Конституционное право человека на социальное обеспечение

Ответы на вопросы по теме: "Конституционное право человека на социальное обеспечение". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Обеспечение конституционных прав граждан

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Обеспечение прав граждан

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. В центре этой политики находится человек, чьи права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции).

Обращаясь к истории социального государства очевиден тот факт, что само появление термина «социальное государство» стало знаковым событием, свидетельствовавшим об осознании общественным мнением необходимости изменения самой природы государственности. Концепция социального государства берет свое начало из традиций благотворительности, которые коренились в обществе испокон веков и находили свое выражение в заботе о слабых и убогих.

Забота о населении приобрела характер государственной функции, которая реализовалась за счет создания государственной системы социального обеспечения и социальной защиты, введения бюджетного финансирования социальных программ и других видов деятельности. Именно в двадцатом веке концепция социального государства была санкционирована в Конституциях государств мира.

Россия в этом плане не осталась в стороне, что ознаменовалось закреплением принципа социального государства в ст. 7 Конституции и принятии ряда законов и подзаконных актов, опосредующих применение различных механизмов, способствующих реализации социальной функции. Забота о наименее защищенной прослойке населения является неотъемлемым признаком любого государства провозгласившего себя социальным. Социально неадаптированные люди, больные, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения и т.д.

Общество не может бросить таких людей на произвол судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения материальными благами (социальное обеспечение) за счет общества. Право на социальное обеспечение является одним из конституционных прав граждан. Часть 1 ст. 39 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Это комплексное право, содержание которого представлено правом на получение пенсий, социальных пособий, льгот; правом на социальное обслуживание населения. Это право начинает действовать в определенных случаях: достижение пенсионного возраста, рождение ребенка, инвалидности, потери кормильца и т.д.

В этом смысле законодательство четко определяет различные ситуации предоставления человеку тех или иных материальных благ. Однако существенным, на наш взгляд, вопросом является функциональная роль законов и подзаконных актов государства, связанных с правовой регламентацией конституционного права на социальное обеспечение.

Безусловно, со времени принятия Конституции Российской Федерации прошло уже более десяти лет. В течение этого периода было принято большое количество нормативных актов, регулирующих вопросы социального характера. Другое дело, какова их практическая значимость и роль в решении социальных проблем.

Провозглашение прав и свобод человека и гражданина в Конституции еще не говорит об их реализации. Необходимо, чтобы существовали реальные гарантии их защиты и осуществления, деятельность органов государственной власти должна контролироваться, а нарушения подвергаться наказанию.

Проведение исследования актов отечественного законодательства и данных официальной статистики позволяет сделать ряд отрицательных выводов о социальной политике государства. Однако их нельзя абсолютизировать, так как построение социального государства, на наш взгляд, рассчитано на долгосрочную перспективу.

В современной России существуют зачатки социальности, которые усматриваются в разработке и реализации приоритетных национальных проектов, бесплатном образовании и медицинской помощи, развитии системы ипотечного кредитования, адресной поддержки отдельных категорий граждан.

Возвращаясь к конституционному праву граждан на социальное обеспечение, возникает множество обращающих на себя внимания проблемных аспектов.

В настоящее время система законодательства, регулирующая пенсионное обеспечение, представлена федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и другими актами. Однако существенное значение имеет размер пенсий.

Насколько известно, государство делает ставку на бюджетное финансирование. В сегодняшней России величина средней пенсии составляет в среднем 24% от прежней заработной платы, то есть в четыре раза меньше. Оказавшись в подобных условиях лица пенсионного возраста, с затруднением могут обеспечить себя всем необходимым.

В результате чего мы имеем дело со столь мизерными пенсиями, социальными пособиями и стипендиями которые едва ли позволяют решить насущные задачи. Также особо хотелось бы выделить два акта, действие норм которых связано с регулированием отношений в области социального обеспечения. Первым, принятие которого связано с регламентацией основ социального обслуживания населения, является федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

В законе указаны категории лиц обладающих этим правом (пенсионеры, больные, инвалиды, несовершеннолетние дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и т.д.). Закон закрепил систему служб осуществляющих социальное обслуживание, различные формы данной деятельности, ресурсное обеспечение и т.д., тем самым законодатель обеспечил наименее защищенные категории граждан заботой. Во втором законе «О государственной социальной помощи» определены цели государственной социальной помощи, её формы, перечень социальных услуг оказываемых нуждающимся гражданам.

