Классификация основных источников права социального обеспечения

Ответы на вопросы по теме: "Классификация основных источников права социального обеспечения". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Понятие и виды источников права социального обеспечения

План занятия

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Понятие и виды источников права социального обеспече­ния.

2. Международно-правовые акты.

3. Классификация нормативно-правовых актов.

Понятие «источник права» является многозначным. В юри­дическом смысле этим понятием обозначают «способ выраже­ния государственной воли», способ, с помощью которого прави­лу поведения государственной властью придается общеобяза­тельная сила. В данном аспекте оно практически совпадает по содержанию с термином «внешняя форма права» и рассматри­вается в настоящей главе.

В теории права выделяют следующие виды источников: пра­вовой обычай, нормативный договор, нормативно-правовой акт, прецедент (судебный или административный). Состав источни­ков конкретной отрасли права определяется природой регулиру­емых ею отношений.

Важнейшей функцией современного государства является функция социальной защиты населения. В целях сохранения социальной стабильности государство выделяет на социальное обеспечение средства с учетом своих экономических возмож­ностей и создает соответствующие государственные структуры. Именно поэтому веления государственных органов относитель­но видов социального обеспечения, условий их предоставления и размеров облекаются в форму нормативно-правовых актов,которые служат основным источником права социального обес­печения. В советский период они были не только основным, но и единственным источником права социального обеспечения. Изменение социально-экономической и политической ситуации в стране привело к расширению состава источников.

Правовая база для этого заложена Конституцией РФ, в со­ответствии с которой общепризнанные нормы и принципы международного праваи международные договорыРФ являются составной частью правовой системы страны (часть 4 ст. 15).

Понятие общепризнанных принципов и норм международно­го права раскрыто в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Обще­признанные принципы — это основополагающие императивные нормы, т.е. юридически обязательные правила поведения, при­нимаемые и признаваемые всем международным сообществом государств, отклонение от которых недопустимо. Основным источником таких норм и принципов считается Устав ООН.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Положения официально опубликованных международных договоров могут действовать в Российской Федерации непос­редственно, если для их применения не требуется издания внутригосударственных актов, либо после совершения компе­тентными органами власти установленных законом действий. К таким действиям относятся: подписание, обмен документами, ратификация, утверждение, принятие, присоединение и другие, о которых условились договаривающиеся стороны (ст.6 ФЗ от 15.07.1995 г. «О международных договорах Российской Федера­ции»).

Нормы международных договоров имеют преимуществен­ную силу перед российскими законами, если они содержат иные правила поведения. Они обязательны для судов при рассмотре­нии гражданских, уголовных и административных и других дел.

В последние годы в научной и учебной литературе в качест­ве источника права социального обеспечения указываются локальные акты,принимаемые непосредственно в организации, в том числе, локальные нормы, включаемые в коллективные договоры.

В теории права коллективные договоры признаются нормативными договорами,содержащими общеобязательные правила поведения. Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их пред­ставителей (ст.40 Трудового кодекса РФ 2001г.). Следовательно, сторонами этого договора и возникающих на его основе право­отношений являются работники и работодатель, а источником финансирования дополнительных выплат (например, единовре­менные пособия в связи с рождением ребенка, вступлением в брак и др.) — средства работодателя. Определить отраслевую принадлежность указанных отношений с помощью устоявших­ся теоретических концепций не представляется возможным. Но очевидно, что они имеют частную, а не публичную природу. Ре­шение вопроса о включении локальных актов в круг источников права социального обеспечения прямо зависит от концептуаль­ного подхода к предмету данной отрасли права.

Что касается судебного прецедента,то он официально не включается в число источников российского права. Классичес­кое определение судебного прецедента как правила, сформу­лированного при разрешении конкретного дела и обязательного для применения при последующем рассмотрении аналогичных дел, действительно не дает для этого оснований.

