Гарантии реализации прав граждан

Ответы на вопросы по теме: "Гарантии реализации прав граждан". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина

Гарантия (от фр. garantie) – ручательство, поручение, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо. Гарантии прав и свобод человека и гражданина являются составляющей, с одной стороны, правового статуса личности, с другой – более емкого понятия «конституционные гарантии», под которыми следует понимать совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека, основ конституционного строя, выполнения конституционных обязанностей и функционирования различных органов публичной власти. Таким образом, гарантии прав и свобод человека и гражданина – это совокупность конституционно-правовых норм, институтов, средств, способов, механизмов и процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Система гарантий прав и свобод достаточно обширна и включает следующие составляющие (схема 7):

  • социально-экономические (материальные) гарантии – стабильность экономики, отношений собственности, эффективность налоговой системы и собираемости налогов и пр. (а отсюда – качественное выполнение различных социальных программ, эффективное осуществление личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод);
  • политические гарантии – демократический характер власти и соответствующий государственный режим, обеспечивающие политическую стабильность, высокий уровень политической культуры власти, личности, различных институтов гражданского общества;
  • юридические гарантии – собственно правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод.

Схема 7. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Юридические гарантии в свою очередь делятся на две группы: формально-юридические и институциональные гарантии.

Формально-юридические гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции РФ и в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. Трудно переоценить значение таких конституционных положений, как провозглашение прав и свобод высшей ценностью в качестве одной из основ конституционного строя, определение соблюдения прав и свобод человека в качестве основной обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ), закрепление основных прав и свобод на уровне Основного Закона (гл. 2) и признание общепризнанных норм и принципов международного права (в том числе международных стандартов в области прав человека) составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15), запрет применения любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15), установление равенства каждого перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), закрепление за Президентом РФ функции гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80), запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), предоставление каждому права защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, включая самозащиту (ч. 2 ст. 45), и др.

Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Свобода не беспредельна. Будучи членом общества, человек имеет и определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством, в том числе и обязанность пассивного типа – не нарушать права и законные интересы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции). Исходя из этого, Основной Закон российского государства предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным, и в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями.

Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Таким образом, буквальное толкование данного конституционного положения исключает возможность ограничения прав и свобод законами субъектов РФ (что, к сожалению, на практике распространено достаточно широко) и правовыми актами подзаконного характера (президентскими указами, правительственными постановлениями, ведомственными актами, актами глав регионов, органов местного самоуправления и т. п.).

Во-вторых, ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в строго определенных целях, обеспечивающих защиту важных социальных ценностей. Перечень таких целей (оснований) обширен, что дает возможность расширительного толкования, но тем не менее исчерпывающий:

  1. защита основ конституционного строя;
  2. защита нравственности;
  3. защита здоровья других лиц;
  4. защита прав и законных интересов других лиц;
  5. обеспечение обороны и безопасности государства.

В-третьих, даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.

Помимо общих условий ограничения прав и свобод Конституция РФ содержит и некоторые специальные условия. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 56 в связи с введением на всей территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения такие ограничения могут устанавливаться с обязательным указанием пределов и срока их действия.

Примеры законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина в указанных целях содержатся, в частности, в Федеральных конституционных законах от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30.01.2001 № 1-ФКЗ «О военном положении», в законах РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», в Федеральных законах от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и др. Речь здесь идет об общих ограничениях для неопределенного круга лиц, конкретные же ограничения отдельных прав и свобод (свободы передвижения, права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, свободного распоряжения своим имуществом и т. д.) отдельных лиц могут иметь место на основе решения суда (в качестве санкции за совершенное правонарушение или меры, направленной на обеспечение вынесения справедливого и объективного решения судом) или мотивированного постановления иных компетентных государственных органов (например, постановления следователя о применении в качестве меры пресечения подписки о невыезде).

