Налоговые льготы на ниокр

Ответы на вопросы по теме: "Налоговые льготы на ниокр". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Налоговые льготы по НИОКР неэффективны

Минэкономразвития и Минфин признали неэффективность налоговой льготы по НИОКР, действующей с начала 2009 г.

Об этом, как сообщает «ПРАЙМ-ТАСС», заявил статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.

По его словам, речь идёт о норме, позволяющей с 1 января 2009 г. принимать расходы на НИОКР с коэффициентом 1,5. «По точечным опросам мы видим, что льгота используется неэффективно», — признал С. Шаталов, отметив, что причиной неэффективности льготы является отсутствие чёткого определения самого понятия расходов на НИОКР.

Это удобно: чтобы быть в курсе новостей сайта ЭЖ подпишитесь на нашу рассылку

http://www.eg-online.ru/news/93810/

Налоговые льготы на ниокр

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

С 1 января 2012 года в Налоговый кодекс РФ введен целый ряд изменений, касающийся налогового учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР). Изменения касаются как организации налогового учета затрат на НИОКР, так и признания расходов в целях налогообложения прибыли.

Налог на прибыль

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

http://www.referent.ru/40/8857

«Налоговые льготы научно-исследовательской организации» (Трубников А., «Партнер», 2003, N 14)

Налоговые льготы научно-исследовательской организации

Научная (научно-исследовательская) деятельность — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе фундаментальные научные исследования (экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды) и прикладные научные исследования (исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач). Научно-техническая деятельность — деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 004-93) соответствующие виды деятельности классифицируются в группе 73 «Деятельность в области исследований и разработок».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ (с изм. и доп. по состоянию на 24 декабря 2002 г.) «О науке и государственной научно-технической политике» научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется в порядке, установленном данным Законом, физическими лицами — гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 127-ФЗ научно-исследовательская организация представляет одну из форм научных организаций. Научной организацией признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Порядок государственной аккредитации и выдачи свидетельств о государственной аккредитации научных организаций определяется Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 г. N 1291 с изм. от 3 октября 2002 г.).

Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, если:

научная и (или) научно-техническая деятельность организации является основной;

объем этой деятельности составляет в среднем не менее 70% общего объема выполненных работ за последние 3 года (или за весь период деятельности, если организация существует менее 3 лет);

в уставе организации предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.

Согласно п. 4 Положения о государственной аккредитации научных организаций (в ред. от З октября 2002 N 731) организация, желающая получить государственную аккредитацию, представляет в Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации следующие документы:

заявление на выдачу свидетельства о государственной аккредитации научной организации;

основные показатели, характеризующие деятельность организации, включая филиалы, за последние 3 года (или за весь период деятельности, если организация существует менее 3 лет);

копию документа, подтверждающего внесение записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

копию устава организации.

При рассмотрении вопроса о государственной аккредитации научной организации должны учитываться научная значимость и уровень проводимых исследований и разработок, квалификация работников этой организации, координация проводимых исследований и разработок с другими научными организациями и наличие соответствующей материально-технической базы.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены следующие требования для признания организации научно-исследовательской:

научная и (или) научно-техническая деятельность должна быть предусмотрена учредительными документами;

организация должна иметь свидетельство о государственной аккредитации (т.е. отвечать условиям, изложенным выше, необходимым для его получения).

Согласно п. 2 ст. 5 Закона N 127-ФЗ свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, и других льгот, установленных для научных организаций законодательством Российской Федерации.

Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации научной организации не может являться препятствием к осуществлению научной и (или) научно-технической деятельности, однако отсутствие свидетельства не позволяет организациям пользоваться льготами (в том числе налоговыми), которые предоставлены законодательством для организаций, имеющих статус научной.