Однако следует согласиться с большинством отечественных авторов в том, что судебная власть в лице Конституционного Суда РФ уже фактически осуществляет правотворческие фун­кции. Решения Конституционного Суда (в форме постановле­ний и определений) принимаются по вопросам о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, по спорам о разграничении компетенции между органами государственной власти, по жалобам на нарушение конституционных прав и сво­бод граждан и другим. Они являются обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления, органи­заций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В деятельности Конституционного Суда РФ рассмотрение обращений, касающихся социального обеспечения, занимает значительное место. В качестве примера можно привести Пос­тановление от 10.07.2007 № 9-П « По делу о проверке конститу­ционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал» и др.

Правовые позиции Конституционного Суда представляют собой обобщенные выводы, содержащие толкование конститу­ционного смысла положений отраслевых законов и иных норма­тивно-правовых актов. Они обогащают конституционную основу для отраслевого правотворчества, что в полной мере касается и социального обеспечения.

Нельзя не отметить и особое значение для правопримени­тельной практики постановлений Пленума Верховного Суда РФ, решений Верховного Суда РФ по отдельным Делам принципи­ального характера и решений нижестоящих судов, одобренных Верховным Судом РФ при кассационном рассмотрении дел и составлении обзоров судебной практики, опубликованных в официальных изданиях.

Довольно часто постановления Пленума Верховного Суда РФ содержат положения, фактически восполняющие пробе­лы действующего законодательства. В качестве иллюстрации можно привести постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рас­смотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыль­ской АЭС». В соответствии с ним суд вправе удовлетворить требование истца об индексации сумм возмещения вреда, на­несенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитан­ного государственными органами статистики РФ.

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 779 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/10_129282_ponyatie-i-vidi-istochnikov-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html

Понятие и классификация основных источников права социального обеспечения

1.Правовые источники
2.Классификация правовых источников

Правовые источники, регулирующие отношения по со-цельному обслуживанию, являются составной частью источников права социального обеспечения. Источники право составляют предмет фундаментальных исследований, как общей теории права, так и любой отраслевой правовой науки. Поэтому естественно, что среди актуальных про-блеем науки права социального обеспечения выявление понятия и особенностей источников занимает важное место. От их уяснения зависит определение действительного мес.-та и роли этой отрасли права в обшей системе отраслей российского права.

Читайте так же:  Пособие по беременности и родам

Источники права в юридическом смысле — это внешние способы выражения правовых норм и придание им общеобязательного значения, т.е. по своей сути это синоним понятия «форма права».

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений, составляющий предмет отрасли права социального обеспечения.

Ввиду того что источники права социального обеспечения весьма многочисленны и многообразны, они классифицируются по различным основаниям:

  • по юридической силе (законы и подзаконные акты);
  • сфере действия (федеральные, региональные, принимаемые органами местного самоуправления);
  • времени действия (постоянные, временные);
  • порядку принятия (акты международного права и акты национального права социального обеспечения);
  • субъектам правового регулирования (нормативные акты по материальному обеспечению и социальному обслуживанию инвалидов, граждан пожилого возраста, семей, имеющих детей, и т.д.).
  • предмету правового регулирования (комплексные акты и акты, регулирующие отдельные виды социального обеспечения);
  • издающим их органам (акты органов представитель-ной и акты органов исполнительной власти):указы Президента РФ ипостановления.

Правительства РФ; акты министерств и ведомств РФ:

  • межведомственные акты (например, Министерства здравоохранения и социального развития РФ);
  • ведомственные акты; и т.д.

http://student-servis.ru/spravochnik/ponyatie-i-klassifikatsiya-osnovnyh-istochnikov-prava-sotsialnogo-obespecheniya/

Понятие источника права социального обеспечения

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Классификация источников права социального обеспечения

1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:

2.по сфере их действия:

  • федеральные;
  • субъектов РФ (областные, краевые);
  • отраслевые;
  • муниципальные;
  • локальные.

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта:

  • законы;
  • указы и распоряжения Президента РФ;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

5. по правовым институтам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9181 — | 7786 — или читать все.

http://studopedia.ru/10_213560_ponyatie-istochnika-prava-sotsialnogo-obespecheniya.html

Понятие источников права социального обеспечения и их классификация

Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятель­ности государства, с помощью которой воля законодателя становит­ся обязательной для исполнения. Государство выступает правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интере­сы народа.

