Источники права социального обеспечения с примерами

Ответы на вопросы по теме: "Источники права социального обеспечения с примерами". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Источники права социального обеспечения

Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

а) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;

б) международные акты:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  • Европейская конвенция о социальном обеспечении;
  • Конвенция «О правах ребенка»;
  • Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждангосударств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;

в) Федеральные законы:

  • «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;
  • «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;
  • «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;
  • «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;

г) подзаконные акты:

  1. Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;
  2. постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;
  3. иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Источники права социального обеспечения.

Источники права социального обеспечения— это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

Под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям: 1) по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе (источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами); 2) по сфере их действия (делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ ( областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные); 3) по органам, принявшим нормативный акт; 4) по форме акта (делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.); 5) по правовым институтам.

Первую группуисточников права социального обеспечениясоставляют нормы международных актов.

В силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, нормы международных договоров обладают высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. К данной группе источников права социального обеспечения относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина; нормы Конвенций МОТ, ратифицированных СССР или Российской Федерацией; нормы актов, принятых на уровне Совета Европы, соглашений, заключаемых странами СНГ по вопросам социального обеспечения; нормы других международных договоров, заключаемых Россией.

Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 « Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.). Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 « О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств ( СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств — членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства — члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств — участников Соглашения.

Вторую группу источников права социального обеспечениясоставляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция Российской Федерации.

В российском праве основными его источниками являются нормативные акты. К актам, имеющим высшую юридическую силу, относятся, прежде всего, международные акты, ратифицированные Россией, и Конституция РФ.

Нормы Конституции гарантируют создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7); социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); закрепляют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (ст. 41); предусматривают, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства (ст. 38); каждому гарантируют судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Необходимо также знать содержание ст. 18, 33, 37, 45, 53.

Читайте так же:  Порядок проведения медико социальной экспертизы инвалидов

Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в ФЗ, регулирующих пенсионное обеспечение: 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопо­жарной службе, по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-испол­нительной системы, и их семей».

Существует большая масса фз регулирующих обеспечение граждан социальными пособиями и страховыми выплатами. ФЗ 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», 1991 г. «О занятости населения в РФ», 1996 г. «О погребении и похоронном деле», 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др.

Действует ряд фз, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения. ФЗ 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста», 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Самостоятельную группу составляют законы РФ и фз, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, семей с детьми, например Закон РФ «О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ «О ветеранах», 1997 г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы» и др.

К числу источников права социального обеспечения относятся также и законы субъектов федерации, предусматривающие законодательные гарантии по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, малоимущих слоев населения.

Третью группу составляют подзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. К их числу следует отнести указы Президента РФ: «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда РФ и членам их семей» от 7 февраля 2000 г.; «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров» от 18 февраля 2005 г.; «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» от 30 марта 2005 г.; «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» от 2 августа 2005 г.; «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» от 26 декабря 2006 г., и другие.

Президент РФ своими указами периодически повышает размер компенсационных выплат пенсионерам.

Четвертую группу среди подзаконных актов занимают нормативные постановления Правительства РФ, которые регламентируют порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации).

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов о пенсионном обеспечении, об обеспечении граждан пособиями либо устанавливают дополнительные меры социальной защиты для определенных слоев населения, в связи с чем и выступают в качестве источников права социального обеспечения. Например, постановление 1995 г. было утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», 1996 г. «О приемной семье», 1999 г. «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан льготными средствами», 2002 г. «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» и т.д.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют федеральные министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития), так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. Например, примерное положение «Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов» и т.д.

Существует ряд нормативных актов других министерств и ведомств. Министерства образования 1999 г. Положение «О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой».

Минздрав и Фонд социального страхования РФ своим совместным приказом 1998 г. утвердили инструкцию «О порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности» и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 КРФ по предметам совместного ведения (кроме федеральных нормативных актов) издаются акты субъектов РФ. Главная цель таких источников — повышение степени социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональных, муниципальных), а также на уровне конкретной организации.

