Налоговые льготы экономика

Ответы на вопросы по теме: "Налоговые льготы экономика". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Путин поручил проверить эффективность налоговых льгот

Президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 июля инвентаризовать действующие налоговые льготы и из них выделить отдельный перечень «инвестиционных» льгот. Перечень поручений президента опубликован на сайте Кремля по итогам февральского совещания по экономическим вопросам. Минфин проработает поручение президента, заявил представитель министерства.

Сейчас в России действует более 3500 налоговых льгот и преференций совокупно более чем на 4,5 трлн руб., писал Минфин в основных направлениях бюджетной политики до 2022 г.

Идея инвентаризации льгот по сути правильная, но правительство не может провести ее уже много лет, напоминает партнер KPMG Михаил Орлов. При этом само понятие инвестиционных льгот в законодательстве не закреплено, отмечает он. Это собирательное понятие для льгот, которые государство дает компаниям в обмен на их инвестиции, поясняет партнер Taxology Алексей Артюх. Как правило, это льготы в пользу компаний в промышленности и сельском хозяйстве, реже – в транспортной и логистической отраслях, добыче полезных ископаемых. По мнению Орлова, к льготам «инвестиционного характера» можно отнести налоговые льготы преференциальных режимов – например, специальные инвестиционные контракты, которыми чаще пользуются компании перерабатывающих отраслей. Хотя в новый перечень льгот могут попасть и льготы для сырьевых отраслей – нефтяников и металлургов, рассуждает Орлов.

С начала 2021 г. налоговые льготы должны получать только компании, заключившие специальные соглашения, также указано в поручениях президента – по ним компании должны инвестировать в России, а при нарушении соглашений выплатить налоги в полном объеме. Под требование попадут и компании, которые уже получают налоговые льготы. Оно не будет распространяться только на резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток.

«Наша задача – стимулировать инвестиции», – заявлял министр финансов Антон Силуанов на расширенном заседании коллегии Федеральной налоговой службы (ФНС) 20 февраля. Он говорил, что Минфин и ФНС отрабатывают такой подход: компания получает льготу и высвобождаемые средства направляет на инвестиции. «Чтобы те ресурсы, которые получает налогоплательщик из-за преференций от государства, направлялись не в дивиденды, а в экономику», – говорил Силуанов.

Смысл сегодняшних инвестиционных льгот в том, что плательщик сначала инвестирует, потом получает прибыль от результатов инвестиций и с прибыли распределяет дивиденды, описывает Орлов. То есть льготы применяются уже после того, как плательщик проинвестировал – после действия, которое государство хочет поощрять. Поэтому реализовать механизм, описанный Силуановым, довольно сложно, полагает Орлов. Чиновники не учитывают, что при поддержке льготами бизнес быстрее и сильнее модернизируется, создает больше продукции и новые рабочие места, соответственно, все равно платит больше налогов в бюджет, рассуждает Артюх. Даже если бюджет недополучит от налога на прибыль или на имущество за счет льгот, он может это компенсировать за счет НДФЛ, НДС и налога на прибыль от дополнительной продукции, уверен эксперт.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено около 100 новых льгот, выпадающие доходы по которым к 2019 г. превысили 1 трлн руб., также указывал Минфин. В первую очередь рост выпадающих доходов приходится на налоговые льготы нефтегазовому сектору, заявляло министерство в основных направлениях бюджетной политики.

Например, в 2018 г. почти удвоились льготы по НДПИ – до 1,1 трлн руб. с 0,6 трлн руб. годом ранее. При этом инвестиции топ-5 нефтяных компаний за тот же период не изменились и остались на уровне 2 трлн руб. Эти данные приводил замминистра финансов (на тот момент – директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина) Алексей Сазанов в сентябре 2019 г. Тогда Сазанов высказал мнение, что все льготы, которые Минфин предоставляет нефтяным компаниям, они же и должны компенсировать. Перекладывать нагрузку на другие отрасли экономики или население Минфин не намерен, заверял он.

Налоговые льготы: как измерить их эффективность

Для стимулирования отдельных видов экономической активности, поддержки определенных территорий или категорий населения в России широко применяются налоговые льготы. Это ежегодно «обходится» бюджетной системе более чем в 2,5% ВВП выпадающих доходов. В то же время до сих пор не ведется систематическая работа по инвентаризации мер налогового стимулирования, отсутствуют единые подходы к оценке их эффективности.

Основной функцией налоговой системы традиционно считают фискальную, то есть формирование доходной части бюджета страны или отдельных ее территорий (региона, муниципалитета). Причем российская налоговая система, как подчеркивается в ряде публикаций, является достаточно эффективной в реализации этой функции, что проявлялось как в длительном периоде профицита бюджета в середине 2000-х годов, так и в относительно небольшом бюджетном дефиците в кризисные периоды 2008–2009 гг. и 2014–2016 гг.

