить следующие важнейшие подзаконные нормативные правовые акты:

Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 «О порядке выдачи пенсионной книжки застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации».

Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации. Утверждено пост. Правительства РФ от 08.07.2002.

Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий. Утверждено пост. Правительства РФ от 24.07.2002.

Постановление Правительства РФ от 30.06.2003 «О мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений».

Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей. Утверждено пост. Правительства РФ от 30.12.2006.

Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Утверждены пост. Правительства РФ от 07.04.2008.

Правила признания лица инвалидом. Утверждены пост. Правительства РФ от 20.02.2006.

Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчёта размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Утверждены пост. Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002.

Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, её назначения и выплаты. Утверждены пост. Минтруда РФ от 30.06.2003.

Правила выплаты пенсии в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Утверждены пост. Пенсионного фонда РФ и Минтруда РФ от 16.02.2004.

Разъяснение «Об определении учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности». Утверждено пост. Минтруда РФ от 15.04.2003.

Органы исполнительной власти субъектов РФ также вправе принимать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам социального обеспечения. Например, постановлением Правительства Вологодской области от 29.11.2004 был утверждён Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребёнка.

Необходимо отметить, что на современном этапе важное значение приобретают также муниципальные и локальные акты как источники права социального обеспечения. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на муниципальном уровне и на уровне каждой конкретной организации, поскольку предусматривают дополнительные к федеральным и региональным меры социальной поддержки граждан. К числу таких актов могут относиться, в частности, акты органов местного самоуправления, коллективные договоры.

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 860 ;

http://studopedia.net/4_76482_normativnoe-zakreplenie-printsipov-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html

Принципы права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Понятие принципов права социального обеспечения

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Однако, правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».

Отличие принципов права от правовых норм:

  • принципы права , устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция);
  • с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права;
  • определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства.

В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые принципы:

  • признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
  • признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
  • право каждого на объединение для защиты своих интересов;
  • гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы:

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

  • обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • запрещение принудительного труда и др.
Читайте так же:  Пенсия по потере кормильца

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Внутриотраслевые принципы:

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Отраслевые принципы

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

  • всеобщность;
  • финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
  • дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.
  • осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
  • дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
  • обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
  • гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
  • многообразие видов социального обеспечения;
  • участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

http://jurkom74.ru/ucheba/printsipi-prava-sotsialnogo-obespecheniya-ponyatie-klassifikatsiya-i-obschaya-charakteristika

1.3.Нормативное закрепление принципов права социального обеспечения

Говоря о нормативном закреплении принципов права социального обеспечения, автор настоящей работы исходил из определения данного понятия, как закрепленного в норме права руководящего положения, которое непосредственно регулирует сферу социально-обеспечительных правовых отношений. Следовательно, к нормативной базе, закрепляющей принципы права социального обеспечения должны быть отнесены все международные и внутригосударственные акты, которые регулируют комплекс общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.

В предметную область права социального обеспечения включены три группы основных общественных отношений в сфере социальной поддержки:

1) общественные отношения, связанные с социальным обеспечением населения, выраженным в денежной форме (выплаты пособий, компенсаций, пенсий и т. д.);

2) общественные отношения, связанные с предоставлением социальных услуг населению (социальные услуги пожилым, лицам с ограниченными возможностями, семьям с детьми, детям, вынужденным переселенцам, беженцам, предоставление льгот и т. д.);

3) процедурно-процессуальные отношения (применяются с целью установления юридических оснований для возникновения, реализации и защиты прав граждан на предоставление социального обеспечения).

К указанным выше процедурно-процессуальным отношениям относят следующие:

1) процедурные отношения – такие отношения, которые возникают в связи с необходимостью проверки фактов либо их установления, для дальнейшего предоставления различного вида социальной поддержки. В процедурных отношениях с одной стороны выступает гражданин, а с другой государственные органы или государственные учреждения. К примеру, отношения между человеком и органами здравоохранения (учреждениями медико-социальной экспертизы – об установлении инвалидности; лечебными учреждениями – об установлении временной нетрудоспособности); органами ЗАГСа – о подтверждении возраста, семейного положения или смерти; различными архивными учреждениями и т. д. Процедурные отношения в связи с пенсионным обеспечением присутствуют при взаимодействии физического лица и управления пенсионного фонда, службы занятости и др.;

2) процессуальные отношения – такие отношения, которые связаны с необходимостью решения спорных ситуаций, возникающих между сторонами социального обеспечения, а также для защиты конституционных прав граждан.

По обширности отношений, входящих в предмет права социального обеспечения, можно судить и об обширности правовой базы, регламентирующей интересующую нас сферу жизни общества.