Социальное законодательство является нестабильным, его изменения подчас непоследовательны и имеют эффект понижения уровня социального обеспечения. С большой долей очевидности можно говорить о необходимости его совершенствования. Представляется, что путь к общественному благосостоянию носит комплексный характер, затрагивающий различные сферы, в зависимости от которых находится российское общество.

Речь идет о демографии страны, здравоохранении, развитии физической культуры и спорта, образовании, положению дел на рынке труда и т.д. Думается, принятие новых актов и обновление текущего законодательства сможет сдержать рост числа проблемных зон, существующих в социальной сфере и решить уже имеющиеся проблемы.

http://center-yf.ru/data/Yuristu/obespechenie-konstitucionnyh-prav-grazhdan.php

Понятие и классификация конституционных прав человека и гражданина на социальное обеспечение в правовой системе России

Личные конституционные права и свободы человека необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности. Эти права связаны с индивидуализацией личности, частной жизнью человека. Важным является право на защиту и охрану достоинства личности.

Данная работа посвящена анализу основных характеристик конституционных социальных прав человека и гражданина. Отмечается, что одним из обязательных признаков социального государства является конституционное закрепление социальных прав человека и гражданина, а также проведение политики, направленной на их обеспечение и защиту.

Читайте так же:  Как забрать накопительную часть пенсии единовременно

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ гласит, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Безусловно, пенсии и пособия — основные, но не единственно возможные виды социального обеспечения. Действующее российское законодательство позволяет выделить и другие способы социального обеспечения — социальное обслуживание, медицинская помощь, компенсации, льготы.

Таким образом, структура конституционного права на социальное обеспечение как комплексного правомочия включает в себя следующие элементы: — право на пенсионное обеспечение;

-право на социальные пособия и компенсации;

-право на социальное обслуживание;

-право на медицинскую помощь;

-право на предоставление льгот.

В связи с этим обоснованным представляется утверждение Т.К. Мироновой о том, что корректнее было бы говорить о праве на различные виды социального обеспечения. В практическом аспекте «право на социальное обеспечение» не может быть единым как статутное право человека и гражданина. Говорить о таком праве можно лишь условно, в теоретическом плане.[6]

Учитывая сущность и содержание конституционного права на социальное обеспечение, нуждающегося в первоочередной защите и наделении конституционными и законодательными гарантиями, со стороны государства, предлагается внести изменения в части 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, изложить их в следующей редакции:

«1. Каждый имеет право на социальное обеспечение при наступлении социальных рисков, связанных с достижением возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, беременностью и родами и в иных случаях, установленных федеральным законом.

2. Государственные пенсии, социальные пособия устанавливаются законом. Размер пенсии в совокупности с иными видами социального обеспечения не может быть ниже установленного законом прожиточного минимума».

Социальные права представляют собой составную часть всей системы конституционного регулирования положения личности, как в социальной сфере, так и во всех остальных областях человеческой жизни, их необходимо рассматривать в органическом единстве и взаимосвязи с другими правами, то есть в единой системе прав и свобод личности. Осуществление личных (гражданских) и политический прав может быть обеспечено лишь в том случае, если каждому человеку будут предоставлены надлежащие и равные возможности удовлетворения основных жизненных потребностей.

Большое внимание уделено отличию конституционных социальных прав человека и гражданина от личных и политических прав. Отмечается, что в основе социальных прав лежат потребности человека в средствах, обеспечивающих его нормальную жизнь в обществе. Эти права способствуют наиболее полному удовлетворению растущих материальных потребностей всех людей. Существенное отличие природы социальных прав от гражданских и политических прав связано с позицией и ролью государства в их признании и обеспечении. Практическое использование их требует установления особых критериев, количественной меры практически в каждом конкретном случае.

Социальные права человека

— совокупность конституционных прав человека или гражданина, которые дают ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях различных материальных благ.

К социальным правам человека относят: право социального обеспеченья, право на труд, свободный выбор места работы, на защиту от безработицы, на справедливое вознаграждение и равную оплату за равный труд, право на образование, право на защиту здоровья и медицинскую помощь, особые права инвалидов и детей, право на жилище. В Российской Федерации социальные права человека закрепляются в ст. 38-41 Конституции РФ от 12.12.1993 г.

