Компенсационные выплаты гражданам имеющим детей

Ответы на вопросы по теме: "Компенсационные выплаты гражданам имеющим детей". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

С изменениями и дополнениями от:

24 ноября 1995 г., 18 июня, 24 ноября, 30 декабря 1996 г., 21, 29 июля 1998 г., 17 июля 1999 г., 10 июля, 7 августа 2000 г., 30 мая, 28 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 22 декабря 2005 г., 5 декабря 2006 г., 25 октября 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 24 июля 2009 г., 7 марта 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 7 мая, 7 июня, 2 июля 2013 г., 4 июня 2014 г., 6 апреля, 14, 29 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 28 марта 2017 г., 7 марта, 29 июля 2018 г., 26 июля, 1 октября, 2 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 26 апреля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 4 мая 1995 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О мерах государственной поддержки семей, в которых в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. родились третий ребенок или последующие дети, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) см. Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 157-ФЗ

О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, см. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

19 мая 1995 года

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Действие закона распространяется на проживающих на территории РФ граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства и не распространяется на лиц, чьи дети находятся на полном государственном обеспечении, лиц, лишенных родительских прав, а также граждан РФ, выехавших на постоянное место жительства за пределы РФ.

Перечислены виды государственных пособий.

Определено, что порядок назначения и выплаты государственных пособий устанавливается Правительством РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 24 мая 1995 г. N 99, в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. N 21, ст. 1929

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части первой статьи 4.2 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части первой статьи 4.2 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части первой статьи 4.2 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2011 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Читайте так же:  Социальная пенсия в твери

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.

Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в абзацы седьмой и восьмой статьи 4.2 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 25 октября 2007 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ

Действие статьи 8 настоящего Федерального закона приостановлено на 2006 год

Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2001 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 67-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 10 июля 2000 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вступления в силу федерального закона о потребительской корзине в Российской Федерации

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 1996 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1997 г.

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1997 г.

Федеральный закон от 18 июня 1996 года N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 1996 г.

Порядок выплаты пособий и компенсаций гражданам, имеющим детей, в учреждениях силовых ведомств

«Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 5

В предыдущем номере мы затронули такую важную с точки зрения социального обеспечения гарантию, как выплату пособий гражданам, имеющим детей. В частности, были перечислены виды пособий, а также изменения, внесенные в порядок их выплат в 2007 г. В то же время помимо государственных пособий отдельным категориям граждан, имеющих детей, положены компенсации. Рассмотрим особенности их выплаты, отражение в бухгалтерском учете операций по выплате пособий и компенсаций, а также их налогообложение.

Помимо государственных пособий гражданам, имеющим детей, законодательством РФ предусмотрена выплата отдельным категориям граждан компенсации на детей. Данное положение установлено Указом Президента РФ N 1110 , согласно которому ежемесячные компенсации в размере 50 руб. выплачиваются:

  • студентам образовательных учреждений высшего и учащимся среднего профессионального образования, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантурах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, находящимся в академических отпусках по медицинским показателям;
  • матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам — военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста;
  • неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства.

Указ Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан».

Порядок выплат и источники финансирования данных компенсаций, а также условия их предоставления указанным лицам определены в Постановлении Правительства N 1206 . Вместе с тем федеральные органы РФ, руководствуясь данным Постановлением, могут устанавливать порядок выплаты компенсации ведомственными нормативными документами. Так, Приказом Минюста России N 7 предусмотрено назначение компенсационных выплат неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы в отдаленных местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства.

Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан».
Приказ Минюста России от 11.01.2002 N 7 «О компенсационных выплатах неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в отдаленных местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства».

Исходя из п. п. 11, 23 Постановления Правительства РФ N 1206, п. 2 Приказа Минюста России N 7, как и при выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, право на получение ежемесячной компенсационной выплаты имеют не только матери, но и другие лица, осуществляющие уход за ребенком:

Для назначения данной компенсации указанные лица, кроме неработающих жен лиц рядового и начальствующего состава, обязаны представить в бухгалтерию (финансовую службу) учреждения силового ведомства заявление и копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком. Компенсационные выплаты неработающим женам производятся по месту службы лиц рядового и начальствующего состава на основании заявления (рапорта), к которому прилагаются копия свидетельства о браке, справка кадрового органа о прибытии и фактическом проживании жены по месту службы мужа и копия трудовой книжки жены (если она ранее осуществляла трудовую деятельность).