Так, международным нормативно-правовым актом, гарантирующим права граждан на социальное обеспечение, является, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 года, в ст. 22 которой провозглашено, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение.

Основной закон Российского государства (Конституция РФ) закрепляет права на социальное обеспечение в ст.ст.7, ч.4 ст. 15, ст. 18 и практически во всей второй главе Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».

Основными законодательными актами федерального уровня в сфере социального обеспечения являются: ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» 1 и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» 2 . Последний определяет понятие, виды и условия назначения трудовых пенсий, определяет основные понятия, используемые при назначении и расчете трудовых пенсий. Правовую защиту инвалидов регламентирует ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» 1 . В сфере социального обслуживания населения основой правового регулирования являются такие акты как ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан» 2 и др. Отдельным блоком можно выделить законодательство, направленное на поддержку детей-сирот, материнства и детства: ФЗ «Об опеке и попечительстве» 3 и ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» 4 .

Необходимо отметить, что законодательством РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка и сроков предоставления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, а также предоставление заведомо недостоверных сведений, в том числе, сюда относятся любые действия, направленные на укрытие детей от передачи на усыновление, на воспитание в семьи граждан 5 .

Участие органов опеки и попечительства составляет важный элемент в механизме реализации и защиты имущественных и личных неимущественных прав несовершеннолетних. Однако, организация их деятельности, законодательное регулирование прав и обязанностей сегодня далеки от потребностей общества и стандартов правового социального государства.

Читайте так же:  Выплата детского пособия малоимущим

Как отмечается в научной литературе, в Российской Федерации система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля, за различными аспектами соблюдения прав ребенка, в основном, давно сложилась. Однако, реальное положение дел свидетельствует о недостаточности такого содействия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается 1 .

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет, как правило, один специалист (инспектор) по охране детства.

На органы опеки и попечительства возложены достаточно обширные контрольные функции, однако, они больше декларативные и не конкретизированы в действующем законодательстве. Наиболее обсуждаемой является функция защиты имущественных отношений несовершеннолетних, воспитывающихся в семье и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Серьезный вопрос составляет разрешение на сделки и разрешение на сделки, проводимые взрослыми лицами с имуществом, собственником которого является несовершеннолетний. В настоящий момент можно наблюдать негативные последствия изменений, внесенных в Жилищный кодекс РФ, предоставляющие явные правовые преимущества собственнику жилого помещения перед остальными пользователями, в том числе и детьми. В результате чего, право ребенка на жилище ничем не гарантировано.

Большое значение имеет такая сфера правового регулирования, которая определяет инвестиции пенсионных накоплений 1 , уплату страховых взносов, правовой статус негосударственных пенсионных фондов 2 .

В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 3 , Пенсионный фонд Российской Федерации (России)образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, при этом является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.

Кроме того, ст. 143, 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации 4 определено, что Пенсионный фонд Российской Федерации относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти Российской Федерации и предназначенным для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности.

В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации относится к бюджетным учреждениям. Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации финансируется из государственного фонда, относящегося в силу ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджету первого уровня, как и федеральный бюджет.

Фактически с 1993 года и до настоящего времени ПФР находится в подчинении Правительства Российской Федерации.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения осуществляется и на уровне подзаконных актов, так, Постановлением Минтруда определен перечень документов, необходимых для заявления на получение трудовой пенсии.

Ряд норм, в ФЗ «о трудовых пенсиях», применяющихся и в настоящее время к правоотношениям, возникшим до вступления в силу новых законов, построены по бланкетному принципу, и в них производится ссылка на другие законодательные и подзаконные акты, которые также следует отнести к источникам правового регулирования пенсионного обеспечения. Например, «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»,«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и др. Подлинная обязательная страховая пенсионная система основывается на принципах, признанных мировым сообществом и реализуемых на практике почти во всех индустриально развитых странах в течение более 100 лет. Такая система базируется на трудовых доходах занятого населения, солидарности ныне живущих и будущих поколений застрахованных и владельцев средств производства, справедливом распределении богатства, создаваемого их совместными усилиями под эгидой государства.

Применительно к теме исследования большое значение имеет Постановление Правительства «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» 1 .

Более подробно хотелось бы осветить два законодательных акта федерального уровня, вступивших в силу в 2015 году. Это ФЗ «О накопительной пенсии» и ФЗ «О страховых пенсиях».

Видео (кликните для воспроизведения).

Для получения трудовой пенсии необходимо будет иметь минимум 15 лет трудового стажа, в противном случае можно будет получать только социальную пенсию, которая назначается на 5 лет позже трудовой.