Читайте так же:  Плюсы и минусы компенсационных выплат

Предусмотренные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ условия ограничения прав и свобод человека и гражданина должны соблюдаться не только в отношении прав и свобод, закрепленных непосредственно в Основном Законе, но и в отношении иных прав, предоставленных отдельным категориям граждан в России (ветеранам, пенсионерам, студентам, военнослужащим и др.) отраслевым и текущим законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Буквальное толкование данной нормы (т. е. запрет отменять и умалять не только права, предусмотренные в Конституции, но и права, составляющие так называемый специальный правовой статус и закрепленные в отраслевом и специальном законодательстве) «связывает» законодателя, не позволяя ни при каких условиях издавать законы, повышающие налоги и иные платежи, устанавливающие более суровые меры ответственности, отменяющие какие-либо льготы отдельным категориям граждан и т. п. Конституционный Суд РФ, в частности, неоднократно указывал в своих актах, что в правовом социальном государстве недопустима отмена прав, льгот и преимуществ, установленных в том числе и в законах специального характера (в Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в законах РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» и др.).

Конституция РФ предусматривает так называемые абсолютные права и свободы (ч. 3 ст. 56), которые не могут быть нормативно ограничены ни при каких условиях, даже если введено чрезвычайное положение, имело место масштабное стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т. п. К ним, в частности, относятся право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, право на судебную защиту с соответствующими процессуальными гарантиями.

При всей значимости формально-юридических гарантий ведущая роль в деле защиты прав и свобод принадлежит институциональным гарантиям. Можно нормативно закрепить общепринятые демократические подходы к основным характеристикам конституционно-правового статуса личности, но если человек в том или ином государстве не будет иметь реальной возможности восстановить и защитить свои нарушенные права, то и значение формально-юридических гарантий будет сведено на нет и восприниматься они будут как фиктивные нормы.

Система институциональных гарантий включает, во-первых, различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав; во-вторых, способы осуществления прав и свобод и процессуальные гарантии, т. е. процедуры, обеспечивающие реализацию, охрану и защиту прав и свобод (парламентские процедуры, процедуры административной жалобы, осуществления амнистии и помилования, судебные процедуры и т. д.).

Существуют следующие способы осуществления прав и свобод и исполнения обязанностей:

  • явочный, при котором для осуществления прав и свобод не требуется не только получения разрешения, но и уведомления каких-либо органов власти. В таком порядке осуществляются, в частности, свобода мысли и слова, свобода совести, право собственности, свобода творческой деятельности, право на национальную и культурную самоидентификацию, на участие в культурной жизни и др.;
  • заявительный (уведомительный). Так реализуются право на забастовку, на осуществление предпринимательской деятельности, свобода выбора места жительства, свобода митингов, шествий и др.; обязанность государства по извещению граждан об уплате налогов и иных платежей, вызову в суд и в правоохранительные органы и т. п.;
  • разрешительный, связанный с необходимостью получить разрешение компетентных государственных органов для реализации некоторых прав и свобод (например, для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, посещения отдельных местностей и объектов и др.).

К звеньям системы государственных и негосударственных органов и организаций, призванных обеспечивать охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, относятся:

Основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46–54 Конституции РФ). Оно включает право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпцию невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения, запрет на использование незаконных доказательств, гарантии от самообвинения, запрет обратной силы закона (но только закона, ухудшающего положение субъектов правоотношений), гарантии прав потерпевших и др.

Именно судебный порядок защиты нарушенных прав является общим порядком, альтернативой использованию специального (административного, претензионного и пр.) порядка защиты. При этом право выбора инстанции для обращения за защитой нарушенного права принадлежит самому управомоченному лицу, за исключением ограниченного круга предусмотренных законом случаев, когда использование досудебной процедуры – обязательная предпосылка для обращения в суд, в частности, при разрешении транспортных споров, споров в сфере патентных правоотношений и др.

Российские граждане имеют конституционную возможность обращаться за защитой своих прав в межгосударственные органы (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Следует иметь в виду, что такое обращение – процедура достаточно сложная, обусловленная рядом обстоятельств, основными из которых являются, во-первых, наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и, во-вторых, исчерпание всех возможных внутригосударственных средств правовой защиты.

Из международных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее известным и авторитетным является Европейский суд по правам человека (в Страсбурге), доступ в который российские граждане получили после вступления России в Совет Европы в феврале 1996 г. и ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в марте 1998 г. Решения Европейского суда для государств, признавших его юрисдикцию, являются обязательными. Несмотря на сложную процедуру обращения в Европейский суд по правам человека, количество жалоб и обращений из России уже исчисляется тысячами (по отдельным оценкам, до 10 % всех дел, принятых Судом к рассмотрению). 7 мая 2002 г. по итогам рассмотрения дела «Бурдов против России» было вынесено первое решение в пользу российского гражданина: Суд постановил выплатить из российской государственной казны 3 тыс. евро участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС А. Бурдову в качестве компенсации за задержку предусмотренных российским законодательством выплат.