После представления всех необходимых документов руководитель учреждения силового ведомства в десятидневный срок принимает решение о выплате компенсации или об отказе в ней. Об отказе заявителю сообщается в течение пяти дней после принятия решения (п. 14 Постановления Правительства РФ N 1206).

Читайте так же:  К пенсии за выслугу лет начисляются

Если принято решение о выплате ежемесячной компенсации, то, как определено п. п. 15 — 17 Постановления Правительства РФ N 1206, она выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет или до месяца, в котором наступили основания для прекращения ее выплаты (досрочный выход из отпуска на работу (службу), увольнение по собственному желанию и др.). Кроме того, установлено, что ежемесячная компенсационная выплата назначается не позднее шести месяцев со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком. Если заявление с необходимыми документами представлено по окончании этого срока, то согласно п. 15 Постановления Правительства РФ N 1206 компенсация выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев со дня подачи заявления о ее назначении.

Пример 1. Сироткина Р.В. является государственным гражданским служащим в МЧС России. По окончании отпуска по беременности и родам с 1 ноября 2007 г. ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком. Документы, необходимые для получения ежемесячной компенсационной выплаты, поданы Сироткиной Р.В. по месту прохождения службы 14 мая 2007 г.

Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ N 1206 Сироткиной Р.В. будет выплачена компенсация за период с 15 декабря 2006 г. по 14 мая 2007 г. в сумме 248,3 руб. (50 руб. / 31 дн. x 16 дн. + 50 руб. x 4 мес. + 50 руб. / 31 дн. x 14 дн.).

Неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава ежемесячная компенсация выплачивается с месяца, следующего за месяцем поступления заявления (рапорта) до месяца, в котором основания выплаты прекращаются.

Источниками выплаты ежемесячной компенсации в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, являются средства, выделяемые из федерального бюджета на оплату труда. При этом размер ежемесячной компенсационной выплаты не ограничивается 50 руб. и зависит от того, в какой местности трудятся (служат) лица, имеющие право на получение компенсации. Так, для лиц, работающих (проходящих военную службу) в учреждениях силовых ведомств, расположенных в районах Крайнего Севера или иных местностях, в которых к заработной плате (денежному довольствию, денежному содержанию) установлены районные коэффициенты, размер компенсационных выплат определятся с учетом данных коэффициентов независимо от места пребывания во время отпуска по уходу за ребенком (п. п. 21, 31 Постановления Правительства РФ N 1206, п. 10 Приказа Минюста России N 7).

Если за период ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет у лица, осуществляющего уход, изменились основания выплаты данной компенсации, например, в случае переезда в районы, в которых к заработной плате установлены районные коэффициенты, то оно обязано своевременно известить об этом свое руководство.

Назначенные ежемесячные компенсационные выплаты, не полученные своевременно, выплачиваются за прошлое время в размерах, предусмотренных законодательством РФ, за каждый соответствующий период, если обращение за ними последовало в течение трех лет со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком.

Ежемесячные компенсационные выплаты, не выплаченные своевременно по вине организации, воинского формирования, иного органа, их назначающего и выплачивающего, производятся за прошлое время без ограничения каким-либо сроком (п. п. 19, 29 Постановления Правительства РФ N 1206).

Налогообложение государственных пособий и компенсаций

В соответствии с ст. 217 НК РФ государственные пособия гражданам, имеющим детей, а также ежемесячная компенсация, выплачиваемые в пределах норм, установленных законодательством РФ, не облагаются НДФЛ. Вместе с тем, если, например, учреждение производит выплату пособия по беременности и родам в размере, превышающем максимально установленный законодательством, то разница между фактической выплатой и максимальным размером подлежит обложению НДФЛ.