Для стимулирования инвестиций и факторной производительности многие страны применяют налоговые стимулы в рамках своей налоговой политики. В качестве основных аргументов в пользу этого инструмента называются способность налоговых льгот заметно повышать отдачу от инвестиций и сигнализировать об открытости экономики для частных инвестиций, а также их полезность для мобильности капитала. Кроме того, это служит инструментом налоговой конкуренции с другими юрисдикциями. Также считается, что предоставление налоговых льгот – более простое решение, нежели принятие бюджетных программ, направленных на стимулирование деловой активности.

В то же время налоговые льготы, как и иные освобождения и преференции по налогам и сборам, предусмотренные действующим законодательством, приводят к недополученным бюджетным доходам. Поэтому любые инициативы по налоговому стимулированию должны реализовываться крайне взвешенно и ответственно, а страны, которые испытывают сильные бюджетные ограничения, должны быть особенно осторожны в предоставлении налоговых стимулов во избежание усиления сопутствующих фискальных рисков.

Примеров относительно успешного предоставления налоговых льгот немного (Коста-Рика, Ирландия, Малайзия, Китай). В большинстве стран эффект от применения налогового стимулирования оказался обратным: широко распространенные налоговые льготы привели к снижению уровня эффективного налогообложения и эрозии налоговых баз, что стало в свою очередь основными фискальными факторами развития кризисных явлений в национальных финансовых системах, особенно это касается стран с низким качеством госуправления. Дело в том, что успешность применения налоговых стимулов зависит от наличия сразу нескольких важных системных факторов: благоприятных макроэкономических условий, стабильности монетарной и налоговой систем, развитой инфраструктуры, мобильного и прозрачного рынка труда, готовности госструктур к партнерскому (взаимовыгодному) сотрудничеству с бизнесом. В противном случае налоговые преференции могут не только подрывать доходную базу бюджета и требовать болезненных налоговых корректировок в виде более высоких налогов на другие субъекты хозяйствования и виды деятельности, сокращения расходов или усиления зависимости от долгового финансирования, но и приводить к серьезным экономическим искажениям, политическим манипуляциям и коррупции.

Читайте так же:  Правила расчета пособия по временной нетрудоспособности

В теории налогообложения уже давно сформулированы три принципа оптимальной структуры налогов: эффективность (минимальное налоговое искажение в распределение ресурсов по законам рынка); справедливость (обложение в соответствии со способностью платить налоги); простота (минимальные затраты на администрирование и исполнение налоговых обязательств). Очевидно, что налоговые льготы в целом нарушают эти три принципа оптимального налогообложения, за исключением случаев вмешательства в устранение провалов рынка, налоговой конкуренции за привлечение инвестиционных проектов или формирования налоговых условий для развития экономических агломераций (производственных кластеров). В этой связи наиболее обоснованным налоговым стимулом является установление справедливых и умеренных базовых налоговых ставок.

В России в настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровне существует большое количество налоговых льгот и преференций, при этом общий объем выпадающих доходов бюджетной системы составляет, по оценкам Минфина России, от 2,5 до 2,8% ВВП ежегодно.

Основной объем налоговых расходов сосредоточен на федеральном уровне – их доля составляет около 85% от общего размера выпадающих доходов бюджетной системы – и в основном касается таких налогов, как налог на прибыль, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, НДФЛ. На региональном уровне налоговые расходы в основном формируются благодаря льготам по налогу на имущество.

Таблица. Распределение налоговых расходов между уровнями бюджетной системы в 2014-2017 гг, млрд рублей

2014 2015 2016 2017
Всего налоговые расходы 2190,3 2163,3 2208,8 2448,6 в том числе: налоговые расходы федерального бюджета 1886,5 1835,9 1882,6 2103,0 налоговые расходы консолидированного бюджета 282,7 302,0 305,8 319,6

Источник: Минфин России

В функциональном разрезе доминирующим направлением налоговых льгот является национальная экономика (в среднем 83–85% от всех налоговых расходов), внутри данного раздела наибольший вес имеют воспроизводство минерально-сырьевой базы и сельское хозяйство. В то же время теоретические исследования и эмпирический опыт применения налоговых послаблений указывают, что инвестиции в проекты, неразрывно связанные с конкретным местоположением их реализации (например, инвестпроекты по освоению природных ресурсов или агропромышленные проекты на специально отведенных землях) и не отличающиеся географической «мобильностью», не должны получать специальные налоговые преференции. Более обоснованной формой государственной поддержки их реализации являются бюджетные субсидии.

