Гарантии бюджетным учреждениям

Ответы на вопросы по теме: "Гарантии бюджетным учреждениям". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Гарантии бюджетным учреждениям

Дата публикации 12.11.2019

Бюджетное учреждение заключило договор на выполнение работ за счет целевой субсидии (КФО 5). В качестве обеспечения исполнения договора подрядчик предоставил банковскую гарантию. Как отразить в учете ее получение?

Обеспечение заявок на участие в конкурсе или аукционе, обеспечение исполнения контракта могут предоставляться участником закупки в виде банковской гарантии (ч. 2 ст. 44, ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Она должна соответствовать требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

Для учета банковской гарантии, предоставленной в обеспечение исполнения обязательства, применяется забалансовый счет 10 (п. 351 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).

Обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на забалансовом счете 10 датой предоставления гарантии. Основанием может служить копия банковской гарантии, размещенной в реестре банковских гарантий в единой информационной системе. Такое мнение выражено в письме Минфина России от 13.06.2019 № 02-07-10/43230.

Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана банковская гарантия, и (или) датой исполнения обеспечения (п. 351 Инструкции № 157н, письма Минфина России от 27.06.2014 № 02-07-07/31342, от 27.03.2013 № 02-06-10/9654).

Аналитический учет по счету 10 ведется в многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе обязательств по видам имущества (обеспечения), его количеству, местам хранения, а также обязательствам, в обеспечение которых они поступили (п. 352 Инструкции № 157н). Иных требований относительно учета банковской гарантии законодательство не содержит.

Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе (п. 332 Инструкции № 157н). Следовательно, учет банковской гарантии может быть организован без учета КФО. Вместе с тем учет на забалансовых счетах в программе «1С:БГУ 8» ведется в разрезе КФО. В таком случае порядок учета банковской гарантии (в частности, выбор КФО) следует закрепить в учетной политике. К примеру, учет банковской гарантии, полученной в качестве обеспечения контракта, может быть организован в рамках того вида деятельности, по которому проводится конкурс (аукцион).

Участие в крупных закупках для бюджетных учреждений может стать недоступным

Обязанность предоставить обеспечение исполнения контракта может помешать бюджетным организациям как предлагать себя в качестве участника закупок в рамках контрактной системы, так и воспользоваться необходимыми услугами других бюджетных организаций.

В рамках контрактной системы бюджетное учреждение может высту­пать не только заказчиком, но и участником закупок, то есть поставщиком, подрядчиком или исполнителем. Претендуя на то, чтобы заключить контракт, бюджетное учреждение согласно Закону о ФКС обязано внести обеспечение исполнения контракта (Закон о госзакупках освобождал бюджетные учреждения от этой обязанности). Размер обеспечения исполнения контракта по общему правилу должен составлять от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 Закона о ФКС).

Предположим, что сотрудники бюджетного учреждения нашли заказ с начальной максимальной ценой контракта (НМЦ) 50 млн руб, который полностью может быть выполнен силами этой организации. Встает вопрос, каким образом предоставить обеспечение исполнения контракта, если бюджетное учреждение будет признано победителем? Если размер обес­печения исполнения контракта составляет 30% НМЦ, то это 15 млн руб, которые победитель должен предоставить перед заключением контракта либо в виде банковской гарантии, выданной банком, включенным в предусмотренный ст. 176.1 Налогового кодекса РФ перечень банков, либо «живыми» деньгами.

Бюджетные учреждения не имеют права открывать счета в кредитных организациях, а только в казначействе (ч. 14 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее — Закон № 7-ФЗ), которое никаких банковских гарантий не предоставляет и не включено в перечень банков, имеющих право на их выдачу. Потому размер платы за банковскую гарантию при приобретении ее бюджетным учреждением на рынке может составить 3—7% от ее стоимости. Для рассматриваемого случая это минимум 450 000 руб. Такая сумма не вписывается в процедуры закупок до 100 000 руб., а значит, бюджетное учреждение должно будет закупать банковские гарантии в рамках полноценных процедур размещения заказа в соответствии с требованиями и по срокам, заложенным Законом о ФКС. Соответственно, это должно быть отражено и в плане закупок и плане-графике бюджетного учреждения.