Читайте так же:  Когда произойдет индексация пенсии

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в настоящее время регулируется нормами главы 25 НК РФ. Для организаций, выполняющих НИ-ОКР (в том числе имеющих статус научной организации), особенностей налогообложения не предусмотрено. Правила налогового учета расходов на НИОКР, установленные ст. 262 НК РФ, на организации, выполняющие НИОКР в качестве исполнителя (соисполнителя), не распространяются. Указанные расходы рассматриваются у них как расходы на осуществление обычной деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п.п. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации выполнение НИОКР:

за счет средств бюджетов;

за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;


учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Под учреждением образования, выполняющим освобожденные от этого налога НИОКР, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая образовательный процесс на основании лицензии, полученной в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (в ред. от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ с изменениями по состоянию на 10 января 2003 г.). Под учреждением науки, выполняющим освобожденные от налога НИОКР, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации, при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно-технического) совета в качестве одного из органов управления. При этом объем научной и (или) научно-технической деятельности должен составлять не менее 70% общего объема выполняемых указанной организацией работ.

Иные организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие НИОКР на основе хозяйственных договоров, от налога не освобождаются (п. 6.14 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 в ред. от 17 сентября 2002 г.). При выполнении НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров от уплаты налога освобождаются как головные организации, являющиеся учреждениями образования и науки, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители, в случае если они также являются учреждениями образования и науки.

Согласно п. «к» ст. 4 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 (в ред. по состоянию на 10 января 1903 г.) «О налоге на имущество предприятий» налогом на имущество не облагается имущество: научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, составляющих их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспериментальную базу;

государственных научных центров;

научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70%.

Право на указанную льготу дается на основе действующих форм государственной статистической отчетности о выполнении научных исследований и разработок, утверждаемых Госкомстатом России, других документов, по которым имеется возможность установить льготируемый объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ (п.п. «к» п. 5 инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. N 33 (в ред. от 18 января 2002 г.) «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий»).

Журнал «Партнер», N 14, апрель 2003 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

«Налоговые льготы научно-исследовательской организации»

Настоящая статья опубликована в издании: «Партнер», 2003, N 14

http://base.garant.ru/8304636/

Налоговые льготы на ниокр

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

В 2018 году вступили в силу изменения в порядке налогового учета расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), в том числе тех, которые можно осуществлять с применением ускоренной нормы амортизации.

Расходы на НИОКР

НИОКР осуществляются в целях создания новой или усовершенствования производимой продукции (товаров, работ, услуг), создания новых или усовершенствования применяемых технологий, методов организации производства и управления. Если учреждения осуществляют данные расходы за счет приносящей доход деятельности, они вправе учесть их при расчете налога на прибыль. Особенности учета расходов на НИОКР для учреждений-заказчиков и учреждений, осуществляющих указанные разработки для себя, установлены статьей 262 Налогового кодекса РФ.
Федеральным законом от 18.07.2017 № 166-ФЗ (далее – Закон № 166-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2018 года, были внесены изменения в НК РФ в части учета расходов на НИОКР. Согласно п. 2 ст. 262 НК РФ к расходам на НИОКР относятся:

1) амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых для проведения НИОКР;
2) материальные расходы, непосредственно связанные с НИОКР;
3) оплата труда работников, занятых в проведении НИОКР;
4) другие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР, сумма которых нормируется;
5) стоимость работ по договорам на выполнение НИОКР – для заказчика;
6) отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Расходы налогоплательщика на НИОКР, перечисленные в подпунктах 1–5 пункта 2 рассматриваемой статьи, признаются для целей налогообложения независимо от их результата после завершения этих исследований или разработок (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки (п. 4 ст. 262 НК РФ).
Расходы в части отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были произведены.

Читайте так же:  Приказ о компенсационных выплатах в доу

Права на результат интеллектуальной деятельности

Законом № 166-ФЗ перечень затрат на НИОКР дополнен. Согласно новому пп. 3.1 п. 2 ст. 262 НК РФ к ним относятся расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели или промышленные образцы по договору об отчуждении либо прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования указанных прав исключительно в НИОКР. Данный подпункт действует временно – до 1 января 2021 года.