Так же новеллой законодательства является и присвоение баллов, на количество которых будет прямым образом влиять зарплата гражданина. Для назначения пенсии необходимо будет накопить минимум 30 баллов на 2025г. Чем выше заработок гражданина, тем быстрее будет достигнута минимальная отметка, и начнется накопление более высокого показателя по баллам. При разработке изменений в пенсионное законодательство, предполагалось, что данное нововведение должно стимулировать работников получать белую зарплату.

При назначении пенсии по старости пока остается прежний пенсионный возраст, а именно 60 лет для мужчин, и 55 лет для женщин. При этом формулой заложено, что чем позже обратится гражданин за назначением пенсии, тем выше будет ее размер. Более того, в настоящее время все чаще руководство Пенсионного фонда выходит с инициативой об увеличении пенсионного возраста.

Так же по новой формуле в зачет пойдут годы службы в армии, отпуск по уходу за ребенком (максимально 4,5 года).

Возвращаясь к рассмотрению источников правового регулирования социального обеспечения в РФ, нельзя не упомянуть и такие правовые акты, которые определяют правила защиты социальных прав и устанавливают ответственность за их нарушение. К первому относится ГПК РФ 1 , так как защита прав происходит в гражданском судопроизводстве. Решения об установлении или об отказе в установлении пенсии, пособий, льгот и т.д., могут быть обжалованы в суд в порядке главы 25 ГПК РФ. Второй – это УК РФ, где в статье 145.1 определены ответственность за невыплату пенсий 2 .

Читайте так же:  Отчетность сзв стаж сроки сдачи

В заключение данного параграфа необходимо отметить, что правовое регулирование реализации принципов права социального обеспечения осуществляется на международном и внутригосударственном уровне; на внутригосударственном уровне — на федеральном уровне и уровне законодательства субъектов федерации.

http://studfile.net/preview/11791339/page:3/

Принципы права социального обеспечения, их общая характеристика.

Понятие социального обеспечения. Соотношение понятий «социальное обеспечение» и «социальная защита».

Социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. В системе социальной защиты выделяют социальные выплаты и социальное обслуживание одиноких, престарелых людей, инвалидов. Социальная защита распространяется практически на все категории населения через систему социальных гарантий. Социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества. К системе социального обеспечения относят все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат на социальное обслуживание, медицинскую помощь, различные льготы.

Организационно-правовые формы осуществления социального обеспечения. Виды социального обеспечения.

Независимо от источника денежных средств, государственное социальное обеспечение может осуществляться в следующих видах

— денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т.д.);

— натуральная помощь (медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов);

— льготы и услуги (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д.);

— компенсация дополнительных расходов, связанных с лечением, реабилитацией и оздоровлением инвалидов (в стационаре, амбулаторно, в санаториях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов), проездом к месту лечения и обратно, переобучение (переподготовка) безработных;

— единовременные денежные и неденежные виды поддержки отдельных категорий граждан;

По субъектам социального обеспечения можно выделить:

1) граждане нетрудоспособного возраста:

пенсионеры, включая инвалидов и одиноких;

дети, включая подростков;

2) граждане трудоспособного возраста:

6. Предмет, метод и система права социального обеспечения как научной дисциплины.

Право социального обеспечения как наука представляет собой систему научных знаний, правовых взглядов, идей о комплексе явлений имеющих место в социальной сфере общества.

В.С. Андреев обращаясь к проблеме систематизации научных знаний о праве социального обеспечения заметил, что система этой науки строится с учетом системы отрасли.

Применяя методы научного познания, наука права социального обеспечения познает истоки своего зарождения, этапы становления, прогнозирует, опираясь на накопленные знания и информацию, направления дальнейшего своего развития.

Право социального обеспечения как наука в качестве основного элемента систематизации научного познания социально-обеспечительных отношений выделяет предмет науки. При исследовании предмета науки происходит формирование собственного понятийного аппарата (понятий, категорий, гипотез, концепций, принципов, теорий, доктрин), который позволяет, применяя системный метод научного познания, расположить знания об объектах правовой действительности в определенной логической последовательности.

Эти знания формируются на основе анализа правоприменительной практики, зарубежного опыта, истории развития социально-обеспечительного законодательства.

Таким образом, предмет науки определяет, какие знания о данной отрасли права образуют объект его изучения, тогда как научная дисциплина приводит эти знания в систему для удобства пользования ими.

Система научной дисциплины по числу подразделений она шире и богаче чем система отрасли права; превращая разрозненный материал в логически единый и целый, воздействует на систему норм права; определяет содержание учебной дисциплины «Право социального обеспечения».