Вариант предоставления бюджетным учреждением обеспечения исполнения контракта путем внесения денежных средств (15 млн руб. в нашем примере) представляется еще более трудноисполнимым. Это потребует в конечном итоге внесения изменений в план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (ПФХД) и его утверждения вышестоящим органом. Не говоря о том, что к моменту заключения контракта указанные средства должны быть аккумулированы на лицевом счете для учета средств по приносящей доходы деятельности, открытом в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном требованиями ч. 8 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ. Причем средства на лицевом счете должны быть заранее заработаны бюджетным учреждением, а направление их на обеспечение исполнения контракта должно быть предусмотрено ПФХД. Законодательство не предполагает возможности направления на цели обеспечения исполнения контрактов средств, предоставленных в виде субсидий из бюджета на осуществление государственного или муниципального задания.

Этот пример наглядно демонстрирует, что получение банковской гарантии сопряжено с целым комплексом работ, которые должны быть проведены бюджетным учреждением как заказчиком в рамках ФКС, если оно намерено выступать в качестве участника закупок. Лучшим выходом будет, если бюджетное учреждение воспользуется правом на осуществление закупок из внебюджетных средств по Закону № 223-ФЗ и примет своевременно положение о закупках, в котором надо предусмотреть возможность заключения контракта с единственным источником на получение банковской гарантии. В этом случае проб­лема получения банковской гарантии может быть решена намного проще и быстрее.

Те бюджетные учреждения, которые не примут положение о закупке по Закону № 223-ФЗ или не предусмотрят в нем короткую процедуру заключения контракта на получение банковской гарантии, фактичес­ки будут лишены возможности предоставить обеспечение исполнения контракта согласно Закону о ФКС. Точнее, смогут участвовать только в закупках, в которых размер требуемого обеспечения предполагает плату за банковскую гарантию не более 100 000 руб.

Читайте так же:  Когда поступят пособия по безработице

Поскольку практически все контракты (за небольшим исключением), которые заключаются в рамках Закона о ФКС, требуют предоставления обес­печения, бюджетные учреждения не смогут осуществить закупки услуг у других бюджетных учреждений или ­ГУПов без того, чтобы выставить им подобные требования. Например, закупить услуги вневедомственной охраны или бюро технической инвентаризации. В связи с этим возникают сомнения, что подобные структуры, нередко являющиеся монополистами, будут иметь желание и возможность провес­ти внутреннюю работу, которая позволит им предоставить обес­печение исполнения контрактов для всех их заказчиков, кому это может потребоваться согласно Закону о федеральной контрактной системе.

Гарантии бюджетным учреждениям

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Может ли бюджетное учреждение здравоохранения, оказывающее платные медицинские услуги, покупать банковские гарантии для обеспечения контракта своих услуг, если банковская гарантия приобретается за счет средств от приносящей доход деятельности? Как отразить ее номинальную стоимость в бухгалтерском учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Получение бюджетным учреждением банковской гарантии не противоречит положениями действующего законодательства. Порядок отражения банковских гарантий в бухгалтерском учете бюджетного учреждения зависит от конкретных условий их получения и должен быть установлен учреждением в рамках его учетной политики.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

15 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Гарантии бюджетным учреждениям

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Как бюджетному учреждению с 01.07.2019 отразить в бухгалтерском учете гарантийные обязательства как заказчику по закупочным процедурам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обеспечение гарантийного обязательства в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражается:
— при предоставлении денежных средств с использованием счета 304 01 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» по КФО 3 — средства во временном распоряжении;
— при предоставлении банковской гарантией на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

Ответ прошел контроль качества

28 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Гарантийные обязательства — требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (ч. 4 ст. 33 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Гарантии бюджетным учреждениям

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Бюджетное учреждение на забалансовом счете 10 отражает банковскую гарантию. Срок банковской гарантии с 29.11.2019 по 31.05.2020. Поставщик выполнил свои обязательства по контракту 20.12.2019.
Когда должна быть списана банковская гарантия с забалансового счета 10: в момент исполнения обязательств на основании акта выполненных работ (20.12.2019) или по завершении срока банковской гарантии (31.05.2020)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выбытие банковской гарантии, обеспечивающей исполнение основного обязательства по контракту, с забалансового учета при условии исполнения контракта отражается в бухгалтерском учете датой исполнения контрагентом обязательств по контракту.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

29 января 2020 г.

