Индексация размеров трудовых пенсий производится на основании

Ответы на вопросы по теме: "Индексация размеров трудовых пенсий производится на основании". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Процесс индексации страховых пенсий

Согласно недавно представленной статистике на сегодняшний день в Российской Федерации проживает более 45 миллионов граждан, которые имеют право на получение пенсионных выплат. Часть из них получает пенсию и при этом продолжает осуществление трудовой деятельности. Однако большинство пенсионеров (около 35 миллионов) не имеют постоянного места работы и, соответственно, иных средств к существованию, кроме пенсии.

Иными словами, практически пятая часть всего населения России живет исключительно за счет пенсионных выплат. Тут же следует отметить, что по данным статистических органов, средний размер пенсии составляет порядка 13 тысяч рублей. Эта сумма крайне невелика, особенно учитывая темпы инфляции, вызванной нестабильной обстановкой в экономической сфере.

В этой связи, чтобы сохранить покупательную способность пожилых граждан, Правительство РФ использует механизм индексации страховых пенсий. О том, что он из себя представляет и каким образом производится, пойдет речь в статье далее.

Понятие индексация пенсии

Уровень роста цен на различные виды потребительских товаров в Российской Федерации довольно высокий и даже официальные прогнозы по инфляции, выдаваемые Центральным Банком, свидетельствует о значительном обесценивании денежной массы. При этом государство имеет обязательства перед гражданами, в том числе и перед пенсионерами. В этой связи Правительство ежегодно производит так называемые индексации пенсий, то есть их перерасчет в сторону увеличения.

Следует отметить, что размер прибавки непосредственно зависит от показателя инфляции, рассчитываемой ЦБ РФ по специальной методике.

Как правило, индексация проводится один раз в год и затрагивает все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим законодательством РФ, среди которых:

Получателей страхового вида пенсионного обеспечения больше всего среди российских пенсионеров, в этой связи вопросы, связанные с соответствующими прибавками, имеют довольно острый характер.

Какая часть пенсии индексируется – базовая или страховая

Чтобы разобраться в вопросе, каким образом происходит индексация размера пенсионного обеспечения, следует понять, из каких же частей состоит страховая пенсия, которая выплачивается гражданам РФ.

  1. Фиксированная выплата. Является составной частью страховой пенсионной выплаты. Ее размер не зависит от того, какой у ее получателя стаж или от количества его пенсионных баллов. Эту сумму получают все граждане без исключения, которые в принципе имеют право на данный вид материального обеспечения. В 2019 году размер данной части пенсии составляет 5334,19 рубля. И именно она подлежит ежегодной индексации. В частности, в 2019 году ее размер был увеличен на 7,05 процента.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

  1. Страховая часть. Под ней следует понимать так называемый индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). Он формируется особым образом:

В соответствии с действующим российским законодательством за каждого состоящего в штате сотрудника работодатель имеет обязанность уплачивать денежные средства, называемые взносами, в государственный пенсионный фонд. Эти денежные средства, аккумулируясь там, пересчитываются в баллы, совокупность которых и составляет ИПК. Каждая эта единица имеет фиксированную стоимость. Таким образом, страховая часть пенсии определяется как общее количество баллов, которые помножены на их стоимость.

Что касается ее индексации, то она осуществляется за счет увеличения стоимости каждого балла. Так, в 2019 году она увеличилась на тот же размер, что и ФВ – 7,05%.

Таким образом, индексация страховой пенсии происходит за счет равномерного перерасчета обеих ее частей. Поскольку значения параметра ИПК различны для каждого пенсионера, то и размер индексации для всех разный. Таким образом, чем выше уровень пенсионного обеспечения, тем значительней прибавка, и, напротив, чем пенсия ниже, тем в меньшей степени индексация отразится на ее размере.