Читайте так же:  Оформление группы инвалидности при онкологии

http://be5.biz/pravo/k007/9.html

§ 4. Гарантии реализации основных прав, свобод, законных интересов, а также обязанностей и ограничений несовершеннолетних граждан в сфере государственного управления

Юридические гарантии правового положения, его структурных элементов – прав, свобод, законных интересов, обязанностей и ограничений личности, – непосредственно обеспечивая его реализацию и защиту, составляют структурный элемент правового положения личности.

ОСНОВНЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ ГАРАНТИЙявляется создание:

1) необходимых условий для реализации гражданами своих прав, свобод, законных интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения правоограничений;

2) механизма их охраны и защиты со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В общей теории права к ГАРАНТИЯМотносят политические, экономические, организационные, социальные, культурные, юридические положения. Все виды таких гарантий действуют при реализации любых элементов правового статуса личности независимо от его особенностей и отраслевой принадлежности. Так, среди общеправовых гарантий можно выделить следующие:

• статья 33 Конституции РФ гарантирует право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, что является важнейшим средством привлечения внимания уполномоченных органов к возникающим проблемам при реализации правового статуса лиц;

• в ст. 45 Конституции РФ определено, что государственная защита прав и свобод человека гарантируется. Здесь же установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом;

• статья 46 Конституции РФ закрепляет следующие права: каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд; каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты;

• статья 48 Конституции РФ определяет гарантированность права на получение квалифицированной юридической помощи. Причем в предусмотренных законом случаях такая помощь оказывается бесплатно;

• статья 51 Конституции РФ содержит процессуальную гарантию о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания;

• в ст. 53 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;

• процессуальной гарантией, базовой для производства по делам об административных правонарушениях, является ст. 54 Конституции РФ, определяющая, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон;

• важной является и гарантия правомерного ограничения прав, свобод и законных интересов, установленная ст.

Вместе с тем в административно-правовой сфере установлены и отраслевые гарантии , которые широко используются и в иных сферах жизнедеятельности, например:

• право административной жалобы;

• реализация полномочий федеральных органов исполнительной власти (федеральных служб и федеральных агентств) по надзору и контролю за иными органами публичной власти, организациями и гражданами и в установленных сферах деятельности (например, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, образовательной сфере и т. п.);

• ответственность должностных лиц и государственных служащих, нарушающих или ущемляющих права, свободы и законные интересы граждан или препятствующих их осуществлению, которая является важнейшей гарантией. Если акты управления каким-либо образом умаляют или нарушают права и свободы граждан, то они в установленном порядке могут быть отменены вышестоящими субъектами власти;

• установление КоАП РФ широкого спектра процессуальных гарантий, обеспечивающих правомерность реализации всех элементов административно-процессуального статуса лиц, например административный арест не может применяться к лицам, не достигшим возраста 18 лет (ст. 3 КоАП РФ).

Применительно к несовершеннолетним лицам можно говорить и о дополнительной системе гарантий , которую обеспечивают специально сформированные в Российской Федерации государственные и негосударственные органы и организации, а именно:

1) широким спектром полномочий по обеспечению прав, свобод, законных интересов, обязанностей и ограничений наделены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

2) с 2009 г. в России создан и функционирует институт Уполномоченного по правам ребенка (Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка»);

3) в России создается и активно развивается система органов опеки, попечительства и патронажа;

4) законодательством РФ установлена система органов и учреждений, основной целью деятельности которых является обеспечение реализации административно-правового положения несовершеннолетних (образовательные учреждения; учреждения здравоохранения; разные центры по организации досуга; спортивные, художественные и музыкальные учреждения; и т. п.);

5) в Российской Федерации сформирована система учреждений, направленных на реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и др.

Поскольку не все из вышеназванных гарантий несовершеннолетний может использовать непосредственно лично, «на помощь» приходит институт восполнения административной дееспособности – от имени несовершеннолетнего в соответствии с законодательством РФ могут действовать его законные представители и (или) лица, наделенные соответствующими правами.

