Налоговый кодекс льгота на ндпи

Ответы на вопросы по теме: "Налоговый кодекс льгота на ндпи". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Как получить льготу по налогу на добычу полезных ископаемых по ставке НДПИ=0% в соответствии с частью 1 подпункта 5) пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ

Статья 342 НК РФ устанавливает налоговые ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Пункт 1 данной статьи регламентирует объяснимо интересующие многих варианты налогообложения по налоговой ставке 0%.

Получение налоговых льгот по определению является мероприятием, к которому фискальные органы относятся с профессиональной подозрительностью и подспудно, на уровне рефлексов настроены на противодействие. Безусловно, льгота обусловлена законом, однако налоговики опасаются злоупотреблений, связанных с расширительным толкованием закона, формулировки которого не всегда однозначны. Они воспринимают льготы, как возможность для налогоплательщика «обуть» бюджет.

К тому же за последнее время профессиональный и общеобразовательный уровень сотрудников ФНС России несколько повысился и многим знаком гарик Игоря Губермана:

Еврейский дух предпринимательства

Так безгранично плодовит,

Что сторожей законодательства

Повсюду трахнуть норовит.

Однако относительно части 1 подпункта 5) пункта 1 статьи 342 НК РФ такие опасения безосновательны. Практикующие налоговые юристы отмечают, что недропользователи данной льготой практически не пользуются и в судебной практике она не вызывает никаких споров. По мнению С.Шаповалова, партнера юридической компании «Налоговая помощь» недропользователи не понимают, о чем говорится в ч.1 подп.5) п.1 ст.342 НК РФ, потому и не пользуются указанной нормой.

Рассмотрим данную норму более подробно. В соответствии с ч.1 подп.5) п.1 ст.342 НК РФ «налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения» . Это полный текст правовой нормы и конец цитаты.

Отметим, что никаких временных ограничений (новое–старое, давно-недавно) законодатель не устанавливает, поскольку речь идет обо всех полезных ископаемых, оставленных в недрах ввиду принципиальной невозможности на момент их оставления извлечения этих полезных ископаемых из недр. Когда бы этот самый момент ни случился.

Эти полезные ископаемые потому именно в недрах и остались, что в Российской Федерации на тот момент отсутствовала промышленная технология их извлечения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Ровно это нам законодатель сообщает прямой русской речью без всяких двусмысленностей и «подводных камней». И обещает, буде мы займемся добычей таких полезных ископаемых, произвести их налогообложение НДПИ по налоговой ставке 0%.

Вот, собственно, и все. Никакой другой правовой информации норма ч.1 подп.5) п.1 ст.342 НК РФ не содержит и не оставляет места для иных толкований. Именно поэтому обсуждаемые в среде налоговых юристов толкования, основанные на перефразировании, произвольном домысливании с использованием допущений и логических умозаключений, успешно опровергаются органами ФНС России в досудебном порядке и не фиксируются судебной практикой.

К сожалению, законодатель не уточняет, каков порядок подтверждения факта отнесения отрабатываемых нами запасов к льготируемой по данной позиции категории. И какие именно подтверждающие документы должны мы предоставить нашей эээ.. слабо владеющей вопросом налоговой инспекции, чтобы она не затаскала нас по нашим «самым гуманным судам в мире».

Очевидно, это должны быть документы, составленные на момент оставления полезных ископаемых в недрах и фиксирующие их количество и причину оставления в недрах. В каждой конкретной ситуации возможны варианты и составлять некий единый перечень таких документов я бы не взялся.

Однако применительно к россыпной золотодобыче отнес бы сюда актировки по техническим актам. До появления на открытых работах CAT D9G (у нас это был 1968 год), да и позже участки плотика, которые не разбирались даже с аммонитом 6ЖВ, актировались техническим актом. На подземных работах техническая актировка встречалась на участках неустойчивой кровли при опускании крупных заколов, с которыми не то что Российская Федерация, но и СССР затруднялся управиться. Так что имеющие на руках такие документы – добро пожаловать в налоговую, шансы на успешное получение данной льготы, я полагаю, есть.