Право социального обеспечения как научная дисциплина состоит:

В общей части рассматриваются понятие социального обеспечения, как определенного социально-экономического явления, присущего всем странам, независимо от их общественно-экономического строя; раскрывается состояние российской системы социального обеспечения на современном этапе; анализируются формы социального обеспечения; исследуется понятие отрасли, ее предмета, метода, системы, принципов правового регулирования, рассматриваются учения о правоотношениях в сфере социального обеспечения и его источниках; используя исторический подход исследуются этапы становления права социального обеспечения, обосновываются перспективы дальнейшего развития.

В особенной части знания распределены по определенным институтам, поскольку они являются результатом научного анализа норм соответствующих институтов отрасли.

В специальной части рассматривается международно-правовое регулирование в сфере социального обеспечения, законодательство о социальном обеспечении в зарубежных странах.

Право социального обеспечения как наука продолжает содержать «белые» пятна и спорные положения, негативно влияющие на развитие знаний о ней. Так, остается на стадии формирования общая часть отрасли, не кодифицировано социально-обеспечительное законодательство, идет спонтанно-стихийное «размножение» правовых отраслей (Социальное право, Медицинское право) и подотраслей (Пенсионное право, Обязательное социально-страховое обеспечение), неоправданное появление которых наносит ощутимый вред не только науке права социального обеспечения, но и всему российскому правоведению и юридической практике.

Нужно понимать, что в настоящее время, достаточно активно развиваются научные подотрасли:

1 права социального обеспечения, такие как «Пенсионное право»

2, «Обязательное социальное страхование», «Государственное социальное обеспечение»

3, а «Социальное право» и «Медицинское право» являются межотраслевыми (надотраслевыми) научными дисциплинами, то есть системами более высокого порядка и входят в состав системы науки «Теория прав человека»4.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина — это система обобщенных сведений о праве социального обеспечения как отрасли права, социально-обеспечительном законодательстве и практике его применения, а также о самой науке.

Соответственно, предметом изучения учебной дисциплины являются знания о социальном обеспечении, а также основы правового регулирования материальных и тесно связанных с ними процедурных и процессуальных отношений.

Наука и учебная дисциплина по своему содержанию, целям и задачам не являются тождественными, но в тоже время взаимно не исключают друг друга. Первичной по отношению к учебной дисциплине «Право социального обеспечения» всегда является наука права социального обеспечения, поскольку содержание учебной дисциплины с содержанием науки объективно можно определить как часть и целое.

Основной задачей учебной дисциплины является передача студентам (слушателям) знаний с использованием разнообразных методических приемов, обеспечивающих их усвоение, навыки практического применения и дальнейшего творческого развития.

Структура учебной дисциплины «Право социального обеспечения» делится на общую и особенную части. В общей части рассматриваются темы, которые содержат основные положения учебного курса — это темы о понятии социального обеспечения как экономической и правовой категории, его функциях, об организационно-правовых формах социального обеспечения, о предмете, методе, системе права социального обеспечения, его источников, основных принципах правового регулирования социального обеспечения, особенностях правоотношений. С функционального института трудового стажа начинается изучение особенной части учебного курса.

Читайте так же:  Урезали пенсию по инвалидности

Этот институт имеет «сквозное» значение при изучении отраслевых предметных институтов: пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности. За институтом трудового стажа последовательно изучаются все предметные институты особенной части отрасли права социального обеспечения.

Содержание функциональных институтов отрасли (по установлению юридических фактов; по поводу реализации гражданином права на тот или иной вид социального обеспечения) и межотраслевого «пограничного» института (по разрешению жалоб и споров) раскрываются в контексте изучения того или иного предметного отраслевого института.

Как показывает практика, правовое регулирование социального обеспечения, предопределяется не только правом, но и иными сферами общественной жизни, а, следовательно, сферами знаний — экономикой, социологией и др.

Принципы права социального обеспечения, их общая характеристика.

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Однако, правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».

Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства.

Так в Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования.

Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

•общеправовые (свойственные всем отраслям права);

•межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);

•отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);

•внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

•признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

•неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;

•признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;

•равенство всех перед законом и судом;

•равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;

•право каждого на объединение для защиты своих интересов;

•гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

•обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;

•обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

•запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так в ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Например, Е. Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

•финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

•дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

•универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Э. Г. Тучкова выделяет следующие принципы:

•осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

•дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

•обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

•гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

•многообразие видов социального обеспечения;

•участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 614 ;

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.net/6_114355_printsipi-prava-sotsialnogo-obespecheniya-ih-obshchaya-harakteristika.html

Нормативное закрепление принципов права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here