Читайте так же:  Пенсии едв и иные социальные выплаты

http://lawbook.online/pravo-rossii-yuvenalnoe/garantii-realizatsii-osnovnyih-prav-svobod-68704.html

Гарантии прав и свобод человека

Права, свободы и обязанности человека основаны на их гарантиях. Данный принцип имеет своё правовое выражение в разных формах: и как общие гарантии для реализации всех прав и свобод человека, и как конкретные гарантии для каждого права и свободы в отдельности.

В качестве общего начала правового статуса личности, этот принцип закреплен в нескольких статьях Конституции РФ. Так, в статье 2 в качестве одной из основ конституционного строя РФ установлена обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина и человека. В статьях 17 и 19 предусмотрено, что в России реализуются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Помимо указанных общих норм о гарантиях, фактически каждое конкретное право и свобода сопровождаются перечислением условий и способов реализации данных гарантий.

В Конституции наиболее подробно и точно отражены гарантии прав человека в случаях, в которых речь идет о привлечении к уголовной ответственности, о применении мер принудительного воздействия и о лишении свободы (статьи 46 – 54). Установленная в Конституции РФ система подобного рода гарантий формирует соответствующую направленность для уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Первоочередным субъектом, гарантирующим права и свободы человека, выступает государство. В статье 45 Конституции указывается, что государственная защита прав и свобод в России гарантирована. Роль государства как ключевого гаранта соблюдения прав и свобод вытекает из содержания статей 2, 17, 19 и других. Она реализуется посредством функционирующей системы государственных органов. Статья 18 устанавливает, что права и свободы человека определяют содержание, смысл и применение законодательства, деятельность исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления, а также обеспечиваются системой правосудия.

В статье 80 Конституции РФ закреплено, что Президент выступает гарантом прав и свобод гражданина и человека. Федеральное Собрание реализует защиту прав, устанавливая их гарантии путем законодательной деятельности. Соответствующая деятельность по обеспечению гарантий прав и свобод проводится Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ. В механизме восстановления нарушенных прав и свобод личности особенная роль отведена судебным органам, а именно Конституционному Суду России, конституционным и уставным судам субъектов Федерации, судам общей юрисдикции.

Конституцией предусмотрен и такой своеобразный орган как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Выстраивание условий для полноценной реализации прав и свобод человека не является задача исключительно государственных структур. Она исполняется и органами местного самоуправления. Определенную роль в данной сфере выполняют общественные объединения, прежде всего, профессиональные и творческие союзы, а также молодежные, женские и ветеранские организации.

Конституция предусмотрела и более широкие рамки участия самого человека в механизме реализации гарантий защиты им собственных прав и свобод. Статья 45 устанавливает, что каждый вправе обеспечивать защиту своих права и свобод всеми способами, которые не запрещены законом. Также были расширены гарантии и возможности каждого для судебной защиты своих прав, закреплено правомочие по обжалованию в суде действий (или бездействия) и решений органов государственной власти.

Конституционное закрепление принципа гарантированности прав человека имеет развитие в законодательстве, которое относится ко всем правовым отраслям, в том числе и к конституционному праву.

В законодательстве выделяют политические, социально-экономические и юридические гарантии.

Политические гарантии представляют соответствующим образом ориентированную политику государства, её нацеленность на создание условий, которые обеспечивают:

– стабильность функционирования политических структур, их способность к установлению гражданского согласия, исключающего конфликты в обществе;

Видео (кликните для воспроизведения).

– достойную жизнь, свободное и прогрессивное развитие человека;

– достаточный уровень политической культуры среди граждан;

– борьба с бюрократизмом, взяточничеством и т.д.

Социально-экономические гарантии подразумевают создание материальной основы и соответствующей среды, которые будут обеспечивать свободное использование прав и свобод. Данные гарантии предполагают развивающуюся экономику, социальную стабильность, развитые производственные мощности и инфраструктуру (совокупность учреждений, позволяющих обслуживать все виды социальных потребностей общества) и т.д.