Изменен порядок учета расходов на оплату труда работников, участвующих в НИОКР. К расходам на НИОКР относятся расходы на оплату труда работников за период выполнения ими указанных научных разработок. Расходы на оплату труда учитываются в расходах на НИОКР не целиком, а в определенной части. Ранее пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ предусматривалось , что в затратах на НИОКР учитываются:

суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда (п. 1 ч. 2 ст. 255 НК РФ);
начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера (п. 3 ч. 2 ст. 255 НК РФ);

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

http://www.referent.ru/40/11792

Льготы для инноваторов Траты на НИОКР будут освобождены от НДС и налога на прибыль

. Половина российских компаний в обрабатывающей отрасли вообще не тратятся на НИОКР и только у 20% эти расходы превышают 1 млн руб. в год, отмечает проректор ВШЭ Андрей Яковлев. В среднем на инновации, по его словам, уходит 0,4% выручки обрабатывающих предприятий.

Масштабные налоговые льготы на инновационную деятельность, обещанные Владимиром Путиным, не приведут к существенным потерям бюджета. Поправки в законодательство, которые он потребовал разработать, могут быть приняты в ближайшие месяцы. Компании, занимающиеся инновациями, счастливы.

http://www.hse.ru/news/1163619/1137314.html

Стимул для новаторов

Одним из значимых инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности представляется льготирование порядка налогообложения затрат, связанных с фондом оплаты труда (в части льготирования взносов на социальные отчисления) и научно-исследовательские работы.

В настоящее время ФЗ N 212-ФЗ от 24.07.2009 г., регулирующий порядок исчисления страховых взносов, не предусматривает льгот для компаний, осуществляющих инновационную деятельность. Если меры не будут приняты в ближайшее время, учитывая планируемое увеличение суммарного страхового тарифа до 34% в 2011 году, повышенная налоговая нагрузка на инновационные компании, доля расходов на оплату труда у которых может достигать 70%-80%, окажет негативное влияние на их функционирование.

Это прежде всего относится к ИТ-отрасли. До 2009 года ряд компаний пользовались льготной регрессивной шкалой по ЕСН, в результате чего эффективная ставка обложения ЕСН составляла около 14%. Сейчас такие компании платят страховые взносы, исходя из общего суммарного страхового тарифа 26% (с 2011 года такой тариф будет повышен до 34%).

Сейчас идут активные обсуждения в отношении возможности предоставления льготного страхового тарифа тем компаниям из сферы ИТ, которые пользовались льготной шкалой ЕСН до 2009 года. Кроме того, в процессе согласования и расширение перечня возможных получателей льготы до организаций, занимающихся разработкой программного обеспечения не только иностранным покупателям, но и реализующих продукты интеллектуального труда на внутренний рынок. Планируется, что столь ожидаемые ИТ-сообществом поправки в законодательство будут внесены на рассмотрение в Государственную Думу в ближайшее время.

В отношении затрат на НИОКР следует отметить, что НК РФ предусмотрены существенные меры поддержки организаций, осуществляющих НИОКР, среди которых:

возможность единовременного учета расходов на НИОКР, не давших положительного результата; возможность учета определенных расходов по НИОКР (в том числе, не давших положительного результата) в размере 150% (по перечню правительства РФ, установленного постановлением от 24.12.2008 N 988).

Однако применение норм по НИОКР на практике вызывает вопросы. В частности, определение НИОКР, содержащееся в 262-й статье НК РФ, является достаточно общим, что вызывает затруднения при определении правомерности отнесения понесенных расходов к расходам на НИОКР в понимании НК РФ. Более того, для определения соответствия НИОКР, выполненных компанией, видам работ, указанным в перечне правительства РФ, в целях применения повышающего коэффициента, Министерство финансов РФ рекомендует обращаться в Министерство образования и науки РФ (письмо от 16.07.2009 N 03-03-06/1/472).

Также остается актуальным вопрос о порядке учета результатов НИОКР, в результате которых налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. В соответствии с НК РФ такие результаты могут быть признаны нематериальным активом организации, и в случае невозможности определения срока полезного использования, амортизировать полученный нематериальный актив в течение 10 лет, тогда как расходы на НИОКР, не давшие положительного результата, могут быть учтены в составе расходов единовременно.