Читайте так же:  Пособие по беременности и родам

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как внести обеспечение исполнения контракта по 44 ФЗ

Минтранс разрешил обеспечивать госконтракты поэтапно

21.10.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтранс опубликовал проект Федерального закона, который изменяет ст. 96 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта (ОИК).

Собрали в таблицу нововведения.

Что меняется Содержание изменений
Дополнили статью 96 частями 3.1 и 3.2

Заказчик в закупках строительных работ, реконструкции объектов капстроительства в извещении, закупочной документации, проекте контракта, приглашении поучаствовать в тендере в дополнение к условиям, которые предусмотрены ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, вправе потребовать обеспечить выполнение госконтракта поэтапно.

Поставщик предоставляет обеспечение исполнения госконтракта по отдельным этапам, если обеспечивает его исполнение банковской гарантией. Срок действия банковской гарантии превышает не менее чем на один месяц срок выполнения обязательств, которые предусмотрены контрактом по выполнению его отдельного этапа.

Размер обеспечения отдельного этапа исполнения контракта определяется ч. 6 ст. 96 закона о контрактной системе.

А вот КБК для перечисления обеспечения контракта по 44 ФЗ для отдельного этапа не изменится — 00000000000000000510.

Заказчик в закупках строительных работ, реконструкции объектов капстроительства в извещении, закупочной документации, проекте контракта, приглашении поучаствовать в тендере в дополнение к условиям, которые предусмотрены ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, вправе установить требование обеспечения исполнения гарантийных обязательств по годам их исполнения.

Подрядчик вправе предоставить обеспечение исполнения гарантийных обязательств контракта по годам их исполнения, если обеспечивает их банковской гарантией.

Стороны госконтракта подписывают акт приемки объекта капстроительства, который предусмотрен п. 4 ч. 3 ст. 55 ГрК, после предоставления подрядчиком банковской гарантии на срок ее действия не меньше года. Банковская гарантия, которая обеспечивает гарантийные обязательства следующих лет, предоставляется не позже чем за один месяц до истечения срока действия банковской гарантии, которая обеспечивает гарантийные обязательства по госконтракту на предшествующий период.

Изложили ч. 4 ст. 96 в новой редакции

Контракт заключается после предоставления участником закупки ОИК с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.1 ст. 96 закона о контрактной системе.

Если госконтрактом предусмотрены этапы и установлено требование обеспечения выполнения гарантийных обязательств с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.2 ст. 96 44-ФЗ, размер обеспечения гарантийных обязательств не превышает 10% от стоимости отдельного этапа, обязательства по которому обеспечиваются.

Дополнили ст. 96 частью 6.1 По ходу выполнения условий контракта, если госконтрактом предусмотрены отдельные этапы и установлено требование обеспечения исполнения контракта с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.1 ст. 96 44-ФЗ, банковская гарантия для отдельного этапа на срок, который увеличен не меньше чем на 1 месяц срока выполнения таких обязательств, в т. ч. с учетом изменения срока госконтракта по ст. 95 44-ФЗ. предоставляется не позже чем за 2 месяца до истечения срока окончания ранее предоставленной банковской гарантии обеспечения исполнения отдельного этапа.

Основания для изменений

Основание для установления такого права — ч. 12.1 ст. 48 ГрК РФ, в которой указано, что подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика осуществляется применительно к отдельным этапам строительства. А Постановление Правительства № 145 от 05.03.2007 о порядке организации и проведения госэкспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий определяет этап строительства как объект, который вводится в эксплуатацию и эксплуатируется автономно.

В ч. 12 ст. 51 ГрК указано, федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен выдавать разрешения на строительство, по заявлению застройщика выдает разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Разрешение на строительство — документ, который разрешает застройщику строить, реконструировать объект капстроительства и подтверждает соответствие проектной документации требованиям, которые установлены градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Учет банковской гарантии в бюджетном учреждении – проводки

В процессе выдачи банковской гарантии всегда участвует три стороны:

Видео (кликните для воспроизведения).