Для российского права характерно то, что основными его источ­никами являются нормативные правовые акты. В отличие от других актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения– это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общест­венных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках права социального обеспечения России отраже­ны материальные условия жизни нашего общества, с их измене­ниями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения бурно обнов­ляется. Устаревшие нормативные акты права социального обеспе­чения отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отно­шениям.

Источники права социального обеспечения можно классифици­ровать по различным основаниям: 1) по степени их важности и су­бординации, т. е. по юридической силе; 2) по сфере их действия; 3) по органам, принявшим нормативный правовой акт; 4) по форме акта; 5) по правовым институтам; 6) по источникам финансирова­ния; 7) по содержанию нормативных правовых актов.

Среди перечисленных выше классификаций наибольшее практи­ческое значение имеет классификация источников права социально­го обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают.

По степени важности и субординацииисточники делятся на за­коны и подзаконные акты в сфере социального обеспечения. Зако­ны обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законода­тельным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. Законы, в свою очередь, делятся на виды. Особое место среди них занимает основной закон государства, который называется консти­туцией.Конституция РФ является базой для всего текущего зако­нодательства в России. Действующая Конституция РФ принята пу­тем всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Россий­ской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, при­нимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить.

По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в об­ласти социального обеспечения относятся к совместной компетен­ции РФ и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72).

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ не должны изда­ваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы че­ловека и гражданина. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание усло­вий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че­ловека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, от­цовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается сис­тема социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, социальные пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 18 Конституции РФ декларирует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Кроме того, в ряде статей Конституции РФ закреплены основные права граждан в сфере социального обеспечения.

Федеральные законы, в свою очередь, делятся на два вида: конституционныеи текущие.К федеральным конституционным зако­нам относятся законы, которые принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ.

Текущими называются федеральные законы, которые принима­ются на основе и во исполнение Конституции и федеральных кон­ституционных законов. В праве социального обеспечения они каса­ются отдельных правовых институтов.

В особый вид выделяют также кодифицированные законы– это крупные акты, предназначаемые для комплексного регулирования определенных сфер общественных отношений. Кодифицированными актами в области социального обеспечения являются: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Кроме того, в качест­ве системообразующего источника можно назвать Федеральный за­кон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». В нем закреплены основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных страховых рисков, перечислены страховые слу­чаи, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

Читайте так же:  Социальная стипендия живущих в общежитии

По форме актаисточники права социального обеспечения де­лятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постанов­ления и распоряжения Правительства РФ, постановления, приказы, разъяс­нения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

По сфере действияисточники права социального обеспечения делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и дру­гих субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципаль­ные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законо­дательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных фак­торов, природно-климатических условий либо с учетом субъек­тивных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, пре­старелые).

Дата публикования: 2014-10-25 ; Прочитано: 3615 | Нарушение авторского права страницы

http://studopedia.org/1-95164.html

Дайте определение понятия источников права социального обеспечения и их классификацию.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Классификация источников права социального обеспечения

1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:

2. по сфере их действия:

• субъектов РФ (областные, краевые);

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта:

• указы и распоряжения Президента РФ;

• постановления и распоряжения Правительства РФ;

• постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

5. по правовым институтам.

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов ( ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Понятие и содержание принципов права социального обеспечения.

Принципы права – основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие содержание правовых норм по социальному обеспечению и отражающие социальную направленность государственной политики.

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Принципы принято классифицировать следующим образом:

* общеправовые (свойственные всем отраслям права);

* межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);

* отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);

* внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

Содержание принципов права социального обеспечения

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 468 ;

http://studopedia.net/6_118409_dayte-opredelenie-ponyatiya-istochnikov-prava-sotsialnogo-obespecheniya-i-ih-klassifikatsiyu.html

Понятие источников права социального обеспечения и их классификация

Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения..