Особое место в регулировании вопросов социального обеспечения граждан занимают постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционные права и свободы — важнейшая составная часть системы всех принадлежащих гражданам России прав и свобод. По сравнению с другими правами и свободами, возникающими и реализующимися в рамках гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, конституционные права и свободы устанавливаются и закрепляются лишь в тексте действующей Конституции.

В системе основных прав и свобод следует различать права человека и гражданина.

Права человека

— это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.п.).

Права гражданина — это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству.

Отличия основных прав и свобод человека от основных прав и свобод гражданина РФ:

1) права и свободы граждан РФ предоставляются им на основании гражданства РФ, в то время как этим объемом прав не обладают иностранные граждане и лица без гражданства;

2) права и свободы человека принадлежат каждому с момента рождения и гарантируются на территории РФ вне зависимости от его гражданства, в свою очередь гражданские права и свободы возникают у лица только с момента принятия гражданства РФ и гарантируются только по отношению к гражданам РФ.

Классификация основных прав и свобод может осуществляться в зависимости:

а) от субъекта (принадлежащие любому человеку или только гражданину);

б) от характера субъекта (индивидуальные и коллективные);

в) от содержания (личные, политические, экономические, социальные, культурные).

В Конституции Российской Федерации реализована концепция прав человека в зависимости от содержания, в соответствии с которой сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические и культурные права и свободы. Именно такая последовательность имеет место во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций 10 декабря 1948 г.

В части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Определим конституционные принципы — это основополагающие начала, которые провозглашают ценности, защищаемые государством, и определяют содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционно-правового регулирования. К принципам конституционного права относятся основополагающие идеи, Такие принципы отличаются повышенной нормативностью, что означает их первоочередное значение в деятельности всего государства.

Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг (ст. 39). В конституционной норме употреблена формулировка — «каждому гарантируется социальное обеспечение». Ее содержание означает, что право на социальное обеспечение не может ограничиваться, например, по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по другим обстоятельствам дискриминацион-ного характера, запрещенным ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

Читайте так же:  Какие льготы положены пенсионерам в тверской области

Доступность выражена тем, что обеспечение происходит по месту учебы, работы, службы или по месту жительства обеспечиваемого, то есть система защиты максимально приближено к человеку.

Всесторонность и многообразие видов социального обеспечения, предполагает, что государство предоставляет помощь своим гражданам при всех обстоятельствах, когда они в такой помощи нуждаются (все стороны жизни человека) в виде: денежном, натуральном, так же в виде услуг и льгот.

Социальное обеспечение предоставляется в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики страны.

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специально предназначенных для этих целей. Государственные средства я на социальное обеспечение формируются из двух источников: средств бюджетов всех уровней и средства государственных внебюджетных социальных фондов (государственное социальное страхование). Оно включает в себя пенсионное, медицинское, социальное (по болезни) страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Дифференциация обеспечения на основании социально значимых обстоятельств (субъектная, территориальная, отраслевая). [7]

Раскрываются различные подходы к пониманию права граждан на социальное обеспечение. Рассматривает социальное обеспечение, обращаясь к анализу соотношения понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение».

На основе анализа международных норм, закрепляющих право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, выделены признаки рассматриваемого понятия. Право на социальное обеспечение — это комплекс прав и свобод, состоящий из права на получение денежных выплат, а также получение государственных социальных услуг. Оно возникает в случае утраты заработка, болезни, наступления старости, нетрудоспособности и в иных, установленных федеральным законом случаях. Субъектами права на социальное обеспечение являются не только граждане Российской Федерации, но и каждый человек, постоянно или временно проживающий на территории Российской Федерации. Данное право финансируется за счет средств бюджетов всех уровней, а также за счет фондов социального страхования, в том числе негосударственных.

Выявленные признаки позволили сформулировать понятие: конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение — это закрепленный в Конституции Российской Федерации и гарантированный каждому комплекс прав и свобод, включающий в себя право на получение благ как в материальном, так и в натуральном выражении в случае утраты или снижения доходов, старости, инвалидности, временной нетрудоспособности и в других установленных федеральным законом случаях.

Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Конституционные принципы права человека и гражданина на социальное обеспечение— это право на обеспечение при наступлении социальных рисков, связанных с достижением возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

http://mylektsii.ru/8-66524.html

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

Смотреть что такое «ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ» в других словарях:

Право на социальное обеспечение — Право на социальное обеспечение одно из социальных прав человека; право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, по безработице,… … Википедия

Право На Социальное Обеспечение — одно из основных трудовых прав работников (ч.3 ст.2 КЗоТ). Оно означает гарантированную государством возможность получения определенных видов денежного дохода и социальных услуг за счет средств государственного социального страхования в случае… … Словарь бизнес-терминов

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина). В конституциях социалистических и большинства «постсоциалистических» стран формулируется обычно как право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий … Юридическая энциклопедия

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина). В конституциях социалистических (и большинства бывших социалистических) стран формулируется обычно как право на помощь со стороны государства в виде выплаты… … Юридический словарь

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных трудовых прав работников (ч.3 ст.2 КЗоТ). Оно означает гарантированную государством возможность получения определенных видов денежного дохода и социальных услуг за счет средств государственного социального страхования в случае… … Энциклопедия трудового права

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина). В конституциях социалистических и большинства постсоциалистических стран формулируется как право на помощь со стороны государства в виде пенсий и пособий по… … Энциклопедия юриста

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — разновидность основных социальных прав, предполагающая гарантированное законом предоставление государством средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина). В конституциях социалистических и большинства постсоциалистических стран формулируется обычно как право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и … Энциклопедический словарь экономики и права

право на социальное обеспечение — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина). В конституциях социалистических (и большинства бывших социалистических) стран формулируется обычно как право на помощь со стороны государства в виде выплаты… … Большой юридический словарь

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина); формулируется обычно как право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по… … Профессиональное образование. Словарь

http://constitutional_law.academic.ru/915/%D0%9F%D0%A0%D0%90%D0%92%D0%9E_%D0%9D%D0%90_%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%95_%D0%9E%D0%91%D0%95%D0%A1%D0%9F%D0%95%D0%A7%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95

Конституционное право человека на социальное обеспечение

Каждый человек обязан обеспечить свое существова­ние сам. Но в любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или старости не в состоянии это делать. Каждый человек должен помнить, что рано или поздно он может оказаться в трудном положении, требующем общественной помощи.

Читайте так же:  Сколько надбавка к пенсии за инвалидность

Данное право отражает важную сторону социального государ­ства — его функцию заботы о человеке. Все­общая декларация прав человека (ч. 1 ст. 25) провозгласила «пра­во на обеспечение» в случаях утраты средств к существованию по независящим обстоятельствам, не указав, что такое обеспечение должно быть «социальным», т.е. за счет общества. Но Междуна­родный пакт об экономических, социальных и культурных пра­вах (ст. 9) признает «право каждого человека на социальное обес­печение, включая социальное страхование». Право на социаль­ное обеспечение, принадлежащее трудящимся и их иждивенцам, а также обязательства государств по эффективному обеспечению этого права закреплены в пересмотренной Европейской социаль­ной хартии (Страсбург, 1996 г.). Это право детально регулируется несколь­кими конвенциями Международной организации труда.

В России каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ). С 2002 г. действует Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», который существенно изменил пенсионную сис­тему.

Гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, устанавливается социаль­ная пенсия за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспе­чении в РФ».

Специальные виды пенсии (военнослужащих и др.) устанав­ливаются рядом законов. Несколькими законами устанавливаются социальные пособия. Так, Закон РФ «О занятости населения в РФ» предусматривает пособия по безработи­це. Несколькими актами регламентируются выплаты пособий по временной нетрудоспособности (болезни), а также ряд других по­собий (на погребение и др.). Дополнительные пенсии и пособия, т. е. сверх федерального уровня, могут вводиться законодатель­ными органами субъектов Федерации из собственных средств.

Видео (кликните для воспроизведения).