В планах правительства РФ — дальнейшее совершенствование порядка учета расходов на НИОКР путем конкретизации статей расходов, относимых к расходам на НИОКР, уточнение перечня в целях применения коэффициента 1,5. Будем надеяться, что планируемые изменения сделают рассматриваемую норму НК РФ более понятной и широко используемой на практике.

В целом, мы, как бизнес-консультанты, видим, какая большая работа проделывается государством и бизнес-сообществами для поддержания инновационного пути развития России. Однако требуется продолжение серьезной совместной работы направленной на то, чтобы нормы налогового стимулирования не вызывали у налогоплательщиков затруднений при их применении на практике.

Читайте так же:  История права социального обеспечения в россии кратко

http://rg.ru/2010/08/10/gulis.html

Признаем затраты на НИОКР по новым правилам

Лагутина Л. Г., старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение» МИЭМП, к. э. н.

Журнал «Учет в производстве» № 11, ноябрь 2011 г.

Внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся налогообложения расходов на НИОКР, которые вступят в силу с нового года. Для многих предприятий такие затраты являются существенными. А значит, важно быть в курсе нововведений.

Не все затраты относятся к расходам на НИОКР

Согласно статье 262 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 7 июня 2011 г. № 132-ФЗ), под расходами на НИОКР понимают расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, товаров, работ, услуг, технологий, методов организации производства и управления, а именно:

– суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении НИОКР;

– стоимость работ по договорам на выполнение НИОКР;

– отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности;

– суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам;

– иные расходы, непосредственно связанные с НИОКР.

Рассмотрим особенности признания перечисленных расходов подробнее.

Амортизация по нематериальным активам

Начисление амортизации осуществляется только за те месяцы, в течение которых указанные основные средства и нематериальные активы использовались исключительно для выполнения НИОКР.

Для выполнения научно-исследовательских работ в течение трех месяцев организацией использовалось оборудование предприятия. Сумма ежемесячной амортизации по данному основному средству составляет 5000 руб. Тогда в расходах на НИОКР организация вправе учесть:

5000 руб. × 3 мес. = 15 000 руб.

Видео (кликните для воспроизведения).

Расходы на оплату труда специалистов

К ним относятся следующие расходы:

– суммы, начисленные по трудовым договорам;

– начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда;

– суммы страховых взносов;

– расходы на оплату труда по гражданско-правовым договорам.

Если работники в период выполнения НИОКР привлекались для осуществления иной деятельности, не связанной с выполнением НИОКР, то данные расходы учитываются в составе расходов на НИОКР пропорционально времени, в течение которого эти работники привлекались для выполнения научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

Работник предприятия Иванов А. В. в течение 7 дней за месяц был задействован для выполнения НИОКР. Заработная плата Иванова А. В. за месяц составила 30 000 руб. Учитывая, что в месяце было 22 рабочих дня, в расходах на НИОКР организация вправе признать:

30 000 руб. : 22 раб. дн. × 7 раб. дн. = 9545,45 руб.

За этот месяц сумма начисленных страховых взносов составила:

30 000 руб. × 34% = 10 200 руб.

Тогда в составе расходов на НИОКР также будут учтены:

10 200 руб. : 22 раб. дн. × 7 раб. дн. = 3245,45 руб.

Таким образом, общая сумма расходов на оплату труда составит:

9545,45 руб. + 3245,45 руб. = 12 790,90 руб.

Материальные расходы

В составе материальных расходов признаются расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР и предусмотренные подпунктами 1–3 и 5 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ:

– на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и реализуемых товаров, а также другие производственные и хозяйственные нужды;

– на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не являющихся амортизируемым имуществом;

– на приобретение топлива, воды, энергии, отопление зданий;

– на приобретение сырья, материалов, используемых при выполнении НИОКР.

Работы по договорам и отчисления в фонды

Если налогоплательщик выступает в качестве заказчика НИОКР, то расходы по таким договорам принимаются в целях налогообложения в полном объеме.

Расходы предприятия в виде отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности учитываются в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации.

При этом расходы данного вида признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были произведены.