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения бурно обновляется. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более соответствующие рыночным отношениям.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям: 1) по степени их важности и субординации, т. е. по юридической силе; 2) по сфере их действия; 3) по органам, принявшим нормативный правовой акт; 4) по форме акта; 5) по правовым институтам; 6) по источникам финансирования; 7) по содержанию нормативных правовых актов.

Среди перечисленных выше классификаций наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают.

По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. Законы, в свою очередь, делятся на виды. Особое место среди них занимает Конституция РФ. Она является базой для всего текущего законодательства в России. Действующая Конституция РФ принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить.

По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72).

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, социальные пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 18 Конституции РФ декларирует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Кроме того, в ряде статей Конституции РФ закреплены основные права граждан в сфере социального обеспечения.

Федеральные законы, в свою очередь, делятся на два вида: конституционные и текущие. К федеральным конституционным законам относятся законы, которые принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ.

Текущими называются федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и федеральных конституционных законов. В праве социального обеспечения они касаются отдельных правовых институтов.

Читайте так же:  Социальная стипендия для студентов на платной основе

В особый вид выделяют также кодифицированные законы – это крупные акты, предназначаемые для комплексного регулирования определенных сфер общественных отношений. Кодифицированными актами в области социального обеспечения являются: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Кроме того, в качестве системообразующего источника можно назвать Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». В нем закреплены основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных страховых рисков, перечислены страховые случаи, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, приказы, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.

По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Самостоятельным критерием классификации источников по сфере их действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Следует иметь в виду, что основаниями дифференциации в праве социального обеспечения признаются: трудовая деятельность с особыми условиями ( вредными, опасными, тяжелыми, неблагоприятными природно-климатическими) либо специфические особенности субъекта, которому предоставляется социальное обеспечение (выполнение женщиной функции материнства, предоставление социальной поддержки инвалидам, семьям с детьми, пожилым гражданам и т.д.).

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 73 ;

http://studopedia.net/15_85792_ponyatie-istochnikov-prava-sotsialnogo-obespecheniya-i-ih-klassifikatsiya.html

Классификация источников ПСО по различным основаниям:

Под источниками права в юридической науке понимается форма выражения норм права, т.е. НПА.

НПА — это изданный полномочным органом акт, содержащий правовые нормы. Отрасль законодательства о соцобеспечении обладает как единым для всей системы Российского законодательства чертами, так и присущими только ей особенностями.

1. Приоритетными источниками права соцобеспечения следует считать международные акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы о правах человека, а также международные договоры и соглашения РФ по вопросам социального обеспечения;

2. Отсутствие в отраслевом законодательстве кодифицированного НПА, что является признаком самостоятельности отрасли. Наличие значительного числа актов различной юридической силы;

3. Доминирующая роль ФЗ в системе источников права соцобеспечения;

4. Среди источников права социального обеспечения значимое место занимают акты правительства РФ, отраслевых федеральных органов исполнительной власти (Минтруда и соцразвития).

Классификация источников ПСО по различным основаниям:

1) Общепринятой является классификация по юр. силе и органам их принявшими (К.РФ, МПА ООН и ее органов, а также международные договоры и соглашения РФ, ФЗ, акты президента и федеральных органов исполнительной власти, НПА органов гос. власти субъектов РФ, акты ОМС, коллективные договоры и соглашения. Локальные акты организаций, акты судебных органов (спорный вопрос)

Видео (кликните для воспроизведения).

2) По сфере действия:

а) акты общего характера — распространяются на всех лиц кому они адресованы, независимо от их социально-трудового статуса. Это правило «о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию от 12.11.84г.»;

б) акты специального характера — охватывают только граждан, относящихся к определенным категориям (военнослужащие, лица пострадавшие от радиационного воздействия, ветераны, работники данного предприятия)

3) По значимости:

а) Первичные — содержат положения, которые затем развиваются в других актах (ст.39К.РФ)

4) По видам соц. обеспечения: акты о пенсиях, пособиях, соц. обслуживании, медпомощи и т.д.

К. РФ

КРФ как источник.

Ст. 7 — РФ — это социальное гос-во — носит проблемный хар-р — устанавливает принципы и задачи.

