Минтруд россии медико социальная экспертиза

Ответы на вопросы по теме: "Минтруд россии медико социальная экспертиза". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Что такое медико-социальная экспертиза?

Определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Для проведения освидетельствования гражданин должен обратиться в бюро МСЭ по месту жительства.

На федеральные учреждения медико- социальной экспертизы возлагаются:

  1. установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
  2. разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов;
  3. изучение уровня и причин инвалидности населения;
  4. участие в разработке комплексных программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
  5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
  6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего;
  7. выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  8. обеспечение условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Гражданин (его законный представитель) в случае несогласия с принятым решением (отказ в установлении инвалидности, не согласие с установленной группой инвалидности) может обжаловать в месячный срок решение Бюро (находящееся по месту жительства) в Главном бюро (в субъекте РФ) на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо сразу в Главное бюро.

http://www.33.gbmse.ru/mse/

Работа с обращениями граждан и организаций

В соответствии с Приказом Минтруда России от 11 октября 2012г. № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» Федеральное бюро медико-социальной экспертизы рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения экспертных составов главных бюро медико-социальной экспертизы по субъекту Российской Федерации и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения экспертных составов главных бюро, а также проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения экспертных составов главных бюро.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Решение филиала главного бюро медико-социальной экспертизы по субъекту Российской Федерации не может быть обжаловано в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.

В соответствии со ст. 45 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006г. № 95, решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу. В этом случае главное бюро направляет его заявление со всеми имеющимися медико-экспертными документами в Федеральное бюро.

Заявление гражданина о несогласии с решением главного бюро может быть подано и непосредственно в Федеральное бюро по почте по адресу: 127486, г. Москва, ул. Ивана Сусанина д.3. В этом случае Федеральное бюро запрашивает медико-экспертные документы гражданина из главного бюро по субъекту Российской Федерации.

В ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» работает «горячая линия» по вопросам инвалидности. Наши специалисты дадут Вам квалифицированные ответы на все вопросы, связанные с порядком прохождения медико-социальной экспертизы, подачей заявления на переосвидетельствования, списком необходимых документов и многое другое.

Настоящий адрес электронной почты предназначен для направления сообщений о нарушениях, допускаемых сотрудниками учреждений медико-социальной экспертизы.

Направляемая информация будет учитываться при организации работы по совершенствованию деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

Сообщения, направленные в данный адрес электронной почты, не являются обращениями граждан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Предусмотрена подача заявления об обжаловании решения экспертных составов главного бюро медико-социальной экспертизы по субъекту Российской Федерации в Федеральное бюро МСЭ в электронном виде с портала государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru .

КОНТАКТЫ

Телефон «горячей линии»:
8 (499) 550-09-91

http://fbmse.ru/appeals/

Минтруд россии медико социальная экспертиза

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении порядка информационного взаимодействия в целях проведения медико-социальной экспертизы между медицинскими организациями и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (подготовлен Минтрудом России 07.11.2019)

Досье на проект

В соответствии с пунктами 193 и 371 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 9, ст. 1018; 2019, N 21, ст. 2569), приказываем:

Утвердить Порядок информационного взаимодействия в целях проведения медико-социальной экспертизы между медицинскими организациями и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы согласно приложению.

Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилин
Читайте так же:  Ниито очередь на операцию по квоте узнать
Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова

Приложение
приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
и Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 2019 г. N __________/______________

Порядок информационного взаимодействия в целях проведения медико-социальной экспертизы между медицинскими организациями и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы

1. Настоящий Порядок определяет правила информационного взаимодействия между медицинскими организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, к которым отнесены Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее — Федеральное бюро), главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти (далее — главные бюро), имеющие филиалы — бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее — учреждения МСЭ), по обмену направлениями на медико-социальную экспертизу, содержащими сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы*(1) (далее — направление на МСЭ), и сведениями о результатах проведенных медико-социальных экспертиз (далее — информационное взаимодействие) в форме электронных документов.