  1. Надбавки. Некоторые категории граждан имеют право на надбавки к своей страховой пенсии. Основания для их начисления и порядок выплат имеет несколько отличное правовое регулирование. В этой связи увеличение размера федеральных и региональных надбавок к сумме материального обеспечения пенсионеров не совпадает с индексациями страховой пенсии в целом.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть виде-сюжет об индексации пенсии работающим:

Корректировка и индексация пенсий

С 01.01.2015г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которым:

  • упразднено понятие «фиксированный базовый размер», вместо него введено понятие «фиксированная выплата к страховой пенсии», которая с 01.01.2015 является самостоятельным видом выплаты и индексируется в порядке, предусмотренном статьёй 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
  • вместо понятия «страховая часть трудовой пенсии по старости», «трудовая пенсия» используется понятие «страховая пенсия». Термин «индексация трудовой пенсии» заменён на понятие «корректировка страховой пенсии», порядок которой регулируется частью 10 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Таким образом, начиная с 01.01.2015 года фиксированная выплата к страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению индексируются, а страховые пенсии — корректируются.

И корректировка, и индексация — это увеличение размера получаемой выплаты (пенсии или фиксированной выплаты к страховой пенсии), основанием для которого является необходимость компенсировать пенсионерам снижение покупательской способности пенсии в связи с происходящими в стране инфляционными процессами.

Индексация фиксированной выплаты

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Подробно об индексации страховой пенсии за последние годы

По общему правилу, в соответствии с действующим законодательством индексация должна производиться один раз в год на размер, который равен инфляции. Однако в силу экономических трудностей, с которыми государство столкнулось после 2014 года, этот порядок не всегда соблюдался.

Читайте так же:  Постановление об индексации пенсии

Так, в 2016 году было проведено поэтапное увеличение размера материального обеспечения пенсионеров всего лишь на 4%, что значительно меньше уровня роста цен на услуги и товары. Ситуация в 2017 году улучшилась ненамного, лишь к 2018 году Правительству и Центральному Банку России удалось остановить критический скачок инфляции.

Какие изменения произошли в январе 2018 года

В 2018 произошло очередное увеличение размера материального обеспечения, получаемого пенсионерами в РФ. Так, если раньше индексация, по общему правилу, всегда производилась в феврале, то в этом году ее перенесли на начало года. Пожилые граждане получили дополнительные деньги с 1 января.

Процент, на который произошло увеличение, составляет 3,7%. Соответственно, стоимость одной пенсионной единицы увеличилась на 2 рубля 91 копейку.

В 2019 году произошло куда более значительное повышение – на 7,05%, что, между прочим, впервые за все годы, начиная с 2015, превысило показатель удорожания товаров и услуг.

Изменения в индексации работающим пенсионерам

Как уже было отмечено в самом начале статьи, значительная часть пенсионеров (почти 10 миллионов) после того, как им было назначено соответствующее обеспечение, остаются работающими и продолжают трудиться на прежнем месте или трудоустраиваются снова.

Раньше, до кризисных событий в экономике России, их пенсия также периодически индексировалась, как и у пожилых людей, не занятых трудовой деятельностью.

Однако вот уже несколько лет увеличение их обеспечения не происходит. Таким образом, трудящиеся граждане получают от ПФР пенсию в том размере, в котором она была им установлена ранее, то есть в момент обращения в фонд.

Следует отметить, что изначально отсутствие индексаций планировалось как исключительно временная мера, которая позволит не допустить коллапса пенсионной системы в сложное, кризисное время. Однако в последующем Правительство отказалось рассматривать вопрос о возобновлении индексаций.

Таким образом, ни в 2018 году, ни в 2019 году увеличение размера денежных выплат пожилым лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, не происходило.

Прибавки же, которые работающие пенсионеры получили в августе 2018 и 2019 годов, индексацией не являются. Это лишь техническая корректировка, связанная с изменением параметра ИПК каждого пенсионера.

Индексация страховой пенсии является важным социальным обязательством, взятым на себя государством. Ее смысл заключается в том, чтобы поддерживать уровень жизни и текущую покупательную способность отечественных пенсионеров, размер выплат которым нивелируется инфляцией.