Важное значение для законодательства имеют ст.15 и ст.17 — законод-во ПСО должно соответств м/н актам.

Ст. 39 — закрепляет ПСО по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных в законе.

Ст. 37- гарантируют право на защиту от безработицы.

Ст. 38 — возлагает обязанность на гос-во по обеспечению защиты материнства, детства и семи.

Ст. 41- право на охрану здоровья и медпомощь.

Гарантии этих прав содержатся в ст.45-46:

ст. 45 кажд. в праве защищаться всеми способами указ в законе.

Ст. 46 право на суд защиту, право на обращение в межгос органы, если исчерпаны внутригос (европ суд,. Комитет ООН)

Ст. 33 право на обращение в гос. органы и ОМС

Ст. 53 право на возмещение вреда причин ОГВ, ОМС.

Ст. 48 право на получение квалифиц. юр. помощи

Ст. 71 Искл. ведение РФ

Ст. 72 совместное ведение

Ст. 76 по предметам ст. 71ФКЗ, ФЗ, по ст. 72 ФЗ и законы, иные норм акты.

Ст. 55 ограничение прав возможно только на основании ФЗ.

9) Мнар. прав. акты, договоры и соглаш-я

1) М/н акты принятые на ген ассамбл ООН

2) Акты органов ООН (МОТ)

3) Акты регион м/н организ-й (Совет европы, СНГ)

4) Двустороние и многостор. договоры.

Всемирная Декларация Прав Человека от 10.12.48г., которая провозгласила право каждого человека на соцобеспечение и закрепила принципы его предоставления.

Конвенция о Правах Ребенка от 20.11.88г., право каждого ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, а также на меры соцобеспечения.

Декларация о Правах Инвалидов от 09.12.75г. — право инвалидов на медлечение, восстановление здоровья, на удовлетворительный уровень жизни и т.д.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины от 18.12.79г. — широкий круг прав женщин в социальной области: на оплачиваемые отпуска по беременности и родам, на медобслуживание в период беременности, родов и послеродовой период, а также право на семейное пособие.

Конвенции и рекомендации МОТ об обеспечении доходов от 44г. — рекомендация, которая одна из первых дала исчерпывающий перечень соцобеспечения.

Конвенция о минимальных нормах соцобеспечения — основные условия предоставления видов обеспечения и размеры.

Конвенция МОТ об основных целях и нормах соц.политики.

Конвенция о медицинской помощи и пособиях по болезни.

Конвенция о пособиях о инвалидности, старости, по случаю потери кормильца 1969г. — устанавливает предельный возраст для пенсий по старости 65лет, требуемый стаж работы — 30лет, а размер пенсии 45% к заработку.

Конвенция о пособиях в случае производственного травматизма — регулирует вопросы медицинского и денежного обеспечения при наступлении несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Конвенция о пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам.

Современное законодательство по ПСО в основном соответствует международным актам в этой отрасли.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств участников СНГ в области пенсионного обеспечения — пенсионное обеспечение осуществляется по законодательству гос-ва на территории которого проживает гражданин и учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств СНГ.

НПА ФОГВ

Основное место занимают ФЗ. Все законы м.б. разделены на несколько видов: законы, кодексы, основы законодательства.

Можно выделять законы, которые посвящены лишь регулированию вопросов соцобеспечения (ФЗ о трудовых пенсиях) — регулирует отдельные вопросы (закон о прокуратуре).

Читайте так же:  Оформление 1 группы инвалидности лежачему больному

Закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.01г., ФЗ «о государственном пенсионном обеспечении РР» от 15.12.01г., ФЗ «О госпособиях гражданам имеющим детей» от 19.05.95г., ФЗ «О ветеранах» от 05.01.95г.,

ФЗ «О социальном обслуживании населения» от 10.12.95г.,

Указы президента: в основном принимает НПА в отношении льгот и соцгарантий.

Постановления правительства: ПП от 12.08.94г., утверждено положение «О порядке назначения и выплаты пенсий прокурора и следователя, а также научным и творческим работникам органов и учреждений прокуратуры РФ и их семьям», положение о порядке назначения и выплаты госпособий гражданам, имеющим детей.