Еще одной особенностью российской практики применения налоговых льгот, уже не для бизнеса, а для населения, является их компенсационно-стимулирующий характер. Государство берет на себя часть расходов налогоплательщика на образование, приобретение жилья или медицинское обслуживание, как бы стимулируя потребление отдельных видов социальных услуг или рыночных благ. Напротив, в большинстве развитых стран налоговые льготы предоставляются в виде снижения налоговой нагрузки в обмен на одновременное снижение уровня потребления подобных товаров, работ, услуг. Так, в США гражданам, преимущественно проживающим за пределами страны в течение года и фактически не пользующимся общественными благами или благами с положительными внешними эффектами, финансируемыми из бюджетных средств (например, услугами социальной или транспортной инфраструктуры), предоставлено право исключить из налогооблагаемого по законам США дохода чуть более 100 тыс. долл.

Будучи прямой альтернативой бюджетным расходам, налоговые льготы в России отличаются преимущественно бессрочным характером, отсутствием адресности, несмотря на формальную нацеленность на решение определенных задач государственной политики, и выведены из-под бюджетного контроля. Как справедливо отмечает Минфин России, подобная практика создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов поддержки того или иного направления, неоптимального распределения ограниченных бюджетных ресурсов и в конечном итоге ведет к прямым потерям общественного благосостояния. В этой связи необходимо обеспечить в рамках бюджетного процесса проведение регулярного мониторинга и оценки эффективности налоговых расходов бюджета.

На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных количественной оценке эффективности налоговых льгот. Но большинство из методик либо не предназначены для всестороннего анализа издержек и выгод, сосредотачиваясь на выявлении отдельных последствий от применения налоговых льгот, либо используют крайне сложное эконометрическое моделирование всех социально-экономических последствий их применения. В силу их сложности и трудоемкости рекомендовать подобные методические подходы для регулярного использования государственными служащими без должной специальной подготовки не представляется целесообразным. Вот почему оценка эффективности налоговых льгот должна сочетать в себе комплексность и всесторонность учета социально-экономических и бюджетных последствий применения налоговых льгот, с одной стороны, и простотой и понятностью алгоритма анализа, с другой.

На наш взгляд, анализ эффективности налоговых льгот следует осуществлять в два этапа: сначала проверку их соответствия необходимым критериям целесообразности, а затем оценку достаточности показателя результативности их фактического или планового применения, характеризующего эффекты от использования льготы.

На первом этапе критериями анализа могут быть:

а) льгота относится к числу налоговых расходов бюджета;

б) потери доходов бюджета от применения льготы являются существенными (например, больше 100 млн руб. ежегодно);

в) льгота не носит узкого характера при том, что она применяется в достаточно специфической сфере либо небольшим числом налогоплательщиков по прошествии нескольких лет от начала ее действия. Востребованность льготы рассчитывается как отношение фактического количества ее потребителей к потенциально возможному количеству ее пользователей;

г) льгота не вызывает сложности администрирования и правоприменения, и/или ее использование не сопровождается злоупотреблениями, и/или ее действие достаточно адресно, и/или имеет соразмерные (низкие) издержки администрирования (издержки администрирования налоговых расходов составляют менее 10% от их общего объема);

д) для достижения целей, которые преследует льгота, отсутствуют менее затратные альтернативные возможности (например, бюджетные субсидии или реализации проектов на основе государственночастного партнерства).

Несоответствие вышеперечисленным критериям свидетельствует о недостаточной эффективности льготы, а, значит, она должна быть рекомендована к отмене, либо по крайней мере к разработке предложений по совершенствованию механизма действия льготы (например, для издержек ее администрирования, повышения востребованности льготы и т.п.).

Результаты анализа на соответствие применяемых сегодня в России налоговых льгот необходимым критериям представлены в приложении. Указанные в нем льготы являются «кандидатами» на отмену.

При этом достоверность оценки влияния льготы на динамику целевого показателя (индикатора) зависит от соблюдения ряда требований:

– доступность полной информации о льготе;

– отсутствие в течение анализируемого периода существенных изменений в законодательстве по порядку применения льготы и расчету налогооблагаемой базы;

– отсутствие исключительно отрицательной динамики показателя (индикатора) и соответствующих налоговых расходов;

– отсутствие определяющего влияния иных факторов (помимо налоговой льготы) на динамику значений рассматриваемого показателя (индикатора).