Однако на протяжении длительного времени процент индексации был значительно ниже, чем темп роста цен на услуги и товары. И лишь с 2019 года процент прибавки к пенсии оказался больше, чем официальный показатель инфляции, почти в 2 раза, что, в какой-то степени, оправдало обоснованность проведения пенсионной реформы, направленной на изменение возраста выхода на отдых.

Законодательное регулирование

Вопросы, связанные с назначением и выплатой страховых пенсий, имеют строгое правовое регулирование. То же справедливо сказать и про механизмы, касающиеся ежегодной прибавки к ним.

Итак, основным нормативным актом, регулирующим вопросы страхового пенсионного обеспечения, является Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По сути, данный закон определяет, что прибавки к страховым пенсиям производятся дважды в год:

  1. В начале года (в 2018 и 2019 годах с 1 января). Является обязательным перерасчетом, который Правительство производит один раз в год с учетом инфляции.
  1. В апреле каждого года. Речь идет о так называемом коэффициенте доходности. Этот показатель имеет определенную привязку к деятельности ПФР. При всем при этом коэффициент доходности не привязан к какой-либо конкретной единице.

Решение о назначении такой прибавки выносит Правительство РФ. При этом оно может быть как положительным, так и отрицательным.

Решения, принимаемые относительно размера прибавки и характера индексации, находят свое отражение в иных нормативно-правовых актах, в том числе Постановлениях Правительства РФ.

Корректировка размера страховой пенсии

Размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:

  1. с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год. При этом индекс роста потребительских цен за прошедший год устанавливается Правительством Российской Федерации.
  2. с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату. При этом стоимость одного пенсионного коэффициента на 1 апреля устанавливается в соответствии с формулой:

СПКi = (ОбССi + ТрФБ) / ∑ ИПК,

где СПКi — стоимость одного пенсионного коэффициента соответствующего года;
ОбССi — объем поступлений от страховых взносов на выплату страховых пенсий;
ТрФБ — трансферты из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховых пенсий, учитываемые для расчета СПКi;
∑ ИПК — сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий, учитываемых для расчета СПКi.

Стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период. При этом ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть менее индекса роста потребительских цен за прошедший год.
Методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента утверждается Правительством Российской Федерации.

В случае, если установленная в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» стоимость пенсионного коэффициента превысит размер стоимости пенсионного коэффициента, установленной в соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 15 указанного Федерального закона, с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии на указанную разницу.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информация о порядке индексации пенсий

Согласно положениям статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» индексация (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (предусмотрена частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) и корректировка размера страховой пенсии (предусмотрена частью 10 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) не выплачивается пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность на территории Российской Федерации, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации.

Читайте так же:  Стаж дающий право на досрочную пенсию

При этом в отношении пенсионеров, осуществляющих (прекративших) работу и (или) иную деятельность на территории Российской Федерации, принятие органом ПФР решения о проведении индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии или продолжения выплаты страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в прежнем размере осуществляется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, т.е. без непосредственного участия самого пенсионера.

В отношении пенсионеров осуществляющих (прекративших) работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, ввиду отсутствия таких сведений в индивидуальном (персонифицированном) учете, поскольку они в период работы за рубежом не подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, принятие органом ПФР соответствующего решения производится на основании представляемого пенсионером документа, подтверждающего факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности за пределами Российской Федерации, который выдается компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства.

Согласно пункту 14.1 Положения о порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1386 (в редакции Постановления № 504)[3], граждане в подтверждение факта осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности обязаны представлять в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, документ, предусмотренный частью 11 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

При этом официальные иностранные документы должны быть легализованы в установленном порядке (удостоверены апостилем) и переведены на русский язык, включая печати и штампы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Верность перевода свидетельствуется нотариусом или консульским учреждением Российской Федерации. В случае, когда перевод выполнен на отдельном от документа листе, он должен быть прошит с оригиналом документа нитью. Количество прошитых листов заверяется подписью нотариуса и печатью. Нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус. При этом если перевод документа на русский язык удостоверен иностранным нотариусом, то удостоверительная запись должна быть составлена на русском языке либо переведена на русский язык. К данному удостоверению также применяются требования о легализации (апостилировании).