Другие виды расходов

Они учитываются в составе расходов на НИОКР в сумме не более 75 процентов суммы расходов на оплату труда работников, занятых в НИОКР.

Кроме того, можно включать расходы, непосредственно связанные с НИОКР, в части, превышающей данный норматив, в состав прочих расходов в том периоде, в котором завершены такие исследования, разработки или отдельные этапы работ.

Порядок признания расходов

Расходы на НИОКР признаются для целей налогообложения независимо от результата соответствующих работ, но только после завершения этих исследований или разработок (отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки.

При этом расходы предприятия списываются в полном объеме в составе прочих расходов.

Введена новая льгота по НИОКР

В новой редакции Налогового кодекса РФ предусмотрены льготы по расходам на НИОКР для налогоплательщиков, которые ведут изыскания по перечню, установленному Правительством РФ. Расходы на выполнение данных видов работ можно учитывать в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 по завершении работ.

При этом одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР, налогоплательщик представляет в налоговый орган по местонахождению отчет о выполненных НИОКР.

В случае непредставления отчета суммы расходов на выполнение этих исследований и разработок могут быть учтены в составе прочих расходов в размере фактических затрат.

Налоговый орган вправе назначить экспертизу отчета в целях проверки соответствия выполненных НИОКР перечню, установленному Правительством РФ. Указанная экспертиза может быть произведена государственными академиями наук, федеральными и национальными исследовательскими университетами, государственными научными центрами, национальными исследовательскими центрами или федеральными центрами науки и высоких технологий.

Читайте так же:  Оформление пенсии по случаю потери кормильца

Переходные положения

Расходы по работам, соответствующим перечню, в том числе не давшие положительного результата, начатым до 1 января 2012 года, включаются в состав прочих расходов в том отчетном периоде, в котором были осуществлены, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 в порядке, действующем в 2011 году. При этом отчет в налоговый орган не представляется.

В отношении признания иных затрат на НИОКР переходных положений Налоговым кодексом РФ не установлено. По мнению Минфина России (письмо от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/495), затраты на НИОКР, завершенные в 2011 году, в части, не учтенной в целях налогообложения в 2011 году, следует включать в состав расходов в 2012 году в порядке, действовавшем в 2011 году.

Регистры налогового учета

Производственные предприятия, которые проводят НИОКР, должны вести налоговые регистры (с учетом группировки по видам работ) с отражением следующей информации:

– суммы расходов в форме отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности;

– суммы расходов, осуществленных в отчетном периоде за счет резерва предстоящих расходов на НИОКР, – для налогоплательщика, формирующего указанный резерв;

– суммы расходов на НИОКР по видам работ (договорам);

– суммы расходов, включенных в состав прочих расходов, в том числе с применением коэффициента 1,5.

– суммы расходов по отдельным статьям (амортизация объектов основных средств, амортизация объектов нематериальных активов, оплата труда работников, материальные расходы, прочие расходы);

Если предприятие создало резерв предстоящих расходов на НИОКР, то расходы, осуществляемые при реализации программ проведения НИОКР, уменьшающие сумму указанного резерва, отражаются в регистрах налогового учета.

http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a95/365087.html

Нормирование расходов на НИОКР и налоговые льготы

Федорцова Раиса Петровна, доцент кафедры экономики и финансов Финансового университета при Правительстве РФ (Пензенский филиал), кандидат экономических наук.

Для получения налоговых льгот, связанных с инновационной деятельностью, необходима смета расходов на реализацию утвержденной программы проведения НИОКР, показывающая требуемые технические, финансовые и прочие ресурсы и способность предприятия обеспечить эти ресурсы. В статье показывается практика применения формирования сметы расходов и налоговой отчетности по расходам на НИОКР.

Ключевые слова: расходы на НИОКР, налоговые льготы, смета расходов, налоговая отчетность.

Rationing of expenses on the research and development activities and tax privileges

Fedortsova Raisa Petrovna, Docent of the Economy and Finances Chair of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Penza Branch), Candidate of Economic Sciences.