принципал, который по условиям основного контракта должен заплатить заказчику конкретную сумму;

бенефициар, которым является госзаказчик;

гарант – банковская структура, обязующаяся погасить денежные обязательства принципала по требованию бенефициара при наступлении определенных обстоятельств.

Учет банковских гарантий в бюджетном учете ведется бенефициаром на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств». Сумма гарантии приходуется на основании первичных документов. При погашении обязательств, по которым была оформлена гарантия, сумма такого обеспечения списывается. В аналитике учет должен вестись обособленно по видам обеспечения, по количеству гарантий и по типам обязательств. Бухгалтером создаются следующие корреспонденции:

Дт 10 при принятии гарантии;

Кт 10 при списании сумм по банковским обеспечениям.

Сумма гарантии показывается в учете на сч. 10 датой ее предоставления по факту, а выбытие – датой прекращения обязательства, в обеспечение которого она выдана (на этом нюансе акцентировано внимание Минфина в Письме от 27.06.2014 г. № 02-07-07/31342).

Если гарантия списывается в результате зачисления денежных ресурсов от банка-гаранта, то предприятие — получатель денег должно начислить задолженность и после этого показать ее погашение:

при оприходовании денег по банковской гарантии создается требование по платежу в сумме гарантии, что отражается по дебету счета 2 205 41 560 и кредиту счета 2 401 10 140;

факт зачисления средств фиксируется в дебете 2 201 11 510 и кредите 2 205 41 660 с одновременным кредитованием забалансового 10 счета.

В учет банковских гарантий в бюджетном учреждении могут быть введены проводки по отражению пени – это необходимо в случаях, когда перевод денежных средств банком по гарантии осуществлен с задержкой (Дт 2 209 41 560 – Кт 2 401 10 140).

Читайте так же:  Размер пенсии работающим пенсионерам

Пример 1

Бюджетное предприятие (принципал) выдает банковскую гарантию на сумму 25 000 руб. По этой сделке организация обязуется выплатить банку вознаграждение в размере 5000 руб. Как отразить в бюджетном учете банковскую гарантию (комиссию по ней) принципалу-бюджетнику:

Дт 2 109 60 226 – Кт 2 302 26 730 в сумме 5000 руб. – в учете проведено начисление комиссионного вознаграждения в пользу банка-гаранта;

Д 2 302 26 830 – К 2 201 11 610 в сумме 5000 руб. — обязательства по комиссии перед банком погашены в полном объеме.

Пример 2

Учреждение (бенефициар) принимает независимую гарантию в качестве обеспечения по сделке. Гарантия сформирована в сумме контракта – 175 000 руб. Исполнителем не соблюдены условия соглашения, обязательства перед заказчиком не были выполнены, в результате чего заказчику пришлось обратиться за возмещением к банку-гаранту. Как в этом случае ведется у бенефициара бюджетный учет банковской гарантии – проводки:

Дт 10 – 175 000 руб., банковская гарантия в сумме контракта принята и поставлена на бухгалтерский учет за балансом;

Дт 2 205 41 560 – Кт 2 401 10 140 – 175 000 руб., заказчиком начислена задолженность по выставленному банку-гаранту требованию о перечислении средств;

Д 2 201 11 510 – К 2 205 41 660 – 175 000 руб., на счет бенефициара зачислены денежные средства в счет погашения банковской гарантии;

К 10 – 175 000 руб., отражено списание погашенной гарантии.

Если бы в указанном примере исполнитель по контракту выполнил взятые обязательства, в учете по гарантиям фигурировало бы лишь две проводки – по дебету 10 счета при принятии гарантии и по кредиту 10 счета при списании гарантии. Промежуточные проводки с поступлением денежных средств на лицевой счет отражали бы расчеты между заказчиком и исполнителем без участия банка – начисление кредиторской задолженности по контрагенту с последующим ее погашением и поступлением денег на счет в банке.

Перед принятием и постановкой на учет банковская гарантия бюджетным учреждением проверяется на предмет присутствия в ней всех обязательных сведений. Гарантию, не соответствующую законодательным требованиям, заказчик вправе отклонить, принципал в такой ситуации отстраняется от участия в госзакупке, а деньги, потраченные на оформление гарантии, не подлежат возврату.

Обеспечение обязательств по госконтракту для бюджетных организаций.