Аналогичное правило установлено в отношении обложения указанных выплат ЕСН (п. 1 ст. 238 НК РФ). В то же время налоговые органы при возникновении вопроса об освобождении от обложения компенсационных выплат ЕСН не всегда руководствуются нормами действующего законодательства РФ, что приводит к разбирательству в суде.

Так, Постановлением Десятого апелляционного арбитражного суда от 23.12.2004 N 10АП-1270/04-АК рассмотрена жалоба налогового органа на заключение арбитражного суда субъекта РФ о недействительности решения налоговой инспекции о взыскании ЕСН с ежемесячных компенсационных выплат матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком. Рассмотрев материалы дела, апелляционный арбитражный суд пришел к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Вынося решение о взыскании ЕСН, налоговый орган принял во внимание, что Указ Президента РФ N 1110 не подпадает под действие пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, так как не относится к законодательным актам в целях применения гл. 24 НК РФ.

В то же время компенсации выплачиваются лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, как определено ст. 256 ТК РФ. Кроме того, согласно ст. 5 ТК РФ трудовые отношения регламентируются кроме Кодекса указами Президента РФ. Несмотря на то что Трудовой кодекс введен в действие после утверждения Указа Президента РФ N 1110, в соответствии со ст. 423 ТК РФ изданные до его введения нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют до принятия соответствующих федеральных законов. Следовательно, в соответствии с нормами трудового законодательства сумма ежемесячной компенсации, выплачиваемой лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, не подлежит обложению ЕСН.

Отдельно стоит остановиться на обложении налогом на прибыль. У бухгалтеров возникает вопрос: уменьшают ли компенсационные выплаты базу по налогу на прибыль? Поскольку данная компенсация выплачивается за счет средств, направляемых на оплату труда, необходимо руководствоваться ст. 255 НК РФ, согласно которой в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Выплачиваемые в пределах норм ежемесячные компенсационные выплаты уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Аналогичное мнение высказал Минфин в Письме от 16.05.2006 N 03-03-04/1/451.

Однако если работодатель решил выплачивать лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, компенсации в размере, превышающем установленный Указом Президента РФ N 1110, то сумма превышения не будет относиться к расходам, уменьшающим налог на прибыль.

Читайте так же:  Мвд вид на жительство

Бухгалтерский учет

В соответствии с Инструкцией N 25н отражение операций по начислению и выплате государственных пособий и ежемесячной компенсации зависит от того, за счет каких средств они выплачиваются. Так, если выплаты государственных пособий производятся за счет средств Фонда социального страхования, то их начисление в учреждениях силовых ведомств отражается проводкой:

Дебет счета 303 02 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ»

Кредит счета 302 03 730 «Увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда».

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

В случае если пособия выплачиваются за счет средств федерального бюджета, в бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом:

Дебет счета 401 01 211 «Расходы учреждения по заработной плате»

Кредит счета 302 01 730 «Увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по заработной плате».

Пример 2. Костылева Н.Л. является федеральным государственным гражданским служащим МВД России. Отпуск по беременности и родам заканчивается с 15.05.2007. На основании заявления и необходимых документов с 16.05.2007 ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком, во время которого кроме пособия по уходу за ребенком ей выплачивается компенсация на ребенка. Предположим, что у Костылевой Н.Л. единовременное пособие по беременности и родам составит 43 000 руб., а компенсация за май 2007 г. — 25 руб.

В бухгалтерском учете будут оформлены следующие проводки.

Система государственных социальных пособий и компенсационных выплат гражданам, имеющим детей.