Важное значение приобретают муниципальные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

Источники права социального обеспечения наряду с их классификацией по юридической силе можно классифицировать и по видам общественных отношений, регулируемых ими. В этом случае необходимо выделять акты, регулирующие общественные отношения: а) по пенсионному обеспечению граждан; б) по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами; в) по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Источники могут быть классифицированы и по субъектам отношений. Это акты, регулирующие социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, малоимущих граждан.

Можно классифицировать источники права социального обеспечения в зависимости от источника финансирования, а также по содержанию нормативных правовых актов.

Понятие, система и функции права социального обеспечения.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском , служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.
Читайте так же:  Включается ли декретный отпуск в трудовой стаж

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Источник права — форма выражения государственной воли, при которой содержащиеся в ней правила приобретают значение норм права — нормативных правовых актов. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения принято класси­фицировать по юридической силе, сфере и сроку действия, кругу субъектов, органам, принявшим нормативный акт, правовым институтам.

По юридической силе

источники права подразделяются на за­коны и подзаконные акты. Законам принадлежит главная роль в регулировании отношений но социальному обеспечению.

Законы могут быть конституционными, кодифицированными и текущими.

Конституция Республики Беларусь является юридической ба­зой для всего законодательства страны, в том числе и в области социального обеспечения. Особое значение имеет ст. 1, которая характеризует основы конституционного строя Республики Бела­русь но целевой направленности социальной политики. Кроме того, в целом ряде статей Конституции (стст. 21, 24, 32, 42. 45, 47—49) изложены основные права человека в сфере социального обеспечения.

Статья 2 Конституции закрепляет положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно дей­ствующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 47 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь право на социальное обеспечение.

В развитие конституционных положений приняты следующие законы:

Постановления Совета Министров Республики Беларусь не только координируют деятельность органов государственной власти по реализации принятых законов, но и определяют стра­тегию социальной защиты отдельных категорий граждан (например, постановление Совета Министров Республики Бе­ларусь от 8 июня 2001 года № 858 «Об утверждении Перечня бесплатных и общедоступных социальных услуг, предоставляе­мых государственными учреждениями социального обслужива­ния системы Министерства труда и социальной защиты в со­ответствии с их профилем и Положения о порядке и условиях предоставления социальных услуг государственными учреждени­ями социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты» (с изм. и доп. от 23 ноября 2005 года), постановление Совета Министров Республики Беларусь 25 января 1999 года № 115 «Об утверждении Перечня видов выплат, па которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (с изм. и доп. от 17 октября 2006 года).

Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь утверждены следующие положения:

  • Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам от 30 сентября 1997 года № 1290;
  • Положение о медико-реабилитационных экспертных комис­сиях от 31 декабря 1992 года № 801;
  • Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий от 24 декабря 1992 года № 777;
  • Положение о порядке назначения и выплаты государствен­ных пособий семьям, воспитывающим детей от 12 июня 2002 года № 772).

Разновидностью классификации но сфере действия является объединение источников по кругу лиц,на которых распространя­ются отдельные нормы законодательства о социальном обеспече­нии. Речь идет о дифференциации права социального обеспечения в зависимости от объективных производственных факторов (вредные, тяжелые и особо вредные условия труда) либо с учетом субъективных особенностей (женщины, дети, инвалиды, престаре­лые).

Специальными нормами устанавливается льготное исчисле­ние периодов, засчитываемых в трудовой стаж, льготные основа­ния пенсионного обеспечения.

Особое место в системе законодательных актов по социальному обеспечению занимают Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, имеющие нормативный характер и восполняющие пробелы в законодательстве (например, Указ Президента Республики Беларусь от 14 февраля 2006 года № 95 «Об усилении материальной поддержки семей, воспи­тывающих детей в возрасте до 3 лет», Указ Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000 года № 318 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты»).

Читайте так же:  Размер пенсии с 1 августа работающим пенсионерам

Довольно активное участие в нормотворчестве по социально­му обеспечению в пределах своей компетенции принимают ми­нистерства и ведомства.

Источники права социального обеспечения наряду с класси­фикацией по юридической силе можно классифицировать и по видам общественных отношений, регулируемых ими. В этом слу­чае выделяются акты, регулирующие общественные отношения по пенсионному обеспечению граждан, по обеспечению граждан по­собиями и компенсационными выплатами, по предоставлению со­циальных услуг по системе социального обеспечения.