При непредставлении или несвоевременном представлении гражданином документа о факте осуществления работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации, излишне выплаченные ему суммы пенсии[4], возмещаются им с учетом положения части 5 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, то есть за весь период, в течение которого выплата указанных сумм производилась ему неправомерно, в порядке, установленном статьей 29 Закона № 400-ФЗ.

В случае прекращения гражданином работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации и представления в территориальный орган ПФР документа, подтверждающего данный факт, выплата суммы пенсии с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с Законом № 400-ФЗ, производится с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм пенсии с учетом индексации (корректировки)

При этом доплата сумм индексации (корректировки) за прошедшее время (в случае представления гражданином названного документа позднее месяца прекращения работы),производится за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности, но не более, чем за три года.

Документ, подтверждающий факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, выданный компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства также может быть представлен гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации. В этом случае соответствующая информация отражается в акте о личной явке гражданина (его законного представителя) в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде, а также представления документа, подтверждающего факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации, в период которой гражданин не подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по форме согласно приложению № 4 Положения № 1386[5].

Кроме того, акт о личной явке гражданина (его законного представителя) содержит положение о согласии гражданина на изменение его персональных данных.

То есть, если, например, акт о личной явке гражданина (его законного представителя) составлен консульским учреждением Российской Федерации на основании вновь выданного паспорта гражданина Российской Федерации, сведения о котором отсутствуют в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение данного гражданина, на основании указанного в акте о личной явке гражданина (его законного представителя) волеизъявления соответствующие паспортные данные будут внесены в лицевой счет пенсионера без необходимости истребования от него заверенной копии нового паспорта.

[1] Далее – Закон № 400-ФЗ.

[2] Далее – Закон № 167-ФЗ.

[3] Далее – Положение № 1386.

[4] В том числе в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2 и 5 — 8 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, исчисленные в соответствии с Законом № 400-ФЗ с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона.

[5] Далее — акт о личной явке гражданина (его законного представителя).

Обращаем внимание, что в период с 2019 года по 2024 год корректировка размера страховой пенсии (т.е. перерасчет ее размера в связи с изменением стоимости одного ИПК) будет производиться один раз в год с 1 января.

Читайте так же:  Срок перечисления единовременного пособия при рождении ребенка

При этом стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается в размере:

в 2019 — 87 руб. 24 коп.;

в 2020 году — 93 руб. 00 коп.;

в 2021 году — 98 руб. 86 коп. ;

в 2022 году — 104 руб. 69 коп. ;

в 2023 году — 110 руб. 55 коп. ;

в 2024 году — 116 руб. 63 коп.

Размер страховой пенсии, начиная с 2025 года, ежегодно будет индексироваться с 1 февраля и 1 апреля.

Индексация размеров трудовых пенсий производится на основании

Согласно положениям статьи 26.1 «Выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности» Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»:

индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (предусмотрена частями 6 и 7 статьи 16 «Фиксированная выплата к страховой пенсии» Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») и

индексация размера страховой пенсии (предусмотрена частью 10 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»)

не производится:

работающим пенсионерам на территории РФ, в период когда они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также

пенсионерам, осуществляющим работу и/или иную деятельность за пределами РФ.

При этом в отношении работающих пенсионеров, осуществляющих/прекративших работу на территории РФ, принятие органом ПФР решения:

о проведении индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и индексации размера страховой пенсии или

продолжения выплаты страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в прежнем размере (без индексации)

осуществляется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, т.е. без непосредственного участия самого пенсионера.