НПА Министерств и Ведомств: принимается на основании актов более высокой юр силы и развивает конкретные положения, акты межотраслевого и общего характера принимает МинТруда. Другие ведомства принимают акты, касающиеся своих сотрудников и ихсемей (все это подзаконные акты).

НПА ОГВ суб-тов РФ и ОМС

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 229 ;

http://studopedia.net/8_66564_klassifikatsiya-istochnikov-pso-po-razlichnim-osnovaniyam.html

Понятие и классификация источников права социального обеспечения.

Правовые источники, регулирующие отношения по социальному обслуживанию, являются составной частью источников права социального обеспечения. Источники права составляют предмет фундаментальных исследований как общей теории права, так и любой отраслевой правовой науки.

От их уяснения зависит определение действительного места и роли этой отрасли права в обшей системе отраслей

Источники права в юридическом смысле — это внешние способы выражения правовых норм и придание им общеобязательного значения, т.е. по своей сути это синоним понятия «форма права».

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений, составляющий предмет отрасли права социального обеспечения.

Ввиду того что источники права социального обеспечения весьма многочисленны и многообразны, они классифицируются по различным основаниям (схема 6):

• по юридической силе (законы и подзаконные акты);

• сфере действия (федеральные, региональные, принимаемые органами местного самоуправления);

• времени действия (постоянные, временные);

• порядку принятия (акты международного права и акты национального права социального обеспечения);

• субъектам правового регулирования (нормативные акты по материальному обеспечению и социальному обслуживанию инвалидов, граждан пожилого возраста, семей, имеющих детей, и т.д.).

• предмету правового регулирования (комплексные акты и акты, регулирующие отдельные виды социального

• издающим их органам (акты органов представительной и акты органов исполнительной власти): указы Президента РФ; постановления (распоряжения) Правительства РФ;

акты министерств и ведомств РФ: — межведомственные акты (например, Министерства здравоохранения и социального развития РФ);

— ведомственные акты; и т.д.

Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина»[6]

Всеобщая декларация прав человека 1948 года[7]

Конвенции и рекомендации международной организации труда (МОТ). Например, конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения, 1952» 1952 года [8] № 131 «О минимальной заработной плате, 1970».[9]

От 16 июля 1999 года «Об основах обязательного социального страхования»[10].

От 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании»[11].

От 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»[12].

От 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ»[13].

Постановления Правительства. Они устанавливают порядок применения ФЗ по отдельным видам социального обеспечения, а также могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты

От 30 декабря 2006 года «Об утверждении положения о назначении выплаты пособий гражданам, имеющим детей»[14].

Правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Министерство здравоохранения и социального развития является центральным органом федеральной власти, осуществляющим реализацию единой государственной политики в области социальной защиты.

http://lawbook.online/kniga-grajdanskoe-pravo-rossii/ponyatie-klassifikatsiya-istochnikov-prava-21688.html

3. Классификация нормативно- правовых актов

В основе самой распространенной классификации нормативно-правовых актов лежит их юридическая сила, которая определяется компетенцией и положением органа, его издавшего, в системе правотворческих органов.

Закон – это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом государства с соблюдением особой процедуры. Законы являются основным источником права социального обеспечения.

Среди законов особое место принадлежит Конституции РФ, которая РФ является юридической базой для всего законодательства страны, в том числе и в области социального обеспечения. Первостепенное значение имеет ст.7, характеризующая основы конституционного строя РФ по целевой направленности социальной политики. Права человека в сфере социального обеспечения изложены в ряде статей Конституции РФ (ст.ст.37-41).

Осуществление названных прав производится путем перевода конституционных предписаний в плоскость отраслевого законодательства о социальном обеспечении, разработки процедурных форм их реализации и способов защиты. Запрещено издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека. Последние могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 Конституции РФ).

Важнейшей юридической гарантией права человека на социальное обеспечение является право обжаловать действия государственных органов и учреждений, предоставляющих социальное обеспечение, в суд. Это право получило воплощение в отраслевых законах под влиянием ст.46 Конституции РФ. Следует напомнить, что в советский период споры по вопросам социального обеспечения рассматривались только вышестоящими органами в порядке подчиненности.

