Формы защиты прав в социальном обеспечении

Ответы на вопросы по теме: "Формы защиты прав в социальном обеспечении". Если вы не нашли ответ на свой вопрос или необходимо уточнить данные на 2020 год, то обратитесь к дежурному юристу.

Формы защиты прав субъектов в праве социального обеспечения

Длительное время и в теории, и на практике высказываются суждения о том, что в праве социального обеспечения закреплены и существуют собственные меры ответственности в виде самостоятельного структурного элемента системы права социального обеспечения. Не следует, однако, отождествлять способ защиты прав и интересов субъектов, какой является юридическая ответственность, и отраслевую принадлежность правовых норм, их устанавливающих. Нужно исходить из того, что по своей правовой природе и функциональным характеристикам нормы, устанавливающие юридическую ответственность, являются не социально-обеспечительными, а административно-правовыми, уголовно-правовыми или гражданско-правовыми в зависимости от степени и характера общественной опасности (вредности) деяния, составляющего диспозицию соответствующих предписаний.

Некоторые ученые-правоведы и юристы-практики наряду с административной ответственностью выделяют также и финансово-правовую ответственность и соответствующие нормы, ее устанавливающие.

Сущность юридической ответственности как способа защиты прав, по общепринятому в теории права мнению, заключается в государственно-правовом характере принуждения, наступает за совершенное правонарушение, применяется в определенном процессуальном порядке и выражается в отрицательных (негативных) для правонарушителя последствиях личного, имущественного или организационного характера.

Иные способы защиты прав субъектов в праве социального обеспечения не обладают суммой аналогичных юридической ответственности признаков. Среди них можно выделить, в частности, следующие:

 признание или подтверждение права субъекта юрисдикционным органом;

 предупреждение или пресечение противоправного поведения;

 прекращение или изменение содержания правоотношения в интересах стороны, чье право нарушено;

 приведение субъектов в первоначальное состояние

и некоторые другие.

Все перечисленные способы защиты выражаются в определенных процедурных и процессуальных формах, и по этому принципу делятся на две группы:

 способы защиты прав, выраженные в юрисдикционной форме;

 способы защиты, выраженные в неюрисдикционной форме.

Юрисдикционная форма заключается в использовании судебного или административного порядка защиты прав и интересов субъектов с привлечением уполномоченных государственных органов или должностных лиц. Судебная форма защиты является универсальной, что вытекает из положений ст. 46 Конституции РФ. В судебном порядке могут быть обжалованы любые действия субъектов социально-обеспечительных правоотношений. Административный порядок применяется только для защиты прав нуждающихся в социально-обеспечительных правоотношениях и в большинстве случаев является альтернативным судебному.

Неюрисдикционная форма защиты прав субъектов выражается в совершении самостоятельных действий и применении мер оперативного воздействия в отношении контрагента в пределах, предусмотренных законодательством, без обращения в юрисдикционные органы. Примером такой формы защиты прав являются, в частности, положения п. 2 и 3 ст. 25 и ст. 26 Закона о трудовых пенсиях, позволяющие пенсионному органу производить удержания из пенсии излишне выплаченных пенсионеру сумм в связи с предоставлением недостоверных или несвоевременных сведений, влекущих перерасход средств на выплату пенсии. Данный порядок является универсальным в рамках пенсионного обеспечения.

В случае если пенсионер не имеет права на пенсию вследствие предоставления недостоверных сведений, причиненный ущерб возмещается в гражданско-правовом порядке по нормам ст. 1102 ГК РФ о неосновательном обогащении.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11 августа 2004 г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании».

Необходимо подчеркнуть, что приведенный пример не представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности в силу того, что лицо, получившее излишние суммы, возвратив данные средства, только восстановит существовавшее изначально правовое положение, но не понесет никаких ограничений в отношении своих имущественных прав (что является необходимым элементом ответственности), поскольку данные средства ему изначально не принадлежали. Со стороны пенсионного органа данные действия можно оценить как предусмотренный законодательством способ самозащиты права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10494 — | 7739 — или читать все.