2. Информационное взаимодействие осуществляется посредством медицинских информационных систем медицинских организаций (далее — МИС), государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации (далее — ГИС субъекта Российской Федерации), подсистемы «Федеральный реестр электронных медицинских документов» единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее — РЭМД ЕГИСЗ), федеральной государственной информационной системы «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы» (далее — ФГИС ЕАВИИАС) (далее — информационные системы).

3. Информационное взаимодействие информационных систем осуществляется на основе принципов обеспечения полноты и достоверности информации, представляемой и получаемой в рамках информационного взаимодействия, а также обеспечения конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Информационное взаимодействие информационных систем осуществляется на основании обмена электронными документами, подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью, требования к которой определены Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»*(2).

5. Направление на МСЭ формируется медицинскими организациями в форме электронного документа в МИС в соответствие с формой, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 сентября 2018 г. N 578н/606н «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 ноября 2018 г., регистрационный N 52777), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 589н/692н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2019 г., регистрационный N 56020) (далее — приказ N 578н/606н), и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью председателя врачебной комиссии медицинской организации*(3) и усиленной квалифицированной подписью медицинской организации (владелец сертификата ключа проверки электронной подписи — юридическое лицо) (далее — УКЭП) .

6. В случае выполнения ГИС субъекта Российской Федерации для медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органам местного самоуправления, функции МИС, направление на МСЭ формируется указанными медицинскими организациями непосредственно в ГИС субъекта Российской Федерации и подписывается УКЭП.

7. Медицинские организации, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органам местного самоуправления, за исключением случая, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, передают направления на МСЭ, сформированные и подписанные в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, в ГИС субъекта Российской Федерации.

8. Подписанное УКЭП направление на МСЭ передается в РЭМД ЕГИСЗ в течение одного рабочего дня со дня подписания медицинской организацией:

а) подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органу местного самоуправления, — посредством МИС, ГИС субъекта Российской Федерации в случае, указанном в пункте 7 настоящего Порядка;

б) подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и органу местного самоуправления, — посредством ГИС субъекта Российской Федерации в случае, указанном в пункте 6 настоящего Порядка;

в) частной системы здравоохранения или подведомственной федеральному органу исполнительной власти — в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, а также посредством МИС.

9. РЭМД ЕГИСЗ автоматически осуществляет проверку направления на МСЭ, переданного медицинской организацией, на соответствие требованиям приказа N 578н/606н и при его соответствии требованиям указанного приказа регистрирует направление на МСЭ и передает в ФГИС ЕАВИИАС в течение одного дня со дня регистрации, где оно становится доступным для учреждений МСЭ.

10. При несоответствии направления на МСЭ требованиям приказа N 578н/606н РЭМД ЕГИСЗ передает в информационную систему, передавшую направление на МСЭ в РЭМД ЕГИСЗ в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, информацию о невозможности регистрации направления на МСЭ в РЭМД ЕГИСЗ.

При передаче направления на МСЭ в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка информация о невозможности регистрации направления на МСЭ в РЭМД ЕГИСЗ передается в МИС посредством ГИС субъекта Российской Федерации.

11. Учреждением МСЭ формирование сведений о результатах проведенной медико-социальной экспертизы в форме электронного документа осуществляется в ФГИС ЕАВИИАС в соответствие с формой сведений о результатах проведенной медико-социальной экспертизы, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 июня 2019 г. N 435н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 августа 2019 г., регистрационный N 55666).

Читайте так же:  Сроки перерасчета пенсии уволившегося пенсионера

12. Сведения о результатах проведенной медико-социальной экспертизы, сформированные в форме электронного документа, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро медико-социальной экспертизы (главного бюро, Федерального бюро) либо уполномоченного заместителя руководителя бюро медико-социальной экспертизы (главного бюро, Федерального бюро).

13. Передача учреждением МСЭ сведений о результатах проведенной медико-социальной экспертизы в форме электронного документа в медицинские организации осуществляется через РЭМД ЕГИСЗ посредством использования ФГИС ЕАВИИАС.

14. ФГИС ЕАВИИАС в автоматическом режиме помещает сведения о результатах проведенной медико-социальной экспертизы в хранилище электронных документов Федерального бюро в течение одного рабочего дня с момента их формирования и регистрирует их в РЭМД ЕГИСЗ.