У нас достаточно распространено мнение, что российское законодательство в целом и прежде всего закон РФ «О недрах» и Налоговый кодекс РФ содержат избыточную регламентацию, противоречивы и недружелюбны к хозяйствующему субъекту. И это справедливо, но лишь отчасти. Опыт ряда добывающих предприятий свидетельствует о возможности снижения НДПИ, НДС и ряда других налогов за счет грамотного применения действующих норм закона «О недрах» и НК РФ.

В этой связи особенно важно обратить внимание на проходящую сейчас актуализацию лицензий на право пользования недрами. Учитывая достаточно высокий уровень цен на золото, грамотное оформление лицензионных материалов – наиболее эффективный способ получить лишний миллион долларов, который никогда не лишний.

Федоров Сергей Глебович, geolog.or@yandex.ru

НДПИ: льготный и общеустановленный порядок налогообложения

Полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, в целях гл. 26 НК РФ не признаются объектом налогообложения, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ). Однако что такое общеустановленный порядок, НК РФ не разъясняет.

Из толкования пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ следует, что для исключения из объемов полезного ископаемого, подлежащего налогообложению в установленном порядке, необходимо следующее:

  • полезное ископаемое должно быть извлечено из собственных отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • ранее полезное ископаемое, которое добыто, должно было облагаться НДПИ в общеустановленном порядке.

И здесь возникает основной вопрос: что же такое общеустановленный порядок налогообложения? Как такового определения не имеется, что само по себе влечет некоторые теоретические и практические сложности. Единственное, что можно отметить: если законодатель отдельно, в рамках гл. 26 НК РФ, выделяет общеустановленный порядок налогообложения, следовательно, предполагается, что есть и другой порядок налогообложения, отличный от общеустановленного и прямо не указанный в нормах гл. 26 НК РФ.
Мы полагаем, что в структуре гл. 26 НК РФ фактически предусмотрено применение налогоплательщиком двух порядков налогообложения:

Читайте так же:  Справка о безработице для пособия на ребенка

1) общеустановленного, что нашло свое отражение в п. 2 ст. 342 НК РФ, где определены общие налоговые ставки в зависимости от видов полезных ископаемых;

2) льготного по ставке 0% в зависимости от потерь (пп. 1), полезных ископаемых, добываемых попутно от основного (попутного) газа (пп. 2), подземных вод (пп. 3), места добычи (пп. 10, 11) и пр.

При этом пп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в РФ промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.

Примечание. 0 руб. в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со ст. 338 НК РФ как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Так, применительно к золоту в пп. 5 п. 2 ст. 342 НК РФ установлена налоговая ставка в 6% (при добыче концентратов и других полупродуктов, содержащих золото).

Полагаем, что использование в отношении добытого золота налоговой ставки 0% вместо общеустановленной налоговой ставки 6% должно рассматриваться как применение не общеустановленного порядка налогообложения, а льготного.

Данный подход, в частности, косвенно подтверждается правовыми позициями высших судов.

Судебная практика. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 19.07.2005 N 3788/05 указал, что ст. 342 НК РФ определено: для налогоплательщиков, добывающих полезные ископаемые при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых, установлена льгота по налогу на добычу полезных ископаемых в виде ставки 0%.
В Определении Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 41-О выражена следующая позиция: необходимо учитывать, что в абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ право на применение ставки 0% связывается с реализацией работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем. Налоговая ставка 0% не может применяться, поскольку были реализованы услуги по переработке газа, полученного в таможенном режиме переработки и экспортируемого в Казахстан в таможенном режиме экспорта. Поскольку п. 1 ст. 164 НК РФ предусматривает освобождение от налогообложения, т.е. налоговую льготу, его положения не подлежат расширительному толкованию.

Исходя из вышеперечисленных положений законодательства и мнения высших судов применение налоговой ставки 0% следует рассматривать как освобождение от налогообложения, т.е. налоговую льготу. Следовательно, если налогоплательщиком количество полезного ископаемого ранее не было обложено по общеустановленной ставке налога (в общеустановленном порядке), исключение его из количества добытого полезного ископаемого на основании пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ неправомерно.