Важной формой конкретизации закрепленного в Конститу­ции РФ принципа социального государства и одновременно кон­ституционного права на социальное обеспечение явился Феде­ральный закон «Об основах социального обслуживания населе­ния в РФ». Закон закрепляет различные виды обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (инвалидность, неспо­собность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, без­работица, отсутствие определенного места жительства, конфлик­ты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.). Такие граждане имеют право на обслуживание в государственной сис­теме социальных служб. Предусмотрена материальная помощь, предоставление временного приюта, дневное пребывание в учре­ждениях социального обслуживания, консультативная помощь. Действия или бездействие социальных служб могут быть обжало­ваны даже в суд.

Федеральным законом «О государственной социальной помо­щи» предусмотрены различные формы помощи нуждающимся гражданам, в том числе предос­тавление необходимых лекарственных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи, изделий медицинского на­значения, продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, путевок в санаторно-курортные учреждения.

http://studfile.net/preview/5712807/page:25/

Право На Социальное Обеспечение

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое «Право На Социальное Обеспечение» в других словарях:

Право на социальное обеспечение — Право на социальное обеспечение одно из социальных прав человека; право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, по безработице,… … Википедия

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина). В конституциях социалистических и большинства «постсоциалистических» стран формулируется обычно как право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий … Юридическая энциклопедия

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина). В конституциях социалистических (и большинства бывших социалистических) стран формулируется обычно как право на помощь со стороны государства в виде выплаты… … Юридический словарь

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных трудовых прав работников (ч.3 ст.2 КЗоТ). Оно означает гарантированную государством возможность получения определенных видов денежного дохода и социальных услуг за счет средств государственного социального страхования в случае… … Энциклопедия трудового права

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 39 Конституции РФ, которая гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.… … Энциклопедический словарь конституционного права

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина). В конституциях социалистических и большинства постсоциалистических стран формулируется как право на помощь со стороны государства в виде пенсий и пособий по… … Энциклопедия юриста

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — разновидность основных социальных прав, предполагающая гарантированное законом предоставление государством средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина). В конституциях социалистических и большинства постсоциалистических стран формулируется обычно как право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и … Энциклопедический словарь экономики и права

право на социальное обеспечение — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина). В конституциях социалистических (и большинства бывших социалистических) стран формулируется обычно как право на помощь со стороны государства в виде выплаты… … Большой юридический словарь

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — одно из основных конституционных социальных прав человека (иногда только гражданина); формулируется обычно как право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по… … Профессиональное образование. Словарь

http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/10423

Вопрос №17 Право граждан на социальное обеспечение в Конституции рф.

В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39,41,45,46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.

Статья 7(Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.)

Читайте так же:  Льготы ветеранам войны труженикам тыла

Статья 18 (Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием)

Статья 33(Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)

Статья 38(Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях)

Статься 39(Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность)

Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на ох­рану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 45 (Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом)

Статья 46 (Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты)

Статья 53 (Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц)

http://studfile.net/preview/6703979/page:9/

ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 342.734 + 349.3

ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры трудового и социального права Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) 454080, г. Челябинск, просп. им. В.И. Ленина, 76

Старший преподаватель кафедры трудового и социального права Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) 454080, г. Челябинск, просп. им. В.И. Ленина, 76

Ключевые слова: Конституция РФ; социальная защита; социальное обеспечение; конституционные права

У Сагандыков М.С., Шафиков А.М., 2014

Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение…

Конституционное законодательство определяет основополагающие права и свободы человека и гражданина, принципы их осуществления и защиты. К таковым относятся конституционные права на социальную защиту и социальное обеспечение.

Конституция РФ содержит немалое число правовых норм, содержащих словосочетания «социальная защита» и «социальное обеспечение». Однако однозначного понимания содержания данных правовых категорий Конституция не предлагает.

Наиболее сложными являются вопросы о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», а также об их содержании.

Корень указанных проблем кроется в самой Конституции РФ. Конституционные нормы о социальной защите и социальном обеспечении разбросаны по многим статьям глав 1 и 2 Конституции РФ, они не выстроены в систему, не показано их соотношение и взаимодействие, и, наконец, остается неясным правовое наполнение этих понятий.

Понятие социальной защиты: точки зрения и подходы

Многие авторы, например В.П. Галаганов, рассматривают социальную защиту и социальное обеспечение как внешние проявления социального государства и как основные элементы его содержания [2, с. 14].