Формирование механизма оценки эффективности налоговых льгот предполагает ряд мер, в частности, введение в бюджетный процесс процедур регулярного мониторинга и оценки налоговых расходов бюджета; формализацию перечня налоговых расходов, подлежащего ежегодному пересмотру с целью учета изменений нормативных правовых актов, списка государственных программ/проектов и их структуры, а также иных обстоятельств; регламентацию процедуры отмены неэффективных и не соответствующих современным целям государства налоговых льгот; закрепление требований к установлению новых налоговых льгот, в том числе предусматривающих повышение адресности их применения и строгой координации с целями и задачами соответствующих инструментов государственного программно-целевого и проектного управления.

Читайте так же:  Как начисляется пособие по безработице инвалиду

Получение адекватных результатов применения предлагаемого механизма оценки эффективности налоговых льгот напрямую зависит от остроты таких общесистемных проблем, как высокий уровень коррупции, избыточно волатильный обменный курс, инфляция, неудовлетворительная прозрачность и ритмичность бюджетных расходов, непоследовательность и непредсказуемость государственного управления и других важных институциональных условий.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Региональные налоговые льготы и пониженные ставки

Налоговые льготы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации. Дополнительные льготы по региональным и местным налогам могут быть установлены соответственно региональным законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований.

Региональные налоговые льготы регламентируются Областным законом от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» (далее – Областной закон).

По налогу на прибыль организаций статьей 10 Областного закона установлены пониженные ставки в части сумм, зачисляемых в областной бюджет:

в размере 13,5 процента (12,5 процента на период 2017-2020 годов) для:

инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ростовской области;

общественных организаций инвалидов;

организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.

в размере 0 процентов для:

  • организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Действует в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;
  • организаций, указанным в статье 25.16 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (заключивших специальные инвестиционные контракты с участием Российской Федерации). Применяется в порядке, предусмотренном статьей 284.9 Налогового кодекса Российской Федерации.

Областным законом от 01.08.2019 № 176-ЗС введен инвестиционный налоговый вычет (это сумма затрат налогоплательщика, позволяющая уменьшать сумму налога на прибыль организаций) для:

  • организаций приоритетных для Ростовской области видов деятельности;
  • организаций-участников национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».
  • организаций, осуществляющих пожертвования государственным и муниципальным учреждениям культуры (клубного типа, музеям).

Общие условия предоставления инвестиционного налогового вычета в региональной части налога на прибыль организаций определены Налоговым кодексом Российской Федерации:

  • вычет не может превышать 90 процентов расходов на основные средства третьей — десятой амортизационных групп (за исключением относящихся к восьмой — десятой амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств);
  • ставка налога на прибыль для определения предельной величины вычета — 5 процентов;
  • возможен перенос остатка вычета на будущий период до 2027 года;
  • решение об использовании инвестиционного налогового вычета принимается налогоплательщиком самостоятельно и отражается в его учетной политике;
  • по объектам, используемым для вычета, амортизация не применяется;
  • налогоплательщик вправе отказаться от применения инвестиционного налогового вычета только по истечении трех последовательных лет после решения об его использовании;
  • в случае выбытия основного средства, в отношении которого был применен инвестиционный налоговый вычет, налогоплательщик восстанавливает сумму налога и уплачивает пени.

Право на применение инвестиционного налогового вычета не предоставляется инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Ростовской области в соответствии с Областным законом «Об инвестициях в Ростовской области», в отношении прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), произведенной на производственных мощностях, созданных (приобретенных) в рамках реализации инвестиционного проекта, в порядке, установленном Правительством Ростовской области, применяющим пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль.

Применяя право на вычет, можно уменьшить и федеральную часть налога на прибыль организаций.

По налогу на имущество организаций статьей 2 Областного закона установлены пониженные ставки:

Областным законодательством пониженные ставки установлены в отношении:

  • 1,1 процента в отношении имущества организаций, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, при условии вложения инвестиций (капитальных вложений) в объеме от 0,5 млн рублей и более, за исключением имущества организаций, созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, предназначенного для эксплуатации другими лицами и переданного в аренду или иное возмездное пользование;
  • 1,1 процента в отношении имущества организаций, созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, предназначенного для эксплуатации другими лицами и переданного в аренду или иное возмездное пользование, при условии вложения 140 млн рублей и более;
  • 0 процента — в отношении завершенных строительством и предназначенных для подготовки и проведения спортивных соревнований объектов спорта, включенных в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу.

Кроме того, пунктом 1 статьи 4 Областного закона освобождены от уплаты налога следующие категории налогоплательщиков:

По транспортному налогу в соответствии со статьей 7 Областного закона от уплаты освобождаются:

В отношении отдельных категорий транспортных средств — мотоциклов, мотороллеров или легковых автомобилей от уплаты транспортного налога освобождаются:

  • инвалиды I и II группы, инвалиды с детства;
  • инвалиды III группы в отношении транспортного средства с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно;
  • один из родителей, опекун или попечитель, имеющий в составе семьи трех и более несовершеннолетних детей и проживающих совместно с ними;
  • один из родителей, опекун или попечитель, имеющий в составе семьи ребенка-инвалида и проживающий совместно с ним;
  • опекун инвалида с детства, признанного судом недееспособным.