Юридические гарантии включают все правовые средства реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Установление соответствующих гарантий в Конституции и текущем законодательстве РФ формирует правовой базис для функционирования государственного механизма, который обеспечивает восстановление нарушенных прав, создание условий для их реализации. Важнейшей гарантией выступает и активное отношение непосредственно субъектов к задействованию всех возможностей для осуществления своих прав и свобод, их знания и навыки защищать данные права.

Для полноценной охраны прав и свобод человека их основополагающие юридические гарантии закрепляются в Конституции. Подобные конституционные нормы относятся, прежде всего, к отношениям, связанным с возможностью государства применить к человеку меры принудительного воздействия, привлечь его к судебной ответственности, существенно ограничить его права и свободы (статьи 47 – 54 Основного закона) непосредственно государством.

В Конституции РФ предусмотрены необходимые гарантии и принципы для организации судопроизводства, гуманного отношения к тем лицам, которые привлекаются в судебном порядке к административной либо уголовной ответственности.

В статье 47 Конституции говорится о том, что никто не может лишаться права на рассмотрение его дела тем судьей и в том суде, к подсудности которых это дело отнесено законодательством. Данная гарантия имеет целью исключение возможностей для произвольного разрешения компетентными органами вопросов о порядке передачи дела в суд по собственному выбору. Также закреплено право лица, обвиняемого в совершении преступления, на рассмотрение подобного дела судом с участием присяжных заседателей в ситуациях, которые предусмотрены федеральным законодательством.

Конституция содержит нормы, выступающие базисом для правоустановлений, направленных на обеспечение справедливого отношения к человеку в судебном разбирательстве. Каждый имеет гарантированное право на получение квалифицированной юридической помощи. В предусмотренных законом случаях юридическая помощь предоставляется на бесплатной основе.

Читайте так же:  Гарантия стандарт

Любое лицо, которое задержано, заключено под стражу, обвиняется в совершении преступления, вправе воспользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу либо предъявления обвинения соответственно (согласно статье 48 Конституции РФ).

Законодательство провозглашает принцип презумпции невиновности, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления является невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и соответственно установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Обвиняемый не имеет обязательства доказывать собственную невиновность, а не устраняемые сомнения в виновности человека толкуются в его пользу (согласно положениям статьи 49 Конституции РФ).

На обеспечение прав человека направлены и такие принципы правосудия как:

– недопустимость его повторного осуждения за одно и то же преступление;

– недопустимость задействования доказательств, которые получены с нарушением законодательства;

– недопустимость возложения на человека обязанности по свидетельствованию против самого себя, супруга и близких родственников, круг которых определен законом.

Для гарантий защиты осужденного за преступление от потенциально возможной судебной ошибки, в Конституции за ним закреплено право на пересмотр приговора в вышестоящем суде в том порядке, который установлен федеральным законодательством. Помимо этого, сохраняя за осужденным право на прошение о помиловании либо смягчении наказания, Основной закон обеспечивает возможность более глубоко оценить особенности личности осужденного, а также все обстоятельства его жизненного положения (статья 50).

Огромное значение в обеспечении прав человека несет и конституционная норма о том, что устанавливающий либо отягчающий ответственность закон не имеет обратной силы, и никто не должен нести ответственность за деяния, которые в момент их совершения не признавались в качестве правонарушений. В случаях, если после совершения правонарушений ответственность за них была смягчена или полностью снята, то надлежит применять положения нового закона (статья 54 Конституции РФ).

К юридическим гарантиям относят и конституционную норму об охране законодательством прав потерпевших от правонарушений и злоупотреблений властью. Государство гарантирует им доступность правосудия и компенсацию причиненного ущерба.

Вышеизложенные конституционно закрепленные юридические гарантии имеют развитие и конкретизацию в отдельных отраслях права (гражданском, уголовном, уголовно-процессуальном и т.д.).

http://lecu.ru/konstitutsionnoe-pravo-rossii/393-garantii-prav-i-svobod-cheloveka

Гарантии прав граждан в сфере реализации исполнительной власти

Под гарантиями юридических прав, обязанностей и законных интересов граждан понимаются условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану (защиту).

В развернутом варианте механизм таких гарантий слагается из следующих юридически значимых действий, совершаемых полномочными государственными органами:

а) выполнение юридической обязанности по обеспечению реализации конституционных прав и свобод граждан;

б) создание необходимых условий для их реализации;

в) постоянное наблюдение и контроль за их реализацией;

г) охрана прав и свобод граждан;

д) применение санкций в случае их нарушения.