Иное толкование вышеуказанных норм может привести к тому, что налогоплательщик будет облагать полезное ископаемое, не извлеченное из отходов, по ставке 0% (т.е. фактически не уплачивается НДПИ с полезного ископаемого, не извлеченного из породы, путем применения налоговой льготы) и впоследствии, при его фактическом извлечении из породы и получении от его использования экономического эффекта, будет исключать его из налогооблагаемой базы как не подлежащее налогообложению. При таком подходе бюджет понесет неоправданные потери.

Таким образом, теоретически, вследствие недоработки нормы права, установленной пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ, со стороны налогоплательщиков возможно использование указанной схемы, влекущее неизбежные судебные споры с налоговиками.

Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых

4) понятие «добытое полезное ископаемое» используется в значении, указанном в главе 26 НК РФ; Открыть статью

где Цнефть — средний за календарный месяц уровень цен нефти сорта «Юралс» на мировых рынках, выраженный в долларах США за баррель, определяемый в соответствии с главой 26 НК РФ; Открыть статью

2. Налогоплательщики определяют сумму налога на добычу полезных ископаемых, подлежащую уплате, в соответствии с главой 26 НК РФ с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Открыть статью

Что такое НДПИ и как правильно его рассчитать

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взимается с пользователей недр с 2001 года. ФЗ-126 от 08/08/01 г. в НК РФ была введена новая глава, 26, устанавливающая правила, по которым взимается налог.

НДПИ в налогом законодательстве

Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.

Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.

Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:

  • добытые на территории России;
  • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
  • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).
  • распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
  • подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
  • минералы в коллекции;
  • добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
  • ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.

Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:

  • в процентах (адвалорная);
  • в рублях за тонну (специфическая, твердая).

Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.

Читайте так же:  Выплата единовременного пособия молодым специалистам

Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:

  • нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
  • попутному газу;
  • разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
  • водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
  • минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
  • подземным водам для полива сельхозкультур;
  • вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
  • нормативным отходам горнодобычи и переработки.

Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.

По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.

С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.

Кстати говоря! Минфин предлагает повысить НДПИ в 2020 году. Такая мера, по мнению чиновников, поможет удерживать цены на бензин на приемлемом для потребителей уровне.

Постановка на учет плательщиков НДПИ: нюансы

Порядок постановки субъектов уплаты НДПИ на учет регулируется положениями ст. 335 НК РФ. В соответствии с данными нормами права налогоплательщики встают на учет в ФНС по месту расположения участка недр (в территориальном представительстве ФНС) в течение 30 дней после оформления лицензии. Общий порядок постановки субъекта уплаты НДПИ на учет регулируется приказом МНС РФ от 31.12.2003 № БГ-3-09/731.

Можно отметить, что каких-либо практических действий со стороны налогоплательщика НДПИ, направленных на осуществление постановки на учет в ФНС, не предполагается. Дело в том, что в соответствии с положениями п. 7 ст. 85 НК РФ орган, выдающий лицензии (в настоящем случае Роснедра), сам передает необходимые сведения о владельцах данных лицензий в ФНС в 10-дневный срок с момента оформления соответствующих документов.

В течение 5 дней с момента получения от Роснедр сведений о лицензии и хозяйствующем субъекте ФНС ставит данный субъект на учет, после чего направляет в его адрес уведомление:

  • по форме № 9-НДПИ-1 (приложение 2 к приказу № БГ-3-09/731), если плательщик НДПИ — юридическое лицо;
  • по форме № 9-НДПИ-2 (приложение 3 к приказу № БГ-3-09/731), если плательщик налога — ИП.

Отдельными нормами федерального законодательства регулируется постановка на учет в ФНС в качестве плательщиков НДПИ предприятий, зарегистрированных в Республике Крым и Севастополе (абз. 2–3 п. 1 ст. 335 НК РФ).

Как оформляются лицензии на пользование недрами

Рассматриваемую лицензию можно получить:

  • в заявительном порядке;
  • конкурсном порядке.

Первый механизм применяется главным образом в том случае, если хозяйствующий субъект собирается осваивать малоизученные недра земли, проводя геологические исследования, осуществляя оценку различных месторождений. При этом в законодательстве предусмотрена возможность получения лицензии в заявительном порядке на освоение общераспространенных ископаемых. Однако в российских СМИ появляются сведения о том, что заявительный принцип в ближайшем будущем будет распространяться и на оформление лицензий на добычу углеводородов.