15. РЭМД ЕГИСЗ после регистрации в ней сведений о результатах проведенной медико-социальной экспертизы в автоматическом режиме передает их в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка в информационную систему, передавшую направление на МСЭ в РЭМД ЕГИСЗ.

Сведения о результатах проведенной медико-социальной экспертизы из ГИС субъекта Российской Федерации становятся доступны медицинской организации, в которой формировалось соответствующее направление на МСЭ.

16. Медицинскими организациями и учреждениями МСЭ обеспечивается хранение электронных документов, участвующих в информационном взаимодействии.

17. Направление на МСЭ и сведения о результатах проведенной медико-социальной экспертизы в информационных системах для обработки реализуются в форме электронных документов согласованного формата XML.

Разработка направления на МСЭ и сведений о результатах проведенной медико-социальной экспертизы в формате XML осуществляется в соответствии с пунктом 55 Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 555.

*(1) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 52н/35н «Об утверждении перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2019 г., регистрационный N 54059).

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2016, N 26, ст. 3889.

*(3) Сведения о медицинской организации представляются в Федеральный регистр медицинских работников, Федеральный реестр медицинских организаций в соответствии с приложением N1 к Положению о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 555 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 20, ст. 2849; 2019, N 6, ст. 533).

Обзор документа

Направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ) по общему правилу передается в бюро МСЭ в электронном виде с использованием информационных систем без участия гражданина. Сведения о результатах МСЭ направляются в медорганизацию таким же образом. Минтруд разработал порядок информационного взаимодействия между бюро МСЭ и медорганизациями, где определяются правила передачи направлений и сведений в электронном виде.

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56713235/

Минтруд россии медико социальная экспертиза

Версия для слабовидящих

Медико-социальная экспертиза — признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, включая различные виды медико-социальной реабилитации и определение показаний к обеспечению техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями

Специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь, направленная на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию, оказывается в Клинике ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в стационарных и амбулаторных условиях. В консультативно-диагностическом центре работают высокопрофессиональные специалисты

Видео (кликните для воспроизведения).

Основные группы протезно-ортопедических изделий, изготавливаемых специалистами Центра проектирования и производства современных протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации

Для эффективного решения проблем инвалидности, улучшения работы учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в Федеральном бюро МСЭ осуществляется разносторонняя научно-исследовательская деятельность

Осуществляется Учебно-методологическим центром с привлечением ведущих специалистов в области медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации в специально оборудованных аудиториях и лекционных залах с использованием мультимедийной техники и собственного обширного библиотечного фонда

http://fbmse.ru/

Об учреждении

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России) создано путем реорганизации на базе ФГУП «Федеральный научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» (ФЦЭРИ) на основании распоряжения Правительства Российской Федерации № 1646-р от 16 декабря 2004 года.

Учредителем ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В настоящее время ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России является многопрофильным медицинским, экспертным и реабилитационным учреждением, осуществляющим помимо практической деятельности по проведению медико-социальной экспертизы, оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской, реабилитационной и психологической помощи, включая первичное, атипичное и сложное протезирование и ортезирование, изготовление высокофункциональных протезов и ортезов из комплектующих ведущих отечественных и зарубежных производителей, еще и научно-методическое и учебно-методологическое сопровождение для учреждений медико-социальной экспертизы, медико-социальной реабилитации и реабилитационной индустрии.

При выполнении одной из основных своих функций — проведения медико-социальной экспертизы в порядке обжалования решений главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, или по направлениям главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации для получения заключения Федерального бюро, проводятся специальные обследования, углубленная экспертно-реабилитационная диагностика с использованием современных особо сложных методов и технологий, при необходимости — в условиях экспертных отделений Клиники Федерального бюро.

Читайте так же:  Какая доплата к пенсии за советский стаж

Федеральное бюро в своей работе обеспечивает методическое единообразие подходов используемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в субъектах Российской Федерации, межведомственное взаимодействие с органами исполнительной власти в сфере социальной защиты населения, в сфере здравоохранения, образования, занятости, культуры, с общественными организациями инвалидов и другими организациями и учреждениями, связанными с деятельностью в области реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

С целью реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется протезирование и ортезирование нуждающихся в нем инвалидов, в том числе осуществляются сложные виды атипичного протезирования. Созданы научно-производственные подразделения по разработке перспективных конструкций и технологий изготовления ортопедической обуви, новых современных конструкций протезов и ортезов.