Основные соц выплаты семьям, имеющим детей, составляют единую систему, которая обеспечивает гражданам гос поддержку материнства, отцовства и детства. Эта система действует на основании ФЗ №81-ФЗ «О гос пособиях гражданам, имеющим детей» и ПП о порядке назанчения и выплаты указанных пособий №883 с учетом последующих изменений.
Право на получение пособий имеют следующие лица: граждане РФ, проживающие на её территории, граждане РФ, проходящее военную службу на территории ин государств; иностранные граждане и лица без гражданства, в т.ч. беженцы.
Гос пособия не назначаются:
Гражданам РФ, иностранцам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном гос обеспечении; лицам, лишенным родительских прав; гражданам РФ выехавшим на ПМЖ за пределы РФ.
Гос пособия – безвозмездные единовременные или периодические денежные выплаты, назначенные гражданам за счет средств бюджетов РФ или ВБФ для оказания материальной помощи или предоставления содержания в случаях, установленных законом.
Виды пособий гражданам, имеющих детей:

Пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в мед учреждения в ранние сроки беременности; единовр пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; ежемесяч пособие на детей; единовр пособие при пеедаче ребенка на воспитание в семью; единовр пособие жене в/сл по призыву при сроке беременности не менее 180 дней; ежемесяч пособие ребенку в/сл по призыву.

Право на пособие по беременности и родам имеют:

1.женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию,

2.уволенные в связи с ликвидацией организаций, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их безработными;

3..женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;

4.женщины, проходящие военную службу по контракту.

5.Рассмотренные выше категории при усыновлении детей младше 3ех месяцев

Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70(в случае многоплодной беременности — восемьдесят четыре) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей — ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

Для назначения пособия требуются след документы:
женщинам п.1 – листок о временной нетрудоспособности, п.2 – заявление о назначении пособия, листок времен нетрудоспособности, выписка из трудовой книжки, справка и гос службы занятости населения. Всем остальным мед справка. Пособие выплачивается в теч 10 дней со дня подачи всех необходимых док-ов.

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка указанное пособие не выплачивается. Докуметы для назначения: заявление о назначении; спрпавка о родени ребенка, выданная ЗАГСом; если оба родителя работают, доп представляется справка с места рработы о том, что такое пособие не назначалось. Если пособие назначается органами соц ащиты, доп предоставляются выписки из трудовых книжек о последнем месте работы заверенные. Пособие выплачивается не позднее 10 дней со дня подачи всех документов.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют до 1,5 лет:

матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком. И др… Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований. Пособие выплачивается с момента отпуска по уходу за ребенком и до достижения им 1,5 лет. Документы: заявление и копия свид-ва о рождении.

Выплачивается матерям или др родственникам, фактически осуществляемым уход за ребенком, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями независимо от организационно-правовых форм; женщинам военнослужащим; неработающим женам военнослужащих дальнего гарнизона, где отсутствует возможность их трудоустройства.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

Читайте так же:  Индексация пенсии в мае

6.4. Правоотношения по поводу пособий и компенсационных выплат

Право на получение пособий либо компенсационных выплат по системе социального обеспечения реализуется гражданами в соответствующих правовых отношениях. Поэтому в реальной жизни существует столько видов правоотношений по поводу пособий и компенсаций, сколько имеется видов самих пособий и компенсаций.

Правоотношения по поводу пособий и компенсаций – это общественные отношения, урегулированные нормами права социального обеспечения, возникающие на основе соответствующих юридических фактов в связи с предоставлением гражданам денежных выплат в виде пособий и компенсаций. Они могут быть классифицированы по определенным критериям: целевому назначению; источникам финансирования; сроку выплаты.

По целевому назначению правоотношения по поводу данных пособий и компенсационных выплат делятся на следующие две группы. Во-первых, это выплаты, возмещающие утраченный заработок (доход, связанный с трудовой и иной деятельностью, определенной в законодательстве). К ним относятся правоотношения по поводу предоставления пособий по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; по безработице лицам, имевшим работу и потерявшим ее; по уходу за ребенком до достижения им полутора лет; компенсационной выплаты на период отпуска за ребенком до достижения им трех лет; компенсационной выплаты студентам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям и пр. Во-вторых, выплаты, имеющие целью материальную поддержку граждан без учета их прежнего заработка (трудового дохода). Это отношения по поводу таких пособий, как пособия при рождении ребенка; пособия на ребенка до достижения им 16 лет (учащимся – 18 лет); пособия вынужденным переселенцам и беженцам; пособия при возникновении поствакцинального осложнения.