Правомерна классификация источников права социального обеспечения и в зависимости от организационно-правовых спосо­бов (норм) социального обеспечения. С учетом данного критерия классификации рассматриваются акты, регулирующие социальное обеспечение, осуществляемое в порядке обязательного социально­го страхования, и акты, регулирующие социальное обеспечение за счет государственного бюджета.

В круг источников права социального обеспечения входит не только национальное законодательство, но и ратифицированные Республикой Беларусь международно-правовые акты по вопросам социального обеспечения.

В силу ст. 8 Конституции Республики Беларусь общепризнан­ные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора, т. е. нормы международных договоров обладают высшей юридической силой даже по отношению к зако­нам Республики Беларусь.

К данной группе источников права социального обеспечения относятся нормы Международного пакта об экономических, соци­альных и культурных нравах, соглашений, заключаемых странами СНГ по вопросам социального обеспечения, других международ­ных договоров, заключаемых Республикой Беларусь.

Тема 1.2 Принципы, источники и правоотношения в сфере права социального обеспечения (страница 4 из 6)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Понятие источника права социального обеспечения

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Классификация источников права социального обеспечения

  1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия:
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт;
  4. по форме акта:
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам.

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Видео (кликните для воспроизведения).

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Читайте так же:  Досрочная пенсия безработным предпенсионерам

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

  1. отношения по поводу денежных выплат;
  2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
  3. отношения процедурного характера;
  4. отношения процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Международные договоры и конвенции

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  • Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и т.д.

Подзаконные нормативные акты

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления . Цель локальных актов — устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

5.Источники права социального обеспечения: понятие, виды.

Источники права – внешние формы выражения правовых норм и их организационной индивидуализации. В качестве такой формы выступает нормативный правовой акт.

Высшей юридической силой в РФ обладает Конституция, являющаяся актом прямого действия. В этом качестве она выступает основополагающим источником права социального обеспечения:

Статье 7 – закреплены исходные юридические начала развития РФ как социального государства.

Статья 38 Конституции РФ декларирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Статьей 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно этой же статье каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 41 – каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Читайте так же:  Рапорт на пенсию мвд

С точки зрения юридической силы выделяют также законы. В силу принадлежности ПСО к числу комплексных отраслей, оно не имеет единого кодифицированного законодательного источника регулирования.

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»,

«О трудовых пенсиях в РФ»,

«Об основах социального обслуживания населения в РФ»,

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и др.

В иерархии подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают

указы и распоряжения Президента РФ.

постановления и распоряжения Правительства РФ.

органы исполнительной власти — министерства, федеральные агентства, федеральные службы.

акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти субъектов РФ

исполнительными органами местного самоуправления.

С точки зрения территориальной сферы действия нормативные акты делятся на

нормативные акты субъектов РФ и

муниципальные нормативные акты.

ФЗ и другие федеральные нормативные акты, принятые по вопросам, отнесенным в соответствии с Конституцией РФ к числу ее предметов ведения и полномочий, обладают приоритетом перед нормативными актами, исходящими от органов государственной власти РФ, и муниципальными нормативными актами. Соответственно, законы и другие нормативные акты субъектов РФ в части регулирования вопросов, составляющих предметную сферу их компетенции, имеют большую юридическую силу, чем муниципальные акты.

Актами международного права, имеющими статус источника права социального обеспечения, являются конвенции:

Международной организации труда (МОТ),

межгосударственные договоры и соглашения РФ: Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения», «Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников СНГ» 1997 года и др.

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

Основной Закон РФ — это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

В качестве примера кодификационного акта в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию — Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г.

Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.

2. По форме акта источники ПСО делятся на:

законы (примеры приводились выше);

указы и распоряжения Президента РФ

(например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 «О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров»);

постановления и распоряжения Правительства РФ

(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ»);

постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств

(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении»);

другие нормативные акты.

3. По сфере действия источники ПСО делятся на:

общефедеральные (например, Закон РФ «О занятости населения РФ» от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),

республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)

(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей»).

4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:

1. по пенсионному обеспечению граждан,

2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Источники

Источники права социального обеспечения с примерами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here