При этом необходимо учитывать, что гарантии, о которых идет речь, носят государственный характер. Это означает, что на все государственные органы Конституцией РФ и российским законодательством возлагаются обязанности, связанные с реализацией прав и свобод граждан. Выполнение таких обязанностей органами исполнительной власти составляет содержание административно-правовых гарантий. Они могут носить различный характер, что позволяет выделить два основных направления, по которым они проявляются в процессе государственно-управленческой деятельности.

1. Административно-правовые гарантии реализации прав и свобод граждан. В данном случае подразумеваются юридические обязанности исполнительных органов (должностных лиц) как по обеспечению реализации, так и по созданию условий реализации прав граждан. Эти гарантии находят свое выражение в закреплении в соответствующих правовых нормах данных обязанностей. Тем самым права и свободы граждан определяют деятельность исполнительной власти (ст. 18 Конституции РФ).

Так, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1997 г. действует на базе основных принципов, в числе которых принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство обеспечивает реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения; принимает меры по реализации трудовых прав граждан и их прав на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; развивает систему бесплатного образования; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду; участвует в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности; осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан. Установлен особый порядок вступления в силу постановлений Правительства, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан (не ранее дня их официального опубликования).

Соответствующие обязанности подобного характера, но ограниченные сферой деятельности органов исполнительной власти, закрепляются в положениях о них, утверждаемых Президентом РФ или, как правило. Правительством РФ.

Одним из принципов государственной службы является приоритет прав и свобод гражданина, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их.

Министерство юстиции РФ осуществляет государственную регистрацию нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, которыми затрагиваются права, свободы и законные интересы граждан.

Важное значение имеют специальные административно-процессуальные гарантии прав граждан, устанавливаемые законодательством о производстве по делам об административных правонарушениях, по заявлениям и жалобам граждан и т.п. Они включают, в частности, закрепление обстоятельств, смягчающих административную ответственность, ограничения при применении наиболее строгих административных взысканий, предоставление гражданам, привлекаемым к административной ответственности, широкого комплекса прав процессуального характера, устанавливаемых КоАП, и др.

Кроме того, предусмотрены административные процедуры, в рамках которых происходит реализация прав граждан. Так, подобные процедуры действуют при приеме граждан на работу, при рассмотрении их заявлений и жалоб, при осуществлении лицензирования различного рода деятельности, осуществляемой ими, и т.п.

С учетом особенностей административно-правовых отношений механизм рассматриваемых административно-правовых гарантий есть совокупность следующих юридически значимых действий:

а) обращение гражданина к исполнительному органу (должностному лицу) по поводу реализации закрепленных за ним прав;

Читайте так же:  Районный коэффициент это компенсационная выплата или стимулирующая

б) рассмотрение компетентным органом (должностным лицом) обращения гражданина на предмет установления его правомерности и обоснованности;

в) вынесение ими решения по предмету обращения;

г) исполнение принятого решения.

Главное при этом заключается в том, что исполнительный орган (должностное лицо) юридически обязан принять обращение гражданина и вынести по нему властное одностороннее решение, а также провести его в жизнь. Эту обязанность орган выполняет в силу требований закона либо подзаконного правового акта. С другой стороны, он обязан не только перед законом, но и перед гражданином как сторона возникшего административно-правового отношения. Это и есть проявление юридических гарантий прав граждан.

2. Административно-правовые гарантии охраны прав и свобод граждан.

Это осуществление исполнительными органами (должностными лицами) действий по наблюдению за реализацией прав и свобод граждан, по их непосредственной защите, наконец, по применению административно-правовых санкций в случае их нарушения.

Наблюдательная функция исполнительных органов (должностных лиц) находит свое практическое выражение в осуществлении ими контроля за тем, как осуществляется реализация прав граждан в подведомственных им (нижестоящих) органах, предприятиях и учреждениях, государственными служащими. Другой вариант такого рода функций выражается в осуществлении ими на основе специальных полномочий такого же характера наблюдения в отношении неподведомственных объектов и лиц. В данном случае имеются в виду полномочия надзорного характера.