Конкурсный порядок оформления лицензии на пользование недрами применяется в тех случаях, когда приобретение соответствующего документа в заявительном порядке невозможно либо менее предпочтительно для хозяйствующего субъекта.

Правила оформления лицензий для каждого типа полезных ископаемых имеют огромное количество нюансов. Их специфика определяется в процессе взаимодействия хозяйствующего субъекта и Федерального агентства по недропользованию, которое отвечает за выдачу лицензий, с учетом положений следующих основных источников права:

  • закона «О недрах» от 01.02.1992 № 2395-I;
  • постановления ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-I;
  • приказа Минприроды России от 29.09.2009 № 315;
  • Налогового кодекса РФ.

В зависимости от региона, в котором осуществляется добыча полезных ископаемых, могут применяться также различные нормативные акты субъектов РФ.

Перечень видов ископаемых, попадающих под налогообложение см. в материале «Налоговые ставки НДПИ в 2017 году».

Какие фирмы являются налогоплательщиками НДПИ

Налогоплательщиками НДПИ признаются юрлица и ИП, которые имеют статус пользователей недр земли (п. 1 ст. 334 НК РФ). При этом плательщиками НДПИ также признаются предприятия Республики Крым и Севастополя, которые:

  • зарегистрированы в ЕГРЮЛ на основании ст. 19 закона «О введении части первой ГК РФ» от 30.11.1994 № 52-ФЗ;
  • имеют статус пользователей недр, обладают лицензиями и иными разрешительными документами, предусмотренными законодательством (п. 2 ст. 334 НК РФ).

Субъект уплаты НДПИ должен быть поставлен на учет по месту расположения используемого им участка недр (п. 1 ст. 335 НК РФ). Далее в статье мы рассмотрим особенности этой процедуры, а пока уделим внимание такому аспекту, как лицензирование деятельности плательщиков НДПИ. Дело в том, что главное условие приобретения фирмой статуса плательщика НДПИ и, соответственно, легального начала практической добычи полезных ископаемых — это оформление лицензии на пользование участком недр.


О том, как НК РФ определяет объект для начисления НДПИ, читайте в статье «Что является объектом налогообложения по НДПИ?».

Фирмы без лицензии могут быть признаны плательщиками НДПИ

С точки зрения текущих норм закона это невозможно.

Как считает Минфин РФ, наличие лицензии у ИП или фирмы на пользование недрами является (письмо Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901):

  • единственным критерием для получения хозяйствующим субъектом статуса плательщика НДПИ;
  • единственным основанием для постановки хозяйствующего субъекта на учет как плательщика НДПИ.

При этом не имеет значения, в чем заключается целевое назначение работ, которые можно проводить предприятию в соответствии с разрешительным документом. Например, если фирма по лицензии проводит геологические работы, то она будет платить НДПИ в случае, если в процессе ее деятельности появится объект налогообложения по НДПИ — извлеченное из недр полезное ископаемое.

Если тот или иной субъект будет пользоваться недрами без лицензии, то на него может быть наложено административное взыскание на основе положений п. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000–5000 руб. для граждан, 30 000–50 000 руб. для должностных лиц и 800 000–1 000 000 руб. для юридических лиц. Кроме того, фирма обязана возместить вред, нанесенный природе (ст. 51 закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, ред. от 03.07.2016).

Читайте так же:  Дума об индексации пенсий работающим пенсионерам

Лицензия — документ, который подтверждает право ее обладателя на пользование конкретным участком недр в конкретных границах, а также в рамках отраженной в лицензии цели в течение определенного времени и при соблюдении хозяйствующим субъектом оговоренных условий. Таких лицензий у фирмы может быть несколько — для каждого вида использования недр.

Возможна ситуация, при которой лицо, основной профиль деятельности которого не связан с добычей полезных ископаемых, так или иначе извлекает их в процессе деятельности. Например, это может быть строительная фирма, которая в процессе обустройства котлована работает с песком. Должна ли она в этом случае платить НДПИ и оформлять лицензию?