Положительный опыт работ с государственными заказами – это гарантия надёжности компании, повышение авторитета в своём сегменте рынка, а также возможность получить хорошую прибыль для любой организации. На сегодняшний день заключить госконтракт возможно лишь посредством участия в торгах. Такая система позволяет принять участие в государственном тендере любой компании, соответствующей требованиям заказчика, тем самым повышая здоровую конкуренцию среди поставщиков. Одновременно с этим система торгов позволяет исключить ненадёжных исполнителей, обязуя их предоставлять обеспечение исполнения своих обязательств по госконтракту. Исключение составляют лишь государственные казённые учреждения, которые освобождены от данной обязанности. Бюджетные же учреждения обязаны гарантировать свою благонадёжность наравне с коммерческими.

О бюджетных организациях.

В условиях нынешних процедур проведения государственных закупок все участники наделены равными правами и обязанностями. Предоставлять обеспечение исполнения контракта должны как крупные коммерческие компании, так и бюджетные организации, и индивидуальные предприниматели. Естественно, бюджетные организации могут выступать как в качестве государственного заказчика, так и участника торгов. Но участвуют они на общих основаниях со всеми другими компаниями, не имея никаких преференций.

Закон № 44-ФЗ освободил казённые учреждения от предоставления гарантии исполнения своих обязательств. Казённые учреждения отличаются от бюджетных тем, что не имеют права распоряжаться доходами на своё усмотрение. Законом предусмотрены ещё несколько случаев, когда заказчик не требует страховку, однако эти исключения касаются специфики самой закупки, а не исполнителя контракта. Например, при определённых условиях единственный поставщик может не предоставлять обеспечение исполнения госконтракта. И таким поставщиком вполне может выступать и бюджетная организация.

В остальных случаях бюджетные организации также, как и все остальные должны предоставлять заказчику денежный залог либо банковскую гарантию. Как и для любой другой компании, гарантия от банка является наиболее выгодным и удобным вариантом и в данном случае. Однако её получение может вызвать затруднения, ввиду особенностей бухгалтерского отчёта бюджетных организаций, а также небольшого, в основном, оборота денежных средств. Попытка самостоятельного обращения в банк за необходимым документом зачастую оказывается неудачной, ввиду некорректной подготовки пакета документов заёмщиком, а также достаточно долгого рассмотрения банком клиента, имеющим особенности бюджетной организации.

Чтобы избежать всех этих проблем, и получить положительный ответ о выдаче гарантии, следует обратиться к опытному и грамотному брокеру. Сотрудники «РосТендер» помогут Вам подготовить все документы, соответственно требованиям банка, а также позаботятся о том, чтобы процесс рассмотрения Вашей заявки занял как можно меньше времени.

Банковские гарантии бюджетным учреждениям

Ответ

Рассмотрим ваши действия по порядку и проанализируем их с точки зрения бухгалтерского и налогового учета.

Во-первых, приобретение основного средства по коду вида источника «4». С точки зрения обложения налогом на прибыль эта операция будет расходованием средств целевого финансирования и не будет расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу.

Вложения в основные средства за счет средств субсидии на государственное задание

Принятие к учету основного средства

Во-вторых, начисление 100%-ной амортизации. И эта операция с точки зрения обложения налогом на прибыль не будет расходом, так как основное средство приобрели за счет средств целевого финансирования.

Основное средство, которое пришло в негодность и более непригодно для использования, необходимо списать. Независимо от того, что дальше учреждение будет с ним делать: или размещать как отходы, или разбирать на полезные материалы, или возвращать по гарантии.

Так как основное средство было приобретено за счет средств целевого финансирования, при его списании никаких расходов для целей налога на прибыль не будет.

Списано основное средство по причине непригодности к использованию

Списанное неисправное основное средство учтено как имущество на хранении до момента возврата поставщику

Далее, необходимо начислить задолженность поставщика по возмещению ущерба, причиненного учреждению. Напомним, что при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, нужно исходить из текущей восстановительной 1 стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба, то есть суммы денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов.

Читайте так же:  Похороны сотрудника мвд на пенсии

Средства от возмещения ущерба будут собственными средствами учреждения, потому что получены они будут не от учредителя. Поэтому начислять задолженность следует по коду вида финансового обеспечения «2». Средства от возмещения ущерба следует считать внереализационными доходами для целей налога на прибыль.