По поручению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации специалистами Федерального бюро обобщается опыт работы федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации, совершенствуются методические подходы к установлению инвалидности, уточняются критерии оценки ограничений жизнедеятельности; разрабатываются рекомендации по формированию индивидуальных программ реабилитации инвалидов, создаются и совершенствуются отдельные виды протезирования и ортезирования, различные технические средства реабилитации и приспособления, ассистивные технологии направленные на социально-средовую, психологическую реабилитацию и социально-бытовую адаптацию инвалидов.

Для эффективного решения проблем инвалидности, совершенствования работы учреждений медико-социальной экспертизы и их межведомственного, в том числе электронного взаимодействия с органами исполнительной власти и реабилитационными учреждениями в рамках разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида в субъектах Российской Федерации в Федеральном бюро осуществляется разносторонняя научно-исследовательская деятельность, которую возглавляет д.м.н., Людмила Леонидовна Науменко.

С 2001 года под руководством д.м.н., профессора Ларисы Николаевны Чикиновой осуществляется образовательная деятельность по профессиональной подготовке и переподготовке на основе высшего (аспирантура, ординатура) и дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитации и абилитации инвалидов, социальной защиты населения, предприятий реабилитационной индустрии. Основными направлениями деятельности Учебно-методологического центра являются разработка организационно-методических и правовых основ по подготовке кадров на основе высшего и дополнительного профессионального образования, планирование и организация обучения с использованием современных образовательных технологий.

ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России по различным аспектам научно-методической, практической и образовательной деятельности тесно сотрудничает с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральным государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральным государственным бюджетным учреждением «Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ведущими медицинскими образовательными ВУЗами страны.

Установлено взаимодействие с ведущими научно-практическими центрами в различных сферах: Институтом мозга человека им. Н.П.Бехтеревой РАН, Федеральным исследовательским центром питания, биотехнологии и безопасности пищи, Научным центром психического здоровья, Федеральным научно-клиническим центром реаниматологии и реабилитологии, Московским государственным гуманитарно-экономическим университетом, Российским государственным социальным университетом, Институтом коррекционной педагогики РАО, Центром защиты прав и интересов детей, Российской государственной специализированной академией искусств, Национальным государственным университетом физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесграфта и Ресурсным центром универсального дизайна и реабилитационных технологий.

На базе Федерального бюро систематически проходят научно-практические конференции, семинары и симпозиумы по актуальным проблемам инвалидности, медико-социальной экспертизы, комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, реабилитационной индустрии.

ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России выпускает журнал «Медико-социальные проблемы инвалидности», посвященный обсуждению современных проблем инвалидности, медико-социальной экспертизы, комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, социального обслуживания и реабилитационной индустрии.

Над решением приоритетных социально-значимых задач по указанным проблемам инвалидности и инвалидов работает коллектив ученых и практиков ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, который включает 15 докторов наук и 66 кандидатов наук, внесших большой вклад в развитие медико-социальной экспертизы, комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, реабилитационной индустрии.

В настоящее время Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты (далее ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России) РФ является многопрофильным экспертным, лечебно-профилактическим и реабилитационным учреждением, осуществляющим помимо практической экспертной, медицинской и реабилитационной деятельности, научно-методическое и учебно-методологическое сопровождение для учреждений медико-социальной экспертизы, медико-социальной реабилитации и реабилитационной индустрии.

Федеральное бюро в своей работе взаимодействует с учреждениями медико-социальной экспертизы в субъектах Российской Федерации, с органами социальной защиты населения, с органами и учреждениями здравоохранения, образования, занятости, культуры, с общественными организациями инвалидов и другими организациями и учреждениями, связанными с деятельностью в области реабилитации инвалидов.