В отношении пенсионеров, осуществляющих/прекративших работу за пределами РФ:

Видео (кликните для воспроизведения).

ввиду отсутствия таких сведений в индивидуальном (персонифицированном) учете, поскольку они в период работы за рубежом не подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ,

принятие органом ПФР соответствующего решения производится на основании представляемого пенсионером документа, подтверждающего факт осуществления/прекращения работы за пределами РФ, который выдается компетентными органами иностранного государства.

Согласно пункту 14.1 Положения о порядке выплаты страховых пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1386:

граждане в подтверждение факта осуществления/прекращения работы обязаны представлять в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, документ, предусмотренный частью 11 статьи 26.1 «Выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности» Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

при этом официальные иностранные документы должны быть легализованы в установленном порядке (удостоверены апостилем) и переведены на русский язык, включая печати и штампы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;

при непредставлении или несвоевременном представлении гражданином документа о факте осуществления работы за пределами территории РФ, излишне выплаченные ему суммы страховой пенсии, возмещаются им с учетом положения части 5 статьи 28 «Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии» Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», то есть за весь период, в течение которого выплата указанных сумм страховой пенсии производилась ему неправомерно, в порядке, установленном статьей 29 «Удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии» Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В случае прекращения гражданином работы за пределами территории РФ и представления в территориальный орган ПФР документа, подтверждающего данный факт:

выплата суммы страховой пенсии с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и индексации размера страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,

производится с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм пенсии с учетом ее индексации.

При этом доплата сумм индексации страховой пенсии за прошедшее время:

в случае представления гражданином названного документа позднее месяца прекращения работы,

производится за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы, но не более, чем за 3 года.

Документ, подтверждающий факт осуществления/прекращения работы, выданный компетентными органами иностранного государства:

также может быть представлен гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ;

в этом случае соответствующая информация отражается в акте о личной явке гражданина (его законного представителя) в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде, а также представления документа, подтверждающего факт осуществления/прекращения работы за пределами территории РФ, в период которой гражданин не подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по форме согласно приложению № 4 Положения о порядке выплаты страховых пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1386.

Индексация страховых пенсий с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения выплаты пенсий»:

  • в соответствии с которым размер страховой пенсии в 2019 — 2024 годах будет индексироваться с 1 января каждого года.


В соответствии с Указом Президента России от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»:

  • предусмотрено увеличение размера страховых пенсий неработающих пенсионеров за счет ежегодной индексации страховых пенсий существенно выше инфляции.

С 1 января 2019 года страховые пенсии неработающим пенсионерам проиндексированы на 7,05%, то есть в 2 раза выше уровня прогнозируемой фактической инфляции на конец 2018 года.

Читайте так же:  Льготы пенсионерам отличникам советской армии

Таким образом, с 1 января 2019 года:

стоимость одного пенсионного коэффициента составила 87 руб. 24 коп,

а размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (без учета соответствующих повышений) установлена в сумме 5 334 руб. 19 коп.,

в итоге, поскольку средний размер пенсии неработающих пенсионеров в 2018 году составлял 14,4 тыс. рублей, в результате индексации с 1 января 2019 года страховые пенсии по старости в среднем были увеличены примерно на 1 000 рублей,

однако, учитывая, что прибавка к страховой пенсии индивидуальна для каждого пенсионера, ее сумма будет зависеть от размера пенсии — чем больше пенсия, тем больше размер прибавки.

Без изменений остался порядок индексации страховых пенсий работающим пенсионерам:

им индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии производиться не будет;

после прекращения работающими пенсионерами трудовой деятельности, суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии должны быть пересчитаны с учетом всех индексаций пенсии, прошедших во время их работы;

перерасчет страховой пенсии с учетом ее индексации должен быть произведен с 1–го числа месяца, следующего за месяцем прекращения пенсионером работы.

Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ на последующие после 2019 годы установлена следующая стоимость одного пенсионного коэффициента:

Год Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости Индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости
2020 5 686 руб. 25 коп. 1,066
2021 6 044 руб. 48 коп. 1,063
2022 6 401 руб. 10 коп. 1,059
2023 6 759 руб. 56 коп. 1,056
2024 7 131 руб. 34 коп. 1,055

Размер страховой пенсии, начиная с 2025 года, ежегодно будет индексироваться с 1 февраля и 1 апреля.

Индексация размеров трудовых пенсий производится на основании

С 2015 года граждане Российской Федерации уходят на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П и применяемого принципа правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, у граждан сохраняется право на применение закона, действовавшего на момент осуществления трудовой и иной деятельности.

Содержание статьи:

Ошибка №1 — смешение различных оснований и порядка расчета пенсии

С 2015 года граждане Российской Федерации уходят на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Начиная с 2015 г. расчет пенсии производится в баллах. С 2002 года размер пенсии напрямую зависит от страховых взносов, начисленных работодателем либо уплаченных гражданами самостоятельно. Период трудовой деятельности по состоянию на 31.12.2001 года учитывается по правилам конвертации пенсионных прав.

Именно при конвертации (преобразовании) пенсионных прав граждан за период до 31.12.2001 года допускается наибольшее количество ошибок при расчете размера пенсии.

Первой, наиболее распространенной ошибкой при конвертации пенсии, является смешение различных оснований и порядка расчета пенсии, в частности одновременное применение пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Основополагающим факторов, влияющим на право установления и размер пенсии, является стаж, порядок подсчета которого зависит от указанных норм права. При этом, следует различать страховой стаж и общий трудовой стаж.

Страховой стаж – это продолжительность периодов работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также других периодов, засчитываемых в страховой стаж, когда человек не имел возможности работать — нестраховых периодов. По общему правилу страховой стаж исчисляется в календарном порядке.

Общий трудовой стаж – суммарная продолжительность периодов работы и другой общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Исчисление продолжительности периодов работы до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом применяется тот вариант оценки пенсионных прав, который позволяет установить гражданину пенсию в наибольшем размере: в соответствии с пунктом 3 или пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п. 3 и п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа и заработка расчет пенсии производится только по состоянию на 1.01.2002 г. При этом, положения пунктов 3 и 4 указанной статьи определяют особенности учета периодов работы (деятельности). Смешение порядков исчисления трудового стажа не допускается.

Ошибка №2 — игнорирование установленного законом ограничения максимального расчетного размера трудовой пенсии

Особенностью и второй основной ошибкой, допускаемой при расчете пенсии, является игнорирование установленного законом ограничения максимального расчетного размера трудовой пенсии при расчете по п.4 ст.30.

По общему правилу расчетный размер трудовой пенсии по п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяется по следующей формуле.

где РП – расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР – среднемесячный заработок;

СК – стажевый коэффициент.

Согласно нормам абз.40 и 41 п.4 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 года №213-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 20 годам для женщин и 25 годам для мужчин не может превышать сумму, равную 555,96 рублей. За каждый полный год, превышающий 20 и 25 лет соответственно, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов. Для лиц, проживающих по состоянию на 01.01.2002 года в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, сумма, указанная выше (555,96 рублей) в том числе повышенные с учетом продолжительности общего стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе и местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Читайте так же:  Где можно узнать пенсионный стаж

Продемонстрируем, как применяются указанные законодательные ограничения.

МРП = МЗ х ПСК х РК,

где МРП – максимальный расчетный размер трудовой пенсии;

МЗ – максимальный месячный заработок;

ПСК – превышающий стажевый коэффициент;

РК – районный коэффициент.

МЗ, как указано выше, установлен законодателем и составляет 555,96 руб.

ПСК зависит от стажевого коэффициента, рассчитываемого на 31.12.2014 года. Так, если стаж трудовой деятельности мужчины 32 года, то ПСК будет равен 1,07 (поскольку фактический стаж на 7 лет превышает требуемый).