Начислена задолженность по возмещению ущерба, причиненного имуществу учреждения

Если поставщик согласился возместить ущерб путем замены неисправного товара по гарантии, значит, имеет место возмещение ущерба в натуральной форме.

Начисленную задолженность следует списать обратной бухгалтерской записью. Имущество, полученное в возмещение ущерба в натуральной форме, следует принять к учету. В Инструкции № 174н отсутствуют примеры бухгалтерских записей для отражения в учете возмещения ущерба основным средствам в натуральной форме. Но есть примеры записей для материальных запасов – по кредиту счета 40110172.

Ни СГС «Основные средства», ни Инструкция № 157н не содержат указаний, по какой стоимости следует признавать в учете имущество, полученное в возмещение ущерба в натуральной форме. Есть указания для случаев получения основных средств по обменным и необменным операциям, но возмещение ущерба в натуральной форме не подходит под определения этих видов операций. В то же время для бюджетных учреждений в Инструкции № 162н есть примеры бухгалтерских записей, в которых для поступления имущества в натуральной форме в возмещение ущерба использована корреспонденция счета основных средств со счетом расчетов по ущербу. В результате балансовая стоимость основного средства как раз и будет равна сумме ущерба, предъявленного к возмещению виновному лицу.

После того как поставщик произведет замену неисправного основного средства по гарантии, рекомендуем поступить следующим образом:
– списать дебиторскую задолженность по возмещению ущерба, как это предписано бюджетным учреждениям в Инструкции № 174н;
– списать с забалансового счета неисправное основное средство по факту возврата поставщику;
– принять к учету основное средство, полученное в возмещение ущерба в натуральной форме, – использовать бухгалтерскую запись, аналогичную предписанной в Инструкции № 174н для материальных запасов;
– первоначальную стоимость основного средства, полученного в возмещение ущерба в натуральной форме, установить равной величине ущерба, предъявленного поставщику.

Списана дебиторская задолженность по возмещению ущерба основным средствам после возмещения ущерба в натуральной форме

Списано неисправное основное средство по факту возврата поставщику

Принято к учету основное средство в возмещение ущерба основным средствам в натуральной форме

Далее учреждению надо будет начислить на это основное средство 100% амортизации. А для целей налогового учета – или списать с отнесением на материальные расходы (если стоимость будет менее или равна 100 000 руб.), или начислять амортизацию (если стоимость будет более 100 000 руб.). И в том и в другом случае будут расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Учет банковских гарантий в бюджетном учреждении

Размер обеспечения

В ч. 6 ст. 96 44-ФЗ указано, что размер обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ в 2020 году — от 5% до 30% от начальной цены госконтракта. Конечную величину устанавливает сам заказчик в извещении, документации и проекте договора по 44-ФЗ.

Если начальная цена соглашения составляет более 50 млн руб., то заказчик устанавливает размер обеспечения исполнения контракта на электронном аукционе по 44 ФЗ с 01.01.2019 от 10 до 30% от максимальной цены. Эта сумма не меньше величины аванса (если такой установлен). Если аванс более 30% от начальной цены договора, то размер гарантии устанавливается равным авансу.

Если контракт заключается по итогам закупки в рамках ст. 30 44-ФЗ, то размер обеспечения исполнения контракта для СМП по 44 ФЗ в 2020 году (в т. ч. предоставляемого с учетом антидемпинговых мер) рассчитывают исходя из цены, по которой заключается госконтракт. В этом случае обеспечение не должно быть меньше аванса.

Если в аукционе или конкурсе участник предложил цену госконтракта на 25 и более процентов ниже НМЦК, он предоставляет обеспечение с учетом антидемпинговых мер. Например, при НМЦК 15 млн руб. участник закупки выбирает:

  • увеличить размер обеспечения исполнения госконтракта в 1,5 раза;
  • предоставить информацию, которая подтверждает добросовестность, и обеспечить госконтракт в размере, который определен закупочной документацией.

Если применяют антидемпинговые меры, то при выполнении госконтракта аванс не выплатят. Это указано в ч. 13 ст. 37 44-ФЗ.