Фирма будет считаться пользователем недр и потенциальным субъектом уплаты НДПИ на основе лицензии только в том случае, если строительные работы проводятся с землей на глубине ниже почвенного слоя (преамбула к закону РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I). Данная глубина не установлена на уровне федерального законодательства. Но в региональных нормативных актах показатель глубины работ, при котором нужна лицензия, чаще всего определяется, как превышающий 5 метров (например, ст. 15 закона Нижегородской области «О недропользовании» от 03.11.2010 № 169-З, ст. 4 закона Челябинской области от 11.04.2012 № 294-ЗО).

Таким образом, при строительных работах на глубине до 5 метров лицензия, как правило, не нужна, в ином случае — требуется.

Комментарий к статье 337. Добытое полезное ископаемое

а) в соответствии с положениями пункта 1 статьи 337 НК РФ — продукцией горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащейся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье (т.е. в руде и песках, содержащих драгметаллы), первой по своему качеству соответствующей техническим условиям организации-недропользователя (ТУ 117-2-7-75);

а) в соответствии с положениями пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса — продукцией горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащейся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье (т.е. в руде и песках, содержащих драгметаллы), первой по своему качеству соответствующей техническим условиям организации-недропользователя (ТУ 117-2-7-75);

б) в соответствии с положениями подпункта 13 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса — золотосодержащим концентратом, полученным при извлечении драгметаллов из коренного (рудного) месторождения.

(См. Письмо ФНС России от 30.08.2013 N АС-4-3/15780 «Об определении вида добытого полезного ископаемого при добыче драгметаллов»).

В пункте 2 статьи 337 НК РФ перечислены виды добытого полезного ископаемого.

На основании части 2 статьи 1 Закона N 278-ФЗ подпункт 3 пункта 2 статьи 337 НК РФ дополнен абзацем 6, согласно которому к такому виду добытого полезного ископаемого как углеводородное сырье относится метан угольных пластов.

Видео (кликните для воспроизведения).

В силу части 2 статьи 3 Закона N 278-ФЗ положения абзаца шестого подпункта 3 пункта 2 статьи 337 (в редакции Закона N 278-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2013 года.

В пункте 2 статьи 337 НК РФ содержится 16 видов добытого полезного ископаемого, которые могут быть признаны объектом налогообложения НДПИ, при этом перечень таких полезных ископаемых является открытым.

Пункт 3 статьи 337 НК РФ содержит указание на то, что полезным ископаемым признается также определенная продукция.

Особенности налогообложения отдельных полезных ископаемых

Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.

Нефть

Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.

Можно исчислить значение коэффициента самостоятельно, применяя формулу
Кц = (Ц — 15) x Р / 261, где Ц – средняя цена нефти «Юралс» в долл. за баррель, Р — средний курс доллара.

В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.

Газ и конденсат

Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.

Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.

Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.

Уголь

Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.

НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.

Драгметаллы

Они учитываются согласно:

  • ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
  • правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.

В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

Читайте так же:  Инвалидность 2 группы входит в пенсию

Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).

Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых (ст.ст. 334 — 346)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ в главу 26 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона, и распространяющиеся на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых

ГАРАНТ:

См. Методические указания по осуществлению налогового контроля за налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых, направленные письмом МНС РФ от 22 марта 2002 г. N АС-6-21/337

>
Налогоплательщики
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Кто признается налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых?

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются хозяйствующие субъекты, получившие лицензию на использование недр, а также вставшие на учет в ФНС по месту ведения деятельности. Каким образом осуществляется прохождение предприятиями обеих процедур?

Комментарий к статье 339. Порядок определения количества добытого полезного ископаемого

Данная позиция была отражена в письме Минфина России от 21.11.2013 N 03-06-05-01/50290.

Пример.

В ФАС Московского округа было рассмотрено дело по иску о признании недействительным налогового органа о доначислении налога на добычу полезного ископаемого. Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДПИ, сославшись на то, что не включены в налоговую базу потери нефти, возникшие после доведения ее до требований ГОСТа на участке транспортировки. ФАС Московского округа в своём Постановлении от 08.11.2013 N А40-69483/12-20-385 указал, что применительно к вопросам налогообложения технологический процесс доведения нефти до требований ГОСТа завершается не самим обществом, выполняющим комплекс технологических операций по извлечению полезного ископаемого из недр и доведению его до требований ГОСТа, а иными лицами, участвующими в его транспортировке, неправомерен.