С этим нельзя не согласиться, но Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, в ч. 2 ст. 7 указывает на различного рода гарантии, предоставляемые гражданам, обобщая их все единым понятием «социальная защита». При этом основополагающее понятие «социальное обеспечение» в статье не только не раскрыто, но даже не названо.

Несмотря на то, что в Конституции РФ нет четкого закрепления понятия социальной защиты, представление о его содержании сделать можно.

Как мы уже отмечали, социальная защита непосредственно связана с одной из основ конституционного строя Российской Федерации, провозглашающей нашу страну социальным государством.

Социальное государство как принцип функционирования Российского государ-

ства проявляется в установлении ряда гарантий, указанных в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Взаимосвязь социального государства и социальной защиты очевидна, но объем последнего понятия так и остается неопределенным, в том числе ввиду несовершенства формулировки самой ст. 7 Конституции РФ.

Как понимать положение ч. 2 ст. 7 Конституции РФ? Социальная защита относится только к государственным пенсиям и пособиям или охватывает все указанные в норме гарантии?

В науке права социального обеспечения существуют «узкий» и «широкий» подходы к понятию социальной защиты [10,

В целом социальную защиту можно рассматривать и как законодательно закрепленное обязательство государства предоставлять всем слоям населения условия для поддержания их жизнедеятельности и благосостояния не ниже принятого минимального уровня по стране и сглаживать крайние

проявления социального неравенства [7, с. 128]. Данные обязательства проистекают из ст. 7 Конституции РФ и выражены во многих нормах главы 2 Конституции РФ.

В данном случае социальная защита совпадает с разветвленной системой социальных гарантий, обеспечивающих каждому гражданину соблюдение конституционных прав личности. К важнейшим гарантиям социальной защиты Конституция РФ относит: охрану труда и здоровья граждан; минимальный размер оплаты труда; государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства; государственную поддержку инвалидов и пожилых людей; установление пенсий и пособий [3, с. 283–284].

Из смысла положений Конституции РФ следует, что государство несет ответ-

М.С. Сагандыков, А.М. Шафиков

ственность за обеспечение достойной жизни людей в стране, их свободное и полноценное развитие. Вместе с тем это вовсе не означает государственное попечительство над каждым гражданином, а предполагает создание таких экономических, правовых, организационных, социальных и иных возможностей, при которых каждый человек способен собственными усилиями обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, материальное благополучие. Н.А. Горелов, таким образом, определяет социальную защиту как особую деятельность государства, направленную на предоставление социально значимых благ и услуг всем его гражданам без каких-либо условий и ограничений (трудового вклада, наличия детей и др.) [3, с. 283–284].

Читайте так же:  Фгос специальность право и социальное обеспечение

Такой подход к социальной защите представлен и в международном сообществе. Западные ученые представляют социальную защиту как выполнение государством комплекса функций, направленных на обеспечение основных социальных потребностей всех граждан [13, с. 1020].

Социальная поддержка как форма социальной защиты

Формирование современной системы социальной защиты населения обусловило появление и развитие некоторых ее форм, которые также нашли отражение в Конституции РФ.

К числу таковых можно отнести социальную поддержку.

По мнению В.Ш. Шайхатдинова, в содержание социальной поддержки включаются «меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией»[9, с. 62].

В системе социальной поддержки отдельных категорий населения в наибольшей степени проявляется специфика учета и компенсации социального риска.

Это позволяет утверждать, что социальная поддержка является дополнительной формой социальной защиты отдельных категорий населения. Следует подчеркнуть, что предоставление мер социальной поддержки не обусловлено проверкой нуждаемости в них гражданина, оценкой уровня

доходов в соотношении с прожиточным минимумом, как это требуется, например, для оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам, по законодательству субъектов РФ. Здесь действует своеобразная «презумпция нуждаемости», основанная на принадлежности гражданина к определенной категории лиц, которым требуется дополнительная социальная защита с учетом тех или иных обстоятельств [11, с. 53].

Ответ на вопрос о том, охватывает ли конституционное право на социальное обеспечение право на получение мер социальной поддержки, вытекающий из приведенных выше рассуждений, может основываться на толковании ст. 39 Конституции РФ в ее взаимосвязи с положениями п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ст. 7, а также с учетом между- народно-правовых стандартов социального обеспечения. С этих позиций конституционное право на социальное обеспечение не охватывает право на получение мер социальной поддержки, которые представляют собой дополнительные меры социальной защиты, устанавливаемые по категориальному признаку [11, с. 54].