Решения Федерального бюро в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов являются обязательными для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Для эффективного решения проблем инвалидности, улучшения работы учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в Федеральном бюро МСЭ осуществляется разносторонняя научно-исследовательская деятельность, которую возглавляет д.м.н., проф. Джульетта Ивановна Лаврова.

Сотрудниками Федерального бюро обобщен опыт работы практических учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации, усовершенствованы методические подходы к установлению инвалидности, уточнены критерии оценки ограничений жизнедеятельности; разработаны рекомендации по формированию индивидуальных программ реабилитации инвалидов, создаются и совершенствуются отдельные виды протезирования и ортезирования, различные технические средства реабилитации и приспособления, направленные на бытовую и профессиональную адаптацию инвалидов.

Читайте так же:  Какая пенсия по инвалидности по зрению

При выполнении одной из основных своих функций – освидетельствования граждан по направлениям главных бюро МСЭ или по жалобам самих граждан на решения этих бюро, проводится специальное обследование, углубленная экспертно-реабилитационная диагностика с использованием современных методов и технологий, при необходимости – в условиях Клиники.

С целью реализации индивидуальной программы реабилитации осуществляется протезирование нуждающихся в нем инвалидов, в том числе сложные виды атипичного протезирования. Созданы научно-производственные подразделения по разработке перспективных конструкций и технологий изготовления ортопедической обуви, новых современных конструкций протезов и ортезов.

Под руководством д.м.н., проф. Ларисы Николаевны Чикиновой осуществляется образовательная деятельность по подготовке и профессиональной переподготовке специалистов через систему аспирантуры, клинической ординатуры, циклов тематического усовершенствования и повышения квалификации кадров по медико-социальной экспертизе, реабилитации, социальной работе и реабилитационной индустрии.

В научно-практической деятельности Федеральное бюро тесно сотрудничает с ФГУ «Санкт-Петербургский научно-практический Центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А.Альбрехта», Санкт-Петербургским Институтом усовершенствования врачей-экспертов (СПИУВЭК), Новокузнецким Центром реабилитации инвалидов (НОЦРИ).

Проводятся совместные исследования в рамках научного сотрудничества с НИИ медицины труда РАМН, Российским медицинским государственным университетом, Московской медицинской академией имени Сеченова, Межотраслевым научно-техническим комплексом «Микрохирургия глаза» имени акад. С.Н.Федорова, Российской медицинской академией последипломного образования, Федеральным научным центром гигиены имени Ф.Ф.Эрисмана, Российской академией образования РФ, ФГУ Государственным научно-исследовательским институтом семьи и воспитания, Московским психо-социальным институтом, Российским университетом дружбы народов и многими другими научно-исследовательскими и образовательными институтами и учреждениями.

На базе Федерального бюро систематически проходят научно-практические конференции, семинары и симпозиумы, посвященные актуальным проблемам инвалидности, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

С января 2011 года Федеральное бюро приступило к выпуску нового журнала «Медико-социальные проблемы инвалидности», посвященного обсуждению основных проблем инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и обслуживания инвалидов.

Над комплексом важных, социально-значимых задач и функций, касающихся проблем инвалидности, работает большой коллектив ученых и практиков Федерального бюро. В различных подразделениях ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России работают 20 докторов наук, 69 кандидатов наук, 14 профессоров, 4 заслуженных деятеля науки Российской Федерации, 10 заслуженных врачей РФ, 4 заслуженных работника социального обеспечения. В их числе ветераны ЦИЭТИНа и ЦНИИПП, ведущие ученые страны в области медико-социальной экспертизы, реабилитации и других отраслей науки.

http://fbmse.ru/about/

Система МСЭ в России: требуется перезагрузка

Фото: Элина Гаревская / Фотобанк Лори

На систему медико-социальной экспертизы возложена важнейшая задача – обеспечение социальной защиты людей с инвалидностью. Однако ее эффективность оставляет желать лучшего. Со многими задачами она не справляется или же решает их крайне неэффективно. Подтверждением тому является проверка Счетной палаты РФ, которая выявила многочисленные недостатки в работе системы МСЭ в России.