Социальная защита

Социальная защита — это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

пенсионеры, в том числе одинокие;

инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

граждане, не имеющие постоянного места проживания;

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

Доступное здравоохранение и образование;

Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

Добровольное социальное страхование;

Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

бесплатное медицинское обслуживание;

предоставление санаторно-курортного лечения;

социальная помощь семьям, имеющим детей;

обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Выводы

Социальная защита — это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита — это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

Читайте так же:  Накопительная часть пенсии наследуется или нет

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. « (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — N 237.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 46. — Ст. 4532.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 30. — Ст. 3012.
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном социальном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 51. — Ст. 4831.
5. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 12.03.2016) // Собрание законодательства РФ. — 19 июля 1999 г. — N 29. — ст. 3699.
6. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2015. — N 10. — Ст. 1391.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. — N 46. — Ст. 4532.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 1 (ч. 1). — Ст. 1.

Материалы судебной практики

9. Постановление КС РФ от 26 мая 2015 г. N 11-П, в котором суд дал оценку конституционности положений ч. 5 ст. 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 15.06.2015. — N 24. — ст. 3546.
10. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014) // Бюллетень Верховного Суда РФ. — N 4. — апрель 2014.

Формы защиты прав в социальном обеспечении

Е.И. Петрова
Кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой трудового и экологического права
Сибирский федеральный университет. 660075, г . Красноярск, ул. Маерчака, 6

Статья посвящена анализу таких правовых категорий, как формы, способы и меры защиты субъективных прав и законных интересов в сфере социального обеспечения. Опираясь на научные разработки и практические аспекты исследуемого вопроса, автор показывает существующие проблемы применительно к юрисдикционным и неюрисдикционным формам защиты социально-обеспечительных прав граждан.

Ключевые слова: право социального обеспечения; защита прав граждан в сфере социального обеспечения; юрисдикционная и неюрисдикционная формы защиты

Создание надлежащего механизма защиты прав и основных свобод – актуальная проблема правовой науки, важным аспектом которой выступает вопрос о формах, способах и мерах защиты как об определенном наборе инструментов, призванных обеспечивать конституционные права граждан.

Защите субъективных прав, свобод и законных интересов посвящено немало исследований, проводимых представителями науки в самых различных отраслях права. Тем не менее вряд ли можно говорить о том, что данное правовое явление и составляющий его содержание инструментарий достаточно полно исследованы в праве социального обеспечения, нормы которого регулируют одну из самых конфликтных сфер общественных отношений, где сталкиваются финансовые и иные интересы государства и конституционные права граждан на социальное обеспечение. Более того, ни один нормативный правовой акт по праву социального обеспечения, в отличие, например, от гражданского и трудового права, не содержит перечень способов защиты прав и свобод граждан в рассматриваемой области.

Юридическая наука не дает однозначного определения и соотношения между собой форм, способов и мер защиты как правовых категорий. Иногда учеными отождествляются формы и способы защиты и, называя те или иные формы защиты, они подразумевают под ними также и способы защиты [1, с. 114]. В некоторых случаях представители науки разграничивают между собой инструменты защиты и полагают, что форма защиты должна указывать на то, кто осуществляет право на защиту, в то время как способ – «как тот или иной субъект защиты это делает, посредством каких мер» [9, с. 35]. Еще одну позицию можно сформулировать как разграничение не только форм и способов защиты, но и мер защиты [7, с. 49, с. 54–59; 4, с. 252].

Итак, ученые-правоведы демонстрируют большое разнообразие мнений по поводу того, что такое формы, способы и меры защиты прав и законных интересов, как они соотносятся между собой. Анализ существующих в юридической науке суждений относительно понимания рассматриваемых категорий позволяет сделать вывод о том, что, будучи межотраслевым феноменом, они представляют собой установленные законодательством правовые средства, направленные на восстановление права, обеспечение его исполнения, на пресечение и предупреждение правонарушений. Формы, способы и меры защиты обладают некоторыми общими чертами, которые позволяют рассматривать их в качестве явлений одного порядка. Так, для них характерны определенные функции, т.е. направления правового воздействия на поведение субъектов, общественные отношения, раскрывающие их сущность, роль и социальное предназначение. Сходство проявляется и в том, что они находят реализацию не только через нормы материального характера, но и процессуальные и процедурные нормы, поскольку без определенных законом процедур право защитить невозможно.