Наблюдательными (контрольно-надзорными) полномочиями в сфере реализации прав и свобод граждан наделены в соответствующем объеме все органы исполнительной власти как общей, так и отраслевой и межотраслевой компетенции. Действуют также специальные надзорные органы, осуществляющие наблюдение за проведением в жизнь определенных общеобязательных правил, например санитарно-гигиенических, природоохранных, противопожарных и т.п. При этом они следят за тем, как обеспечивается реальность прав граждан в соответствующих областях общественных отношений.

Непосредственная защита прав граждан исполнительными органами (должностными лицами) предполагает практическое использование ими достаточно широкого арсенала юридически властных средств. К ним можно отнести:

а) приостановление действия правовых управленческих актов, нарушающих права и свободы граждан. Так, Президент РФ может приостанавливать действие правовых актов органов исполнительной власти субъектов Федерации; Правительство РФ полномочно приостанавливать исполнение постановлений правительств республик, входящих в состав РФ. Естественно, что имеются в виду случаи, когда в приостанавливаемых актах содержатся те или иные нарушения или ограничения прав и свобод граждан;

б) приостановление работы предприятий и учреждений, если их состояние, например, угрожает здоровью и жизни граждан (например, органами государственного санитарно-эпидемиологического контроля, государственного надзора в области охраны труда и т.п.);

в) отмена неправомерных актов управления, нарушающих права граждан. Правительство РФ вправе отменять такого рода акты федеральных органов исполнительной власти, а Президент РФ – акты самого Правительства и т.п.

В этих полномочиях, в частности, отчетливо проявляется следующая конституционная позиция: любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться (ч. 3 ст. 15). И хотя в данном случае имеется в виду обязательное условие их официального опубликования, есть основания для того, чтобы считать, что акты тем более не могут применяться, если ими нарушаются права, свободы и законные интересы граждан.

В осуществлении защиты прав граждан существенна роль не только чисто административно-правовых средств, но и полномочий, которыми наделены органы судебной власти и прокуратуры. В частности, правом отмены актов управления наделены суды общей юрисдикции, а также арбитражные суды. Конституционный суд РФ может признать такие акты неконституционными, что влечет за собой утрату ими юридической силы.

Органы прокуратуры опротестовывают правовые акты управления в случае нарушения ими прав граждан.

Таким образом, гарантируется государственная защита прав и свобод граждан.

Наконец, нельзя не отметить и то, что самим гражданам предоставляется юридическая возможность своими средствами защищать свои права в сфере государственно-управленческой деятельности. Конечно, гражданин не обладает полномочиями по отмене или приостановлению правовых актов, ущемляющих его права и законные интересы. Но путем обжалования такого рода актов он приводит в движение государственный механизм защиты его прав.

Применение административно-правовых санкций как средства защиты их прав и законных интересов находит свое выражение в том, что она является следствием использования исполнительными органами, равно как и другими полномочными государственными органами, их наблюдательных и защитительных гарантий. Конечно, ответственность в буквальном смысле не ограждает’ то или иное субъективное право личности. Тем не менее ее юридическая значимость несомненна, ибо сама возможность ответственности за свои действия, нарушающие субъективные права граждан, имеет большое превентивное (предупредительное) значение. Сам факт ее наступления есть результат неправомерных действий. При этом, естественно, подразумевается юридическая ответственность прежде всего должностных лиц государственно-управленческого аппарата.

Предусмотрены в основном два вида такой ответственности названных лиц: дисциплинарная и административная. Конечно, за преступные деяния должностные лица несут и уголовную ответственность.

Дисциплинарная ответственность наступает при нарушении государственным служащим возложенных на него служебных обязанностей, в числе которых значится обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности влечет за собой наложение на него органом или руководителем, имеющим право назначать служащего на должность, дисциплинарных взысканий.

Названные виды юридической ответственности носят персональный характер (отвечает конкретное должностное лицо). Ответственность исполнительных органов не предусматривается.

Гражданин имеет право на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительных органов (должностных лиц). Такое возмещение осуществляется в гражданско-процессуальном порядке.

Дата добавления: 2014-12-10 ; Просмотров: 355 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.su/13_124561_garantii-prav-grazhdan-v-sfere-realizatsii-ispolnitelnoy-vlasti.html

Гарантии реализации прав граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here