For tax benefits related to innovative activity, the necessary cost estimates for the implementation of the approved programme of research developments, showing the required technical, financial resources and the company’s ability to provide these resources. The article shows the practice of application of formation of cost estimates and tax reporting for expenditure on research and development.

Key words: expenditures on scientific research work, tax benefits, cost estimates, tax reporting.

Перестройка экономики на рыночных принципах в нашей стране требует максимальной заинтересованности во внедрении нововведений; высокой инновационной активности на базе собственного развивающегося потенциала. В целях эффективного использования инноваций особое внимание необходимо обратить на стимулирование активности к занятию инновационной деятельностью со стороны государства посредством принятия многочисленных законодательных актов. Действующее законодательство уже сегодня содержит большое количество инструментов, направленных на поддержку инноваций, включая поддержку активности налогоплательщиков в области осуществления научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (далее — НИОКР) . Несмотря на упрощение налогового учета затрат на НИОКР, многие вопросы в этой области все еще недостаточно урегулированы и требуют дальнейшего исследования.

Федеральный закон от 07.06.2011 N 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности».

Сравнительный анализ положений НК РФ и учета расходов на НИОКР в соответствии с ПБУ 17/02 показывает, что по-прежнему существует необходимость сближения бухгалтерского и налогового учета расходов на НИОКР .

Федорцова Р.П. Элементы налоговой политики организации по инновационной деятельности // Налоги. 2011. N 3.

Затраты на НИОКР (подп. 1 — 5 п. 2 ст. 262 НК РФ), за исключением отчислений на формирование фондов, признаются в составе прочих расходов независимо от результатов НИОКР (положительного или отрицательного) после завершения этих исследований или разработок (отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки.

На наш взгляд, норма о признании расходов на НИОКР независимо от результатов их выполнения после их завершения и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки работ может привести к снижению заинтересованности как заказчиков, так и исполнителей НИОКР в создании научных разработок.

Расходы на НИОКР, при проведении которых получены исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, амортизируются с даты регистрации результата интеллектуальной деятельности, с этой же даты происходит начало списания затрат на НИОКР в прочие расходы.

Следовательно, НК РФ предписывает все расходы на НИОКР, предусмотренные в ст. 262 НК РФ, делить по элементам, определить сумму оплаты труда по каждому исследованию и нормировать понесенные в рамках исследования прочие расходы, не перечисленные в подп. 1 — 5 п. 2 ст. 262 НК РФ, размером 75% от оплаты труда, что значительно отличается от положений п. 9 ПБУ 17/02 .

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.

Расходы на особо важные НИОКР учитываются в особом порядке. Введен повышающий коэффициент, позволяющий учесть в расходах по налогу на прибыль организаций в 1,5 раза больше затрат на НИОКР, чем было фактически осуществлено.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2012 N 96 «О внесении изменений в Перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с п. 7 ст. 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5» НИОКР сгруппированы по следующим разделам:

  • индустрия наносистем;
  • информационно-телекоммуникационные системы;
  • науки о жизни;
  • рациональное природопользование;
  • транспортные и космические системы;
  • энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика .
Читайте так же:  Льготная пенсия фсин калькулятор

Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 N 96 «О внесении изменений в Перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5».

Первоначальная стоимость нематериального актива, который получен при выполнении НИОКР, указанных в установленном Правительством РФ Перечне, формируется с учетом коэффициента 1,5.

В соответствии с требованиями Налогового кодекса налогоплательщик, использующий право применения коэффициента 1,5, представляет в налоговый орган по месту нахождения организации отчет о выполненных НИОКР. Указанный отчет представляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены научные исследования и опытно-конструкторские разработки (отдельные этапы работ).

Отчет о выполненных НИОКР представляется налогоплательщиком в отношении каждого научного исследования и опытно-конструкторской разработки и должен соответствовать общим требованиям, установленным национальным стандартом к структуре оформления научных и технических отчетов. Порядок оформления отчета должен соответствовать требованиям ГОСТ 7.32-2001. Обязанность предоставления отчета установлена в отношении расходов на НИОКР, начатых с 1 января 2012 г. .

Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-03-06/1/557 «Об учете расходов на НИОКР».

Налоговый орган вправе назначить экспертизу отчета в целях проверки соответствия выполненных научных исследований и опытно-конструкторских разработок перечню, установленному Правительством Российской Федерации. Указанная экспертиза может быть произведена государственными академиями наук, федеральными и национальными исследовательскими университетами, государственными научными центрами, национальными исследовательскими центрами или федеральными центрами науки и высоких технологий.

В случае непредставления отчета о выполненных научных исследованиях и суммы расходов на выполнение данных исследований и разработок учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат.

Для получения налоговых льгот, связанных с инновационной деятельностью, должна быть смета расходов на реализацию утвержденной программы проведения НИОКР, показывающая требуемые технические, финансовые и прочие ресурсы и способность предприятия обеспечить эти ресурсы. В некоторых случаях предприятие демонстрирует возможность использования внешнего финансирования, заручившись подтверждением кредитора о его готовности финансировать предусмотренную бизнес-планом деятельность.

Технология составления сметы расходов демонстрируется ниже с помощью примера, который описывает соотношения между отдельными показателями внутри бюджетных таблиц и соотношение итоговых показателей отдельных бюджетных таблиц как единого целого бюджета.

На основе заключенных договоров центры финансовой ответственности составляют бюджетные заявки. Каждая бюджетная заявка имеет свой номер, в котором указывается номер по порядку, подразделение, ответственное за составление бюджета, год, на который осуществляется планирование. На рисунке 1 представлена бюджетная заявка N 1-02-2014 на включение в планы доходов и поступлений на 2014 год. Форма Б-1 заполняется конструкторами научных исследовательских работ. В таблице 1 указывается вид и шифр работы, заказчик работы, в таблице 2 — сроки этапа, стоимость работы согласно договору и статьи себестоимости работы согласно структуре цены. В таблице 3 отражены плановые поступления денежных средств. Цена опытно-конструкторской работы является ориентировочной. Это говорит о том, что суммы статей затрат калькуляции на дату исполнения договора могут поменяться. В связи с этим суммы доходов и поступлений также являются планируемыми.

http://wiselawyer.ru/poleznoe/74619-normirovanie-raskhodov-niokr-nalogovye-lgoty

Признаем затраты на НИОКР по новым правилам

Внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся налогообложения расходов на НИОКР, которые вступят в силу с нового года. Для многих предприятий такие затраты являются существенными. А значит, важно быть в курсе нововведений.

Согласно статье 262 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 7 июня 2011 г. № 132-ФЗ), под расходами на НИОКР понимают расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, товаров, работ, услуг, технологий, методов организации производства и управления, а именно:

– суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении НИОКР;

– стоимость работ по договорам на выполнение НИОКР;

– отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности;

– суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам;

– иные расходы, непосредственно связанные с НИОКР.

Рассмотрим особенности признания перечисленных расходов подробнее.

Начисление амортизации осуществляется только за те месяцы, в течение которых указанные основные средства и нематериальные активы использовались исключительно для выполнения НИОКР.

Пример 1.
Для выполнения научно-исследовательских работ в течение трех месяцев организацией использовалось оборудование предприятия. Сумма ежемесячной амортизации по данному основному средству составляет 5000 руб. Тогда в расходах на НИОКР организация вправе учесть:

5000 руб. Ч 3 мес. = 15 000 руб.

К ним относятся следующие расходы:

– суммы, начисленные по трудовым договорам;

– начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда;

– суммы страховых взносов;

– расходы на оплату труда по гражданско-правовым договорам. >|Расходы учитываются в налоговой базе за периоды выполнения работниками научных исследований и опытно-конструкторских разработок.| |Научные фонды должны быть созданы в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».| Реклама

>|Отчет представляется в отношении каждой НИОКР и должен соответствовать общим требованиям, установленным национальным стандартом к структуре оформления научных и технических отчетов.|

    Видео (кликните для воспроизведения).

    http://www.klerk.ru/buh/articles/247177/

    Налоговые льготы на ниокр
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here