С точки зрения организации содержания законы принято делить на кодифицированные и обыкновенные (или текущие).

Единого кодифицированного закона (типа кодекса или Основ), охватывающего всю совокупность отношений, в сфере социального обеспечения до сих пор не принято, хотя эта проблема остается чрезвычайно актуальной. Разработка Основ законодательства о социальном обеспечении или Кодекса социального обеспечения (КСО РФ) позволила бы не только упорядочить правовое регулирование и устранить противоречия, порождаемые отсутствием системного подхода, но и поднять на более высокий качественный уровень содержание нормативного материала.

Кодекс социального обеспечения нельзя заменить отдельными кодифицированными законами, т.к. это не решает проблемы в целом и касаются лишь определенных групп отношений. Такими законами являются: ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ФЗ от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования».

Среди источников права социального обеспечения необходимо назвать и рамочные законы смешанного типа, регулирующие общественные отношения, входящие в предметы различных отраслей. В частности, нормы социального обеспечения содержатся в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г., Законе РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» и др.

Не отрицая актуальности кодификации законодательства о социальном обеспечении, ученые занимают различные позиции по поводу его формы – Основы или кодекс (Миронова Т.К. Право и социальная защита. М: Издательство «Права человека», 2006. С.206-207.). Очевидно, что разработка такого акта пока остается лишь перспективной задачей. Для перевода ее в практическую плоскость необходимо: разработать единую концепцию регулирования социально-обеспечительных отношений; завершить реформирование основных сфер социального обеспечения; устранить внутренние противоречия действующего законодательства (Филлипова М.В. Там же. С.121.).

Текущие законы касаются отдельных видов социального обеспечения (например, трудовых пенсий, пенсий за выслугу лет и пр.)

Сфера действия законов обусловливается федеративным устройством государства. В соответствии со ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что нормативно-правовые акты по вопросам социального обеспечения могут приниматься на федеральной и региональном уровне. К исключительной компетенции федерации относится определение основ федеральной политики и принятие федеральных программ в области социального развития, утверждение федерального бюджета, введение федеральных налогов и сборов, служащих источником финансирования государственных пенсий, пособий, субсидий, льгот и оплаты медицинских и социальных услуг.

Читайте так же:  Льготная пенсия лаборантам

Определенной компетенцией в области социального обеспечения обладают и органы местного самоуправления. Федеральным законом от 06.10.2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены организация оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи беременным женщинам и матерям, предоставление жилых помещений малоимущим лицам, организация ритуальных услуг и др.

Согласно ст.85 Бюджетного кодекса РФ меры социальной защиты населения финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Поэтому правотворческая активность законодательных органов всех уровней в данной сфере отношений ограничивается бюджетными возможностями.

В случае расхождения федеральных законов с законами субъектов РФ действуют федеральные законы. Согласно ст.76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения РФ или же предметам совместного ведения РФ и субъектов федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это же правило применяется и в отношении актов органов местного самоуправления.

Региональное законотворчество в сфере социального обеспечения динамично развивается. Законами субъектов РФ регулируются условия предоставления адресной социальной помощи; утверждается состав потребительской корзины и величина прожиточного минимума; закрепляются стандарты максимально допустимой доли расходов на оплату жилищных и коммунальных услуги в совокупном доходе семьи; вводятся дополнительные пенсии для престарелых граждан и пособия в связи с рождением детей; определяется порядок исчисления выслуги лет государственных служащих в органах власти субъектов РФ и решаются другие вопросы.

Разновидностью классификации по сфере действия является объединение источников по кругу лиц.

Речь идет о дифференциации социального обеспечения с учетом субъектов, нуждающихся в особой социальной защите (женщины, дети, инвалиды, престарелые) и их материального положения. Дифференциация осуществляется с помощью специальных законов и норм, которыми устанавливаются различные льготы.