Вместе с тем при характеристике форм, способов и мер защиты прав и законных интересов необходимо учитывать существующее между ними различие, выражающееся как в терминологии, так и в содержании.

Думается, следует согласиться с выделением двух видов форм защиты прав и законных интересов – юрисдикционной формы, когда речь идет о деятельности предусмотренных законом органов по защите прав, и формы неюрисдикционной, когда граждане и объединения граждан осуществляют самостоятельные действия, без обращения за помощью в компетентные органы [5, с. 746–750]. Способами защиты, в свою очередь, выступают определенные действия, не запрещенные законом, направленные на защиту нарушенного субъективного права или признание законного интереса. Представляется, что оформленные результаты таких действий представляют собой меры защиты, к которым можно отнести, например, восстановление нарушенного права, пресечение противоправных деяний, признание акта нормотворчества, не подлежащего применению, и т.п.

Читайте так же:  Кому выплачивается пособие на погребение умершего

Думается, сформулированные тезисы в равной мере применимы к характеристике инструментария защиты в праве социального обеспечения. В этой отрасли права можно выделить такие формы, способы и меры защиты, которые являются традиционными и существование которых обусловлено конституционными основами российской государственности. К таковым прежде всего относится судебная защита, закрепленная в ФЗ от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», в ФЗ РФ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в ФЗ РФ от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [11].

Наряду с этим в качестве формы защиты выступает административный порядок защиты, который преимущественно проявляется через защиту прав и законных интересов в процессе обжалования действия (бездействия) органов социальной защиты в вышестоящие органы. Например, п. 42 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. №95, предусматривает, что гражданин может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро [13].

Относительно защиты прав и законных интересов в сфере социального обеспечения существуют такие способы защиты, которые предусмотрены действующим законодательством, однако широкого распространения не имеют. Это относится к общественному порядку защиты, осуществляемому с участием профессиональных союзов. Так, в статье 8 ФЗ РФ от 24 июля 2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» предусматривает возможность общественного контроля за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования [12]. Он осуществляется Общественным советом по инвестированию средств пенсионных накоплений, который формируется на паритетной основе из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, с учетом требований Федерального закона «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

В качестве примера можно назвать и ст. 26 ФЗ РФ от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях», которая предусматривает, что общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов застрахованных в соответствии с названным законом лиц осуществляют профессиональные союзы или иные уполномоченные застрахованными представительные органы [10].

В то же время законодатель не предусматривает права профессиональных союзов или иных общественных организаций на осуществление контроля в сфере иных видов обязательного социального страхования. Это относится к медицинскому страхованию, страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, где институты общественного контроля упразднены.

Среди способов защиты, которые не получили значительного распространения в праве социального обеспечения, можно выделить группу способов, существующих в рамках коллективно-договорного регулирования социально-обеспечительных отношений и закрепленных в актах социального партнерства. Это прежде всего меры примирительно-посреднического характера.

И, наконец, опираясь на тезис о том, что защита прав и свобод граждан допускает активную деятельность самого обладателя по восстановлению им своего нарушенного права без обращения в компетентные органы, хотелось бы обратиться к такому способу защиты, как самозащита. Существует мнение, что в праве социального обеспечения самозащита присуща органу социального обеспечения, который может применить определенные меры воздействия в отношении получателя социального обеспечения, например прекратить выплату денежных средств [2, с. 476].

Представляется, что приведенная позиция не может быть приемлемой, поскольку противоречит сути такого явления как самозащита права. Еще Д.М. Мейер писал о самозащите как о такой разновидности защиты права, которая допускается только как исключение, «когда помощь со стороны государства может явиться слишком поздно» [6, с. 301–302].