По упрощенной системе налогообложения:

  • если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, статьей 11 Областного закона установлена пониженная налоговая ставка в размере 10 процентов:
  • для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, в отношении отдельных видов деятельности, определенных Областным законом, установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.

Данная льгота — налоговые каникулы, действует в течение двух налоговых периодов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (действует до 01.01.2021).

По патентной системе налогообложения:

  • для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, в отношении отдельных видов деятельности, определенных Областным законом, установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.

Данная льгота — налоговые каникулы, действует в течение двух налоговых периодов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (действует до 01.01.2021).

Читайте так же:  Порядок досрочного выхода на пенсию при сокращении

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Студент: Федорович Е.Е.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

Научный руководитель: Е.В. Коваленко, кандидат экономических наук, доцент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Видео (кликните для воспроизведения).

«Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

Economic and social orientation of tax incentives in THE RussiaN FEDERATION

Student: Fedorovich E.E.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

Omsk State Pedagogical University (Omsk city)

Scientific adviser: E.V. Kovalenko , candidate of economic sciences, associate professor

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

Omsk State Pedagogical University (Omsk city)

Annotation. The article uses approaches to consider the term «tax incentives», which is given a definition approved in the legislation, as well as from the scientific literature. The main types of incentives are given with a brief description of the assessment of their effectiveness. The current tax incentives for the property of individuals are characterized by the example of pensioners. Data are presented according to indicators of the share of property taxes in the budget structure of Russia. The classification of tax incentives on various is also provided. The influence of tax incentives on the timing of tax payments is described. Attention is paid to tax incentives from an economic and social perspective. The importance of tax incentives as a tool for stabilizing the position of specific categories of citizens in society is revealed.

Keywords. taxes, taxation procedure, tax incentives for pensioners, property tax for individuals, the share of taxes, tax incentives, classification of tax incentives, investment tax credit

Аннотация. В статье используются подходы для рассмотрения термина «налоговая льгота», которому даётся определение, утверждённое в законодательстве, а также из научной литературы. Приводятся основные виды льгот с кратким описанием оценки их эффективности. Охарактеризованы действующие налоговые льготы на имущество физических лиц на примере пенсионеров. Приведены данные согласно показателям удельного веса налогов по имуществу в структуре бюджета России. Доводится классификация налоговых льгот согласно установленным критериям. Описано влияние налоговых льгот на сроки уплаты налогов. Уделяется внимание налоговым льготам с экономических и социальных позиций. Раскрывается значимость налоговых льгот в качестве инструмента стабилизации положения конкретных категорий граждан в обществе.

Ключевые слова. налоги, порядок налогообложения, налоговые льготы для пенсионеров, налог на имущество физических лиц, удельный вес налогов, налоговые льготы, классификация налоговых льгот, инвестиционный налоговый кредит.

В наше время система налоговых льгот обширно применяется в международной практике с целью оказания поддержки категории работников с низкой оплатой труда, для стимуляции пенсионных сбережений, содействия в повышении уровня образованности граждан, для усовершенствования процесса предоставления медицинской помощи, расширения индивидуального строительства жилья, развития деятельности предпринимателей, привлечения экономических инвестиций, стимулирования научных разработок, а также чтобы развить отдельные территории и экономические сферы. Для любого налога или сбора налоговые льготы считаются значимой составляющей, по этой причине данный вопрос подлежит отдельному изучению.

Налоговый Кодекс Российской Федерации принял налоговую льготу как независимый компонент налогообложения и в ст. 56 впервые зафиксировал законодательную формулировку налоговой льготы как предоставление конкретным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов привилегий, установленных законодательством о налогах и сборах, по отношению к иным плательщикам налогов или сборов, в том числе освобождение от уплаты налога или сбора либо их уплаты в меньшем объёме.

Исследование положений Налогового Кодекса Российской Федерации приводит к заключению о необходимости применения двух подходов с целью осмысления сути налоговых льгот – формального и содержательного. Первый подразумевает непосредственное указание закона на наличие налоговой льготы в том или ином положении. Утверждается, что более полное представление о налоговой льготе складывается при втором подходе, первоначально основывающегося на определении налоговой льготы и её точном разделении по типам, применении в конкретных ситуациях, закреплении категорий субъектов, обладающих правомочием в использовании налоговых льгот.