Счетная палата РФ провела проверку эффективности использования средств федерального бюджета, направленных в 2016-2018 годах и истекшем периоде 2019 года на реализацию мероприятий по совершенствованию государственной системы медико-социальной экспертизы. О ее результатах на Коллегии Счетной палаты РФ рассказала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Как показали результаты проверки, система медико-социальной экспертизы в России работает недостаточно эффективно: ей не хватает правового регулирования, контроля и межведомственного взаимодействия. В ходе проверки были выявлены многочисленные случаи несогласия пациентов с решениями бюро МСЭ, проблемы в правовом регулировании работы системы медико-социальной экспертизы при установлении инвалидности детям, отсутствие единых требований к деятельности учреждений МСЭ. Аудиторы также указали на низкое качество проведения медико-социальной экспертизы в региональных бюро МСЭ, труднодоступность услуг для инвалидов из-за отсутствия безбарьерной среды, неудовлетворительное оснащение учреждений МСЭ диагностическим оборудованием.

Правовое регулирование

В настоящее время в России насчитывается более 12 млн человек с инвалидностью. Почти треть из них – 3,5 млн человек – являются гражданами трудоспособного возраста. Еще 672 тысячи – это дети-инвалиды. Именно для этих категорий населения – трудоспособных инвалидов и детей-инвалидов – имеет важнейшее значение качество оказания медико-социальной экспертизы и ее доступность. «Минтруд должен обеспечить надлежащий контроль и правовое регулирование в этой сфере, однако, как показала наша проверка, пока этого не происходит», – заявила Светлана Орлова.

Одной из наиболее значимых проблем, по мнению аудиторов Счетной палаты, является отсутствие классификаций и критериев установления инвалидности детям, которые до сих пор не утверждены Минтрудом. В результате этого в настоящее время при установлении инвалидности детям используются общие критерии без учета специфики заболеваний в детском возрасте.

Не менее значимо проблемой является отсутствие актуальных документов, регулирующих установление профессиональной инвалидности. В настоящее время учреждения МСЭ используют при определении профинвалидности временные критерии, которые были установлены еще в 2001 году.

«Минтруду необходимо оперативно принять все документы, предусмотренные «дорожной картой» по совершенствованию медико-социальной экспертизы, и совместно с регионами и профессиональным сообществом организовать систему трудовой реабилитации инвалидов с учетом минимизации времени на их интеграцию в общество», – считает Орлова.

Регламентация работа учреждений МСЭ

В России до сих пор отсутствуют единые требования к организации деятельности учреждений МСЭ. В регионах РФ в настоящее время функционируют бюро МСЭ и экспертные составы общего, смешанного или специализированного профиля. Однако нет нормативных актов, регламентирующих их работу. Более того, даже эти термины не раскрываются существующими нормативными актами. Отсутствуют и документы, которые бы регламентировали состав и количество специалистов в бюро МСЭ и экспертных советах.

Читайте так же:  Перерасчет пенсии в меньшую сторону

На Коллегии Счетной палаты в качестве примера была описана ситуация с работой некоторых бюро МСЭ в Московской области. На сегодняшний день в регионе не созданы специализированные бюро МСЭ для освидетельствования лиц до 18 лет и для больных туберкулезом. В результате этого все пациенты проходят освидетельствование в одном бюро – и дети, и взрослые, и больные туберкулезом, и ВИЧ-инфицированные. Для людей, и так уже имеющих проблемы со здоровьем, это создает дополнительные риски, связанные с возможностью заражения опасными заболеваниями.

Кадровые проблемы

Практически во всех регионах России отмечается дефицит кадров, особенно врачей. Эту проблему называют одной из самых острых и актуальных в системе медико-социальной экспертизы. Ее причина все та же – правовая неурегулированность. Так, к примеру, только в Подмосковье с начала этого года из-за неукомплектованности кадрами были временно закрыты 31 бюро МСЭ из 73.

Формально врачи МСЭ являются такими же медицинскими работниками, как и сотрудники лечебных учреждений, однако фактически находятся с ними в неравных условиях. К примеру, врач МСЭ не может досрочно выйти на пенсию, на него не распространяются нормативные правила, устанавливающие сокращенную продолжительность рабочего дня. Многие врачи и медицинские работники среднего звена просто увольняются и переходят на работу в лечебные учреждения.