По источникам финансирования правоотношения подразделяются на две группы. Во-первых, правоотношения по поводу страховых выплат. Сюда относятся отношения, возникающие в связи с назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, пособий на время отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, пособий по безработице лицам, имевшим работу и потерявшим ее, пособий на погребение в случае смерти работника. Во-вторых, выделяют отношения, возникающие по поводу нестраховых выплат. Имеются в виду следующие: пособия при рождении ребенка, пособия до достижения ребенком 16 лет (учащимся – 18 лет); пособия вынужденным переселенцам; пособия беженцам; пособия гражданам, у которых возникли поствакцинальные осложнения; компенсационные выплаты учащимся на питание и др.

В зависимости от срока своего действия правоотношения делятся тоже на две группы отношений. Первая – отношения, существующие в течение определенного срока и возникающие по поводу, например, пособий по временной нетрудоспособности, по безработице, на детей до достижения ими 16 лет (учащимся – 18 лет); по поводу компенсационных выплат учащимся на питание и пр. Еще они называются длящимися правоотношениями.

Субъектами названных правоотношений выступают, с одной стороны, граждане, а с другой – государственные органы и иные органы, уполномоченные государством.

Лица могут быть субъектами правоотношений только при условии, если они обладают правоспособностью и дееспособностью. В зависимости от характера пособия или компенсационной выплаты они могут быть предоставлены гражданину как работнику в порядке обязательного социального страхования либо как члену общества без всякого учета его трудовой деятельности. В первом случае предпосылкой участия в правоотношении служит обладание гражданином специальной праводееспособностью. Она возникает одновременно со вступлением в трудовое либо в другое правоотношение, во время которого на работающего распространялось обязательное социальное страхование. Во втором случае необходима общегражданская праводееспособность и дееспособность.

Вторым субъектом правоотношений по поводу пособий и компенсационных выплат являются следующие государственные органы: социальной защиты населения, ПФР, ФСС России, службы занятости, миграционной службы, образования, учебные заведения, органы некоторых министерств и ведомств. К уполномоченным органам относятся работодатели, которые осуществляют выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, пособий на время отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, пособий на погребение в случае смерти работника. Они несут соответствующие обязанности: проверку наличия юридических фактов, с которыми связано право гражданина на тот или иной вид пособия или компенсации; принятие решения об их назначении; осуществление их выплат. У вышеперечисленных органов есть право требовать от граждан выполнения возложенных на них законом обязанностей.

Объектом данных правоотношений является материальное благо, конкретизированное в виде вышеназванных ежемесячных, периодических, единовременных пособий или соответствующих ежемесячных, периодических, единовременных компенсационных выплат.

Содержание этих правоотношений – это совокупность прав и обязанностей его субъектов. Гражданин вправе требовать назначения и выплаты соответствующих пособий или компенсационной выплаты в размере и в порядке, установленных законом. Наряду с правами он несет и обязанности, в основном процедурного характера. К таким обязанностям относятся: представление в подтверждение юридических фактов (например, инвалидности, смерти кормильца) достоверные, надлежащим образом оформленные доказательства; своевременное сообщение органу, предоставляющему пособия или компенсации, о тех жизненных обстоятельствах, с которыми связано прекращение их выплаты либо снижение их размера (например, о прекращении учебы ребенком, достигшим 16 лет, на которого назначено пособие).

Детские пособия в связи с материнством и рождением ребенка (детей) с 1 февраля 2020 года

Вся необходимая информация о пособиях в одном приложении — «Социальный навигатор»

Что такое детские пособия

Детские пособия – это выплаты, предусмотренные российским законодательством для беременных женщин, молодых мам и некоторых других категорий получателей. Функции этих выплат – восполнить утраченный доход за время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, материально поддержать родителей и усыновителей.

Каждое из детских пособий имеет свою специфику в части условий назначения и выплаты. Размеры пособий подлежат индексации и поэтому ежегодно изменяются.