В этом смысле говорить о самозащите в рамках права социального обеспечения не приходится. Трудно себе представить ситуацию, когда гражданин, например, по собственному усмотрению назначит себе пенсию или пособие, изменит размер уже назначенных выплат или присвоит себе звание ветерана труда, полагая приобрести право на меры социальной поддержки.

Перечень способов защиты социально-обеспечительных прав будет неполным, если не сказать об уполномоченном по правам человека, который играет немаловажную роль в сфере защиты социальных прав граждан. В Докладе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 г. отмечается, что доля жалоб, связанных с нарушением прав на пенсионное обеспечение различных категорий граждан, получением пособий, льгот для инвалидов и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, составляет 32% от всего объема поступивших жалоб, число которых составило 27522 жалобы [3]. Если к этим цифрам добавить статистику Верховного Суда РФ, которая свидетельствует о значительной доле социальных споров в структуре рассмотренных судами гражданских дел (до 48,5%) [8], то можно констатировать следующее.

В праве социального обеспечения сложился традиционный инструментарий применительно к защите прав и законных интересов в сфере социально-обеспечитель­ных отношений, который реализуется через уполномоченные государственные структуры и который представляет собой, по существу, акт реагирования компетентного органа, направленного на восстановление нарушенных прав (т.е. говорить о предупреждении правонарушения не приходится). Другими словами, юрисдикционная форма защиты социально-обеспечительных прав является преобладающей. Что же касается неюрисдикционной формы и соответствующей ей способов защиты прав в рассматриваемой сфере – доюрисдикционное урегулирование спора без обращения в специально уполномоченные органы, защита социально-обеспечительных прав профсоюзными или иными общественными организациями, самозащита, – то они либо не имеют особой значимости, либо отсутствуют вовсе.

Преобладание юрисдикционной формы защиты само по себе не может, на наш взгляд, расцениваться как существенный недостаток всего правового механизма защиты субъективных прав, свобод и законных интересов. Однако настораживает тот факт, что практика обращения граждан в специально уполномоченные государственные органы в связи с нарушением их прав в сфере социального обеспечения носит весьма распространенный характер. С одной стороны, это может быть вызвано недостатками правоприменения, а с другой – тем, что не всякая социальная потребность гражданина, являющаяся для него вполне естественной для притязаний в рамках социального государства, взята последним под свою защиту посредством правовых норм. И даже если в какой-то отрезок времени общественный интерес нашел свое нормативное закрепление, это не означает, что в следующий момент государство не откажется от ранее заявленного объема благ и не «подправит» его через изменения и дополнения законодательных актов. К сожалению, для сферы социального обеспечения характерны такие прецеденты.

Читайте так же:  Какого числа начисляют социальную пенсию

Поэтому считаю уместным высказать еще одно важное и принципиальное замечание применительно к рассматриваемой теме.

Библиографический список

1. Анисимов П.В. Права человека и правозащитное регулирование: Проблемы теории и практики. Волгоград, 2004.

2. Барышникова Т.Ю. Некоторые особенности форм и способов защиты социально-обеспечительных прав // Право человека на жизнь и гарантии его реализации в сфере труда и социального обеспечения: материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 2008.

3. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ombudsman.gov.ru/doc/documents.html (дата обращения: 11.03.2010).

4. Костян И.А. Защита субъективных прав, свобод и законных интересов: трудоправовой аспект. М., 2009.

5. Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права. СПб., 2006.

6. Мейер Д.И. Русское гражданское право. М., 2003.

7. Нестерова Т.А. Государственные органы и их служащие в системе защиты трудовых прав. Пермь, 2005.

8. Обзор статистических данных о рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел в Верховном Суде РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.supcourt.ru/vscourtdetale.php? >

9. Свердлык Г.А., Страунинг Э.Л. Защита и самозащита гражданских прав: учеб. пособие. М., 2002.

10. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №14, ст. 1401; 1999. №29, ст. 3686; 2009. №30, ст. 3739; 2001. №51, ст. 4832; 2009. №29, ст. 3622.; 2009. №52, ч. 1, ст. 6454.

11. Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №9, ст. 1018.

12. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №30, ст. 3028; 2009. №29, ст. 3619.

13. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31, ст. 3803; 2009. №48, ст. 5745.

Право и организация социального обеспечения в Москве

В юриспруденции часто встречается понятие социальных прав. Социальные права и свободы – такие права, которые призваны обеспечить потребности человека социального уровня и помочь сохранить общественную безопасность. Существует несколько видов основных прав и свобод. К ним относятся:

  • право использования родного языка для свободного общения;
  • право выбора религиозных и прочих убеждений и совершение действий на основании этих убеждений;
  • право свободного труда и отдыха;
  • права защиты.

Формы защиты социальных прав

Защита прав различается по формам, способам, мерам и средствам. Форма защиты – один из видов юридической деятельности, где протекают правоотношения охранительного порядка. Существуют следующие формы, защищающие социальные права:

  • непосредственная;
  • общественная;
  • управленческая;
  • судебная;
  • международная.
Видео (кликните для воспроизведения).

Непосредственная защита занимается решением спорных вопросов среди заинтересованных субъектов. Под субъектами понимают граждан, организации и учреждения, которые предоставляют обеспечение, а также юрисдикционные органы.

Общественная форма защиты осуществляется исключительно специально созданными органами защиты. Управленческая форма занимается контролем деятельности органов самоуправления местного значения.

Все вышеперечисленные формы – внесудебный формат защиты. Судебная защита затрагивает деятельность судов общей юрисдикции, уставных и конституционных судов.

Международная защита социальных прав производится только особыми компетентными органами.

Более укрупненная форменная классификация защиты социальных прав выделяет юрисдикционную и неюрисдикционную форму. Неюрисдикционная форма в настоящее время в системе защиты социального права не применяется, так как невозможно реализовать права граждан без привлечения государственных органов к разрешению ситуации. Основная неюрисдикционная форма – процедура медиации.

Представить Ваши интересы в суде помогут опытные специалисты Компании «Правовое решение». Для более детальной консультации звоните по указанному на нашем сайте номеру телефона!

Стоимость юридических услуг

Юридическая консультация по социальным вопросам
Составление заявлений для получения социальной помощи от государства
Представление интересов Клиента в государственных органах по доверенности
Составление жалобы на действия/бездействия государственных органов
Представление интересов Клиента в суде по доверенности

Вам могут быть интересны эти услуги:

Сомневаетесь в выборе услуги?

Задать вопрос адвокату

Услуги адвоката в Москве

Ни для кого не секрет, что правовое поле без участия квалифицированное адвоката – минное. Для того чтобы выйти победителем и не запутаться в стремительно меняющихся законах понадобится тяжелая артиллерия в виде профессиональных юристов.

Примером гармоничного сочетания демократичной стоимости и достойного качества юридических услуг является компания «Правовое решение». Наши специалисты компетентны в таких законодательных сферах, как:

  • финансовая
  • налоговая
  • административная
  • уголовная
  • жилищная

Услуги адвоката по гражданским делам

В юридическом бюро «Правовое решение» сформирована и успешно применяется практика гражданского права. Наши адвокаты ведут дела в сфере трудового, семейного и гражданского права.

Главная цель нашей компании – реальная помощь и защита клиента. Юристы компании «Правовое решение» занимаются не только семейными, жилищными и кредитными спорами, но и ведут дела, связанные с трудовыми правом и страховыми вопросами. В услуги адвокатов по гражданским делам входит:

  • компетентная консультация по гражданскому праву;
  • составление и подготовка необходимой документации;
  • юридическое сопровождение в ходе исполнительного производства;
  • ведение дел от имени клиента;
  • защита интересов клиента в суде;
  • представление интересов клиента в кассационном или апелляционном порядке.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

Меры по преодолению безработицы;

Поддержка многодетных семей;

Выплата пособий на детей;

Контроль за соблюдением прав детей.