Иные нормативные правовые акты по социальному обеспечению имеют форму: указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, правил, инструкций, приказов и других нормативных актов министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, устраняют противоречия и восполняют пробелы федерального законодательства, вводят дополнительные виды обеспечения.

Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» государственная система пенсионного обеспечения была кардинальным образом реорганизована. Полномочия по выплате трудовых пенсий были закреплены за Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР) и его территориальными органами, которые не входят в систему органов исполнительной власти.

Указы Президент РФ касаются широкого круга вопросов социального обеспечения. В частности, Указом Президента РФ от 17.12.2002 г. утвержден перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих; Указом Президента РФ от 26.06.2001 г. повышен размер компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными; Указом Президента РФ от 25.09.1999 г. утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» и т.п.

Постановления Правительства РФ не только координируют деятельность органов государственной власти по реализации принятых федеральных законов и Указов Президента РФ, но и определяют стратегию социальной защиты отдельных категорий граждан.

Правительством РФ установлены многочисленные списки, перечни видов работ, профессий и должностей, с учетом которых назначаются досрочные трудовые пенсии.

Ежеквартально Правительство РФ утверждает величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и для основных социально-демографических групп, с учетом которой предоставляется государственная социальная помощь.

Довольно активное участие в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции принимают министерства и ведомства. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области здравоохранения, социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, женщин и детей, а также нуждающихся в государственной поддержке других групп населения. В ведении этого министерства находится разработка предложений по совершенствованию законодательства о социальном обеспечении, подготовка по поручениям Правительства РФ заключений по проектам законов, а также нормативных актов министерств и ведомств РФ, обобщение практики применения законодательства и обеспечение единообразного его применения на всей территории РФ.

Большое количество нормативных правовых актов принимается органами исполнительной власти (например, Правительством РФ, Министерством финансов РФ) совместно с государственными внебюджетными фондами – Пенсионным фондом, Фондом обязательного социального страхования, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

1. Как можно сформулировать понятие источника права?

2. Можно ли считать источниками права социального обеспечения общепризнанные принципы и нормы международного права?

3. Являются ли источниками права социального обеспечения международные договоры? Приведите примеры.

4. Можно ли признать источниками права социального обеспечения постановления и определения Конституционного Суда РФ? Приведите примеры.

5. Какое значение придается постановлениям Пленума Верховного Суда РФ по вопросам социального обеспечения?

6. Входят ли в круг источников права социального обеспечения локальные нормативные акты?

7. Как можно классифицировать источники права социального обеспечения по юридической силе и по сфере действия?

8. В каких статьях Конституции РФ закреплены основные права человека в области социального обеспечения?

9. Какова компетенция субъектов РФ и органов местного самоуправления в области социального обеспечения?

10. Есть ли в системе источников права социального обеспечения кодифицированные акты? Приведите примеры.

11. Какую роль играют указы Президента РФ в регулировании отношений по социальному обеспечению? Приведите примеры.

12. Какие подзаконные акты по социальному обеспечению вы можете назвать?

Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М.,1987. Гл.3.С.72-82.

Батыгин К.С. Право социального обеспечения. Общая часть. Уч.пособие М., 1995.

Гусов К.Н. (отв.ред.) Право социального обеспечения. Учебник. М: ООО «Издательство Проспект», 2007. С.99-120.

Зайкин А.Д.(отв.ред.) Советское право социального обеспечения. М: МГУ, 1982. Гл.3. С.66-76.

Захаров М.Л., Тучкова Э. г. Право социального обеспечения. Учебник. М: Волтерс Клувер, 2004. С.127-141.

Марченко М.Н. (ред.). Источники российского права. Вопросы теории и истории. Учебное пособие. М., 2005. С.205-226.

Смирнова М.О. Источники права социального обеспечения. Автореф.дис.к.ю.н. М.,1983.

Филиппова М.В.(ред.). Право социального обеспечения. Учебник. М: «Юристъ», 2006. С.112-150.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://lawbook.online/kniga-grajdanskoe-pravo-rossii/klassifikatsiya-normativno-pravovyih-21595.html

Классификация основных источников права социального обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here