В ч. 27 ст. 34 44-ФЗ указан максимальный срок, на который заказчик задержит ОИК на счету. В этой статье указано, что он обязан вернуть поставщику деньги в течение 30 дней от даты исполнения поставщиком обязательств, которые предусмотрены контрактом. А если госконтракт заключался по результатам закупки с ограничениями для СМП и СОНКО, то такой срок обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ на электронном аукционе для СМП не превышает 15 дней от даты исполнения поставщиком условий соглашения.

Пресекательные сроки не исключают, что заказчик в проекте госконтракта пропишет более короткие периоды для возврата или проведет транзакцию до истечения срока.

Срок действия банковской гарантии определяется поставщиком с учетом минимального срока, который установлен ч. 3 ст. 96 44-ФЗ. В этой статье указано, что период обеспечения обязательств гарантией превышает срок выполнения обеспечиваемых обязательств не менее чем на 1 месяц (в т. ч. и если изменялся срок исполнения обязательства по ст. 95 44-ФЗ).

Отличие банковской гарантии для бюджетного звена

  • Законодательная инициатива;
  • Страховка средств банковской гарантии;
  • Их сохранность;
  • Сложность бюрократических процедур;

Бюджетные учреждения ограничены в действиях законом о государственных закупках. Они не могут отказаться от взаимодействия с поставщиком по первичному нарушению. Прежде всего, необходимо составить документ, который подтверждает нарушение. Закон указывает, что таких документов должно быть более трех за весь период.

Составляется акт о несоответствии условиям закупки. Этот акт вручается поставщику. Если он не устраняет нарушение, то он лишается контракта, банковской гарантии и возможности участия в торгах на три года. Специальная служба заносит его в реестр недобросовестных поставщиков. Этот поставщик не будет обслуживать муниципальные объекты в течение трех лет. Рассмотрим особенностей взаимодействия с бюджетными предприятиями.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Читайте так же:  Расследование микротравм на производстве без потери трудоспособности

Особенности взаимодействия с бюджетными предприятиями:

  • Сложность бюрократических процедур;
  • Низкий процент по сделке;
  • Большой объем скидки по аукциону;
  • Сложность обслуживания;

Рассмотрим процедуру возврата банковской гарантии в бюджетных учреждениях.

Процедура предоставления банковской гарантии

  1. Подача заявки на участие;
  2. Предоставление дополнительных документов;
  3. Оплата организационного взноса;
  4. Участие в торгах;
  5. Победа в торгах;
  6. Формирование контракта;
  7. Подписание контракта;
  8. Покупка банковской гарантии.

Кто не обеспечивает

В ч. 8.1 ст. 96 закона о контрактной системе указано, что участник закупки, с которым госконтракт заключается по итогам закупки с ограничениями по ст. 30 44-ФЗ, не вносит обеспечение исполнения контракта по 44 ФЗ с 1 июля 2020 для СМП, если предоставит информацию из реестра контрактов об исполнении таким участником за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов, которые выполнены без неустоек (штрафов, пеней). Сумма цен таких госконтрактов составляет не меньше НМЦК. Эти сведения предоставляются участником закупки до заключения контракта.

Поручительство договора не предусмотрено в следующих случаях:

  • участником торгов выступает казенное учреждение;
  • предмет закупочной процедуры — услуги по предоставлению кредита;
  • предмет торгов — выдача банковской гарантии, если заказчиком выступает бюджетное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Замена имущества в период гарантийного срока

Для чего меняют

Строительные госконтракты, как правило, носят долгосрочный характер. По 44-ФЗ размер обеспечения исполнения обязательств по таким контрактам составляет от 10 до 30% начальной (максимальной) цены, но не меньше аванса. Такие правила установлены для тендеров с НМЦК больше 50 млн руб.

Госконтракт заключается после того, как участник закупки предоставил ОИК. Если он этого не сделает, его признают уклонившимся от заключения госконтракта. Это приведет к включению его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Обеспечивать госконтракт деньгами на долгосрочный период обременительно для участников, т. к. на рынке подрядчиков капитального строительства нет организаций, которые спокойно изымают из оборота такие суммы. Получается, самый доступный способ обеспечить сделку — банковская гарантия.