Защита прав в социальном обеспечении в Москве

Во время реализации прав на некоторые виды социального обеспечения у отдельных граждан могут возникнуть конфликтные ситуации и прочие разногласия между самими гражданами и муниципальными учреждениями. Чаще всего такие споры возникают по причине возникновения фактов юридического плана в сфере социального обеспечения. Особенно задействована в конфликтах материальная часть правовых отношений.

Права граждан в сфере социального обеспечения позволяют получать различные привилегии по причине принадлежности человека к одной из социальных групп. Однако во время оформления юридически значимых документов может оказаться, что муниципальные органы отказываются причислить гражданина к одной из социальных групп. Например, физическое лицо может получить отказ в оформлении инвалидности или иждивенства.

Читайте так же:  Единовременное пособие необходимые документы

Защита прав – деятельность со стороны правительства по устранению трудностей и препятствий во время реализации субъективных нрав. В процессе этой деятельности принимают участие непосредственно граждане, органы управления, должностные лица и прочие субъекты.

Защита прав в социальном обеспечении – главная задача государства по отношению к социальным группам. Согласно Конституции Российской Федерации, любой гражданин может защищать свои права любыми способами, которые не противоречат законодательству. Самая действенная система самостоятельной защиты своих прав – подача коллективных или индивидуальных обращений в управленческие органы.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Социальное страхование

Социальное страхование — это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Услуги адвоката по уголовным делам

Решение уголовных вопросов является весьма ответственным и трудным занятием. Именно потому за ведение уголовных дел берутся лишь опытные и квалифицированные адвокаты. Если лицу грозит уголовное наказание, поиск юридически подкованного защитника становится задачей первостепенной важности.

Проволочки и затягивание с обращением за помощью чреваты потерей не только имущества и денег, но и лишением драгоценной свободы. В услуги адвоката по уголовным делам входит не только грамотное составление необходимой для судебной защиты документации, но и подготовка тактики защиты клиента.

Специалисты компании «Правовое решение» гарантируют своим клиентам необходимый уровень психологического комфорта и защиту на квалифицированном и достойном уровне.

Социальная помощь

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

проведение мероприятий по социальному обеспечению;

предоставление услуг по социальному страхованию;

оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Стоимость услуг адвоката в Москве

Стоит отметить, что услуги адвоката не могут быть бесплатными. Их оплачивает либо клиент, либо компания, либо государство. Стоимость услуг наших адвокатов варьируется в широком диапазоне и зависит от следующих нюансов:

  • юридическая сфера вопроса;
  • количество предоставляемых услуг;
  • сложность вопроса.

Зачастую услуги адвоката в суде касаются не только таких общих правомочий, как ознакомление с делом или непосредственное участие в судебном процессе, но и специальных, в которые входит сбор документации, опрос свидетелей или иные услуги. Клиент всегда самостоятельно решает, какой объем предоставляемых адвокатом услуг ему потребуется. Исходя из этого, формируется и конечная цена адвокатских услуг.

Читайте так же:  Льготы семье погибшего ветерана боевых действий

Многие задаются вопросом — сколько стоят услуги адвоката и насколько они соответствуют качеству? Тарифы нашей компании позволяют адвокату получить достойное вознаграждение за кропотливый труд, при этом не отвлекаясь и не распыляясь на прочие мелкие заказы. А это гарантированный 100% результат погружения в проблему клиента.

Юристы компании «Правовое решение» помогут дать квалифицированную оценку сложившейся ситуации, проведут компетентный анализ проблемы и помогут выработать наиболее успешную позицию клиента. Для решения интересующего Вас вопроса и достижения необходимого результата наши юристы используют все возможные способы. Звоните!

Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — N 237.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 46. — Ст. 4532.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (ред. от 01.07.2017)// Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 30. — Ст. 3012.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017)// Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 1 (ч. 1). — Ст. 1.
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 28.05.2017)// Собрание законодательства РФ. — 2015. — N 10. — Ст. 1391.
6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном социальном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 51. — Ст. 4831.
7. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 12.03.2016) // Собрание законодательства РФ. — 19 июля 1999 г. — N 29. — ст. 3699.