Значение дефиниций данного понятия согласно монографиям и научным статьям не выходит за рамки установленного Налоговым Кодексом определения налоговых льгот. Таким образом, Коровкин В.В. трактует налоговые льготы как привилегии, которыми обладают установленные законодательством категории плательщиков налогов (сборов), позволяющие уменьшить объём обязательств по их уплате в сравнении с остальными налогоплательщиками [1].

В свою очередь, Малько А.В. определяет налоговую льготу разновидностью льготы правовой, которая подразумевает правомочное облегчение положения субъекта, дозволяющее ему удовлетворить личные потребности, а также выражающееся в обладании особых преимуществ (прав) и в избавлении от обязательств [4].

По мнению таких авторов, как Тимошенко В.А., Барулин С.В., Макрушин А.В., налоговые льготы служат элементом налогообложения, а также инструментом политики государства в области налогов, сочетающим в себе ряд методов и указаний по полному или частичному освобождению налогоплательщиков от налоговых обязательств, кредитов, предполагая для них наличие скидок с целью экономического регулирования налогов государством и решения социальных вопросов [6].

Как на базу налогообложения, так и на налогоплательщика конкретной льготе свойственен индивидуальный характер воздействия, но это не означает отсутствие у них общих признаков, свойств или иных назначений, которые позволяют систематизировать их по критериям. Таким образом, налоговые льготы подразделяют на:

Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации налоговые льготы, которые заключаются в изменении сроков уплаты налогов и предполагают собой налоговые избавления, можно классифицировать:

рассрочка или отсрочка по налоговой уплате.

Рассрочка или отсрочка по налоговой уплате отражает изменение во времени уплаты налога в период, который не превышает года, в соответствии с однократной или эпизодичной уплатой плательщиком налога задолженной суммы. Она дозволяется согласно установленным Налоговым Кодексом Российской Федерации основаниям: в следствие причинённого ущерба налогоплательщику по причине природных катаклизм, технологической катастрофы или прочих факторов непреодолимой силы; приостановки финансирования плательщика из бюджета или расчёта по случаю выполнения правительственного заказа; при угрозе разорения налогоплательщика в связи с единоразовой выплатой им налога, принятием арбитражным судом мирового соглашения или графика покрытия задолженности в процессе операции по экономическому оздоровлению; если материальное состояние физического лица не даёт возможности единовременной уплаты налога; если изготовление и (либо) реализация товаров, услуг либо работ налогоплательщиком имеют характер сезонности; если есть установленные Таможенным Кодексом РФ основания для рассрочки или отсрочки налоговой уплаты, связанной с движением товаров через границу таможни России;

Инвестиционный налоговый кредит.

Читайте так же:  Получить детское пособие справки

Инвестиционный налоговый кредит полагается компании, которая является плательщиком соответствующего налога, если имеется на это конкретное основание: осуществление этим предприятием научных и исследовательских или опытно-конструкторских работ, или переоснащение личного технологического производства, которое также ориентировано на формирование функционирующих мест для инвалидов или на сохранность природы от промышленных отходов и загрязнений; кредитная сумма не превышает 30% от цены купленного инвентаря; проведение компанией мероприятий, направленных на деятельность по внедрению инноваций, включая разработку новых сырьевых и материальных видов, технологий или их модернизацию; работа предприятия над заказом особой значимости по экономическому и социальному развитию региона и оказание ею услуг особой важности для общественности; вложение предприятия в разработку объектов, которые обладают энергетической эффективностью высокого класса, а также многоквартирных жилищ.

Инвестиционный налоговый кредит подразумевает собой такое изменение в сроке уплаты налога, в условиях которого компании позволяется в рамках установленного срока и в оговоренном объёме снижать выплаты по налогу с последующей периодичной уплатой кредита и процентов, начисленных по нему. Сроки на предоставление кредита составляют от года до 5 лет как по местным и региональным налогам, так и на прибыль организации. Имеющая инвестиционный налоговый кредит компания обладает полномочием снижать платёж по налогу согласно установленному сроку в договоре об инвестиционном налоговом кредите. Процедура и порядок снижения платежей по налогу также обусловлена заключённым договором [9].

Согласно сведениям ФНС удельный вес налогов по имуществу в доходной структуре фиксированного бюджета в России незначителен и приблизительно равен 7%. В отношении консолидированного бюджета субъектов России в доходной структуре доля налогов по имуществу приравнивается к 15%. Эти данные свидетельствуют о недостаточной оценке фискального и регулирующего значения имущественных налогов и невысокой эффективности представленного вида налогообложения. Низкие оценочные показатели также характеризуют незначительное влияние предприятий и граждан на налоговую нагрузку [3]. По данным Росстата, для сравнения, в 2017 удельный вес налогов на имущество физических лиц с учётом доходов на душу населения, в среднем, составил 1,38%, а в 2018 эта доля равнялась 1,65%.