Таким образом, все количество добытой нефти, подготовленной до требований ГОСТа по показаниям приборов установленного на ЦПС узла учета, должно облагаться налогом на добычу полезных ископаемых по действующей в рассматриваемый период налоговой ставке на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную.

а) при реализации минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых;

б) подготовке и (или) транспортировке, переработке и (или) потреблении нефти, принятой от третьего лица;

в) передаче нефти третьим лицам для подготовки и (или) транспортировки, переработки и (или) потребления;

г) производстве широкой фракции легких углеводородов в процессе стабилизации;

д) использовании для производства нефтепродуктов;

е) использовании для производственно-технологических нужд и в качестве топлива;

ж) определении остатков нефти на объектах сбора и подготовки нефти на начало и конец отчетного периода, в том числе после проведения ремонтных работ на объектах сбора и подготовки нефти или переработки нефти;

Методики и пример расчета

Расчет НДПИ по количеству добытого полезного ископаемого ведется ограниченно: по газу, углю, нефти, в других случаях база налога будет стоимостной. Количество определяется прямо либо косвенно.

Прямой метод используется там, где можно полагаться на показания измерительных приборов, учитывающих количественную добычу. К ним нужно добавить фактические потери при добыче. Фактические потери определяются разницей между расчетным показателем добычи и фактическим.

Косвенный метод — расчетный, по содержанию ПИ в продукте добычи. Само по себе минеральное сырье учитывают с помощью приборов. Методика расчетов закрепляется в ЛНА. Ее нельзя изменить в течение всего срока добычи, если не меняются технологические характеристики добычи. Как рассчитывать НДПИ по количеству, говорится в ст. 338, 339 НК.

Стоимость ПИ определяется для расчета налога по реализационным ценам, с учетом субсидий или без них. Субсидии фигурируют в расчетах у добытчиков, которые их фактически получают. Данные методики применяются, если в отчетном месяце у добытчика была продажа.

Другой расчетный способ. Он применяется, если в отчетном месяце продажи отсутствовали.
Способы определения стоимости характеризует ст. 340 НК РФ:

  • Стоимость добытого ПИ = кол-во добытого ПИ*стоимость единицы добычи ПИ.
  • Стоимость единицы добычи ПИ = выручка / объем реализации или Стоимость единицы добытого ПИ = расчетная стоимость / объем добычи.

Расчетная стоимость ПИ исчисляется по данным НУ, по той же методике, что и база налога на прибыль. Учитываются прямые и косвенные издержки.

Пример (условный) расчета по стоимости. Фирма добывает строительный песок.
Субсидий она не имеет. В прошедшем периоде у нее была реализация. Организация уплачивает НДС в бюджет. Добыча за период составила 50000 т., из них реализация — 35000 т. Цена реализации — 300 руб./т. Затраты по доставке песка — 150000 руб.

  • 300 / 1,2 = 250 руб./т — цена продажи без НДС.
  • 35000 * 250 = 8750000 руб.
  • 8750000 – 150000 = 8600000 руб. — выручка.
  • 8600000 / 35000 = 245,71 руб. — стоимость одной добытой тонны.
  • 245,71 * 50000 = 12285500 руб. — база НДПИ.
  • 12285500 * 5,5% = 675702,50 руб. — НДПИ.

Примечание: ставка 5,5% установлена ст. 342 п. 2 пп. 4.

Комментарий к статье 336. Объект налогообложения

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

Читайте так же:  Пенсионный фонд детские пособия

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

1) общеустановленного, определенного пунктом 2 статьи 342 НК РФ, содержащим общие налоговые ставки в зависимости от видов полезных ископаемых;

2) льготного по ставке 0% в зависимости от потерь (подпункт 1), полезных ископаемых, добываемых попутно от основного (попутного) газа (подпункт 2), подземных вод (подпункт 3), места добычи (подпункт 10, 11) и пр.

Следовательно, общеустановленным порядком налогообложения НДПИ является налогообложение полезного ископаемого по общеустановленной ставке налога.