РК устанавливается компетентными государственными органами, и зависит от территории и форм осуществляемой деятельности. Например, для водителя, работавшего в Коми АССР, ныне – Ухта (городской округ), районный коэффициент равен 1,3 (постановление Государственного комитета Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 22 ноября 1960 года № 1296/30 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог»).

Таким образом, для мужчины, имеющего на 31.12.2001 года стаж 32 года, при оформлении пенсии по старости ранее общего пенсионного возраста в связи работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, с районным коэффициентом 1,3, максимальный расчетный размер трудовой пенсии ограничен следующей суммой:

МРП = МЗ х ПСК х РК = 555,96 х 1,07 х 1,3 =773,34 руб., где:

1,07 – повышение общего трудового стажа на 7% требуемого стажа;

1,3 – районный коэффициент.

Ошибка №3 — игнорирование при расчете максимального расчетного размера трудовой пенсии повышений и надбавок

Третьей распространенной ошибкой, допускаемой при расчете пенсии, является игнорирование при расчете максимального расчетного размера трудовой пенсии повышений и надбавок.

В соответствии с п.6 ст.30 №173-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31.12.2001 года установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РФ» по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ с применением соответствующего районного коэффициента.

Увеличение расчетного размера пенсии, исчисленного в соответствии с нормами абз.1-10 п.4 ст.30 федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ дополнительно на районный коэффициент, не предусмотрено, поскольку районный коэффициент уже учтен в сумме среднемесячного заработка, из которого исчислена трудовая пенсия.

Нормами п.5 ст.30 повышения и надбавки к пенсиям, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31.12.2001 года начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии. При определении расчетного размера пенсии в соответствии с п.4 ст.30 к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001 года.

Приведу два примера, при которых возможно увеличение максимального расчетного размера трудовой пенсии.

1. Наличие условий, позволяющих применить ст. 110 «Повышение пенсии» Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Как это работает: если, например, гражданин награжден орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, то размер его пенсии повышается на 50 процентов минимального размера пенсии по старости на 01.01.2002 года (185,32 х 0,5 = 92,66 руб.).

2. Наличие условия, позволяющих применить Указ Президента РФ от 02.11.2000 года №1815 о компенсационной выплате в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации.

Как это работает: к максимальному расчетному размеру трудовой пенсии прибавляется 100 руб., а также учитывается соответствующий районный коэффициент. В случае, если районный коэффициент составлял 1,3, то размер компенсационной выплаты составляет 130 руб. (100 х 1,3 = 130 руб.).

Таким образом, максимальный расчетный размер трудовой пенсии может быть увеличен, и, например, с учетом компенсационной выплаты составит:

773,34 + 130 = 903,34 руб., и включает в себя:

450,0 руб. — размер базовой части трудовой пенсии по старости (ст. 14 Закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ, в прежней редакции),

453,34 руб. – страховая часть (СЧ) трудовой пенсии (903,34 – 450 = 453,34).

Выводы

В соответствии с п. 3 и п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа и заработка расчет пенсии производится только по состоянию на 1.01.2002 г. При этом, положения пунктов 3 и 4 указанной статьи определяют особенности учета периодов работы (деятельности).

Например, по правилам п. 3 ст. 30 расчетный размер пенсии определяется с применением формулы, установленной при исчислении стажа работы в календарном исчислении и без учета периода учебы. В то время как по п. 4 ст. 30 предусматривается возможность исчисления периодов работы (деятельности) в льготном порядке и включения периода обучения.

Смешение порядков расчета размера пенсии не допускается. Расчет пенсии производится наиболее выгодному варианту.

Если Вам нужен расчет Вашей пенсии, обращайтесь к адвокату!

Видео (кликните для воспроизведения).

Вы можете оставить свой отзыв или просто слова благодарности на Яндексе — мы будем знать, что наша работа приносит пользу.

Источники

Индексация размеров трудовых пенсий производится на основании
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here