В следствие этого, налоговая льгота полностью соответствует обозначенным признакам, однако существующие специализированные признаки, сформированные из дефиниций налоговой льготы, непосредственно выделяют её и наделяют правовыми свойствами, к которым относится то, что налоговые льготы полагаются конкретным категориям плательщиков налогов, наделённых свойствами, отличающих их от иных категорий; налоговые льготы не носят индивидуальный характер, а применение их налогоплательщиками и плательщиками сборов является правом, а не обязательством.

Проведённое исследование даёт возможность заключить, что систематизация налоговых льгот обладает целевым предназначением и имеет крайнюю важность в оценке и сопоставлении льгот (издержек правительственного бюджета), которым характерна экономическая направленность, заключающаяся в стимулировании установленных видов и форм деятельности предпринимателей, и льгот, социальная направленность которых призвана минимизировать общественный дискомфорт среди малообеспеченных и наименее трудоспособных граждан [10]. В связи с этим возникает необходимость таким же образом совершенствовать налоговые привилегии для молодых категорий граждан – членам семьи, в которых есть дети, и членам многодетных семей, а также молодым выпускникам высших учебных заведений в начальные годы работы.

1. Коровкин, В.В. Основы теории налогообложения. М., 2016. — С. 148.

2. Абдурахманов О.К. Усиление стимулирующего воздействия прямых налогов на экономическую деятельность в РФ // Вестник Российской экономической академии им. Плеханова, 2016. — № 1. — С.67-73.

3. Пакова О.Н. Налоговые льготы и их регулятивный характер // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика», 2018. — № 3. — С.23-32.

4. Малько А.В., Матузов Н.И. Льготы, привилегии и иммунитеты в
праве // Теория государства и права: учебник. М., 2015. — С. 484.

5. Николаев И., Калинин А., Артемьева С., Шульга И. Экономика льгот // Общество и экономика, 2016. — № 10. — С.122-137.

6. Макрушин А.В., Тимошенко В.А., Барулин С.В. Налоговая политика Росии: Монография. – Саратов: Изд. «Сателлит», 2017. — С. 96.

7. Кашин В.А., Толкушин А.В., Русакова И.Г. Налоги и налогообложение: учебное пособие для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2015. — 318 с.

8. Князев В.Г., Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. — М.: МЦФЭР, 2018. — 326 с.

9. Тарасова,В.Ф., Семыкина, Л.Н., Владыка, М.В., Сапрыкина, Т.В.;
под общей редакцией Тарасовой, В.Ф. Налоги и налогообложение: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2017. — С. 27-28.

10. Залибекова, Д.З. Правовое регулирование налоговых льгот и вычетов / Теория и практика общественного развития.2015 №4. — С.297-299

Налоговые льготы для малого бизнеса: шпаргалка

Какие льготы могут применять субъекты малого предпринимательства? Какие преференции могут получить бизнесмены, осуществляющие деятельность в приоритетных сферах экономики?

В соответствии с НК РФ малые предприятия могут применять следующие специальные налоговые режимы:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл.26.1 НК РФ);
  • упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26.3 НК РФ);
  • патентная система налогообложения (была введена Федеральным законом от 25.06.2012 г. №94-ФЗ с 1 января 2013 г.) в отношении определенных видов деятельности, осуществляемых предпринимателями.

Кроме того, по относимым к региональным налогам налогу на имущество организаций и транспортному налогу законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования (ст.372, ст.356 НК РФ). А нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения по земельному налогу (ст.387 НК РФ, Письма ФНС РФ от 17.02.2017 г. №БС-4-21/[email protected], Минфина РФ от 25.05.2016 г. №03-01-11/29777).

Налоговые каникулы

ИП, применяющие УСН с объектом обложения «доходы» с 1 января 2015 г., вправе применять 0 ставку при условии принятия субъектами РФ соответствующего закона.

Для того чтобы воспользоваться льготой, ИП должен выполнить ряд условий:

  • предпринимательская деятельность должна осуществляться в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг;
  • ИП зарегистрирован впервые и поставлен на учет в ИФНС после вступления соответствующего закона субъекта РФ в силу.

Например, Законом Свердловской области от 20.03.2015 г. №21-ОЗ, установлена налоговая ставка в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков — ИП, осуществляющих один или несколько из следующих видов предпринимательской деятельности, входящих в класс «Производство пищевых продуктов», «Производство текстильных изделий», «Производство одежды», в группу «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках» в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности и др.

Льготы для плательщиков на УСН

Малые предприятия имеют право перейти на УСН с 1 января 2019 года, если по итогам девяти месяцев 2018 года доходы не превысили 112,5 млн рублей (ст.346.12 НК РФ).