Нехватка врачей приводит к тому, что существенно возрастает нагрузка на работающих сотрудников МСЭ, а это, в свою очередь, снижает качество медико-социальной экспертизы и доступность этих услуг для населения. «В таких условиях процесс принятия решения об установлении инвалидности зачастую сводится всего к одному экспертному мнению, – говорит Светлана Орлова, – соответственно, говорить о разработке качественных индивидуальных программ реабилитации достаточно сложно».

Качество экспертизы

Очень многие люди жалуются на низкое качество проведения медико-социальной экспертизы. Жалобы поступают президенту России, в Минтруд, прокуратуру, об этом много пишут в средствах массовой информации.Об этом свидетельствуют и статистические данные. Подчеркнем, это данные официальной статистики, каковы реальные цифры, неизвестно.

По данным статистики, в 2018 году число граждан, не согласных с решением МСЭ, выросло на 7,8%. Их общее число составило 52,4 тыс. человек. При этом остаются крайне низкие показатели случаев, когда решение бюро МСЭ было пересмотрено. В 2018 году было пересмотрено лишь 12,2% заключений медико-социальной экспертизы. По регионам РФ этот показатель составляет около 20%, в некоторых случаях больше. Наибольшее число таких случаевотмечено в Мурманской области, где изменено решение по 48,6% обращений.

«За этими цифрами стоят неудовлетворенные, обиженные люди. Поэтому необходимо разрабатывать более объективные механизмы установления инвалидности», – отметиа Светлана Орлова.

Доступность учреждений МСЭ

Получить услугу по проведению медико-социальной экспертизы многие люди не могут по совершенно банальной причине – из-за недоступности зданий, где располагаются бюро МСЭ, для людей с инвалидностью, прежде всего, инвалидов-колясочников. Многие здания не имеют пандусов и подъемников на входе, а нередко учреждение МСЭ находится на втором этаже здания и выше, поэтому попасть в него многие люди не могут.

Нередки случаи, когда для получения заключения медэкспертов человеку надо проехать несколько сотен километров. К примеру, в некоторых случаях для получения решения МСЭ необходимо пройти определенные диагностические процедуры, а необходимое оборудование есть только в главном бюро МСЭ, которое находится в областном или краевом центре. Так, в Ставропольском крае расстояние от города Нефтекумск до главного бюро, которое находится в краевом центре, более 300 километров.

Аудиторы Счетной палаты РФ отмечают, что в программе «Доступная среда» есть показатель «Доля граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по МСЭ». Они считают, что в таких условиях исполнение в 2018 году этого показателя на уровне 90%, как это указано в отчетах Минтруда, выглядит неубедительно. «Минтруду необходимо провести объективную оценку данного показателя, принимая во внимание всеобщий охват регионов, определить причины принятия неправильных решений и наметить пути их устранения», – констатировала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Напомним, ранее мы сообщали, что Минтруд упростил порядок подготовки документов для получения инвалидности. «Теперь гражданин будет направляться на медико-социальную экспертизу с его письменного согласия. Такое согласие будет браться у гражданина сразу в медицинской организации, – пояснил глава Минтруда России, – при этом направление на медико-социальную экспертизу с этим согласием, как и ранее, будет передаваться медицинской организацией в бюро МСЭ». Полученного направления будет достаточно для проведения медико-социальной экспертизы. Дополнительного заявления о ее проведении от гражданина не потребуется.

Видео (кликните для воспроизведения).

Мы также писали о том, что правительство России приняло постановление №339 от 29.03.2018, в котором определены случаи, когда инвалидность может быть установлена бессрочно уже при первичном обращении, а также при заочном освидетельствовании. Кроме того, в новых правилах предусмотрена возможность внесения изменений в ИПРА без пересмотра группы инвалидности или срока, на который она установлена.

О том, как не допустить ошибок при подготовке к медико-социальной экспертизе инвалидов, мы писали в материале «Страсти вокруг МСЭ накаляются».


http://dislife.ru/materials/2543
Минтруд россии медико социальная экспертиза
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here