В подпункте 5 пункта 2 статьи 336 НК РФ указано, что объектом налогообложения НДПИ не являются дренажные подземные воды, при условии что они не учитываются на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2012 N 278-ФЗ «О внесении изменений в статьи 336 и 337 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 278-ФЗ) пункт 2 статьи 336 НК РФ был дополнен подпунктом 6.

Согласно части 2 статьи 3 Закона N 278-ФЗ положения подпункта 6 пункта 2 статьи 336 НК РФ (в редакции Закона N 278-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2013 года.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 336 НК РФ не признается объектом обложения НДПИ метан угольных пластов.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 337 НК РФ метан угольных пластов является разновидностью такого добытого полезного ископаемого как углеводородное сырье.

Итоги

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются хозяйствующие субъекты, имеющие лицензию на добычу полезных ископаемых из недр. Эта лицензия может оформляться в конкурсном или заявительном порядке в зависимости от типа конкретного месторождения, а также ископаемых, которые собирается добывать предприятие. Обладатель лицензии на пользование недрами, получив соответствующий разрешительный документ, ставится на учет в ФНС по месту осуществления деятельности, но эта процедура осуществляется без его участия в ходе взаимодействия между Роснедрами и ФНС.

Налоговый кодекс льгота на ндпи

Данная работа представляет собой комментарий к главе 26 НК РФ, которая была введена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации».

В данной работе рассмотрены самые актуальные проблемы для налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых, которые сложились в правоприменительной практике.

С 1 января 2016 года введено много новых норм в правовом регулировании НДПИ, что будет также отражено в данном комментарии.

Читатели смогут узнать все самые важные и необходимые разъяснения Минфина России, ФНС России, касающиеся конкретных положений главы 26 НК РФ.

Автор будет благодарен за любые предложения и замечания о высказанной им в комментарии точке зрения ([email protected]).

Комментарий к статье 338. Налоговая база

Комментарий к статье 335. Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых

Пример.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2011 N А25-869/2011 рассмотрено дело, по обстоятельствам которого налогоплательщик получил лицензию на осуществление деятельности по добыче полезных ископаемых. С этого момента он был поставлен на учет в качестве налогоплательщика НДПИ и уплачивал соответствующий налог. Налоговый орган в ходе налоговой проверки установил осуществление подразделением общества деятельности по добыче полезных ископаемых без постановки подразделения на налоговый учет, что привело к сокрытию доходов. При этом налоговый орган произвел расчет дохода с момента начала осуществления налогоплательщиком деятельности по добыче полезных ископаемых, а не с момента получения им лицензии на осуществление деятельности по добыче полезных ископаемых.

В итоге суд пришел к выводу о том, что событие налогового правонарушения — осуществление деятельности без постановки на налоговый учет отсутствует, поскольку налоговый орган не учел особенности постановки на учет организаций в качестве плательщиков налога на добычу полезных ископаемых.

«Актуальная проблема».

У налогоплательщиков НДПИ может возникнуть вопрос об определении налогового органа, в который предоставляется налоговая декларация по НДПИ, поскольку положения главы 26 НК РФ регулируют данный вопрос в порядке, отличающемся от общеустановленного в статье 80 НК РФ.

Так согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ, налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Как указывалось, налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве плательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Однако пункт 1 статьи 345 НК РФ предписывает подавать налоговую декларацию по НДПИ в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.

В данном случае, следует руководствоваться специальной нормой, в силу которой местом представления налоговой декларации по НДПИ является налоговый орган по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.

«Официальная позиция».

В Письме ФНС России от 06.06.2013 N ЕД-4-3/[email protected] разъяснено, что местом представления налоговой декларации по НДПИ будет инспекция ФНС России по месту нахождения налогоплательщика.

Также при применении комментируемой статьи необходимо руководствоваться положениями Приказа МНС РФ от 31.12.2003 N БГ-3-09/731 «Об утверждении Особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых».

Комментарий к статье 334. Налогоплательщики

Комментарий к статье 340. Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Видео (кликните для воспроизведения).

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Источники

Налоговый кодекс льгота на ндпи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here