Читайте так же:  Соблюдать размер пособия безработице

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6 %.

При этом законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15 %. При этом законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В большинстве субъектов РФ действуют пониженные ставки «упрощенного» налога для объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Для того чтобы воспользоваться пониженной ставкой «упрощенного» налога, организации необходимо зарегистрироваться в данном льготном регионе и создать обособленное подразделение по месту осуществления фактической деятельности организации.

Распространенным условием применения льготной ставки «упрощенного» налога является ведение налогоплательщиком приоритетного для региона вида деятельности.

Например, Законом Московской области от 12.02.2009 г. №9/2009-ОЗ «О ставке налога, взимаемого в связи с применением УСН» (далее по тексту – Закон №9/2009-ОЗ) для некоторых столичных бизнесменов, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы», установлена налоговая ставка в размере 10%, при условии, что компании и ИП осуществляют определенные виды деятельности (ст.2 Закон №9/2009-ОЗ).

Среди них, например: выращивание однолетних и многолетних культур, выращивание рассады, животноводство, смешанное сельское хозяйство, деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции, сбор и заготовка дикорастущих грибов,плодов, ягод, орехов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых изделий, стекла и изделий из стекла, чугуна, стали и ферросплавов, строительных металлических конструкций и изделий, часов, оптических приборов, фото- и кинооборудования, машин и оборудования общего назначения, мебели, ремонт машин и оборудования, электронного и оптического оборудования, деятельность автомобильного грузового транспорта, аренда судов внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров с экипажем, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, деятельность в области спорта.

Условием применения льготной ставки 10% является соотношение выручки, которая должна составлять по указанным видам деятельности за отчетный (налоговый) период составляет не менее 70% от общей суммы.

Льготы для плательщиков, работающих на патенте

Патентная система налогообложения (далее по тексту — ПСН) применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения в отношении видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Например, в отношении:

  • услуг общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;
  • производства кожи и изделий из кожи;
  • производства молочной продукции;
  • производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
  • услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  • ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу льготных законов субъектов РФ (п.3 ст.346.50 НК РФ). При этом деятельность ИП должна осуществляться в определенной сфере: производственной, научной, социальной, а доля прибыли, полученной от осуществления данной деятельности должна составлять не менее 70% в общей величине совокупного дохода.

Например, Законом республики Башкортостан от 28.04.2015 г. №221-з для ИП на патенте предусмотрены налоговые каникулы на период с 11.05.2015 г. по 31.12.2020 г. Налоговые каникулы предусмотрены и для ИП, зарегистрированных в г. Москве и осуществляющих определенные виды деятельности в период с 25.03.2015 г. по 31.12.2020 г. (Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. №10).

Льготы для плательщиков ЕНВД

Для плательщиков ЕНВД ставка единого налога установлена в размере 15% величины вмененного дохода (п. 1 ст. 246.31 НК РФ). При этом регионам предоставлена возможность снижения ставки единого налога с 15 до 7,5% (п.2 ст. 346.31 НК РФ).

Сумма ЕНВД может быть уменьшена на сумму перечисленных страховых взносов, оплаты больничных пособий за первые 3 дня и платежей на основании договоров добровольного личного страхования в пользу работников.

Право налогоплательщиков на уменьшение суммы ЕНВД на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное страхование ограничивается только тем налоговым периодом, в котором они были уплачены (пп.1 п.2 ст.346.32 НК РФ). Соответственно, сумма ЕНВД за квартал уменьшается на сумму страховых взносов, которая фактически уплачена в данном квартале. При этом не имеет значения, за какой период начислены взносы (Письма Минфина РФ от 24.10.2018 г. №03-11-11/76242, от 24.10.2018 г. №03-11-06/3/76236).

Льготы по налогу на имущество

Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН и ЕНВД, признаются плательщиками налога на имущество, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.

В отношении же имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии со ст.375 НК РФ как среднегодовая стоимость (ст.375 НК РФ), данные налогоплательщики по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество.

Правительство г. Москвы снижает размер и темпы роста ставки по налогу на имущество организаций, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость (торговая, офисная, иная коммерческая недвижимость).

Соответствующие поправки были внесены в Законг. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 г. №64 (далее по тексту – Закон №64).

Суть льготы состоит в том, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

  • налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;
  • налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;
  • за предшествующий налоговый период средняя численность работников, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника, составила не менее 2 млн. рублей.
Видео (кликните для воспроизведения).

Компании уплачивают налог в размере 25 процентов суммы налога, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых:

  • для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности;
  • научными организациями, выполняющими НИОКР за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30 процентов всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.

Источники

Налоговые льготы экономика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here