Такие гарантии подрядчикам выдаются на срок до пяти лет, а комиссия по ним — до 5%. Это финансово нагружает подрядчика. А получить банковскую гарантию в таком размере проблематично для подрядных организаций из-за жестких требований банков.

Чтобы создать более благоприятный инвестиционный климат и условия для повышения конкуренции в строительных тендерах, подготовили поправки в ст. 96 закона о контрактной системе. После вступления в силу изменений поставщики смогут обеспечивать отдельные этапы, а гарантийные обязательства — по годам.

Вопрос

Мы – бюджетное учреждение здравоохранения на общей системе налогообложения. Приобрели за плату основное средство – электроплиту. Оплату плиты (первоначальная стоимость 20 000 руб.) провели по коду «4». Потом приняли плиту к учету, ввели в эксплуатацию, начислили 100%-ную амортизацию. Однако в период гарантийного срока плита сломалась, и мы вернули ее поставщику по гарантии. Он заменил сломанную плиту на другую, иной модели, с большей балансовой стоимостью, причем без доплаты с нашей стороны.

Поскольку мы получили плиту с большей балансовой стоимостью, то получилось, что мы получили прибыль. Поэтому нам нужно разницу в цене отразить по «2» и начислить налог на прибыль.

Но мы не знаем, как отразить это в учете, какие проводки должны быть у документов по возврату, замене, списанию амортизации и балансовой стоимости, по начислению налога на прибыль. Ведь приобретение плиты и замена ее по гарантии происходили в разные налоговые периоды (годы).

Актуальность банковской гарантии для муниципального предприятия

Муниципальные предприятия наименее защищены законом о закупках. Предположим, что участник принял участие в торгах и успешно прошел все этапы. Остается только заключить контракт. На этом этапе необходима банковская гарантия.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Законодательная инициатива по введению банковской гарантии основана на том, что предприниматели выигрывали аукционы и не поставляли продукты, нарушая условия контракта. В этом случае, муниципальное предприятие оставалось без инструментов воздействия на поставщика.

Банковская гарантия является страховкой эффективного и качественного исполнения контракта. Рассмотрим отличие банковской гарантии для бюджетных учреждений.

uchet_bankovskih_garantiy_v_byudzhetnom_uchrezhdenii.jpg

Похожие публикации

Учет банковских гарантий в бюджете осуществляется при проведении госзакупок. Государственные предприятия могут выступать в качестве получателей гарантии, также они могут использовать этот инструментарий для обеспечения своих обязательств перед госзаказчиками. Правоотношения по предоставлению банковских гарантий регулируются гражданским законодательством, ориентироваться надо на положения статей 368-379 ГК РФ. Гарантии в сфере госзакупок выдаются и принимаются в соответствии с требованиями закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ (при участии в торгах в качестве гарантии по заявкам или при заключении контрактов с условием применения гарантии для обеспечения исполнения соглашения).

Понятие о банковской гарантии

Банковское гарантийное обеспечение — это тип экономического акта, который удостоверяет обязательства сторон относительно друг друга. Банковское гарантийное обеспечение основано участниками информационных продаж с целью предоставления страховки участников.

Банковская гарантия служит страховкой для муниципального предприятия, которая доказывает, что поставщик будет эффективно исполнять обязательства по государственному контракту. Если поставщик изменит условия или нарушит закон, то он лишится банковской гарантии.

Возврат банковской гарантии в бюджетных учреждениях

Традиционно и согласно утвержденному законодательству, банковская гарантия возвращается поставщику после исполнения обязательств по государственному контракту. Но, довольно часто возникают ситуации, при которых поставщики и заказчики нарушают условия контракта.

Для этого создано законодательство, которое регулирует спорные ситуации и моменты. Бюджетные учреждения более уязвимы. Закон определяет, что бюджетные учреждения не могут использовать средства банковской гарантии для удовлетворения своих нужд.

После заключения контракта поставщик перечисляет средства на специализированный счет. На этом счете средства останутся без взаимодействия с внешними агентами до завершения срока действия контракта. После того, как все обязательства выполнены, заказчик сможет получить средства в полном объеме. Срок возврата банковской гарантии определяет закон и договор, который подписали обе стороны.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники

Гарантии бюджетным учреждениям
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here