Содержание названного конституционного права самой Конституцией РФ не устанавливается, а определяется в текущем законодательстве.

Конституционно-правовое содержание социальной защиты

Итак, анализ Конституции РФ и мнений ученых о содержании понятия социальной защиты позволяет заключить: социальная защита должна пониматься широко, включает различные меры обеспечения государством достойного уровня жизни человека.

Сегодня в промышленно развитых странах пересматриваются системы социальной защиты в свете увеличения количества факторов, влияющих на благополучие населения, таких как бедность, высокий уровень безработицы, старение, большая мобильность и растущие социальные ожидания [12, с. 20]. Можно предположить, что социальная защита выражена во многих конституционных правах и свободах человека и гражданина, причем связанных не только с пенсиями и пособиями.

Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект

Буквальное прочтение ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, а также систематический анализ ст. 7 и положений главы 2 Конституции РФ позволяет сделать вывод о включении в состав социальной защиты и таких государственных мер, которые не связаны с предоставлением материального обеспечения в рамках какого-либо социального риска.

Так, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ гарантирует каждому минимальный размер оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В этих положениях выражены социальная функция трудового права, которая проявляется в установлении стандартов прав и свобод работников, тех пределов, ниже которых не могут гарантировать ни органы государственной власти при регулировании трудовых отношений, ни работодатель, устанавливая условия труда работников.

Конституция РФ в ряде статей использует термин «защита» для формулирования содержания некоторых прав и свобод. Применение данного способа в отношении социальных прав наталкивает на мысль, что указанные права можно считать проявлением конституционного права на социальную защиту.

Так, в социальную защиту можно включить установленную ч. 3 ст. 37 Конституции РФ право на защиту от безработицы, а также государственную защиту материнства и детства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ).

Вместе с тем если считать социальную защиту основополагающим элементом конституционного принципа, провозглашающего Россию социальным государством, то социальная защита должна проявляться в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия должны создаваться и гарантироваться государством. В этой связи к социальной защите относятся многие конституционные социальные права в различных сферах общественной жизни, поскольку именно социальные права связаны с формированием достойного жизненного уровня человека. Это трудовые, жилищные, семейные и экологические права, а также право на социальное обеспечение, социальную поддержку и обязательное социальное страхование. Все эти права вытекают из

предусмотренной ст. 7 Конституции РФ обязанности государства обеспечить достойный жизненный уровень и свободное развитие человека.

Конституционное право гражданина на социальное обеспечение

Одним из основных элементов социальной защиты является социальное обеспечение.

Конституция РФ какую-то характеристику социальному обеспечению дает только в ст. 39. При этом в статье уточняются некоторые социальные риски и основные меры социального обеспечения.

Анализируя указанную норму, Ю.В Васильева отмечает, что «формулировка этой конституционной статьи позволяет сделать вывод о том, что реальных гарантий осуществления права на социальное обеспечение, не говоря уже о более широком понятии права на социальную защиту, в ней не содержится». Пункт 1 статьи 39 даже сформулирован таким образом, что в нем отсутствуют слова «право на социальное обеспечение» [1, с. 179–180].

Понятие и содержание социального обеспечения, а самое главное «права граждан на социальное обеспечение» в статье не закреплены, что создает неопределенность и

в вопросе о месте социального обеспечения

в системе социальной защиты граждан. Единство по вопросу о понятии соци-

ального обеспечения в юридической науке не достигнуто до сих пор, на что указывают, в частности, Э.Г. Тучкова и М.Л. Захаров [4,

Не добавляет ясности в определение социального обеспечения и анализ ст. 39 Конституции РФ. Фактически конституционная норма содержит открытый перечень социальных рисков, являющихся основаниями для предоставления социального обеспечения: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». В части 2 статьи 39 Конституции РФ предусматривается: «Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Можно предположить, что основными видами социального обеспечения являются пенсии и пособия. При таком подходе меры социальной поддержки не могут рассматриваться

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studfile.net/preview/10905821/

Конституционное право человека на социальное обеспечение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here