Порядок расчета детских пособий также изменяется в зависимости от базы для их расчета.

Детские пособия, назначенные до 1 мая, могут переводиться не только на карту «Мир».

Следующие пособия, назначенные после 1 мая 2019 г., перечисляются только на карты «Мир»:

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медорганизациях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Граждане, которые до указанной даты получали пособия на другие виды карт, продолжат их получать на эти карты до истечения срока их действия, но не позднее 1 июля 2020 г.

Виды пособий в связи с материнством и детством

За последний год в законодательство были внесены существенные поправки, которые изменили не только размеры пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет, но и принципиально обновили сам порядок расчета и выплаты пособий.

Читайте так же:  Назначение выплата перерасчет и индексация пенсий

Наше законодательство предусматривает следующие виды пособий и компенсация в связи с материнством и рождением ребенка и (или) детей:

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

Компенсация за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (для отдельных категорий граждан, указанных в статье 52.2 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании»)

Заявление и документы (сведения), необходимые для получения пособий гражданами, имеющими детей, могут быть направлены в организации, назначающие пособия, в форме электронных документов

Заявления и документы, представляемые в форме электронных документов, должны быть подписаны электронной цифровой подписью (что для обычных граждан — пока еще редкость).

Организации, назначающие пособия, сами запрашивают документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособий, находящиеся в распоряжении у государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, в случае если они не представлены заявителем, а также направляют такие документы в другие организации, назначающие пособия, по их запросу.

Перечень лиц, имеющих право на получение пособия

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации;

Граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами Российской Федерации;

Постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также беженцы;

Временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранные граждане и лица без гражданства.

единовременное пособие по беременности и родам — имеют только сами беременные женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 9 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н (ред. от 27.01.2012)));

единовременное пособие, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности — имеют только сами беременные женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 19 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей);

единовременное пособие при рождении ребенка — имеет один из ей либо лицо, его заменяющее (пункт 25 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей);

ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей).

Единовременное пособие при рождении ребенка не выплачивается:

Гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

Гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным ьских прав;

Гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.

Право социального обеспечения в России

Компенсационные выплаты гражданам, имеющим детей

Ежемесячные компенсационные выплаты лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, введены Указом Президента РФ от 30 мая 1994 г. № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан». Порядок назначения и выплаты указанных компенсаций определен постановлением Правительства от 3 ноября 1994 г. № 1206.

Ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет:

  1. матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно- правовых форм;
  2. матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;
  3. матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  4. нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если в момент увольнения они находились в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

Заявление о назначении ежемесячной компенсации подается по месту работы (службы), а неработающими женщинами — в орган социальной защиты населения по месту жительства.

К заявлению прилагается копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком. При назначении ежемесячных компенсационных выплат в органах социальной защиты населения дополнительно к заявлению представляется: копия свидетельства о рождении ребенка; трудовая книжка; справка органов государственной службы занятости о невыплате пособия по безработице. Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимает администрация организации, руководитель воинского формирования или органа социальной защиты населения в 10-дневный срок со дня поступления документов. В случае отказа в назначении ежемесячных компенсационных выплат заявитель письменно извещается об этом в течение пяти дней после принятия решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования. Одновременно возвращаются все документы.

При наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты ежемесячных компенсационных выплат (например, увольнения работника по собственному желанию, назначения пособия по безработице, нахождения ребенка на полном государственном обеспечении, лишении родителя, осуществляющего уход за ребенком, родительских прав), выплата ежемесячных компенсационных выплат прекращается начиная с месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили названные обстоятельства. Получатели ежемесячных компенсационных выплат обязаны извещать обо всех изменениях, влияющих на их выплату, администрацию организации, руководителя воинского формирования или органа социальной защиты.

Видео (кликните для воспроизведения).

Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I «Об образовании» предусмотрен еще один вид компенсаций гражданам, имеющим детей, — компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Эта компенсационная выплата производится с 1 января 2007 г.

Источники

Компенсационные выплаты гражданам имеющим детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here