Материалы судебной практики

Формы защиты прав субъектов в праве социального обеспечения

Длительное время и в теории, и на практике высказываются суждения о том, что в праве социального обеспечения закреплены и существуют собственные меры ответственности в виде самостоятельного структурного элемента системы права социального обеспечения. Не следует, однако, отождествлять способ защиты прав и интересов субъектов, какой является юридическая ответственность, и отраслевую принадлежность правовых норм, их устанавливающих. Нужно исходить из того, что по своей правовой природе и функциональным характеристикам нормы, устанавливающие юридическую ответственность, являются не социально-обеспечительными, а административно-правовыми, уголовно-правовыми или гражданско-правовыми в зависимости от степени и характера общественной опасности (вредности) деяния, составляющего диспозицию соответствующих предписаний.

Некоторые ученые-правоведы и юристы-практики наряду с административной ответственностью выделяют также и финансово-правовую ответственность и соответствующие нормы, ее устанавливающие.

Сущность юридической ответственности как способа защиты прав, по общепринятому в теории права мнению, заключается в государственно-правовом характере принуждения, наступает за совершенное правонарушение, применяется в определенном процессуальном порядке и выражается в отрицательных (негативных) для правонарушителя последствиях личного, имущественного или организационного характера.

Иные способы защиты прав субъектов в праве социального обеспечения не обладают суммой аналогичных юридической ответственности признаков. Среди них можно выделить, в частности, следующие:

 признание или подтверждение права субъекта юрисдикционным органом;

 предупреждение или пресечение противоправного поведения;

 прекращение или изменение содержания правоотношения в интересах стороны, чье право нарушено;

 приведение субъектов в первоначальное состояние

и некоторые другие.

Все перечисленные способы защиты выражаются в определенных процедурных и процессуальных формах, и по этому принципу делятся на две группы:

 способы защиты прав, выраженные в юрисдикционной форме;

 способы защиты, выраженные в неюрисдикционной форме.

Юрисдикционная форма заключается в использовании судебного или административного порядка защиты прав и интересов субъектов с привлечением уполномоченных государственных органов или должностных лиц. Судебная форма защиты является универсальной, что вытекает из положений ст. 46 Конституции РФ. В судебном порядке могут быть обжалованы любые действия субъектов социально-обеспечительных правоотношений. Административный порядок применяется только для защиты прав нуждающихся в социально-обеспечительных правоотношениях и в большинстве случаев является альтернативным судебному.

Неюрисдикционная форма защиты прав субъектов выражается в совершении самостоятельных действий и применении мер оперативного воздействия в отношении контрагента в пределах, предусмотренных законодательством, без обращения в юрисдикционные органы. Примером такой формы защиты прав являются, в частности, положения п. 2 и 3 ст. 25 и ст. 26 Закона о трудовых пенсиях, позволяющие пенсионному органу производить удержания из пенсии излишне выплаченных пенсионеру сумм в связи с предоставлением недостоверных или несвоевременных сведений, влекущих перерасход средств на выплату пенсии. Данный порядок является универсальным в рамках пенсионного обеспечения.

В случае если пенсионер не имеет права на пенсию вследствие предоставления недостоверных сведений, причиненный ущерб возмещается в гражданско-правовом порядке по нормам ст. 1102 ГК РФ о неосновательном обогащении.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11 августа 2004 г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании».

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимо подчеркнуть, что приведенный пример не представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности в силу того, что лицо, получившее излишние суммы, возвратив данные средства, только восстановит существовавшее изначально правовое положение, но не понесет никаких ограничений в отношении своих имущественных прав (что является необходимым элементом ответственности), поскольку данные средства ему изначально не принадлежали. Со стороны пенсионного органа данные действия можно оценить как предусмотренный законодательством способ самозащиты права.

Источники

Формы защиты прав в социальном обеспечении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here